Сазонов Владимир Николаевич
Характер трактовки причинности явлений имеет решающее значение в любом мировоззренческом проекте. В нем организующее начало методологии познания и представления действительности как таковой. Чем больше явлений объясняют используемые принципы причинности, тем масштабнее Универсум, подпадающий под их описание. Принципы причинности формулируются под влиянием господствующего в данную эпоху представления о Бытии (онтологии), то есть субъективны. Это подтверждается историей принятия мировоззренческих решений в европейской цивилизации. Начало им заложено идущим от Платона учением о дуалистическом устройстве Мира из сферы вещей и оживляющей ее сферы идей.
Учение об “Идеях” видимо предполагало вовлечение в познавательный процесс обеих сфер, включение их в единый мировоззренческий контекст, поиск связующих звеньев и механизмов их взаимодействия. Примерно так было до конца средних веков, когда сферой идей как Небесной (Божественной) силой объяснялись природные явления.
Начиная с эпохи Возрождения, по мере возвеличивания возможностей человека стала набирать силу другая стратегия дуалистической трактовки Бытия. Она была сведена к противопоставлению в дуальных схемах объектов, образов и сил осознанных человеком в ходе практической деятельности. В рамках этих схем развивались искусство, религия, политическая и социальная жизнь, психика человека. Дуализм в науке принял форму детерминизма – картезианской методологии механистической трактовки причины явлений, включающей три принципа: реактивность, каузальность и редукционизм.
Указанная тенденция свела объяснение действительности, а потом и саму ее, к противопоставлению, борьбе противоположностей, например: Бога и дьявола в религии; справедливости и несправедливости в социальной жизни; совестливости и бессовестности в поведении человеке. Наука стала вместилищем знаний, позволяющих управлять миром – аналогом сферы оживляющих идей. В представлениях людей о мире отпала необходимость в невидимом, Небесном.
Однако в таком мировоззрении много белых пятен. С каждым годом их возникает все больше из-за невозможности объяснить природные явления, например, в микромире, космосе, психике человека. Оказался непродуктивным также поиск смысла существования человека, человечества и мира в целом. Стало очевидным, что мы попали в онтологический тупик, возникший из-за абсолютизации видимого, вещественного мира. Признание невидимого мира, преодоление гносеологического разрыва с ним становится необходимым условием создания мировоззрения, отвечающего современным требованиям.
Духовно-эвристическая концепция отказывается от сложившейся дуалистической трактовки Бытия. Она представляет Мироздание как состоящую из Реальностей саморазвивающуюся глобальную Систему в Континууме Вселенной, . В каждой из них происходит цикл саморазвития, завершающийся радикальной трансформацией материи в новые преемственные формы, ведущие к смене Реальности. В концепции обсуждается Трансфинитная, Метафизическая, Физическая и Трансфизическая Реальности. Видимая Вселенная – Физическая Реальность – продукт саморазвития Мироздания, находится в системных отношениях с Ее Реальностями.
Саморазвитие, как механизм эволюционного процесса, внутренне мотивирован в любой субсистеме Мироздания. Его нельзя описать в терминах картезианской методологии с ее культом внешней силы. Требованиям саморазвития отвечают три системных принципа причинности: внутренняя активность участников процесса, их стремление к саморазвитию, иерархичность. Принцип иерархичности состоит в учете интересов будущего, вышестоящих систем (иерархии) в эволюционном процессе. Обладание этими принципами означает, что Реальности и множества их элементов (субсистем) наделены субъективными свойствами.
Концепция исходит из того, что видимая Вселенная продукт непосредственного саморазвития Метафизической Реальности. Ее исходное состояние представлено совокупностью беспредельного множества корпускул в Континууме. Они имеют невещественную природу, поэтому названы в концепции первичными духовными сущностями (пДС). Такие корпускулы имеют размеры меньшие планковских, обладают индивидуальными свойствами (субъектны), руководствуются в своем поведении системными принципами причинности, что позволило назвать их “духовными”. Сущностные свойства пДС состоят в беспредельной потенции к саморазвитию, которая проявляется образованием многообразных форм материальности, включая вещественные, в процессе эволюции. Духовная первооснова пДС определяет двуединую природу видимой Вселенной, обусловливает возможность системных отношений объектов Вселенной между собой и с Метафизической Реальностью, позволяет считать любое вещественное образование духовным (ДВО).
Саморазвитие Вселенной состоит в самопроизвольном движении от простого к сложному (самоорганизации), которое осуществляется вхождением ДВО в новую целостность (систему) вследствие взаимной совместимости в ней с другими ДВО, выделением их из среды. Такие процессы необратимы, если они соответствуют интересам создания систем более высокого уровня (их иерархии), ценностным установкам становления Вселенной и Мироздания в целом.
