Две столицы: ученое собрание

Перевезенцев С. В.
Москваи Санкт-Петербург — это крупнейшие центры образования и научной мысли. Первоенаучное учреждение, сходное по своим задачам с западноевропейскими учреждениямиподобного рода стала Академия наук. Она была основана 29 января 1724 г. указом Петра I и называлась по месту расположения Петербургской (до 1917 г.).
Академиянаук начала работать несколько позднее 1724 г., уже после смерти Петра I, а для работы в ней были приглашены известные европейские ученые. При ПетербургскойАкадемии наук были созданы также Академическая гимназия и Академическийуниверситет. В полную силу они начали действовать только в 1750–1760-е гг. подруководством М.В. Ломоносова, и после его смерти были закрыты.
ВXIX в. Петербургская Академия наук сыграла значительную роль в развитииотечественной науки. И хотя действительные члены АН обязывались жить вПетербурге, в ее состав в качестве членов-корреспондентов и почетных членовизбирались и москвичи — С.М. Соловьев, А.П. Павлов, Д.Н. Анучин, И.М. Сеченов, И.Е.Забелин, В.О. Ключевский, К.А. Тимирязев, С.Т. Аксаков и другие.
Организационнаяструктура Академии наук, основанная на принципе коллегиальности, не менялась ипосле революции 1917 г. Высшим органом управления Академии наук было и остаетсяОбщее собрание почетных и действительных членов, число которых пополнялось изизбранных различными отделениями Академии членов-корреспондентов и кандидатовиз научной общественности. Общим собранием выбирается Президиум Академии наук, которыйосуществлял руководство деятельностью организации между созывами Общихсобраний.
С1917 по 1925 г. Академия наук носила название «Российская». С 1925 г. появилось новое название — Академия наук СССР. С этого времени АН СССР стала главным научнымцентром страны, в ее структуре были созданы институты, занимавшиесяфундаментальными научными исследованиями во всех областях знания. С 1934 г. Президиум Академии наук размещается в Москве в здании Нескучного дворца.
В 1992 г. Академия получила свой современный статус и название — РоссийскаяАкадемия наук (РАН). Ныне РАН имеет 18 отделений по различным отраслям инаправлениям наук, существуют региональные отделения: Сибирское, Уральское иДальневосточное. РАН имеет множество научных центров, осуществляет руководствонад 30 научными учреждениями и 200 научными советами, готовит научные кадры иведет издательскую деятельность. За выдающиеся достижения присуждает медали ипремии из своего фонда.
МОСКВА
Всередине XVII в. одним из центров изучения богословских наук был АндреевскийПреображенский монастырь, основанный в 1648 г. окольничим Ф.М. Ртищевым на берегу реки Москвы, близ Воробьевых гор. В 1651–1654 гг. здесь проживало до 25монахов, приглашенных из Киево-Печерского и других южнорусских монастырей, вызванныхМоскву для подготовки издания полного текста Библии. Поэтому сам монастырьнередко называли «училищным», а проживающих в нем монахов — «ученым братством».По некоторым сведениям, при монастыре было создано училище для детей, в которомпреподавали монахи.
Высшееобразование в России возникло в Москве также в XVII столетии. Первое истарейшее высшее общеобразовательное учебное заведение было создано в 1687 г. в Москве под названием Эллино-греческая академия из школы братьев Иоанникия и СофронияЛихудов.
Инициаторомсоздания академии был русский просветитель, педагог и поэт Симеон Полоцкий, недоживший однако до ее открытия. В 1687–1814 гг. академия находилась вЗаиконоспасском монастыре на Никольской улице в Москве, где для нее специальнобыло построено новое каменное здание.
Смомента открытия в академии преподавались следующие дисциплины: греческий язык(как основной), латинский и старославянский языки, богословие, а также «семьсвободных искусств» — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия,музыка — изучение которых было обязательно и в европейских университетах. Вначале XVIII в. в академии начали преподавать немецкий и французский языки, медицину,физику и философию. Академия готовила образованных людей для государственнойслужбы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и дознание вотношении лиц, отступивших от православия. Здесь учились не только отпрыскизнатных фамилий. Среди учеников было много детей лиц духовного чина, московскихдьяков и подьячих, купцов и посадских людей и даже черносошных крестьян. Кпримеру, студентом академии был великий русский ученый М.В. Ломоносов.
Первоначальнов академии обучалось около 100 человек, в начале XVIII в. в ней насчитывалось600 учащихся, а в начале XIX в. уже более 1600 студентов. В 1701 г. Эллино-греческая академия была переименована в Славяно-латинскую, а в 1775 г. — в Славяно-греко-латинскую академию. В 1814 г. она была преобразована в Московскую Духовнуюакадемию и тогда же переведена в Троице-Сергиеву лавру. Под этим названиемстарейшее в России высшее учебное заведение существует и в настоящее время.
