Домодедовская земля в историческом прошлом

БесконечнаяРоссия.
Словновечность на земле!
П.А. Вяземский
Домодедовскаяземля — земля Московская — имеет большое историческое прошлое. Она являетсякладовой эпох и времен, народов и событий, судеб личностей и поселений.
Взглянемна Домодедовскую землю тысячелетней давности.
Археологивыявили наиболее древние памятники культуры бронзового века, относящиеся ковторому тысячелетию до Рождества Христова. Это бескурганные могильники,расположенные на высоких берегах рек Москов-ской земли, так называемойфатьяновской культуры. К эпохе железного века (примерно VII в. до РождестваХристова — VIII в. от Рождества Христова), длившейся около полторы тысячи лет,на Домодедовской земле, относятся древние городища (места стоянки людей) — археологические памятники дьяковской культуры (до VIII в.).
Однимиз таких памятников является Борисоглебское городище (у деревни Заболотье). Заполторы тысячи лет у народов, населявших Домодедовскую землю, наблюдались сменасистем обороны, переход от охоты и рыболовства к земледелию и совершенствованиюорудий труда и предметов быта. Население древних городищ принадлежало кбалтийским (голядь) и угрофинским народностям.
НаМосковской земле с VIII в. устанавливается сравнительно теплый климатическийпериод (VI II-XI II века), благоприятный для жизнедеятельности человека.Увеличивается население земли, продолжается переселение народов.
Первыепоселения славян-вятичей на Домодедовской земле относятся к VIII-IХ векам. Этовремя ассимиляции славянами-вятичами местного балто и финноязычного населения.Славяне-вятичи занимали земли от среднего течения реки Оки до реки Москвы(Замоскворечье). От славянской (древнерусской) эпохи на Домодедовской землесохранилось большое количество археологических памятников. К ним относятсяпоселения укрепленного типа — городища и поселения неукрепленные — селища, атакже многочисленные курганы и курганные группы — древние кладбищаславян-вятичей язычников.
«Московскиегнездовья градов, — указывает Г.Я.Макеев, — представляют собой типичную формурасселения славян». Вятичи оставили после себя древние кладбища сзахоронениями Х-Х1 веков. Московские земли вятичей простирались от Старой Рузыдо Бронниц. Именно на этом пространстве встречаются курганы Московских вятичейна Домодедовской земле с характерными погребальными обрядами и инвентарем:захоронения на горизонте поверхности земли. Исследовавшая землю вятичейТ.Н.Никольская указала цепочку из 7 городищ — на юге по рекам Пахре и Москве.До XII века Московская земля называлась: «Московь-земля», а с началаXII века — «Москва».
Московскаяземля была заселена славянами-вятичами с юга от Оки двумя приливами. Первыйприлив в VIII веке занимал верхний бассейн Оки, а бассейн Москвы-реки — сначала IX века. Ослабленные борьбой за землю вятичи во II половине IX — началеХ веков, видимо, подверглись нашествию хазар и попали в зависимость кХазарскому каганату и платили ему дань.
Онашествии на Русь хазар вспоминается в «Песне о Вещем Олеге»А.С.Пушкина:
Какныне сбирается вещий Олег
Отмcтитьнеразумным хазарам,
Ихсела и нивы за буйный набег
Обрекон мечам и пожарам.
Второйприлив состоял из непокорившихся, сильнейших общин вятичей, которые отошли взону среднего течения Москвы-реки и Пахры и не платившие дани хазарам (к такимотносились и вятичи Домодедовской земли).
