Древние памятники Суздаля

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИЭКОНОМИКИ
г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа
по дисциплине«Археологические памятники»
Тема: “Древниепамятники Суздаля”

Барнаул-2009 г.

Содержание
Введение. 3
1. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. 3
2. Центральный ансамбль Суздальского Кремля. 6
3. Ансамбль Александровского монастыря. 7
4. Ансамбль Васильевского монастыря. 8
5. Ансамбль Покровского монастыря. 9
6. Ансамбль Ризоположенского монастыря. 11
7. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря. 12

Введение
 
«Каждый храм– как шапка Мономаха.
Над рекой– крутой зеленый вал.
С удалью,талантом и размахом
Русскиймастер Суздаль создавал.
Крепостныестены. Колокольни.
Вороньенад башнями кружит.
Шишаки набашнях – точно копья,
Точнокопия лихих дружин».
 
Эти строкипринадлежат перу московского поэта Игоря Кобзева (стихотворение называется«Поездка в Суздаль»). К слову, именно такие впечатления производит прелестноепутешествие по суздальским дубравам. Единожды посетив этот славный город,обыватель не в силах позабыть роскоши городских достопримечательностей.
Суздаль поправу зовется городом-музеем – на территории его расположено немыслимое обилиеразличных музеев, монастырей и заповедников. Стоит ли говорить о баснословнойпрелести культурно-исторических памятников Суздаля?
Музеи икультурно-исторические памятники Суздаля давно привлекают туристов со всехуголков Земли. Ныне здесь на площади 9 кв. км. сохраняется свыше 200 памятниковкультовой и гражданской архитектуры XII–XIX вв. Городскиедостопримечательности относятся к абсолютно разным эпохам, некоторые из нихнеоднократно перестраивались в связи с войнами или разрушениями. В целом жеархитектура Суздаля осталась практически нетронутой – культурно-историческиепамятники города и по сей день сохранили старинный стиль и текстуру.
Суздаль – одиниз красивейших российских городов, который по праву считают «жемчужиной» «Золотогокольца».

