Единство и дифференциация норм трудовогоправа
П л а н1. Введение
2. Глава 1: Понятие единства идифференциации
а) Понятиеединства
б) Понятиедифференциации
3. Глава 2: Единство норм трудовогоправа4. Глава 3: Дифференциация нормтрудового права
5. Заключение6. Список использованной литературы
Введение
На наш взгляд тема настоящей работы являетсяактуальной, т.к. затрагивает проблему, которая существовала в российскомзаконодательстве и ранее, но с новой силой выразилась в настоящий периодразвития России. Распад СССР повлек появление некоторой непрочности,несогласованности существующего законодательства, а значит, с новой силойобострилась необходимость обеспечения его единства. С другой стороны,демократическое общество и рыночное отношения стали причиной появления новыхсоциальных групп населения, чье положение сильно дифференцировано, а значит,необходима дифференциация в правовом регулировании в отношении данных группнаселения.
Тема нашего исследования не является новой.Подобные проблемы существовали и в советский период российской истории; многиеавторы уделяли внимание этой теме в своих работах по трудовому праву. К ихчислу можно отнести С.А Иванова, Ю.П. Орловского, Е.Наумова, В.А.Сафонова,А.М. Куренного и других[1].Что касается данной работы, то наша цель состоит в рассмотрении проблемыединства и дифференциации норм трудового права в нескольких аспектах. Чтокасается единства, это:
q проблема обеспечения единства законодательства,создаваемого на уровне РФ и ее субъектов.
q проблема обеспечения соответствия российскоготрудового законодательства нормам международного права.
В отношении дифференциации это:
q Проблема обеспечения трудовых прав женщин
q Проблема обеспечения трудовых прав молодежи
q Проблема обеспечения трудовых прав инвалидов
В исследовании мы использовали нормативный материал,монографии, учебные пособия, результаты социологических исследований и др. Длядостижения поставленных задач нами применялись логический, сравнительный,исторический и другие методы.Глава 1: Понятие единства идифференциации
Понятие единства
Единство, по сути,складывается из совокупности черт, присущих нескольким объектам. Оно можетзаключаться как в схожих или одинаковых характеристиках или признаках объекта,так и служить основой различного рода объединений объектов на основе этихчерт. Единые черты позволяют выделять группы сходных объектов из огромного ихмногообразия. Эти черты характеризуют объекты по величине, объему, количеству,качественным характеристикам, а также степени выраженности этих качественных иколичественных характеристик.
Мир представляет собой единуюсистему сложных взаимосвязей различных объектов, обладающих различнымихарактеристиками. Это их различие не исключает существования системы, а делаетотношения, складывающиеся в системе, более сложными и многообразными.
Единство мировых взаимосвязейсвязано с необходимостью организации, которая становится основой существованияобщества. Государство, как и мир в целом, являясь проявлением стремленияобщества организовать себя, представляет собой сложную систему. Само слово «система » предполагает наличие определенных взаимных связей. Государство, какочень сложный институт, основывается на том, что, несмотря на многообразиеорганов, его составляющих, их внешние, структурные различия, стремитсяобеспечить единство организации. С этой целью существует принцип разграниченияполномочий между различными ветвями власти, конкретное разделение полномочийвсех органов каждой ветви. Для реализации этого принципа государствоустанавливает правила, регулирующие отношения внутри самого государства. Насамом высоком уровне это нормы права, которые очень многочисленны. Проблемаединства возникает в этой сфере в необходимости строгого определенияверховенства одной нормы над другой, то есть определения юридической силыкаждой отдельно взятой нормы и нормативного акта в целом.
В трудовом праве единство нормстановится проблемой. Эта «проблемность» определяется тем, что трудовое право –отрасль достаточно сложная. Конституция РФ устанавливает, что право на трудявляется одним из основных прав человека и гражданина, и государство берет насебя обязанность обеспечения и охраны этого права. Для этого существует целаягруппа норм права, регулирующих трудовые отношения. Однако количество этих нормогромно, и возникает необходимость приведения этих норм в соответствие собщими принципами правовой системы России и отраслевыми принципами трудовогоправа. Именно в этом и возникает сложность. В РФ действуют не только нормы,создаваемые на высшем законодательном уровне, но и нормы, создаваемыесубъектами РФ, отдельными органами местного самоуправления в пределах ихкомпетенции, конкретными предприятиями и организациями. Кроме этого, системароссийского права подчинена международным нормам и принципам, в частности, вобласти трудового права – это конвенции и рекомендации Международнойорганизации труда. Поэтому единство норм трудового права становится проблемой,ведь необходимо не только наличие полного соответствия принимаемых на территорииРФ норм Конституции и федеральным законам, но и приведение их в соответствие собщепринятыми международными принципами и стандартами.