Первыйроссийский университет европейского типа был основан в Москве 12 (25) января 1755 г. графом И.И. Шуваловым по плану М.В. Ломоносова и по указу императрицы Елизаветы Петровны.
Первоначальнов Московском Императорском университете было три факультета: юридический, медицинскийи философский, на которых изучали юриспруденцию, политику, химию, анатомию, логику,метафизику, нравоучение, экспериментальную и теоретическую физику, всеобщую ирусскую историю, геральдику, риторику. Трехлетний курс обучения, кромепубличных и приватных лекций, состоял из ежемесячных и полугодовыхколлоквиумов. До 19 ноября 1767 г. преподавание преимущественно велось налатыни. Университет существовал на казенное содержание и пожертвования. Особыйуниверситетский суд занимался уголовными и гражданскими делами профессоров истудентов. Выпускникам присваивался обер-офицерский чин, а время обучениязасчитывалось в действительную службу. Студенты обучались на свои деньги(своекоштные) и за счет казны (казеннокоштные). При Московском университете до 1812 г. работала гимназия для будущих студентов. В 1779 г. при университете был основан Благородныйпансион (с 1830 г. — дворянская гимназия).
С 1804 г. количество университетских кафедр увеличилось до 28, а факультетов до4 — нравственных и политических наук (философский), физических и математическихнаук, медицинских наук и словесных наук. Факультеты присуждали выпускникамстепени кандидата, магистра, доктора, а успешно сдавшим экзамены, но никак невыделившимся на научной работе — «действительного студента». С 1835 г. срок обучения увеличился до 4 лет, а количество кафедр достигло 35. С 1863 г. студентом университета мог стать только обладатель гимназического диплома. В 1863 г. на 4 факультетах было 54 кафедры.
Средиуниверситетских преподавателей были историки Т.Н. Грановский, М.П. Погодин, С.М.Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, В.И. Герье, П.Г. Виноградов, Р.Ю.Виппер, юристы К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, филологи Ф.И. Буслаев, Н.С.Тихонравов, А.Н. Веселовский, А.А. Шахматов, философы М.Н. Катков, П.Д. Юркевич,В.С. Соловьев, Л.М. Лопатин, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, физики А.Г. Столетов,Н.И. Умов, П.Н. Лебедев, Н.И. Жуковский, медики И.М. Сеченов, Н.В.Склифосовский, Н.Ф. Филатов, Ф.Ф. Эрисман и многие другие деятели отечественнойнауки и культуры, составившие славу России.
Послереволюции 1917 г. университет стал называться Московским государственнымуниверситетом, а в 1940 г. ему было присвоено имя М.В. Ломоносова.
В1920–1930-ее гг. структура университета неоднократно изменялась, однифакультеты упразднялись, другие создавались. В 1930–1931 гг. факультетыпреобразовали в отделения, многие из них вывели из МГУ. Так, в частности возникМосковский институт философии, литературы и искусства (МИФЛИ), в котором былиобъединены бывшие университетские отделения гуманитарного цикла. Только в 1939 г. был принят университетский устав, который определил ведущую роль факультетов и кафедр ворганизации научной и учебной работы. К 1941 г. в МГУ действовало 7 факультетов, 10 НИИ, 80 кафедр и свыше 70 лабораторий. В 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде МИФЛИ был слит с МГУ, и образованы филологический, философский иэкономический факультеты.
МГУим. М.В. Ломоносова — крупнейшее в стране учебное заведение и один из важных центровотечественной и мировой науки. В МГУ получили развитие многие научные школы поразличным отраслям знания: математики — А.Н. Колмогорова, П.С. Александрова, И.Г.Петровского, П.С. Новикова; физики — И.Е. Тамма, А.В. Шубникова, А.М. Прохорова,Р.В. Хохлова; химии — Н.Д. Зелинского, А.Н. Несмеянова, Н.Н. Семенова.Значительный вклад в развитие науки внесли историки, создавшие свои научныешколы — А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, И.Д.Ковальченко, Е.А. Косминский, С.Д. Сказкин. Научные школы в областифилологических наук создали В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведов, А.А. Зализняк, а всфере психологии — А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия.
Вовторой половине XX в. на базе университетских факультетов и отделений былиоснованы самостоятельные высшие учебные заведения — Медицинская академия им.И.М. Сеченова, Геолого-разведочная академия, Институт международных отношений, Физико-техническийинститут и др.
НынеМосковский государственный университет объединяет несколько десятковфакультетов, Институт стран Азии и Африки, а также нескольконаучно-исследовательских институтов (ядерной физики, механики, астрономический),вычислительный центр, ряд музеев, различные центры по образованию.
