Дорожно-транспортные преступления

Содержание
 
Введение
1.Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств
1.1Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений
1.2Форма и вины в дорожно-транспортных преступлениях
1.3Объект преступления и объективная сторона преступления
1.4Субъект и субъективная сторона преступления
2.Уголовная ответственность при дорожно-транспортном происшествии
2.1Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения иэксплуатации транспортных средств
Заключение
Глоссарий
Списокиспользованных источников
ПриложениеА

Введение
 
Автомобильный транспортиграет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчасавтомобильный транспорт развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция коживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствуетнормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее времязначительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чемначаты важные структурные преобразования, активно идет процесссовершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов,регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечениябезопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеетсяцелый ряд серьезных проблем социально-экономического,административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуютнеобходимость принятия государственных мер с целью снижения негативныхпоследствий автомобилизации на развитие государства и общества.
С начала автомобилизации России проблема объективнойквалификации преступлений связанных с транспортными средствами являетсяособенно актуальной. Далеко не секрет, что в преступлениях, в которыхнарушаются правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортныхсредств ежегодно получают ранения разной степени тяжести погибает огромное количествочеловек.
Ученые-юристы уже более полувека направляют свои усилия навыявление подлинных причин дорожно-транспортных и других преступлений связанныхс техническими устройствами различного назначения.
Целью моей работы является: анализ статьи уголовного кодекса№ 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
— дать понятие и характеристику дорожно-транспортнымпреступлениям;
— проанализировать формы вины в данных преступлениях;
— проанализировать основания уголовной ответственности вданных преступлениях.
Для решения поставленных задач мною были использованыследующие источники: Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями идополнениями), а также труды таких авторов, как: Рарога А.И., Наумов А.В., КорнееваА.В. и других.

1. Общая характеристика преступного нарушенияправил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
 
1.1 Понятие и общая характеристикадорожно-транспортных преступлений
 
Дорожно-транспортным преступлением является: «Нарушениелицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортнымсредством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств,повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека…» [3].
Состав большинства данных преступлений материальный,преступление окончено с момента наступления общественно опасных последствий ввиде причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти.
В зависимости от общественной опасности совершённого деяния,преступления, предусмотренные данной статьёй, могут быть преступлениями среднейтяжести, тяжкими преступлениями.
Преступление может быть совершено действием, к примеру,водитель не удостоверившись в том, что проезжая часть в месте пешеходногоперехода свободна от пешеходов выехал на неё и, своими действиями, причинилпешеходу (либо нескольким) тяжкий вред здоровью или смерть.
В юридической науке в качестве объекта преступления выступаетбезопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Подбезопасность дорожного движения понимается состояние процесса, отражающеестепень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и ихпоследствий. А под эксплуатацией транспортных средств деятельность, котораянаправлена на обеспечение надлежащего технического состояния, техническойисправности транспортного средства, как совокупность условий по обеспечениютранспортной безопасности.
Предметом данных преступлений признаётся автомобиль, трамвайили другое механическое транспортное средство. Под «Механическим транспортнымсредством» понимается любое транспортное средство кроме мопеда, приводимое вдвижение двигателем. нарушение правил дорожного движения на двух- трёхколёсномтранспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объёмом неболее 50 кубических сантиметров и имеющим максимальную скорость на более 50километров в час, не подпадают под действие данной статьи Уголовного кодексаРоссии [10, С. 54].
Лицо, управляющее транспортным средством может нестиответственность по статье № 264 только если наступившие общественно-опасныепоследствия наступили в следствии нарушения им правил дорожного движения илиэксплуатации транспортного средства, в иных случаях преступления будутквалифицироваться по другим статьям Уголовного кодекса России.
Под дорожным движением понимается совокупность общественныхотношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощьютранспортных средств или без таковых в пределах дорог. Это сложная социально-техническаясистема, включающая пешеходов, пассажиров и различные транспортные средства,движение подчиняется определённым принципам, нарушение которых влияет наквалификацию данных преступлений:
1.   Приоритетжизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
2.   Приоритетответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения надответственностью граждан участвующих в нём;
3.   соблюдениеинтересов граждан при обеспечении дорожного движения.
Нарушение правил эксплуатации транспортных средствзаключается в не обеспечении надлежащего технического состояния, техническойисправности транспортного средства, нарушении правил перевозки пассажиров илигруза. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещаетсяэксплуатировать транспортные средства, находится в приложении к правиламдорожного движения.
Дорожно-транспортные преступления могут выражаться в виде:
1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись междусобой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятсястолкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (передсветофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) истолкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным)на путях транспортным средством [9, С. 124].
2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущеесятранспортное средство опрокинулось
3. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, прикотором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортноесредство, а также прицеп или полуприцеп
4. Наезд на препятствие- происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось онеподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
5. Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он самнатолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся такжепроисшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортнымсредством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
6. Наезд навелосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало навелосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
7. Наезд на гужевойтранспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжныхживотных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжныеживотные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущеесятранспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
8. Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегосятранспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средствав результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если ононе может быть отнесено к другому виду ДТП.
9. Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указаннымвыше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесомтранспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортноесредство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд навнезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) идр.
Число дорожно-транспортных происшествий за 2008 годпредставлена в Приложении А.
Итак: Дорожно-транспортными, являются преступления среднейтяжести и тяжкими совершенные действием. Объектом преступления выступаетбезопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.Объективная сторона: в нарушении правил дорожного движения или эксплуатациитранспортных средств; наступлении тяжкого вреда здоровью человека; причиннаясвязь между деянием и наступившими вредными последствиями.

