СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ………… …… 1. Понятие логистической системы … 2. Виды логических систем ……… ………… 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ …. 1. Эффективность логистической системы … 2. Перспективы развития логистической системы 14 2.3.
Значение логистических систем для предприятия 4. Внедрение логистических систем на предприятии 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ … 24 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в связи с заметным ростом производства и увеличением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом способствует росту оборота) в значительной мере выросла роль логистики,
которую мы определяем как управление товарными потоками. Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков
зачастую содержатся разные, порой противоречивые, подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге. Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономичес-кого механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и со-вершенствования. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.
Система (от греч целое, составленное из частей; соединение) это множество эле-ментов, находящихся в отношениях и связях друг с дру-гом, образующих определенную целостность, единство. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Отличительной характеристикой логистической системы является наличие потокового процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что логистическая система представляет собой очень сложный и четко работающий организм, собранный из отдельных органов (элементов). Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники. Главной целью исследования является изучение логистических систем, их практическое использование, эффективность,
перспективы развития и их значение на предприятии. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты развития логистических систем; 2. Проанализировать использование логистических систем на практике; 3. Изучить значение логистических систем на предприятии;
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1.Понятие логистической системы Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразий техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные машины и т.д. В логистический процесс вовлечены различные здания сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самых движущихся накапливаемых в запасах грузов, совокупность производительных
сил, обеспечивающих прохождение грузов лучше или хуже, всегда как-то организованна. Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Охарактеризует свойства логистических систем в разрезе каждого из
четырех свойств, присущих любой системе. Целостность и членимость – система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. 2.Виды логических систем По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро-
и микрологистические системы. Макрологическая система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы. Построение макрологических систем и управление ими способствует решению таких задач как: – выработка
общей концепции распределения продукции; – выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса; – определение рациональных направлений движения материальных потоков; – выбор пунктов поставки и партнеров-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей; – определение границы зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»; – проектирование и организация сети складских систем: центральных региональных, перегрузочных
с учетом оптимизации материальных потоков. Микрологическая система строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. По функциональному назначению микологические системы подразделяются на системы первого и второго уровня. Микрологическая система первого уровня отражает логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную
деятельность предприятия, так и его внешние контакты и связи. Макрологическая система второго уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования производства, сбыта и снабжения, транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ предприятия. На уровне макро логистики выделяют три вида логистических систем. Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток происходит
непосредственно от производителя продукции к потребителю, минуя посредников. Эшелонные логистические системы. В таких системах на пути материального потока, есть хотя бы один посредник. Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую. Так и через посредников. 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ 2.1. Эффективность логистической системы В современной России воздействие экономики на логистические системы играет важную и все более возрастающую роль. 90-е годы стали десятилетием серьезных преобразований всех секторов национальной экономики и её инфраструктуры. Главное звено рынка – предпринимательская фирма, базируется не только на достижениях менеджмента и маркетинга, но и логистики. По оценкам экспертов сегодня до 80 % предприятий попадают под формальные
критерии банкротства. Однако они обладают достаточным потенциалом для повышения эффективности работы, как минимум, на 20-30%. Управление логистическими системами базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Большинство же фирм организовано по традиционному функциональному признаку, не приспособленных к извлечению дополнительного эффекта от логистики.
Рассматривая проблемы оценки эффективности логистических систем, будем исходить из условия, что она может быть представлена как организационно-управленческая система, направленная на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания клиентов. Одновременно, логистическая система будет характеризоваться вероятностью выполнения логистических операций. Вероятность доставки необходимого товара в нужный срок и место должна быть достаточно высокой – в пределах 0,95.
Стремление обеспечить эффективное управление логистическими системами обычно вступает в противоречие со стремлением обеспечения надежности системы с целью минимизации общих затрат. Логистическая система способна адекватно реагировать на изменения рынка с одновременной оптимизацией структуры ресурсного потенциала в конкурентоспособный потенциал. Через этот механизм обеспечивается устойчивое и долговременное конкурентное развитие фирмы на основе
принятия компромиссных решений. Для реализации эффективности логистических систем применяется Функционально-Стоимостной Анализ (ФСА). Функционально-Стоимостной Анализ (ФСА) – это метод комплексного системного исследования функции объектов (процессов, потоков, структур и т.п.), направленный на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов и минимальных затрат на их проявление на всех этапах их жизненного цикла.
