Американский рок-певец, поэт (1943-1971) Карьера и творческий путь Джима Моррисона были типичны для поколения 60-х годов, носителей «настроения неповиновения родителям». Ему принадлежал замысел создания, стихи, имидж и мировоззрение рок-группы «The Doors», ставшей выразителем настроений целого поколения молодых американцев — жизненное кредо которых составили неприятие ценностей буржуазного мира и войны во Вьетнаме. Интересно, что протест молодого поколения выразился не во внешних действиях, а в путешествиях в глубь собственной души, в психоделике, в попытках «расширить сознание», которые выдавались за способ утвердить себя. Джим Моррисон стал звездой наперекор собственному желанию. Единственным стимулом, побуждавшим его к концертам, была возможность экспериментировать с толпой. Творчество «Дорз» стало неплохим образцом такого эксперимента. Джеймс Дуглас Моррисон родился 8 декабря 1943 года в Мельбурне, штат Флорида, в семье морского офицера Джорджа С. Моррисона. Моррисоны были обычной, хорошо обеспеченной семьей военнослужащего, и, как любая семья военнослужащего , часто переезжали с места на место. Вполне благополучное детство Джима прошло в трех или четырех городах США. Однажды семья ехала в машине, и вдруг перед глазами ошеломленного ребенка предстало ужасное зрелище недавней автокатастрофы: грузовик, перевозивший рабочих-индейцев, столкнулся с другой машиной, и на дороге лежало несколько окровавленных тел… «Мне показалось, что призраки этих мертвых индейцев, разбушевавшись, носились вокруг меня и вдруг запрыгнули внутрь моей души, — объяснял впоследствии Джим.— Я был похож на губку, готовую впитывать все это». Несомненно, это происшествие, глубоко запавшее в душу, было одной из причин, сделавших Джима Моррисона убежденным пессимистом, а пессимизм — неотъемлемой частью его творчества. Второй причиной были отношения в семье. Дело в том, что родители Джима отличались излишней требовательностью. Когда Джиму было 15 лет, семья переехала в Вашингтон, и Джим в течение трех лет учился в престижной школе имени Джорджа Вашингтона. Школу Джим закончил в 1961 году с хорошими оценками. Но родители упрекали сына в лени, говорили, что их сын способен, но не желает учиться лучше. Как и у почти любого подростка, отношения с родителями у Джима были сложными. Мать Клара конфликтовала с сыном из-за прически и внешнего вида, а отец практически не бывал дома. Но и он не уступал ей в придирчивости. Свободное время Джим предпочитал проводить вне семьи. Обычно он вечера напролет просиживал в барах. Все-таки в 1964 году с благословения родителей Джим поступил в Калифорнийский университет на факультет театрального искусства. Этот благородный жест со стороны родителей, естественно, требовал ответных поступков со стороны Джима. И Джим сделал над собой усилие — он посетил отца на его корабле. Непосредственно перед визитом Джим даже постригся — но все-таки Моррисон-старший признал прическу сына недопустимо длинной и вынудил Джима прямо на борту корабля обрезать волосы по армейскому образцу! Нечего и говорить, что такая излишняя строгость вызывала лишь озлобление молодого человека. Как следствие, скепсис Джима по отношению к окружавшему миру увеличивался и накладывал отпечаток на его творчество. В Калифорнийском университете Джим не отличался прилежанием, и при своем великолепном интеллекте пропускал занятия. Однако у него сложился собственный, весьма своеобразный кинематографический «почерк», о чем свидетельствует дипломный фильм Джима. Этот фильм, состоит из трех частей: сперва автор показывает стиптиз девушки, взгромоздившейся на телевизор (по телевизору в это время демонстрируются кадры нацистского митинга), затем демонстрируются люди, разбушевавшиеся в кинотеатре после прерванного порнофильма; и, наконец, зрителям предстает сам Джим, затягивающийся огромным «косяком» и пускающий дым прямо в объектив камеры. Кончено, автору такого фильма диплом удалось получить с большим трудом. К старшим курсам Джим полностью порвал с семьей и даже сжигал денежные чеки, которые присылали родители. Причиной такого поведения явилось то, что отец Джима во время вьетнамской войны дослужился до звания контр-адмирала и командовал авианосцем. Джим, ярый противник войны, чувствовал невыносимый стыд за отца; позже Джим, став звездой рок-музыки, заявлял в интервью, что его родители умерли… Еще летом 1965 года