Понятие дифференциации
Дифференциация, иначе говоря,разграничение, подразумевает определенные отличия и неравенство. Наличие такоготермина обусловлено существом мира. С одной стороны, мир представляет собойединую систему разнообразных связей. С другой стороны, это система состоит изогромного количества объектов, которые по очень многим признакам отличаютсядруг от друга. Такими отличиями являются те же основания, что и при определенииединства. Просто какие-то признаки объединяют объекты, а другие их разделяют.Дифференциация в мире наблюдается во всем, в том числе и в самом человеке.Человеческий организм такая же система, как и мир в целом. Он включает огромноеколичество тканей, костей, органов. Все они определенным образом связаны друг сдругом, что и определяет их единство. Однако каждый орган выполняет своюсобственную функцию, действует по своим законам, что определяет дифференциацию.Дифференциация проявляется и в обществе. Общество – это единая общность людей,однако, каждый человек индивидуален.
На государственном уровнедифференциация становится проблемой. Если в природе все связи налаженыестественным образом, то государственная система – структура искусственная,созданная людьми. Люди вынуждены сами регулировать связи, складывающиеся вгосударстве, учитывая все особенности человеческой жизнедеятельности ихарактера государственной системы. Признается, что, несмотря на то, что вселюди разные, имеют различные потребности и по-разному воспринимают мир,государство и общество, объединяя их в единое целое, устанавливает определенныеправила, которым они вынуждены подчиняться. Как уже было отмечено выше, этимиправилами выступают нормы права. Однако эти нормы создаются людьми, а значит,определенным образом субъективны. Люди стремятся наилучшим образом обеспечитьсвое существование, принимая во внимание особенности общества и людей егосоставляющих. Не секрет, что хотя все люди признаются равными, абсолютноеравенство невозможно, хотя бы, потому что необходима единая высшая, властнаясила, способная организовать такое огромное количество людей. Отношение кразличным людям различное. Конечно, все наделены равными правами иобязанностями, но невозможно всех судить по единой «мерке». Поэтому наблюдаетсядифференциация норм права, в том числе и трудового. Труд применяется разнымилюдьми, в различных отраслях производства, в разный период времени, на разныхтерриториях. Необходимо учитывать индивидуальные характеристики каждогоработника – его пол, возраст, состояние здоровья, чтобы наилучшим образомрегулировать отношения, возникающие между этим работником и конкретнымработодателем.
Глава 2: Единство норм трудового права
Говоря о единстве трудовогоправа, прежде всего, хотелось бы затронуть проблему, возникающую в сфереобеспечения единства по поводу федеративного устройства Российскогогосударства. Федеративное устройство требует соответствия законодательствасубъектов федеральным законам, а значит, проблема единства возникает в этойсфере. Трудовое законодательство, в соответствии с Конституцией, являетсяпредметом совместного ведения РФ и ее субъектов[2].Это означает, что и РФ и ее субъекты имеют право принимать нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Проблема единства в этом случае возникает из-за того, что некоторые акты органов управления субъектовиногда не соответствуют нормам федерального законодательства. Законустанавливает, что все нормативные акты, издаваемые на территории РоссийскойФедерации должны соответствовать, во-первых, Конституции как основному законунашей страны, и, во-вторых, федеральным законам, которые в свою очередь недолжны противоречить Конституции. Установив такой порядок, законодательобеспечил согласованность правовой системы. Вместе с тем федеральное устройствоРоссии требует взвешенного подхода к решению вопросов трудовогозаконодательства на уровне федеральным законов и вопросов, по которымпринимаются законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Один из возможныхпутей, по мнению Ю.П. Орловского, – включение в федеральные законыдиспозитивных норм, которые будут конкретизированы в законодательных актахсубъектов Федерации, исходя из экономических, природно-климатических и иныхфакторов[3].Хотя, безусловно, существуют нарушения. Однако необходимость создания единой, стройной/> системы актов, регулирующихтрудовые отношения во всей федерации и учитывающей особенности каждого из еесубъектов, очевидна. Это возможно путем создания норм общего характера нафедеральном уровне и принятия конкретизирующих эти нормы положений, нормативныхактов органами управления субъектов, а также путем строгого контроля надсоответствием актов, издаваемых органами власти всех уровней, Конституции ифедеральным законам. Для этих целей государственная система предусматриваетналичие специальных органов и должностных лиц, в функции которых входит надзорза соблюдением законодательства и Конституции другими органами и должностнымилицами. Так, по Конституции был создан Конституционный Суд, одной из главныхфункций которого стало разрешение дел о соответствии Конституции РоссийскойФедерации федеральных законов, подзаконных актов высших органов власти,конституций республик, договоров между органами государственной власти РФ и еесубъектов, а также не вступивших в силу международных договоров[4].Проблема единства в этой сфере касается не только регулирования трудовыхотношений, но и правового регулирования всех общественных отношений, в отношениикоторых структурные подразделения федерации, иначе говоря, субъекты, наделенызаконодательными правомочиями.
