Единый социальный налог

Министерство экономического развития и торговли
Российской ФедерацииРоссийский государственный торгово-экономический университетЭкономический факультетКонтрольная работа по дисциплине: Налогообложение в сферекоммерческой деятельности
тема: Единый социальный налог
Работу выполнила
Преподаватель: проф. Горина Г. А.   студентка 2 курса
заочной формы обучения
ускоренный курс
группа 22 ЭФ
Кузьминых Л.В.
Москва 2004 г.
Содержание
Введение
1. Налогоплательщики. Льготы
2. Объект налогообложения. Налоговаябаза. Суммы, не подлежащие налогообложению.
3. Налоговый и отчетный периоды.Ставка налога.
4. Порядок исчисления и уплатыналога.
Список использованной литературы

Введение
Единый социальный налог являетсясерьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса.Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшиеранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фондыобязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единыйсоциальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сборабудут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основноепредназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечитьмобилизацию средств для реализации права граждан России на государственноепенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В связи с этим возникает неизбежныйвопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразованияпроизводимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений всоциальные фонды в единый налог.

1. Налогоплательщики. Льготы.
Плательщики единого социального налогаобъединены в две группы, для каждой из которых установлен самостоятельныйобъект налогообложения.
К первой группе налогоплательщиковотносятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам:
–   организации;
–   индивидуальные предприниматели;
–   физические лица, не признаваемыеиндивидуальными       предпринимателями;
Во вторую группу налогоплательщиковвключены — не работодатели:
–  индивидуальные предприниматели;
–  адвокаты.
Члены крестьянского (фермерского)хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Если налогоплательщик одновременноотносится к двум перечис­ленным группам, то он признается налогоплательщиком покаждому от­дельно взятому основанию.
Для отдельных категорийналогоплательщиков установлены на­логовые льготы, специфика которых обусловленацелевым назначением средств, источником которых он является.
От уплаты единого социального налогаосвобождены:
1. Организации любых организационно-правовыхформе сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налоговогопе­риода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, IIили III группы.
2. Работодатели с сумм выплат и иныхвознаграждений, не превы­шающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода накаждого отдель­ного работника.
Сюда относятся:
а)      общественные организацииинвалидов (в том числе созданные
как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов кото­рых инвалиды иих законные представители составляют не менее 80%, их
региональные и местные отделения;
б)      организации, уставной капиталкоторых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочнаячисленность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платыинвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
в)      учреждения, созданные длядостижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,физкультурно-спортивных, научных
и иных социальных целей и т.д.
Указанные льготы не распространяются наналогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизныхтоваров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров всоответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации попредставлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
3. Налогоплательщики — не работодатели,являющиеся инвалида­ми I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской илииной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. втечение налогового периода.
4. Российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплатгражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи)предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или)аспирантамгосударственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

