Домашнее задание как фактор повышения физической подготовленности

Оглавление
Введение 2
1. Домашнеезадание как фактор повышения физической подготовленности_ 4
1.1Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности_ 4
1.2Решение промежуточных задач по самоконтролю_ 9
1.3Организация самостоятельной деятельности_ 14
2. Особенностиорганизации самостоятельных и домашних занятий_ 18
2.1Содержание самостоятельных занятий_ 18
2.2Комплекс упражнений для домашнего задания по физкультуре 22
Заключение 25
Литература 27
Введение
Вгородах России неуклонно расширяется сеть спортивных сооружений, увеличиваетсяколичество квалифицированных кадров. Однако вовлечение учащихся только вспециально организованные секции, группы недостаточно для охвата абсолютногобольшинства школьников систематическими занятиями физическими упражнениями.Поэтому большое значение приобретает обучение учащихся умению заниматьсяфизическими упражнениями. Этим и обусловлено выделение в программе пофизической культуре для 5–11-х классов раздела «Навыки и умения самостоятельныхзанятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры испорта в быт школьников, повышению двигательной активности учащихся.
Следуетотметить, что обучение этим навыкам и умениям не только способствует внедрениюфизической культуры в быт, но и развивает у молодежи качествасамостоятельности. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой сдетства самостоятельностью (имеется в виду качество личности), в различныхжизненных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеютотстаивать свое мнение, собственную позицию. Это прямо относится и к даннойтеме – умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Человеческаядеятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психологаС.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели,и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действиепредпринимается.
Однако,как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того, чтобы ееосуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершенствоваться.
Непосредственнымпродолжением урока физкультуры являются домашние задания. Опыт показывает, чторезультативность их повышается, если содержание заданий планируется учителем втечение учебного года и если они направлены на развитие физических качеств.Кроме общих домашних заданий для всех учащихся особо определяем индивидуальныезадания отстающим в физической подготовке и имеющим высокий уровень.Предварительно на уроках учащиеся обучаются контролю за нагрузкой и еерегулированию. При объяснении домашних заданий используем кинограммы, слайды,рисунки, записи телевизионных передач и т.п. Это создает правильноепредставление об изучаемом движении.
Проверкадомашних заданий проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Для этогов начале или в конце урока отводим 3–5 мин. Остальные в это времявыполняют упражнения по интересам. Оценка за выполнение домашних заданий невыставляется. Основным показателем являются те изменения, которые происходят вфизической подготовке учащихся. И эти продвижения могут оцениваться приподведении итогов за четверть.
Присистематическом использовании домашних заданий повысилась результативностьуроков физической культуры, учащиеся лучше стали усваивать программныйматериал. И главная польза от домашних заданий в том, что они способствуютповышению интереса к своему здоровью, воспитанию воли и дисциплинированности,соблюдению режима дня. В итоге повысились результаты контрольных…
1. Домашнее задание как фактор повышенияфизической подготовленности1.1 Домашнее задание какодна из форм самостоятельной деятельности
Остраянеобходимость в организации самостоятельной физической деятельностипродиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаютсяпризнаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого являетсянедостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемостьклассов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточныйинтерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объёмзнаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детейдля занятий физической культурой и спортом т. к. спортивные секции восновном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступенотдельным категориям семей, имеющих детей.
Неудовлетворённаяпотребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническоефизическое развитие, двигательную подготовленность младших школьников [3, 5].
Проблемесамостоятельных занятий физическими упражнениями школьников посвящены научныеисследования [1, 2, 4, 7, 8, 9]. Однако, в указанных работах вопросыорганизации самостоятельных занятий в начальной школе раскрыты не в полномобъёме, поэтому изучение этого вопроса позволит увеличить двигательнуюактивность учащихся. Данная проблема зависит, прежде всего, от успешнойразработки теоретических основ и практической технологии организациисамостоятельной учебной двигательной деятельности учащихся 1–2 классов с учётомих возрастных особенностей.