Острота проблемы единства втрудовом законодательстве во всех ее проявлениях связана с целой совокупностьюобъективных причин. В современных условиях развития России в сфере трудапродолжает осуществляться децентрализация регулирования трудовых отношений. Такназываемый переходный период в развитии России стал причиной не только яркихпозитивных явлений, таких как переход к демократическим основам построениягосударственной системы и общества в целом, но и множеством отрицательныхпоследствий, которые были вызваны разрушением административно-команднойсистемы. Экономическая ситуация изменилась, и « широкое развитиенегосударственного сектора экономики и, как следствие, утрата государствомположение абсолютно доминирующего работодателя, признание многообразия формсобственности и хозяйственных субъектов потребовали изменения взаконодательстве о труде »[5].С одной стороны появляются новые отношения, в том числе в сфере трудовогоправа. Возникает необходимость регулирования этих отношений с помощью нормправа, причем это правовое регулирование должно быть основано надемократических принципах и нормах, закрепленных не только в законодательствеРоссии и ее международных договорах, но и различного рода международныхдокументах. Конституция и другие законы, действующие на территории России,стремятся обеспечить максимальную свободу в регулировании отношений, наделяяучастников трудовых отношений спектром прав и свобод, предоставляя гарантии идругие меры защиты прав. Субъекты трудовых отношений равноправны и очень многоев сфере регулирования конкретного правоотношения между ними зависит отсоглашения. Это означает, что государство стремиться децентрализоватьуправление в сфере труда (как, впрочем, и во многих других сферах). Поэтомупроблема единства становится актуальной. Наделяя сторон трудовогоправоотношения широким кругом правомочий, государство, продолжая существоватькак властный институт, должно обеспечить единое правовое регулирование такихотношений. То есть предусмотреть ряд правоограничений и гарантий собственной власти, позволяющих сохранить властный характер правомочий и способность в случае необходимости в принудительном порядке обеспечивать соответствие действий сторон трудового правоотношения основнымначалам законодательства, а главное принципу законности. Так в Кодексе законово труде существует целая глава – глава 17, которая регламентирует надзор иконтроль за соблюдением законодательства о труде. В частности статья 244устанавливает, что этот надзор и контроль осуществляют:
1)Государственный надзор иконтроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формсобственности и подчиненности, специально уполномоченные на то государственныеорганы и инспекции в соответствии с федеральными законами.
2)Профессиональные союзы, атакже состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда – согласноположениям об этих инспекциях.
Кроме этого статья 249 устанавливаетответственность за нарушение законодательства о труде (административную,дисциплинарную, уголовную).
Таким образом, мы видим, что сцелью реализации единства трудового права законодатель предпринимает целый рядмер. С одной стороны существует достаточная свобода для участников трудовыхотношений в сфере их регулирования, а с другой стороны в законодательствеустановлены основные начала регулирования отношений в сфере труда, которыедолжны соблюдаться.
Обеспечениеединства в правовом регулировании трудовых отношений в масштабе всей России вцелом и ее субъектов в частности в настоящий момент является одной из проблемзаконодательства. Сейчас не существует единого документа, который бырегулировал все особенности трудовых отношений и предусматривал все нюансы.Именно поэтому существует такое огромное количество актов, регулирующихтрудовые отношения, причем их число постоянно растет, что является следствиемтого, что Россия встала на новый путь развития, многие принципы и положения,чуждые советской России приобретают огромное значение сейчас. Принятие единогоакта, Основ законодательства о труде в виде кодекса, сборника актов или другойюридической форме, который бы установил единые принципы общественнойорганизации труда на всей территории Федерации, во многом решило бы проблемурегулирования трудовых отношений. То есть встает вопрос кодификации трудовогозаконодательства. Хотелось бы отметить, что эта необходимость высказываласьмногими учеными и практиками. В частности, С.П. Маврин и Е.Б. Хохлов в своейработе « О кодификации трудового законодательства России » писали: « Вседействующие и вновь принятые нормативные акты могут быть объединены в Сводзаконов о труде и сгруппированы в определенные блоки соответственно структуреотрасли трудового права…»[6].Необходимость принятия единого акта подтверждается самой природой трудовыхотношений, которая объективно требует единого подхода к регулированию трудовыхотношений в пределах единого экономического пространства.
