Двухпалатная структура парламента во Франции и Бразилии: сравнительный анализ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
поконституционному праву
зарубежныхстран
студента II курса I группы
заочногофакультета ОИ МГЮА ОЦП
БарбашинаРомана Сергеевича
Вариант 1
Двухпалатнаяструктура парламента во Франции и Бразилии: сравнительный анализ

Введение
 
Парламент (от франц. parler —говорить), впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословногопредставительства. Современный парламент – это высший орган народногопредставительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулироватьважнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов,осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высшихдолжностных лиц. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение,включающее главу государства, верхнюю и нижнюю палаты. В континентальном правепод парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не являетсясоставной частью парламента.
Говоря о структурепарламента, во-первых, имеют в виду структуру парламента как цельного органа,парламента вообще. В данном случае говорят об однопалатном или двухпалатномпарламенте. Второй подход – это деление палат на определенные структурныечасти. В этом случае имеются в виду руководящие органы палат, должностные лица,а также структурные единицы, включая комиссии и комитеты, партийные фракции ииные вспомогательные органы парламента.
Первоначально(исторически) парламент был двухпалатным. Британский парламент – родоначальниквсех парламентов – был двухпалатным, потому что идея двух палат отражала идеюкомпромисса между двумя ведущими социальными группами: аристократией и третьимсословием – буржуазией. Двухпалатная структура в Англии и других странах старойпарламентской системы гарантировала от поспешных решений нижней палаты,ограждала аристократию от неожиданностей. По традиции, верхняя палата былаболее консервативной, защищающей традиции, нижняя – более демократичной ипрогрессивной. Они как бы составляли баланс.
Затем, в период остройреволюционной борьбы, в период буржуазных революций, создавались однопалатныепарламенты, которые были более мобильными и лучше приспособленными дляреализации революционных идей. Однако эти однопалатные парламенты в некоторыхстранах превышали свои полномочия и превращались в орудие деспотии.
В двухпалатныхпарламентах есть две модели взаимоотношений: есть двухпалатные парламенты сравным правовым статусом палат, есть также такая система, когда у палат статуснеодинаковый. Однако равенство прав палат не всегда дает положительныерезультаты. Равенство компетенции в ряде случаев приводит к исчезновениюспецифических функций, и палаты могут просто дублировать друг друга, но вбольшинстве случаев её существование абсолютно оправдано. Там, где установленафедеративная форма государственного устройства, практически всегда существуетспециальная вторая палата для представительства субъектов федерации. Такой порядокв США, Австралии, Австрии, Венесуэле, Индии, Мексике и т.д. В этих странахвторая палата как бы «страхует» субъекты федерации от решений, которые могутбыть приняты нижней палатой, образованной по территориальному принципу.
В ряде унитарных государствавторая палата напоминает вторую палату федеративных государств, посколькупалаты подобного рода образуются по принципу территориальногопредставительства. Таков тип вторых палат в Италии, Боливии, Франции, а также вИспании. То есть вторая палата может служить представительством не простополитических партий, как нижняя палата, но быть органом, обеспечивающим участиесубъектов федерации, или административных единиц, возможно, этнических(национальных) меньшинств; возможно, представительство людей, владеющихспециальными профессиональными, этическими и иными ценными знаниями. Этот органпредставляется более нейтральным, в отличие от нижней, всегдасверхполитизированной, палаты, и в силу этого – более беспристрастным органом,который может спокойно и углубленно изучать важные вопросы внутри имежгосударственной жизни.