1. Музейдеревянного зодчества и крестьянского быта
 
К сожалению,на территории Суздаля сохранилось очень мало памятников деревянной архитектуры.К слову, музей деревянного зодчества – практически единственный в своем родеобъект, сохранивший неповторимое великолепие древнего зодчества. Музей этотизначально задумывался как региональная культурно-историческая достопримечательность.В нем воплощена уходящая в историю строительная культура наших предков. Музейдеревянного зодчества – это своеобразное село с улочками, домами иинтереснейшими постройками.
Преображенскаяцерковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) – красивая постройка в трияруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанныхпросто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковыхпридела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающиецерковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую надземлей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо.
Второйдеревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. ПотакиноКамешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены воВладимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей,увенчанный небольшой главкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или,иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкаеттрапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом.Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькойглавкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Интерьерстарой мельницы
Ветряки 18века стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества, вносят особыйромантизм в интерьер музея. Старая мельница, как и многие другие экспонатыМузея деревянного зодчества и крестьянского быта, была привезена ивосстановлена из деревни Мошок Судогодского района. Интерьер старой мельницысоздавался по литературным источникам, живописным полотнам, рассказамстарожилов. Старая мельница и так внешне поражает своим фантастическим видом, аизнутри дух захватывает от кажущейся неправдоподобности происходящего.
Домзажиточного крестьянина
Музейдеревянного зодчества не только рассказывает о крестьянском быте и жизни, также делается некое сравнение жизни зажиточного крестьянства и середняков. О чемнаглядно свидетельствуют интерьеры крестьянских домов. Дом зажиточногокрестьянина сразу виден, тут же бросается в глаза. Дом очень нарядный,двухэтажный, с середины 19 века, очень интересен обилием резных украшений.
Планировкадома вполне традиционная, на первом этаже расположены мастерские, ткацкая,столярная, а на втором – жилые комнаты. Второй этаж состоит из трех частей-избы, сеней и клети. В избе характерная обстановка – встроенные лавки, полати,печь. Но сама обстановка, домашняя утварь свидетельствует о более высокомстатусе по сравнению с домом крестьянина-середняка. Здесь присутствуютнекоторые элементы, которые свидетельствуют о проникновении городского быта вдеревню.
Керосиноваялампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставленадеревянная резная кровать – символ достатка и благополучия. На первом этаже – ткацкаямастерская. Здесь трудилась наемные работники.
Домкрестьянина-середняка
Домкрестьянина-середняка разительно отличается от хором зажиточного крестьянина.Здесь все так же хозяйственно, но без излишеств и нарядности. Типичная длякрестьянского дома 19 века планировка – изба, сени, клеть. Изба – основноежилое помещение дома, мебель как правило была встроенная, и рубилась вместе сдомом – лавки, полати, полки.
Большаярусская печь служила главным источником тепла в холод, а так же дляприготовления пищи, сушки зерна, была местом для сна. Перед печью расположен «бабийкут» – место, где хранилась домашняя утварь, где хозяйка готовила пищу. Мужскаялавка – коник – служила хозяину местом, где он чинил обувь, конскую утварь,столярничал.
Вдоль стенстояли широкие лавки, сидя на которых женщины по вечерам занимались рукоделием:вышивали, пряли, вязали. В переднем красном угле стоит стол, над ним – иконы.
Сени,неотапливаемая часть дома, соединяют избу с клетью. В сенях хранили громоздкие хозяйственныевещи, орудия труда, здесь хранилось имущество, запасы, продукты, домашняяутварь. Двор – комплекс хозяйственных построек для сельхоз работ.
В стенахславного города Суздаля функционирует немало превосходных музеев. К слову,помимо музейных экспозиций здесь насчитывается огромное количествокультурно-исторических памятников. К ним относят церкви, храмы, монастыри исоборы. Недаром говорят, что колыбель Золотого кольца Суздаль некогда считалсяглавной христианской столицей Руси!
2. Центральный ансамбль Суздальского Кремля
Вскульптурную композицию Суздальского Кремля также входитБогородице-Рождественский собор (1222–1225 гг., XVI века), Архиерейскиепалаты (XV–XVIII вв.), Колокольня (1635 г.), Ограда с воротами (XVIII в.),Никольская церковь (деревянная) из села Глотова Юрьев-Польского районаВладимирской области (XVII век). Кремль в Суздале – это первоначальное ядро.Вокруг Кремлевских стен разрастался и формировался средневековый Суздаль.Суздальский Кремль расположен в излучине реки Каменки и окружен хорошосохранившимися земляными валами XI–XII веков. На территории его, в мысовойчасти, археологами обнаружено древнейшее поселение, относящееся еще к IX веку.Рождественский собор – уникальный памятник своей эпохи. Собор входит в числоблестящих белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси. Сейчас вархитектурном ансамбле Суздальского Кремля расположены экспозицииВладимиро-суздальского музея-заповедника. Как и много веков назад, свосьмигранной шатровой колокольни Кремля раздается мелодичный перезвончасов-курантов.
3. Ансамбль Александровского монастыря
Стоящий навысоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию,был основан в 1240 г. Александром Невским. По данным XVII в., им жебыла построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIV в.Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли.Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен несохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесьпохоронены две суздальские княгини – Мария (1362) и Агриппина (1393).
В 1650 г.по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старогомонастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695 г.на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь – Вознесенская.Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I.