Следующей,на наш взгляд, одной из самых важных проблем в обеспечении единства являетсяобеспечение соответствия российского трудового законодательства международнымнормам. Российское законодательство включает в свою систему различного родамеждународные документы, к которым в частности относятся КонвенцииМеждународной Организации Труда, ратифицированные в России, а также пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 19декабря 1966 года. МОТ как />организациябыла создана в 1919 году, и основным направлением ее деятельности было выбранонормотворчество. Нужно сказать, что в этом МОТ добилась больших успехов,разработав и приняв 177 конвенций и 184 рекомендации, касающиеся всех или почтивсех областей труда и трудовых отношений. Вот некоторые из них: № 87 о свободеассоциации и защите прав на организацию, № 111 о дискриминации в областитруда и занятий. Конвенции и рекомендации МОТ имеют большое значение дляправовой системы России. Нормы МОТ являются по существу выражением мировогопроцессуального опыта в области труда на период их принятия. При их разработкестремятся учесть реальные возможности государств, с тем, чтобы осуществлять ихвозможно более широкое применение. В целом нормы направлены на установлениездоровых условий труда и в этом их ценность[7].На наш взгляд, значение этих норм для российской системы права определяетсятем, что правовая система РФ как « демократического правового государства»[8]создается постепенно, и существует проблема пробелов в законодательстве.Однако, несмотря на очевидную значимость конвенций, и рекомендаций МОТ, далеконе все конвенции ратифицированы. Это касается не только России, но и другихгосударств. Именно поэтому, многие ученые и практики, в частности С.А. Иванов,считают, что нормотворчество в деятельности МОТ сменится контролем заприменением конвенций и рекомендаций о труде, « поскольку имеется столь широкаясеть международных норм о труде, охватывающих почти все области труда итрудовых отношений », и « самой насущной проблемой становится их реальноеприменение »[9].Указанный пакт закрепил запрет дискриминаций, равноправие женщин и мужчин,право на труд, благоприятные условия труда, а также предусмотрел правапрофсоюзов и их гарантии (ст. 8), право на социальное обеспечение (ст. 9) идругие. Многие положения этого пакта нашли отражение в российском законодательстве.
/>Большое значение в этойобласти приобретает необходимость создания какой-либо международнойорганизации, которая бы занималась проверкой соответствия законодательстваразличных государств международным нормам о труде. Безусловно, применениеконкретных международно-правовых норм о труде к России, как впрочем, и к любойдругой стране, должно иметь свою специфику. Нельзя не учитывать национальныеособенности, традиции и обычаи. « Точно также нельзя не считаться с теми изних, которые сложились в 20 веке, в том числе в советское время. Хотяисторические и национальные особенности, традиции и обычаи со временемпретерпевают определенные изменения, в целом они довольно устойчивы. Нарушениеих всегда вызывало в обществе сопротивление. Только поняв это, можно правильноиспользовать зарубежный опыт », — писал С.А. Иванов[10].Об этом писали не только наши современники, но и историки прошлого. Карамзинобращал внимание на то, что правители России наряду с освоением опытаевропейских государств, стремились сохранить российские традиции и особенности.Иван III, основатель российской государственности,“ревностно желал” заимствовать у европейцев все полезное, “кроме обычаев,усердно держась русских”[11].Говоря об использовании зарубежного опыта, нелишне иметь в виду, что некоторыеидеи или модели настолько обусловлены национальными особенностями, что вообщесчитаются непереносимыми в другую правовую систему. К их числу надлежитотнести, прежде всего, широко известную немецкую модель участия трудящихся вуправлении. Профессор И. Шрегле, глубоко исследовавший немецкую и зарубежнуюпрактику, считает, что “ немецкая система совместного принятия решений являетсярезультатом особых исторических условий и потому неприменима к другим странам ”[12].Именно по этой причине и возникает проблема использования международных норм вроссийском законодательстве. Россия только становится на путь демократизации,многое осталось от старой советской системы, в которой нормы международногоправа демократического толка места не имели. Задача законодателя –реформирование правовой системы в соответствии с международными стандартами сучетом национальных особенностей России, ее традиций и обычаев.