Припоступлении в школу происходит ломка динамического стереотипа, сложившегося задошкольный период воспитания, что приводит к нарушению состояния здоровья,наиболее выражено у первоклассников [6]. Один из способов выйти из сложившийсяситуации это физические упражнения, выполняемые школьниками самостоятельно. Ноу школьников не достаточно сформированы навыки самостоятельного использованияфизических упражнений, танцев, пробежек, прогулок для снятия утомления, выходаиз стрессового состояния. Одним из путей решения этой проблемы, на наш взгляд,является самостоятельная работа учащихся по физической культуре.
Дляповышения двигательной активности детей в нынешних условиях школы следуетприменять самостоятельные занятия физическими упражнениями в младших классах, т. к.младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для развитиядвигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни [1,2, 3, 9]. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса стаким расчётом, что бы любой учебный предмет был уроком, способствующим нетолько интеллектуальному развитию ребёнка, но и сохранял физическое исоматическое здоровья. Чтобы школьные занятия не снижали, а повышали адаптивныеспособности детей, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачиурок физической культуры должен иметь ярко выраженную инструктивнуюнаправленность на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Такимобразом, преподаватель, реализуя инструктивную направленность уроков физическойкультуры, формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся, (см. рис. 1).Учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы исредства, в результате этого у школьников формируются умения, навыкисамостоятельного выполнения физических упражнений через приобретённую суммузнаний.
Впроцессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:
1.Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.
2.Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчивообъясняя цель каждого.
3.Задания по физкультуре дети получают после ознакомления с учебным материалом науроке.
4.Каждое задания должно подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся яснопредставляли содержание и технику выполнения упражнения.
5. Длясамостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результатыкоторых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённоевремя.
6. Повремени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.Задаются индивидуально и по группам. По данным опроса учителей индивидуальныезадания по физкультуре более эффективны, чем групповые по данным опросаучителей.
7.Контроль за их выполнением осуществляется на уроках преподавателем физическойкультуры, в домашних условиях взрослыми.
8.Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильностьвыполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтомуважно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся ввыполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобыбыть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельнойдеятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практическикаждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательнойподготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временемусложняются.
9. Дляформирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнениюфизических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация кфизической культуре, т. к. отношение учащихся к урокам физкультуры,интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условийэффективности самостоятельной учебной деятельности
10.Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическимиупражнениями, воспитывается интерес к физической культуре:
11.Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играетзанимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает истановится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиямфизической культуры с младшего школьного возраста
12.Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении задостижения, ставшие результатом его собственного труда.
Сцелью выяснения отношения к самостоятельным занятиям по физической культуре иеё использования в учебно-воспитательном процессе в школе было проведеноанонимное анкетирование 93 учителей физической культуры, среди которых 55% – мужчины,45% – женщины, имеющих высшее специальное образование и педагогический стаж оттрёх лет и выше (77%).
Помнению 70, 9% учителей уровень физического здоровья школьников за минувшее десятилетиеухудшился.
Примерностолько же учителей (67, 74%) отмечают ухудшение уровня двигательнойподготовленности школьников. Интересен тот факт, что улучшение физическогоздоровья и двигательной подготовленности отмечают 19,35% учителей,педагогический стаж работы, которых не превышает пяти лет
Большинствоучителей 98,73% считают, что двух уроков физкультуры в неделю недостаточно. 13,8%учителей рекомендуют увеличить двигательную активность школьников во внеурочноевремя до 20–30 минут в день, столько же – до 60–90 минут, 58,6% учителей – до40–60 минут. Все учителя считают целесообразным использование домашних заданийпо физической культуре в процессе физического воспитания, рассматривая их нетолько как процесс становления самостоятельности школьников, но и как способразвития творческих способностей.
Однаков своей работе домашние задания по физической культуре используют 29,9% в 1–2классах, 31,5% в 3–5 классах, и лишь 14,75% в 10–11 классах. Данные цифрысвидетельствуют о недостаточном стимулировании самостоятельных занятийфизическими упражнениями учителями физической культуры. Хотя более половины(58,54%) учителей отмечают необходимость введения домашних заданий пофизкультуре с 1–2 класса, 26, 83% – с 3–5 классов. Наибольшая ответственностьвыполнения этих заданий учителя отмечают в 1–2 классах – 46,51% и в 3–4 классах– 39,53%. По мнению тех же учителей наиболее ощутимый результат домашниезадания дают в начальных классах (1–2 класс – 38,64%, 3–4 класс – 47,43%).
