Эффект финансового рычага. Управление дебиторской задолженностью

СОДЕРЖАНИЕ
1. Эффект финансового рычага
2. Управление дебиторской задолженностью
3. Практическое задание
4. Список литературы

1. Эффектфинансового рычага
Согласно концепцииуправления затратами на прибыль предприятия возможно влиять путем измененияобъема и структуры обязательств предприятия. Данная зависимость называетсяэффектом финансового рычага. Как правило, эффективность привлечения заемногокапитала определяется посредством оценки эффекта финансового рычага.
Эффект финансового рычага– приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаряиспользованию кредита, несмотря на платность последнего.
Эффект финансового рычагавозникает из-за расхождения между экономической рентабельностью активов и ценойзаемных средств (средней расчетной ставкой процента за использование заемныхсредств).
Методика определения эффективностипривлечения заемных средств посредством выявления эффекта финансового рычагавключает следующие этапы:
1) определениерентабельности всего капитала (заемного и собственного);
2) нахождение плечафинансового рычага:
/>,
где    ПФР – плечофинансового рычага;
ЗС – заемные средства;
СС – собственныесредства.
Возрастание плечафинансового рычага, с одной стороны, увеличивает величину эффекта финансовогорычага, с другой стороны, — при большом плече (ПФР > 2) возрастает рисккредитора, могущий привести к увеличению им ставки процента по кредитам, чтоснизит значение дифференциала. Таким образом, плечо рычага нужно регулировать взависимости от величины среднего процента по кредитам;
3) определениедифференциала:
/>
где Д – дифференциал;
СНП – ставка налога наприбыль;
ЭР – средняя расчетнаяставка процента по кредитам;
Следует заметить, чториск кредитора выражен именно величиной дифференциала: чем больше дифференциал,тем меньше риск, и наоборот. Значение дифференциала не должно бытьотрицательным. Отрицательное значение дифференциала означает, что предприятиенесет убытки от использования заемных средств;
4) определениеэффекта финансового рычага:
/>
где ЭФР — эффектфинансового рычага.
Если новое заимствованиеприносит увеличение ЭФР, то оно выгодно;
5) нахождениерентабельности собственных средств и доли эффекта финансового рычага врентабельности собственных средств:
/>
где РСС – рентабельностьсобственных средств.
/>

где ДЭФР – доля эффектафинансового рычага в рентабельности собственных средств.
В зарубежной практикезолотой серединой считается величина ДЭФР, равная 0,25 – 0,35, котораяпозволяет компенсировать налоговые изъятия прибыли;
6) расчет отношенияэкономической рентабельности собственных средств к средней ставке процента. Чембольше эта величина, тем лучше. С приближением этой величины к единице величинадифференциала стремится к нулю, что означает падение эффективностииспользования заемных средств.
В зависимости от того,куда будут инвестироваться заемные средства, возможно изменение структурысебестоимости продукции. Например, вложение заемных средств в развитие основныхпроизводственных фондов будет сопровождаться ростом постоянных издержек, что всвою очередь скажется на прибыли предприятия. Найти оптимальное соотношениемежду вложениями в основной и оборотный капитал довольно трудно. Возможностьвлиять на валовой доход предприятия путем изменения структуры и объема выпускахарактеризуется категорией производственного (операционного) рычага(левереджа).
Эффект производственногорычага показывает степень чувствительности прибыли от реализации к изменениювыручки от реализации. Величина эффекта производственного рычага чрезвычайновозрастает при падении объема производства и приближении его к порогурентабельности (или критическому объему производства), при котором прибыльравна нулю. То есть в этих условиях небольшое увеличение выручки от реализациипорождает многократное увеличение прибыли, и наоборот. Величина эффектаопределяется по следующей формуле:
/>
где ЭПР – эффектпроизводственного рычага;
Ц – цена изделия (единицыпродукции), руб.;
Зпост –постоянные затраты, руб.;
Зпер –переменные затраты, руб.;
П – прибыль от реализациипродукции;
V- объем реализации продукции.
