Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза
Колледж
Курсовая работа
По дисциплине: «Финансы предприятия»
На тему: «Эффективность использования оборотных средств и пути её повышения»
Выполнила: ст-ка гр. Фин-35
Толепбергенова С.С.
Проверил: преподаватель
Камалиева Ш.Т.
Караганда — 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ формирования и использования оборотного капитала
1.1 Сущность оборотного капитала предприятия и его организация
1.2 Источники формирования оборотного капитала
1.3 Модель использования заемного оборотного капитала предприятия
2. АНАЛИЗ модели формирования и использования оборотных средств на ПРЕДПРИЯТИи ТОО «ВЕСТА GROUP»
2.1 Анализ структуры оборотных средств
2.2 Анализ использования оборотного капитала предприятия
2.3 Анализ чистого оборотного капитала и модели кредитного финансирования
3. Оптимизация управления оборотными средствами предприятия ПУТЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Финансы предприятия представляют собой денежные отношения, связанные сформированием и распределением финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия выполняют три основные функции: формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия; обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение участия предприятия в осуществлении социальной политики. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия.
Управление финансами предприятия означает управление финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.
В условиях рыночной экономики коренным образом изменяется механизм управления финансами на предприятии. Организация эффективного управления финансовыми ресурсами с учетом методов, адекватных рыночной экономике, осуществляется в рамках финансового менеджмента. Важное место в имуществе предприятия занимает оборотный капитал — часть капитала, вложенная в текущие активы, которая обеспечивает бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотный капитал предприятия представляет собой экономическую категорию, в которой переплетается множество теоретических и практических аспектов. Среди них весьма важным является вопрос о сущности, функциях и источниках формирования оборотного капитала.
Организация оборотного капитала на предприятии является основополагающей в общем комплексе проблем повышения эффективности его формирования и использования. Источники формирования оборотного капитала оказывают влияние на скорость его оборота и эффективность использования. Деление оборотного капитала на собственный и заемный указывает источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотного капитала в постоянное или временное пользование. В теории финансового менеджмента принято выделять различные модели использования заемного оборотного капитала: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Выбор той или иной модели финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и долгосрочными активами. Вообще, основной целью управления оборотным капиталом является достижение компромисса между ликвидностью, доходностью и оборачиваемостью. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы. Цель курсовой работы — исследовать теоретические основы и действующую практику формирования и использования оборотного капитала на предприятии. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены задачи:
исследовать теоретические основы формирования и использования оборотного капитала;
проанализировать модель формирования и использования оборотного капитала на ТОО «Веста Group»;
изучить возможности оптимизации модели управления оборотным капиталом на предприятии.
Объект исследования послужило ТОО «Веста Group», функционирующее в сфере реализации спортивного и охотничьего снаряжения.
Методологической базой для исследования послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, труды отечественных и зарубежных финансистов, а также финансовая отчетность предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ формирования и использования оборотного капитала
1.1 Сущность оборотного капитала предприятия и его организация
Предприятие создается для организации предпринимательской деятельности, социально-экономической целью которой является обеспечение общественных потребностей и извлечение дохода. По своему содержанию деятельность предприятий включает производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, операции на фондовом рынке. Предприятие может осуществлять какой-либо из видов деятельности, либо одновременно все виды.
Каждое предприятие, осуществляющее производственно-хозяйственную деятельность должно обладать имуществом. Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном бухгалтерском балансе.
Важное место в имуществе предприятия занимает оборотный капитал — часть капитала, вложенная в текущие активы, которая обеспечивает бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотный капитал предприятия представляет собой экономическую категорию, в которой переплетается множество теоретических и практических аспектов. Среди них весьма важным является вопрос о сущности, функциях и источниках формирования оборотного капитала.
Оборотный капитал можно определить и как денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Одним из условий непрерывности производства является постоянное возобновление его материальной основы средств производства. В свою очередь, это предопределяет непрерывность движения самих средств производства, происходящего в виде их кругооборота.
В своем обороте фонды последовательно принимают денежную, производительную и товарную формы, что ведет к их разделению на производственные фонды и фонды обращения. Вещественным носителем производственных фондов являются средства производства, средства труда, предметы труда. Готовая продукция вместе с денежными средствами в расчетах образует фонды обращения.
К оборотным производственным фондам предприятий относят часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда в отличие от основных производственных фондов расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических средств. Они теряют свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления. Оборотные производственные фонды состоят из трех частей: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.
Фонды обращения обслуживают сферу производства. Они включают готовую продукцию на складе, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.
Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья, материалов, топлива и других средств производства — первая стадия кругооборота. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Завершением первой стадии прерывается товарное обращение, но не кругооборот.
Вторая стадия кругооборота совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму — из производительной она переходит в товарную.
Третья стадия кругооборота заключается в реализации произведенной готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Прерванное товарное обращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия.
Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения. Анализ кругооборота фондов предприятий показывает, что авансируемая стоимость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, авансируемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частями одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах.
Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме. В теории и практике эта стоимость приняла название оборотных средств.
Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь же стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кругооборота и вступая в следующий.–PAGE_BREAK–
Момент авансирования представляет собой одну из существенных и отличительных черт оборотных средств, так как он играет важную роль в установлении их экономических границ. Временным критерием для авансирования оборотных средств должен являться не квартальный или годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий.
Итак, оборотные средства — это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения.
Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток оборотного капитала будет тормозить ход произведенного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.
Организация оборотного капитала на предприятии является основополагающей в общем комплексе проблем повышения их эффективности. Организация оборотного капитаа включает:
— определение состава и структуры оборотных средств;
— установление потребности предприятия в оборотных средствах;
— определение источников формирования оборотных средств;
— распоряжение и маневрирование оборотными средствами;
— ответственность за сохранность и эффективное использование оборотных средств.
В теории финансового менеджмента существуют 2 трактовки понятия системной части оборотного капитала. Согласно первой трактовки постоянный капитал – эта та часть денежных средств, дебиторской задолженности, производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течении всего операционного цикла. Это может быть усредненная по временному параметру величина оборотных активов, находящихся в свободном ведении предприятия.
Согласно второй трактовки системная часть может быть определена как минимум оборотных активов, необходимый для осуществления текущей деятельности. Это означает, что предприятию необходим минимум денежных средств на расчетном счете, как некий аналог резервного капитала.
Варьирующая часть (переменная) возникает в связи с дополнительными потребностями предприятия и формируемыми активами.