2. Объект налогообложения. Налоговая база. Суммы, неподлежащие налогообложению.
Особенностью единого социального налогаявляется то, что он имеет не один, как обычно, а несколько объектовналогообложения, установленных для различных категорий налогоплательщиков.
1.Для налогоплательщиков — работодателей (кромеработодателей — физических лиц) объектом налогообложения признаются:
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемыеработодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальнымпредпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметомкоторых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионнымдоговорам.
2.Для налогоплательщиков – физических лиц, непризнаваемых индивидуальными предпринимателями объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовымдоговорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг,выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не   относятся   к   объекту налогообложения   выплаты,   производимые в рамках гражданско-правовыхдоговоров, предметом которых является переход права собственности или иныхвещных прав на имущество (имущественные  права), а также договоров, связанных спередачей в пользование имущества (имущественных прав).
3.  Для налогоплательщиков — не работодателей объектомналогообложения признаются доходы от предпринимательской либо инойпрофессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков — членовкрестьянского (фермерского) хозяйст­ва (включая главу крестьянского(фермерского) хозяйства) из дохода исклю­чаются фактически произведенныеуказанным хозяйством расходы, связан­ные с развитием крестьянского(фермерского) хозяйства.
     Указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения
(вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются
объектом налогообложения, если:
у налогоплательщиков-организаций такиевыплаты не отнесены к расхо­дам, уменьшающим налоговую базу по налогу наприбыль организа­ций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков — индивидуальныхпредпринимателей или физи­ческих лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базупо налогу на дохо­ды физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При определении налоговой базыналогоплательщики — работода­тели (кроме работодателей — физических лиц)учитывают любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащихналогообложе­нию, — статья 238 Налогового кодекса), начисленные работникам в де­нежнойили натуральной форме, а также материальную выгоду, получен­ную работником отработодателя за налоговый период.
К материальной выгоде, которую получаетработник за счет работодателей относятся:     
–  выгода от оплаты (полностью или частично)работодателем товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг,питания, отдыха, обучения в интересах работника;       
–  выгода от приобретения работником у работодателятоваров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с ценами, которые
обычно устанавливают продавцы этих товаров (работ, услуг);   
–  выгода, получаемая работником в виде суммы страховыхвзносов
по договорам добровольного страхования в случаях, если эти взно­сы (полностьюили частично) внесены работодателем.
Налогоплательщики — работодатели,являющиеся физическими ли­цами, при определении налоговой базы учитываютвыплаты и вознаграж­дения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правовогохарактера, выплаченные за налоговый период в пользу работников по всемоснованиям.
Налогоплательщики — работодателиопределяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода поистечении каждо­го месяца нарастающим итогом (в данном случае обеспечиваетсяиндиви­дуальный учет). По окончании налогового периода рассчитывается пол­наяналоговая база.
Налогоплательщики — не работодателиисчисляют налоговую базу с сумм доходов, полученных за налоговый период как вденежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с ихизвлечением. Составрасходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения
данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном
порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса РФ.Фактически произведенные расходы должны быть подтверждены доку­ментально.
Норматив расходов, учитываемый приопределении налоговой базы у налогоплательщиков, получающих авторскиевознаграждения за со­здание, издание произведений науки, литературы и т.д.,установлен в пре­делах от 20 до 40 %от доходов.
Все налогоплательщики, осуществляющиевыплаты и иные вознаг­раждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг),при расчете налоговой базы учитывают их по стоимости, исчисленной в рыночныхценах (в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса РФ), а при госу­дарственномрегулировании цен — исходя из государственных регулируе­мых розничных цен.
При этом в стоимость товаров (работ,услуг) включаются соот­ветствующие налоги — налог на добавленную стоимость,налог с про­даж и акциз.
При определении налогооблагаемой базы поединому социально­му налогу не учитываются отдельные виды выплат, доходов,стоимость оказанных услуг и т.д. По большинству позиций суммы, не подлежащиеналогообложению, совпадают с суммами, не включаемыми в состав до­ходов,учитываемых при определении налога на доходы физических лиц.
/>В отличие от ранее действовавших законодательных актов харак­тернаболее широкая социальная направленность этих льгот.
Суммы, не подлежащие налогообложению,перечислены в статье 238 Налогового кодекса. Рассмотрим некоторые из них:
—   государственные пособия, в том числе пособия повременной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по
безработице, беременности, родам;
—   компенсационные выплаты, установленные в соответствиис зако­нодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениямипредставительных органов местного самоуправления (возме­щение вреда,причиненного увечьем, иным повреждением здоровья);
—   бесплатное предоставление жилых помещений икоммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
—   оплата стоимости или выдача полагающегося натуральногодо­вольствия и т.д.;
—   суммы материальной помощи, оказываемой работодателямиработникам в связи со стихийным бедствием, другими чрезвычайнымиобстоятельствами и т.д.;
—   суммы материальной помощи, оказываемой организацией,финансируемой из бюджета, работникам, уволившимся в связи с выхо­дом на пенсиюпо инвалидности или по возрасту (но не более 2000 руб. на одно физическое лицоза налоговый период);
—   суммы возмещения (оплата) организацией, финансируемойиз бюджета, своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и инвалидности,членам их семей) стоимости приобретенных ими медика­ментов по назначению врача(но не более 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период);
—   выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзныхвзносов
каждому члену профсоюза при условии, если они производятся не
чаще одного раза в три месяцам не превышают 10 тыс. руб. в год;
—   суммы, выплачиваемые за счет членских взносовсадоводческих,
садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов(товариществ) лицам, выполняющим работы,
оказывающим услуги для этих организаций;
—   доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства,получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственнойпродукции, а также от сельскохозяйственной продукции, ее переработки иреализации — в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Это далеко не полный перечень сумм, неподлежащих налогообло­жению единым социальным налогом.
 