Нарубеже IХ-Х веков у вятичей на Москови появилось свое управление и свое войско.В 964-966 годах киевский князь Святослав разгромил в союзе с вятичами Хазарскийкаганат. Вятичи оставались в продолжении полутора веков как самостоятельныйнарод. О чем великий князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.) с гордостьювспоминал перед своей кончиной, что он несколько раз проезжал «сквозьвятичи» в период с 1073 по 1117 г. Из Киева и Смоленска в Ростов можнобыло проезжать только «сквозь Московь». Наиболее густонаселенные былиберега рек Рожайки и Пахры. Именно плотность населения сыграла основную роль впроцессе создания границ отдельных княжеств в 40-е годы XII века. Вятичи наберегах Рожаи и Пахры дольше других оставались свободными общинниками,неподвластными княжеским данщикам. Домодедовские вятичи были дружелюбным, но ивоинственным народом. В XI и первой половине XII веков московские вятичисохраняли все еще родовой строй, племенной быт и языческие обряды, приняв дажехристианство, т.е. жили в первобытно-общинном строе.
Московскаяземля в XII веке была распределена между русскими княжествами:Владимиро-Суздальским, Смоленским, Черниговским и Рязанским. Только в серединеXII века московские вятичи вошли в состав Великого Ростово-Суздальскогокняжества. С середины XII века на Московской земле стал быстро исчезатьязыческий обряд курганных захоронений, когда хоронили под земляными насыпями — курганами. 1147 год — год основания города Москвы можно считать и годомокончания захоронений в курганных кладбищах, хотя отдельные курганы появлялисьи в XIII веке.
Наиболеедревними на Домодедовской земле являются курганы, расположенные по берегам рекПахры, Рожайки и Северки. Это Тургеневские, Ивановские, Битяговские,Заборьевские, Никитские, Авдотьинские, Константиновские, Растуновские,Съяновские и другие курганы IХ-ХI веков.
«Мызнаем славян оседлыми и живущими в форме родового союза», — писалС.М.Соловьев. Оседлыми были и наши предки славяне-вятичи, жившие наДомодедовской земле. Об этом напоминают нам древние курганы захороненийславян-язычников в окрестностях многих сел Домодедовской земли. Князь ВладимирВеликий-Святой, который вошел в историю как Креститель Руси (годы княжения980-1015), крестил Киевскую Русь в 988 г. Но крещена была тогда только частьРуси, оставалась еще долго искрещенной значительная часть населения.
ПрофессорЕ.Е.Голубинский писал: “… Владимир крестил половину Руси, которая посвоему населению была чисто русская, и оставил некрещенною другую половину,которая была по населению или инородческою, как области Ростовская и Муромскаяс значительною частью области Новгородской, или хотя славянскою, но не чисторусскою, как земля Вятичей” (История русской церкви, том I, период первый,Киевский или домонгольский, М. 1901 г.).
Известно,что Владимир-Креститель, руководствуясь государственным благоразумием, не хотелкрестить инородческую Русь силой и принуждением. Е.Е.Голубинский поясняет:«Вятичи с Радимичами — не были инородцы в собственном смысле, но они былистолько строптивы, что с ними надлежало обходиться еще более осторожно, чем снастоящими инородцами…».
Ихотя «язычество» было объявлено верою запрещенною и преследуемою, темне менее вятичи еще долго оставались в язычестве
Покончине Святого Владимира в 1015 г. Вера Христова продолжала распространяться иутверждаться в пределах Русской земли — в областях Ростовской, Муромской иВятской. В Ростовской и Муромской областях христианство начало утверждаться ссередины XI века. В 1051 г. епископского сана удостоился в Ростове СвятойЛеонтий, а первым архимандритом в Русской Православной Церкви был преподобныйАврамий Ростовский. В «Слове о законе и благодати» (XI век) первыйрусский митрополит Иларион излагает духовно-нравственные правила Русскогоправославия.
Вобласти вятичей, изначально в Курске и его окрестностях, христианство сталоутверждаться в первой четверти XI века. Но до конца этого века большая частьжителей оставалась еще в язычестве. Просветителем их в конце XI века былпреподобный Кукша, инок Киево-Печерского монастыря. Он оставил Киев иотправился в страну вятичей, чтобы просветить их учением Христовым.