***
ВXX–XXI столетии Москва оставалась крупнейшим научным центром страны, здесьработали и работают выдающиеся ученые. В начале XX в. Н.Е. Жуковскийразрабатывал проблемы аэродинамики. Выдающийся генетик Н.И. Вавилов собралкрупнейшую в мире коллекцию семян, создал учение об иммунитете растений. В1930–1950-е гг. под руководством С.П. Королева созданы первый космическийкомплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, осуществлен запусккосмического корабля с человеком на борту. И.В. Курчатов руководил работами посозданию первым ядерным реактором, ядерной и термоядерной бомбы, первой в миреатомной электростанции.
Широкоразвивались высшие учебные заведения открывались новые институты, готовящиенаучно-педагогические кадры: медицинские, технические, педагогические. Мировуюизвестность получили такие институты, как МАИ, МФТИ, МЭИ, МИСИ, Московскийинститут стали и сплавов, Горный университети др. В системе высшего образованияныне действует около 80 вузов. Открылись частные высшие учебные заведения. Винститутах и университетах обучается свыше 450 000 студентов.
Одиниз крупнейших технических вузов страны — Московский государственный техническийуниверситет (МГТУ). Это учебное заведение ведет свою историю с 1826 г., когда в Москве были организованы мастерские для профессионального обучения питомцевВоспитательного дома, названные в 1830 г. Московским ремесленным учебным заведением. В 1868 г. на базе МРУЗ было создано Императорское техническое училище,выпускавшее механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов.На основе этого училища вскоре была создана система инженерного образования, принесшаяучилищу мировую славу и получившая именования «русской». С 1917 г. училище стало называться Московским высшим техническим училищем (МВТУ). Среди выпускниковМВТУ — С.П. Королев, В.П. Бармин, С.А. Лавочкин, Б.С. Стечкин, П.О. Сухой имногие другие крупнейшие отечественные ученые и конструкторы. В 1989 г. училище получило статус университета и свое нынешнее именование. Сегодня в МГТУ ведетсяподготовка около 16 тыс. студентов более чем по 50 специальностям.
ВМоскве сосредоточены многие ведущие научные учреждения и вузы гуманитарногопрофиля — Институт Российской истории, Институт мировой литературы им. А.М.Горького, Институт Латинской Америки, Институт США и Канады, МГИМО, РГГУ, МПУ, МАРХИ.
Одиниз крупнейших отечественных педагогических вузов — Московский педагогическийгосударственный университет. Основание университета относится к 1872 г., когда по инициативе профессора В.И. Герье в Москве были основаны Высшие женские курсы. В 1912 г. для курсов по проекту архитектора С.У. Соловьева построили аудиторное здание на Царицынскойулице (ныне — Малая Пироговская улица). В 1918 г. Высшие женские курсы были переименованы во 2-й МГУ, а в 1930 г. на этой основе был создан самостоятельный педагогический вуз — МГПИ. С 1990 г. институт приобрел статус университета и носит свое нынешнее название. В 1930–1990-е гг.институт постоянно развивался и расширялся, студенты могли приобретать знанияпо все более широкому спектру знаний. В аудиториях МПГУ преподавали и преподаютизвестные ученые — К.Н. Корнилов, А.И. Каиров, Б.И. Пуришев, А.В. Пёрышкин, А.Ф.Лосев, Н.И. Павленко, А.Г. Кузьмин и другие. Ныне в МПГУ действуют 18факультетов, научные лаборатории и НИИ.
Особуюгруппу высших учебных заведений составляют творческие вузы — Литературныйинститут им. А.М. Горького, Академия театрального искусства, Театральныеучилища им. Щукина и им. Щепкина, Московская государственная академияхореографии, Государственный музыкально-педагогический институт им.Ипполитова-Иванова.
Двастарейших художественных московских вуза — Московскийхудожественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова (МГХПУ) и Московскийгосударственный академический институт им. В.И. Сурикова (МГАХИ). МГХПУ ведетсвою историю от «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основаннойв 1825 г. С.Г. Строгановым. За годы существования «Строгановка» выпустила втворческую жизнь большое число известных отечественных художников. МГАХИ былоучреждено в 1843 г. как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В XXв. здесь преподавали И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик.
Московскаягосударственная консерватория им. П.Я. Чайковского была создана в 1866 г. и стала, по словам одного из директоров Русского Музыкального общества К.С. Станиславского, «великимучреждением, явившимся колыбелью и питомником лучших русских музыкальных ивокальных сил». Основатель Московской консерватории Николай ГригорьевичРубинштейн (1835–1881) — крупнейший музыкально-общественный деятель, выдающийсядирижер и один из первых пианистов мира. В 1894–1901 гг. специально дляконсерватории на Большой Никитской улице по проекту архитектора В.П. Загорскогобыло построено здание и уникальный концертный зал.