3. Налоговый иотчетный периоды. Ставка налога.
Налоговым периодом по единому социальномуналогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаютсяпервый квартал, полуго­дие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки единого социальногоналога дифференцирова­ны по ряду оснований. Ставки различаются:
o  по группам налогоплательщиков;
o  по видам налогоплательщиков внутри групп;
o  по признаку соответствия налоговой базыналогоплательщика –
работодателя в расчете на одного работника определенным коли­чественнымкритериям;
o  по видам социальных фондов.
Дифференциация ставок единого социального налога дляналого­плательщиков — работодателей и налогоплательщиков — не работодателейвызвана различиями в объектах налогообложения.
Однако не все налогоплательщики — работодателиприменяют при исчислении сумм налога одинаковые ставки.
Таблица 1
Ставки единого  социального налога для основнойкатегории налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемнымработникам
Налоговая база для каждого
Работника
Размер ставки До 100 000 руб. 35,6% От 100 001руб. до 300 000 руб. 35 600 руб.+20% с суммы, превышающей 100 тыс.руб. От 300 001 до 600 000 75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300 тыс.руб. Свыше 600 000 руб. 105 600 руб.+2% с суммы, превышающей 600 тыс.руб.
Как было отмечено выше, ставки единогосоциального налога диф­ференцированы по фондам. Так, общая максимальная ставкаединого налога для основной категории налогоплательщиков — работодателей вразмере 35,6 % сложилась следующим образом:
–  в Пенсионный фонд (ПФ) — 28 %;
–  в Фонд социального страхования (ФСС) — 4 %;
–  в Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования
(ФФОМС)-0,2%;
–  в Территориальные фонды обязательного медицинскогострахования (ТФОМС) — 3,4%.
Льготные ставки налога установлены дляорганизаций, произво­дящих сельскохозяйственную продукцию, крестьянских(фермерских) хо­зяйств, а также для родовых, семейных общин малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Для налогоплательщиков второй группы — неработодателей ставки единого социального налога ниже, чем для налогоплательщи­ков- работодателей.
Таблица 2
Ставки единого социального налога для лиц,занимающихся предпринимательской и иной профессиональной деятельностью (кромеадвокатов)
Налоговая база на каждого работника
Размер ставки До 100 000 руб. 13,2% От 100 001 руб. до 300 000 руб. 13 200 руб. + 7,4% с суммы, превышающей 100 тыс. руб. От 300 001 руб. до 600 000 руб. 28000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300 тыс. руб. Свыше 600 000 руб. 38 950руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
Несколько иные ставки налога установленыдля адвокатов, ока­зывающих бесплатную юридическую помощь физическим лицам.
Таковы ставки на сегодняшний день, но с1 января 2005 года предполагают снижение ставки единого социального налога(ЕСН) с 35,6% до 26%. Таким образом, при доходах работника до 300 тыс. руб. вгод работодатель по регрессивной шкале будет платить в виде ЕСН 26% от этойсуммы, при доходе до 600 тыс. руб. — 10%, свыше 600 тыс. — 2%.                 
Рассмотренные выше ставки единогосоциального налога свиде­тельствуют о том, что для этого налога характернарегрессивная шкала
налогообложения. Это означает, что с увеличением налоговой базы ставка налогауменьшается. Такой метод налогообложения не нашел широкого использования вроссийском налоговом законодательстве.

