Контрольнаяработа по культурологии на тему:
Достиженияиконописи в XVIвеке
План
1.Иконопись в XVI веке
2.Знаменитые иконы этого периода
— Цеpковь воинствующая
— Успение Богородицы
-Чудо Георгия о Змие
Список литературы
1. Иконопись в 16 веке
Искусство XVI в. всё теснее связывает свои судьбы синтересами государства. Над личностью мастера-творца, над самим процессомхудожественного творчества всё сильнее нависает «злоба дня». В царствованиеИвана IV государство стало непосредственноконтролировать искусство. Церковный собор 1551 г. регламентировал не тольковзаимоотношения мастера-живописца с учениками, но также художественный процесси его результаты, канонизируя освящённые веками и авторитетами иконографическиесхемы, призывая копировать старых византийских живописцев и Андрея Рублёва.Подобные меры, безусловно, наносили большой вред искусству, поощрялиремесленничество и бездумное повторение «образцов».
В XVI в. Москва стала объединять местныехудожественные школы, что стало естественной реакцией в искусстве наобъединение страны. В результате самые отдалённые русские земли смогливоспринять высшие достижения столичного искусства, и в какой-нибудь глухойсеверной веси из-под кисти патриархального сельского мастера появлялась икона,написанная по композиции Андрея Рублёва. А искусство самой Москвы обогащалосьтворческим опытом Новгорода, Пскова, Твери и других высокоразвитых русскихцентров.
В XVI в. существенно стала расширяться тематикадревнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются ксюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, чтоособенно важно, к легендарно-историческому жанру.
Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творенияхиконописцев. В связи с этим в художественное творчество всё более проникаютжанровость, интерес к быту, всё чаще в композициях появляются русские «реалии».Условная «эллинистическая» архитектура сменяется на иконах русской. В то жевремя в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлечённому«мудрствованию», к истолкованию в зрительных образах богословских догматов.Церковь и государство жёстко контролировали иконопись, поэтому в то времяполучили распространение иконописные подлинники (сборники образцов), в которыхустанавливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельныхперсонажей.
Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию вискусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона-картина«Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»), происходящаяиз Успенского собора Московского Кремля. Призванная увековечить покорениеКазанского ханства, она мало напоминает традиционный моленный образ. На оченьвытянутом в ширину композиционном поле художник изобразил многочисленноевойско, которое тремя дорогами в пешем и конном строю удаляется от охваченногопламенем города. Воинский поток, предводительствуемый архангелом Михаилом,устремляется к «граду» на другом краю композиции, откуда благословляютшествующих Богоматерь с Младенцем Христом. Так «увидел» царский иконописецторжественное возвращение русского войска из Казани в Москву, представив егокак апофеоз «воинства небесного царя», движущегося из разгромленного «граданечестивого» к «горнему Иерусалиму». На иконе принято противоположное обычномунаправление движения — справа налево, что делает его более медленным ицеремониальным. А лёгкие ангелы в ярких одеждах с венцами в руках, взлетающиенавстречу воинам, помогают добиться в изображении динамического равновесия.Впереди среднего полка или в центре его с алым стягом, в царском наряде, скрестом в руках едет сам Иван Грозный. В рядах святого войска — прославленныерусские князья и полководцы, предки юного царя, а также «вселенские святыевоины» и русские ратники, сложившие головы под Казанью и уподобившиеся древниммученикам. У ног всадников струится река. Рядом изображён иссякший источник. Онсимволизирует падший «второй Рим» — Византию. Полноводный источниксимволизирует «третий Рим» — Москву.
2. Знаменитые иконыэтого периода
Икона Цеpковь воинствующая
Сегодня широко известнафреска с изображением Благоверного Царя Иоанна IV из Грановитой палатыМосковского Кремля. Однако кроме нее существует еще несколько изображенийXVI-XVII вв., на которых мы можем увидеть этого Государя.
Первой и ключевой вэтом ряду является икона “Благословенно воинство Небесного Царя” (позднееназвание “Церковь воинствующая”) находящаяся в настоящее время в экспозицииГосударственной Третьяковской Галереи.