1.2 Форма вины в дорожно-транспортныхпреступлениях
 В уголовном праве Российской Федерации формавины характеризуется как определённое соотношение (сочетание) элементовсознания и воли совершающего преступления лица, которое характеризует егоотношение к деянию. Предусматривается две формы вины – умысел и неосторожность.Умысел делится на прямой и косвенный, а неосторожность на легкомыслие инебрежность.
Ещё в середине прошлого века при расследованиидорожно-транспортных преступлений привлекало внимание следующее обстоятельство:при умышленном нарушении правил дорожного движения не обнаруживалось умысла вдостижении такой цели, как гибель или ранение человека. Поскольку нарушениеправил рассматривалось как противоправное действие, а гибель или травмированиечеловека – как последствие, то вопрос был решён просто: в дорожно-транспортном преступлениивозможны две формы вины – умысел по отношению к действию и неосторожность кпоследствию. Так зародилась концепция «Двойной» вины. С тех пор и до наших днейпоиск решения проблемы идёт по пути выдвижения различных вариантовкомбинирования умысла и неосторожности в виде «Смешанной»,«Умышленно-неумышленной» форм вины, не существующих в действительности.
Современный Уголовный кодекс Российской Федерациипредусматривает в статье №264 в качестве формы вины – неосторожность. Здесьпрослеживается неосторожное отношение к наступившим последствиям [2].
Форма вины в совершении преступления определяется похарактеру психического отношения виновного к своим противоправным действиям. Вдорожно-транспортных преступлениях, совершаемым водителем, противоправнымдействием служит нарушение правил дорожного движения, создающее аварийнуюобстановку, которая заключает в себе угрозу удара транспортного средства,лишённого надлежащего управления
Примером легкомыслия является случай, когда лицо, нарушаяправила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, предвидитвозможность причинения тяжкого вреда здоровью человека, но без достаточных ктому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Когда водительавтомобиля, подъезжающего на большой скорости к перекрёстку, где долженуступить дорогу другому автомобилю, в нарушении правил дорожного движения этогоне делает, надеясь успеть проехать перед ним, становится виновникомдорожно-транспортного происшествия, в которой могут наступить тяжкие последствияздоровью или смерь участников движения.
А небрежность, разновидность вины, при которой лицо непредвидит общественно опасных последствий своего деяния ни как неизбежных, никак реально или даже абстрактно возможных. При необходимой внимательности, в этомслучае, можно избежать происшествия. На пример: Водитель автомобиля пренебрегаяограничением скорости в зимнее время не предполагал, что на его пути будетобледенелый участок и что он может попасть в дорожно-транспортное происшествие,хотя мог это предположить т.к. время года и погодные условия способствуютухудшению дорожной обстановки и соблюдать скоростной режим.
Что касается умысла в дорожно-транспортных преступлениях, тоон может быть прямым и косвенным, только эти деяния же не будут подпадать под статью№264.
Выявляя умысел водителя в совершении дорожно-транспортногопреступления, следует обращать внимание на некоторые особенности его поведенияи положения:
1.        Очевидностьнарушения правил дорожного движения;
2.        Сравнительнаябезопасность нарушитель, защищенного массой и мощностью управляемого имавтомобиля;
3.        созданиенеожиданной помехи движению другого менее массивного автомобиля, заставляющееего водителя избежать столкновения, не думая о последствиях;
4.        сохранениевозможности управлять автомобилем и скрыться с места преступления, даже еслистолкновение произошло [11, С. 132].
Водитель может нарушать правила дорожного движения с прямымикосвенным умыслом, имея цель создания аварийной обстановки, содержащей угрозустолкновения, опасную для других лиц. Например водитель умышленно создает (илидопускает возможность создания) аварийную обстановку, направляя своётранспортное средство на другое или пешехода с целью (или без неё) причинениятяжкого вреда здоровью человека или смерти. В этих случаях преступления будутквалифицироваться как «Преступления против жизни и здоровья» (Глава 16Уголовного кодекса Российской Федерации.).
1.3 Объект преступления и объективная сторонапреступления
 
Характерпреступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, чторассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения илиэксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.
Именнов этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правил безопасноститехнического обслуживания транспорта, нарушение правил безопасности труда вовремя ремонта, заправки горючим указанных видов транспорта или производствапогрузо-разгрузочных работ не может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, таккак в упомянутых случаях отсутствует посягательство на безопасность движения.
Так,если лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техникибезопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущеныво время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по ст.143УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям о преступлениях против жизни издоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.
Отсюдаследует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УКРФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств. Согласно Закону РФ «О безопасности дорожного движения», безопасностьдорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степеньзащищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и ихпоследствий [3].
Вместес тем при совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другимправоохраняемым объектам: личности граждан, личному имуществу. Однако этиинтересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта,который не определяет и не может определять правовую природу данногопреступления.
Припривлечении лица к уголовной ответственности по cт. 264 УК РФ необходимоустановить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этихпреступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств; наступление тяжкого или средней тяжести вреда здоровьючеловека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Дорожноедвижение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессеперемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых впределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:
·         приоритет жизни и здоровья граждан, участвующихв дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственнойдеятельности;
·         приоритет ответственности государства заобеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан,участвующих в дорожном движении;
·         соблюдение интересов граждан, общества игосударства при обеспечении безопасности дорожного движения;
·         программно-целевой подход к деятельности пообеспечению безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожногодвижения).
Длясостава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобыобщественно опасные действия (бездействие) лица выражались в нарушении правилдорожного движения или правил эксплуатации.
Припривлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередьдолжен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.
Правиладорожного движения являются единым документом, устанавливающим порядокдорожного движения на всей территории России.
Правиладорожного движения учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта,отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены идругими нормативными актами. Однако по отношению к ним Правила дорожногодвижения являются исходным и определяющим документом.
Такимобразом, Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, то естьопределяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественныеотношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется надругие виды движения. Под дорожным движением понимается сложнаясоциально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров иразличные транспортные средства, движение которых подчиняется определеннымправилам.
Материалысудебной практики свидетельствуют о том, что ошибочное определение характеранарушения, допущенного виновным, неизбежно влечет неправильную правовуюквалификацию содеянного. Иногда суды применяют ст. 264 УК РФ к тем случаям,когда надо было применить другие статьи УК: о преступлениях против личности, онарушении правил охраны труда, о должностных преступлениях.
Составпреступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, еслинарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлеклоопределенные вредные последствия.
Нарушениеправил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий влечетадминистративную ответственность, так как степень общественной опасности такихнарушений сравнительно невелика.
Обобщаясказанное, можно сделать вывод, что наиболее правильным является установлениеуголовной ответственности только за те нарушения правил движения и эксплуатациитранспорта, которые повлекли наступление определенных вредных последствий.Уголовный кодекс РФ в ст. 264 конкретизирует те вредные последствия, которыедают основание привлекать виновного по этой статье к уголовной ответственности.Закон дифференцирует ответственность и наказание в зависимости от тяжестинаступивших вредных последствий.
Ст.264 УК РФ содержит три части с различными санкциями. По ч. 1 ст. 264 УКответственность наступает, если потерпевшему был причинен тяжкий или среднейтяжести вред здоровью. По ч. 2 ст. 264 УК виновный привлекается в том случае,если деяние повлекло смерть потерпевшего. Часть 3 ст. 264 УК устанавливаетответственность за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 264, если они повлеклисмерть двух или более лиц.
Дляпривлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо такжеустановить, что вредные последствия находятся в причинной связи с нарушениемправил дорожного движения или эксплуатации указанных в этой статье видовтранспорта.