Концепция придает системности статус универсальной методологии, объясняющей все формы Бытия. Это позволяет преодолеть гносеологический разрыв в познании Реальностей, вывести онтологию и мировоззрение из тупика. Видя причину явлений в глубинных основах материальных форм, наделяя материальностью духовные и вещественные образования, концепция приходит к монистической трактовке становления Вселенной, основанной на системном сотрудничестве всех Реальностей Мироздания.
Следуя метафизическому подходу в объяснении Вселенной, концепция рассматривает Трансфинитную Реальность как первопричину нашего мира, Метафизическую Реальность – как Его первооснову, а в качестве закона становления – системные принципы причинности. Саморазвитие Метафизической Реальности происходило по двум направлениям: коллективистскому, завершившимся созданием Идеального мира, информационно обеспечивающим становление Вселенной, и индивидуалистическому, приведшему к возникновению в области звезд вещественных форм материальности. При этом естественная история Вселенной рассматривается как сквозной процесс эволюционного усложнения элементарных вещественных форм до атомов, молекул и далее все более сложных вплоть до планет, растений, животных и человека.
Указывая на основные черты эволюционного процесса во Вселенной: синтропийный характер, энергетическая незатухаемость, целевая ориентация, концепция рассматривает обеспечивающие их “механизмы”. При этом разделяется духовная и вещественная составляющие двуединой Вселенной и ее ДВО, обсуждается их синергия в эволюционном процессе, обеспечиваемая духовно-энергетической, смысловой “заряженностью” ДВО. Запрет второго закона термодинамики на “самопроизвольное” усложнение структур, духовно-вещественные образования (системы) преодолевают благодаря открытости Вселенной другим Реальностям, в первую очередь Метафизической. Общий для любого эволюционного акта “механизм” усложнения вещественных форм включает консолидацию микроскопических явлений в единый макроскопический процесс. Он возможен в связи с тем, что каждому макроскопическому процессу эволюции “требуется” своя, специфическая энергия, трансформируемая вещественными формами, образованными предшествующими этапами эволюции.
Фотосинтез, например, – ключевой эволюционный процесс становления жизни на земле происходит с участием энергии, возникающей при преобразовании солнечной энергии хлорофиллом. Самоорганизация молекул воды и углекислого газа ведет к образованию более сложных соединений – углеводов. Трансформированная энергия солнца является не причиной процесса, а его условием. Причина же (по концепции) состоит во внутреннем стремлении всех участников процесса к саморазвитию. Истоки такого стремления находятся на духовном уровне молекул, образующих углеводы. Своими стремлениями молекулы проявляют их сущностные свойства, исходящие от пДС, Трансфинитной Реальности.
Метафизическая Реальность рассматривается в концепции как субстанция Вселенной, как материальная, “думающая”, активная среда, энергетически, информационно (духовно) обеспечивающая процесс ее становления. При этом субстанциональную значимость в становлении Вселенной имеет только заполняющее Континуум множество пДС. Уровень актуализации их потенций определяет морфологию пространства-времени. Как живая, информированная Идеальным миром среда (система), Метафизическая Реальность определяет эволюционный процесс во Вселенной.
К представлениям о цели эволюции концепция приходит через анализ закономерности возрастания качества вещественных форм и энергий, возникающих в ходе становления Вселенной. Корреляция между ними проявляется в повышении качества генерируемой энергии по мере усложнения вещественных форм. Можно предположить следующую последовательность энергий: внутриатомные, межатомные, внутримолекулярные, межмолекулярные, гравитационные и другие взаимодействия в неорганической природе. Далее возникают энергии, обеспечивающие жизнедеятельность клеток, растений, животных, а также энергии психики, сознания и творческих потенций человека. Существуют или должны возникнуть по мере эволюции человека неизвестные виды энергий.
Признание человека, как вершины эволюции вещественных форм (ее высшего иерарха), объясняет правомерность антропного принципа становления Вселенной. Что же является целью, смыслом эволюции самого человека? В концепции человек должен осуществлять радикальную трансформацию вещества, составляющего Вселенную в новую форму материальности, соответствующую требованиям создания Трансфизической Реальности.
Ценность социальных общностей: семьи, трудовых коллективов, государства и человечества в целом состоит в таком служении человеку, чтобы он мог осуществить свое предназначение. Они должны создавать условия для становления такого человека, который, руководствуясь в своем саморазвитии системными принципами причинности, создавал автономные от тела материальные, духовные по природе сущности, способные участвовать в новом эволюционном цикле саморазвития Мироздания.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosofia.ru/
Дата добавления: 24.04.2013