Икона создавалась дляУспенского собора Московского Кремля. Вскоре после венчания на царство (1547г.) по заказу Царя было выполнено и установлено В Успенском соборе Царскоемолебнов место (1551 г.). Некогда подобное молебнов место находилось в главномсоборе Византийской империи — Святой Софии в Константинополе. На него восходилИмператор после свершения над ним Таинства Миропомазания при Священном венчаниина царство. Икона составляла с Царским местом единый идеологический икультурный комплекс. Расположенная вблизи Царского места, она во времяБогослужения всегда была доступна взору первого Русского Царя — ПомазанникаБожиего. Однако она служила не для “вспоминания” о величайшей победе Государя,а для постоянного, ежедневного напоминания Помазаннику Божиему о егообязанности перед Церковью Христовой и народом Божиим: защищать чистотуПравославной веры, служить защитником православных во всем мире.
Эта миссияиллюстрируется изображенным на иконе исходом Церкви — народа Божиего — из Градаобреченного в Новый, небесный Иерусалим. Апокалиптические мотивы соединяются виконе с воспоминанием о конкретном историческом событии: завоевании Казанскогоцарства.
Весь облик фигуры вцентре иконы свидетельствует, что перед нами Царь [Иоанн Грозный]. Значительнаячасть Святых, изображенных на иконе — это Святые князья северо-западной,Владимирской Руси, предки Иоанна IV. Вся логика заложенной в эту икону идеитребует, чтобы в ее центре находился не греческий Царь, пусть даже Св. равноапостольныйКонстантин Великий, не Владимир Мономах, а московский Царь, первый ПомазанникБожий на русском престоле. Вся архитектура, вся живопись этого периода задуманаи создана как памятник, прославляющий величайшее событие в истории МосковскойРуси: венчание на царство Иоанна IV, знаменовавшее завершение длившегося столет осмысления русским народом процесса перехода миссии “удерживающего” отКонстантинополя к Москве.
Без сомнения, образЦаря идеализирован и в нем присутствуют черты его предков и предтечей вслужении Церкви Христовой, в том числе и черты Св. Царя Константина, и Святогоравноапостольного кн. Владимира, и Владимира Мономаха. Это сходство органичновытекает из идеи, согласно которой “православный Государь был призван внести втьму и хаос языческой казанской земли Священный миропорядок”. Так же, как неслиего Царь Константин — в Римскую Империю, Св. кн. Владимир — в языческую Русь.То идеальное, что сопутствует этому служению, наложило свой отпечаток наизображение всех Святых правителей. …
Крест в руке делает ещеболее вероятным идентификацию этой фигуры как Иоанна IV. То, что крест имеетзначение не исповедания веры, а инсигнации Царской Власти, заменяющей скипетрна вышеописанных изображениях московских князей XIV-XV вв., лишь подтверждаетвозможность того, что эта иконописная традиция была сохранена и при написанииданного изображения. Кроме того, мы, знаем, что, отправляясь в Казанский поход,Иоанн приказал утвердить на Царском знамени с Нерукотворенным Спасом крест.Едва ли современник-иконописец мог пройти мимо такого факта. И нет ничегостранного в том, что он (а надо помнить, что весьма вероятно и то, что эскизбыл составлен рукой самого свт. Макария) отразил этот факт в “художественном”описании Казанского похода — иконе “Благословенно воинство Небесного Царя”.Нелишне упомянуть здесь и о том, что на иконе XVII века “Святой Благоверныйцаревич Димитрий, угличский и московский чудотворец”, сын Иоанна Грозногоизображен с точно таким же крестом… Во всяком случае, крест в Царских рукахеще больше подтверждает версию о том, что это изображение Иоанна Грозного. …
Еще одна детальимператорской одежды обращает на себя внимание. Это “лорос” — лента, одеваемаяповерх далматика и перекинутая через руку царственной фигуры наподобие ораряиподиакона. Такая же лента изображалась и на иконах Святых — византийскихИмператоров… Иоанн Грозный так же воспринимался Императором не только егоподданными, но и подданными некоторых других государств. С точки зренияВселенской Православной Церкви … он и был Императором единственной на землеправославной Империи. Таким образом, Царь Иоанн имел все права на лорос.
На иконе “Благословенновоинство Небесного Царя” изображение Архангела Михаила принадлежит к“воинскому” типу — он вооружен обнаженным мечом и облачен в доспехи. Затофигура Царя несет те атрибуты, которые полагаются Архистратигу: посох-крест илорос. Если вспомнить, что Иоанн Васильевич составил “Канон Ангелу Грозномувоеводе”, а самого его прозвали Грозным за Казанский поход, то аналогия напрашиваетсясама собой. Архистратиг Михаил возглавляет воинство Небесное, аЦарь-архистратиг — воинство земное.