Порядок формированиянижних и верхних палат
 
Парламент Франции состоит из двух палат: Национальногособрания и Сената. Национальное собрание — нижняя палата парламента— включает 579 депутатов (557 от собственно французских регионов и 22 — отзаморских территорий). Они избираются единовременно на 5 лет всеобщим и прямымголосованием по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства впервом туре и относительного — во втором. Активным избирательным правомпользуются граждане достигшие 18 лет. Пассивным избирательным правом длявыборов в Национальное собрание обладают французские граждане, достигшие 23лет, в Сенат (верхнюю палату) – с 35 лет.
Верхняя палата — Сенат — формируется в основном трех-степенными выборами. Сенаторы избираются подепартаментам избирательными коллегиями, включающими депутатов советов регионови департаментов, а также представителей советов коммун. Именно они составляютбольшинство в каждой коллегии и определяют исход выборов сенаторов. Сенатсостоит из 321 члена, избираемых на 9 лет. При этом Сенат обновляетсяпостепенно: на 1/3 каждые три года. В крупных департаментах сенаторы избираютсяпо пропорциональной избирательной системе, а в остальных — по мажоритарнойсистеме абсолютного большинства в первом туре и относительного — во втором.
Парламент являетсяпостоянно действующим органом. Он проводит одну очередную сессию ежегодно: онапродолжается с начала октября до конца июня. Чрезвычайные сессии созываются Президентомпо требованию Премьер-министра либо большинства депутатов Национальногособрания. Палаты парламента заседают раздельно. Совместное заседание проводитсяв единственном случае: когда палаты образуют Конгресс для ратификации поправокк Конституции.
Организация палатвключает председателя, его заместителей, бюро палаты, партийные фракции,именуемые парламентскими группами, и комиссии. Комиссии бывают законодательныеи иные (например, по расследованию). Законодательные комиссии подразделяются напостоянные и специальные. Постоянные комиссии создаются на весь периодсоответствующего созыва парламента (Национального собрания), а специальные —для проработки одного акта.
Статус парламентариев характеризуется свободным мандатом,несовместимостью с занятием государственных должностей, наличием индемнитета ииммунитета. Индемнитет слагается из неответственности парламентария за мнения,высказывания или голосования при выполнении депутатских функций (причем такаянеответственность не может быть аннулирована палатой), а также денежноговознаграждения, которое является достаточно высоким. Парламентский иммунитетозначает, что депутаты не могут быть подвергнуты преследованию или аресту запреступления или проступки без разрешения палаты (в межсессионный период — безразрешения бюро палаты), за исключением задержания на месте преступления (ст.26)[1].При вступлении в должность и по окончании мандата каждый парламентарий обязанпредставить в бюро палаты декларацию о своем имущественном положении.
В соответствии сКонституцией Бразилии Конгресс осуществляет законодательную власть, тоесть является парламентом страны (ст. 44). Конгресс состоит из двухпалат: Палаты депутатов и Федерального сената.
Палата депутатов — этопалата общенационального представительства. Она включает 487 депутатов,избираемых в очередном порядке единовременно на четыре года всеобщими, равными,прямыми выборами при тайном голосовании. Депутатом нижней палаты может бытьгражданин Бразилии, достигший 21 года, обладающий полнотой политических прав,проживающий на территории избирательного округа, от которого он избирается,внесенный в список избирателей и состоящий в какой-либо политической партии.Число депутатов от каждой единицы федерации пропорционально количеству еенаселения, но не менее восьми и не более семидесяти (ст. 45 Конституции).Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе.
Федеральный сенат состоитиз представителей штатов и Федерального округа, каждый из которых избирает потри сенатора (ст. 46 Конституции), общее число сенаторов составляет 81 человек.Они, как и депутаты, избираются всеобщими, равными, прямыми выборами при тайномголосовании. Сенатором может быть избран бразильский гражданин, достигший 35лет, обладающий всей полнотой политических прав, внесенный в списокизбирателей, состоящий в какой-либо партии и проживающий в штате, от которогоон избирается. Каждый сенатор избирается на восемь лет. Но срока полномочийСената в целом не существует, так как его состав обновляется постепенно: каждыечетыре года избирается попеременно 1/3 или 2/3 сенаторов: когда избираетсятреть палаты, каждый штат избирает по одному сенатору, а когда 2/3 — по два.Вместе с каждым сенатором выбирается по два заместителя, которые замещаютсенатора в случае его отсутствие с разрешения палаты, а также автоматическиприобретают мандаты сенаторов, если последние прекратили свои полномочия.Выборы в Сенат проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.
По общему правилу палатызаседают раздельно, но Конституция предусматривает ряд случаев, когдапроводятся совместные заседания. Это открытие сессии парламента, приведение кприсяге Президента и Вице-президента, принятие общего регламента палат ипреодоление президентского вето и др. ст. 57, 66)
Статус парламентариев характеризуется: парламентскимиммунитетом, парламентским индемнитетом (ст. 53), свободным мандатом(парламентарии не несут ответственности за свою деятельность перед избирателямии не могут быть ими отозваны), несовместимостью парламентского мандата снекоторыми видами деятельности (ст. 54, 56). В качестве оснований утратыпарламентского мандата Конституция называет нарушение правил о несовместимости:поведение, не соответствующее достоинству парламентария, отсутствие безразрешения палаты на третьей (или более) части заседаний палаты в течение однойсессии; осуждение к утрате или приостановлению политических прав, осуждениетрибуналом по избирательным делам, осуждение любым обвинительным приговоромсуда. Вопрос о прекращении парламентского мандата решают либо соответствующаяпалата абсолютным большинством голосов, либо ее президиум (ст. 55).
Вывод: Таким образом, палаты парламентаФранции и Бразилии отличаются не только количеством депутатов и сроком избрания(Нижние палаты 579 и 487 депутатов, на 5 и 4 года соответственно, верхние 321 и81, на 9 и 8 лет), но и способом избрания. Во Франции нижняя палата(Национальное собрание) избирается по мажоритарной системе, а верхняя палата(Сенат) формируется избирательными коллегиями. В Бразилии нижняя палата (Палатадепутатов) избирается по пропорциональной избирательной системе, а верхняяпалата (Федеральный сенат) избирается по мажоритарной системе. Кроме того,отличается возраст пассивного избирательного права: во Франции дляНационального собрания – 23 года, в Бразилии, для Палаты депутатов – 21 год.Совпадает возраст для высшей палаты, для Сената во Франции и для Федеральногосената Бразилии, он составляет 35 лет. В обеих странах парламентарии наделяютсяпарламентским иммунитетом и индемнитетом, а так же свободным мандатом.
Компетенция парламента
 
