Духовные искания главных героев романа Л.Н.Толстого Война и мир Я буду писать историю людей, более свободных, чемгосударственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни,людей, свободных от бедности, от невежества и независимых Л.Н.Толстой.Лев Николаевич Толстой создавал роман Война и мир в бурную эпохурусской жизни, после падения крепостного права. В Россиишла напряженная общественно-политическая борьба, вызванная ломкой старогостроя.
Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о ролинарода и личности в истории. Волновал он и писателя. В центре его внимания как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей,пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа Андрей Болконский и Пьер Безухов. Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своейобразованностью, широтой интересов.
Он чувствует пошлость, призрачность жизни людей своегокруга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность ихосуществления он видит в военной службе. Князь Андрей мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир- Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконскийпоявляется в самых опасных местах сражения.
Невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные событияспособствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях. На поле боя онувидел ожесточенные схватки озлобленных и испуганных людей, стремящихся уничтожить друг друга, почувствовал ложныйпатриотизм штабных офицеров. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения,Болконский переживает душевный перелом. Лежа на спине, князь Андрей видит небо. В эти минуты перед ним открываетсяновый мир, где нет эгоистических
мыслей, лжи, аесть только самое чистое, высокое, справедливое. Князьпонял, что есть вжизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным.Пережив дальнейшие события- появление ребенка и смерть жены-Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своихблизких в тихом, замкнутом мире
семьи ине интересоваться общественными проблемами. Но натура князя Андрея деятельная,кипучая. Он не может ужиться в такомузком мирке. Начинается возрождение Болконского к жизни, к поискам нового дела, полезного для других. Слова Пьера Надо жить, надо любить,надо верить – глубоко запали в душу Андрея. Он понял, что жизнь ещедалеко не кончена для него.
Он вновьвидит возможность приносить пользу на этот раз в государственном управлении , быть счастливым, любить. Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мнойвместе! Так же, как и Андрей Болконский, Пьер Безухов ищет ответа на вопрос что делать, к какому большому и нужному практическому делу приложить свои силы, чему посвятить свою жизнь.
От людей аристократического круга Пьер отличается независимостью своих взглядов. В салоне Шерер ончувствует себя совершенно посторонним человеком. А АндрейБолконский, наоборот, считает его самым дорогим для себя человеком Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света Не видя своего места в жизни, не зная,куда деть огромные силы,
Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Он понимает, что такая жизнь не для него,что должен вырваться из этого привычного жизненного круговорота,но у него не хватает на это сил. Он неможет сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается вних. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляютсяво взаимоотношениях с развращенной
ЭленКурагиной. Вскоре после брака Пьер понял свою ошибку, понял, что был обманут, и перерабатывалодин в себе свое горе . После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскуюложу. Пьер видит, что именно здесь он найдет возрождение к новойжизни . Под влиянием масонских идей Безухов решает освободитьпринадлежащих ему крепостных крестьян.Это не удается сделать, но все же он как-то пытаетсяоблегчить жизнь своих рабов.
Делая добро людям, Пьер уверен, что в этом и состоит смысл его жизни. Однако через некоторое времяразочаровывается и в братстве вольныхкаменщиков , где тоже царят корыстьи нечестность.Гроза 1812 годасовершила крутой переворот в мировоззрении Пьера. Война выводит его из ничтожной среды, устоявшихся привычек,которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает Пьеру новый, ранее незнакомый ему мир простыхлюдей.
В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. Солдатом быть, просто солдатом! Оставшись в Москве, Пьер попадает в плен. Там емупришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствуетформированию нового взгляда нажизнь. Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогимвоспоминанием и олицетворением
всего русского, доброго и круглого .Стоит сказать, что Платон Каратаев- любимый образ самого Толстого. Послевозвращения из плена Безухов сильно внутренне изменился. Женившись на Наташе, Пьер чувствует себя счастливым. Но его волнуют общественные проблемы. Он считает, что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодоленыусилиями честных
людей, которые должныбыть связаны между собой, и принимает участие в заговоре против царя, о котором Толстой говорит лишь намеком.По-иному сложилась судьба князя Андрея.Разочаровавшись вгосударственной деятельности, испытавкризис в любви к Наташе, он также возрождается душой в дни народного бедствия. Но смерть оборвала его нравственный поиск.Во многом различны, но во многом и похожи главные герои романа.
По-разному идут они к поиску своего смысла жизни, но оба приходят к выводу, что смысл этот в служенииОтчизне и людям.