4. Порядок исчисления и уплаты налогов.
Сумма налога исчисляется и уплачиваетсяналогоплательщиками от­
дельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующаяпроцентная доля налоговой базы.
Налоговая декларация представляетсяналогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговымпериодом.
Данные о суммах исчисленных, а такжеуплаченных авансовых плате­жей, данные о сумме налогового вычета, которымвоспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченныхстраховых взносов за тот же  период налогоплательщик отражает в расчете,представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации  налогами сборам.
Кроме того, налогоплательщики обязаныпредставлять в региональные
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения
(отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования РоссийскойФедерации, о суммах:
1. начисленного налога в Фондсоциального страхования Российской
Федерации;
2. использованных на выплату пособийпо временной нетрудоспособ­ности, по беременности и родам, по уходу за ребенкомдо достижения им
возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимостигарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на
другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3. направленных ими в установленномпорядке на санаторно-курортное
обслуживание работников и их детей;
4. расходов, подлежащих зачету;
5. уплачиваемых в Фонд социальногострахования Российской Федера­ции.
Для налогоплательщиков единогосоциального налога — не работо­дателей (кроме адвокатов) расчет сумм авансовыхплатежей производит­ся налоговым органом исходя из налоговой базы за предыдущийналого­вый период и соответствующих ставок.
Если налогоплательщики начинаютосуществлять предпринима­тельскую либо иную профессиональную деятельность посленачала очередного налогового периода, то они обязаны в пятидневный срок по ис­течениимесяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый органпо месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого доходаза текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода и предполагаемыхрасходов определяет­ся налогоплательщиком самостоятельно.
Расчет сумм авансовых платежей затекущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммпредполагаемого дохо­да с учетом расходов, связанных с его извлечением.
Новая налоговая декларацияпредставляется также, если в нало­говом периоде будет значительное увеличениедоходов (более чем на 50 %). При значительном уменьшении доходовналогоплательщик вправе представить новую налоговую декларацию. Перерасчетавансовых пла­тежей производится налоговым органом на текущий год по ненаступив­шим срокам уплаты налога, но не позднее пяти дней с момента подачиновой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежитуплате в установленные сроки для очередного авансового пла­тежа либо зачету всчет предстоящих авансовых платежей.
Налогоплательщики, не являющиесяработодателями, обязаны произ­водить уплату авансовых платежей на основанииналоговых уведомлений:
—   за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года вразмере
половины годовой суммы авансовых платежей;
—   за июль — сентябрь — не позднее 15 сентября текущегогода в размере
одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
—   за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующегогода в раз­
мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
     Окончательный расчет налога по итогам налогового периода про­изводитсяналогоплательщиком — не работодателем (за исключением адвокатов) самостоятельнос учетом всех полученных в налоговом периоде
доходов и расходов, связанных с их извлечением. Сумма налога исчисляетсяотдельно в отношении каждого фонда.
Разница между суммами авансовыхплатежей, уплаченными в те­чение налогового периода, и суммой налога,подлежащей уплате в соот­ветствии с налоговой декларацией, должна быть уплаченалибо зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена налогоплательщику.
Исчисление и уплата налога с доходовадвокатов осуществляются юридическими консультациями в порядке, предусмотренномдля налого­плательщиков — работодателей.
Налогоплательщики единого социальногоналога, не являющиеся работодателями, представляют налоговую декларацию непозднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Адвокаты вместе с налоговой декларациейпредставляют от кол­легии адвокатов (ее учреждений) данные о суммах уплаченногоза них налога за истекший налоговый период.
Уплата налога (авансовых платежей поналогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд,Фонд соци­ального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Контроль за правильностью исчисления,полнотой и своевремен­ностью внесения взносов в перечисленные вышегосударственные соци­альные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единогосоциаль­ного налога, осуществляется налоговыми органами РФ.

Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004г.)
2. Горина Г. А. Налоги иналогообложение. Часть 3. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2001.