Содержание
Введение
1.Принятие, регистрация и учет в ОВД сообщений о готовящихся или совершенныхпреступлениях
2.Действия органов дознания по проверке сообщений о преступлениях
3.Гарантии прав и законных интересов личности в стадиивозбуждения уголовного дела и их совершенствование
Задачи
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Под дознанием понимается форма предварительногорасследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу,по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 Уголовно-процессуальногокодекса РФ – далее УПК). Дознание возможно и наступает лишь после официальногопризнания наличия объективной реальности преступления и отражения этого факта впостановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность — раскрытие уголовнонаказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер кустановлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и другихобстоятельств, которые должны быть доказаны.[1]
Возбуждение уголовного делакак составная часть досудебного производства в российском уголовном процессепредставляет собой урегулированную законом деятельность по получению иоформлению информации о преступлении, в необходимых случаях – по проверкеналичия в данной информации оснований для начала предварительногорасследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбужденииуголовного дела.
Термин «возбуждение уголовного дела» применительно кразличным процессуальным обстоятельствам может употребляться в нескольких содержательныхаспектах: во-первых, возбуждение уголовного дела — это первоначальная стадияпроцесса; во-вторых, возбуждение уголовного дела- это одно из решений,законодательно допустимых к принятию по результатам процессуальной деятельностина первоначальном этапе уголовного судопроизводства; в-третьих, возбуждениеуголовного дела — это самостоятельный правовой институт уголовногопроцессуального права, нормы которого определяют состав, порядок и содержаниедеятельности в начальной части процесса.
1. Принятие, регистрация иучет в ОВД сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях
Стадия возбуждения уголовного дела начинается с процессуальнойдеятельности по приему информации о преступлении, ее оформлению и регистрации.Данная информация может быть в форме заявления о преступлении; явки с повинной;сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иныхисточников[2].
Заявление, сделанное в письменном виде, должно бытьподписано заявителем, то есть содержать данные о фамилии заявителя, месте егожительства и т.д. Если заявитель осуществляет представительские функции, этосоответствующим образом подтверждается прилагаемыми документами.
При личной явке заявителя лицо, принимающее устноезаявление, составляет соответствующий протокол, который помимо общих требованийк документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе идокументах, удостоверяющих его личность. Протокол подписывается заявителем илицом, принявшим заявление.
Отсутствие документов у обратившегося с заявлением лица неявляется основанием для отказа в приеме информации. В случае личной явки факт обращенияпротоколируется (если не сделано письменное заявление), а сам не имеющийнеобходимых документов заявитель в соответствии с п.6 ст.141 УПКпредупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст.306УК РФ).
Однако поводом для возбуждения уголовного дела в данномслучае будет рапорт принявшего и (или) проверившего информацию лица. В процессепроверки поступившей информации могут обнаруживаться документы, удостоверяющиеличность заявителя, что автоматически превращает его заявление в законный поводдля возбуждения дела.
Если по какой-то причине заявитель не может присутствоватьпри составлении протокола, его сообщение о преступлении относится к категориииных источников информации и в соответствии с п.6 ст. 141 УПК оформляется в порядке,предусмотренном ст.143 УПК, то есть рапортом.
В соответствии с ч.7 ст.141 УПК анонимное заявление опреступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.Употребляемый в данном случае термин «анонимное заявление», в УПК нерасшифровывается. Тем не менее, таковыми признаются обращения, не содержащие сведенийо фамилии и месте жительстве заявителя либо содержащие ложные данные о заявителе.Обычно такие заявления остаются без рассмотрения, но при наличии в нихсообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, такие обращениянаправляются в соответствующие правоохранительные органы.
Приказом МВД России [3] установленов частности, что «обращения граждан, в которых не указана или неразборчивонаписана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя(либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они нерегистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения,содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях,без регистрации направляются в соответствующие подразделения Министерства дляиспользования в оперативных целях».
Процедура регистрации заявлений в ОВД определена Инструкциейо порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РоссийскойФедерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях[4].
Порядок приема, регистрации и разрешения в органахвнутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступленияхвключает:
1. Прием сообщений о преступлении — действия должностноголица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получениюсообщения о преступлении.
2. Регистрацию сообщений о преступлении — присвоение каждомупоступившему сообщению о преступлении порядкового номера и фиксация в учетнойдокументации кратких сведений о нем.
Полномочия по приему, проверке и учёту сообщения о преступлениидолжны быть возложены организационно-распорядительными документами начальникаоргана внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, на конкретныхдолжностных лиц этого органа с учетом территории оперативного обслуживания.
Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости отместа и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в нихсведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органевнутренних дел.
Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествиидолжно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и емуприсвоен соответствующий регистрационный номер.
Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделенияделопроизводства органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильнойсвязью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства инаправляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительнойрегистрации. Вне органов внутренних дел, а также в ОВД, где нет дежурных частей,сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутреннихдел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ«О милиции» и Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения озаявителе.
Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаютсянарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органавнутренних дел для незамедлительной регистрации.
Протокол принятия устного заявления о преступлении,письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапортсотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены всоответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации[5]
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которыхсодержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключениемзаявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегосятеррористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделенияоргана внутренних дел для возможного использования в установленном порядке воперативно-розыскной деятельности. Регистрация сообщений о происшествияхосуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних делнезависимо от территории оперативного обслуживания.
В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении; протоколпринятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявлениео безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел обобнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверкипо сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации;сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественнойбезопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортныхпроисшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовыхбеспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях,требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления илиадминистративного правонарушения; иная информация о происшествии.
При регистрации в дежурной части органов внутренних делсообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещенийорганов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, вКУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником.Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии отзаявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения опроисшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность изаверяет своей подписью.
Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних делпо подследственности, регистрируется и отправитель уведомляется письменно (вслучае поступления материалов их другого органа внутренних дел — заполненнымталоном-уведомлением о передаче сообщения по территориальности).
При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших вдежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных вКУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампаоперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, датурегистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию изаверяет указанные сведения своей подписью.
Если сообщение о происшествии поступило в орган внутреннихдел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения опроисшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативныйдежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.
Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы.Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органавнутренних дел. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление.Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткоесодержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подписьсотрудника, принявшего сообщение, дата приема.
В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике,принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименованиеоргана внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись,инициалы и фамилия дежурного.
2. Действия органов дознанияпо проверке сообщений о преступлениях
Проверка сообщений о преступлениях – это проверка фактов,изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностнымилицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений впорядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.
Проверка сообщения о происшествии, содержащего признакипреступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации (ст.145 УПК).
Информация о признаках преступления может быть получена излюбых источников, относительно которых нет специального законодательного запрета.Тем не менее, даже наличие такого запрета (например, относительно анонимныхзаявлений) не мешает проверить в установленном законом порядке такого родаинформацию о преступлении и преобразовать ее в допустимый повод для возбужденияуголовного дела.
Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовногодела представляет собой не просто просьбу о начале уголовного процесса, аадресованное компетентным органам (должностным лицам) официальное (то есть ссоблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию осовершенном или готовящемся преступлении.
Заявление может поступить от очевидца или лица,пострадавшего в результате преступления, от частного лица или, например,руководителя (представителя) коммерческой организации. В любом случае сообщениеинформации, содержащей, по мнению заявителя, признаки преступления, должно рассматриватьсяв качестве повода для возбуждения уголовного дела.
Проверка сообщения о преступлении не ограничиваетсяустановлением поводов и основания, предусмотренных ст.140 УПК. Одновременнорешаются вопросы о возможности квалифицировать содеянное по конкретной статьеУголовного кодекса, о том, какие меры надо незамедлительно принять для предупрежденияили пресечения преступления, что сделать для сохранения и закрепления следовпреступления.
Во многих случаях определяется целесообразность производстваосмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела.
Анализируя сложившуюся ситуацию, уполномоченные лица должныобращать внимание на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу.Если препятствий производству нет, то определяется, существует ли необходимостьпроведения предварительной проверки и какие при этом надо произвести действия,а также вправе ли данный орган или должностное лицо разрешить вопрос овозбуждении уголовного дела.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении органомдознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимаетсяодно из следующих решений:
– о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче сообщения по подследственности, в суд (по деламчастного обвинения);
О принятом решении по сообщению о происшествии информируетсязаявитель. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение ипорядок обжалования в соответствии с законодательством и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.
Материалы, по которым вынесены постановления об отказе ввозбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальномжурнале, который ведется в органах внутренних дел сотрудником по регистрационно-учетнойи статистической работе или лицом, исполняющим его обязанности, и в течениесуток направляются прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия спринятым решением. Материалу присваивается очередной порядковый номер (черездробь): номер по КУСП/номер по журналу учета отказных материалов. При этом вжурнале учета отказных материалов указывается двойной номер (через дробь):номер по журналу учета отказных материалов/номер по КУСП.