Компетенцияпарламента Франции,согласно Конституции, являетсяабсолютно ограниченной[2].Парламент может решать только те вопросы, которые прямо указаны вКонституции и органическом законе. Важнейшими из них согласно ст. 34Конституции являются регулирование гражданских прав и их основных гарантий,вопросов гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовноеправо, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статусасудей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядкавыборов в палаты парламента и органы местного самоуправления, государственнаяслужба, национализация и приватизация предприятий; определение основныхпринципов организации национальной обороны, местного самоуправления,образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств,трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения. Кроме того,парламент одобряет наиболее важные международные договоры, заключенныеПрезидентом перед их ратификацией (ст. 53). По указанным вопросам парламентпринимает законы. В соответствии с Конституцией следует различать простыезаконы, среди которых особую разновидность составляют законы финансовые,органические законы и законы, изменяющие Конституцию. Все они имеют особенностирассмотрения.
Существуетеще ряд вопросов, решаемых парламентом, но не путем принятия законов, апосредством издания постановлений и резолюций. Это разрешение объявления войны,продление осадного положения на срок более 12 дней, контроль за деятельностьюПравительства, назначение членов Высокой палаты правосудия и Палаты правосудияРеспублики.
Каквидно, полномочия французского парламента охватывают все сферы государственнойдеятельности: экономическую, финансовую, военную и чрезвычайную,внешнеполитическую и судебную.
Конституционнуюкомпетенцию Национального конгресса Бразилии можно охарактеризовать какотносительно определенную. Ст. 48 Конституции устанавливает, что Национальныйконгресс вправе принимать решения по всем вопросам, относящимся к компетенцииСоюза, и перечисляет наиболее важные вопросы такой компетенции. Это вопросыналоговой системы, установление и изменение численности Вооруженных сил,национальные, региональные и секторальные программы и планы развития, амнистия,решение территориальных проблем, организация федеральной администрации, судов,прокуратуры, учреждение, преобразование и упразднение постов, должностей ифункций в органах публичной власти, телекоммуникации и радиовещание, денежноеобращение и иные финансовые вопросы и т.д. (ст. 48).
Средиполномочий Национального конгресса Конституция особо выделяет исключительные(ст. 49), к числу которых относятся ратификация международных договоров,налагающих на Бразилию имущественные обязательства; уполномочивание Президентаобъявлять войну и заключать мир, а также объявлять осадное положение;разрешение иностранным вооруженным силам в соответствии с законом проходить потерритории Бразилии и пребывать на ней; позволение Президенту и Вице-президентупокидать страну на срок более 15 дней; принятие решения о введении состоянияобороны или федерального вмешательства, осуществление контроля за исполнительнойвластью; прекращение действия актов исполнительной власти, которыми онапревысила, пределы своих полномочий или законодательной делегации, установлениеразмера вознаграждения сенаторов и депутатов и другие полномочия (ст. 49).
Такимобразом полномочия парламента Бразилии шире, чем полномочия парламента Франции,и не ограничен закрытым перечнем полномочий указанных в Конституции, в отличииот Французского парламента.

 
Заключение
Структура парламента (Федеральногособрания) Российской Федерации схожа со структурой парламентов Франции иБразилии. Как и во Франции, в России, Государственная дума избирается на 5 лет,а в Бразилии на 4 года. В России, как и в Бразилии, выборы в нижнюю палатупроводятся по пропорциональной системе, в отличии от Франции. Возраст пассивногоизбирательного права, как и в Бразилии составляет 21 год, в отличии от Франции,где право быть избранным наступает с 23 лет.
Как и в Сенате Бразилии,в России, Совет федерации состоит из представителей каждого субъекта федерации(по 2 в России и по 3 в Бразилии), во Франции же Сенат формируетсятрехстепенными выборами. В России, так же как и в Бразилии и Франции, палатыпарламента заседают раздельно, но палаты могут заседать и совместно, вустановленном Конституциями стран порядке. Во всех трех парламентах депутатыобладают неприкосновенностью и находятся на содержании государства.
В заключение нужносказать, что Конституция Российской Федерации является более молодой, посравнению с Конституциями Франции и Бразилии, и при её создании учитывался опытпарламентской организации других стран, в том числе Франции и Бразилии.

 
Список использованнойлитературы
1. В.В. Маклаков. Конституциизарубежных государств, М. 2009.
2. И.А. Алебастрова. Конституционноеправо зарубежных стран. М. 2001.
3. В.Е. Чиркин. Конституционное правозарубежных стран. М. 2005.
4. Конституция Французской Республикиот 4 октября 1958 г.
5. Конституция Соединенных ШтатовБразилии от 5 октября 1988 г.