Джиму, как утверждал он сам, начали слышаться песни. Он загорелся идеей создать рок-группу. Стихи он начал писать еще в старших классах средней школы. Стихи, судя по всему, были более чем неплохие. Джим тогда исписал множество тетрадей, которые, к сожалению, не сохранились. Кроме прочего, его занимала философия и психология толпы, а рок-музыка была для Джима подходящей формой общения с толпой. Для группы было выбрано название «The Doors» («Двери») в честь психоделических мемуаров любимого Джимом писателя Олдоса Хаксли. Смысл названия состоял в том, что мир делился на «этот», мир толпы, и «тот», мир грез, а музыканты являлись дверьми из одного мира в другой. Название было крайней удачным для группы психоделического направления. Первым коллегой Джима Моррисона по рок-группе стал однокурсник Реймонд Дэниел Манзарек. «В тот период мы глотали большое количество психоделических веществ, и поэтому двери восприятия в наших головах были свободны, — говорил Манзарек.— Мы рассматривали музыку как способ сделаться проповедниками новой религии — религии «самости», когда каждый человек становится богом». Манзарек был лучшим студентом на курсе, играл на клавишных, и это определило интерес к нему Моррисона. До своего знакомства с Джимом Манзарек играл в нескольких группах. Однажды Джим Моррисон даже заменял отсутствующего музыканта на одном из концертов в группе Манзарека. Объединившись, Рей Манзарек и Джим Моррисон сперва некоторое время работали над репертуаром, а затем стали репетировать вместе с Риком и Джимом — братьями Рея Манзарека. Рик играл на фортепиано, Джим — на гитаре. Партии барабанов и бас-гитары в то время исполняли приглашенные музыканты. Позже Рей Манзарек познакомился с Джоном Денсмором, игравшим на ударных, и Робби Кригером, гитаристом. Новички вошли в состав группы «Дорз» на постоянной основе. Как и сам Манзарек, они оказались приверженцами учения Махариши Махеш Йоги — популярного в 60-е годы на Западе индийского проповедника, среди многочисленных поклонников которого были и музыканты группы «Битлз». Духовное единство трех уча-стников группы плюс несомненный талант Джима Моррисона — вот что обеспечило группе в дальнейшем небывалую популярность. Но это потом, а сперва Джим, Рей, Джон и Робби обзавелись демонстрационным материалом, записав несколько песен в студии, арендованной за деньги Рея Манзарека. И все-таки серьезные звукозаписывающие компании заинтересовались творчеством новой группы не сразу. Некоторое время музыканты были вынуждены работать в различных клубах, в основном разогревая публику перед выступлениями других групп. Джим Моррисон накапливал исполнительский и авторский опыт. Предтечей будущего успеха группы явился концерт в клубе «Whiskey-A-Go-Go». Джим Моррисон в середине песни «The End» («Конец») вдруг разразился экспромтом из несколько высказываний, которые содержали нецензурное слово fuck. Случай по тем временам небывалый. Разразился скандал, публика была в шоке, музыкантов быстро выгнали из клуба. Но представители компании «Elektra», посетившие концерт, запомнили Джима Моррисона и молодую группу и позже заключили с ней контракт. Согласно условиям договора, первый альбом группы, которому тоже было дано название «The Doors», записывался в Лос-Анджелесе с сентября 1966 по январь 1967 год. Этот альбом выражал парадоксальную мысль о том, что в нашей жизни постоянно присутствует опасность, которая провоцирует человека на решительные действия. Главным действием является обретение свободы. «Если поколение имеет свободу, то оно вместе с тем как бы получает право на саморазрушение», — утверждал Джим Моррисон, и эта мысль сделалась для него жизненным кредо. Вне студии и концертных залов он на деле повторял все то, о чем пел. По свидетельству очевидцев, Джим Моррисон в годы взлета своей популярности выпивал столько, после чего нормальный человек наверняка бы не выжил, принимал от незнакомых людей неизвестные таблетки и тут же глотал их, любил носиться по улице с односторонним движением навстречу другим автомобилям со скоростью 100 километров в час и часто переходил улицу на красный сигнал светофора… «Я испытывал границы реальности», — объяснял Моррисон свое поведение. В то же время реклама раскручивала Джима как мрачного умника, сексапильного героя, чьи беззастенчивые уста вещают истину. Джиму Моррисону верили, и популярность пластинки росла как на