Московскаяконсерватория возникла на базе музыкальных классов Императорского РусскогоМузыкального общества и первоначально содержалась за счет доходов от концертнойдеятельности ИРМО, городских и правительственных субсидий, пожертвований иплаты за обучение. Изначально курс обучения в консерватории включал не толькомузыкальные, но и общеобразовательные классы. Студенты консерватории получалиобразование сначала в течение шести, а затем и девяти лет.
ВМосковской консерватории получили образование композиторы С.В. Рахманинов, С.И.Танеев, А.Н. Скрябин, А.И. Хачатурян, пианисты Л.Н. Оборин, Э.Г. Гилельс, С.Т.Рихтер, скрипачи Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, виолончелисты А.А. Брандуков, Г.П.Пятигорский, М.Л. Ростропович, вокалисты А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев. Средипрофессоров консерватории — П.И. Чайковский, В.И. Сафонов, Н.Я. Мясковский, Г.Г.Нейгауз.
СегодняМосковская консерватория является частью комплекса учебных заведений, в которыйвходят Музыкальное училище, детская музыкальная школа-семилетка и Центральнаясредняя специальная музыкальная школа-десятилетка. В самой консерваториидействуют несколько факультетов, а также музей им. Н.Г. Рубинштейна, опернаястудия. Богатейшим собранием редчайших нот и книг обладает консерваторскаябиблиотека им. С.И. Танеева.
Кодним лучших в архитектурном и акустическом отношении филармонических заловотносятся три зала Московской государственной консерватории — Большой, Малый иРахманиновский. Так, на эстраде Большого зала установлен один из крупнейших вмире органов, а на сцене одновременно могут разместиться оркестр в 130 человеки хор в 200–250 человек. Стены зала украшают 14 портретов-медальоновкомпозиторов — классиков русской и западноевропейской музыки.
***
Напротяжении многих лет граф Николай Петрович Румянцев (1754–1826), сынзнаменитого полководца П.А. Румянцева-Задунайского, собирал редкие книги, рукописи,нумизматические, этнографические и минералогические раритеты. Свое собраниеН.П. Румянцева предназначал «на благое просвещение» и потому завещалгосударству. В 1831 г., через пять лет после смерти основателя, в Петербургебыл открыт Румянцевский музей для всеобщего обозрения. Вскоре, однако, музейпришел в запустение и медленно угасал. Новую жизнь в музей вдохнуло перемещениев Москву, состоявшееся в 1861 г.
Румянцевскиймузей в Москве был открыт в 1862 году, разместился в доме Пашкова на Моховойулице напротив Кремля и сразу же стал гордостью города. Музей содержалценнейшие собрания старопечатных и рукописных книг, древнерусских актов играмот, нумизматический кабинет с древнегреческими, римскими, византийскимимонетами и медалями, собрание минералов, этнографическое собрание, картинную галерею,отделы гравюр, доисторических, христианских и русских древностей. Предметомгордости музея стала картинная галерея, возникшая на основе 200 картин искульптур из собрания Эрмитажа, подаренная Александром II. В основе музейнойбиблиотеки лежало книжное собрание Н.П. Румянцева, составлявшая поначалу свыше28 500 томов. Уже к началу XX века библиотечный фонд насчитывал свыше миллионакниг, имелся и читальный зал на 500 мест.
В 1923 г. Румянцевский музей был расформирован, разные его фонды передали вдругие музеи, на базе библиотеки была создана Государственная библиотека им.В.И. Ленина, а фонды библиотеки пополнились за счет национализированных частныхкнижных собраний. Позднее было построено новое здание библиотеки (архитекторВ.Г. Гельфрейх, В.А. Щуко и др.), которое включает шесть корпусов, в том числе19-этажное книгохранилище. С 1992 г. библиотека носит название Российскаягосударственная библиотека (РГБ).
Всобрании РГБ ныне находится около 39 млн единиц хранения. В отделе рукописейпредставлены редчайшие рукописные книги, в том числе Архангельское Евангелие, ЕвангелиеХитрово, архивы Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.А. Булгакова идругих отечественных писателей и деятелей культуры. В отделе редких книг —издания славянских первопечатников Ф. Скорины, И. Федорова и П. Мстиславца, коллекцииредких западноевропейских книг.
ГосударственнаяИсторическая публичная библиотека России была основана в 1938 г. на базе библиотеки Исторического музея. Первоначально значительную часть библиотечных фондовсоставили книжные собрания А.Д. Черткова, Института Красной профессуры, Коммунистическогоуниверситета трудящихся Востока. Историческая библиотека разместилась в зданиибывшего Общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке. В 1980 —1990-е гг. рядом было возведено новое современное здание для нужд библиотеки. Вфондах «Исторички», как ее называют студенты, составляющие большую часть 40тыс. ее ежегодных читателей, хранится более 3 млн. книг, газет и журналов.
Всероссийскаягосударственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГИБЛ) —это один из крупнейших научно-исследовательских и научно-методических центровпо работе с иностранными изданиями в Москве и России. Она была учреждена какбиблиотека Неофилологического института Наркомпроса РСФСР в 1921 г., а с 1922 г. действует как самостоятельная публичная библиотека. В 1920-х гг. «Иностранка»стала центром организации изучения иностранных языков в СССР. ВГИБЛнеоднократно меняло место своего пребывания, пока в 1967 г. для не было построено специальное здание на берегу реки Яузы, напротив высотного здания наКотельнической набережной. Ныне в ее фондах находится свыше 4, 5 млн. изданийна более чем 130 языках
Ещеодно крупное собрание изданий по общественным наукам — Институт научнойинформации по общественным наукам РАН (ИНИОН). Он был образован в 1969 г. на базе Фундаментальной библиотеки по общественным наукам Академии наук СССР и ныне содержитоколо 13 млн единиц хранения. Кроме того, в структуру ИНИОН входят 18научно-информационных отделов, секторов и лабораторий, несколькоспециализированных и более двух десятков библиотечных подразделений. С 1974 г. ИНИОН занимает специальное здание на Профсоюзной улице.
Библиотекапо естественным наукам РАН насчитывает около 12, 5 млн изданий и обслуживает свыше82 тыс. читателей в год. Основанная в 1934 г. как временный пост Библиотеки Академии наук, эта библиотека неоднократно меняла свой статус и название, пока в 1973 г. не утвердилась в своем нынешнем положении. Среди наиболее ценных книг — собрание трудов М.В.Ломоносова, коллекции Б.Б. Голицына, В.И. Вернадского и других крупнейшихотечественных ученых-естествоиспытателей.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Историянауки и образования в Санкт-Петербурге ведет свое начало с 1710-х гг., когда вновой российской столице по велению Петра I появились Артиллерийская школа (1712 г.), Морская академия (1717 г.) и Инженерная школа, переведенная в 1719 г. из Москвы. Но первое высшее учебное заведение возникло позднее. В 1724 г. в составе Петербургской Академии наук был создан Академический университет, в которыйнабирались студенты, а профессора Академии читали им лекции. Впрочем, Академическийуниверситет не имел постоянного штата преподавателей и, главное, постоянногочисла студентов. Тогдашнее академическое начальство мало заботилось овоспитании будущих русских ученых, чем в немалой степени возмущался первыйрусский академик М.В. Ломоносов. Сам Михаил Васильевич отдавал много силобучению будущих русских ученых. Он настоял на том, чтобы в Академическийуниверситет вновь стали поступать русские студенты. А затем привлек их ксобственным исследованиям, переводил для них сочинения европейских ученых, самписал для них учебные пособия по разным предметам — по химии, физике, математике,горному делу, минералогии. Кроме того, Ломоносов читал лекции. Так, 20 июня1746 года в аудитории Физического кабинета Академии наук Михаил ВасильевичЛомоносов прочитал первую лекцию на русском языке — раньше все лекции читалисьисключительно на латыни. Ломоносов же был уверен — русская наука должнаговорить на родном языке.
Инаивысший расцвет Академического университета приходится на 1758–1765 гг., когдаего возглавлял Ломоносов. Ломоносов надеялся превратить это учебное учреждениев самостоятельный Петербургский университет, наподобие недавно открытогоМосковского университета. К сожалению, после смерти великого русского ученого, никтоиз деятелей Академии наук не продолжил его начинаний, и деятельностьАкадемического университета постепенно угасла.
В 1804 г. подготовки будущих учителей в Петербурге открыли Педагогическийинститут, который в 1816 г. был переименован в Главный педагогический институт.Но под этим названием он просуществовал недолго. В начале XIX в. в Россиипроходит преобразование системы высшего образования.
Реформавысшего образования в России выразилась в создании сети университетов. В1802–1805 гг. были учреждены Дерптский (ныне Тартуский в Эстонии), Харьковскийи Казанский университеты. Право называться Виленским университетом получилаГлавная школа Великого княжества Литовского, существовавшая с XVI в. В 1809 г. к русским университетам был причислен университет в финском городе Або, основанный в 1640 г. (c 1828 г. — Гельсингфорсский университет). В 1816 г. открылся Варшавский университет, готовившийврачей, учителей и католических священников для Царства Польского.
И,наконец, в 1819 г. на основе Главного педагогического института был учрежденСанкт-Петербургский Императорский университет. Под университет отвели зданиеДвенадцати коллегий на Васильевском острове. Это уникальное трехэтажное ирасчлененное на двенадцать секций 380-метровое здание, обращенное торцевымфасадом к Неве, было построено еще в 1722–1742 гг. по проекту архитектора Д.Трезини (с 1734 г., после смерти Д. Трезини, строительными работами руководилархитектор М.Г. Земцов).