Если вспомнить, какоезначение имела Казанская победа для всего Русского государства, какую рольсыграл в ней Царь Иоанн и о том, что эта победа стала поводом для написанияиконы, то нет ничего странного, что добрая, византийская традиция былавозрождена на русской земле.
Икона Успение Богородицы
Интереснойиконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI века изВладимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных вышепамятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держа душу Богоматеридвумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницейБогоматерь, лежащую на одре. Эта деталь, по всей видимости, появляется в«облачном» варианте Успения в первой половине XVI века и широкораспространяется в XVI–XVII столетиях. Благословляющим Богоматерь Спасительпредставлен и на иконе XVI века из собрания Русского музея. На ней такжепредставлено вознесение Богоматери, сидящей на престоле, к раскрытым вратамрая, за которыми видны ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразнойпо форме башни) и несколько райских деревьев.
С райской символикой вXVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорацииАрхангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этотсюжет помещен над конхой алтаря, что позволяет трактовать эту композицию,исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего,райского.
Икона Чудо Георгия оЗмие
Чудо Георгия о змие —описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение имцаревны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, ужепосле смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, став самымузнаваемым его изображением.
Легенда об убийствеГеоргием змия имеет восточное происхождение. Отмечают, что она восходит кдохристианским культам. Античная мифология знает ряд сходных сюжетов: Зевспобеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержалпобеду над драконом Пифоном, а Геракл над Лернейской гидрой. Наиболее близкимпо сюжету к чуду Георгия о зиме является миф о Персее и Андромеде: Персейпобеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную ему насъедение.
Чудо Георгия о змиеимеет иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество то естьГеоргий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также эточудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
«Чудо святогоГеоргия о змие» стало одним из излюбленных сюжетов древнерусской живописи.Как все сюжеты, он был строго канонизирован, и иконописный подлинник говорит отом, как надо этот эпизод изображать на иконах:
«Чудо святогоГеоргия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий седитна коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел изезера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другойстране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на нейцарское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, адругая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, сбашни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за нимиболяре, воины и народ с секирами и копиями».
Иконописный подлинникдает канву, общие положения изображаемого эпизода, но если мы сравним иконыXIV, XV, XVI веков, изображающие «Чудо Георгия о змие», то поразимсятому, как русские мастера в рамках заданного содержания и канонической формысумели создать столь разные, столь непохожие друг на друга произведения.
Сюжет легко узнаваем:всадник в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Здесь есть простор дляфантазии древ них мастеров, есть поэтичность, сказочность, и вместе с темобщечеловеческий смысл: добро побеждает зло. Недаром на этих иконах ГеоргийПобедоносец “… дается носителем доброго, светлого начала. В егоослепительном блистании есть нечто грозовое, нечто такое, что уподобляет егосверкающей молнии. И невольно кажется, что нет такой силы в мире, котораясмогла бы остановить стремительный бег этого победоносного воителя”.
Композиция икон«Чудо Георгия о змие» бывает в сокращенном варианте и в расширенном.Сокращенный вариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. Вправом углу обычно присутствует сегмент неба, в котором — или Христос,благословляющий Победоносца, или Его рука.
В расширенном вариантеесть и царевна, ведущая усмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня сцарем, царицей и приближенными, наблюдающими с высоты за происходящимисобытиями, и народ, дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел,венчающий Победоносца короной.
На иконе начала XIVвека из Русского музея в Санкт-Петербурге представлен как раз такой расширенныйвариант чуда, причем царевна Елизавета названа в надписи Елисавой. Ееродственники и епископ смотрят с высокой башни, как девушка ведет покорноечудовище на своем пояске. Георгий на белом коне четко выделяется на красном фоне,подавляя своими размерами и Елисаву со змием, и даже башню с родителямицаревны. Страшное чудище утратило свою грозность, да и Георгий, хоть и держит вправой руке копье, не воинственен. Он спокойно сопровождает усмиренноечудовище, ставшее ручным, и хрупкую девушку в город: дело сделано, главныймомент битвы позади, наступает покой и мир.
Икона примечательна ещеи тем, что вокруг средника размещены клейма с житием святого, причембольшинство из них посвящено его мучениям: Георгия четвертуют, бьют, кладут нанего камни, сажают в котел с кипятком, пилят голову, жгут свечами.Великомученик тверд в своей вере, и лик его в каждом клейме остается неизменноспокойным.
Или вот другаяновгородская икона «Чудо Георгия о змие» 16 века из Третьяковскойгалереи. Здесь сюжет дается в краткой редакции: св. Георгий на белом коне,полуобернувшись назад, колет змея копьем в пасть. Больше на иконе ничего нет,только в правом верхнем углу из сегмента неба видна благословляющая рукаГоспода. Но как выразительна, как прекрасна эта икона! Описывая ее, известныйискусствовед М.В. Алпатов поражается удивительной смелости мастера в обращениис традиционными иконографическими мотивами, неистощимости его фантазии,богатству и целостности созданного им живописного образа.
“… Красный плащразвевается на иконе, как алое знамя, трепещет, как огненное пламя, — оннаглядно выражает «пламенную страсть» героя, и по контрасту к плащубелый конь выглядит как символ его душевной чистоты. Вместе с тем своимсилуэтом всадник сливается со знаменем, и оттого фигура его кажется как быокрыленной…”.
За спиной Георгия —щит, украшенный человеческой маской и вместе с тем похожий на солнце. Возможно,в этой детали иконы 16 века нашли отражение древние верования славян: ведьГеоргий пришел на смену языческим богам, причем одни считают его наследникомЯрилы-Солнца, другие — Перуна и Дажбога, третьи — Святовита, а четвертыесвязывают христианского святого с солнечным конным богом Хорсом.
Скорее всего, нарусской почве св. Георгий вобрал в себя самые чистые и светлые качества многихдревних языческих богов.
Икона Сретение Господне
К первому вариантуотносятся икона из иконостаса Троицкого собора Троице — Сергиевой Лавры, иконаиз собрания Павла Корина (обе — XV в.), икона Сретения из праздничного чинацеркви Николы в Любятове (к.1530-х — 1540-е гг.). В последней на престолеизображены ветхозаветные скрижали, что указывает на исполнение ветхозаветногозаконодательства и подчеркивает значение события как связи Ветхого и Новогозаветов. Многочисленны примеры изображений на престоле Евангелия. Этаиконографическая деталь, не соответствующая исторической действительности иветхозаветному богослужению, подчеркивает наступление Новозаветной эры,ознаменовавшейся явлением в мир Искупителя. (ил.3) В Сретении на Васильевскихвратах, выполненных в сложной технике золотой наводки по медным пластинам (1336г., Троицкий собор г. Александрова), на престоле находится не только Евангелиес крестом на лицевой стороне, но и другие богослужебные предметы — потир извездица.
Чаще всего изображенныйалтарь покрыт красной тканью. На новгородской иконе XVI века из собрания икон вАмстердаме на ткани изображен семиконечный крест. Уникальность иконографииобраза заключается в трогательной подробности — в руках, сложенных на груди взнак смирения, Христос держит одного из жертвенных голубей. В древнерусскомискусстве известен еще один пример изображения Младенца Христа с птицей в руке.На чудотворной Коневской иконе Божией Матери, известной в России с XIV века и,по преданию, принесенной св. Антонием с Афона, Иисус в левой руке держитголубя.
Что же касается другоговарианта иконографии Сретения, то он пользовался на Руси не меньшейпопулярностью. На фреске из церкви Успения на Волотовом поле (Новгород,середина XIV века) Симеон с Младенцем на руках представлен за низкими закрытымидверями, ведущими в Святая святых. Пророчица Анна с развернутым свитком стекстом на греческом языке «Сей Младенец сотворил небо и землю» изображенастоящей не за его спиной, как это было принято, а между Богоматерью и св.Иосифом в левой части сцены. На иконе Сретения из Спасо-Преображенского собораТвери (около 1450 г.), хранящейся в Государственном Русском музее, и иконе — таблетке из Сергиево-Посадского музея (конец XV — начало XVI в.) Мария держит Младенцана руках, а Симеон изображен встречающим их у входа в храм. Поскольку старецстоит на высоких ступенях, он с благоговением наклоняется к Младенцу как можнониже.
Список литературы
1. Гассель А Православная икона: Значение. Символика. Сюжеты
2. Кондаков Никодим Павлович «Русские иконы»
3. В. В. Бычков «Феномен иконы»