Для метода ФСА, применяемого в логистике, характерны следующие принципы: 1. Функциональный принцип. Он является основным мето-дологическим элементом ФСА, что существенно отличает его от других методов исследовательского и рационализаторского характера. Указанный принцип содействует творческому решению проблем. Функциональный принцип заключается в том, что объект, который должен быть усовершенствован либо вновь
создан, понимается не как конкретная реальная совокупность элементов, расположенных в определенной структуре, а как комплекс функций, которые этот объект выполняет либо должен был бы выполнять. И с этих же позиций на стадии творческого синтеза в ходе ФСА осуществляется поиск способа реализации этого комплекса функции самым эффективными путем. Конкретным проявлением действия функционального принципа как инструмента совершенствования объекта
(ЛС) является, например, решение задачи о том, не как производить изделие дешевле, а как эффективнее всего обеспечить комплекс функций, которые про-изведенную продукцию выполняют или должны выполнять. Принцип планомерности проведения ФСА означает его использование в качестве повседневного инструмента управления эффективностью, т. е. одного из средств планируемого обеспечения высоких конечных результатов производственно-коммерческой деятельности; установление руководством фирмы заданий и контроль их выполнения;
использование результатов ФСА в перспективных и текущих планах совер-шенствования объектов, ограничение процесса ФСА временными и пространственными рамками, а также размером ресурсов, выделяемых на исследование. 3. Принцип комплексности подхода, который предполагает исследование факторов, определяющих качество и затраты в комплексе: всех видов объектов конструкции, техноло-гии, организации производства; всех видов ресурсов; одновременно на всех стадиях жизненного цикла объекта предпроектной, проектной, освоения
производства, доведения до потребителя, самого производства, эксплуатации (потребления, применения), утилизации. Изменение любого из перечисленных факторов оказывает воздействие на состояние остальных. В результате создается новая пропорциональность, которая обязательно должна быть сбалансированной в статике и динамике. 4. Принцип системного подхода требует исследования объекта, с одной стороны, как единого целого, т. е. в рамках логистизируемой системы, а с другой как части другой системы (метасистемы)
более высокого уровня, в которой анализируемый объект (звено, аспект) взаимодействует с остальными подсистемами. Всякому целому присущи некоторые черты, характерные для его составляющих. В то же время оно обладает дополнительными свойствами, присущими ему как системе, эмерджентными свойствами. Из этого следует, что в отдельных компонентах логистизируемой системы оптимизация соотношения «качество затраты» не может производиться обособленно. Такого рода оптимизация обязательно должна учитывать то
влияние, которое она окажет на состояние других компонентов данной системы, а в итоге на состояние системы вышестоящего уровня. Таким образом, результатом ФСА в логистике обязательно должно быть более эффективное технико-экономическое, производственно-коммерческое равновесие рассматриваемой ЛС, обеспечивающее ее конкурентоспособность и высокую рентабельность. 5. Принцип эффективности представляет собой целеустремленное действие, направленное на получение конкретной
пользы с минимальными затратами. Признается, что максимальная ценность ФСА проявляется в том, что как на аналитической стадии, так и на стадии синтеза он нацелен преиму-щественно на поиск оптимального решения функций объекта при наименьших затратах на их обеспечение. Этот принцип является развитием функционального подхода и заключается конкретно в том, что каждая функция исследуется в иерархической структуре с точки зрения ее значимости по отношению к другим функциям анализируемого
объекта. Полученная (чаще всего экспертным путем и/или методами квалиметрии, см. гл. 5) значимость функции сопоставляется с затратами на ее реализацию. Точнее – с долей этих затрат в общей сумме затрат, необходимых для проявления совокупности функций рассматриваемого объекта (ЛС). С помощью этого методического приема осуществляется своеобразный экономический диагноз того или иного производственно-коммерческого решения, анализируется целесообразность имеющейся
или предлагаемой структуры объекта (логистической системы – ЛС). Принцип соответствия реального параметра (ресурса) требуемому заключается в необходимости постоянного сопоставления фактического количественного ресурса функции или предусмотренного нормативно-технической документацией требуемому ресурсу. Такое сопоставление позволяет выявить функции с излишним (избыточным) или недостаточным ресурсом и определить пути оптимизации на этой основе проектируемых ресурсов (параметров)
функций. Принцип творческого подхода. Он выражается прежде всего в использовании принципиально новых способов исследований и принятия решений относительно структур объектов (ЛС), воплощающих требующиеся функции. Принцип творческого подхода касается прежде всего способа и форм проведения самого стоимостного анализа. Принцип используется для поиска новых, более прогрессивных вариантов решений. Принцип коллективного труда и междисциплинарного подхода обусловлен тем, что при