Должностное лицо, проводившее проверку поступившего в орган внутреннихдел сообщения о происшествии, в случае отсутствия признаков правонарушения,составляет рапорт о результатах проведенной проверки с приложением материаловпроверки. Начальник органа внутренних дел принимает решение о приобщенииматериалов проверки в специальное номенклатурное дело.
При приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный докладываетписьменным рапортом начальнику органа внутренних дел: о поступивших в течениесуток в орган внутренних дел сообщениях о происшествиях, а также о нарушенияхсроков рассмотрения поступивших сообщений; о сотрудниках органа внутренних дел,проводивших проверку поступивших сообщений о происшествиях и не доложивших вдежурную часть органа внутренних дел о ее результатах в течение дежурныхсуток.,
Начальник органа внутренних дел:
— несет персональную ответственность за соблюдениезаконности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях;
— осуществляет ежедневный контроль за своевременностью,полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях,а также правильностью ведения КУСП, о чем делает соответствующую запись в специальнойкниге рапортов о приеме и сдаче дежурства.
Для проведения сверок полноты регистрации сообщений опроисшествиях в органе внутренних дел создается комиссия, состав которойутверждается приказом начальника органа внутренних дел. Председателем комиссии,как правило, назначается начальник штаба.
Включение в состав комиссии сотрудника порегистрационно-учетной и статистической работе обязательно.
Начальник органа внутренних дел утверждает обязанностичленов комиссии, планы ее работы на полугодие.
Комиссия, в соответствии с установленной начальником органавнутренних дел периодичностью, но не реже одного раза в полугодие, проверяетполноту регистрации в КУСП и результаты разрешения сообщений о происшествиях,поступивших в орган внутренних дел, а также проводит сверку сведений,содержащихся в КУСП, и сведений, полученных из других источников информации,включая и корешки талонов-уведомлений.
Члены комиссии проводят сверки с алфавитным журналом,журналом входящей корреспонденции органа внутренних дел, журналом учета материалов,по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела,журналом учета административного производства, специальным номенклатурнымделом, а также документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД,экспертно-криминалистических и кинологических подразделений.
Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированныхсообщений о происшествиях направляет запросы на предприятия, в организации,горрайвоенкомиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения.Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии. Если вответах содержится информация о ранее направленных в орган внутренних делсообщениях о происшествиях, то проводится их сверка с КУСП.
В случаях, когда в ответах содержится информация опроисшествии, о котором ранее не сообщалось в органы внутренних дел, членомкомиссии составляется рапорт на имя начальника органа внутренних дел по фактувыявления происшествия для регистрации в КУСП и принятия решения. При выявлениичленами комиссии материалов, по которым вынесены необоснованные постановленияоб отказе в возбуждении уголовного дела, составляется рапорт на имя начальникаоргана внутренних дел для решения вопроса о направлении их в вышестоящуюпрокуратуру с целью проверки обоснованности вынесения постановления об отказе ввозбуждении уголовного дела. Копия сопроводительного письма (с указаниемисходящего номера и даты), рапорт члена комиссии, а также ответ прокуратуры о результатахпроведенной проверки подшиваются в специальное дело комиссии.
В целях обеспечения контроля полноты регистрации информации,поступившей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производитсяее магнитная запись.
Председатель комиссии или, по его поручению, один из членовкомиссии регулярно прослушивает магнитные записи и проверяет полноту иправильность регистрации сообщений о происшествиях в КУСП.
Полученные результаты оформляются актом сверки полнотырегистрации и разрешения сообщений о происшествиях[6].
3. Гарантии прав и законныхинтересов личности в стадии возбуждения уголовного дела и их совершенствование
Значение стадии возбужденияуголовного состоит в том, что она обеспечивает законность и обоснованностьвозбуждения уголовного дела, защищает права и законные интересы граждан,которые в случаях необоснованного возбуждения уголовного дела могли быоказаться нарушенными, так как ряд граждан оказались бы неизбежно необоснованновтянутыми в процедуры расследования преступления. Стадия возбуждения уголовногодела также ограждает дознавателя и следователя от расследования по уголовнымделам, не имеющим никакой судебной перспективы, что отвлекало бы их от расследованиядействительно опасных и тяжких преступлений.
Сам по себе факт возбуждения уголовного дела не можетрассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав гражданина.Постановление о возбуждении уголовного дела является законным основанием дляпроизводства дознания или предварительного следствия по делу, в том числе длявыполнения процессуальных действий по установлению события преступления,изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Уголовный процесс, а вместе сним и деятельность, осуществляемая на первоначальной стадии уголовного процесса– стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии к тому поводаи основания для начала уголовного процесса.
Возбуждениеуголовного дела как начальная стадия уголовного судопроизводства состоит вустановлении достаточных данных для принятия решения о начале предварительногорасследования. Эта стадия не сводится лишь к процессуальному решению и егооформлению в виде постановления о возбуждении уголовного дела, а предполагает выполнениекомплекса действий, сбора и проверки фактических данных, позволяющих установитьпризнаки конкретного состава преступления, отсутствие обстоятельств, исключающихпроизводство по делу, и др.
На стадии возбуждения уголовногодела осуществляется уголовно-процессуальное доказывание, то естьдоказательственная деятельность и начинается она с поступлением в правомочныйорган сообщения о совершённом или готовящемся преступлении. Содержание этойдеятельности помимо мыслительной оценочной её части, связанной с сопоставлениемразличных фактических данных, позволяющих выдвинуть предположение о возможномсовершителе преступного деяния, составляют также конкретные действия пособиранию и проверке этих фактических данных.
Как пояснилВерховный Суд РФ, круг и содержание таких данных должны свидетельствовать отом, что компетентный государственный орган (должностное лицо) располагаетсведениями, которые позволяют обосновать решение о возбуждении или об отказе ввозбуждении уголовного дела. В каждом конкретном случае вопрос о достаточностиданных решается должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всейсовокупности собранных материалов.
Достаточностьфактических данных может рассматриваться как по их совокупности, так и покачеству отдельных данных, которые позволяют сделать обоснованное предположение(выдвижение версии) о совершении или подготовке к совершению деяния,указывающего на признаки того или иного состава преступления.[7]
При получении встадии возбуждения уголовного дела фактических данных о признаках преступления,следует столь же тщательно соблюдать требования УПК РФ, как и при получениидоказательств в последующих стадиях. В противном случае любые источникифактических данных, полученные в стадии возбуждения уголовного дела, будутнедопустимыми и исключены из доказывания на основании ст. 75 УПК.
УПК РФ содержит ряде положений обеспечивающих гарантии прав и законных интересов личности в стадиивозбуждения уголовного дела[8].
Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК РФнедопустимыми доказательствами признаются доказательства, полученные снарушением требований УПК РФ.
Во-вторых, из положений ч. 4 ст. 146 УПК РФ явноследует возможность проведения отдельных следственных действий (осмотр местапроисшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) до возбужденияуголовного дела, а ведь протоколы этих следственных действий отнесены п. 5ч. 2 ст. 74 к источникам доказательств. Из текста нормы однозначно следует, что эти следственные действия должныбыть направлены на закрепление следов преступления и установление лица, егосовершившего.
В-третьих, проведение проверки поступивших сообщений осовершённых или подготавливаемых преступлениях регламентируется положениями УПКРФ. Целью такой проверки является собирание информации, подтверждающей илиопровергающей факт осуществления общественно опасной деятельности. В такомслучае было бы нецелесообразным отвергать такую информацию в уголовномсудопроизводстве. Несомненно, оценка её должна проводиться на стадиипредварительного расследования в строгом соответствии с нормами УПК.
В-четвёртых, и заявление о преступлении, и заявление о явкес повинной, в соответствии со ст.ст. 141-143 УПК РФ, могут быть сделаныкак в письменной, так и в устной форме, с последующим занесением в протокол, вписьменном виде, что не исключает в дальнейшем возможности использования их вкачестве доказательств как иных документов. Использование таких материалов вуголовном судопроизводстве становится возможным не только ввиду материальнойфиксации полученной информации, но и процессуальной регламентация получения изакрепления таковой.
Задача 1
С целью сбора достаточныхданных, указывающих на признаки преступления и принятия законного иобоснованного решения о возбуждении уголовного дела, начальник криминальноймилиции поручил оперуполномоченному проверить сообщение, опубликованное врайонной газете «Трудовик», о систематических хищениях цветного метала, имеющихместо на одном из предприятий района, занимающемся переработкой цветного лома.
Оцените решение начальникакриминальной милиции.
Решение начальника криминальной милиции не правомерно. В соответствиис ч.2 ст.144 УПК инициатором проверки сообщения в данном случае может выступатьтолько прокурор, который поручает ее проведение органу дознания.