Глава 3: Дифференциация норм трудовогоправа
Существование безусловнойнеобходимости в обеспечении единства норм трудового права не исключаетдифференциации этих норм. Она связана с целым рядом причин, которые в своюочередь являются основаниями дифференциации. Проблема правового регулированиятрудовых отношений, на наш взгляд, находит свое выражение в необходимостидифференцированного подхода к различным слоям населения.
1.Труд женщин. Правовое регулирование труда женщинвыделено в специальную главу Кодекса законов о труде – главу 11. В ней учтеныне только особенности женского организма, но и обстоятельства, обусловленныеисполнением функции материнства. Несмотря на то, что Конституция РФ в статье 19закрепляет положение о том, что мужчина и женщины имеют равные права и свободыи равные возможности для их реализации[13],в отношении женщин законодатель устанавливает ряд дополнительных гарантий,которые в принципе можно рассматривать как правоограничения.
/>Например,статья 160 КЗоТ устанавливает перечень работ, на которых запрещается применениетруда женщин[14].Список тяжелых работ и с вредными для женщин условиями труда, на которыхзапрещается применение труда женщин, медицински обоснован. Он утвержденПостановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. споследующими изменениями и дополнениями[15].В этот Список вошло более 500 видов работ в самых различных отрасляхпроизводства, независимо от того, на предприятиях каких отраслей народногохозяйства имеются такие производства, профессии и работы. Применение трудаженщин на подземных физических работах в горнодобывающей промышленности и настроительстве подземных сооружений было запрещено Постановлением СоветаМинистров СССР от 13 июля 1957 г. N 839[16].Ныне запрещено обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок,машинистов, водителей грузовых автомашин согласно Постановлению ВерховногоСовета РСФСР от 1 ноября 1990 г[17]. В части 1 статьи 37 Конституции закреплено право на свободный труд, причемкаждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,выбирать род деятельности и профессию[18].Однако более миллиона женщин в промышленности, строительстве, на транспорте исвязи подвергаются профессиональному риску, работая в условиях, не отвечающихнормам охраны и безопасности. Нередко женщины, имеющие несовершеннолетнихдетей, привлекаются к сверхурочным работам, их можно встретить и на рабочихместах с вредными условиями[19].Существуют две точки зрения по поводу решения этой проблемы. Одни ученые видятрешение в единовременном переводе женщин с данного вида работ и категорическом запрещениииспользования их труда в этой сфере. Аргумент – сохранение здоровья женщины.Другие считают, что необходимо снять категорический запрет на применение трудаженщин детородного возраста на тяжелых, вредных и опасных работах. Довод –возможность реализации женщинами своих прав на участие в общественномпроизводстве, тем более в нынешних условиях феминизации бедности и нищеты.Одновременно предлагается разработать специальную программу мер, стимулирующихпредприятия к улучшению условий труда работников, в том числе женщин, за счетулучшения технологии. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. несмотря наочевидную необходимость защиты здоровья женщины, нужно не забывать о реальнойситуации в стране. Чтобы поддерживать приемлемый уровень благосостоянияроссийской семьи, необходимы заработки обоих трудоспособных членов семьи: мужаи жены. К сожалению, на этом фоне усиливается дифференциация в цене их труда и,женщины оказываются в неравном положении в сфере занятости и трудоустройства[20].Подобная дискриминация, неизбежная в любой стране, переживающей кризис,заставляет женщин в ущерб своему здоровью смиряться неблагоприятными условиямитруда. По результатам обследования ИЭ РАН в настоящее время 46% безработныхженщин согласны на любую работу (в 1992 – 1994 годах их было менее 10%). Приэтом женщины предъявляют очень скромные требования к условиям труда и егооплате. Индивидуальные и коллективные права таких слоев населения, как женщины,бесспорно, относятся к числу « забытых » прав. Неуправляемый переход России крыночным отношениям привел к таким широко известным негативным явлениям, как«феминизация безработицы», «феминизация бедности»[21].Реакция общества пока одна – возрастание числа независимых женских организаций.Ныне число таких организаций по всей России превысило четыре сотни. Однако ихдеятельность и активность во многом сдерживается тем, что они не имеют подрукой необходимой нормативной базы и в первую очередь международных документовв этой области. В январе 1995 года было принято постановление Совета МинистровРФ « Концепция улучшения положения женщин в России », где показано, как плохообстоит дело с положением женщин. Например, женщины недостаточно представлены ворганах государственной власти, наблюдается дискриминация женщин при приеме на работу.