Разница между выручкой отреализации продукции и переменными затратами не ее производство называетсямаржинальной прибылью. Другими словами, маржинальная прибыль, – это частьвыручки от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат иобразование прибыли.
Сила операционного рычагапоказывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении на одинпроцент выручки от реализации продукции. Производственный левередж показываетстепень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объемапроизводства. Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержекпри некотором объеме производства, тем выше производственный левередж, аследовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высокимпроизводственным левереджем могут только те предприятия, которые в состоянииобеспечить большие объемы производства и сбыта. Имеют устойчивый спрос на своюпродукцию. Сочетание большой силы финансового рычага и большого эффектапроизводственного рычага может быть губительным для предприятия.
2. Управлениедебиторской задолженностью
Дебиторская задолженностьявляется неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия.Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность ифинансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.
Современные условияразвития экономики нашей страны предусматривают динамизм развитиявзаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимоуделять дебиторской задолженности.
Очень часто ее определяюткак составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования кфизическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.
Существует тенденцияотождествлять дебиторскую задолженность с коммерческим кредитом. Коммерческийкредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компаниипредоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срокиспользования предоставленных средств ограничен).
Дебиторская задолженность– сумма счетов к получению, форма временного отвлечения средств из оборотапредприятия, возникшая в результате поставки товаров, работ или услуг в кредит.
Дебиторами могут быть какюридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежныесредства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учетаможно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая суммаопределяется на дату баланса.
Обычно экономическаявыгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие врезультате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средстваили их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признатьактивом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Еслитакой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать. Еслизадолженность невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она неможет быть признана активом и не должна отображаться в балансе.
Таким образом,дебиторскую задолженность можно определить как оборотный актив предприятия,который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношенияконтрагентов по оплате стоимости полученного товара (работы, услуги). Этозадолженность за отгруженную продукцию, товары в пути, за поставленнуюпродукцию, за выполненную работу и проч. При этом часть доходов предприятия складываетсяза счет средств, которые только формально принадлежат ему, но не находятся вего хозяйственном обороте.
Работа с дебиторскойзадолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом вдеятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей именеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью,этапов и методов – проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит отспецифики деятельности предприятия и личных качеств руководства.
Так как управлениедебиторской задолженностью является составляющей системы управленияпредприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Крометого, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, иестественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.
Российские специалистывыделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторскойзадолженностью:
– планированиеразмера дебиторской задолженности по компании в целом;
– управлениекредитными лимитами покупателей;
– контрольдебиторской задолженности;
– мотивациясотрудников.
Для управлениядебиторской задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и ихплатежах:
– данные овыставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент;
– время просрочкиплатежа по каждому из счетов;
– размербезнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основанииустановленных фирмой нормативов;
– кредитная историяконтрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
Как правило, такиесведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Однакопрежде чем приступить к исследованию системы, стоит определить принципы учета иконтроля дебиторской задолженности. Выделяют такие этапы управления дебиторскойзадолженностью, как построение системы учета и контроля дебиторскойзадолженности, разработка кредитной политики, автоматизация управлениядебиторской задолженностью.
Проблемы управлениядебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточнотипичны:
– нет достовернойинформации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
– нерегламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
– отсутствуютданные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторскойзадолженности и времени ее оборачиваемости;
– не проводитсяоценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческогокредитования;
– функции сбораденежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения опредоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом несуществует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуютответственные за каждый этап.
Предлагается в процессеуправления дебиторской задолженностью выделять такие этапы.
Первый этап управления –планирование величины дебиторской задолженности – был, есть и будет одним изважнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированиювеличины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторскойзадолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешнихфакторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.
Второй этап. В процессевыполнения учета дебиторской задолженности собирается информация о финансовомположении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности.Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимальногообъема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметьясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельствосвязано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработкиучетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены.Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, аэто не способствует принятию обоснованного решения.
Третий этап управления –контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнениефактических данных учета с плановыми или бюджетными. В эпоху централизованногопланирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночныхусловиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, чтотребует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствиемсистемы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняетнесколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерскихданных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективныйпроцесс управления должен базироваться на общей системе управленияпредприятием.