89,3%учителей считают, что нужна научно-обоснованная система домашних заданий пофизкультуре. Как любой предмет в школе имеет свой учебник, так и «физическаякультура», считают 75,86% опрошенных, должна иметь свой, доступный для детейучебник. При этом 60,4% учителей считают, что такой учебник необходим в первуюочередь для начальных классов, для средних классов – 24,53%, для старшихклассов – 15,09%.
Анализируяпрограмму по физкультуре 43,1% опрошенных учителей считают, что домашниезадания отображены в малом объёме, недостаточно полно – 31,3%, в достаточномобъёме лишь 8,62%.
Используютрекомендации действующей программы по физической культуре в качестве домашнихзадании 36,84% учителей, полагаются на собственный опыт 23,74%, имеютразработанную систему домашних заданий – 10,5%, 28,95% учителей не имеют чёткойсистемы домашних заданий по физкультуре.
Нетединого мнения среди учителей по критериям оценки домашнего задания. Болеетрети (37,14%) оценивают выполнение домашних заданий по приросту результата отисходного, примерно столько же (34,3%) положительно оценивают улучшениевыполнения заданного упражнения, у 29,4% основным критерием оценки домашнегозадания является прилежание
Такимобразом, анализ ответов учителей физкультуры по вопросам анкеты показалотсутствие единого мнения о содержании, организации, критериях оценкивыполнения домашних заданий по физической культуре.
Собственныйопыт работы по данному направлению позволяет утверждать, что домашние заданияпо физической культуре, особенно в начальной школе, повышают интерес к предмету«физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности ивоспитанию самостоятельности, чувства ответственности.1.2 Решениепромежуточных задач по самоконтролю
Поддеятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью ивыполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякойдеятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют ирегулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физического воспитанияв школе – формирование у школьников потребности в личном физическомсовершенствовании.
Достижениеэтой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач:
– воспитанияу школьников устойчивого интереса к физической культуре;
– формированияу них навыков и умений самостоятельных занятий;
– содействиявнедрению занятий физической культурой в режим дня.
Первойступенью на этом пути является заинтересовывание учащихся. Причем впрактической работе учителю важно, имея дело с различным по возрастуконтингентом учащихся, различать интерес непосредственный (интерес к самомупроцессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности).
Школьникамало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнемсамочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворениесвоих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеютэмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Учитель долженисподволь, постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые учащиесявпоследствии будут осознанно применять для достижения более отдаленных целей.Это свойство психики учащихся обуславливает ограничения в обучении ихсамостоятельным занятиям по физической культуре.
Дляначальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементысамостоятельности. Например, домашнее задание: учитель конкретно указывает,какие упражнения, сколько раз, в какое время, как нужно проделать. Ученикуостается следовать данным рекомендациям и выполнять дома задания (повторениеупражнений и является элементом самостоятельности).
Передшкольниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно заотносительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны бытьэмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретныерезультаты. При изучении сложных двигательных элементов их следует разбивать нанесколько более простых. Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимымисдвигами, будет более результативной.
Следуеттакже учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должнаприобретать для него личностный смысл. Он должен быть заинтересован врезультатах своего труда и, самое главное, видеть эти результаты не вотдаленном будущем, а сейчас, сегодня.
Главнымв воспитании привычки у учащихся к самостоятельным занятиям является четкоеразъяснение, объяснение, доведение до сознания учеников, что нужно долго иупорно трудиться, чтобы получить ощутимые результаты.
Итак,чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки иумения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего,учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будутпользоваться во время самостоятельных занятий.
Это,во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утреннейгимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят всодержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.
Во-вторых,прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и заканчивается каждоесамостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать,изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях,навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами. Это прежде всегоподтягивание в висе, перевороты в упор, лазание по канату и шесту.
Подготовкаучащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого,немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретныхсамостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системесамотренировок, привития необходимости технических и организационных навыков. Спервых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени инагрузки.