1.4 Субъект исубъективная сторона преступления
Российскийуголовный закон устанавливает, что уголовной ответственности и наказаниюподлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно илипо неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественноопасное деяние (ст. 5 УК РФ). Российское законодательство считает, что умысел инеосторожность являются определенными формами психического отношения лица ксовершенному им преступлению.
Приэтом для квалификации преступления имеет значение только такое психическоеотношение, которое было у виновного до или во время совершения преступления.При привлечении лица к уголовной ответственности необходимо установить невообще его психическое отношение к содеянному, а психическое отношение строгоопределенного вида. Закон считает, что уголовно-правовое значение имеет толькотакое психическое отношение лица, которое выразилось в форме умысла илинеосторожности.
Указанноеположение российского уголовного права нашло отражение и в учении о составепреступления. Понятие состава преступления включает в себя элементы,характеризующие как объективную, так и субъективную стороны преступного деяния.
Признакисостава преступления, характеризующие субъективную сторону преступления,теснейшим образом связаны со всеми другими элементами состава. Анализсубъективной стороны позволяет правильно определить объект преступления.
Всудебной практике встречаются ошибки при квалификации преступлений, совершенныхс использованием автотранспортных средств, когда неточно определяется объект,на который был направлен умысел виновного. Имеют место случаи не привлечения заумышленное убийство путем использования транспортных средств даже при наличии увиновного умысла на лишение потерпевшего жизни [11, С. 231].
Сдругой стороны, водители транспорта иногда привлекаются к ответственности постатьям, карающим за умышленное убийство, при отсутствии у виновного умысла налишение человека жизни.
Динамикастатистики дорожно-транспортных происшествий, в конечном счете, зависит отучастников движения, и в первую очередь от водителей транспортных средств.Поэтому вопросы отбора, профессиональной подготовки и воспитания водительскихкадров являются главным звеном в профилактике и предупреждениидорожно-транспортных происшествий.
Международнаястатистика показывает, что 70 — 80% дорожно-транспортных происшествийпроисходит по вине водителей. Они происходят либо из-за физической, психическойи психологической неспособности водителей к управлению транспортнымисредствами, либо из-за пониженной способности к такого рода деятельности, либоиз-за слабой профессиональной подготовленности к вождению машин, либо, наконец,из-за простой недисциплинированности и невнимательности.
Пригодностьк вождению механическим транспортным средством определяется медицинскойкомиссией.
Вусловиях непрерывно повышающейся интенсивности дорожного движения к управлениютранспортом должны допускаться лишь те лица, которые по возрасту и помедицинским показателям способны обеспечить безопасность движения. Правиладорожного движения в достаточно категорической форме закрепили это положение.Согласно действующим Правилам к управлению автомототранспортом и городскимэлектротранспортом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста.
Требования,предъявляемые к водителям с точки зрения возраста и здоровья, общеизвестны.Следовательно, несоблюдение их является нарушением Правил дорожного движения ипри соответствующих обстоятельствах влечет различные виды ответственности, втом числе уголовную. В судебной практике неоднократно возникали вопросы,связанные с определением состояния здоровья водителя в момент возникновениядорожно-транспортного происшествия.
Индивидуализацияответственности предполагает, также учет состояния здоровья и других личныхкачеств лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Это вытекает изобщих принципов уголовного права. Некоторые особенности личности водителя могутиметь решающее значение не только при назначении наказания, но и приустановлении оснований уголовной ответственности, т. е. при выяснении признаковсостава преступления.
Управлениеавтомашинами, мотоциклами и другими механическими транспортными средствамиимеет свою специфику. Человек, обладающий определенными дефектами здоровья, нев состоянии обеспечить необходимую безопасность при вождении транспортногосредства. Именно из этого исходят Правила дорожного движения, запрещая водителю«управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, еслиэто может поставить под угрозу безопасность движения».
Наданное положение Правил дорожного движения нередко ссылаются представители, какгосударственного обвинения, так и защиты при рассмотрении судами дел обавтотранспортных преступлениях. И это не случайно. Действительно, наличие уводителя в момент возникновения дорожного происшествия болезненного илиутомленного состояния может существенно повлиять на пределы егоответственности.
Согласностатье 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моментусовершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В части второй этой статьиуказаны преступления, за которые уголовная ответственность наступает счетырнадцатилетнего возраста. 264 статьи в этой части нет, следовательно,субъект по данному преступлению общий – лицо, достигшее шестнадцатилетнеговозраста.
Статья264 УК основным отличительным признаком субъекта данного преступления считаетуправление перечисленными в ст. 264 УК видами транспортных средств. Лицо должносчитаться управляющим транспортом независимо от того, работает ли оно вгосударственной или общественной организации или управляет собственнойавтомашиной, в рабочее или нерабочее время, на законном основании илисамовольно.
Главноевнимание закон обращает на характер фактической деятельности лица в моментсовершения им преступления. Лицо должно считаться управляющим транспортнымсредством, когда оно само ведет машину, или когда осуществляет управлениепараллельно с лицом, которого оно обучает вождению транспортным средством, илидает ученику-водителю указания по поводу управления транспортным средством,сидя рядом с этим учеником в машине во время ее движения.
Такжепо действующему законодательству для квалификации преступления не имеетзначение, были ли у виновного водительское удостоверение в момент управлениятранспортом или он был лишен их, либо вовсе не имел.

2. Уголовнаяответственность при дорожно-транспортном происшествии
 
2.1 Основания уголовной ответственности занарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
 
Небольшоеколичество норм уголовного права, предусматривающих ответственность занарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей,мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, исреди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию,будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движениядовольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком пониманиидискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих этупроблему.
Действительно,для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правиладорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовнаяответственность в настоящее время предусмотрена статьями 264 и 265 УголовногоКодекса РФ.
Наибольшеговнимания требует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее частоприменяется в практике для квалификации действий водителя, повлекшихуголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется«Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств». Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовыеакты скрываются за формулой «правила дорожного движения и эксплуатации.
Посколькуречь идет об основаниях уголовной ответственности, под „правиламидорожного движения и эксплуатации транспортных средств“ следует пониматьтакую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель несовершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения(ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожногодвижения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты,касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и непротиворечить им (п. 1.1).
Другимисловами, названные в ст.264 УК РФ „правила дорожного движения иэксплуатации транспортных средств“ должны основываться на требованияхПравил и не противоречить им.
Поэтомуважно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДДили приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма,поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и являетсятехнической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю,совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации.
Такаянеисправность не названа в Перечне неисправностей и условий, при которыхзапрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движенияпрямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояниетранспортного средства в соответствии с Основными положениями по допускутранспортных средств к эксплуатации (п. 2.3.1 ПДД). Названный выше Переченьявляется приложением к этим Основным положениям.
Встречающиесяошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управлениеавтомобилем с техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаныдалее при рассмотрении конкретных дел.
Длянаступления уголовной ответственности недостаточно факта нарушения Правилдорожного движения. Необходимо, чтобы это нарушение повлекло за собойнаступление последствий, предусмотренных уголовным законом. Следовательно,вторым обязательным условием уголовной ответственности являются последствия,которые это нарушение повлекло.
Внастоящее время закон предусматривает два вида последствий, каждому из которыхсоответствует одна из частей статьи 264 УК РФ.
Кпервому виду последствий относятся тяжкий вред здоровью человека либо крупныйущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признакачисло пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненногоздоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результатенарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым иотносится к административным проступкам.
Поэтомуесли при опрокидывании автомобиля по вине водителя легкие телесные поврежденияполучили даже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить не может. Залегкий вред здоровью одному или нескольким людям уголовная ответственностьводителю не предусмотрена.
Максимальноенаказание по ч 1 ст. 264 УК РФ — лишение свободы на срок до 2 лет с лишениемправа управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового.Максимальное наказание имеет в настоящем изложении два принципиально важныхзначения.