На четвертом этапе –анализ дебиторской задолженности — исследуются и выделяются факторы, влияниекоторых привело к появлению отклонений фактических параметров состояниядебиторской задолженности от плановых показателей.
Пятый этап – этаразработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения.
Для формированиянескольких возможных решений, направленных на улучшение той ситуации, в которойнаходится предприятие, достаточно информации, собранной еще на стадии анализа.На основе этой информации можно создать систему ограничений относительносоответствующей целевой функции, а также провести ранжирование причин, которыебольше всего влияют на величину дебиторской задолженности. Та же причина можетвызывать несколько последствий, а устранение этих причин моделируется с цельюоценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколькоальтернативных решений или даже определяется оптимальное решение.
Шестой этап — фазареализации одного или нескольких альтернативных решений — на этом этапеосуществляется выполнение принятого оптимального решения или несколькихальтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, атакже порядок реализации принятого решения.
Важным вопросом приуправлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимостиот того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использоватьразнообразные методы управления дебиторской задолженностью.
Традиционнаяклассификация дебиторской задолженности предусматривает ее распределение поправовому критерию на срочную или просроченную. К срочной относится дебиторскаязадолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет меньшеодного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, определенными всоглашениях. Просроченная – это задолженность с нарушением договорных сроков. Существуеттак же понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторскаязадолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашениядолжником. Понятно, что долги такого вида продолжают значиться на балансекредитора, пока есть хоть незначительная уверенность в их погашении.Списываться же с баланса они будут только когда станут безнадежными. Поэтомуотдельно выделим безнадежную дебиторскую задолженность, к которой отнесемтекущую дебиторскую задолженность, относительно которой существует уверенностьв ее невозвращении должником или по которой истек срок исковой давности.
Текущая дебиторскаязадолженность (краткосрочная) – это задолженность, возникшая в процессенормального операционного цикла или погашенная на протяжении 12 месяцев с датыбаланса.
Таким образом, еслизадолженность, которая возникла, не связана с операционным циклом, нопредусматривается, что она будет погашена в срок менее 12 месяцев, то такаязадолженность признается текущей.
Критический срок оплаты — дата, не позднее которой должен быть осуществлен платеж по предоставленномукоммерческому кредиту. Для того чтобы иметь возможность контролировать критическийсрок оплаты, нужно учитывать продолжительность отсрочки платежа, а также датувозникновения дебиторской задолженности. Моментом возникновения дебиторскойзадолженности считается дата перехода права собственности на продукцию отпродавца к покупателю, установленная в договоре. Это может быть дата подписаниядоговора, отгрузки товара со склада продавца, дата поступления продукции кпокупателю и т. д.
В большинстве договоровна поставку товаров с рассрочкой платежа критический срок оплаты определяетсяпутем прибавления установленного количества дней к дате возникновениядебиторской задолженности. Для упрощения расчета критического срока оплатыможно порекомендовать выделить типичные для компании условия предоставленияотсрочки платежа и реализовать возможность их учета в системе управлениядебиторской задолженностью.
При этом следуетотметить, что в любой компании могут возникать случаи, когда заключаютсядоговоры, условия оплаты в которых отличаются от типовых. В этом случае оченьважно не использовать в учете типовые условия, которые исказят отчетность попогашению дебиторской задолженности, а делить сумму счета, выставленного поэтому договору, на такое количество составных сумм, по которому можно длякаждой из них однозначно рассчитать критический срок оплаты.
Усложняют управлениедебиторской задолженностью случаи, когда несколько выставленных счетовпогашаются одним платежным поручением или, наоборот, когда один счет погашаетсянесколькими платежными поручениями. В этом случае не всегда ясно, за что расплатилсядебитор и какой из счетов просрочен. Если в назначении платежа дебитором неуказано иное, мы рекомендуем использовать метод ФИФО, то есть считать, чтопокупатели сначала погашают наиболее ранний из выставленных и неоплаченныхсчетов.
