ДР Организация бухгалтерского учета и его совершенствование 2012

Введение Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблемы организации информационного обеспечения процесса управления деятельностью предприятий сельского хозяйства посредством рационального построения учетного процесса и формирования эффективной системы внутрихозяйственного контроля. Для современного этапа развития рыночных отношений характерно возрастание разнообразия социально-экономических связей, усложнение хозяйственных процессов и методов управления ими, что предопределяет стремительное
усиление роли информации в экономическом развитии. Информационное обеспечение становится важной составной частью всей системы функционирования предприятия, поскольку обеспечивает единое пространство данных для планирования деятельности, анализа полученных результатов и принятия соответствующих решений. Иными словами, одной из первоочередных задач повышения эффективности управления предприятием можно считать управление постоянно возрастающими информационными
потоками. На уровне отдельного хозяйствующего звена основу информационного обеспечения управления составляет система бухгалтерского учета. Последний, благодаря систематическому, сплошному и взаимосвязанному отражению всех протекающих на предприятии процессов и явлений, используя информацию обратной связи о показателях, характеризующих фактическое состояние и результаты функционирования организации, формирует информационную модель производственно-финансовой деятельности предприятия и на ее основе удовлетворяет информационные
потребности его органов управления и внешних пользователей. Теоретические и прикладные аспекты организации бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля на предприятии достаточно глубоко исследованы в работах В.П. Астахова, А.С. Бакаева, П.С. Безруких, Н.Т. Белухи, В.Г. Гетьмана, Ю.А. Данилевского, Д.А. Ендовицкого, В.Б. Ивашкевича, П.И. Камышанова, В.В. Ковалева, Н.П. Кондракова, М.И. Кутера, А.Д. Ларионова, и некоторых других авторов. Проблемам совершенствования учета и контроля, применительно к сельскому хозяйству, посвятили свои работы Р.А. Алборов, Н.Г. Белов, Ф.И. Васькин, И.Е. Глушков, Ю.Я. Литвин, М.Ф. Овсийчук, М.З. Пизенгольц Л.И. Хоружий, Н.
Н. Хорохордин, В.Г. Широбоков и ряд других ученых. Несмотря на многочисленные публикации, научная разработка теоретических и особенно методологических положений организации эффективной системы бухгалтерского учета применительно к аграрной сфере не отвечает в полной мере условиям трансформационной экономики. Высокая актуальность вопросов организации учетно-аналитического обеспечения процесса управления современным предприятием и, как следствие, большая научно-практическая значимость решения проблем рационализации бухга
лтерского учета и контроля в системе управления эффективностью сельскохозяйственного производства определили выбор темы исследования, постановку его цели и задач, а также содержание работы, ее логику и структуру. Целью выполнения дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях и внесение предложений по ее совершенствованию. В соответствии с целью ставились следующие задачи: – изучить нормативное обеспечение бухгалтерского учета; – охарактеризовать основные
принципы построения бухгалтерского учета; – изучить современное состояние организации бухгалтерского учета на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия; – предложить направления совершенствования организации бухгалтерского учета. В качестве предмета исследования выступают теория и методология построения учетного процесса и формирования системы внутрихозяйственного контроля применительно к системе управления сельскохозяйственными предприятиями. Объектом исследования послужила организация бухгалтерского учета в ОПХ «Опытное». При написании работы использовались монографический и экономико-математические методы. Нормативно-правовую базу написания дипломной работы составили действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие правила организации и порядок ведения бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации. Практическую значимость имеют: предложения, направленные на рациональное построение учетного процесса на предприятиях АПК; практические рекомендации по формированию учетной политики сельско
хозяйственных предприятий; предложения, позволяющие сформировать эффективную систему внутрихозяйственного контроля; разработанная методика оценки эффективности деятельности бухгалтерской службы предприятий сельского хозяйства. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы из 46 наименований. Глава 1. Основы организации бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях 1. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета Произошедшие за посл
едние годы перемены в экономике страны потребовали кардинальных изменений в области бухгалтерского учета и отчетности. Трансформация учета предопределена Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Цель реформирования системы бухгалтерского учета заключается в необходимости приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экон
омики и международными стандартами финансовой отчетности. В принятой позднее Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180, особое внимание уделено развитию концептуальных положений, обеспечивающих приведение национальной учетной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики. Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство РФ. Непосредственно эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. Однако в нормативном регулировании бухгалтерского учета принимают участие в пределах своей компетенции и другие органы, которым федеральными законами предоставлено такое право: Госкомстат РФ, ЦБ РФ, Государственный таможенный комитет РФ и др. В компетенцию перечисленных государственных органов входит разработка различных нормативных документов, имеющих статус обязательных к применению или носящих рекоменд
ательный характер. В настоящее время нормативное регулирование бухгалтерского учета в стране сложилось под воздействием факторов исторического развития, требований рыночной экономики и влияния международной практики в этой области. Работа по совершенствованию бухгалтерского учета привела к созданию четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Первый уровень системы является законодательным. Он представлен законами и другими нормативными актами законодательной и исполнительной власти, касающи
мися области бухгалтерского учета. В мировой практике к нормативным документам первого уровня относят общие законы о компаниях и предпринимательской деятельности. В российской практике этот уровень представлен Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральными законами «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ), «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» (от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ), «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ) и другими нормативными актами. Основным на этом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Данный закон – это правовая база, которой руководствуются бухгалтеры, аудиторы, руководители организаций по всем вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Закон содержит четыре главы с выделением в каждой ряда статей, посвященных основным понятиям и положениям, составляющим единую методологически правовую основу бухгалтерского учета и отчетности на территории России. В первой главе Закона сформулированы понятие бухгалтерского учета, его объекты, основные задачи, цели законодательства о бухгалтерском учете; указывается на обязательность ведения учета всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации. В Законе указаны органы, призванные руководить бухгалтерским учетом в стране; возможные варианты организации бухг
алтерской службы; ответственность руководителя за организацию бухгалтерского учета; статус главного бухгалтера. Во второй главе Закона изложены требования к ведению бухгалтерского учета; необходимость оформления хозяйственных операций унифицированными документами с заполнением всех обязательных реквизитов; описаны основные правила ведения регистров бухгалтерского учета, содержание которых представляет коммерческую тайну; сформулированы общие правила оценки имущества и обязательств и их инвентаризации.
Третья глава посвящена бухгалтерской отчетности. Здесь указывается, что отчетным периодом является год, а месячная и квартальная отчетность является промежуточной; определены состав бухгалтерской отчетности, ее объем, сроки и адреса представления; подчеркивается публичность бухгалтерской отчетности; устанавливается срок хранения бухгалтерских документов, регистров и форм отчетности не менее пяти лет. В четвертой, заключительной, главе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бу
хгалтерском учете. Закон предусматривает привлечение к административной или уголовной ответственности руководителей организаций и лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета и искажения бухгалтерской отчетности, несоблюдения сроков ее предоставления и публикации. С момента вступления данного Закона в действие прошло 16лет. Страна за этот период сделала много новых шагов в сторону рыночной модели экономики. Значительно изменилось и содержание бухгалтерского учета. Многие новшества, предусмотренные Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу либо «не стыкуются» с действующим Законом, или не прописаны в нем вообще. Это касается пределов законодательного регулирования бухгалтерского учета и порядка его проведения; контроля качества бухгалтерского учета и финансовой отчетности; ее состава и многих других аспектов. Эти обстоятельства
привели к «моральному» устарению действующего варианта Закона и разработки нового закона, названного в проекте федеральный закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». В настоящее время проходит обсуждение данного проекта специалистами и учеными. Наряду с Законом «О бухгалтерском учете» все руководители и работники учета руководствуются нормами и понятиями, законодательно закрепленными в Гражданском и Налоговом кодексах Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ определяет: понятие физического ли
ца и виды юридических лиц; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; формы сделок; сроки исковой давности; право собственности и другие вещные права; понятие и сроки исполнения обязательств, ответственность за их нарушение; понятие договора и его виды и т.д. Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения государства и организации по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения в процессе осуществления налог
ового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Он определяет: виды налогов и сборов, формы и методы налогового контроля; устанавливает порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов и т.д. Второй уровень, называемый нормативным, образуют национальные стандарты – Положения по бухгалтерскому учету. Стандарты утверждаются Министерством финансов РФ, указания которого обязательны для исполнения всеми организациями. Основным документом этого уровня по значимости содержащихся в нем норм является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина от 29.07.98 № 34н. В шести разделах Положения детализированы отраженные в Законе «О бухгалтерском учете»: правила организации бухгалтерского учета; основные принципы бухгалтерского учета; порядок документирования хозяйственных
операций и их отражения в регистрах бухгалтерского учета; порядок оценки имущества и обязательств; основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, включая оценку ее статей; взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Приведенные в Положении нормы и правила являются базой для стандартов, задача которых регламентировать ведение учета на отдельных его участках и специфических видах деятельности. Учетные стандарты – это свод правил по ведению учета и оценке определенных объектов и