Например: В пиковые моменты деятельности, связанные либо с форс-мажорными обстоятельствами либо со страхованием от таких обстоятельств или же с сезонностью производственной деятельностью.
Целевой установкой политики управления оборотными активами являются:
Определение объема и структуры оборотных активов,
Определение источников их покрытия,
Определение соотношения между источниками покрытия, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия ,
Поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельности и, в частности, поддержание определенного уровня ликвидности оборотных активов,
Заключается в том, что оборотный капитал, с одной стороны должен быть достаточно доходным, а с другой стороны быстрооборачиваемым. Если достигается высокая рентабельность производства готовой продукции, то это означает, что мы достигаем высокой рентабельности продаж.
Основной целью управления оборотным капиталом является достижение компромисса между ликвидностью, доходностью и оборачиваемостью.
В соответствии с целью курсовой работы рассмотрим более подробно рассмотрим такой аспект функционирования оборотного капитала, как его формирование.
1.2 Источники формирования оборотного капитала
Источники формирования оборотного капитала оказывают влияние на скорость его оборота и эффективность использования. Деление оборотного капитала на собственный и заемный указывает источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотного капитала в постоянное или временное пользование.
Собственный оборотный капитал формируется за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный впитал, накопленный доход и др.). Величина собственного оборотного капитала определяется как разность между итогом раздела IV пассива баланса (капитал и резервы) и итогом раздела I актива баланса (внеоборотные активы).
К собственному оборотному капиталу относят также долгосрочные пассивы, т. е. предполагается, что долгосрочные пассивы предназначены для финансирования основных средств и капитальных вложений. При таком подходе величина собственного капитала определяется как разность между итогом суммы IV и V разделов пассива баланса и итогом раздела I актива баланса.
Для нормальной обеспеченности хозяйственной деятельности предприятия оборотными средствами величина их устанавливается в пределах 1/3 величины собственного капитала. Собственные оборотные средства находятся в режиме постоянного использования. Потребность предприятия в собственном оборотном капитале является объектом планирования и отражается в финансовом плане предприятия.
Заемные оборотные средства формируются в виде банковских кредитов, а также кредиторской задолженности. Они предоставляются предприятию во временное пользование. Часть из них платная (кредиты и займы), другая — бесплатная (кредиторская задолженность).
В общем виде все источники финансирования можно разделить на две группы:
— Внутреннее финансирование (самофинансирование) — подразумевает использование собственного капитала;
— Внешнее финансирование: его источник — заемный капитал.
Рассмотрим подробнее обе группы источников финансирования.
Внутренне финансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов (амортизация и прибыль) и должно обеспечить процессы самоокупаемости и самофинансирования.
Самофинансирование представляет собой финансирование деятельности хозяйствующего субъекта за счет собственных средств. Различают самофинансирование в узком и в широком смысле. Первое — это финансирование только инвестиционной деятельности за счет собственных средств. Второе — самофинансирование не только развития предприятия, но и его текущей (операционной) деятельности. Основа самофинансирования — финансовая самостоятельность субъектов рынка.
Собственный капитал — это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами. Собственный капитал предприятия включает различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов уставный капитал; нераспределенную прибыль; фонды специального назначения; резервный фонд; средства целевого финансирования, направленные на увеличение фондов накопления предприятия (пополнение его оборотных средств, капитальные вложения и др.).
Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса. Собственный акционерный капитал характеризует источники имущества (активного капитала) обособленного субъекта и включает собственный долгосрочный и текущий капитал.
Заемный капитал — это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Заемные средства могут быть кратко- и долгосрочными. Это обязательства, которые заемщик обязан погасить в течение одного года. Соответственно срокам привлечения заемного капитала подразделяются кредиторы предприятия. Краткосрочный кредитор — это обычно поставщик (продавец) продукции и держатель векселя предприятия. Сроки предоставления заемных средств, а также стоимость их привлечения формируют условия привлечения заемных средств. Формами привлекаемых заемных средств выступают финансовый (банковский и небанковский), коммерческий (в виде предоплаты, авансирования покупателями), товарный (в виде вещи, с рассрочкой платежа) и прочие формы кредитования. Основными кредиторами являются финансово-кредитные учреждения и поставщики. Внешнее финансирование может быть не только заемным, но и формировать собственный капитал предприятия в процессе дополнительной (вторичной) эмиссии акций.
Рассмотрим принципиальные различия между заемным капиталом и собственным капиталом. (Таблица 1)
Таблица 1 — Признаки различия между заемным капиталом и собственным капиталом
Признак
Собственный капитал
Заемныйкапитал
1. Право на участие в управлении капиталом
дает
нет
2. Право на получение части прибыли и имущества
по остаточ-ному принципу
практически дает первоочередное право
3. Срок возврата капитала
не установлен
по договору
4. Льготы при налогообложении
нет
есть, в зависимости от вида заемного капитала
В процессе функционирования предприятия используется 4 основных способа финансирования. Они, в основном, связаны с внешними источниками
Таблица 2 — Способы финансирования
Методы финансирования
Преимущества
Недостатки
1. закрытая подписка на акции между прежними и новыми акционерами
Контроль за предприятием не утрачивается; финансовый риск возрастает незначительно
Объем финансирования ограничен и может сложиться высокий уровень стоимости привлечения средств
2. открытая подписка
Возможна мобилизация крупных денежных средств на достаточно большие сроки; финансовый риск возрастает незначительно
Возможна потеря контроля над предприятием
3. долговое финансирование
Возможно привлечение солидного объема ресурсов; контроль за предприятием не утрачивается; возрастает рентабельность собст.капит.
Финансовый риск возрастает; срок использования и возмещения ограничен
4. комбинированный
Преобладание тех или иных преимуществ (недостатков) наблюдается в зависимости от количественных параметров сформированной структуры средств
1.3 Модель использования заемного оборотного капитала предприятия продолжение
–PAGE_BREAK–
Изменение, колебания потребности в оборотном капитале вызывает объективную необходимость привлечения заемных средств или размещения временно свободных средств, высвобождающихся в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Кредиту принадлежит важная роль в управлении оборотным капиталом предприятия, которая обусловлена выбранной моделью управления оборотными средствами. Место кредита для финансирования текущей деятельности предприятия объективно определено делением всего оборотного капитала предприятия на две части:
постоянный оборотный капитал (системная часть текущих активов), потребность в нем относительно постоянна в течение всего операционного цикла;
переменный оборотный капитал (варьирующая часть текущих активов), потребность в нем изменяется вплоть до полного ее исчезновения в отдельные периоды.
