Досуговая деятельность в санаторно-курортных учреждениях

ПЛАН
Введение
1. Специфика досуговой деятельности всанаторно-курортных учреждениях.
2. Традиционные формы организации досуговой деятельности.
2.1 Спортивно-массовая работа.
2.2 Экскурсионная работа.
2.3 Показы кинофильмов.
2.4 Вечера отдыха.
2.5 Развлечения на воде.
2.6 Библиотечная работа.
2.7 Организация досуга детей.
3. Анимационный сервис.
3.1 Специфика анимационного сервиса.
3.2 Технология анимационной деятельности.
3.3 Материально-техническая база сектора анимации.
Заключение.
Список использованной литературы

Введение
Психологиследующим образом объясняют механизм воздействия развлечений на духовный мирчеловека. Зарождение потребности в развлечении побуждает человека к физическомудействию – нахождению развлечения и его «потреблению», что сопровождаетсясменой эмоционального фона. Человек ищет предмет развлечения и при этом ощущаеттоску, беспокойство. Человек встретился с предметом развлечения – егоохватывает чувство радости. Пресыщению предметом развлечения соответствуетэмоция успокоения. Мир эмоций остается пока недостаточно изученным, однакодоказано влияние множества функций развлечений на подвижность эмоций ипсихическую деятельность человека.
Снятиюнервного напряжения, избавлению от лишней энергии способствуют наряду с другойдосуговой деятельностью развлечения.

1. Специфика досуговойдеятельности в санаторно-курортных учреждениях
Организация отдыхарекреантов на курортах является одной из важнейших задач специалистовкурортного дела. Многочисленные опросы показывают, что основной целью приездана курорт 50-70% отдыхающих является отдых. Этот процент несколько выше дляморских курортов и ниже для узкоспециализированных. В любом случае, организациядосуга отдыхающих – трудная задача, связанная прежде всего с большимколичеством свободного времени у курортника в период пребывания в здравнице.
Основными проблемами вэтой сфере являются.
• несоблюдение профиля испециализации здравниц, что приводит к формированию смешанного контингента сразными, часто противоположными интересами (взрослые и дети, семейные и одинокие,прибывшие преимущественно на лечение или для отдыха);
• противоречие междунеобходимостью соблюдения лечебно-охранительного режима и досуговойактивностью, особенно выраженной в вечернее время;
• отсутствие контроля(недостаточный контроль) за состоянием здоровья больных при их
• несоответствие форм иметодов деятельности работников досуговой сферы возросшему культурному уровнюотдыхающих;
• отставание материальнойбазы досуговой сферы от современных требований.
Две первые проблемырешить пока не удается. Более того, все попытки сделать это ведут кпреобладанию одного из приоритетных направлений в ущерб другому. Если исходитьиз основного предназначения санаториев санаторно-курортного лечения, то,безусловно, иные виды деятельности не должны вступать в противоречие с решениемэтой задачи. Однако практически все санатории принимают людей, желающих простоотдохнуть, и вынуждены заботиться об организации их свободного времени. Подходык реализации профилактического направления также требуют либерализации. Ещебольшее значение досуговому направлению придается в пансионатах и домах отдыха.
В любом случае следуетруководствоваться принципом: развлекательные мероприятия па курортах должныбыть организованы так, чтобы не нарушать общий шумовой режим и не мешать отдыхуне участвующих в них людей.
В последние годы ворганизации досуга отдыхающих происходят значительные изменения. Этообусловлено:
• заимствованием опытазарубежных курортов;
• ростом образовательногои культурного уровня населения;
• внедрением новыхтехнологий индустрии развлечений;
• изменением структурыиспользования свободного времени;
• активизациейгастрольной и концертной деятельности профессионалов театра и эстрады.
Выбор конкретных формдосуговой деятельности зависит от возможностей материальной базы здравниц, ееместорасположения (в пределах курорта или отдельно расположенная) и наличияприродных факторов (гор, водоемов, леса), контингента отдыхающих (взрослые,дети, семьи), уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы.