«Славянин-язычникжил внешнею, непосредственною жизнию природы и на все смотрел сквозь ее формы исвойства. Божествам своим он приписывал тот же вид, свойства и действия, какиеприроде и человеку, только, конечно, в больших размерах. Этим понятием о Богахопределился характер и славянского Богослужения. Чувственная обрядностьзаменяла славянину-язычнику его нравственные обязанности. Без сомнения, он не всостоянии был по принятии христианства, тотчас отрешиться и от самого язычестваи от прежнего понимания Веры и вдруг довести до сознания возвышенноеЕвангельское учение, проникнуть в глубину мудрости Христовой Веры, назначениекоторой — возрождать ум и волю, и всю природу человека» (профессорН.Я.Аристов. Первые времена христианства в России, С-Петербург, 1888 г.).
Такчто можно с полным основанием сказать, что наши предки — вятичи в IХ-Х векахбыли еще язычниками и лишь в конце XI века приняли христианство. Курганывятичей на Домодедовской земле представляют значительный интерес с точки зренияархеологии, как древнейшие памятники культуры.
Заселениеи обживание южных районов Московской земли славянами-вятичами продолжалось втечение долгого времени. Древний летописец записал о славянах: «живяху влесах». Так было и на Домодедовской земле — древние села строились влесах. С.М.Соловьев писал, что «прежде всего надобно было для построениядома выжечь в лесу место — это огнище… Постоянное жилище славянина носилоназвание соба, откуда произошло собина (собственность)».
ОснователемМосковского княжества был младший сын Александра Невского Даниил Александрович.А при Иване Даниловиче Калите (годы княжения 1328-1340) город Москва сталастолицей Великого Московского княжества. По благословению Митрополита Петра вМоскве был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. С переносоммитрополии Москва стала церковною столицей всея Руси, а Иван Данилович Калита стал«великим князем всея Руси».
Времястерло к началу XX века древние кладбища христиан на Домодедовской земле,оставив кладбища не более двухсотлетней давности. Но время сохранилокладбища-курганы 9-10-ти вековой давности славян-вятичей. Это великие памятникикультуры Древней Руси.
Опредках наших вятичей родились у меня когда-то такие строки:
Поберегам реки Рожаи
Вкурганах вятичи лежат.
Давноони в боях сражались,
Давноони смиренно спят.
Прошливека. Людские судьбы
Мимоистории прошли.
Поройжестоко время судит,
Новсе упрямее молчит.
Чтознаем мы о тех, в курганах,
Почившихв дальние века?
Молчатлеса, поля, туманы.
Однои то ж твердит река…
Гдезвон мечей? Где коней ржанье?
Мерцаютзвезды и дрожат…
Поберегам реки Рожаи
Вкурганах вятичи лежат.
Овятичах Домодедовской земли нам многое могут поведать древние курганы — этирусские пирамиды, которые еще мало исследованы археологами.
Встихотворении «Век за веком» (1907 г.) В.Я.Брюсов о наших предкахпропел:
Адревние пращуры зорко
Следятза работой сынов,
Ветлойнаклоняясь с пригорка,
Туманомвставая с лугов.
Анаш современник, известный поэт Н.Тряпкин написал:
Какя люблю вас — позабытых,
Ушедшихв землю, как вода, –
Творцов,ничем не знаменитых
Иотгоревших навсегда!
Свершилипуть свой безвозмездный,
Отдаливсе, что здесь могли.
Ивот молчанье Млечной бездны
Дазапах спелой конопли…
Чтоможно добавить к этим замечательным строкам поэта? Вспомнить своих далеких иблизких предков, чередой просиявших на Русской земле! Да, существует несомненнонравственная связь поколений русских людей!
Христианствои грамотность становятся нерасторжимыми на Руси с XI века. Сын князя Владимира- великий князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) — христианин, человек ученый ивысокой культуры. Он положил начало Киево-Печерской Лавре в 1051 г., издал«Русскую Правду», построил великолепные соборы Святой Софии в Киеве ив Новгороде и основал первое училище в Новгороде.