Понятие постоянного оборотного капитала может трактоваться по-разному – как средняя величина текущих активов, используемых предприятием в течение определенного периода времени, или как минимум оборотных средств, необходимых для нормальной текущей деятельности. В любом случае кредиторская задолженность и краткосрочный кредит является основными источниками финансирования потребности предприятия в переменном оборотном капитале.
В теории финансового менеджмента известны четыре модели финансирования текущих активов, которые различаются между собой с точки зрения роли краткосрочных обязательств в текущем финансировании фирмы (таблица 3). Идеальная модель — слишком теоретическая, действительно, трудно представить ситуацию, когда все оборотные средства сформированы за счет краткосрочных долгов, в реальной жизни она практически не встречается. В последних трех моделях (агрессивной, консервативной и компромиссной) главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия необходимо, чтобы внеоборотные активы в совокупности с системной частью оборотных активов покрывались долгосрочными пассивами. В сущности, выбор модели финансирования зависит от отраслевых особенностей кругооборота капитала, скорости его оборота, равномерности поступления выручки. Так, например, торговое предприятие может позволить себе большие суммы краткосрочной задолженности, не нарушая своей ликвидности. Заметим, что роль краткосрочных обязательств и их доля в составе источников финансирования текущей деятельности фирмы возрастает в направлении «консервативная – компромиссная – агрессивная – идеальная модель», риск нарушения ликвидности фирмы при этом изменяется в том же направлении. При этом даже консервативная модель управления оборотным капиталом предполагает обязательное использование кредита для покрытия части варьирующих активов. Таким образом, кредит органично встроен в процесс управления оборотным капиталом фирмы, именно он обеспечивает маневренность поведения и адекватность реакции ее финансового обеспечения на изменение конъюнктуры рынка или рыночной стратегии компании.
Таблица 3 — Роль кредита в управлении оборотным капиталом
Наименование модели управления оборотным капиталом
Роль краткосрочного кредита и кредиторской задолженности
Риск с позиций ликвидности
Идеальная
За счет краткосрочных обязательств финансируются полностью все текущие активы, то есть и их переменная часть то же
Наибольший риск, особенно если есть вероятность, что нужно одновременно погасить все обязательства перед кредиторами
Агрессивная
За счет краткосрочных обязательств покрывается полностью варьирующая часть оборотных активов
Весьма рискованна, так как в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможно.
Компромиссная
Варьирующая часть оборотных активов покрывается на 50% за счет краткосрочных обязательств
Наименьший риск, однако, возможно наличие излишних текущих активов и за счет этого снижение прибыли
Консервативная
Варьирующая часть покрывается частично за счет долгосрочных пассивов
Отсутствует риск потери ликвидности, так как нет краткосрочной кредиторской задолженности
Выбор модели управления оборотным капиталом является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющим характер взаимодействия предприятия с кредиторами и дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок.
Использование кредита позволяет обеспечить гибкость финансирования текущей деятельности предприятия, которая включает в себя:
способность оплатить обязательства (поддержание ликвидности);
способность увеличить объем заимствований;
возможность выбора форм заимствований.
Рассмотрим модель управления оборотным капиталом предприятия ТОО «Веста Group».
2. АНАЛИЗ модели формирования и использования оборотных средств на ПРЕДПРИЯТИи ТОО «ВЕСТА GROUP»
2.1 Анализ структуры оборотных средств
Как уже было рассмотрено в теоретической части курсовой работы, существуют четыре вида стратегии финансирования оборотных средств предприятия. Для того, чтобы определить, к какой стратегии относится модель финансирования оборотных активов применяемая на ТОО «Веста Group», необходимо на первоначальном этапе исследовать общую организацию капитала на данном предприятии.
Предварительная оценка финансового положения ТОО «Веста Group» предприятия осуществляется на основе сравнительного аналитического баланса, который получается из исходного путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств предприятия за несколько лет. Обязательными показателями сравнительного аналитического баланса являются: абсолютные величины по статьям исходного отчетного баланса, изменения в абсолютных величинах и удельных весах, темпы прироста, изменения в процентах к валюте баланса. Сравнительный аналитический баланс сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые необходимы при первоначальном ознакомлении с балансом.
Все показатели сравнительного аналитического баланса можно разбить на три группы: структура баланса, динамики баланса, структурной динамики баланса (сопоставляются структурные изменения в активе и пассиве баланса, позволяющие сделать вывод о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и, в какие активы, эти средства были вложены).
Проанализируем структуру имущества и источников его образования ТОО «Веста Group». Данные для анализа приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Структура имущества предприятия ТОО «Веста Group» за период 2006-2007гг. тыс.тенге
Показатели
на конец 2006
на конец 2007
1
2
3
АКТИВ
1 Долгосрочные активы
21547,0
20987,7
2 Текущие активы
33056,9
34424,9
2.1 Товарно-материальные запасы
15477,0
17520,7
2.2 Дебиторская задолженность
7368,2
6986,2
2.3 Денежные средства
3957,7
5601,0
2.4 Налоговые активы
6254,0
4317,0
ПАССИВ
1 Собственный капитал
54529,8
55322,5
2 Обязательства
74,1
90,1
2.1 Долгосрочные
2.2 Краткосрочные
74,1
90,1
Из таблицы 4 видно, в 2007 году по сравнению с 2006 произошло увеличение активов предприятия ТОО «Веста Group» на 808,7 тыс. тенге, то есть на 1,48%.
Такая стоимость имущества на конец 2007 года сложилась из-за увеличения текущих активов, а именно товарно-материальных запасов на 2043,7 тыс.тенге, за счет уменьшения доли дебиторской задолженности в текущих активах – на 382 тыс. тенге, увеличения доли денежных средств на 1643,3 тыс. тенге. Доля долгосрочных активов, в структуре активов предприятия уменьшилась на 1,62% и к концу 2007 года ее удельный вес в общей валюте баланса составил 37,9%.
Пассив баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственного капитала, наблюдается тенденция к его повышению. Доля обязательств в общей валюте баланса предприятия незначительная, составила в 2006 году –0,14%, в 2007 году – 0,16%.
Важным показателем, характеризующим структуру капитала и определяющим финансовую устойчивость предприятия, является сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса.
Рассчитаем данные показатели для ТОО «Веста Group» по итогам деятельности за период 2006-2007 года. (таблица 5). Исходные данные для расчета определим из данных бухгалтерских балансов предприятия.