Вначале,как и в других университетах в Санкт-Петербургском университете было три факультета— историко-филологический, физико-математический и юридический — но не быломедицинского факультета. С 1863 г. в составе Санкт-Петербургского университетасоздали факультет восточных языков, которого не имели иные российскиеуниверситеты. Именно на базе этого факультета в Санкт-Петербурге позднеесложилась выдающаяся школа востоковедов.
Втечение XIX — XX вв. Санкт-Петербургский университет (СПГУ) превратился вкрупный научный и учебный центр, имеющий общероссийское значение. В немпреподавали выдающиеся русские ученые: химики А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев, математикП.Л. Чебышев, физик, изобретатель радио А.С. Попов, филолог А.А. Шахматов, историкиВ.И. Семевский, Н.И. Кареев, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле. Среди выпускниковуниверситета — П.А. Столыпин, И. Анненский, А. Блок… Восемь выпускников СПГУстали лауреатами Нобелевской премии, среди них — первый российский Нобелевскийлауреат физиолог И.П. Павлов. Ныне в СПГУ обучается почти 20 тыс. студентов.
В 1757 г. при деятельном участии М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова былаоснована «Академия трех знатнейших художеств» — первое высшее художественноеучебное заведение Российской империи. Из числа учеников гимназии при Московскомуниверситете отобрали и привезли в столицу юношей, отмеченных печатью таланта.Вскоре многие из них составили славу русского искусства — А. Лосенко, В.Баженов, И. Старов, Ф. Рокотов, Ф. Шубин. Занятия проходили во дворце Шуваловапод руководством иностранных педагогов, преимущественно французов. Первыйвыпуск состоялся в 1762 г.
ПриЕкатерине II в 1764 г. в Академии появился устав, она стала именоваться«Императорской». Президентом назначили известного педагога И.И. Бецкого, поинициативе которого при Академии создали Воспитательное училище, куда бралимальчиков 5–6 лет. Их обучали в трех «возрастах» (3 года в каждом) пообщеобразовательным предметам и рисованию. Ученики жили при Академии поднадзором воспитателей в полной изоляции от внешнего мира. После этого следовали4-й и 5-й возрасты. В Академии были живописный, скульптурный, архитектурный игравировальный классы, имевшие в свою очередь внутренние деления по жанрам илиразновидностям технологий. Эти курсы и составляли собственно Академическоеобразование. В общей сложности обучение длилось 15 лет. Лучшие ученики, завоевавшиевысшую поощрительную премию — большую золотую медаль, — получали право напенсионерскую поездку за границу.
ПреподавателиАкадемии следовали правилам классицизма — художественного стиля, который доначала XIX в. господствовал в искусстве Европы и России. Последователи этогонаправления считали идеалом античное искусство, воплощавшее в себе одновременнопростоту, целесообразность, подражание природе и совершенство формы. Важнейшимв обучении было рисование с гипсовых слепков, знаменитых античных скульптур. ВАкадемии безукоризненный рисунок считали основой любого произведения.Существовала строгая иерархия жанров в живописи, высшим из них почиталиисторический. Ученики писали полотна на сюжеты античной и отечественной истории,античной мифологии и Священного Писания и изображали на них примерыдобродетельных и героических поступков, высоких чувств.
ПервоначальноАкадемия художеств располагалась в доме И.И. Шувалова на Садовой улице. В1770-е гг. специально для Академии построили здание на Васильевском острове.
Расцветдеятельности Петербургской Академии художеств приходится на первую половину XIXв. В президентство А.С. Строганова (1800–1811 гг.) в Академии преподавали А.Воронихин, А. Захаров, Тома де Томон, И. Мартос, Г. Угрюмов, И. Акимов. Из еестен вышли выдающиеся русские художники О. Кипренский, В. Тропинин, С. Щедрин, в1820-е гг. — К. Брюллов, А. Иванов, К. Тон.
Ксередине XIX в. Петербургская Академия художеств стала постепенно утрачиватьпозиции главного художественного заведения России. Первенство переходило кмосковским художникам, выпускникам Московского училища живописи и ваяния, которыена своих полотнах изображали жизнь простого народа, их герои были далеки отантичных образцов. В 1863 г. 14 лучших учеников Петербургской Академиихудожеств отказались писать свои дипломные картины на античные сюжеты ипотребовали свободного выбора темы. Бунтари получили отказ, и вышли из составаАкадемии.Вскоре возникло Товарищество передвижных художественных выставок воглаве с И.Н. Крамским, объединившее художников-реалистов.
Вовторой половине XIX в. Академия сохраняла значение школы профессиональногомастерства, но перестала быть законодательницей художественных вкусов. ВАкадемии художеств преподавали талантливые педагоги, в частности П.П. Чистяков,воспитавший И. Репина, В. Поленова, В. Сурикова, В. Серова, М. Врубеля.