Одиннадцатыйвек — первый век второго тысячелетия — это век утверждения христианства наРуси, век просвещения. А двенадцатый и тринадцатый века — это века собиранияРусской земли. Явление Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392 гг.) — основателя Троице-Сергиевой Лавры, первоигумена, положило начало национальномуединству, согласию и надежде. Вдохновитель Куликовской победы над Ордой,молитвенник и собиратель земли Русской Святой Сергий Чудотворец остается, пословам протоиерея С.Булгакова, «духовным вождем русского народа».Преподобный Сергий Радонежский открыл множество школ на Московской земле.
Домодедовскаяземля вятичей лежит в треугольнике, вершинами которого являются монастыри: 1.Даниловский мужской монастырь, основанный в 1272 г. не задолго до кончинывеликого князя Даниила Александровича, перенесенный затем в Кремль в 1330 г. ивновь возобновленный при царе Иване Васильевиче Грозном; 2. СерпуховскойВысотский мужской монастырь, основанный в 1374 г. серпуховским княземВладимиром Андреевичем в 3-х верстах от впадения реки Нары в Оку поблагословению преподобного Сергия Радонежского (побывавшего на открытиимонастыря), а первым настоятелем был ученик преподобного Сергия Афанасий; 3.Коломенский староголутвинский Богоявленский мужской монастырь, основанныйвеликим князем Дмитрием Донским в 1385 г. по совету Преподобного СергияРадонежского при впадении реки Москвы в Оку, а первым игуменом был ученикПреподобного Сергия священноинок Григорий.
Четырнадцатыйвек — это век русского монашества и победы в Куликовской битве.
Пятнадцатыйи шестнадцатые века — это века русского подвижничества, русской святости;начало составления книг «Жития святых». А шестнадцатый век надосчитать веком упрочения национальных основ России, собирания русской старины,древнерусских обычаев, преданий, навыков.
«Ниодин век нашей древней истории, — утверждал С.М.Соловьев, — не может быть представленвеком коснения; в каждом замечается сильное движение и преуспеяние… а междутем дело внутреннего порядка вдет вперед: христианство распространяется,общество постоянно выделяет из среды себе людей, которые словом и делом даютсилу нравственным началам;… южная, днепровская Русь сходит с главной сцены:на ее место выступает Русь северная с новым характером, с новою деятельностью:начинается собирание земли, утверждение единовластия».
Кначалу XVII века Русская цивилизация Московского государства с падениемВизантии становится Великой Православной христианской державой, а Москва — третьим Римом. Русское Православие основывается на добротолюбии, благочестии,национальной памяти. Оплотом русского национального сознания продолжаетоставаться в течении многих веков, вплоть до XX века крестьянство и купечество.
Семнадцатыйвек — век особый в истории России. Это век Московского Патриархата. Это векпервой гражданской войны — «смуты». Это век воцарения династииРомановых (царь Михаил Федорович Романов, восшедший на престол в 1613 г. былсыном Федора Никитича Романова, постриженного при Годунове в монашество,ставшим затем митрополитом Ростовским Филаретом ив 1619 г. ПатриархомМосковским и внуком Никиты Романовича Юрьева-Захарьина, родного брата царицы АнастасииРомановны, первой супруги царя Ивана Грозного). Это век широкого строительствакаменных церквей. Это, наконец, век письменной памяти.” От времен царяМихаила, — писал В.О.Ключевский, — сохранилось немало поуездных списковслужилых людей, десятин и поземельных описей, писцовых книг…”
Административноеделение Московского государства XVII века, вопрос весьма сложный в русскойисториографии — эта неопределенность и непостоянство тогдашних границ уездов,станов, волостей. Наряду с государственным административным делениемсуществовало церковно-административное деление на десятины. Патриаршая область(Московская) делилась на десятины, которые не имели никакого отношения кадминистративным территориям уездов и станов. Начало деления на десятины точноне определено, но известно, что десятины существовали уже в XVI столетии.
ТерриторияДомодедовского района в XVI веке относилась к так называемой Пехрянскойдесятине (река Пахра в древности носила название Пехра) Московского уезда(Московский уезд XVII века Московского государства — это почти нынешняяМосковская область).