дрожжах. Интересно и ценно, что Джим Моррисон, при своем несомненном идейном лидерстве в группе, не ограничивал творческую энергию коллег. Гонорары аккуратно делились на четыре части. Знаменитая композиция «Light My Fire» («Зажги мой огонь»), до сих пор являющаяся самой популярной песней «Дорз» и своеобразной визитной карточкой коллектива и всей американской психоделической музыки 60-х годов, была написана не Моррисоном, а Робби Кригером. Моррисон выступил лишь как общий идейный вдохновитель и редактор текста. В октябре 1967 года вышла вторая пластинка «Дорз» — «Strange Days» («Странные дни»). Две песни с этой пластинки были написаны Кригером, остальные — Моррисоном. На этом альбоме музыка ансамбля по-прежнему была пропитана психоделическими настроениями, хотя второй альбом получился не таким дерзким, как первый. И все же слова «Нам нужен весь мир и нужен прямо сейчас!» из песни «When The Music’s Over» («Когда музыка кончается») стали гимном «новых левых» и вообще всей прогрессивной молодежи 60-х годов. И все же, если первый альбом содержал ошеломляющую, бьющую наповал точность оценок, то вторая пластинка временами сводилась к простому эпатажу. Возможно, так происходило потому, что Джим Моррисон к этому времени уже несколько переборщил со своим «испытанием границ реальности» и погряз в алкоголе и наркотиках. Несмотря на это, альбом довольно уверенно совершал свой путь наверх в списках популярности, а «Дорз» почти беспрестанно гастролировали. Концертам сопутствовал огромный успех. Джим Моррисон откалывал на концертах эпатирующие публикуй номера. Он то забирался по занавесу, как по канату, проходил, балансируя, по краю сцены и падал в публику, посередине песни прерывал исполнение и тянул паузу до тех пор, когда тишина становилась невыносимой. Однажды пауза длилась четыре (!) минуты, затем Моррисон, как ни в чем не бывало, продолжил исполнение. Все это называлось «расширением границ дозволенного». Львиная доля действий Моррисона основывалась на импровизации. Поклонники «Дорз» утверждали: все, что совершал Моррисон, «целиком лилось из его подсознания». Основным достоинством Джима была поразительная способность чувствовать настроение аудитории и обращаться к ней, когда она более всего была готова и хотела подчиняться. Многие считали Джима шаманом и уточняли, что он опасный шаман. Например, знаменитый Эд Салливен, телевизионное шоу которого пробило дорогу к многомиллионной американской телеаудитории Элвису Пресли и «Битлз», после встречи с Джимом Моррисоном не захотел иметь с ним ничего общего. Вот как это было. В песне «Light My Fire» использовалось слово higher, которое можно было интерпретировать как «больше кайфа» — с намеком на наркотики. Перед выступлением в прямом телеэфире это слово по просьбе Салливена было решено заменить другим, но перед камерой Джим Моррисон спел привычный текст. После этого Салливен прямо объявил, что отныне Джиму и его группе дорога на телевидение закрыта. Впрочем, и слава опального поэта вполне удовлетворяла Моррисона. Третий альбом «Waiting For The Sun» («В ожидании солнца») вышел в июле 1968 года, и по нему становилось ясно, что коллектив далек от творческого взлета. Первоначальные задумки были реализованы в первом и втором альбомах, а долгая пора непрекращающихся гастролей совершенно измотала музыкантов. Материал третьего альбома пришлось сочинять прямо в студии. Музыкантов догоняла волна славы, принявшая невиданные размеры. В общем, эта слава лишь раздражала, с раздражением хотелось как-то бороться. Однажды Джим Моррисон появился в студии мертвецки пьяным и в сопровождении толпы девушек-поклонниц. Барабанщик Джон Денсмор бросил палочки на пол и заявил, что с него хватит, он уходит… Его едва уговорили остаться. Концерты «Дорз» после выхода третьего альбома все чаще заканчивались беспорядками, на которые провоцировал публику Джим Моррисон, за беспорядками следовали побоища с полицией. В целом за несколько лет музыканты группы «Дорз» как бы проделали долгий путь, отправной точкой которого являлся арест Джима Моррисона в 1967 году на собственном концерте только за то, что он прямо со сцены заявил о зверствах полицейских по отношению к обслуживающему персоналу зрительного зала. А последней точкой на этом пути явился концерт в Майами, состоявшийся в марте 1969 года. Уже начало концерта было отложено на час из-за препирательств музыкантов «Дорз» с