Послереволюции 1917 г., как и изначально, Петербургская Академия художествсуществовала в двух ипостасях: как научно-художественное сообщество и каквысшее учебное заведение. В 1947 г. была организована Академия художеств СССР иперенесена в Москву. Но в Петербурге Академия художеств сохранила свою учебнуюроль, а ее здании разместился Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И. Репина.
Встенах Академии художеств действует музей, имеющий прекрасное собраниехудожественных полотен и скульптуры. Замечательна коллекция дипломных работвыпускников Академии, существующая с 1757 г. Кроме того, внимание привлекает архитектурная коллекция, в которой имеются несколько авторских проектовзнаменитых зданий Санкт-Петербурга.
РоссийскаяАкадемия — это научный центр по изучению русского языка и словесности, действовавшийв Петербурге в 1783–1841 гг.
Основателеми первым президентом Российской Академии стала княгиня Е.Р. Дашкова. В январе 1783 г. Екатерина II назначила Дашкову директором Российской Академии. Непременным секретарем при нейсостоял академик И.И. Лепехин (1783–1802 гг.). В XVIII в. в работе Академиипринимали участие митрополит Гавриил (Петров), архиепископ Иннокентий (Нечаев),писатели Г.Р. Державин, Д.Н. Фонвизин, Я.В. Княжнин и др., ученые С.Я.Румовский, А.П. Протасов, С.М. Котельников и др. Е.Р. Дашкова возглавлялаАкадемию вплоть до 1796 г. Она видела ее задачу в развитии русского языка, егоочищении и обогащении. Для этого, по ее мнению, Академия должна была «преждевсего сочинить русскую грамматику, российский словарь и правила стихотворения».Самой неотложной задачей было создание толкового словаря. Он вышел в свет в1789–1794 гг. Попав в немилость у императрицы, Дашкова была вынуждена отойти отдел.
В1813–1841 гг., главой Академии был адмирал А.С. Шишков. С ним сотрудничали В.А.Жуковский, П.А. Вяземский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин и др. В 1806–1822 гг. былопредпринято второе, дополненное издание Толкового словаря, включившего свыше 51тыс. слов. В 1841 г. Академия была преобразована во 2-е Отделение Академии наук,затем — в Отделение русского языка и словесности Академии наук.
ВXX в. одним из крупнейших центров изучения русской словесности и культуры сталИнститут русской литературы (ИРЛИ), более известный под именем «ПушкинскийДом». Пушкинский Дом в 1905 г. основали по инициативе академиков С.Ф.Ольденберга, Н.А. Котляревского и Б.Л. Модзалевского. Официальной цельюинститута было объявлено хранение и изучение работ и рукописей А.С. Пушкина. Нос первых дней существования Пушкинский Дом начал изучать творчество и другихрусских писателей, а также огромный мир древнерусской литературы. С 1927 г. Пушкинский Дом разместился в здании бывшей таможни на Васильевском острове.
Нынев ИРЛИ хранятся архивы М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока. Литературный музейПушкинского Дома обладает крупнейшим в стране собранием материалов, связанных срусской литературой.
Санкт-Петербургскаяконсерватория — первое в России высшее музыкальное учебное заведение, основанноев 1862 г. Русским Музыкальным обществом под покровительством великой княгиниЕлены Павловны. Первым директором консерватории стал выдающийся музыкант инеутомимый общественный деятель Антон Григорьевич Рубинштейн, заложивший основыпрофессионального образования в России. В 1887 г. император Александр III передал консерватории здание Большого театра на Театральной площади.Это здание было реконструировано и перестроено под нужды консерватории попроекту архитектора В. Николя и открыло свои двери для студентов в 1896 г. В здании аудитория и два зрительных зала — большой и малый, где выступает студенческий театри оркестр.
Напротяжении почти полутора столетий формировались традиции музыкальногообразования, складывались и развивались школы А. Есиповой, Л. Ауэра, К.Давыдова, Н. Римского-Корсакова и других. Имена выпускников консерватории П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича прочно вошли в историю мировойкультуры.
Высокийстатус и авторитет Санкт-Петербургской консерватории всегда поддерживалсяРоссийским государством. Во времена Российской империи попечителямиконсерватории были члены Императорской фамилии. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации Санкт-Петербургская государственная консерватория им.Н.А. Римского-Корсакова внесена в Государственный свод особо ценных объектовкультурного наследия народов России.
Вначале XXI в. консерватория возрождает и развивает традиции предшественников.Возобновлен совет профессоров, создана Ассоциация выпускников, формируетсяПопечительский совет, восстановлен институт почетных профессоров консерватории.
Гордостьюконсерватории является Государственный театр оперы и балета (ранее Опернаястудия), Концертный зал им. А.К. Глазунова, уникальная Научная библиотека и, естественнопрофессорско-преподавательский состав, воспитывающий высокопрофессиональныхкомпозиторов, критиков, дирижеров, балетмейстеров, исполнителей различныхартистических специалдьностей.
***
В 1810 г. по велению императора Александра I в Петербурге была открыта первая вРоссии Императорская публичная библиотека.
Основойфонда для библиотеки стало собрания книг библиографов XVIII в. братьев Иосифа иАндрея Залусских. Еще в 1747 г. в Варшаве Иосиф Залусский, один из лучшихзнатоков книг своего времени, открыл библиотеку, насчитывавшую около 300 000книг (5 из них на русском языке) и 10 000 рукописей. В 1794 г. войска А.В. Суворова взяли Варшаву, и библиотеку перевезли в Россию. В 1801 г. архитектор Е.Т. Соколов построил для библиотеки здание на Невском проспекте.
В 1810 г. император Александр I утвердил штат и положение библиотеки, покоторому туда доставляли в двух экземплярах все книги, напечатанные в России.Однако события 1812 г. задержали открытие библиотеки, поэтому ее открыли только2 января 1814 г. До 1843 г. библиотека работала три дня в неделю. Тамразрешалось работать с книгами в вечернее время при свете ламп, что былоредкостью и для многих библиотек Европы. Библиотечные фонды увеличивались, зданиебиблиотеки приходилось несколько раз достраивать. В 1828–1832 гг. егореконструировал архитектор К.И. Росси, построив ту часть библиотеки, чтообращена фасадом в Екатерининский сад. Продолжив ионическую колоннаду, устроеннуюЕ. Соколовым, этот фасад здания библиотеки К. Росси также украсил колоннадойионического ордера. Между восемнадцати колон в нишах расположены скульптурныефигуры крупнейших античных писателей, ученых и мыслителей — Геродота, Цицерона,Тацита, Вергилия, Демосфена, Гиппократа, Еврипида, Евклида, Платона и Гомера.Над ними на фронтоне богини славы прославляют книгу, окруженную лавровым венком,на крыше — богиня мудрости Афина. Третий корпус библиотеки был построен уже вначале XX в.
24июня 1863 г. библиотеку передали в ведение Министерства народного просвещения.Ежегодно на ее нужды выделяли около 80 000 руб. В фондах библиотеки находилосьот 1 000 000 до 1 300 000 книг, журналов и газет, а приобретали ежегодно до 8000 новых изданий, из которых 1000 были иностранными периодическими изданиями.
Вразное время Публичную библиотеку возглавляли и были ее сотрудниками видныепредставители русской науки и литературы: А.Н. Оленин, А.Ф. Бычков, И.А. Крылов,Н.И. Гнедич, В.В. Стасов. В Библиотеке были 12 отделов: рукописный, русский, «Rossica»— иностранные книги о России, исторический, юридический, богословский, историилитературы, изящной литературы, естествознания, философии, филологии, искусств.Библиотека работала ежедневно с 10 до 21 ч. Для записи в нее достаточно былоуказать звание, имя и место жительства. За год библиотеку посещали 120 000человек, которым выдавалось до 400 000 томов.
В 1932 г. Публичная библиотека получила имя М.Е. Салтыкова-Щедрина, а ныне онаименуется Российской национальной библиотекой.
Российскаянациональная библиотека — одна из крупнейших в мире, и вторая по полноте вРоссии, после Российской государственной библиотеки. В ее фондах хранится более30 млн книг на всех языках, а также рукописи, газеты и журналы. В сокровищницахбиблиотеки хранятся редчайшие документы исключительной ценности: единственные вмире собрания церковно-славянских и русских рукописей, старопечатных книг, образцывсех графических школ Европы с IV в. до изобретения книгопечатания, архивыБастилии, библиотека Вольтера, уникальное Остромирово Евангелие (1056–1057 гг.)и глаголическое Евангелие. Здесь же находятся древнейшие греческие текстыБиблии, арабские, коптские, еврейские, грузинские, эфиопские рукописи, египетскиепапирусы и индийские рукописи на пальмовых листах, а также средневековыеинкунабулы — первые печатные книги. Ныне Российская национальная библиотека втечение года принимает более 1 млн. читателей в 26 читальных залах.
Ещеодно крупное книжное собрание Петербурга — Библиотека Академии наук (БАН).Первоначально эта библиотека располагалась в Кунсткамере, а затем в зданиисамой Академии. В 1911–1914 гг. по проекту архитектора Р.Р. Марфельда для неебыло построено специальное здание, расположенное на северной сторонеВасильевского острова. В фондах Библиотеки Академии наук — более 12 млн.изданий. Она обладает самой полной в стране коллекцией книг и журналов XVIII в.,большим количеством российских и зарубежных газет, огромным собраниемгеографических карт.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru