Эффективность инвестиций в человеческий капитал в Ставропольском крае. Концепция эффективности труда

«Эффективность инвестиций в человеческий капитал в Ставропольском крае. Концепция эффективности труда». Ставрополь, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение … 3 Глава 1… 1. Классификация факторов и условий эффективности труда… ……… 2. Материально-технические факторы производительности труда………6 3.

Организационные факторы производительности труда… 4. Социальные факторы производительности труда… 7 Глава 2….….….9 1. Об инвестиционной привлекательности Ставропольского края …….…2. Социально-экономическое положение Ставропольского края….…….3. Инвестиции в человеческий капитал в Ставропольском крае …… 15 4.

Реализация проекта «Здоровье»… ………15 Заключение…19 Библиография…21 Введение В 1979 г. американский экономист, лауреат Нобелевской премии Теодор Уильям Шульц основал понятие человеческого капитала. Под человеческим капиталом понимают врожденные способности и таланты индивида, полученные им образование и квалификацию, состояние его здоровья и степень трудовой мобильности.

В современных условиях в развитых странах с рыночной экономикой придается огромное значение инвестициям в человеческий капитал, повышающим качество и производительность ресурса труда и включающим затраты на образование, здравоохранение, а так же повышение мобильности работников. К сожалению, ограниченность финансовых средств и инвестиционных ресурсов в России обусловливает то, что вложения в развитие человека все еще рассматривается как некая альтернатива

повышения эффективности производства, а не как средство ее повышения, в отличие от зарубежных стран, в которых уже приняли на вооружение концепцию «человеческих отношений» в производстве. Россия только вступила в этот процесс, и одним из ключевых направлений новой стратегии развития российской экономики будет являться расширение инвестиций в “человеческий” капитал, что позволит повысить уровень социально-экономического благосостояния населения.
При этом активная социальная политика будет связана не только с расширением бюджетных расходов на поддержку наименее социально защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов и детей) и увеличение оплаты труда работников социальной сферы и военных, также будет, разрабатывается комплекс мер по кардинальному реформированию сектора здравоохранения, образования и науки. Все это должно обеспечить рост качества представляемых услуг и уровня жизни населения. Глава 1 Концепция эффективности труда.

Концепция эффективности труда – это система факторов являющихся, основополагающими в развитии человека в процессе трудовой деятельности. Они включают в себя как гуманизацию труда, так и повышение качества трудовой жизни и развития человеческого потенциала. На уровень и динамику эффективности труда влияет совокупность факторов, а также внешних условий, усиливающие или ослабляющие их действие. Особое значение для повышения эффективности труда на предприятии (в организации)

имеют внутренние факторы: материально- технические, организационные, социальные, а также изменение масштабов производства. Немаловажное значение имеют и внешние частично регулируемые факторы, такие как изменение структуры и ассортимента продукции под воздействием рыночной конъюнктуры и уровень внешних поставок. Классификация факторов и условий изменения эффективности труда. Производительность (эффективность трудовой и производственной деятельности) труда изменяется под влиянием

множества факторов, способствующих ее повышению или снижению. Под факторами в данном случае подразумевают движущие силы или причины, оказывающие воздействие на уровень и динамику производительности труда. Выделяют также условия для изменения производительности труда – это процессы и явления, ослабляющие или усиливающие действие того или иного фактора. К ним можно отнести: • природно-климатические условия, имеющие существенное значение для сельского
хозяйства, ряда добывающих отраслей; • особенности налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, инвестиционной, структурной экономической политики государства, • определяющие финансовые возможности и экономическую отдачу инвестиций в расширение и техническое перевооружение производства; • особенности проводимой государством промышленной политики (уровень расходов на научные исследования, стимулирование частных инвестиций в инновационные проекты, уровень расходов на образование); • особенности социальной

политики (проводимые в жизнь концепции занятости, доходов и социальной защиты населения, развития человеческого потенциала страны); • стабильность и предсказуемость политической ситуации. Также существуют регулируемые факторы, к которым обычно относят внутренние факторы, объединенные по своему содержанию и сущности в три основные группы: • материально-технические, связанные с техническим уровнем производства, совершенствованием технологий, техники, применяемых материалов; • организационные,

характеризующие организацию труда, производства и управления; • социально-экономические, относящиеся к человеческому компоненту производства – качеству работников, их мотивированности и удовлетворенности трудом. Регулируемые факторы оказывают на производительность труда опосредованное воздействие. Так, повышение благосостояния работников, изменения в системе оплаты труда могут оказать влияние на производительность через повышение удовлетворенности трудом, рост заинтересованности в его результатах.