Таблица 5 — Расчет суммы чистых активов ТОО «Веста Group» на 2006-2007года тыс.тенге продолжение
–PAGE_BREAK–
Наименование показателя
на конец 2006года
на конец 2007 года
Изменение за период
1
3
4
5
Активы
54603,9
55412,6
+808,7
Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал (вычитается)
–
–
Итого активов, принимаемых к расчету
54603,9
55412,6
+808,7
Пассивы, в т.ч.:
Долгосрочные финансовые обязательства
Краткосрочные финансовые обязательства по кредитам и займам
Кредиторская задолженность
74,1
90,1
+16
Задолженность участникам по выплате доходов (дивидендов)
Резервы предстоящих расходов
Прочие краткосрочные обязательства
Итого пассивов, принимаемых к расчету
74,1
90,1
+16
Чистые активы
54529,8
55322,5
+808,7
Доля чистых активов в валюте баланса, %
99,9
99,8
-0,1
Приведенные в таблице 5 данные свидетельствуют о том, что сумма чистых активов за год на предприятии ТОО «Веста Group» увеличилась на 808,7 тыс.тенге, а доля незначительно снизилась на 0,1% (с 99,9 до 99,8% в сумме общих активов предприятия).
Таким образом, сумма чистых активов предприятия значительная по отношению к валюте баланса, хотя и имеет тенденцию к снижению.
Величина чистых активов для оценки финансового состояния предприятия должна быть больше суммы уставного капитала, который для ТОО «Веста Group» на начало 2006 года составлял 20676,1 тыс.тенге. Как видно, чистые активы значительно больше уставного капитала, что обуславливает устойчивое финансовое положение собственников ТОО «Веста Group» после погашения всех обязательств в случае ликвидации предприятия. Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Рассчитаем соотношение активов и пассивов ТОО «Веста Group» за 2006-07 годы по степени их ликвидности (таблицы 6,7).
Таблица 6 — Группировка активов и пассивов ТОО «Веста Group» по степени их ликвидности на 01.01.2007 года тыс.тг
Группа активов
Сумма
Группа пассивов
Сумма
А1
3957,7
П1
74,1
А2
22845,2
П2
А3
6254,0
П3
А4
21547,0
П4
54529,8
Всего
54603,9
Всего
54603,9
Таблица 7 — Группировка активов и пассивов ТОО «Веста Group» по степени их ликвидности на 01.01.2008 года тыс.тенге
Группа активов
Сумма
Группа пассивов
Сумма
А1
5601,0
П1
90,1
А2
24506,9
П2
А3
4317,0
П3
А4
20987,7
П4
55322,5
Всего
55412,6
Всего
55412,6
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются соотношения: А1³ П1, А2³П2, А3³П3, А4£П4.
Первое соотношение выполняется в течение 2006-2007 годов. Второе и третье соотношение также верно для обоих периодов. Четвертое соотношение также выполняется за весь период. В связи с этим можно заключить, что ликвидность баланса за 2006-2007 гг. обеспечена, т.к. требования к погашению обязательств у предприятия меньше, чем имеется ликвидных активов, а также основные средства сформированы за счет средств собственного капитала.
В общем можно заключить, что по итогам 2007 года ТОО «Веста Group» были достигнуты следующие показатели:
в 2007 году увеличилась величина текущих активов, а именно уменьшилась величина дебиторской задолженности на 382 тыс.тенге, за счет увеличения доли товарно-материальных запасов в текущих активах – на 2043,7 тыс. тенге, увеличения доли денежных средств на 1643,3 тыс. тенге. продолжение
–PAGE_BREAK–
пассив баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственного капитала, наблюдается тенденция к его повышению.
сумма чистых активов предприятия значительная по отношению к валюте баланса, хотя имеет тенденцию к снижению.
Таким образом, управление активами на данном предприятии оценивается как успешное.
2.2 Анализ использования оборотного капитала предприятия
Анализ использования оборотного капитала предполагает выявление отношения оборотного капитала к изменениям объемов производства и случайных факторов, возникающих в процессе деятельности предприятия, они подразделяются на:
системную часть оборотного капитала;
переменную (варьирующую) часть.
Системная часть оборотного капитала – это та часть денежных средств, дебиторской задолженности, производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течении всего операционного цикла. Это может быть усредненная по временному параметру величина оборотных активов, находящихся в свободном ведении предприятия. Системная часть оборотного капитала находится путем расчета разницы между общей суммой по III и IV разделам баланса и суммой долгосрочных активов (I разделов баланса).
Рассчитаем системную и вариативную части оборотного капитала по предприятию ТОО «Веста Group» за период 2006- 2007гг. по формуле:
СЧ = (СК + ДП) – ДА (1)
где СЧ – системная часть текущих активов;
СК – собственный капитал;
ДП – долгосрочные пассивы;
ДА – долгосрочные активы.
ВЧ = ТА – СЧ (2)
где ВЧ – вариативная часть текущих активов;
ТА – текущие активы;
Данные для расчета взяты из бухгалтерских балансов предприятия. Результаты отразим в таблице 8.
Таблица 8 — Расчет системной и вариативной части оборотного капитала на предприятии ТОО «Веста Group» за период 2006-2007 года. тыс.тенге
Показатель
на 01.01.07
на 01.01.08
Долгосрочные пассивы
–
–
Собственный капитал
54529,8
55322,5
Долгосрочные активы
21547,0
20987,7
Общая сумма текущих активов
33056,9
34424,9
Системная часть оборотного капитала
32982,8
34334,8
Вариативная часть оборотного капитала
74,1
90,1
Согласно таблице 8, за период 2006-2007 года произошло незначительное повышение системной части текущих активов.
Стратегии финансирования оборотного капитала также зависят от величины чистого оборотного капитала предприятия. Рассчитаем данный показатель для ТОО «Веста Group» и рассмотрим модель стратегии финансирования оборотного капитала для данного предприятия.
2.3 Анализ чистого оборотного капитала и модели кредитного финансирования
Оборотный капитал предприятия образуется как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Основным источником финансирования является собственный капитал. В состав собственного капитала входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд социальной сферы, нераспределенный доход) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.). Сумму чистого оборотного капитала предприятия можно рассчитать таким образом: из общей суммы текущих активов вычесть сумму краткосрочных финансовых обязательств. С помощью данного метода проведем анализ источников финансирования оборотного капитала предприятия ТОО «Веста Group» за период 2006- 2007гг. Результаты отразим в таблице 9.
