Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников

В. Б. Успенский
Доказано,что допрофессиональная педагогическая подготовка школьников осуществлялась вотечественной школе более 200 лет. Истинным основоположником педагогическойпропедевтики в России следует считать К.Д.Ушинского, который разработал первыеосновательные программы в этой области, вел с учениками занятия по педагогике.Концепция К.Д. Ушинского была определяющей в дореволюционной России.
Краткийисторический обзор позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых,пропедевтическая педагогическая подготовка школьников в России имеет давниетрадиции, которые можно и должно изучать и использовать. Ее основоположникомможно считать К.Д. Ушинского, который разработал принципы, содержание и вкакой-то степени методику ее проведения.
Во-вторых,в различные периоды пропедевтическая педагогическая подготовка школьниковсочеталась с профессиональной.
В-третьих,в последние годы наблюдается повышение интереса к педагогической профориентациимолодежи, в силу чего ею занимаются многие социальные институты: школа,учреждения дополнительного образования, вузы, общественные и частныеорганизации.
В-четвертых,многообразие форм, различные подходы, неоднозначное понимание задач создаюттрудности как в теоретической разработке проблемы, так и в практическом ееразрешении.
Исследованиямиустановлено, что в настоящее время существуют четыре основных подхода вопределении как целей, так и содержания педагогической пропедевтики школьников:
Профориентационныйподход, ориентирующий на выбор педагогической профессии, преимущественноучительской.
Узкоспециализированный,или профессиональный, подход, ориентирующий на выбор конкретной педагогическойспециальности, включающий существенные элементы профессиональной подготовки.
Медико-социологическийподход, ориентирующий на валеологическую защиту личности и подготовку ее кбудущей семейной жизни.
Культурологическийподход, ориентированный на формирование общей и педагогической культурыличности.
Помнению автора, последнее направление является наиболее продуктивным иперспективным, ибо оно совпадает с общей тенденцией гуманитаризацииобразования, стремлением передать подрастающему поколению духовныеобщечеловеческие ценности, сделать их собственным достоянием молодежи. Исходныепозиции этого направления, на которых построена концепция автора, сформулировалВ.А. Караковский:
однимиз актуальных социальных процессов общества является процесс педагогизацииобщественных отношений;
психолого-педагогическиезнания носят общечеловеческий характер, а значит, жизненно полезны каждому,независимо от избираемой профессии и образа жизни;
педагогическоепросвещение и профориентация актуализируют все процессы, идущие в школе,особенно — гуманизацию отношений и саморазвитие, самопознание и самореализациюличности;
подготовкапедагогов высокой квалификации осуществляется не только профессиональнымиучебными заведениями, но и начинается в период школьного ученичества.
Теоретическиерезультаты исследования состоят прежде всего в том, что раскрыты исформулированы как закономерности, так и принципы допрофессиональнойпедагогической подготовки школьников. К закономерностям относятся следующиеисходные положения:
взаимообусловленностьдопрофессиональной педагогической подготовки школьников и формирования ихпедагогической культуры;
социализирующийхарактер педагогической культуры школьников;
взаимообусловленностьпедагогической культуры школьников и педагогизации межличностных отношений всфере их жизнедеятельности.
Познаниезакономерностей предполагает переход от явлений к сущности и всегда происходитпутем абстрактного мышления, отвлечения от многих индивидуальных инесущественных признаков, явлений, оно позволяет предвидеть направления ивозможности развития.
Выявленныенами в ходе исследования закономерности позволили определить принципыдопрофессиональной педагогической подготовки школьника.
Намне удалось обнаружить в литературе однозначного ответа о номенклатуре,формулировке и иерархии принципов допрофессиональной педагогической подготовкишкольников. При их определении мы исходили из следующих важнейших положений:
требованийлогики развития воспитательного процесса;
наличияновых теоретических концепций воспитания, общих и частных (применительно кисследуемой области) закономерностей педагогического процесса;
потребностейпрактики, которые, прежде всего, выражаются в необходимости внедрениядостижений науки в реальный педагогический процесс.
Группировкапринципов, правил и требований к их реализации строилась, исходя из учетаосновных компонентов педагогического процесса: целеполагающего, мотивационного,содержательного, операционного, аналитико-оценочного.
Опорана закономерности, изучение динамики педагогической ориентации школьников, нашиэмпирические тридцатилетние исследования, обобщение опыта исследований в этойобласти позволяют нам сформулировать принципы допрофессиональной педагогическойподготовки:
целенаправленности;
системностив организации допрофессиональной педагогической подготовки;
социокультурнойпреемственности (опоры на народную педагогику);
субъектнойвключенности учащихся в педагогический процесс;
мотивации(стимулирующего характера допрофессиональной педагогической подготовки);
сочетанияпрактической востребованности знаний с их перспективной направленностью;
включенностидопрофессиональной педагогической подготовки в воспитательную системуобразовательного учреждения.