К регулируемым факторам, относят большинство социально-экономических факторов. Их можно разделить в зависимости от того, требует ли они привлечения дополнительных инвестиций. Так, использование материально-технических факторов, как правило, требует существенных капиталовложений. Надо отметить, что в зависимости от финансового положения предприятия, возможности привлечения внешних инвесторов, получение долгосрочных кредитов регулируемые факторы, требующие инвестиции, могут перейти
в разряд частично регулируемых, а порой и нерегулируемых. Материально-технические факторы производительности труда. К материально-техническим факторам можно отнести: • модернизацию действующего оборудования; • замену устаревшего оборудования новым, более производительным; • повышение уровня механизации и автоматизации производства; • внедрение новых, прогрессивных, в том числе ресурсосберегающих технологий; • использование

новых, прогрессивных видов сырья и материалов, в том числе материалов с заранее заданными свойствами; • использование новых источников энергии (атомной, геотермальной и проч.) • повышение конструктивной технологичности изделий (разработка конструкций, снижающих трудоемкость сборки, ремонта, обслуживания); • повышение качества продукции. Организационные факторы производительности труда. Организационные факторы производительности труда во многом определяют степень реальной экономической

отдачи материально-технических факторов. К организационным факторам относятся: • совершенствование организации управления, отработку управленческих процедур и технологий их осуществления, автоматизацию систем управления; • совершенствование организации производства, в том числе улучшение его материально-технического и кадрового обеспечения; повышение качества текущего и перспективного планирования, оперативной диспетчеризации производственного процесса; совершенствование организации производственных подразделений, расстановки

оборудования, транспортных потоков, а также организации вспомогательных служб и хозяйств; • транспортного, складного, ремонтного, инструментального, хозяйственно-бытового, энергетического и другого обслуживания; • совершенствование организации труда. Все организационные факторы тесно взаимосвязаны и представляют собой единую систему труда, производства и управления. Особенности их воздействия на производительность труда заключается в существенном влиянии на использование
совокупного фонда рабочего времени, позитивное воздействие проявляется в сокращении его потерь и нерациональных затрат. Организационные факторы выступают как экстенсивные (число отработанных часов возрастает). Однако они же ведут к снижению трудоемкости производства продукции, его обслуживания и управления, улучшению использования оборудования, более рациональному расходованию инструмента, сырья, материалов, сокращение брака и повышение качества продукции и в этом аспекте являются интенсивными факторами повышения

производительности труда. Социальные факторы производительности труда. Совершенствование материально-технической базы производства, внедрение организационных новшеств происходит в результате активной трудовой деятельности людей. Движущей силой здесь выступает интерес к достижению определенного результата, что, в свою очередь, позволяет удовлетворить материальные и социальные потребности участников экономической деятельности.

Кроме заинтересованности, все они должны обладать определенным уровнем профессиональной подготовки и общего развития, необходимыми личными качествами, здоровьем, что предопределяется социальными факторами. К числу социальных факторов относятся: • материальная и моральная заинтересованности в результатах индивидуальной и коллективной деятельности; • уровень квалификации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, общий культурно-технический уровень работников; • отношение к труду и трудовая дисциплина;

• здоровье и уровень благосостояния; • экономическая и правовая защищенность; • взаимоотношения в коллективе, его стабильность и сплоченность; • развитие корпоративной трудовой морали, идеологии корпорации, формирование чувства причастности к делам фирмы, «духа единой команды». Влияние социальных факторов на производительность труда является опосредственным, проявляясь в росте удовлетворенности трудом и повышении трудовой активности, инициативы, ответственности, самодисциплины
и самоконтроля. Глава 2 Человеческий капитал. Эффективность инвестиций в человеческий капитал. Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассмотреть как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы.

Затраты времени и денежных средств, необходимых для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассмотреть как инвестиции в человеческий капитал. Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если принесут отдачу, окупятся, т. е. если полученное образование или профессиональная подготовка обеспечат более высокий уровень доходов. Для эффективности инвестирования в человеческий капитал необходимо проводить постоянное обучение и

развитие персонала. К числу таких совершенствований обычно относят форсированное развитие науки и техники, динамику внешней среды, изменение спроса потребителей, новые предложения конкурентов и т.п. Естественно, что постоянное производственное обучение требует определенных инвестиций в человеческий капитал. ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Ставропольский край – географический центр Предкавказья, перекресток торговых путей «Север –

Юг», «Европа – Азия». Такое географическое положение издавна привлекает масштабные товаропотоки. Край располагает развитой сетью железных и автомобильных дорог, подземного трубопроводного транспорта. Транспортная инфраструктура обеспечивает надежную связь со всеми населенными пунктами края, регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья, позволяет выходить на порты Черного и Азовского морей. Два аэропорта в городах
Минеральные Воды и Ставрополь имеют статус международных, имеются две таможни. За последние годы через Ставрополь пролегли трассы подземных нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума и «Баку – Новороссийск» – газовая магистраль «Голубой поток». В крае расположены самые мощные на Северном Кавказе Ставропольская и Невинномысская ГРЭС. Имеется каскад

Кубанских ГЭС. Суммарно они способны выработать до 25 млрд. киловатт-часов электроэнергии в год. Собственное потребление составляет около трети от производимой мощности. Ставрополь является энергетическим донором Юга России. На территории края действует 11 самостоятельных кредитных организаций. Страховую защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц края ведут 25 страховых компаний.

Более 10 лет осуществляет свою деятельность Северо-Кавказская универсальная биржа, признанная лучшей биржей Юга России по организации торговых закупок для государственных нужд и снижению бюджетных издержек в этом процессе. Ставропольский край – регион с достаточно высоким промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Промышленный комплекс края насчитывает 347 крупных и средних предприятий и около 2 тысяч

малых. Главным богатством и средством производства является земля. Общая площадь сельхозугодий составляет более 5,5 млн. га. На площади свыше 40% территории края залегают высокопродуктивные черноземные почвы. Активными темпами возрождается животноводство. В целом, привлекательность региона для иностранных инвесторов обусловливается следующими критериями: • развитая транспортная инфраструктура; • богатые природные ресурсы;

• геополитическая значимость; • наличие предприятий, потенциально готовых к освоению иностранных инвестиций. В сложившейся ситуации Ставропольский край с его емким внутренним рынком, значительным научно-техническим потенциалом, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире. В 2005 году по сравнению с предыдущим годом в крае заметно увеличилась активность иностранных инвесторов.
В регион поступило 34,3 млн. долларов иностранных инвестиций, что в 3,9 раза больше, чем в 2004 году. На долю прямых иностранных инвестиций в 2006 году пришлось 64%, при этом их объём составил 22 млн. долларов. Около 70% всех прямых инвестиций было направлено в сельское хозяйство. Иностранные инвестиции, предоставленные в виде кредитов – в размере 11 млн. долларов вкладывались преимущественно в промышленность. Таким образом, в 2006 году в экономику

Ставропольского края поступило 59,6 млн. долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в 2005 году. Социально-экономическое положение Ставропольского края. Итоги работы организаций разных видов экономической деятельности в январе-сентябре 2007 г. свидетельствуют о поступательном развитии экономики и социальной сферы края. Больше, чем в соответствующем периоде 2006 г произведено промышленной и сельскохозяйственной продукции,

реализовано потребительских товаров и услуг населению, вложено инвестиций в развитие экономики, введено в эксплуатацию жилья, производственных объектов и социально-культурной сферы. В сельском хозяйстве получен весомый урожай зерна, наращиваются объемы животноводческой продукции. Обеспечиваются достаточно высокие темпы прироста как номинальных, так и реальных денежных доходов населения. Устойчиво финансовое состояние большинства организаций.

Стабильно снижается задолженность по заработной плате. Улучшается ситуация на рынке труда: уменьшается число официально зарегистрированных безработных, увеличивается численность занятых. Приостановлен процесс депопуляции населения: рождаемость увеличилась на 10,1%, смертность снизилась на 7,6 %. Наряду с позитивными динамическими показателями край еще отстает от среднероссийского уровня в расчете на одного жителя. Уровень инфляции в крае в 1,4 раза выше соответствующего периода
прошлого года. Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2007 г. составил 108% относительно соответствующего периода предыдущего года (в январе-сентябре 2006 г. — 104,1%), в том числе по видам экономической деятельности: “добыча полезных ископаемых” — 97,2% (119,7%), “обрабатывающие производства” — 114,5% (98,7%), “производство и распределение электроэнергии, газа и воды” — 94,3% (114,7%). Среди обрабатывающих производств ниже уровня 9 месяцев 2006 года сработали организации,

осуществляющие пошив текстильных и швейных изделий (индекс составил 94,7%), обработку древесины и производство изделий из дерева (95,8%), предприятия по производству нефтепродуктов (62,2%). Объем продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2007 г. составил 63,5 млрд. рублей, что на 7,5% больше, чем за 9 месяцев 2006 г. Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в сентябре по сравнению с декабрем 2006 года составил 119,9%.

При этом на продукцию животноводства соответственно 105,3% против 101,2% в 2006 г. и на продукцию растениеводства – 124,9% против 116,7% (в том числе на зерновые культуры соответственно 129,6% против 120,2%). По состоянию на 1 октября т.г. уборка зерновых культур во всех категориях хозяйств проведена, по предварительным данным, на площади 1994,5 тыс. га. Организациями всех форм собственности за девять месяцев 2007 г. введено в действие жилых домов общей площадью 651,7 тыс. кв. метров, что на 26,2% больше, чем за девять месяцев 2006

года. Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 2679 жилых домов общей площадью 410,1 тыс. кв. метров, что на 38,7% больше, чем в январе-сентябре 2006 г. Индивидуальное строительство занимает в общем объеме введенного жилья 62,9%. В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2007 год предусматривалось выделение государственных инвестиций на строительство в крае 82 объектов.
Из 40 объектов, намеченных к вводу в действие в текущем году, за 9 месяцев введены в эксплуатацию только 2 школы. За 9 месяцев 2007 года осуществлен ввод в действие производственных мощностей и объектов социально-культурной сферы: линий электропередачи, газовых сетей, мощностей по производству пищевых продуктов, помещений для крупного рогатого скота, зерносеменохранилищей, торгующих организаций, ресторанов, кафе, телефонных станций, организации здравоохранения, образования и туризма.

Доходы консолидированного бюджета, по данным Минфина края, за январь-август 2007 года составили 30,3 млрд. рублей, расходы — 25,1 млрд. рублей, т. е. бюджет исполнен с профицитом в сумме 5,2 млрд. рублей. Уровень инфляции в крае за девять месяцев 2007 г. в 1,4 раза выше соответствующего уровня в 2006 г. Индекс потребительских цен в сентябре т.г. по сравнению с декабрем 2006 года составил 108,4% против 106,0% в соответствующем периоде 2006 года. Потребительские товары за девять месяцев т.г. подорожали на 7,7%,

из них продовольственные товары — на 10,1 %, непродовольственные — на 5,1%. Тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, увеличились на 10,7%, что на 0,5 процентных пункта выше, чем за девять месяцев прошлого года. В сентябре т.г. произошел резкий скачок цен на потребительские товары (на 2,0%) и цен — производителей строительной (на 2,95%) и сельскохозяйственной (на 8,8%) продукции. Цены на продовольственные товары за месяц возросли на 2,3%, без учета плодоовощной продукции — на 3,9%

против 0,1 и 0,4% соответственно в сентябре 2006 г. В сентябре на 87% наблюдаемых продовольственных товаров зарегистрировано увеличение цен. По сравнению с августом т.г. зарегистрирован значительный прирост цен на масло подсолнечное — на 32,1%, на масло сливочное — на 10,9%, на молоко и молочную продукцию — на 10,2%, на яйца — на 6,4%, на крупу и бобовые — на 4,3%. Снижение цен за этот период отмечено лишь на сахар и плодоовощную продукцию (на 1,9-9,2%).
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по краю в конце сентября 2007 г. составила в расчете на месяц 1594,1 руб что на 0,1% выше, чем в августе 2007 г. и на 13,7% больше, чем в декабре 2006 года. За сентябрь повысились и тарифы на платные услуги — на 1,2%, в основном за счет повышения платы за обучение в системе образования — на 8,4%. Оборот розничной торговли увеличился на 14,6% по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. и составил 107,0 млрд. руб.

В его структуре 81,0% приходится на торгующие организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной сети (в январе-сентябре 2006 г. — 75,7%). Одновременно сократилась доля рынков до 19,0% против 24,3%. Объем продаж в торгующих организациях увеличился на 22,5%, а на рынках уменьшился на 10,2%. Номинальные среднедушевые денежные доходы населения за январь-август 2007 г. составили 7293,3 руб.

и увеличились по сравнению с январем-августом 2006 г. на 17,9%, реальная их величина возросла на 9,1%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника за этот период составила 8032,8 руб. и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 25,8%, а в реальном выражении — на 16,8%. На рынке труда сохраняется стабильная занятость населения при снижении численности безработных. На регистрируемом рынке труда продолжается снижение численности официально зарегистрированных безработных

относительно соответствующего периода прошлого года. В сравнении с сентябрем 2006 года их число сократилось на 31,5%, а с январем т.г. — в 1,7 раза. К концу сентября органами государственной службы занятости края был присвоен статус официального безработного 19,8 тыс. человек (1,5% экономически активного населения против 2,2% в сентябре 2006 г.). Демографическая ситуация в крае заметно улучшается.
В январе-августе 2007 г после длительного периода, зарегистрирован прирост численности населения края. Миграционный прирост (6404 человека) перекрыл его естественную убыль (4862 человек) на 31,7%. По состоянию на 1 сентября, по оценке, численность населения края составила 2702,7 тыс. человек. Уменьшается депопуляция за счет роста рождаемости на 10,1% и снижения смертности на 7,6%. За восемь месяцев т.г. естественная убыль составила 1,3 (в расчете на 1000 жителей) против 4,8 в январе-

августе 2006 г. Инвестиции в человеческий капитал в Ставропольском крае. В настоящее время основными инвестиционными проектами, как в Ставропольском крае, так и по всей России являются проекты инвестирования образования, здравоохранения, аграрного комплекса, а также проекты доступного жилья. Реализация этих мероприятий, основано на повышении качества жизни, решение демографических проблем,

проблем здоровья, а также на замене устаревшего оборудования, подготовке и переподготовке врачей общей практики. Среди проектов, претендентов на финансирование, первым будет реализован, проект здравоохранения («Здоровья»). Реализация нацпроекта «Здоровье». Медицина Ставропольского края занимает прочные по¬зиции на юге России, является лидером внедрения индуст¬риальной модели управления качеством медицинской по¬мощи.

Это яв¬ляется хорошей стартовой позицией для реализации в крае приоритетного национального проекта «Здоровье». В его рамках начата ра¬бота, результаты которой реально приближают медицин¬скую помощь до конкретного человека, повышают его ин¬формированность и заинтересованность в профилактике за¬болеваний и сохранении собственного здоровья. Первоочередное внимание сосредоточено на укомплектовании участковых терапевти¬ческой и педиатриче¬ской служб необходимым оборудованием.
Несмотря на определенные трудности, связанные с реализацией данного направления работа в рамках проекта проводится по нескольким пунктам: 1. В феврале 2007г. заключено Соглашение о взаимодействии при реализации проекта между Минздравсоцразвития Российской Федерации и Правительством Ставропольского края, которое было утверждено на апрельском заседании краевого

Правительства. Аналогичные соглашения были позднее заключены Минздравом края с администрациями муниципальных образований. 2. 28 февраля текущего года был утвержден региональный сетевой график реализации указанного проекта, который выполняется в соответствии с установленными сроками. Главной проблемой российского здравоохранения является кадровый дефицит.

В первичном звене и экстренных медицинских службах он достиг опасной черты. Острая нехватка квалифицированных специалистов, перегрузка медперсонала значительно снижают уровень медицинской помощи. Ключевым звеном в системе мер по повышению доступности и качества медицинской помощи должно стать укрепление кадрового потенциала здравоохранения и кардинальное улучшение социального положения медицинских работников. С этой целью продолжается подготовка и переподготовка врачей общей практики,

участковых терапевтов и педиатров, укомплектование медицинскими кадрами участковой службы. В первом полугодии текущего года прошли обучение на циклах повышения квалификации 46 врачей общей (семейной) практики, 70 врачей терапевтов – участковых и 69 врачей педиатров – участковых. В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 году предусматриваются денежные выплаты медикам, работающим в учреждениях здравоохранения муниципальных образований, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь. С этой целью лечебно-профилактические учреждения края заключили договоры с краевым фондом ОМС и открыли отдельные счета в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ. Денежные выплаты медицинским работникам, оказывающим первичную медицинскую помощь, производятся с января 2006 года. Но, к сожалению, пока еще не для всех категорий медицинских работников повысилась заработная плата. По данным Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования

объем финансовых средств, использованных учреждениями здравоохранения на осуществление денежных выплат за 6 месяцев 2006 года, составил более 101 млн. руб в том числе врачам – 64 млн. руб медсестрам – 37 млн. руб. Реализация данного проекта уже приносит первое ощутимое улучшение ситуации с кадрами в первичном звене. Численность принятых на должность врачей значительно опережает количество уволившихся – 162 и 18 соответственно. Аналогичная ситуация складывается и с медицинскими сестрами, работающими в