2. Традиционные формыорганизации досуговой деятельности
 
2.1 Спортивно-массоваяработа
Спортивно-массовая работапроводится силами сотрудников, ведающих вопросами ЛФК. Поэтому руководителидвух подразделений (спортивно-массовой работы и организации досуга иразвлечений) должны совместно планировать свою деятельность и находиться впостоянном контакте.
Спортивно-массовая работаносит оздоровительный характер и не является строго лечебной деятельностью.Однако при занятиях следует соблюдать основные двигательные режимы.
К формамспортивно-массовой работы следует отнести:
• игры (настольныйтеннис, большой теннис, волейбол, бадминтон, водное поло, футбол, шахматы и пр)и спортивные праздники. Они могут проводиться как в спортивных залах испортплощадках, так И в водоемах. Различают игры малоподвижные, подвижные испортивные. Подвижные и спортивные игры имеют особенно важное значение вдетских лечебно-профилактических учреждениях;
• плавание и гребля;
• ближний туризм –однодневные походы в пределах территории курорта. Проводятся под руководствомметодиста – специалиста по ЛФК. Общая продолжительность похода не должнапревышать восьми часов, а длительность пешеходного маршрута – 15 км;
• спортивные танцы,аэробика, шейпинг,
• зимние и горнолыжныевиды спорта (где это позволяет климат и местность) – лыжи, горные лыжи, сани,скейтборды и др.;
• горно-водные видыспорта (рафтинг, каноэ).
Бильярд, шахматы и другиеигры также популярны и не требуют больших организационных усилий. Надо отметить,что при предоставлении на прокатной основе они могут являться источникомнебольшого дополнительного дохода.
2.2 Экскурсионнаяработа
Экскурсионная работаможет осуществляться как собственными силами, так и с привлечениемспециализированных организаций. В первом случае следует иметь в виду, что этадеятельность лицензируется и требует наличия квалифицированных, подготовленныхи сертифицированных специалистов. Кроме того, необходимы подготовленные поустановленной форме карты маршрутов, утвержденные исполнители-гиды и транспорт.Для использования в этих целях собственного транспорта санаторий также должениметь лицензию на пассажирские перевозки.
В случае привлечения кэкскурсиям специализированных организаций (туристско-экскурсионных фирм)требуется заключить договор о сотрудничестве, где должны быть оговорены объемэкскурсионной деятельности и маршруты, ответственность за риски и невыполнениеобязательств, порядок организации экскурсий, требования к персоналу санатория иформы его участия (сухие пайки, оповещение, транспорт и др.), финансовыеаспекты. Туристско-экскурсионная организация должна иметь лицензию на правозанятия данным видом деятельности.
Практика показывает, чтона всероссийских курортах для проведения экскурсий лучше привлекать специализированныеорганизации. Одиноко расположенным здравницам приходится рассчитывать насобственные силы.
2.3 Показы кинофильмов
Показ кинофильмов, стольпопулярный ранее, в эпоху спутникового телевидения себя исчерпал. В последнеевремя наблюдается оживление этой деятельности на основе использованиясовременных технологий (показ последних киноновинок в небольших аудиториях спомощью оборудования для домашних кинотеатров с высоким качеством звука иизображения, использование внутреннего интерактивного телевидения синдивидуальным выбором программ непосредственно в номере).
2.4 Вечера отдыха
Вечера отдыха по-прежнемуявляются самой популярной формой развлечения на курортах. Варианты ихпроведения могут быть самыми разнообразными (танцевальные вечера, вечера знакомств,дискотеки, танцевальные конкурсы, праздничные вечера и др.). Проводятся этимероприятия как собственными силами, так и с привлечением творческих работниковсо стороны. Для качественной их организации требуются достаточно дорогостоящееоборудование и специально отведенные площадки (закрытые или открытые).
 