Таблица 9 — Расчет источников финансирования оборотного капитала на предприятии ТОО «Веста Group» за период 2006-2007 года.
Показатель
на 01.01.06
на 01.01.07
Общая сумма текущих активов
33056,9
34424,9
Общая сумма краткосрочных долгов предприятия (IIIраздел пассива)
74,1
90,1
Сумма собственного оборотного капитала
32982,8
34334,8
Доля в сумме текущих активов, %:
99,8
99,7
Приведенные в таблице 9 данные показывают, что на начало 2007 года оборотный капитал предприятия ТОО «Веста Group» был на 99,8% сформирован за счет собственных средств, на конец 2007 года доля заемных средств в формировании текущих активов составила 0,3%, а собственных – 99,7%. Это свидетельствует о финансовой независимости предприятия ТОО «Веста Group» от внешних источников финансирования.
Отразим математические уравнения существующих моделей стратегии финансирования текущих активов:
Идеальная модель — чистый оборотный капитал равен нулю. В результате этой модели долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне долгосрочных активов, т.е. базовое балансовое уравнение имеет вид: ДП=ДА.
Агрессивная модель – чистый оборотный капитал в точности равен системной части оборотных активов (ОК=СЧ). Базовое балансовое уравнение имеет вид: ДП=ДА+СЧ.
Консервативная модель — чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК=ТА). Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ДА+СЧ+ВЧ.
Компромиссная модель — чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половине их варьирующей части (ОК=СЧ+0,5*ВЧ). Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ДА+СЧ+0,5*ВЧ.
Проведем анализ на соответствие политики управления оборотным капиталом на предприятии ТОО «Веста Group» вышеперечисленным моделям. Для анализа представим рассчитанные данные чистого (собственного) оборотного капитала и системой части текущих активов, а также балансовые данные в виде таблицы. (таблица 10)
Таблица 10 – Данные для оценки политики управления оборотным капиталом за 2006-2007 года
Показатель
Обозна-чение
на 01.01.07
на 01.01.08
Текущие активы
ТА
33056,9
34424,9
Долгосрочные активы
ДА
21547,0
20987,7
Системная часть оборотного капитала
СЧ
32982,8
34334,8
Вариативная часть оборотного капитала
ВЧ
74,1
90,1
Чистый (собственный) оборотный капитал
ОК
32982,8
34334,8
Согласно таблице 10 и базовому балансовому уравнению агрессивной модели, где чистый оборотный капитал в точности равен системной части оборотных активов (ОК=СЧ), сделаем вывод о том, что в нашем случае за весь рассматриваемый период предприятия выбрало агрессивную политику управления оборотными средствами. Эта модель не считается оптимальной и для ее удовлетворения необходимо соблюдение второго базового уравнения, при котором ДП=ДА+СЧ, т.е. долгосрочные пассивы должны быть сформированы в сумме, равной сумме стоимостей долгосрочных активов и системной части текущих активов. продолжение
–PAGE_BREAK–
Таким образом, для оптимального финансирования деятельности предприятия, необходимо сформировать долгосрочные пассивы, т.е. дополнительно воспользоваться заемными средствами, поскольку собственных средств предприятия не достаточно для проведения агрессивной политики управления оборотным капиталом.
Таким образом, поскольку у ТОО «Веста Group» не выполняется второе базовое уравнение в части формирования долгосрочных пассивов, то необходимо модифицировать политику финансового обеспечения предприятия.
3. Оптимизация управления оборотными средствами предприятия ПУТЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
В результате проведенного исследования политики управления оборотным капиталом было выявлено, что предприятие выбрало агрессивную политику управления оборотными средствами. Данная модель работает при соблюдении следующего условия: долгосрочные пассивы должны быть сформированы в сумме, равной сумме стоимостей долгосрочных активов и системной части текущих активов, а в нашем случае у предприятия вообще отсутствуют долгосрочные пассивы. В теории финансового менеджмента считается, что наиболее оптимальным вариантом долгосрочных пассивов являются привлеченные заемные средства.
Эффективная хозяйственная деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование этих средств позволяет существенно расширить объем реализации товаров и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить образование различных целевых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя отправную точку любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях торговли объем заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением заемных средств является одной из важнейших функций торгового менеджмента, направленной на достижение высоких конечных результатов деятельности предприятия.
Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями торгового предприятия на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит в обеспечении наиболее эффективных условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования.
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Существует четыре основных способа внешнего финансирования:
1. Закрытая подписка на акции (если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода – тот же расход).
2. Привлечение заемных средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций.
3. Открытая подписка на акции.
4. Комбинация первых трех способов. Если первый способ оказывается неприемлемым из-за недостатка средств у сегодняшних акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.
Внешние и внутренние виды финансирования тесно взаимозависимы. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечение и использование собственных средств. Только достаточный объем собственных средств может обеспечивать развитие предприятия и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о намерении акционеров разделять связанные с предприятием риски и «подпитывать» тем самым доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.
Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.
На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.
На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.
На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей составляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Проведенный анализ по ТОО «Веста Group» показал, что на данном предприятии в рассматриваемом периоде 2006-2007 годах заемные средства не использовались. Кредиторская задолженность складывается из задолженности бюджету и задолженности персоналу по оплате труда, причем обязательства по налогам превышают обязательства по оплате труда.
Таким образом, нет возможности проводить анализ эффективности использования заемных средств предприятия за прошлый период, поскольку заемные средства не сформированы.
2. Определение целей привлечения заемных средств в настоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
В результате определения целей руководством ТОО «Веста Group» было решено заемные средства привлечь для обновления основных средств.
Таким образом, первоначальными этапами формирования политики привлечения заемных средств являются: анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде и определение целей для привлечения в будущем. На следующих этапах процедуры привлечения заемных средств детализируются, устанавливаются и рассчитываются основные параметры и принимается управленческое решение о привлечении заемных средств.
Следующим этапом политики привлечения заемных средств является определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
Наиболее обобщающим из финансовых показателей является коэффициент финансового левериджа, все остальные показатели в той или иной мере определяют его величину. Нормативов соотношения заемных и собственных средств практически не существует, поскольку имеются значительные различия между деятельностью отдельных предприятий как в пределах одной отрасли, так и по разным отраслям.
Показатель «финансовый леверидж» используется также для измерения эффективности использования капитала при различном соотношении его собственной и заемной части. С его помощью измеряется эффект, заключающийся в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении доли заемного капитала в общей его сумме.
Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа.Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФЛ = (1-СНП)*(КВРА-ПК)*ЗК/СК, (3)
где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
СНП — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРА — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;
ЗК — средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.
В данной формуле можно выделить три основные составляющие:
1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 — Снп)> который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
2) Дифференциал финансового левериджа (КВРа — ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.
3) Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.
Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. продолжение
–PAGE_BREAK–
Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.
Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа мультиплицирует еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа). Аналогично снижение коэффициента финансового левериджа будет приводить к обратному результату, снижая в еще большей степени его положительный или отрицательный эффект.
Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.
Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.
Для расчета эффекта финансового левериджа необходимо значение показателя рентабельности собственного капитала и данные о среднем проценте на кредит. Информация о кредитной истории представлена в таблице 11.
Таблица 11 — Информация о кредитной истории ТОО «Веста Group» с 2003 года
Банк
Сумма
тыс. тг
Годовой процент
Датавыдачи кредита
Дата погашения договорная
Дата факт погашения
Альянсбанк
14500
15
Декабрь 2003
Март 2004
Апрель 2003
Альянсбанк
10000
13
Январь 2003
Март 2004
Май 2004
Альянсбанк
35000
льготный 10
Июнь 2004
Июнь 2005
Досрочное погашение, декабрь 2004
Таким образом, анализируя данные таблицы 11, можно увидеть, что средний процент в 2004 году составляет – 10% годовых. В 2006 году и в 2007 году предприятие не пользовалось заемными средствами.
Рентабельность (доходность) активов исчисляется отношением чистого дохода к среднегодовой стоимости собственного капитала и определяется по формуле:
/> (4),
где П – прибыль предприятия находится путем разницы между суммой доходов предприятия и суммой расходов;
Ас – сумма среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рассчитаем рентабельность собственного капитала для предприятия ТОО «Веста Group». Для расчета использовались данные из отчета о доходах и расходах и балансов предприятия (Приложения 1,2,3).
Выведем сумму средних активов предприятия:
Среднегодовая стоимость собственного капитала в 2006 году – 54268,5 тыс.тенге;
Среднегодовая стоимость собственного капитала в 2007 году – 54926 тыс.тенге.
Ра2006 = />
Ра2007 = />
Рассчитаем эффект финансового левериджа для предприятия ТОО «Веста Group» с условием того, что предприятие получило заемные средства в размере 35000 тыс.тенге. Многовариантный расчет эффекта финансового левериджа позволяет определить оптимальную структуру капитала с позиций наиболее эффективного его использования, т.е. выявить границу предельной доли использования заемного капитала.
ЭФЛ2006 = (1-0,3) × (6,3-10) × (35000/54268,5) = 0,7×(-3,7) ×0,64 = -1,66.
ЭФЛ2007 = (1-0,3) × (10,3-10) × (35000/54926) = 0,7×(0,3) ×0,64 = 0,13
Таким образом, в результате расчета выявлено, что:
— в 2006 году имелось отрицательное значение дифференциала финансового левериджа, при которой рентабельность собственного капитала снизится в результате использования заемных средств (часть прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на оплату используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).
— в 2007 году произошел незначительный рост эффекта финансового левериджа.
Следовательно, по результатам расчета эффекта финансового левериджа было выявлено, что если бы предприятие воспользовалось заемными средствами в размере 35000 тыс.тенге в 2006 году, то это бы не только бы не повысило рентабельность собственного капитала, но произошло бы даже его снижение, а в 2007 году предприятие уже могло использовать заемные средства.
На следующем этапе проводится оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
На практике для большинства казахстанских организаций практически единственным источником получения финансовых ресурсов является банковский кредит. Это обусловлено рядом объективных причин.
Финансовый лизинг представляет интерес для тех компаний, которые наращивают свою производственную мощность. Для удовлетворения иного рода потребностей в заемных средствах данный источник финансирования не подходит.
Для ТОО «Веста Group» необходим именно финансовый лизинг, поскольку иные заемные средства не обеспечивают оптимального соотношения цены и срока, а также целью привлечения заемных средств является наращивание объемов производства за счет увеличения ресурсной базы в части основных средств. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Также финансовый лизинг обеспечивает долгосрочную основу погашения.
На следующем этапе определяется состав кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. По условию финансового лизинга кредитором предприятия ТОО «Веста Group» является АО «Ростселъмаш».
Одним из самых важных этапов является формирование эффективных условий привлечения кредитов.
Для прямого закупа пяти зерноуборочных комбайнов РСМ-101 «Вектор» непосредственно в представительстве «Ростселъмаша» с учетом затрат на транспортировку, таможенные пошлины и предпродажное обслуживание необходимо наличие денежных средств в размере 47 500 тыс. тенге.
Проект финансируется на 75% -35625 тыс. тенге за счет банка и на 25% — 11875 тыс. тенге за счет собственных средств предприятия ТОО «Веста Group» и средств, полученных в результате операционной деятельности.
В таблице 12 представлена потребность в инвестициях и источники финансирования предприятия ТОО «Веста Group».
Таблица 12 — Потребность в инвестициях и источники финансирования предприятия ТОО «Веста Group»
Показатель
Количество
Количество комбайнов
5
Цена за единицу
9500
Стоимость комбайнов
47500
За счет собственных источников
11875
За счет кредита банка
35625
Годовая процентная ставка, %
4%
Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. В нашем случае, согласно таблице 12, он равен 4%.
Также к числу важнейших условий формирования политики привлечения заемных средств относятся:
— срок предоставления кредита;
— ставка процента за кредит; продолжение
–PAGE_BREAK–
— условия выплаты суммы процента;
— условия выплаты суммы основного долга;
— прочие условия, связанные с получением кредита.
Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель привлечения.
Сроком погашения основного долга ТОО «Веста Group» перед АО «Ростсельмаш» является 10 января 2009 года, сроком погашения вознаграждения в пользу банка 10 число первого месяца второго квартала текущего года.
Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита, выплате суммы процента равномерными частями, выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.
Условия выплаты суммы основного долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита, полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита, возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.
Расчет выплат по кредиту представлен в таблице 13.
Таблица 13 — Расчет выплат по кредиту
Год платежа
Сумма долга на начало периода
Сумма предоплаты до поставки техники
Сумма годового платежа, в т.ч.