ВПатриаршую область входили: Боровская, Вохонская, Загородская, Звенигородская,Пехрянская, Перемышльская, Радонежская, Рузская, Селецкая и Хотунская десятиныи отдельно Москва. Московский уезд в сущности составлял центральную частьПатриаршей области.
ГраницыПатриаршей области менялись во времена пребывания московских Патриархов: Иов(1589-1605), Святой Гермоген (1606-1612), Филарет (1619-1633), Иоасаф I(1634-1641), Иосиф (1642-1652), Никон (1652-1657), Иоасаф II (1667-1672),Питирим (1672-1673), Иоаким (1674-1690), Адриан (1690-1700).
Этаобласть то увеличивалась, то уменьшалась в зависимости от личности Патриарха.
Современ Патриарха Филарета (1619 г.) и до времен Патриарха Никона (1657 г.)включительно Патриаршая область расширялась, а далее она стала суживаться,сокращалась в пользу других епархий.
Пехрянскаядесятина в XVI веке находилась к югу от Москвы, охватывая территорию следующихадминистративных станов Московского уезда: Островский, Ратуев, Копотенский,Жданский, Лужицкий и др. Границы станов не были постоянны, они перемещались вовремени. Так, например, село Починки в 1624 г. относилось к Копотенскому стану,а в 1704 г. к Ратуеву.
Судяпо тем селам, которые входили в Пехрянскую десятину, можно сказать, чтоПехрянская десятина включала в себя территории современных районов:Домодедовского, Ленинского, Подольского и Ступинского.
Историческиесведения о церквах, храмах и соборах Московской области наиболее полно даются висторикоцерковных литературных и архивных материалах. Исторические литературныематериалы дают сведения иногда точно, иногда приблизительно о времени основаниятой или иной церкви, времени построения, о переделках или ее возобновлении, оличности строителя, об архитектуре церкви и материалах для ее постройки.Исторические материалы дают сведения также о церковных принадлежностях, именнооб утвари, книгах, иконах, колоколах и о церковных землях.
Висторических материалах имеются сведения о времени пожара, упразднения церквей,о быте владельцах, на землях или по соседству с землями которых находиласьизвестная церковь.
НаДомодедовской земле, по сведениям писцовых книг, других исторических материаловжили многие известные поколения людей княжеских, графских и дворянских фамилий:Борятинские, Вельяминовы, Голицыны, Головины, Головкины, Глебовы, ДолгорукиеДьяковы, Колычевы, Львовы, Меньшиковы, Морозовы, Нарышкины, Оболенские,Огаревы, Пушкины, Пржевальские, Полуехтовы, Романовы, Ромодановские, Телепневы,Тургеневы, Хилковы, Хрущовы, Хитрово и др.
Натерритории Домодедовского района расположены: город областного подчиненияДомодедово, поселки: Барыбино, Белые Столбы и Востряково. На древнейДомодедовской земле имеется 27 сел и 107 деревень. Все существующие села идеревни упоминаются в писцовых книгах начала XVII века. Имеются древние села идеревни, например, село Битягово упоминается в духовной грамоте великого князяИвана Даниловича Калиты в 1339 г.
Вотчинникомсела Битягово с 1646 г. являлся Степан Васильевич Телепнев — сын известногогосударственного деятеля России, заведующего Оружейной палатой, стольникаВасилия Григорьевича Телепнева. Известно, что царь Михаил Федорович Романов(1613-1645 гг.) передал по дарственной грамоте 1617 г. подмосковное село Косинодетям В.Г.Телепнева, в том числе и Степану Васильевичу. А сын СтепанаВасильевича Телепнева Иван Степанович в 1670-1671 годах построил в селеБитягове каменную церковь «Воскресение Христово», а в 1673 г. — вселе Косино деревянную церковь Николая Чудотворца.