ФСА требуется знание многих научных дисциплин, в том числе техники, экономики, управления, психологии. Анализ проводит группа логистиков – специалистов разных профессий, что позволяет выполнить исследование разностороннее, более эффективно благодаря синтезированию способностей, знаний и опыта сотрудников, хорошо знакомых с технологией, экономикой, организацией производства, управлением, материаловедением, снабжением, сбытом (маркетингом) и другими процессами, связанными с создани-ем и функционированием
логистизируемой системы. Эффективность применения функционально-стоимостного анализа зависит от совокупности организационных, исторических, экономических и социально-психологических условий, призванных обеспечить общественно необходимое качество и затраты на основе повышения уровня хозяйствования, вовлечения в этот процесс всех специалистов-логистиков, системного использования современных приемов поиска эффективных решений. Одной из черт ФСА является комплексное рассмотрение эффективности как органического единства
действенности и целесообразности оцениваемого объекта. Действенность объекта понимается, как его способность трансформировать источники (операции) в результаты. Если выразить операции и результаты в экономических категориях, то следует говорить об экономической эффективности, по которой оценивается трансформация количества израсходованного живого и овеществленного труда, выраженного в затратах, и результат. Целесообразность объекта выступает в форме усилий, прилагаемых
для достижения оптимальных результатов. Отношение затрат на функции объекта к качественному понятию функциональности в виде степени выполнения функций объекта оценивается квалиметрическими методами, дает форму критерия эффективности в ФСА. Такой критерий называется показателем относительной эффективной стоимости (показатель эффективности интегрального качества). Такой показатель отражает комплексную эффектив-ность и понимается как последовательно соблюдаемое отношение
функциональности к затратам. В процессе ФСА необходимо всегда стремиться достичь оптимальной функциональности. (Например, оптимальная функциональная соотнесенность всех деталей, из которых состоит автомобиль, и «рождает» «Мерседес», а не вполне оптимальная – «Жигули»), Показывая, сколько единиц функциональности, выраженных в различных количественных характеристиках степени выполнения функции, приходится на одну денежную единицу затрат, относительная эффективная стоимость
и способ стимулирования ее роста являются удобным инструментом оценки и управления научно-техническим и производственно-коммерческим развитием. Относительная эффективность стоимости является показателем уровня выгодности или ее определенной мерой. Этот показатель можно также охарактеризовать как меру, или коэффициент эффективности. В зависимости от сферы, области или звена (аспекта) в логистической системе ФСА определяют такими показателями относительной эффективной стоимости: эффективность проектируемых
функций; эффективность производственно-коммерческих функций; эффективность структурных функций; эффективность первичных функций макропоказатель, в котором учтена эффективность как производителя, так и потребителя, а также общественные критерии оценки продукции (соотношение степени выполнения всех первичных функций и общественных затрат на оцениваемый продукт – ЛС). В частности, при оценке эффективности управленческой деятельности в
ЛС в широком смысле принимается во внимание влияние управленческой деятельности на конечные результаты, достигаемые управляемым объектом (ЛС). Под методом поиска понимается способ решения какой-либо поставленной задачи в логистике (в ЛС), включающий совокупность приемов мыслительной деятельности, а также операций по сбору, анализу, обработке и хранению информации. Методы поиска новых решений в ЛС применяются при необходимости найти как можно больше решений:
1) для реализации полезных функций ЛС или ее элементов; 2) устранения или ослабления отрицательного эффекта ненужных и излишних функций; 3) при появлении потребности в решениях, помогающих эффективному синтезу новых или усовершенствуемых (логистизируемых) систем. Чем больше функционально взаимозаменяемых вариантов удается получить, тем больше возможность реализовать действительно эффективные решения, отвечающие современному уровню развития
науки и техники, и, следовательно, приблизиться к минимальным, функционально оправданным затратам. 2.2. Перспективы развития логистической системы В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. В то же время, стремясь сохранить преимущества массового производства, но, подчиняясь тенденции индивидуализации,
предприниматели все более убеждаются в необходимости организации производства по типу гибких логистических систем. В сфере обращения, услуг, управления – гибких переналаживаемых логистических систем. Гибкая логистическая система представляет собой совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением, роботизированных технологических комплексов, отдельных единиц технологического оборудования, систем обеспечения функционирования гибких переналаживаемых систем в автоматическом режиме
в течение заданного интервала времени. Гибкие логистические системы обладают свойством автоматизированной переналадки в процессе производства продукции произвольной номенклатуры или оказания услуг производственного характера. Они позволяют почти полностью исключить ручной труд при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществить переход к малолюдной технологии. Организация производства по типу гибких логистических систем практически невозможна без применения
логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками. Тенденция создания гибких логистических систем прогрессирует очень быстро, поэтому широкое распространение концепции логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным. Модульный принцип функционирования логистических систем интегрирует две ведущие формы организации производственно-хозяйственной деятельности. Гибкость представляет собой способность логистической системы оперативно
адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами и без потерь. Гибкость является одним из эффективных средств обеспечения устойчивости производственного процесса. Гибкость станочной системы (гибкость оборудования). Она отражает длительность и стоимость перехода на изготовление очередного наименования деталей (полуфабрикатов) в пределах закрепленного за гибкой логистической системы ассортимента.
Показателем данной гибкости принято считать количество наименований деталей, изготавливаемых в промежутках между наладками. Ассортиментная гибкость. Она отражает способность логистической системы к обновлению продукции. Ее основными характеристиками являются сроки и стоимость подготовки производства нового наименования деталей (полуфабрикатов) или нового комплекса логистических операций. Показателем ассортиментной гибкости является максимальный коэффициент обновления продукции или комплекса
логистических операций, при котором функционирование логистической системы остается экономически эффективным. Технологическая гибкость. Это структурная и организационная гибкость, которая отражает способность логистической системы использовать различные варианты технологического процесса для сглаживания возможных отклонений от предварительно разработанного графика производства. Гибкость объемов производства. Она проявляется в способности логистической системы рационально изготавливать
детали (полуфабрикаты) в условиях динамичности размеров партий запуска. Основным показателем гибкости объемов производства является минимальный размер партии (материальных потоков), при котором функционирование данной системы остается экономически эффективным. Гибкость расширения системы. Иначе её называют конструктивной гибкостью логистической системы. Она отражает возможности модулирования данной системы, её последующего развития (расширения).
С помощью конструктивной гибкости реализуются возможности объединения нескольких подсистем в единый комплекс. Показателем конструктивной гибкости является максимальное число единиц оборудования, которое может быть задействовано в гибкой логистической системе при сохранении основных проектных решений по логистической (транспортно-складской) системе и системе управления. Универсальность системы. Данный вид гибкости характеризуется множеством деталей (полуфабрикатов), которые
потенциально могут быть обработаны в гибких логистических системах. Оценкой универсальности системы является прогнозное количество модификаций деталей (полуфабрикатов), которые будут обработаны в гибкой логистической системе за весь период ее функционирования. Каждая логистическая система разрабатывается для удовлетворения потребностей и стратегии конкретного предприятия. Поэтому она является специализированной не только по своему технологическому назначению,
но и по всему спектру производственно-хозяйственных задач. Важнейшей интегрирующей системой логистики в сфере основного производства является автоматизированная транспортно-складская система. В сущности, благодаря ей обеспечивается функционирование гибких логистических систем. 2.3. Значение логистических систем для предприятия Сегодня невозможно представить производственное или торговое предприятие, которое не занимается решением
логистических задач. Логистические системы позволяют оптимизировать функционирование товарных, информационных и финансовых потоков, «существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов». Наиболее важная цель, которую преследует предприятие, организуя у себя службу логистики или ставя задачи, которые решаются с ее помощью, -это «экономия издержек, связанных с потреблением, производством и распределением
продукции». Уменьшение издержек способствует снижению себестоимости продукции и в конечном счете может представлять собой важное орудие в конкурентной борьбе. Более выгодному рыночному позиционированию предприятия по сравнению с конкурентами в немалой степени способствует своевременная поставка товара в оптимальном количестве и согласованной номенклатуре, в требуемый срок, что имеет важное, а иногда и определяющее значение для потребителя. «Конкуренция всегда
была движущей силой в развитии производства и торговли. И если потребитель остается в выигрыше от острой конкурентной борьбы между предпринимателями, то некоторые предприниматели в промышленности нередко исчезают с поля деловой деятельности, потому что не достигают нижней границы рентабельности или не могут преодолеть неэффективность отдельных производственных процессов или операций. Часто к таким неэффективным процессам относятся процессы транспортировки и перемещения
материалов». Умелая организация логистических систем приносит предприятию следующие выгоды: Повышение эффективности производства. Материалы должны быть на рабочем месте в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени – дополнительная экономия. При правильной организации логистических систем на предприятии удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность производства. Снижение потерь материалов.