рамках национального проекта: принято на работу – 217, а уволилось – 49. Одним из важнейших разделов профилактики болезней является иммунизация. В целях подготовки к реализации мероприятий по разделу проекта специалистами Минздрава и Роспотребнадзора по Ставропольскому краю были определены контингенты детского и взрослого населения, подлежащего вакцинации. Разработан и утвержден

План мероприятий по реализации приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения на 2006-2007 гг. в части дополнительной иммунизации населения края в рамках Национального календаря профилактических прививок против краснухи, вирусного гепатита В, полиомиелита и гриппа. Всего в край поступило 816 тысяч доз вакцины против гепатита В, на общую сумму 56 млн. 729 тыс. рублей. Еще одна назревшая проблема, требующая решения в рамках национального
проекта «Здоровье» – слабость материально-технической базы большинства учреждений здравоохранения края. Оборудование многих медицинских учреждений, особенно в сельской местности, морально устарело либо имеет полный износ. По состоянию на 1 января 2006 года, износ медицинского оборудования в ЛПУ края составил 80%, а санитарного автотранспорта – 76%. В рамках реализации проекта «Здоровье» Ставропольскому краю из федерального бюджета выделено 340 млн.

рублей для приобретения диагностического оборудования и 85 млн. рублей для приобретения машин скорой медицинской помощи и реанимобилей. В конечном итоге, в пределах выделенных сумм и с учетом стоимости поставляемого оборудования и санитарного автотранспорта для нашего региона определено: 472 единиц медицинского оборудования и 149 машин скорой медицинской помощи, а также 2 реанимобиля. В Ставропольском крае создана система управления и координации проектом «Здоровья», осуществляется

взаимодействие по реализации проекта между федеральными, краевыми и муниципальными органами исполнительной власти. Так в частности, с 3 по 5 мая 2006 года специалистами федерального Росздравнадзора проведена проверка хода реализации национального проекта «Здоровье» в учреждениях здравоохранения Ставропольского края. По результатам проверки был сделан вывод о том, что в Ставропольском крае проводится целенаправленная работа по реализации национального проекта «Здоровье»,

и в целом регион по всем направлениям готов к его реализации. Заключение Уже 1980-х гг. в мире все четче формировалось осознание того, что человечество находится на распутье и сложившаяся модель мировоззрения является не эффективной. Об этом все чаще стали говорить ученые, политики, бизнесмены, представители общественных организаций. Традиционная модель экономического роста развитых стран во многом исчерпала себя и она не может быть
предназначена для других стран в качестве образца. Западная модель более не подходит не для кого. Сложившаяся модель развития и соответствующий характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. В качестве критических недостатков сформировавшейся модели можно выделить следующие: недоучет потребностей беднейших слоев населения; растущий разрыв между бедными и богатыми странами; недоучет интересов следующих

поколений; нарастание экологической деградации, угрожающей человечеству. Важной общей причиной кризисных для человечества явлений можно считать своеобразную абсолюдацию экономического роста, признание увеличения материального благосостояния, производства товаров и услуг как важнейшей цели развития. Из контекста развития выпал собственно человеческий фактор. В попытках выхода из кризиса необходимо реализовать новые взгляды на развитие.

Я отмечу только четыре концепции, разработанные в рамках или при участии двух ведущих международных организаций – ООН и Всемирного банка: – человеческое развитие – устойчивое развитие – новый взгляд на богатство – переход к экономике основанной на знаниях Эти концепции воплотили в себе лучшие теоретические и практические разработки представителей многих стран и стали в определенной степени «официальными» для человечества с учетом высокого статуса поддерживающих

их организаций. Они одобрены большинством стран на международном уровне и отраженны в их внутренней политике. Общим в этих концепциях стало выделение на первый план человеческого фактора во всем его многообразии, роли человеческого капитала для будущего. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Рощин С.Ю Разумова Т.О.Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. – М.: ИНФА-М, 2001. – 400 с. – (
Серия «Высшее образование»). 2. Каз М.С. Динамика экономического знания и мотивация труда: Учебное пособие. – МО РФ Томский государственный университет, 2003 352 с. 3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Http://stavropol.ru/srv/kraykomstat/inde x.html. 4.

Официальный сайт инвестиционной политики Ставропольского края. http://www.stavinvest. ru. 5. Материалы региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказский регион». СевКавГТУ, 2006. http://www.ncstu.ru. 6. Приоритетные национальные проекты. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. http://www.rost.

ru. 7. Сайт министерства экономического развития и торговли Ставропольского края. http://www.minstavsu.ru. 8. Институт региональной политики. http://www.regionalistica.ru.