2.5 Развлечения наводе
В последние годызначительно расширился спектр водных развлечений. На морских курортах весьмапопулярны не только прогулки на лодках, но и катание на яхтах, гидроциклах, виндсерфинг,водные лыжи, «бананы», парапланы и пр. Одной из серьезных проблем при этомостается безопасность отдыхающих при развлечениях на воде
2.6 Библиотечнаяработа
Библиотечная работапо-прежнему востребована отдыхающими. Наличие свободного времени даетвозможность уделить внимание и этой сфере досуга. Необходимо отметить, чторабота библиотекаря не должна ограничиваться только выдачей книг, но ипредусматривать проведение тематических мероприятий (дней поэзии и т.п.) дляопределенного контингента отдыхающих и участие в пропаганде здорового образажизни.
2.7 Организация досугадетей
Организация досуга детейи детские развлечения являются обязательными в случае приема детскогоконтингента. Для этого необходимы дополнительный штат воспитателей, наличие детскихигровых комнат, а в некоторых случаях и учебных классов. В здравницах длясемейного отдыха у родителей должна быть возможность оставить детей поднаблюдением воспитателей на время приема процедур или занятий другойдеятельностью.
На больших курортахработники службы досуга активно используют для развлечения отдыхающихобщекурортные мероприятия и Концерты, проводимые гастролирующими «звездами»эстрады, театра и кино, К общекурортным мероприятиям можно отнестикинофестивали (««Кинотавр»– в Сочи, «Киношок» в Анапе и др.), показы мод(«Бархатные сезоны в Сочи»), выставки и ярмарки общероссийского значения. Набольшинстве курортов проводятся Дни города, открытия летнего сезона, морскиепраздники и др.
В сфере досуга иразвлечений, как в никакой другой, очень многое зависит от личностикультработника, его профессионализма, творческой активности и желания работатьв контакте с отдыхающими Самой высокой оценки заслуживает работакульторганизаторов, которым удается сформировать из отдыхающих коллектив, выявитьв нем неформальных лидеров и привлечь их к проведению развлекательныхмероприятий. Вовлечение потребителя в процесс оказания услуг является сегодняглавным приоритетом в сфере сервиса, особенно в деле организации досуга.Привлечение отдыхающих подготовке и проведению концертов, вечеров отдыха,конкурсов и других мероприятий позволяет не только удовлетворить ихпотребности, но и создать теплую дружескую атмосферу. Решение этой задачизначительно облегчается в условиях массовых (сменных) заездов отдыхающих.

3. Анимационный сервис
Под туристской анимацией(анимационным сервисом) понимают оживление отдыха и организациюнепосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Этосоциально-культурная и туристско-оздоровительная категория, интегрирующаяпредставления об определенном типе туристской деятельности человека ихарактеризующаяся его общественной деятельностью, бытом, формой удовлетворенияматериальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и социальногоповедения. Она в значительной степени обусловлена социально-экономическимиусловиями, но вместе с тем во многом зависит от мотивов физиологическойдеятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состоянияздоровья и функциональных возможностей организма.
Это также комплексоперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведениясвободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.
3.1 Спецификаанимационного сервиса
Аниматоры(чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать,круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться.Чаще всего такие работники встречаются в клубах типа all-inclusive. Днемтуристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте,на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером теже аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в немтуристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющиетуристам видеть и узнавать их издалека. На футболке – карточка с именеманиматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы.Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну как вчерашняя экскурсия,понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица – ихпрофессиональная обязанность.
Работааниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматорыпроводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождаютих на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, ипоторговаться с продавцом). Вечером – шоу, а потом еще надо проследить, чтобыне скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-топросто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.
Наличиеязыкового барьера не помогает непринужденному общению. Поэтому одним изосновных требований к аниматорам является знание языков – минимум двух, нолучше нескольких. Тогда аниматор может работать с туристами из разных стран истановится востребованным специалистом.
«Какхороший пример работы аниматоров можно привести такую работу на курортахсистемы «Club Med». Люди, попадающие на работу аниматорами в «Club Med»,отличаются знаниями и умением поистине универсальными. Они должны не толькобыть молоды и энергичны и знать как минимум два языка, но и бытькоммуникабельными, артистичными. Здесь изобрели особую должность – GO (джи оу)– сокращение от французского Gentils Organisateurs – «милые организаторы».Главная задача GO – создавать ту особую атмосферу свободы и естественности,которой отличаются все городки «Club Med». Если за столиком в баре заскучали,непременно подсядет GO, затеет непринужденный разговор. У них всегда припасенашутка, какая-нибудь интересная затея. Кстати, и клиентов тут именуютпо-особому, уважительно – GM (джи эм) – сокращение от Gentils Membres – «милыечлены клуба». Благодаря аниматорам (GO), представляющим 80 стран, отдых в любомгородке «Club Med» превращается в сплошной праздник». [1]
Дляорганизации и анимации туров большое значение имеет использование календаряпраздников и знаменательных событий. Интерес туристов к тем или иным датам,мотивация и обыгрывание этих интересов в «оживленном» (анимационном) виде,опять-таки с личным участием туристов, также позволяет значительно оживитьпрограмму обслуживания. Правда, организация каждый раз новых по содержаниюпраздников довольно дорого стоит. Поэтому лучше реализовывать постояннодействующие анимационные программы.
Итак,обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующийкомплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов вдействие + разнообразие развлечений.
Исходяиз этого, можно сформулировать методические основы анимационноготуроперейтинга:
•тесное взаимодействие оператора с центрами досуга и развлечений, организаторамифестивалей и карнавалов и т. п., а также активное включение данных мероприятийв программы обслуживания;
•составление сценариев отдыха (или мероприятий), учитывающих тематику иличностно-психологическое восприятие происходящего;
•реализация полного комплекса обслуживания на базе разработанного сценария,предусматривающего все возможные потребности туриста на маршруте, взаимоувязкауслуг и действия;
•работа аниматоров с туристами по внесению изменений в сценарий в соответствии спогодой и другими обстоятельствами. [2]
Деятельностьанимационных секторов отелей способна сгладить незначительные недостаткисервиса и повысить доходность отеля. Опыт показывает, что клиент даже в случаяхнедовольства организацией питания или услугами бара, сервисом службы приема илиспортивной базой отеля стремится поселиться на время отдыха в том отеле, гдеего досуг был организован качественно и интересно и к нему были проявленызабота и понимание.
Об эффективности работыанимационного сектора судят не только по объему дохода бара во время вечернихпредставлений, качеству спортивного инвентаря или объемам продаж сувениров сфирменной символикой, но и по количеству положительных отзывов в адресанимационной команды при заполнении анкет отъезда. Таким образом, анимационныйсервис является косвенным для объекта размещения источником прибыли.
В изучении анимационногосервиса соотношение теории и практики составляет 10% к 90%. Поэтомупреимущества создания данного сектора лучше изучать на живом примере в процессеработы.
Любой способ проведениядосуга хорош только тогда, когда он психологически оправдан. Людям, чья работатребует постоянного напряжения, полезен отдых-разрядка, снимающий усталость истрессы. Кто-то, наоборот, нуждается в зарядке, встряске, активизации. Крометого, в анимационной деятельности важно учитывать возрастные особенности клиентов.Отсюда необходимость разработки целенаправленных программ, предполагающихзадействование культурно-досуговых учреждений, находящихся в данной местности.
Чем разнообразнеепрограмма отдыха, тем она интересней. Это особенно актуально при составлениианимационных программ для детей и подростков, которые в силу своих возрастныхособенностей не могут долго заниматься одним делом.
3.2 Технологияанимационной деятельности
Анимация предполагаетбесплатную организацию досуга отдыхающих, а потому анимационная сфера являетсяне прямым, а косвенным источником прибыли. Это очень четко просматривается напримере возрастания выручки пунктов питания при проведении вечернихшоу-программ. Также возможно повышение доходности базы размещения путемпроведения кампаний по реализации сувенирных предметов (маек, брелоков, кепок,календарей и др.) с фирменной символикой (установка стенда с рекламнойпродукцией в холле, а также ее распространение в ходе игровых вечеров, детскихконкурсов и т.д.).
Одним из важнейшихкомпонентов технологии продвижения потребления анимационных услуг являетсяреклама.
Производство и реализацияуслуг анимационной сферы, как правило, носят единовременный характер.Значимость донесения информации до клиента о предназначенном ему продуктесложно переоценить, поэтому реклама анимационных услуг является неотрывнойсоставляющей индустрии развлечений. Посещаемость организуемых мероприятийнапрямую зависит от уровня рекламы анимации. Основными методами в данном случаеявляются визуализация и аудио-реклама.
Визуализацияпредполагает:
• использованиеспециальной униформы командой анимации;
• установку стендов санимационными программами (разработку макета, определение размеров, количестваи местоположения стендов);
• создание ираспространение по номерам отеля листовок с информацией об анимационныхпрограммах;
• вручение фирменногодиплома за победу в играх и соревнованиях.
Аудиореклама включает всебя:
• рекламу по мегафону напляже, костюмированные выходы в рестораны перед вечерними программами;
• радиорекламу на пляже ина территории отеля.
В России в качестверекламы можно использовать еще и дополнительные услуги. Прибыль от них можнонаправить на покрытие текущих расходов сектора анимации (закупка инвентаря ипризов для проведения праздников и шоу-программ, приглашение коллективов,расходы на рекламу) и развитие инфраструктуры здравницы. Учитывая необходимостькомплексного подхода и сложность организации любого мероприятия анимационногохарактера, целесообразно тщательно продумывать специальную план-программу каждогомероприятия
 