Поскольку в обязанности прокурора не входит анализматериалов СМИ, их сообщения рассматриваются в обязательном порядке только приспециальном уведомлении, например, редакция адресует прокурору номер газеты,содержащий соответствующие материалы. С другой стороны, не противоречит законудоведение информации о соответствующей публикации до прокурора в форме рапорта,обращения, заявления и т.д. Документы и материалы, подтверждающие сообщение опреступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию,предоставляются прокурору или органу дознания, за исключением данных о лице,когда оно поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Задача 2
Гр-н Дятлов Б.Ю. (неимеющий при себе документов) был доставлен в отделение милиции для проверки и удостоверенияличности. При личном обыске у него из кармана куртки было изъято веществорастительного происхождения. Для исследования растительное вещество былопредоставлено специалисту экспертно-криминалистической группы ОВД — КирилловуА.Ж., который, удостоверившись в том, что изъятое вещество являетсянаркотическим средством, для «экономии» времени сразу оформил свое исследованиекак заключение эксперта.
Правомерны лидействия специалиста? Перечислите процессуальные действия, возможные на этапевозбуждения уголовного дела.
Неправомерны. Нарушены требования целого ряда статей УПК:
1. Ст.57 п.3 ч.4. Эксперт не вправе проводить без разрешениядознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичноеуничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;
2. Ст. 80. ч.1 Заключение эксперта — представленные в письменномвиде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертомлицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.
3. Ст. 195. ч.1 Признав необходимым назначение судебной экспертизы,следователь выносит об этом постановление, ч. 3. Следователь знакомит спостановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого,его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 Кодекса. Об этомсоставляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомленыс постановлением.
При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 Кодекса,орган дознания, дознаватель или следователь в пределах компетенции,установленной Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующеепостановление.
Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовногодела незамедлительно направляется прокурору.
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела органдознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовноедело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в частитретьей ст. 150 Кодекса, производит дознание. Методами решения задачдоказывания на стадии возбуждения уголовного дела выступают:
1) осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ);
2) оперативно — розыскные мероприятия (ст. 6 Закона «Обоперативно — розыскной деятельности»);
3) документальные проверки и ревизии (ч. 1 ст. 144 УПКРФ).
Заключение
Нынешние законодательные реалии таковы, что именно стадиявозбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовуюоснову для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях. Процессдоказывания, его элементы и средства, всегда были и остаются в центрепристального внимания законодателя и широко разрабатываются отечественнойуголовно-процессуальной доктриной. Рассмотрение и разрешение любого сообщения осовершенном или готовящемся преступлении, любого уголовного дела невозможно безсложной и многогранной деятельности по собиранию, проверке и оценкедоказательств.
Точное и своевременное применение норм уголовногозаконодательства во многом определяется эффективностью этой деятельности,реализуемой на первоначальной стадии процесса, качеством фиксации и оформленияпервичных материалов, закрепляющих ее результаты, правильным разрешениемвопроса о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела.
Уголовно-процессуальным кодексом РФ прямо не предусмотреноправо обжалования постановления о возбуждении уголовного дела. Тем не менее,судами рассматриваются такие жалобы, что согласуется с позицией КонституционногоСуда РФ о том, что суд как орган правосудия не может участвовать в возбужденииуголовного преследования, однако он вправе осуществлять контроль за законностьюи обоснованностью возбуждения уголовного дела.[9]
Одна из форм конституционной защиты законных прав участниковуголовного судопроизводства — предоставление права на обжалованиепроцессуальных действий (бездействия) и решений, затрагивающих законныеинтересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц в тойчасти, в которой проводимые процессуальные действия (или бездействие) и принимаемыерешения затрагивают их интересы.
Списокиспользованной литературы
1. Уголовно-процессуальныйкодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007года N 335-ФЗ).
2. ОпределенияКонституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. №464-О и от 25 января 2005 г.№2-О.
3. ПостановлениеПрезидиума Верховного Суда РФ от 23 июля 2004 г. № 231с15 // БВС РФ.– 2004. – № 11.
4. ПриказМВД Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РоссийскойФедерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».
5. ПриказМВД РФ от 1 марта 1999 г. N 150 «Об организации делопроизводства и порядкеработы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненныхподразделениях МВД России» (с изм. и доп. от 22 июля 2000 г.)
6. АбдуллаевФ., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. — М.; Интел-Синтез, 2002.- № 3. — с.77-79
7. Комментарийк Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И.Радченко. М., 2003.
8. СимоноваТ.С. Доказывание при установлении основания для возбуждения уголовного дела.//Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. — №9
9. ШевчукА.Н. Глава 19. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Комментарийк Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В.Мозякова. – М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002.