Другимважным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля зареакцией своего организма на нагрузку. Но задача формирования у школьниковнавыков и умений самостоятельных занятий не будет эффективно решена, еслиориентировать ребят только на результат их деятельности. Важно, чтобы учитель спомощью оценок, различных видов морального поощрения переводил школьников сориентации только на результат к ориентации на процесс, способ деятельности.
Что жеконкретно должна включать деятельность учителя при подготовке к работе пообучению школьников навыкам и умениям самостоятельных занятий?
Во-первых,следует определить, чему учить школьников. Что имеется в виду? Взять, например,программу для 4-го класса, в ней сказано: «Выполнение утренней гимнастики.Контроль за амплитудой и скоростью движений». В связи с этим учителю нужночетко себе представить, какими знаниями и умениями должен обладать ученик,чтобы выполнить требование программы.
Во-вторых,учителю нужно решить, в какое время урока удобнее сообщать учащимся необходимыеим сведения, когда учить навыкам и умениям самостоятельных занятий.
В-третьих,очень важно наметить способы поэтапного контроля за освоением учащимисяматериала «Навыки и умения самостоятельных занятий».
Примернопо такой же схеме должна протекать и деятельность учителя при выполнении этогораздела. Сначала следует дать школьникам знания, необходимые длясамостоятельного выполнения конкретных упражнений, убедить ребят в значимости,важности и полезности этих занятий. Затем необходимо довести до учащихся знанияо самом процессе самостоятельной деятельности.
Несколькослов надо сказать о самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы самостоятельновыполнить упражнения, например утреннюю гимнастику, или развивать физическиекачества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляетопределенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он долженруководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством, котороеСеченов недаром называл «темным мышечным чувством». Если ребят специально неучить этому, они испытывают большие затруднения при различениипространственных, временных и динамических параметров движения. Как их научитьэтому?
Преждевсего, следует обращать внимание учащихся на оценку таких положений, т.е. когдаученик выполнил упражнение, учитель не должен спешить сам оцениватьправильность выполнения, следует попросить сделать это ученика (тем самымсосредоточить внимание на этом вопросе).
Учитьдумать при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно,давая школьникам соответствующие возрасту задания. Например, школьники делаютнаклоны касаясь – следует спросить ребят, какие разновидности наклонов онизнают (наклоны в стороны, назад, наклоны с различными положениями рук), учитьшкольников подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество,критическое отношение. Ведь самостоятельность близка к двум свойствам личности:критичности и творчеству.
Важноне только обучать учащихся воспроизведению каких-либо движений самостоятельно,но и знакомить их с основными положениями, правилами самостоятельных занятий.Только тогда учащиеся в соответствии с теми условиями, в которых они будутзаниматься, смогут правильно подобрать упражнения, спланировать свои знания.
Определяясложность того или иного задания, учитель должен учитывать индивидуальныеособенности учащихся, их склонности, с тем, чтобы, с одной стороны, заданиебыло посильно, доступно для них, а с другой – имело определенную трудность,требующую известного напряжения для преодоления.
1.3 Организациясамостоятельной деятельности
Оченьважными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности.Они тоже многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятийпри выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности,подготовка инвентаря и т.п.) – до таких, как организация условий выбранныхсредств, способов выполнения. Начинать обучение этому нужно с простыхэлементов, например при организации условий проведения учебных и внеклассныхзанятий систематически привлекать в помощь учеников. Причем использовать их некак простых исполнителей, а советоваться с ними по различным вопросам.
Самостоятельность– это всегда в какой-то мере творчество. С этих позиций самостоятельнаядеятельность различается по уровню творческого подхода:
– естьвиды самостоятельной деятельности, когда ученику достаточно воспроизвести то,что ему показал или о чем рассказал учитель; наиболее простой, низший уровень;
– второйуровень самостоятельной деятельности – когда известное, хорошо знакомое,освоенное ученик применяет в других ситуациях, отличных от обычных, в инойобстановке;
– третий(высший) уровень творческого подхода заключается в том, что на основе знаний,прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумываетдругие средства, приводящие в конечном счете к той же цели.