Погашение долга
процент вознаграждений
всего
2008 декабрь
47500
11875
2009 январь
35625
7725
1140
8265
2010 январь
28500
7725
855
7980
2011 январь
21375
7/25
570
7695
2012 январь
14250
4750
380
5130
2013 январь
9500
2375
285
2660
2014 январь
7125
2375
190
2565
2015 январь
4750
2375
95
2470
2016 январь
2375
2375
2375
Итого
35625
3515
39140
Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
Одним из важных моментов формирования политики привлечения заемных средств является обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
Гарантией возврата и своевременность погашения платежей служит:
— хорошая кредитная история предприятия ТОО «Веста Group». Информация о кредитной истории представлена в таблице 8. Анализируя данные таблицы 8, можно увидеть что на 1 января 2008 года просроченной либо непогашенной ссудной задолженности акционерное общество не имеет.
Далее рассчитаем эффект финансового левериджа для данного инвестиционного проекта.
С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала.
Следовательно, необходимо рассчитать прогнозное значение собственного капитала в предстоящем периоде. С учетом того, что собственный капитал предприятия включает в себя такие формы функционирования, как выпущенный капитал, резервы и нераспределенная прибыль, можно спрогнозировать размер собственного капитала в следующем году, если предположить, что выпущенный капитал и резервы меняться не будут, и, следовательно, изменится только нераспределенная прибыль.
Финансовой службой предприятия был составлен прогноз доходов и расходов на 2009 год в тенге. (таблица 14)
Таблица 14 – Прогноз доходов и расходов на 2009 год тенге
Наименование показателей
Код строки
2009 прогнозный
Доход от реализации продукции (работ, услуг):
010
42351315
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)
020
26125749
Валовой доход
030
16225566
Расходы периода
040
10376524
Доход (убыток) от основной деятельности
050
5849042
Доход (убыток) от неосновной деятельности
060
–
Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения
070
5849042 продолжение
–PAGE_BREAK–
Подоходный налог
080
1754713
Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения)
090
4094329
ЧИСТЫЙ ДОХОД (УБЫТОК)
110
4094329
Таким образом, сумма собственного капитала в прогнозном периоде составит:
Выпущенный капитал – 20676089 тенге;
Резервы — 2067600 тенге;
Нераспределенный доход (непокрытый убыток) – 36673100 тенге.
Итого: 59416,8 тыс.тенге
С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде 59416,8 тыс.тенге и рассчитанного коэффициента финансового левериджа за прошлый период 0,13 вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала.
Пзс = Ск× ЭФЛ = 59416,8 × 0,13 = 7724 тыс.тенге.
Таким образом, предприятие может воспользоваться заемными средствами только в пределах 7724 тыс.тенге, а не 35625 тыс.тенге, как было рассчитано по условиям финансового лизинга. В противном случае, прибыль, полученная за счет использования заемных средств будет использоваться на оплату процентов за кредит.
Если же рентабельность вложений в предприятие выше цены заёмных средств, следует увеличивать финансирование из заёмных источников, при этом темп роста прибыли будет зависеть от скорости изменения структуры капитала предприятия (отношения сумм заёмного и собственного капитала). Однако наращивание суммы долга в структуре пассивов сопровождается снижением ликвидности и платёжеспособности заёмщика, ростом рисков, повышением цены предоставляемых кредитов. В результате прибыль от использования и цена заёмных источников выравниваются, что приводит к нулевому значению эффекта финансового рычага.
Дальнейший рост удельного веса заёмного капитала чрезвычайно увеличивает риск банкротства хозяйствующего субъекта и должно восприниматься руководством как сигнал к погашению части долга или поиску источников роста прибыли.
Таким образом, в формировании рациональной структуры источников средств исходят обычно из самой общей целевой установки: найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором стоимость акции предприятия будет наивысшей. Это, в свою очередь, становится возможным при достаточно высоком, но не чрезмерном эффекте финансового рычага. Уровень задолженности служит для инвестора чутким рыночным индикатором благополучия предприятия. Чрезвычайно высокий удельный вес заемных средств в пассивах свидетельствует о повышенном риске банкротства. Когда же предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, то риск банкротства ограничивается, но инвесторы, получая относительно скромные дивиденды, считают, что предприятие не преследует цели максимизации прибыли, и начинают сбрасывать акции, снижая рыночную стоимость предприятия.
Заключение
Проведенное исследование убедило в многоаспектности темы курсовой работы. В процессе написания курсовой работы было выявлено, что организация управления формированием и использованием оборотного капитала предприятия с учетом методов, адекватных рыночной экономике, осуществляется в рамках финансового менеджмента.
В условиях рыночной экономики руководство фирмы должно иметь четкое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любой фирмы. Капитал — это средства, которыми располагает предприятие для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.
В процессе исследования теоретических основ политики управления оборотным капиталом было выявлено, что стратегия финансирования зависит от источника формирования оборотного капитала. Источники формирования оборотных средств оказывают влияние на скорость их оборота и эффективность использования. Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование.
В теории финансового менеджмента различают четыре модели поведения: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Выбор модели финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и долгосрочными активами (ОК=ДП-ДА). Следовательно, каждой стратегии поведении соответствует свое базовое уравнение.
Далее было проведено исследование целевой политики управления оборотными средствами на предприятии ТОО «Веста Group». В соответствии с проведенным исследованием структуры активов на данном предприятии было выявлено следующее:
в 2007 году увеличилась величина текущих активов, а именно уменьшилась величина дебиторской задолженности на 382 тыс.тенге, за счет увеличения доли товарно-материальных запасов в текущих активах – на 2043,7 тыс. тенге, увеличения доли денежных средств на 1643,3 тыс. тенге.
пассив баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственного капитала, наблюдается тенденция к его повышению.
сумма чистых активов предприятия значительная по отношению к валюте баланса, хотя имеет тенденцию к снижению.
Таким образом, управление активами на данном предприятии оценивается как успешное.
Изучение модели финансирования оборотных активов на данном предприятии показало, что в нашем случае за весь рассматриваемый период предприятия выбрало агрессивную политику управления оборотными средствами. Эта модель не считается оптимальной и для ее удовлетворения необходимо соблюдение второго базового уравнения, при котором ДП=ДА+СЧ, т.е. долгосрочные пассивы должны быть сформированы в сумме, равной сумме стоимостей долгосрочных активов и системной части текущих активов.
У ТОО «Веста Group» не выполняется второе базовое уравнение в части формирования долгосрочных пассивов, следовательно необходимо модифицировать политику финансового обеспечения предприятия.
Руководство предприятия приняло решение запланировать конкретные мероприятия, которые позволят улучшить финансовое состояние предприятия. Прежде всего, такими мероприятиями являются привлечение заемных средств и совершенствование структуры собственного капитала.
