Необходимымусловием гармоничного развития личности школьника является достаточнаядвигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школеи дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режимедня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появлениегипокинезии, которая может вызвать ряд серь зных изменений в организмешкольника. Исследованиягигиенистов свидетельствуют, что до 82 85 дневного времени большинство учащихся находится
в статическом положении сидя . Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность ходьба, игры занимает только 16 19 времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходитсялишь 1 3 . Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падаетпочти на 50 , снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, чтодвигательная активность в 9 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочкиделают в сутки меньше шагов, чем мальчики двигательная активность в воскресные дни больше, чемв
учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебныхчетвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой весной и осенью она возрастает. Школьникамне только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, нои длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя запартой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционированиимногих систем организма
школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной.При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застойкрови в нижних конечностях, что вед т к снижению работоспособности всегоорганизма и особенно мозга снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений,увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так жесопротивляемости молодого организма простудным
и инфекционнымзаболеваниям , создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованогосердца и связаного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно сосудистой системы. Гипокинезия на фоне черезмерного питания с большим избыткомуглеводов и жиров в дневном рационе може вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы.Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развиваетсяплохая осанка, образуется
сутулось. В печати были опубликованы давольноинтересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическоеразвитие молодого организма. Уч ные утановили , что 6 7 летние дети, ужепринятые в школу, отстают в росте имассе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница кконцу года оказывается значительной у мальчиков различие в росте составляет3,2 см. в массе тела 700 гр.
А у девочек соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр. Единственная возможность нейтрализоватьотрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряж нном умственном труде это ативный отдых отшколы и организованая физическая деятельность. Двигательный режим школьника складываетсявосновнос из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, урокахфизической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок передсном, октивного
отдых в выходные дни. При систематических занятияхфизической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органови систем организме человека. В этом главным образом и заключается полажительноевлияние физической культуры на укрепление здоровья. Средниепоказатели роста и развития , а так же некоторые функциональные показатели уюных физкульнурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихсяспортом длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 6
см масса тела на8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 5 см сила сжатия кисти руки на 4,5 5,7 кг, жизненная мкость л гких на 0,5 1,4 литра. Влитературе описаны следующие наблюдения у школьников незанимающихся физическими упражнениями становая сила в течении годаувеличивалась на 8,7 кг. уподростков того же возраста,занимавшихся физической культурой на13 кг а у занимавшихся , кроме уроковфизвоспитания , ещ и спортом на 23 кг. Наглядное обяснение этому да тследующий эксперемент.
При рассматрении под микроскопом участка мышц животногобыло обнаружено, что в одном мм квадратном мышци , находящейся в покое,нащитывается от 30 до60 капиляров. На этом же участке после усиленной физ.Работы мышци нащитывалось до 30 000 капиляров то есть в десятки раз больше.Кроме того, каждый капиляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Этосвидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении,а во время мышечной
нагузки капиляры наполняются кровью, способствуютпоступлению в мышци питательных веществ.Таким образом обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоявозрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 массы телачеловека и врятли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половинасоставляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладаютхорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельностипроисходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной
системы. Приэтом важно, что физ. Нагузки были систематическими, разнообразными и невызывали переутомления. Высшый отдел нервной системы поступают сигналы оторганов чувств и от скилетных мышц. Кора головного мозга перерабатываетогромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельностиорганизма. Физ упрожнения благотворно влияют наразвитие таких функций нервной системы как сили, подвижность и уравновешенностьнервных процессов. Даже напряж нная умственная деятельность невозможна без движения.
Вот ученик сел и задемался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность проитись по комнате так ему легче работать , думать. Если взглинуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усильй, так каксигналы от мышц активизируют деятельность мозга. Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое , я почти не могу думать необходимо, чтобы мо тело находилось в движении, и тогда
ум тоже начинаетдвигаться признание великого французкого мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзялучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активностьявляется необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошейработе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируютдеятельность печени и почек , улучшают желез внутренней секреции щитовидной, половых,
надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодогоорганизма. Под влиянием физических нагрузокувеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее,повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировкасистемы кровообращения вед т к е функциональному совершенствованию. Кроме тогово время работы в кровоток включается ита кровь , которая в спокойном состоянии нециркулирует
по сосудам. Вовлечение в кровообращениебольшой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулируеткровотворение. Физические упражнения вызывают повышеннуюпотребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается жизненная мкость л гких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того ,полное расправление л гких ликведирует застойные явления в них, скопление слизии мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Л гкие при систематических занятияхфизическими упражнениями
увеличиваются вобъ ме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значениедля винтеляции л гких. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, созда тхорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший вкус физических упражнений и спорта ,стремится к регулярным занятием ими.