Дознание. Его виды

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИРЕФЕРАТПо курсу: «Уголовный Процесс»
На тему: Дознание. Его виды.
Преподаватель:
Кандидат Юридических Наук:Шаталов А.С.
Выполнил:
Студент 3-го курса, гр. Ю-32
Москва1997/98 уч. год.
ПЛАН:
1.     Органы дознания.
2.     Различие между органомдознания и лицом, производящим дознание.
3.     Виды дознания.
4.     Дознание по делам, покоторым предварительное следствие обязательно.
5.     Дознание по делам, покоторым предварительное следствие не обязательно.
6.     Заключение.
7.     Список литературы.
1. Органыдознания.
К органам дознания ст. 117 УПК относит: милицию;командиров воинских частей; соединений и начальников воинских учреждений (поделам о всех преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а такжевоеннообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях,совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнение служебныхобязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); Федеральнуюслужбу безопасности – по делам, отнесенным законом к их ведению; начальниковисправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых ивоспитательно-трудовых профилакториев (по делам о преступлениях противустановленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этихучреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположенииуказанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора (по делам опожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничной охраны (по деламо нарушениях государственной границы); капитанов морских судов, находящихся вдальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связейс зимовкой; федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным к ееведению, таможенные органы РФ – по делам о преступлениях, отнесенных законом ких ведению (ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ).
Из этого перечня органов дознания видно, чтодознание осуществляется различными органами и связано с основными функциямиэтого органа.
Капитаны морских судов, начальники зимовоквыполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшейнеобходимостью.
На органы дознания возлагается принятие необходимыхоперативно-розыскных и иных предусмотренных угловно-процессуальным законом мер,необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК).Устанавливая обязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всегомилицию как постоянно действующий орган дознания.
Милиция занимается оперативно-розыскнойдеятельностью и осуществляет процессуальное расследование по большинствууголовных дел в форме дознания.
Оперативно-розыскная деятельность, имея важноезначение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, впонятие дознания как процессуальной деятельности не входит.
Основная обязанность милиции при производстведознания состоит в выполнении неотложных следственных действий в целяхобеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия поделам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 119 УПК) и врасследовании в полном объеме в форме дознания по делам, не требующимпредварительного следствия (ст. 120 УПК).
В соответствии с законом РФ «О милиции» от 18апреля 1991г. предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, покоторым обязательно предварительно следствие, возлагается на криминальнуюмилицию (ст. 8 УПК). Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений поделам, по которым производство предварительного следствия не обязательно,возлагается на милицию общественной безопасности – местную милицию (ст. 9 УПК).Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольной форме поделам, не требующим предварительного расследования (ст. 119, 127 УПК).
2. Различие между органом дознания и лицом,производящим дознание.
Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.
Органдознания представляет его руководитель, который вправе производить дознаниепо любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельныеследственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководитдознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность закачество расследования. Лицо, производящие дознание, — это должностное лицо,уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучисамостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельствадела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннемуубеждению, руководствуясь законом и правосознанием (ст. 71 УПК).
Лицо, производящее дознание, несет ответственностьза законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальнаясамостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется вовзаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Еслиследователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когдатребуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание,многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по егопоручению. Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органомдознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать вего возбуждении (ст. 112-114 УПК), задержать лицо, подозреваемое в совершениипреступления (ст. 122 УПК), приостановить или прекратить производство по делу(ст. 124 УПК). В круг его обязанностей входит выявление причин и условийсовершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению (ст. 21, 21п. 1 УПК). Практически это означает, что данные решения принимаются от имениначальника органа дознания либо им утверждаются.
В отличие от следователя на орган дознания и лицо,производящие дознание, не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК. Всеуказания прокурора для них обязательны. При несогласии с ними орган дознаниявправе обжаловать эти указания, не приостанавливая их выполнение.
3. Дознание.
Дознание как вид процессуальной деятельности порасследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и поправилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливаетособых правил производства следственных действий и принятия решения надознании, распространяет на них правила производства предварительногоследствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматриваетдва вида дознания (ст. 118 УПК), а именно:
1.            
2.            
4. Дознание по делам, по которымпредварительное следствие обязательно.
В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличиипризнаков преступления, по которому производство предварительного следствияобязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правиламиуголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия поустановлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числуследственных действий, которые в качестве неотложных может производить органдознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросподозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесенииизменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственныхдействий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительноеследствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров,наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.
К неотложным следственным действиям относятся такиедействия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются погорячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производствомможет повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств.Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить вкачестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию неподлежит.
Это означает, что по делам, по которымпредварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производитьдругие следственные действия.
Практика органов предварительного расследованияпоказывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознанияпо производству неотложных следственных действий, нуждается всовершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласнокоторому органам дознания предоставлялось бы право производить следственныедействия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутсянеотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее определить, какое действиеявится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о техследственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закреплениедоказательств по горячим следам.
В целях обеспечения прокурорского надзора зазаконностью орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружениипреступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПКдознание в этой форм должно быть закончено не позднее десяти суток со днявозбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор можетдать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневногосрока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранееэтого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указанияпрокурора или истечения десятидневного срока.
После того как дело передано следователю, органдознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если входе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания можетпроизводить розыскные или следственные действия по делу только по поручениюследователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить непредставилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователюобязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установленияпреступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК).Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаяхтолько по поручению следователя.
Анализ закона, регламентирующего дознание по делам,по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу офакультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел органдознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание,когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуетсяпроизводство неотложных следственных действий по горячим следам, а следовательпо объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самогоначала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил красследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания можетвыполнять лишь поручения и указания следователя о производствеоперативно-розыскных и следственных действий (п. 4 ст. 119 УПК; п. 3 и 4 ст. 7Закона об оперативно-розыскной деятельности).
Орган дознания не вправе приостановить илипрекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как егокомпетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложныхследственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю(ст. 124 УПК).
Таким образом, дознание по делам, по которымпредварительное следствие обязательно, состоит:
–        
–        
–        
5. Дознание по делам, по которымпредварительное следствие не обязательно.
Это дознание состоит в полном расследовании дела.
К расследуемым в форме дознания относятся дела опреступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным вэтой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная формадосудебной подготовки материалов или производство в порядке частного обвинения.
В форме дознания расследуются, например, дела опреступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УКРФ.
В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по делам, покоторым предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждаетдело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры дляустановления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст.68 УПК).
При производстве дознания по делам, по которымпредварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуетсяправилами, установленными для предварительного следствия, за следующимиисключениями:
1.    
2.    
Эти различия не имеют достаточных оснований.Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права наознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общемуправилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место прилюбой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права несогласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направлениярасследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннемуубеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящеедознание.
В соответствии со ст. 47 УПК защитник припроизводстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявленияобвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершениипреступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения подстражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержанияили постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и  производится дознание по деламнесовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своихфизических и психических недостатков не могут сами осуществлять право назащиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство,участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве мерыпресечения заключения под стражу.
Дознание должно быть закончено не позднее одногомесяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составлениеобвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлениидела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственноосуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.
В исключительных случаях срок производства дознанияпо делу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установленным дляпредварительно следствия.
Дознание в указанных в законе случаях можетпроизводиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которымподготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляетсяв протокольной форме. Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовногодела начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснитьсущественные обстоятельства совершения преступления; возвращения судом дела длявыяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут бытьустановлены в судебном заседании; возвращения прокурором либо судом материаловдля выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых длявозбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание должно быть законченоне позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовногодела.
Дознание может проводиться и по делам, возбуждаемымпо жалобам потерпевших, если прокурор найдет необходимым возбудить дело пооснованиям, указанным в законе.
6. Заключение.
Таким образом, под дознанием в уголовном процессеРФ следует понимать виды предварительного расследования, производимогоуполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящие:
1.      
2.      
Списоклитературы:
1.       Лупинской, Москва, 1997г.
2.      
3.        
4.