ли их совокупности без раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности. В настоящее время для ведения учета применяются стандарты двух видов: национальные и международные. Национальные стандарты – это нормы бухгалтерского учета, разрабатываемые для использования внутри страны. Они учитывают национальные особенности развития экономики страны, особенности налоговой политики и отражают сложившиеся в учете традиции. Национальные стандарты обязательны к применению в данной стране. Международн
ые стандарты разрабатываются Комитетом международных стандартов учета и носят рекомендательный характер. До настоящего времени между национальными стандартами Российской Федерации и международными стандартами существовала исторически обусловленная разница в конечных целях использования информации. Поскольку группы пользователей имеют различные интересы и потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, были различны. Финансовая отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ), используется широким кругом пользователей (инвесторами, другими предприятиями и финансовыми институтами). Между национальными и международными стандартами учета существует взаимосвязь. Международные стандарты разрабатываются на основе изучения действующих в разных странах национальных стандартов и практики их использования. Международные стандарты призваны устранять трудности в понимании информации, содер
жащейся в финансовых отчетах разных стран. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход на международные стандарты бухгалтерского учета. Это вызвано практической необходимостью: бурным развитием рыночных отношений, возможностью установления долгосрочных торговых связей, созданием предприятий с иностранными инвестициями и обращением ценных бумаг на международном рынке. Принятие стандартов началось с 1994 г. С момента ввода в действие первых стандартов произошли значи
тельные изменения в законодательстве, которые привели к необходимости пересмотра стандартов, принятых в 1994-1998 гг. В настоящее время действуют в новой редакции ПБУ 1/08, ПБУ 3/2006, ПБУ 4/99, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01 и т.д. Будут обновляться и другие стандарты. Третий уровень считается методическим. Этот уровень составляет множество методических указаний, инструкций, писем общего и отраслевого значения по ведению бухгалтерского учета. Как правило, они носят разъяснительный
или рекомендательный характер. Документы данного уровня могут разрабатывать как Министерство финансов, так и другие министерства и ведомства, вплоть до крупных компаний, заинтересованных в детализации и интерпретации положений нормативных актов предыдущих уровней. В международной практике к разработке документов этого уровня широко привлекаются общественные организации бухгалтеров и аудиторов. В российской практике прерогатива создания методических указаний на стороне государственных органов. Роль общественных организаций, например Института профессиональных бухгалтеров России и других, пока невелика. Важнейшим документом третьего уровня следует считать План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению. В Плане указан перечень синтетических счетов, используемых организациями для ведения процедуры бухгалтерского учета в рыночной экономике, и дано краткое пояснение по их применению. К документам данного уровня о
тносятся: Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства; Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга; Инструкция о безналичных расчетах; Общероссийский классификатор основных фондов; Альбом унифицированных форм первичной учетной документации; отраслевые методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и т.д. Четвертый уровень – инициативный уровень с
амой организации. К этому уровню относятся организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации. Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Разработка учетной политики как элемента системы нормативного регулирования является обязательной для всех организаций. Степень свободы организации в формировании
учетной политики определена: 1) С одной стороны, государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем альтернативных методик и учетных процедур; 2) С другой – возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава бухгалтерских счетов, порядка их ведения из допускаемых законодательством или разработанных самостоятельно при отсутствии в законодательстве. Выбор учетной политики зависит от ряда факторов: формы собственности и видов коммерческой деятельности, отраженных в уставе; особенностей организации управления; условий налогообложения и др. Формируется учетная политика бухгалтером и подлежит оформлению приказом или распоряжением, утвержденным руководителем организации. Вместе с приказом по учетной политике утверждаются ее основные элементы: 1) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 2)
Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 3) Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 4). Методы оценки активов и обязательств; 5) Правила документооборота и технология обработки учетной информации; 6) Порядок контроля за хозяйственными операциями; 7) Другие решения, необходимые для организ
ации бухгалтерского учета. Сформированная учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения во всех подразделениях организации. Исполнение учетной политики обязательно: для всех работников учетной службы; для главных специалистов и специалистов подразделений, материально ответственных лиц, а также лиц, заполняющих и подписывающих бухгалтерские документы – в пределах относящихся к их компетенции элементов учетной политики. Основное содержание учетной политики может быть сгруппировано по трем напр