Однимиз исходных положений нашей концепции является выявление условий эффективнойдопрофессиональной педагогической подготовки школьников, к которым относятсяследующие положения:
пониманиепедагогическим персоналом и управленческими структурами допрофессиональнойпедагогической подготовки учащихся как целевой функции школы;
интегративностьдопрофессиональной педагогической и общеобразовательной подготовки школьников;
вариативностьпроведения учебных занятий, большой удельный вес активных методов обучения;
индивидуальноориентированный подход к участникам педагогического процесса;
практическаянаправленность допрофессиональной педагогической подготовки, ее повседневнаявостребованность школьниками;
созданиешкольникам ситуации успеха в профессиональных педагогических пробах;
престижностьпедагогической деятельности в общеобразовательном учреждении, выражающейся встремлении учащихся включаться в нее;
взаимодействиес профессиональными педагогическими учебными заведениями, учреждениямидополнительного образования, культуры;
взаимодействиес семьей, социумом, направленное на их педагогизацию;
учетрегиональных, национальных, исторических особенностей;
обеспеченностьпедагогического процесса дидактическими материалами.
Вероятно,первые шесть из них следует отнести к необходимым условиям, остальные — кдостаточным.
Вконцепции допрофессиональной педагогической подготовки школьниковпрофориентационная функция рассматривается как целевая. Особое внимание уделеносоотношению профессиональных способностей и педагогической направленностистаршеклассников. В соответствии с этим выделены группы школьников, определеныосновные направления работы с ними.
Стержневойидеей концепции допрофессиональной педагогической подготовки школьниковявляется положение о возможности и целесообразности формирования педагогическойкультуры школьников. Впервые дана авторская трактовка этой дефиниции какинтегративного качества, позволяющего школьнику выступать в качестве активногосубъекта педагогического процесса и включающее в себя элементарныепедагогические знания и умения, педагогическую направленность и индивидуальныехарактеристики, определяющие его поведение. Выявлены структура этого качества икритерии определения уровня его развития. К последним относятся когнитивный,ценностно-эмоциональный, поведенческий и личностно-результативный критерии.
Когнитивный- критерий, включающий в себя знания, прежде всего, в области народной,семейной педагогики, а также самовоспитательной деятельности, представления осущности педагогического труда. Показателями этого критерия можно считатьшироту, глубину, осознанность, действенность знаний, интерес к их пополнению.
Ценностно-эмоциональныйкритерий связан с ценностной ориентацией школьников относительно педагогическойдеятельности, их эмоционально-волевых и нравственных проявлений к ней.Показателями этого критерия являются интерес к педагогическим знаниям идеятельности, наличие или отсутствие педагогического идеала, отношение кдеятельности своих педагогов, удовлетворенность участием в педагогическомпроцессе, способность к рефлексии.
Поведенческийкритерий опирается на следующие показатели: участие в деятельности с элементамипедагогического труда, ее успешность; педагогическую активность, под которой мыпонимаем стремление включаться в эту деятельность; активность ирезультативность самовоспитания (самоанализ, планирование, самоорганизация);реакцию на педагогические воздействия старших, характер взаимодействия сучастниками педагогического процесса.
Личностно-результативныйкритерий связан, прежде всего, с тем, что культура, в том числе ипедагогическая, может и должна рассматриваться на личностном уровне. В каждомотдельном случае наличие, развитость педагогически значимых качеств следуетрассматривать как элемент педагогической культуры. Показателями этого критерияявляются коммуникативный потенциал школьника, его организаторские способности,экстраверсия, направленность личности, некоторые педагогические умения, в томчисле и речь.
Содержаниедопрофессиональной педагогической подготовки школьников, данное в учебныхпланах и программах, разработанных автором, методических рекомендациях,созданных коллективом преподавателей его школы, направлено прежде всего нареализацию культурологической функции.
Достаточноподробно как в теоретическом, так и в методическом варианте проработана идеядеятельностного подхода в организации педагогической пропедевтики. Выявлены иобоснованы условия, обеспечивающие получение позитивного результата отвключения школьников в деятельность с элементами педагогического труда:
добровольностьучастия в этом виде деятельности, позитивная ее мотивация;
выборобъектов и видов деятельности должны обеспечивать ее успешность (создаватьситуацию успеха для ее участников);
постоянное,постепенное усложнение видов деятельности от уровня исполнителя до творческогоее характера;
индивидуальноориентированный выбор объектов труда, характера заданий, адаптированных квозможностям и интересам школьников;
сочетаниеколлективных и индивидуальных видов деятельности, гласность ее результатов,создающих фасилитирующий эффект;
контактс профессионалами — учителями на всех этапах осуществления конкретного дела(при подготовке, проведении, анализе);
престижностьпедагогической деятельности в школьном, в том числе учительском коллективе;
сочетаниеорганизационных форм включения школьников в педагогическую деятельность(педпрактика) со стихийным межличностным общением, имеющим педагогическуюнаправленность;
востребованностьпедагогической деятельности старшеклассников школой.
Автордоказал, что допрофессиональная педагогическая подготовка школьников не толькоориентирует их на дальние перспективы (профессия, семья), но может бытьвостребована уже сегодня как самими школьниками, так и образовательнымучреждением. Эта подготовка может стать действенным, стимулирующим компонентомвоспитательных систем образовательных учреждений.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru