Введение
В современном мире особую остроту приобрелиэкологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире,продолжает ухудшаться.
Главной причиной обострения экологических проблемявляется техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятныепроявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы,является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, чтопривело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативносказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странахтрадиционное потребительское отношение человека и общества к природе иресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнемуосуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественнойсреды проживания людей.
В последние десятилетия особенно катастрофичными длячеловека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, какстихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний,ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами,снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненноважных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям,изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой,газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.
Обострение экологических проблем поставило подвопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также егоспособность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.
1.Достижения философии в решении экологических проблем
Нужно отметить, что проблемы взаимодействиячеловека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжениивсей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемыбытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию ихвзаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и,соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразованиеприроды.
Философия достигла многого в осмыслении и проясненииэкологических проблем, которые существуют в современном мире:
· философыдают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;
· вфилософии происходил активный процесс выработки понятийно-категориальногоаппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и,соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;
· вфилософии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активноосуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологическихпроблем современности.
Следует отметить, что ряд достиженийнаучно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как ониоказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей,но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность:
· Этоучение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложенпуть достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основерешения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующимотношения между обществом и природой, выделена разумная деятельностьобщественного человека, способная придать естественной среде его проживаниястабильность и разумные формы бытия и развития. [3]
· Важнымдостижением философии является также концепция этического отношения к природе.Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером вего известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принципбиоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мыслиэтот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципыэкологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно изперспективных направлений развития этики и в целом философской мысли насовременном этапе.
· Значительнымиявляются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы иобщества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в миреи подходы к ее стабилизации и улучшению.
· Важноезначение имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная ипрдложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООНпо проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые намеждународном, региональных и национальных уровнях. [2]
Однако, при всейважности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемамэкологии достигнуть явно недостаточно. Необходимость согласования отношенийобщества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также итого, что человечество в решении экологических проблем должно действовать какединое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность.Однако в целом экологические проблемы на практике пока решаются не эффективно.
2.Главные экологические проблемы сегодня
Экологические изменения ощущаются много лет спустя,после того, как механизмы, вступающие в жизнь, становятся необратимыми.Человечество сначала создают необратимые механизмы разрушения среды, не замечаяэтого, и только через некоторое время, получая плоды своей деятельности, хотелибы остановиться, но это уже невозможно.
Давление человечества на землю возрослонепропорционально сильнее, чем выросло население на Земле. Сегодня сталоочевидным, что каждый день погибает как минимум 1 биологический вид на Земле.Это природное явление, непосредственно связано с окружением. Биологическоеравновесие – необходимое условие для нас: это наша микрофлора, среда обитания,что у нас есть в воздухе и воде.
В биосферу внесены вредные отходы промышленности,пестициды, избыток удобрений, радиоактивные вещества, перегретые водыэлектростанций и другие отходы хозяйственной деятельности человеческогообщества. По своему составу (многие синтетические материалы) и общему объёму этиотходы не могут быть естественным путём переработаны и войти в дальнейшийкруговорот веществ. Они становятся источниками загрязнения биосферы,препятствуя самовосстановлению природных условий и возобновлению ресурсов.
Важность и острота этой проблемы определяютсяпроцессом всё усиливающегося истощения природных ресурсов и загрязненияокружающей среды. Загрязнение окружающей среды становится подлинным бичом вэкономически развитых странах. Воздух городов и посёлков отравлен ядами, вчастности свинцом. Многие озёра и реки полумертвы в биологическом смысле.Мегаполисы, буквально завалены хламом, отбросами, мусором, от которогоневозможно избавиться, страдают от скученности, эпидемий.[1]
К общемировым проблемам атмосферы относитсявозможное снижение в ней концентрации кислорода и озона. Такое снижениепроисходит в связи с увеличением их расхода при сжигании топлива и на окислениеантропогенных соединений азота, серы, углеводородов, водорода и др. Уровеньзагрязнения постепенно возрастает, а основная масса загрязнителей сосредоточенав нижних слоях атмосферы, концентрируясь в районах скопления промышленности итранспорта.
Самое опасное загрязнение атмосферы и всейокружающей среды – радиоактивное. Известно, что в начале 60-х годов фонискусственной радиоактивности, вызванной испытаниями ядерного оружия, достигугрожающего уровня. Страшные последствия проявляются уже сейчас.
Проблему захоронения радиоактивных отходов все ещенельзя считать решенной.
К важнейшимэкологическим проблемам гидросферы относится загрязнение водоемов промышленнымии бытовыми стоками. Потребление загрязненной воды служит источником 3/4 всехболезней и 1/3 всех смертных случаев. Особенно остро проблема чистой питьевойводы стоит в тропических странах, где водоемы часто служат средой размноженияпаразитов.
Присутствуеткомплексное нарушение состояния земель в связи с интенсивной добычейминеральных ресурсов. Истощение крупнейших месторождений. Радиоактивноезаражение. Исчезновение лесов из-за вырубки, браконьерства и лесных пожаров.Истощение черноземных почв из-за нерационального использования и отсутствиякомплексной мелиорации. Браконьерство.
Первостепенное значениеимеют экологические проблемы в использовании водных ресурсов. [2]
3. Причины экологической ситуации
Многие мыслители причину экологических бедствийвидят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии,уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству иобогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царяприроды. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.
Человек не царь природы, он зависит от природныхресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны имногие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережноотноситься ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природныересурсы, перерабатывать отходы — это задачи, которые вышли сегодня на переднийплан. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества.Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, котороеобеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставитпод угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Сейчас наступил такой период развития, когдаобеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чемдальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается недальнейшее наращивание производства, а обеспечение его экологичности, реконструкцияс учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществитьпереход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и кэкотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления исохранения природы. [2]
Отсюда вытекает ответственность философов и новыезадачи перед ними в духовном постижении проблем взаимодействия человека,общества и природы, в определенной стратегии их решения.
Главная задача — осмысление модели будущегоустройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной кгармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная,стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философскоймыслью.
Другая важнейшая задача — переориентация общества спотребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственнойкоэволюции, способных гармонизировать систему «общество-природа».
Развитие экологически ориентированной экономики — важнейшее условие переходи общества на путь гармонизации системы «общество-природа»и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.
Поскольку главная причина возникших экологическихпроблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и самчеловек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении ииспользовании духовный потенциал человека и общества в решении сложныхэкологических проблем, вставший перед мировым сообществом.
Наконец, нуждается в защите и природа самогочеловека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастаютнегативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влияниемнеблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различныхвредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этихзадач философы могут и должны принимать самое активное участие для благачеловека и человечества.[3]
4.Экологические проблемы в современном мире.Анализ философского текста
Состояние окружающейчеловека природной среды – одна из актуальнейших общемировых проблемсовременности. В условиях научно-технической революции масштабы влияниячеловеческой деятельности на природную среду возросли необычайно и продолжаютстремительно нарастать. В ряде случаев они достигают глобального изменения исопоставимы с общепланетарными масштабами многих естественных процессов илидаже превосходят их. Необходимость решения экологических проблем очевидна всовременном мире. Многие представители научного мира (экологи, социологи,философы и т.д.) считают исследование экологической ситуации и её причинприоритетной задачей современной научной мысли. Задача исследователей –философов заключается преимущественно в отражении проблемы бытия человека иприроды, их исследования отличает стремление придать определенную гармониювзаимодействию человека и природы на основе духовного постижения человеком себяи мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной напреобразование природы.
Современная эпоханаходится в особом отношении к философии, и это обусловлено самой ее сущностьюкак переломной, прокладывающей радикально новые пути исторического прогресса.Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, ноне в меньшей мере он нуждается в философии для решения “вечных вопросов”. Ктаким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы. Напротяжении всей истории человечества люди в зависимости от своеобразия и уровнясвоего социального развития нуждались в природе, но видели ее по-разному,создавая различные (мифологические, религиозные, философские и т.д.) образыприроды, в которых они так или иначе соотносили себя с природой, познавая себячерез природу и природу через себя. Человеку жизненно важно общаться с природойвсей целостностью своего существа. “Экологический вопрос” для человека — этовопрос его способа бытия в природе, его места в мире.
Проблема единствачеловека и природы проходит через всю историю культурного самопознаниячеловечества. Философия разрабатывает ее своими методами — через теоретическоепостижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру историческогоединства человека и природы. Философский взгляд на современную экологическуюситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самойэкологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления ивыработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того,потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломныепериоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнениикакой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающиепринципы, относящиеся к ней.
Такая ситуациясложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой. Философия можетпомочь решению экологических проблем в различных направлениях, она способствуетпреодолению ограниченности частных научных позиций, односторонностидуховно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой.Философское осмысление экологической ситуации могло бы помочь формированиюобщеметодологических принципов анализа и решения проблем. Сегодня все большелюдей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищутвыхода из сложившегося положения.
Мы живем в переходноевремя, когда завершает существование и развитие один тип человека искладываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужноготовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Вэтой работе не последняя роль принадлежит философии и социальной экологии.
Заключение
Социальная философия, изучая причины деградациисреды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствуетрасширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как кприроде, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формированииэкогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. Отраспространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формированиеотношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решениюэкологических проблем.
Отношение человека к природе всегда опосредуетсяобщественными отношениями и структурами, прежде всего политической системой ипроизводственными отношениями. Поэтому философская мысль, проясняя сущностьвзаимодействия общества и природы, экологических проблем должна оказывать своеориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но ина принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культурув целом. Любая социальная система должна находиться в гармонии с природнойсредой, а свои средства труда и способы использования природы, своепроизводство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиямона должна приспособить и свой образ жизни и свою популяцию, включаячисленность населения.
В наше время угроза окружающей среде приобрела нетолько глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая можетпри определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной длячеловека и мирового сообщества в целом.
Следовательно, ситуацию необходимо кардинальноменять. И философия в решении этой задачи может сыграть достаточно важную роль.
Списоклитературы
1. МоисеевН.Н. Быть или не быть человеческой цивилизации. — М., 2006. — 231 с.
2. НовосёловМ.М. Экологическая ситуация в начале XXI века. — СПб, 2002. — 219 с.
3. ЧижовП.Г. Философия и экологические проблемы // Вызовы современности и философия:Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО.- Бишкек, 2004.-С.97-102.