По последним данным, 62% безработных – женщины; они получают в среднем на 1/3зарплаты меньше, чем мужчины. По данным Госкомтруда, среди безработных женщинбольшинство (62,5% на конец 1995 г.), а в ближайшие два года улучшенияположения женщин на рынке труда не произойдет. Наиболее слабо защищенныекатегории женщин: имеющие малолетних детей или детей инвалидов, одинокиеродители, выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опыта работы,женщины предпенсионного возраста, жены военнослужащих, проживающие в военныхгородках, оказываются на рынке труда в наиболее сложном положении и с низкойконкурентоспособностью. Увеличивается непрерывно также продолжительностьбезработицы женщин. Высвобождение и безработица женщин затронули в большинствеслучаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин специалистов ислужащих. В составе безработных с вузовскими дипломами женщин 69%, а со среднимспециальным образованием 74%. Почти 40% всех безработных женщин этоспециалисты и служащие. Среди безработных одиноких родителей 90% женщин, асреди многодетных родителей 77% женщин[22].В нашей стране необходимо обеспечить выполнение положений ратифицированной намиконвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, атакже требований, вытекающих из Европейской конвенции о защите прав и основныхсвобод[23].
/>2. Труд молодежи.Современные условия жизни в России сделали актуальной проблему трудоустройствамолодежи. Вопросы занятости молодежи актуальны не только для Москвы, России,стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистическихстран. На сегодняшний день молодежная безработица колеблетсяв последнихот 20 до 40 процентов от общего количества всех безработных[24].законодательство включает целый ряд норм, которые бы закрепили право молодежина труд и гарантии его осуществления. В КЗоТ труду молодежи посвящена глава 12.
Академией труда и социальных отношений выявлено, что средивузовских />выпускниковтрудоустроилось только 53 процента опрошенных, из них довольны работой 62процента, а зарплата устраивает только каждого четвертого »[25]. Заботы о трудоустройстве,в том числе молодежи возложены на службу занятости. Она стремится всеми силамизаполнить нишу, которая образовалась в результате свертывания работы по профориентацииподростков в школах, кризиса системы профессионально технического образования,отмены обязательного распределения выпускников вузов, техникумов и др.,выполняя многие функции, ранее осуществлявшихся другими ведомствами иструктурами[26]. На наш взгляд, для решения проблемытрудоустройства молодежи необходимо обратить внимание на опыт в этой областидругих стран, тем более что Россия стремиться подчинить правовую системумеждународным нормам и стандартам. «Правительства этих стран принимают законы, разрабатываютспециальные программы, направленные на улучшение ситуации с трудоустройствоммолодежи. Поскольку предприниматели часто считают невыгодным нанимать молодежь,особенно неквалифицированную, правительства пытаются компенсировать частьрасходов по привлечению новых работников с помощью различных субсидий исоглашений о заработной плате. Обычно молодые люди получают заработную плату,не достигшую минимального уровня, часто называемую пособием. Например, всоответствии с Программой трудового опыта в Ирландии, предпринимателей поощряютк приему в качестве дополнительного персонала молодежи, не имеющей опыт работы.В течение шестимесячного периода каждый молодой человек получает не облагаемоеналогом пособие. Это пособие им выплачивают предприниматели, которым в своюочередь, эта сумма компенсируется Национальной службой трудовых ресурсов[27]. ВРоссии тоже делаются попытки улучшения ситуации. «Молодежная практика» — одноиз направлений работы органов Федеральной государственной службы занятостинаселения Российской Федерации с безработной молодежью, зарегистрированной вслужбе занятости, по созданию возможностей для ее трудоустройства и повышения конкурентоспособности на рынкетруда (положение об организации временной занятости безработной молодежи –«Молодежная практика»[28]). К сведению,только в прошлом году в территориальные структуры Комитета обратилось около 81тыс. юношей и девушек до 30 лет, 41 процент которых составилинесовершеннолетние. Многие из них трудоустроились уже при первом посещении,прочие нашли временную работу[29]. Но при нынешнем постоянно меняющемся рынкетруда этого недостаточно. Учитывая специфику ситуации, неподготовленность ктруду молодежи, Комитет разрабатывает и применяет новые интересные иперспективные направления работы с ними. Что же предлагает комитет молодым?