СелоДомодедово упоминается в духовной грамоте Владимира Андреевича Серпуховского в1401-1402 годах. К исчезнувшим селам и деревням относятся: дворцовое селоПахрино (1917 г.), деревня Сукромка (начало ХIХв.) и деревня Елгозино (1963 г.)и др. Село Пахрино упоминалось еще в 1341 г. в завещании великого князя ИванаДаниловича Калигы. В 1680 г. село Пахрино состояло в дворцовом ведомстве, вселе был двор великого государя Федора Алексеевича Романова.
Асело Колычево на реке Пахре, упоминаемое впервые в 1406 г. в духовной грамотевеликого князя Василия Дмитриевича, примечательно тем, что в 1781 г.императрица Екатерина II удостоила его «имени, прав и преимуществагорода» под названием Никитск — центр одноименного уезда. По представлениюсената 20 декабря 1781 г. был утвержден герб города Никитска. Город Никитскпросуществовал двадцать один год с 1781 по 1802 г. (вновь став селом).
Началосовременному городу Домодедово положили железнодорожная станция, несколькодомиков и бараков строителей железной дороги Москва-Павелец. Станция Домодедовооткрылась 19 января 1900 г. Название железной дороги менялось во времени(Павелецкая, Рязано-Уральская, Саратовская, Московско-Донбасская,Московско-Курско-Донбасская, Московская).
Домодедовскаяземля, по которой пролегла железная дорога, принадлежала удельному ведомству.От станции Домодедово до станции Востряково железная дорога пролегла через«Казенный лес». За полосу отчуждения под строительство железнойдороги акционерным обществом было выплачено около ста тысяч рублей.
СтанцияДомодедово получила свое название по селу Домодедово — волостному центру.Домодедовская волость являлась дворцовой волостью. Село Домодедово принадлежалос XVII века царскому роду Романовых.
До1917 г. в Домодедове было всего восемь домиков станционных рабочих кирпичногозавода Венцеля и известкового завода Мартьянова с населением 77 человек. Впристанционном поселке Домодедово на 15 марта 1923 г. постоянно проживало 117человек, большинство из них занимались сельским хозяйством, извозным промысломи торговлей. На лето в поселок Домодедово приезжали дачники из Москвы. Вблизистанции была чайная Лапшина и оптовый торговый лесной склад Леонова. В 1929 г.чайная Лапшина в Домодедове и его дом были переданы во владение рабочегокооператива.
ПостановлениемПодольского Уездного исполкома в 1924 г. пристанционный поселок Домодедовоотнесен к дачному поселку городского типа. Земли, которые занимает современныйгород Домодедово, исстари принадлежали Заборьевскому служилому казачьемуземлячеству, позже входящие в Заборьевскую государственную волость. До 1929 г.дачный поселок при железнодорожной станции Домодедово находился втерриториальном подчинении Заборьевского сельского совета Домодедовскойволости.
В1928 г. в Домодедове был избран дачный совет. К 1934 г. поселок вырос до 40дворов с населением около 250 человек. В поселке проживало около 500 человекдачников.
ПрезидиумамиМоссовета и Мособлисполкома в 1937 г. было принято специальное постановление облагоустройстве поселка Домодедово. Под новую застройку было выделено 256 газемли, в поселок Домодедово переехали 200 семей москвичей, было построено в1937 г. 170 новых домов. В 1937 г. в дачном поселке Домодедово проживало ужеоколо 7 тысяч человек, население возросло за счет москвичей (выехавших изМосквы по плану реконструкции города) и за счет промышленного развития поселкаи прибытия населения из деревень южных областей.
В1938 г. дачный поселок был преобразован в рабочий поселок. Началось интенсивноепромышленное и жилищное строительство. В 1939 г. в поселке Домодедово проживало10341 человек, а в 1941 г. в поселке Домодедово проживало уже 14,5 тысяччеловек.
Вовремя Великой Отечественной войны поселок Домодедово оказался в прифронтовойзоне. На станцию Домодедово прибывали воинские эшелоны, военная техника иматериалы для строительства оборонных рубежей. Южной окраиной поселка быласредняя школа N 3. От железнодорожного полотна до школы были возведеныпротивотанковые рвы, ежи из рельсов, окопы и лесные завалы (противотанковыезаграждения из высоких пней). Многие жители поселка Домодедово участвовали ввозведении военно-оборонительных сооружений от поселка Домодедово до селаОвчинки, участники обороны Москвы были награждены медалью «За оборонуМосквы».