Вместес тем, непосредственное обучение навыкам и умениям самостоятельных занятий – неединственный путь воспитания привычки к занятиям физической культурой.Достижению этой цели способствуют приемы, обеспечивающие осознанное усвоениезнаний, умений и навыков на уроках физкультуры, повышающие интерес к физическимупражнениям, воспитывающие привычку к активному отдыху, а также развитие ушкольников самооценки движений, учет индивидуальных особенностей учащихся приопределении для них домашних заданий по физкультуре.
Кметодам и приемам, способствующим формированию привычки у школьников регулярнозаниматься физическими упражнениями, относятся, в частности, методы убеждения –беседы, лекции, информации, объяснения и т.п. Применяя эти методы, учительформирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиямфизической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимымитеоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа,например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когдаученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, знакомится стеми или иными требованиями.
Беседапомогает убедить учащихся в необходимости воспитывать в себе положительныекачества личности. Постановка перспективы усиливает метод убеждения,конкретизирует цель приобретения знаний и навыков, дискуссия активизирует их насамосовершенствование.
Нарядус методами убеждения важную роль в формировании привычки к занятиям физическойкультурой играют практические методы – показ, демонстрация, инструктаж,проверка знаний и умений, консультирование, пример, корректировка истимулирование деятельности учащихся (поощрение и порицание).
Приведенныеметоды необходимо применять при сообщении теоретических сведений – о разделахпрограммы по физической культуре, при обучении двигательным действиям.
Учитель,руководствуясь целью и задачами урока, должен строить свою работу в следующейпоследовательности: разъяснение, доказательство, показ, практические упражненияс обязательным инструктажем о дозировке, темпе, ритме исполнения. В зависимостиот возраста учащихся последовательность работы может меняться.
Проводявводную беседу, учитель должен коротко рассказать об основных воспитательных иобразовательных задачах физической культуры. Например, объясняя содержание«Тест-программы мэра Москвы», следует раскрыть ее значение, показать важностьвыполнения всех норм программы. Пользуясь методом примера, следует чащерассказывать школьникам о спортивных путях выдающихся рекордсменов, чемпионовОлимпийских игр, мира и Европы.
Преждевсего, у школьников надо пробудить интерес к самому процессу занятий физкультурой.Поэтому уроки следует проводить так, чтобы они оставляли в сознании подростковглубокий след, приносили удовлетворение и были эмоционально притягательными,что создает благоприятные возможности для все больших волевых напряжений припреодолении трудностей во время занятий физкультурой. Следует заметить, чтоцеленаправленная работа по физическому совершенствованию школьников, котораяведется главным образом учителем на уроках, включает в себя и элементысамостоятельности учащихся, в основном это выполнение домашних заданий илипериодические дополнительные занятия с целью подготовки к сдаче каких-либонормативов.
Однаков связи с тем, что вооружение ребят знаниями, формирование соответствующихумений и навыков, без которых невозможны самостоятельные занятия, – важноеусловие для внедрения физической культуры в быт, для акцентирования внимания наэтих вопросах в программе выделен специальный раздел. В нем с учетом возраста иреальных возможностей школьников дан материал, для изучения которого нужно приложитьнемало усилий при формировании у ребят навыков и умений самостоятельныхзанятий.
Например,развитие качества выносливости предопределено наличием учебных нормативов вбеге на 500–1000 м уже с 1‑го класса. Естественно, преподаватель науроках учит школьников сохранять определенную скорость бега, распределять силына дистанции, правильно дышать, дает конкретные задания на дом. В течение всехлет обучения он развивает у школьников выносливость, и наряду с этим учащиесяпонемногу получают сведения о приемах, способах воздействия на это качество, уних формируются определенные умения и навыки.
Гармоническоефизическое развитие, воспитание основных физических качеств должныосуществляться с начальных классов. Однако выполнение упражнений для развитияфизических качеств требует достаточно точной дозировки физических нагрузок иконтроля за реакцией организма.
2. Особенности организации самостоятельныхи домашних занятий2.1 Содержаниесамостоятельных занятий
Теперьперейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно)рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий.
Нопрежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий.Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать,сколько раз их повторять, с какой интенсивностью, последовательностью, на какойпериод (неделю, месяц или больше) рассчитано задание. Кроме этого, учительрассказывает учащимся, в каких условиях следует выполнять заданные упражнения икак эти условия создать. Через обусловленное время учитель проверяет качествоосвоения упражнений и с учетом этого дает другие задания.
Самостоятельныезадания схематично представляют собой следующее. Перед учеником ставится определеннаяцель, например выполнить норматив в подтягивании. Ученик должен сам подобратьсредства, спланировать тренировки, обеспечить себе соответствующие условия,самостоятельно контролировать свое состояние, нагрузку, изменениеподготовленности на каждом занятии и через определенные им самим промежуткивремени анализировать свою деятельность. Учитель может рекомендовать школьникупримерные комплексы упражнений для самостоятельных занятий, но выбрать из этихкомплексов необходимое с учетом своих индивидуальных особенностей учащийсядолжен сам.
Привыполнении комплексов на самостоятельных занятиях школьники должны строитьзанятия по следующей схеме. В начале занятия идет подготовка к выполнениюкомплекса – общеразвивающие упражнения типа разминки: движения рук с постепенноувеличивающейся амплитудой, наклоны и круговые движения туловища, приседания ипоочередные взмахи ногами вперед, в стороны, назад, медленный бег или подскокина месте, ходьба на месте. Каждое упражнение разминки выполняется 6–8 раз. Еслив комплексе имеются особо трудные упражнения, следует специально к нимподготовиться. В основной части занятия желательно планировать следующую ихочередность: упражнения для развития быстроты, гибкости, ловкости, силы ивыносливости. В конце занятий следует обязательно предусмотреть упражнения,способствующие постепенной перестройке работы систем и функций организма отнапряженной деятельности к спокойному состоянию.
Ориентируяшкольников на самостоятельные занятия по физической культуре, нужнорекомендовать им заниматься не реже двух раз в неделю. Продолжительностьзависит от содержания и интенсивности тренировки (но не более полутора-двухчасов). Постепенно переходя от конкретных домашних заданий ко все более общимзадачам, учителю следует создавать учащимся такие условия, чтобы затруднения неохлаждали их стремления заниматься. Для этого применяют различные варианты.Например, использовать для своих целей спортивный зал. Таким образом, он можетконсультировать школьников, помогая им разрешать возникающие сомнения,исправлять ошибки. Другой вариант – объединение ребят в небольшие группы, когдаимеется лидер – квалифицированный спортсмен, инструктор-общественник.
Учительфизкультуры В.А. Зинченко школы №8 г. Челябинска внедряет домашниезадания среди учащихся 1–6-х классов, а начиная с 7-го класса – самостоятельныезанятия физическими упражнениями. Им разработана система заданий: общих дляюношей и девушек (одни и те же упражнения, но разная нагрузка); общие толькодля юношей; общие только для девушек; индивидуальные – в зависимости отподготовленности.
Общиедля всех упражнения учащиеся выполняют ежедневно, включая их в зарядку, вфизкультурные паузы между приготовлением домашних заданий по другим предметам,в самостоятельные тренировочные занятия. Учащимся предлагается переченьупражнений, из которого они по своему усмотрению выбирают 3–5 упражнений накаждый день.
Индивидуальныезадания направлены, как правило, на подготовку к сдаче учебных нормативов, наликвидацию отставания в развитии двигательных качеств. Поэтому в каждомконкретном случае их планируют особо, на определенные промежутки времени.
Общиезадания рассчитаны на месяц. После повторения их в течение этого времени ониобновляются, изменяется нагрузка. В конце каждой четверти определяетсяэффективность самостоятельных занятий – показатели двигательнойподготовленности каждого учащегося сравнивают со специально разработаннымитребованиями к учащимся данной школы, которые отражены в таблицах.
Всамостоятельные занятия, проводимые с целью физического совершенствованиярекомендуется включать упражнения, укрепляющие основные мышечные группы,развивающие ручную ловкость, гибкость и другие качества, формирующие правильнуюосанку, способствующие подготовке к освоению на уроках сложных двигательныхнавыков. Тренировочное занятие должно включать 2–3 серии по 4–8 упражнений вкаждой. Заниматься нужно 2–3 раза в неделю.