Вознесенскаяцерковь построенас применением характерных для Суздаля приемов своего времени: высокий четверикс двумя ярусами окон и пятиглавием. Окна украшены резными наличниками, которыев первом ярусе сходны с наличниками Петропавловской церкви, а во второмдополнены фигурными колонками, которые чуть позднее станут очень популярны вдекоре суздальских церквей. Фигурные колонки того же стиля украшают и барабаныхрама. Барабаны – высокие и придают храму ощущение устремленности ввысь. Ссеверной стороны к храму пристроен «теплый» придел и паперть, с востока – однабольшая апсида. Перспективный портал и карнизы дополняют декор высоких стен.
Колокольня, стоящая отдельно отхрама, интересна тем, что она – единственная в Суздале шатровая колокольня,стены которой почти лишены украшений. Мощный высокий восьмигранный столпзвонницы поставлен на очень низенький четверик, сбоку которого пристроенадеревянная лестница. Только карниз под самым шатром украшает чистые гладкиестены восьмерика. Шатер с узкими высокими окнами-слухами тоже украшен оченьскромно – арочными проемами и наличниками над слухами.
В настоящеевремя архитектура Александровского монастыря находится в пользовании АО«Суздальреставрация». Здесь проходят региональные совещанияархитекторов-реставраторов «Золотое кольцо».
4. Ансамбль Васильевского монастыря
Васильевскиймужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге,ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. Легенда связывает его основание сВладимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, гдесначала построили дубовую церковь, а теперь стоит монастырь. По болеепроверенным данным, монастырь все же был заложен в XIII веке. Как отдельныймонастырь, он просуществовал до времен Екатерины II, а позднее был лишен своихземельных владений и приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю.
Васильевскийсобор (1662–1669 гг.) построен на месте шатровой деревянной церкви. Двустолпнаяконструкция его, редкая для Суздаля, сходна с Лазаревской церковью, но внешнееубранство собора совершенно иное. Собор был трехглавым (сейчас осталась однаглава), видимо, по образцу древнего трехглавого городского собора. Декор егосуров и аскетичен: небольшие порталы входов и узкие амбразуры окон придают емусходство с старинной крепостью. Немного наряднее трехъярусная колокольня,пристроенная в XIX веке: она украшена резными карнизами и тесно поставленнымипилястрами.
Сретенскаяцерковь (конец XVII в.) – трапезная. Она построена в два яруса, причемапсиды оставлены только на втором этаже, они как бы приподняты кубом первогояруса. Такая композиция характерна для некоторых надвратных церквей этоговремени. Вертикальная ориентация храма подчеркнута и его одноглавием.Восьмискатная крыша построена с использованием тех же приемов, что и церковьАрхиерейских палат в кремле.
В монастыресохранилась ограда (некоторые части ее относятся к XVII веку) с невысокимиСвятыми воротами, остались некоторые служебные помещения, где сейчас живутмонахи.
Монастырьдействует, хотя не вся территория в его стенах принадлежит общине: у самой стенысо стороны Васильевской ул. сохранился двухэтажный дом коммунального хозяйства.
5. Ансамбль Покровского монастыря
Покровскиймонастырьбыл основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем АндреемКонстантиновичем. Собор вошел в историю благодаря аристократическому началу – сXVI века сюда ссылали именитых женщин (дочь Бориса Годунова, первая жена ПетраI – Евдокия Лопухина и др.), Покровский собор был первым каменным зданием XVIвека. В ходе строительства храма суздальские зодчие применяли традиционныеэлементы владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода, включаяисключительное в XVI веке «трехглавие». В 1992 году часть памятников монастырябыла передана религиозной общине Владимиро-Суздальской епархии Русской ПравославнойЦеркви. В современные дни внутри Покровского монастыря сформированмузейно-гостиничный комплекс.
Покровскийсобор (1510–1514) – главное здание монастыря, его композиционный центр. Он былпостроен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к томувремени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточнобольшой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседнимипостройками. Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажнойобходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкимивысокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкимиколонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершаетсялегкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галереюведут лестницы.
Ссеверо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515 г. – XVII в.)– интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престоломПроисхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусомзвона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобысоответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочнымярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн – слуховыхотверстий.
Святыеворота с Благовещенской надвратной церковью (1510–1518) – своего рода крепостнаябашня с двумя арками – большой проездной и малой для пешеходов. Мощныйтрехглавый четверик – уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий всебе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается вверхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик,окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции онаповторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном июжном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками насветовых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнамиопирается на два яруса килевидных закомар.
Еще одининтересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевскаятрапезная церковь (после 1551 г.). Она была построена на месте старойдеревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провозкамня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большоездание с одной главкой украшено необычным рисунком – в верхней части стены изкрасного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техникакладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польскойархитектуры. Основа церкви – большой одностолпный трапезный зал во второмэтаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольнойапсидой. В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения.
6. Ансамбль Ризоположенского монастыря
 