1)Профессиональная ориентация подростков
2) Социально-трудовая адаптация подростков
3)«Молодежная практика».
Кроме перечисленных выше мер, органы государственной властипроводят различные консультации по проблеме занятости молодежи. Опросэкспертов, специализирующихся на организации временной занятости учащихся(проведенный по заказу Комитета труда и занятости центральным Институтом трудаМинистерства труда и социального развития РФ), выявил различные точки зрения наэту проблему. Все без исключения опрошенные эксперты оценивают занятостьподростков в свободное от учебы время в целом, как явление положительное,подчеркивая не только ее важность в решении материальных проблем семьи, но ироль в социально-трудовой адаптации учащихся. Что касается отрицательныхмоментов вторичной занятости, то лишь четвертая часть опрошенных специалистовнаряду с общей позитивной оценкой работы подростков видит в этом явлении инегативные черты. В основном отмечается, что вторичная занятость может наноситьвред учебе[30]. Для решения проблемы трудоустройствамолодежи и обеспечения ее трудовых прав нужны объединенные усилияпредставителей законодательной и исполнительной властей, молодежныхорганизаций, службы занятости, ученых и преподавателей в интересах формированияправовой базы труда молодежи, защиты ее прав и интересов. Важно развиватьматериально-техническую базу предприятий и учреждений, использующих труд детей,разработать научно-методические основы трудового воспитания и организации трудадетей в новых условиях, готовить соответствующие кадры[31].
3. Труд инвалидов, участников Великой Отечественной Войны,работников в период блокады Ленинграда 1941 – 1944 гг. В отношении«блокадников» и участников ВОВ использован сам факт работы в период Великой ОтечественнойВойны как основание для признания особых услуг перед государством[32]. При этом ни сфера труда,ни настоящее состояние здоровья не имеют значения. Что касается инвалидовВеликой Отечественной войны и инвалидов по другим причинам, то им предоставленряд льгот, обусловленный ограниченной дееспособностью. Участие в войне,безусловно, дает определенные преимущества в части объема этих льгот. Например,инвалиды ВОВ получают две пенсии: по инвалидности и по старости. Так, размерпенсии по старости составляет от 55 до 75 процентов заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа, а пенсия по инвалидностисоставляет 75 процентов заработка при полной инвалидности (1 и 2 группы) и 30процентов заработка при частичной инвалидности (3 группы)[33]. Численность инвалидов,зарегистрированных в органах социальной защиты населения, за последние 5 летувеличилась на 56,8% и составила на 1 января 1997 года — более 6,2 млн.человек. Сотни, тысячи инвалидов могут и хотят работать, не желая быть обузойдля своих близких, но самостоятельно найти работу им очень нелегко. Посостоянию на 1 июля 1997 года инвалиды составляли 3,1% от общего числазарегистрированных безработных. Городские власти и служба занятости по мере силстараются московских предприятиях, выделяются льготные кредиты организациям,готовым трудоустроить инвалидов, оказывается помощь помочь: принят закон оквотировании рабочих мест для инвалидов на специализированным предприятиям. В21 регионе созданы банки вакансий для инвалидов, однако, далеко не всепредприятия представляют сведения о наличии таких вакансий, к тому же вбольшинстве случаев они не соответствуют возможностям, инвалидов. Ни для когоне секрет, что предприятия, на которых трудятся инвалиды, и раньше переживалисерьезные трудности, а после августовских потрясений многие из них вынужденыбыли резко сократить объемы производства или даже вовсе остановиться. Поэтомусоциальная политика России должна быть направлена на обеспечение деятельноститаких предприятий, помощь инвалидам в трудоустройстве и социальное обеспечениетем, кто не может работать. На федеральном уровне целесообразно разработать иутвердить целевую программу государственной поддержки предприятий, использующихтруд инвалидов, в том числе принадлежащих общественным объединениям инвалидов,законодательно закрепить систему их льготного кредитования и налогообложения.Целенаправленная государственная поддержка предприятий на региональном уровне –одна из важнейших предпосылок для улучшения положения инвалидов на рынке труда[34].