Эффективностьвыполнения заданий значительно повышается при коллективных занятиях. В этомслучае увеличивается эмоциональность занятий, школьники имеют возможностьполучать срочную информацию от товарищей. Кроме того, коллективные занятияблаготворно влияют на стеснительных, не уверенных в себе учащихся, которымсамим трудно регулярно тренироваться.
Нельзяоставлять без внимания и такое благоприятное для самостоятельных занятий время,как летние каникулы. Практика показывает, что, если школьники пассивно проводятсвой летний отдых, у них, несмотря на увеличение роста, веса, существенноснижаются результаты, отражающие их подготовленность. Поэтому очень важноубедить ребят в необходимости для них летних занятий.
Содержаниемтаких занятий должны быть общеразвивающие упражнения типа зарядки. Но в связи стем, что летом распорядок дня у школьников не насыщен различными обязательнымиделами, как в течение учебного года, можно увеличить число повторенийупражнений, разнообразить их. Каждому ученику необходимо хотя бы поддерживатьсвой уровень развития силы, выносливости, систематически выполняясоответствующие упражнения.
Дляподдержания быстроты, скорости бега, ловкости надо убеждать мальчиков и девочекв преимуществе активного отдыха, рекомендовать им играть в спортивные игры:футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, ручной мяч. Одним из ведущихдидактических принципов, на которых строятся занятия физической культурой испортом (в том числе и самостоятельные), являются постепенность в повышениинагрузок и регулярность их выполнения. При чрезмерной нагрузке не произойдетроста тренированности, а будет накапливаться утомление. Это состояние можноопределить по субъективным показателям. При утомлении, как правило, отмечаетсячувство усталости, снижается работоспособность, ухудшается качество выполнениядвижений.
Длятого чтобы предотвратить нежелательное отрицательное влияние самостоятельныхзанятий, целесообразно использовать методы самоконтроля. Самоконтроль – этосистематические самостоятельные наблюдения школьника, занимающегося физическимиупражнениями и спортом, за изменениями своего здоровья, физического развития ифизической подготовленности. Важно объяснить значение самоконтроля присамостоятельных занятиях школьников физическими упражнениями и родителям,заинтересовать их, привлечь к этому важному средству воспитанияцелеустремленности и трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью.
Вкачестве показателей самоконтроля, как правило, используются субъективные иобъективные признаки изменения функционального состояния организма под влияниемфизических нагрузок.
Вкачестве субъективных показателей самоконтроля чаще всего используютсясамочувствие, степень усталости, настроение, сон, аппетит, а объективных –частота сердечных сокращений, динамика массы тела, силы кисти и пр. Показателисамоконтроля следует вносить в специальный дневник.
Учетсодержания нагрузки и режима занятий, анализ динамики результатов и ростатренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценитьправильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательноевлияние чрезмерных нагрузок, а самому школьнику убедиться в эффективности занятийи их благотворном влиянии на физическое развитие и состояние здоровья. Такимобразом, самоконтроль, регулярный и правильно организованный, может статьбольшим подспорьем учителю в воспитании здоровых и хорошо физически развитыхшкольников.2.2 Комплекс упражненийдля домашнего задания по физкультуре
 
1.Общеразвивающие упражнения в положении стоя:
– упражнениядля рук и плечевого пояса в разных направлениях
– упражнениядля туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед)
– упражнениядля ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах,полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу)
2.Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:
– упражнениядля стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения)
– упражнениядля ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания,поднимание и опускание, махи)
– упражнениядля мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же споворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием)
– упражнениядля мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшаяамплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с «вытягиванием»в длину)
3.Упражнения на растягивание:
– вполуприседе для задней и передней поверхности бедра
– вположении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра
– вполуприседе или в упоре на коленях для мышц спины
– стоядля грудных мышц и плечевого пояса
4.Ходьба:
– размахиваяруками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)
– сочетаниеходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными ипоследовательными, симметричными и несимметричными).
– ходьбас хлопками
– ходьбас продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)
– основныешаги и их разновидности, используемые в аэробике
5. Бег – возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.