К1947 г. в поселке Домодедово насчитывалось 1573 дома с населением 20300человек.
УказомПрезидиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1947 г. рабочий поселокДомодедово был преобразован в город районного подчинения — Домодедово.
НаДомодедовской земле в 1825 г. при селе Константинове возникла одна из первыхбумагопрядильных фабрик России. В 1843 г. на фабрике работало 606 человек, гдебыло освоено производство сукна. В 1871 г. при Константиновской фабрикеоткрылась первая в волости школа, в которой обучались дети рабочих и крестьяниз близлежащих деревень. Коллектив Константиновской фабрики вырос к 1933 г. до1107 человек, продукция фабрики достигла 375 тонн сукна, 235 тыс. метровприводных ремней. Жилищный фонд фабрики к началу 1935 г. достиг 5709 кв. м. В1939 г. в Константиновском поселке проживало около 2 тысяч человек. Впослевоенные годы уже к 1947 г. Константиновская фабрика достигла довоенногоуровня производства.
Впятидесяггые годы в г. Домодедове развернулось строительство новых заводов. Вгороде имеются крупные предприятия: завод «Кондиционер», заводметаллоконструкций, завод стройматериалов и конструкций, завод огнеупорныхизделий, швейно-трикотажная фабрика и др.
Натерритории Домодедовского района расположен Всероссийский государственный фондкинофильмов — Госфильмофонд, основанный в 1948 г.
На1 января 1969 г. в городе Домодедово проживало 35 тысяч человек, территориягорода составляла 1140 га. Жилой фонд состоял из 2350 домов. К 1969 г. весьведомственный и коммунальный фонд города газифицирован. Город Домодедово к 1969г. являлся крупным промышленным центром, имеющим 9 промышленных предприятий. Вгороде имелось шесть общеобразовательных школ, из них четыре средних, помимоэтого имелись две школы рабочей молодежи, филиал Подольского индустриальноготехникума и музыкальная школа.
Вгороде Домодедове к 1969 г. имелись из учреждений культуры: кинотеатр, триклуба, шестнадцать библиотек, дом пионеров. В 1965 г. в черту города Домодедовобыл включен рабочий поселок Константиновской шерстопрядильной фабрики.
Вселе Константиново был организован первый совхоз в 1918 г. Первыйсельскохозяйственной коммуной на Домодедовской земле в Шебанцевской волостиявилась коммуна «Герольд» в 1925 г., в хозяйстве было в 1928 г. 70голов скота, был построен скотный двор. Коммуна имела два трактора, сеялку,косилку.
Вначале тридцатых годов был создан совхоз «Одинцово-Вахромеево» сцентром в селе Одинцово. В послевоенные годы были организованы совхозы:«Заря коммунизма», «Барыбино», «Ямской» и«Повадинский» с поселками одноименного названия.
НаДомодедовской земле сооружен в шестидесятые годы аэропорт«Домодедово», торжественное открытие которого состоялось 20 мая 1965г.
РешениемИсполкома Мособлсовета от 29 апреля 1969 г. за номером 365 в ПрезидиумВерховного Совета РСФСР было направлено ходатайство об образованииДомодедовского района с центром — городом Домодедово.
УказомПрезидиума Верховного Совета РСФСР был образован в 1969 г. Домодедовский район,а г. Домодедово стал районным центром — городом областного подчинения(«Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1969, N 20, с. 384).
НаселениеДомодедовского района к 1994 г. достигло 121 тысячи человек, а в городеДомодедово — 56 тысяч человек, в сельской местности проживает более 35 тысяччеловек. На территории Домодедовского района находится много археологическихпамятников культуры, исторических и архитектурных памятников, заповедных зон изнаменитых древних сел.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта  http://www.domodedovo-city.ru/