Разделы 4-6 кредитнойполитики призваны разграничить уровни управления дебиторской задолженностью.Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторскойзадолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Нередкоза продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющиепротиворечивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел)мотивирован продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами(финансовая служба) – получить денежные средства и минимизировать уровеньзадолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликтуподразделений.
Необходимо не толькораспределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всехзанятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников.
Сделаем заключительные иобобщающие выводы. Дебиторская задолженность – важный элемент оборотногокапитала предприятия. Она показывает как задолженность поставщиков (уплаченныеавансы), так и задолженность покупателей (отгрузка в кредит). Увеличениедебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличениепериода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности. Каждое предприятиедолжно избрать правильную кредитную политику для ускорения расчетов сдебиторами, применяя методы пеней и скидок. В расчетах с кредиторами, напротив,нужно искать способы замедления срока платежа. В управлении оборотнымисредствами большую роль играют комплексные автоматизированные системыбухгалтерского учета и бюджетирования.
3.Практическое задание
Определитепродолжительность операционного, производственного, финансового цикловпредприятия исходя из следующих данных:
– средний периодоборота запасов сырья, материалов составляет 22 дня;
– средний периодоборота незавершенного производства составляет 7 дней;
– средний периодоборота запасов готовой продукции составляет 17 дней;
– средний периодоборота дебиторской задолженности составляет 5 дней;
– средний периодоборота денежных активов составляет 5 дней;
– средний периодоборота кредиторской задолженности составляет 15 дней.
Решение.
Производственный цикл –это время от момента поступления на предприятия материальный ценностей (сырья,материалов и т.п.) до отгрузки готовой продукции.
Производственный цикл(ПЦ) определяется по формуле:
/>, где
ВОЗап – время оборотазапасов, сырья, материалов и т. п. (дн.);
ВОНП – время оборотанезавершенного производства (дн.);
ВОЗГП – время оборотазапасов готовой продукции (дн.).
Таким образом,
/>
Операционный цикл – этовремя от момента поступления материальных ценностей на предприятие до оплатыготовой продукции.
Операционный циклопределяется по формуле:
/>, где
ОЦ – операционный цикл(дн.);
ПЦ – производственныйцикл (дн.);
ВОДЗ – время оборотадебиторской задолженности (дн.);
ВОДА – время оборотаденежных активов (дн.).
Таким образом,
/>
Финансовый цикл – этовремя от момента оплаты поступающих на предприятие материальных ценностей дооплаты готовой продукции.
Финансовый цикл (ФЦ)определяется по формуле:
/>, где
ВОКЗ – время оборотакредиторской задолженности.
Таким образом,
/>
Ответ. Продолжительностьциклов:       ПЦ – 46 дней,
ОЦ – 74 дня,
ФЦ – 59 дней.

Списоклитературы
1. Финансовыйменеджмент: учебное пособие/М. В, Владыка, Т. В. Гончаренко. – М.: КНОРУС,2006. – 264 с.
2. Финансовыйменеджмент/М. Г. Миронов (Справочник руководителя) – М.: ГроссМедиа, 2004. –144 с.
3. Фатхутдинов Р. А.Производственный менеджмент: учебник. М.: Дашков и К°, 2002. – 546с.
4. Стоянова Е. С.Финансовый менеджмент. Теория и практика. М.: Перспектива, 2001. – 264 с.
5. Акулов В. Б.Финансовый менеджмент. Петрозаводск: ПетрГу, 2002. – 154 с.
6. Управлениедебиторской задолженностью    . Автор: Валентина Смачило, к.э.н., ЕвгенияДубровская, Харьковский государственный технический университет строительства иархитектуры. Журнал «Финансовый Директор ISSN 1680 – 1148 №5-2007.
7. Финансовыйменеджмент: Учебник для вызов/Г.Б.Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Краева и др.; Подред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.
8. Козлова О. И. др.Оценка кредитоспособности предприятий. М.: АО «АРГО», 1993.
9. Экономическийанализ: Учеб./Г.В.Савицкая. – 9-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640с. – (Экономическое образование).
10. Шеремет А. Д.,Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. – М., ИНФРА-М, 1998. – 343 с.