6.Подскоки и прыжки:
– надвух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и спродвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения встороны)
– спеременой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (нерекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)
– сочетаниепрыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками
Всвязи с тем, что в оздоровительной аэробике большая часть движений оказываетнагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений особое вниманиеуделяют правильной технике и безопасности условий выполнения. Многиеупражнения, дающие определенный тренировочный эффект, но подобранные без учетаподготовленности занимающихся при длительном, интенсивном повторении могутпредставлять определенный риск для здоровья и вести к травмам или повреждениям.Рассмотрим наиболее важные положения, которые нужно учитывать при подбореупражнений. Во всех упражнениях запрещены баллистические «хлестообразные», «рывковые»движения.
Заключение
Необходимостьрасширять физкультурную и спортивную работу, улучшать ее организацию по местужительства и учебы является одной из актуальных проблем физического воспитанияв школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления кфизическому самосовершенствованию.
Восновных направлениях реформы общеобразовательной школы нашел свое отражениевопрос о необходимости организации ежедневных занятий всех учащихся физическойкультурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многомзависит от умения учащихся использовать средства физической культуры дляукрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыковсамостоятельных занятий.
Пониманиетого, что будущее любой страны невозможно без здоровых членов общества, привелок усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплениюгосударства и общества и активному использованию физической культуры и спорта вподдержании и укреплении здоровья населения.
Заботао развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющейсоциальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизньгуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявленияспособностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизациичеловеческого фактора.
Физическаякультура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяетповедение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствуетрешению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Физическиеупражнения – это двигательные, целенаправленные, сознательные действиячеловека, связанные с целым рядом психических процессов: представлением одвижении, мыслительной работой, переживаниями. Наши движения чрезвычайноразнообразны, но не все они являются физическими упражнениями. Например, ходьбаи бег только тогда становятся физическими упражнениями, когда используются вцелях физического воспитания: как обучить технике бега, развить выносливость,подготовить к участию в соревнованиях.
Взаимосвязьфизических упражнений и физического труда заключается не в том, что они могутзаменять друг друга, а в том, что физические упражнения, возникнув из трудовыхдействий, стали незаменимым средством подготовки к труду.
Постоянныезанятия физическими упражнениями совершенствуют деятельность всех органов исистем, перестраивается вся работа организма человека. Вместе с закаливаниемфизические упражнения–важнейшее средство предупреждения заболеваний. Чтобызанятия физическими упражнениями принесли наибольшую пользу, необходимо подбиратьфизические упражнения и нагрузки, соответствующие возрастным особенностям.
Литература
1. Арефьєв В.Г., Столiтенко В.В.Фiзичне виховання в школi: Нав. посiбник. – К.: IЗМН, 2006. – 152 с.
2. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф.Руховий режим учнiв початкових класiв: Навч. – метод. посiбник. – 2‑гевид., перероб. i доп. – К.: Рад. шк. 1989. -192 с.
3. Вiльчковський Е.С., Козленко М.П.,Цвек С.Ф. Система фiзичного виховання молодших школярiв для викладачiв тастудентiв вищих навчальних закладiв освiти I–II рiвнiв акреддитацiї:Навчально-метод. посiбник. – К.: IЗМН, 2007. – 232 с.
4. Глазырина Л.Д. На пути кфизическому совершенству. – Минск: Полымя, 1987. -148 с.
5. Денисенко Н.Ф.Педагогические условия активизации двигательного режима детей 5–7 лет вдошкольных учреждениях. Кандидатская диссертация. – К., 2003. – 193 с.
6. Жданова Л.А. Состояниездоровья и приспособительная деятельность школьников // Здоровье и образование.Проблемы педагогической валеологии. Материалы Первой Всероссийскойнаучно-практической конференции 28–30 марта 2004 года / Под редакциейпрофессора В.В. Колбанова, СПб, 2004. – С. 30–32.
7. Новосельский В.Ф. КомплексБГТО в 1–4 классах. – К.: Радянська школа, 1990. – 91 с.
8. Пастушенко Г.А. Домашнеезадание по физкультуре. – К.: Здоров’я, 1986. – 88 с.
9. Цвек С.Ф. Физическаякультура школьников 1–3 классов. – К.: Здоров’я, 1979. – 208 с.