Заключение
Подводя итог работе, думается,что проблемы единства и дифференциации, несмотря на их важность и актуальность,просто не решаемы. Необходима четкая политика в рамках всего государства,направленная на решение этих проблем. К сожалению, именно с выработкой подобнойполитики в России всегда возникали проблемы. Политика – это стройная системыконкретных мероприятий, направленных на достижение какой-либо цели. В данномслучае таких целей несколько: реконструкция системы федерального и местногозаконодательства, обеспечение соответствия его международным нормам идифференцированное его применение по отношению к различным группам населения. Рынок, даже в условиях политической демократии, как свидетельствует зарубежныйопыт, сам по себе не обеспечивает ни социальную справедливость, ни социальнуюзащиту большинства граждан. Поэтому в процессе перехода к рынку надлежит бытьособенно внимательными к обеспечению трудовых прав работников, исходить изэтого при внесении изменений в правовое регулирование труда[35].Безусловно, достижение этих целей – дело не одного дня, но законодатель долженстремиться к постепенному их достижению и решению поставленных в настоящейработе проблем. Конкретное решение предложить достаточно сложно. Единственное,в чем мы убеждены – не стоит слепо копировать зарубежный опыт, применяязападные решения в нашей стране и ожидая результатов. Каждый шаг должен бытьпродуман и взвешен, сопоставлен с национальными особенностями России, еетрадициями и обычаями, уже накопленным опытом советской государственности. Какотмечал Генеральный директор МОТ, « каждая система трудовых отношений исходитиз исторического, политического, экономического, социального и культурногоопыта и определяет собственные « правила игры » в рамках своих параметров »[36].Хочется надеяться, что эти пожелания будут учтены, ведь поставленные проблемыочевидны, как и необходимость, их решения.
Список литературы
Нормативный материал
1. КонституцияРФ. 1993.
2. Кодексзаконов о труде // Сборник кодексов. М., 1997
3. ПостановлениеГоскомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. с последующимиизменениями и дополнениями// Бюлл. Госкомтруда СССР, 1978, №12
4. ПостановлениеСовета Министров СССР от 13 июля 1957 г. N 839// СП СССР, 1957,№8, ст.81
5. ПостановлениеВерховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г // Ведомости РСФСР, 1990, №24,ст.287
6. Положение об организации временной занятости безработноймолодежи – «Молодежная практика»// Утв. ПриказомФСЗ РФ от 22.11.94. №150 (в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24 января 1996. №18)
Исследования, пособия, монографии
1. ВасильеваТ. Мнение экспертов о временной занятости населения. М., 1997
2. ГоршковаС.А. Российское законодательство и европейская конвенция прав
3. человека и основных свобод. Обзор материалов научно-практическойконференции в ИГП РАН // Государство и право. 1997. №5.
4. ЖилкинаТ. Работа и учеба. Выпускник –98. М., 1998
5. ЖилкинаТ. Служба занятости – молодым. Выпускник –98. М., 1998
6. ИвановС.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период.
7. Некоторыепроблемы // Государство и право. 1994. №8-9.
8. ИвановС.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы //Государство и право. 1997. №7
9. ИвановС.А… Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежногоопыта // Государство и право. 1995. №6
10. Иванов С.А. Трудовое правопереходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. №4.
11. Travail.BJT, Geneve, 1992, №1, p.23 / Иванов С.А. Трудовое право переходного периода:проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. 1995. №6
12. Карамзин Н.М. Историягосударства российского. Т.5-6. М., 1993.
13. Маврин С.П. Хохлов Е.Б. Окодификации трудового законодательства России // Государство и право. 1996.
14. МТК, 79 сессия 1992.Демократизация и МОТ. Доклад Генерального директора. Женева. 1992
15. Наумова Е. Труд молодежи.Зарубежный опыт. М., 1996
16. Орловский Ю.П. Трудовоеправо России. Учебник для вузов
17. Панкратов И. Ф.Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборникуниверсальных и региональных международных документов // Государство и право.1997. №2.
18. Пашков А.С. Трудовое правоРоссии. М., 1994.
19. Плоткин М., Ширинский В.,Дармодехин С. Труд детей – итоги социологического исследования. М., 1997. /Труд детей: где и когда он полезен // Человек и труд. 1998. №9.
20. Проблемы женской безработицыв России. Материал федеральной службы занятости, с.с.2,3
21. Пушкина Т., Козлова Л.Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: реализациязаконодательства РФ // Человек и труд. 1998. №6.
22. Ржаницына Л. Женский труд:дискриминация усиливается // Человек и труд. 1998. №5
23. Самарина О. Необходимоуравнять не только права, но и возможности женщин и мужчин на рынке труда //Человек и труд. 1998. №2. С.47
24. Сафонов В.А. О некоторыхпринципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7.