Во-первых,в соответствии со ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлениемнебольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п.»а” УКРФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишениюсвободы на срок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы назначается вколониях-поселениях, а не в колониях общего режима.
Поч.2 ст.264 УК РФ квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движенияи эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одногочеловека. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколькочеловек, которые однако остались живы, квалификация действий водителя неменяется.
Нередкислучаи, когда при авариях, особенно при столкновениях транспортных средств инаездах на неподвижное массивное препятствие, погибает один человек, аостальные пассажиры получают телесные повреждения различной тяжести. Эти случаиквалифицируются по ч.2 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание по этой нормеуголовного права — лишение свободы до 5 лет с лишением права управлятьтранспортным средством до 3 лет.
Поч. З ст.264 квалифицируются действия водителя, нарушившего правила дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств, в случаях, когда такое нарушениеповлекло смерть двух и более лиц. Число погибших (если их два и более), а такжечисло других пострадавших, оставшихся в живых, не имеет квалифицирующегозначения. По этой норме уголовного права предусматривается наказание в виделишения свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением права управлять транспортнымсредством на срок до 3 лет.
Вслучае назначения судом наказания до 5 лет лишения свободы водители отбываютнаказание в колонии-поселении, а свыше 5 лет — в исправительных колониях общегорежима (ст.58 УК РФ).
Уголовно-правоваяквалификация дорожно-транспортных преступлений напрямую зависит от определениясудебно-медицинской экспертизой тяжести вреда здоровью человека, и потому напрактике реже вызывает затруднения и споры. Установление нарушении Правилдорожного движения водителем, напротив, зачастую оказывается настолько сложнойзадачей, что участие в деле адвоката просто необходимо.
Делао дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) — из наиболее сложных длярасследования и защиты. Трудность их состоит в том, что по каждому делу, помимообычных уголовно значимых обстоятельств, необходимо в полном объеме выяснитьвзаимодействие человека и техники.
Напервый взгляд, они кажутся простыми: водители не отрицают факта столкновения,пострадавшие отправлены в больницу, и даже осмотр места происшествия произведенпочти сразу после наезда или опрокидывания.
Уголовноесудопроизводство в России построено так, что адвокат постоянно оказывается впротивостоянии суду. Эта мысль проводится в Уголовно-процессуальном кодексе спервой его статьи, где указано, что порядок судопроизводства един и обязателенпо всем уголовным делам для всех судов, органов прокуратуры, предварительногоследствия и дознания. Легко заметить, что адвокат как процессуальная фигура незначится среди тех, для кого порядок судопроизводства един и обязателен.
Этаже идея противопоставления адвоката проводится и в ряде другихуголовно-процессуальных норм. Так, ст.22 УПК РФ, регламентирующая правообжалования действий и решений суда, прокурора, следователя, лица,производящего дознание, не называет среди субъектов этого права адвоката (илизащитника), а только заинтересованных граждан, предприятия, учреждения иорганизации.
Задачазащиты — помочь обеспечить торжество закона: невиновный не должен быть наказан,никто не может быть осужден без достаточных оснований, ни одно смягчающее винуобстоятельство не должно пройти мимо внимания суда. Необходимо, чтобы судьбаподсудимого зависела не от того, кто умнее — адвокат или обвинитель, — а отполноты и правильности выявления обстоятельств.
Иногдасудье достаточно снять два-три вопроса адвоката, отказать в ходатайстве опроведении экспертизы, и вина потерпевшего становится не только недоказанной,но и недоказуемой. Такое не может быть нормой, а значит, одно из главныхусловий совершенствования правосудия в настоящее время — снять с суда задачураскрытия преступлений и исключить искусственное противопоставление.