авлениям. 1. Организация бухгалтерской службы в системе управления. Этот аспект раскрывает: 1). Организационную форму бухгалтерской службы; 2). Права и обязанности главного бухгалтера; состав, подчиненность и распределение обязанностей учетных подразделений; 3). Порядок взаимодействия бухгалтерских служб. 2. Техника обработки учетной информации. Этот аспект включает: 1). Выбор формы бухгалтерского учета; 2) Рабочий план счетов с указанием всех субсчетов; 3). Образцы форм первичных документов, разработанных в организации; 4). График документооборота; 5). Формы учетных регистров; 6). Порядок проведения инвентаризаций; 7). Содержание и порядок предоставления внутренней отчетности; 8.) Системы внутреннего и внешнего контроля. 3. Методика ведения бухгалтерского учета. Этот аспект предполагает раскрытие способов ведения уче
та, влияющих на оценку имущественного и финансового состояния организации. Такими способами являются: 1) Методы начисления амортизации внеоборотных активов; 2) Способы оценки и организации учета материально-производственных запасов; 3) Порядок списания затрат по ремонту основных средств; 4) Порядок распределения косвенных расходов и методы калькулирования себестоимости продукции; 5) Метод учета выхода готовой продукции из производства; 6) Вариант определения момента выручки от прод
аж для целей: а) налогообложения; б) порядок создания резервов; в) другие варианты, без знания о применении которых заинтересованные пользователи отчетности не могут установить ее достоверность. Изменение учетной политики может производится в случаях: – изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; – разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, менее трудоемких или предполагающих большую степень достоверности информации; – сущест
венного изменения условий деятельности организации, т.е. реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности. Диапазон практического применения учетной политики очень широк: от влияния на формирование финансового результата деятельности организации путем оптимизации до защиты при проверках вышестоящих и налоговых структур, которые проверяют ее в первую очередь наряду с учредительными документами. Начиная с бухгалтерской отчетности 2011 года вступил в силу приказ Минфина России от 24.12.2010г. № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3», который внес значительные изменения: – в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1
998 № 34н; – в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н; – в Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 №153н; – в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н; – в Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н. Внесены также изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.
10.2003 № 91н, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н. Часть изменений в этих нормативных правовых актах носит редакционный характер, но большинство из них затрагивает существенные положения. Следует отметить, что в период реформирования бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования произошли существенные изменения. Однако по-прежнему преобладает государственное регулирование, занимающее по существу три первых уровня. Профессионалам в области учета отдается только последний уровень, а его во многом определяет субъективный фактор. В мировой практике доля государственного регулирования бухгалтерского учета невелика, а акцент поставлен на профессиональное регулирование. Развитие
Института профессиональных бухгалтеров России и Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» позволят решить эту проблему. 1.2 Основные принципы построения бухгалтерского учета Федеральный закон «О бухгалтерском учете» закрепил обязательность ведения и организации бухгалтерского учета на всех предприятиях независимо от формы собственности. Согласно Закону, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательств организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.[4] Организация бухгалтерского учета слагается из ряда элементов: системы документирования хозяйственных операций, документооборота, графика выполнения учетных работ, плана счетов, формы бухгалтерского учета, организационной структуры учетного процесса и распределения служебных обязанностей в бухгалтерии, организации хранения бухгалтерской документации и учетных регистров. Кондраков Н.П. предлаг
ает понимать под организацией бухгалтерского учета систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Общими принципами построения бухгалтерского учета, по мнению ученого, являются: – государственное регулирование бухгалтерского учета (Правительства РФ, Минфина РФ и другими ведомствами). Государство определяет общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состав, содержание, сроки и адресат представления бухгалтерской отчетности, хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, их права, обязанности и ответственность; – сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета, его рационализации и совершенствовании; – постоянное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информацией внутренних и
внешних пользователей, рационального использования производственных ресурсов и готовой продукции, во внедрении и укреплении полного хозяйственного расчета; – обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить влияние различных факторов на экономические показатели и резервы повышения эффективности производства; – динамичность организации бухгалтерского учета, постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета, НОТ бухгалтерских работников; – применение общих прин
ципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели, принципы программно-целевого управления, научную организацию труда.[26] К перечисленным принципам построения бухгалтерского учета Гусева Т.М. и Шеина Т.Н. добавляют также широкие права предприятия, дающие