В результате конкретизации проблем предприятия, было выявлено, что данное предприятия нуждается в основных средствах, но не может себе позволить осуществить их закуп. В краткосрочной перспективе необходимо обновить парк зерноуборочной техники ТОО «Веста Group». Было принято решение об осуществлении долгосрочного займа на пополнение основных средств на условиях финансового лизинга.
Анализ политики формирования привлечения заемных средств показал, что несмотря на оптимальное значение цены лизинга (4%), предприятию не выгодно брать взаймы сумму 35625, поскольку рассчитанный эффект финансового левериджа показывает, что предприятие может воспользоваться заемными средствами только в пределах 7724 тыс.тенге (0,13% от суммы собственного капитала), а не 35625 тыс.тенге, как было рассчитано по условиям финансового лизинга. В противном случае, прибыль, полученная за счет использования заемных средств будет использоваться на оплату процентов за кредит.
Прогнозные показатели доходов следующие: суммарный чистый доход от реализации продукции за год жизни проекта составит не менее 16225,6 тыс.тенге. Максимальная выплата по лизингу не превышает 8265 тыс. тенге в год. Предпринимательский доход составит за год реализации проекта не менее 4094,3 тенге.
Данное мероприятие по привлечению заемных средств должно положительно повлиять на структуру финансовых ресурсов предприятия.
Список использованных источников
Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире».
Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие — М.: ДИС, 1997 – 128с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М.: Инфра – М., 1999- 343 с.
Ефимова О.Е. Финансовый анализ – М.: АО Бизнес школа, 1994
Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996 – 432с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: «Новое знание», 2000 – 688с.
Положение о механизме финансово-экономического оздоровления, реорганизации и ликвидации несостоятельных государственных предприятий в Республике Казахстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 сентября 1994 года, №1002,
Положение о порядке оценки структуры баланса предприятия, утвержденным Министерством экономики Республики Казахстан от 12 июня 1995 г.
Методические рекомендации по углубленному анализу финансового состояния неплатежеспособности предприятий”, утвержденные 5 октября 1995 года.
Энциклопедический словарь/ Под ред. И. А. Андриевского. — СПб: Издатели Ф. А. Брокгауз, И. Ф. Ефрон, 1990
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: Инфра-М, 1995.
Бакадаров В.Л., Алексеев П.Д., Финансово – экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: издательство «ПРИОР», 2000 – 205с.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности – М.: Финансы и статистика. – 1995 –157с.
Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Веста Group» за период 2006-2007гг.
Бизнес-план прямого закупа пяти зерноуборочных комбайнов РСМ-101 «Вектор» на условиях банковского кредита предприятия ТОО «Веста Group».
Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия – Алматы «Каржи-Каржат», 1998 – 294с.
Дюсембаев К.Ш. и другие «Аудит и анализ финансовой отчетности», Алматы: Қаржы-Қаражат 1998 г.
О бухгалтерском учете и финансовой отчетности Закон Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 28.02.07)
Ковалева А.М. Финансовый анализ – М.: Финансы и статистика, 1998 – 302с.
Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Экономика, 1994 – 198с.
Радостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятиях. – Алматы: Центриздат, 1997.
Самин В.Н., Ситникова О.Ю. Техника финасово-экономических расчетов. – Алматы, 1998.
Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 г.
Федотова М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия. // Финансы. – 1995. — №3. — с. 14.
Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998 – 432с. продолжение
–PAGE_BREAK–
ПриложениЕ 1
/>
АКТИВЫ
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
I. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Денежные средства
3247321
3957683
Краткосрочные финансовые инвестиции
Краткосрочная дебиторская задолженность:
7323714
7368168
Товарно-материальные запасы:
16204082
15477034
Материалы
3599903
1771012
Незавершенное производство
2714351
1787286
Готовая продукция
9162780
12645784
Текущие налоговые активы
5216695
6254030
Итого краткосрочных активов
31991812
33056915
II. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Долгосрочные финансовые инвестиции
Долгосрочная дебиторская задолженность:
Первоначальная стоимость основных средств:
24672742
21333566
Накопленный износ
289512
213404
Остаточная стоимость основных средств:
24962254
21546970
Первоначальная стоимость нематериальных активов:
Амортизация нематериальных активов
Остаточная стоимость нематериальных активов:
Незавершенное капитальное строительство
Итого долгосрочных активов
24962254
21546970
БАЛАНС
56954066
54603885
III. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Краткосрочные финансовые обязательства
Обязательства по налогам
356765
63295
Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам
Краткосрочная кредиторская задолженность:
Задолженность поставщикам и подрядчикам
10588
Прочая кредиторская задолженность
Начисленные расходы к оплате
2580695
10764
Прочие краткосрочные обязательства
Начисленные платежи по непредвиденным обстоятельствам
Итого краткосрочных обязательств
2948048
74059
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Долгосрочные финансовые обязательства
Долгосрочная кредиторская задолженность
Итого по разделу IV.
V. КАПИТАЛ
Выпущенный капитал
20676089
20676089
Объявленный капитал
продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Долгосрочная кредиторская задолженность
Итого по разделу IV.
V. КАПИТАЛ
Выпущенный капитал
20676089
20676089
Объявленный капитал
Неоплаченный капитал
Эмиссионный доход
Резервы
2067600
2067600
Нераспределенный доход (непокрытый убыток)
31786137
32578771
Итого капитал
54529826
55322460
БАЛАНС
54603885
55412561
Руководитель___________________
Главный бухгалтер_______________
Приложение 3
Отчет о доходах и расходах за 2007 год
Наименование организации – ТОО «Веста Group»
Вид деятельности организации – сельское хозяйство тенге
Наименование показателей
Код строки
Прошлый период
Текущий период
1
2
3
3
Доход от реализации продукции (работ, услуг):
010
15356960
21251320
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)
020
11914117
15574569
Валовой доход
030
3442843
5676751
Расходы периода
040
2850360
4660664
в том числе: общие и административные расходы
041
1779547
2847364
расходы по реализации
042
975213
1689300
расходы на выплату процентов
043
95600
124000
расходы по выбытию основных средств
044
117000
96952
Доход (убыток) от основной деятельности
050
475483
919135
Доход (убыток) от неосновной деятельности
060
301451
191117
Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения
070
776934
1110252
Подоходный налог
080
254126
317618
Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения)
090
522808
792634
Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций
100
ЧИСТЫЙ ДОХОД (УБЫТОК)
110
522808
792634