Заключение
 
Итак,мы рассмотрели уголовную ответственность при дорожно-транспортном происшествии,а также дали общую характеристику преступного нарушения правил дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств.
Из всего вышеизложенногоможно сделать следующие выводы.
Непосредственным объектом нарушений правил дорожного движенияи эксплуатации транспортных средств, следует признавать общественные отношения,обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортныхсредств.
Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственностьза нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средствлицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортнымсредством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжестивреда здоровью человека. В ч.2 данной статьи установлена ответственность заболее тяжкий вид данного преступления – « то же деяние, повлекшее понеосторожности смерть человека ». И, наконец, ч.3 ст. 264 УК РФ устанавливаетеще более строгое наказание, если действия, предусмотренные частью первойнастоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц.Предусмотренная ст. 264 УК РФ уголовная ответственность за нарушение полегкомыслию или небрежности правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств наступает, если данные нарушения повлекли следующиевредные последствия: смерть человека; причинение тяжкого или средней тяжестивреда здоровью; причинение крупного ущерба.
Между нарушением правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств и наступившими последствиями должна существовать причиннаясвязь, т. Е. данные нарушения должны быть причиной ава рии, ее необходимым-условием: если бы не было на рушений, то не произошло бы и аварии, результатомкоторой явились указанные в ст. 264 УК РФ вредные последствия.
Степень тяжести причиненного здоровью вреда определяетсясудебно-медицинским экспертом.
К ответственности за нарушение правил дорожного движения иэксплуатации транспортных средств может быть привлечено лицо, управляющееавтомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Поддругими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы,трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные транспортные средства, кромемопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств,передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя. Лицо признается управляющимтранспортным средством независимо от того, управляет ли оно машиной, котораядвижется своим ходом, или машиной, которая движется на прицепе у другой машины.Отсутствие водительского удостоверения у лица, управляющего транспортнымсредством, а равно лишение его этих прав не имеет значения для привлечениявиновного к ответственности. Виновным может быть признан водитель,непосредственно управляющий транспортным средством, безотносительно коснованиям управления (собственник, лицо, управляющее по доверенности, либолицо, угнав шее транспортное средство, и т. Д.). К ответственности засовершение данного преступления может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее16-летнего возраста.

Глоссарий
 № п/п Новые понятия Определения 1 Безопасность дорожного движения состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. 2 Дорога дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. 3 Дорожное движение совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. 4 Дорожно-транспортное происшествие событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. 5 Иной вид дорожно-транспортного происшествия к ним относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие. 6 Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда. 7 Обеспечение безопасности дорожного движения деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. 8 Организация дорожного движения комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. 9 Транспортное средство устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. 10 Участник дорожного движения лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
 

Список использованных источников
 
Нормативныеправовые акты 1Конституция Российской Федерации 1993г. // Справочно-правовая система «Гарант»:[Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление 01.02.09г.2 Уголовныйкодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г.,9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля,28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля 2008 г.) // Справочно-правовая система«Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление01.02.09 г.3Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожногодвижения» (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г.)// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант –сервис». – Последнее обновление 01.02.09 г.4 Правиладорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (с изменениями от 8 января 1996г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 28 июня 2002 г.,7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля,19 апреля, 30 апреля 2008 г.).) // Справочно-правовая система «Гарант»:[Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление 01.02.09г.5Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко,А.С. Михлина). — «Питер», 2007 г. // Справочно-правовая система«Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнее обновление01.02.09 г.
Научнаяи обзорная литература
6Вандышев В.В. Уголовный процесс. Курс лекций [Текст] / В.В. Вандышев. – Питер.– 2004. – 548 с ISBN: 5-318-00764-3
7Клепицкий, И.А. Практикум по уголовному праву. Общая и особенная части [Текст]/ И.А. Клипецкий. — ТК Велби, Проспект. – 2006. – 320с. — ISBN 5-482-00673-5
8Корнеева, А.В. Теоретические основы квалификации преступлений [Текст] / А.В.Корнеева А.В. — ТК Велби, Проспект. – 2007. – 506с. — ISBN 5-482-01233-6
9Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений [Текст] / В.Н.Кудрявцев. – Юристъ. – 2007. – 304с. — ISBN 5-7975-0170-810 Наумов, А.В. Практика применения Уголовногокодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальноетолкование // Справочно-правоваясистема «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Последнееобновление 01.02.09 г.
11Рарога, А.И. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник [Текст]/ А.И. Рарога. — Инфра-М, Контракт. – 2007. – 259с. — ISBN 5-16-002208-2

Приложение А
Число дорожно-транспортных происшествий за 2008 годРегион Российской Федерации число погибших в 2008 году Российская Федерация 229140 Центральный ФО 66405 г. Москва 14850 Северо-Западный ФО 25689 Южный ФО 24526 Приволжский ФО 45928 Уральский ФО 23149 Сибирский ФО 30482 Дальневосточный ФО 12129