организаторами. Когда группа все-таки появилась на сцене, Джим Моррисон оказался в своем обычном состоянии, то есть пьян. Он вышел к микрофону и начал кричать: «Давайте выпьем еще! Теперь все вместе!» Музыканты несколько раз начинали играть, но Моррисон, которого тянуло поговорить с залом, обрывал их. Раньше эти паузы вызывали экстаз аудитории, теперь они явно «не срабатывали». Моррисон говорил примерно следующее: «Хватит… Вы пришли сюда не за тем, чтобы слушать музыку… Не за тем, чтобы слушать хорошую рок-н-рольную группу… Вы ждете чего-то такого, чего никогда не видели, чего-то большего, чем то, что вы знаете… Ну, что мне сделать? А что, если я вам свой член покажу? А?.. Этого вы хотите?» И он в самом деле расстегнул молнию на джинсах. После этого концерта Моррисона обвинили в непристойном поведении, и ФБР выдало ордер на его арест — хотя музыканты группы и утверждали, что если Джим и показывал публике «что-то» на концерте в Майами, так это был его указательный палец, продетый в ширинку. Джим Моррисон добровольно сдался полиции, но потом был выпущем под залог в 5 тысяч долларов. В это время пресса продолжала трубить о психоделическом влиянии Джима Моррисона на толпу. Сам Джим позже объяснял Манзареку, что на концерте в Майами пытался разбить миф о своем имидже. Поведение Джима Моррисона стало раздражать компанию «Elektra». К 1970 году группа «Дорз» интересовала издателей только как источник доходов, на состояние души лидера никто не обращал внимание. И все-таки в последние годы группа выпустила два просто выдающихся альбома: «Morrison Hotel» (1970) и «L. A. Woman» (1971), на которых было немало действительно интересных песен. А потом Джим Моррисон решительно настроился найти выход из творческого тупика. В марте 1971 года он покинул группу и вместе со своей подругой Памелой Карсон уехал в Париж — город, во все времена считавшийся творческой столицей. Попытка обрести себя была более чем отчаянной — Джим порвал со всеми своими прежними друзьями и знакомыми. Возможно, если бы здоровье не подвело, Джим выкарабкался бы. В Париже он не переставал работать, писал стихи. Однако 3 июля 1971 года приблизительно в пять часов утра Джим Моррисон скончался. Еще ночью он отправился в ванную, и там его стало рвать кровью. Встревоженная Памела Карсон отправилась вслед за ним, но Джим успо’коил ее и попросил отправиться спать. Джим заверил, что ему лучше. Памела заснула. Но утром в ванной Памела обнаружила холодный труп Джима… Полиция констатировала ненасильственную смерть 28-летнего Джима Моррисона в результате сердечного приступа. 7 июля тело Джима Моррисона было погребено на парижском кладбище Пер-Лашез. Несмотря на это пресса пустила версию о том, что Джим Моррисон якобы не умер, а продолжает жить и писать. Остальные участники «Дорз» — клавишник Рэй Манзарек, барабанщик Джон Денсмор и гитарист Робби Кригер выпустили под прежним названием группы еще два альбома, но успех, который они имели с Джимом Моррисоном, повторить не смогли. Список литературы
Похожие работы
Михаил Константинович Сидоров – видный общественный деятель Сибири
Сидоров (Михаил Константинович, 1823 – 1887). Не кончил курса в гимназии и скоро выступил как общественный деятель. Принимал участие в "Обществе для содействия русскому торговому…
Болибрух Андрей Андреевич
А.Б. Жижченко А.А. Болибрух —один из крупнейших российских ученых-математиков последней четверти XX—началаXXI века. Андрей Андреевичродился в Москве 30 января 1950 года, скончался после продолжительной болезни11…
Алексеев Константин Сергеевич (Станиславский)
Годы жизни: 17.01.1863 – 07.08.1938 Марков П.А. К.С. Станиславский — русский советский актёр, режиссёр, театральный педагог, основатель и руководитель Московского Художественного театра. Народный артист СССР…
Бальмонт Константин Дмитриевич
Годы жизни: 15.06.1867 – 23.12.1942 Родился в поместье близ деревни Гумнищи Владимирской губернии. Считал себя потомком (по линии матери) татарского князя, чье имя переводилось как…
Рене Магритт
Магритт Магритт, Рене (Magritte, Rene) (1898–1967), бельгийский художник, один из видных сюрреалистов. В своих картинах он воссоздавал мир фантазии и сновидений. Предметы реального окружающего мира…
Рембрант
РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн 1606 – 1669 Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её столицу Амстердам стекались товары со…