3.3 Материально-техническаябаза сектора анимации
Материально-техническаябаза сектора анимации включает в себя:
• спортивный инвентарьоборудование для проведения различных спортивных мероприятий (мячи, дартс,стол, ракетки, шарики для настольного тенниса, пистолеты пневматические, пули,мишени, луки, стрелы, обручи, баскетбольный щит, стол для армрестлинга и т д),
• театральный реквизит(костюмы и сопутствующий реквизит для проведения шоу-программ – декорации,аудиозаписи, все необходимое для грима и др ),
• дискотехника (световаяаппаратура, музыкальная аппаратура, коллекция лазерных дисков с музыкой,микрофоны и др ),
• дополнительныйинвентарь (канцелярия, стенды и др )
Территории здравниц,расположенных в черте города, как правило, невелики. У гостиничных комплексов взеленой зоне обычно достаточно места для проведения различных игровыхмероприятий. Для качественного анимационного сервиса, как минимум, необходимы:
• эстрадная площадка,
• волейбольная площадка,
• детский городок;
• бассейн.
При наличии достаточногообъема инвестиций ассортимент объектов индустрии развлечений может бытьзначительно расширен и включает в себя:
• дискотеку,оборудованную по последнему слову техники,
• пневматический тир,
• центр подводногоплавания (дайвинг),
• роллердром – специальнооборудованную территорию для катания скейтбордах, фингербордах, кикбордах ивелосипедах типа ВМХ,
• скалодром,
• пинтбол-клуб – специальнооборудованную территорию для командной игры со стрельбой красящими шариками,
• мини-аквапарк.
Особое вниманиенеобходимо уделить благоустройству территории дискотеки, поскольку вечеромактивность отдыхающих обычно сильно возрастает. Одна из важных составляющихуспеха любого заведения – планирование и организация развлекательных программЭто могут быть живые выступления музыкальных коллективов, шоу, презентации,показы мод и др. Развлекательные мероприятия способны оживить любой интерьер.
Оборудуя помещение подпроведение дискотек (закрытых танц-полов), необходимо учесть множествосущественных моментов.
Стены должны быть покрытышумопоглощающим материалом, чтобы звук не отражался от стен, что ведет ксозданию звона и искажению музыки, а также для блокировки выхода звука запределы помещения, ведь не все отдыхающие предпочитают ночью танцевать иразвлекаться. Территория танцпола должна быть покрыта износостойкимнескользящим материалом, например, ламинатом или камнем. Сцена – один изосновных элементов дискотеки – предназначена для шоу-показов. Представляетсобой возвышенную (как правило, от 10 до 50 см) часть танцпола. Покрытие предпочтительнее деревянное. Особенности конструкции сцены, как правило, зависят отместоположения (в закрытом помещении или на открытой площадке) и назначения.Для выступлений небольших коллективов и сольных концертов можно ограничитьсянебольшой сценической площадкой, для постановки и организации крупныхмероприятий и шоу требуется сооружение массивной конструкции сцены, а такжеблока металлических ферм. В курортных зонах во время наиболее активного периода(июнь-сентябрь) наибольшей популярностью пользуются открытые дискотеки наморском побережье. С точки зрения сопротивления ветру повышения устойчивостиконструкции, а также дизайна наиболее эффективными являются сценическиеплощадки арочного типа.
Кабину диск-жокея следуетрасположить таким образом, чтобы оператор танцевальных программ мог визуальноконтролировать всю территорию дискотеки. Доступ к кабине должен быть ограничен.В закрытом танцполе, если позволяет высота потолка, ее лучше установитьнаверху.
Гримерная комнатанеобходима практически в любой дискотеке. Шоу-программы повышают интереспублики, поэтому необходимо создать комфортабельные условия для выступающихартистов и ведущего. В гримерной должны быть набор грима, зеркала, столы, стулья.
Бары, работающиепрактически при каждой дискоструктуре, являются основным источникомдополнительной прибыли заведения. Оформление барной стойки должносоответствовать тематике заведения. Оформление дюралайтом (световым шнуром) инеоновой подсветкой различных частей интерьера повышает привлекательностьзаведения. Единственным ограничивающим фактором в этом плане является нехваткафинансов.

Заключение
Следует отметить, чторазвитие анимационного сервиса способствует привлечению большего количества клиентов,повышению доходов объекта размещения, удовлетворенности клиентов отдыхом, что иявляется целью индустрии гостеприимства. Такие подходы полезно реализовывать ив санаторно-курортных организациях.
Вобщем смысле анимационный туроперейтинг следует понимать как тесноевзаимодействие досугово-развлекательного и сервисного комплексов с личностнымподходом к обслуживанию и развлечению каждого туриста.
Основнаязадача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовалсебя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее еговремяпрепровождение.
 

Список использованной литературы
Ветитнев А. М., Журавлева Л. Б. Курортное дело. – М.: КноРус.– 2006. – 528 с.
Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности:Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с.
Чудновский А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничномхозяйстве. – М.: КноРус, 2005. – 320 с.