Монастырь основан в 1207 году.Этот храм сыграл огромную роль в сохранении топографии города – в его воротавходила древнейшая дорога Суздаля, идущая из Кремля через посад по левомуберегу реки Каменки. Уникальны также и двухшатровые ворота Ризоположенскогомонастыря. В 60-е годы XVIII века к девичьему Ризоположенскому монастырю былприсоединен вдовий Троицкий монастырь с двухэтажным Троицким собором. В настоящеевремя Ризоположенский монастырь занят художественно-реставрационным училищем иЦентром детского туризма и краеведения.
Ризположенскийсобор (середина XVI в.) предположительно строился ИваномШигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр, причастному кзаточению в Покровский монастырь жены последнего, Соломонии Сабуровой.Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этоговремени. Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом, из-за чего налишенную внутренних опор кровлю пришлось ставить облегченные главы с болеетонкими и высокими, чем это было принято в архитектуре того времени. Ложныезакомары и лопатки на боковых фасадах здания не полностью соответствуют еговнутренней организации и расставлены несколько путано. Стены собора разделеныпилястрами на три части; в центральной части – перспективные порталы. Южныйпортал украшен полуколонками с «дыньками», а северный – белокаменнымивставками.
В 1813 г.в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителейвоздвигается самое высокое строение Суздаля – 72-метровая Преподобенскаяколокольня в стиле классицизм. Ее строительство велось под руководствомсуздальского каменщика Кузьмина и было окончено в 1819 г. Классическая длясвоего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенноуменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания – мощныйклассический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены иувезены, видимо, в переплавку, в 1931 г. Сейчас на колокольне – новыеколокола.
ТрапезнаяСретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882 г., по-видимому,судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в нейразместился После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, апозднее – кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи навыходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требуетреставрации и никак не используется.
7. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря
Монастырь был основан в 1352 году.В XVI веке он превратился в один из самых крупных соборов Суздаля.Спасо-Евфимиев архитектурный ансамбль представляет классический образецмонастырского ансамбля XVI–XVII веков. Спасо-Евфимиев монастырь был полностьюпередан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Позже здесь началиськомплексные ремонто-реставрационные работы. Этот собор считается самым крупныммузейным комплексом Суздаля.
Центральноесооружение монастыря – массивный Спасо-Преображенский собор (XVI–XIX вв.).Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своегосуществования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви СпасаПреображения, которую в 1507–1511 гг. сменила маленькая бесстолпнаякаменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение натерритории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадныйчетырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть какпридел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделеныпилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью.По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворысобора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г.с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивностисобору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.
Рядом ссобором, с восточной его стороны, находился мавзолей над могилами князейПожарских, где в 1642 г. был похоронен князь Дмитрий Пожарский, геройборьбы с польско-литовскими войсками. Усыпальница была построена в 1885 г.по проекту архитектора Горностаева. В 1933 г. усыпальница была разобрана,часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы ипрочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 г. на этом местебыла поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.
Успенскаяцерковь (1525) – уникальный образец русского зодчества XV–XVI веков. Зданиеобъединяет в себе церковь и трапезную палату – хозяйственное строение. Шатроваяцентрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчанашатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела такжеподдерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности ипышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля – полица,добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехомглавкой.
НадвратнаяБлаговещенская церковь (первая половина XVII в.) – массивный,впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въезднойбашней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.

Списокиспользованной литературы
1. Вагнер Б.Б. Золотое кольцоРоссии/Б.Б. Вагнер. – М.: Вече, 1997.
2. Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово.Суздаль/ Н.Н. Воронин. – М.: Искусство, 1983.
3. www.suzdal.org.ru
4. www.z-kolco.ru
5. www.suzdaltravel.ru
6. www.suzdalbest.ru