Любое перемещение материалов (как между предприятиями, так и внутри предприятия) неизбежно ведет к увеличению потерь. Лучшее использование производственных площадей. При должной организации логистических систем (транспортировки, складирования) можно значительно сократить или перепрофилировать производственные площади. Снижение травматизма. «Плата за страхование от несчастных случаев на производстве возрастает, а потери рабочего времени измеряются не только временем отсутствия
на работе рабочего, получившего травму, но и временем отвлечения руководителей всех уровней на составление подробных объяснений и отчетов ». Предприятие, которое не уделяет внимание правильной организации логистических систем, столкнется с неизбежными последствиями этого: Снижением рентабельности производства и повышением себестоимости продукции; высокими издержками на непроизводственную рабочую силу и все сопутствующие затраты, связанные с совершением операций.
Несоответствием товарных запасов потребностям производства. (Симптомами являются либо слишком высокий, либо слишком низкий уровень запасов. Результат – либо простои производства или продаж в связи с нехваткой запасов, либо средства, замороженные в избыточных запасах.) · Низким качеством обслуживания потребителей. (Результат – потеря клиентов и, следовательно, доли на рынке.) · Возрастанием затрат на эксплуатацию оборудования. ·
Большими затратами времени на переработку грузов. Неэффективной организацией материальных потоков. Общий результат: из-за роста себестоимости продукции предприятие теряет конкурентоспособность, долю на рынке, прибыль. 2.4. Внедрение логистических систем на предприятии Огромное количество потоков сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, ежедневно проходящие через логистические системы предприятий по всей стране, придают
проблеме управления ими первостепенную важность. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга, внедряют специализированные системы повышения производительности труда, управления производством и т.д. Сложившаяся ситуация на промышленных предприятиях России обусловливает необходимость разработки новых концепций, методических основ, практических рекомендаций
по проектированию (реинжинирингу) логистических систем, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и структурообразующих факторов повышения эффективности логистических цепей. В настоящее время сформировалось несколько концепций внедрения логистических систем на предприятиях, однако общепризнанной теории проектирования логистических систем, как в России, так и за рубежом не выработано. В этих условиях проводятся диагностический анализ, оценка проблемной
ситуации, и сравнение с существующими представлениями о том каким образом должна функционировать логистическая система, разрабатывают и внедряют программу по ее реорганизации. Часто попытки прямого внедрения логистической системы заканчиваются неудачно, с очень большими инвестициями, что порождает цепочку других проблем. Отмеченные обстоятельства обостряют потребность в более глубоком рассмотрении процесса проектирования логистических систем, а именно с позиций системного анализа, системного
проектирования, опираясь на процесс последовательного «осветления» «черного ящика» при помощи IDEF0 и IDEF3 технологий моделирования. Логистические процессы является составной частью системы управления предприятием, поэтому от скорости, мощности и надежности прохождения материально-информационных потоков по логистической цепи зависят степень удовлетворенности потребителей, прибыль и оборачиваемость оборотных средств. Опосредованно качество проектных работ при создании (реинжиниринге) логистических систем на
предприятии, определяет уровень развития и конкурентоспособность предприятия по сравнению с другими участниками цепи поставок. В результате систематизации и исследования данных по информационным, маркетинговым и интегральным логистическим концепциям, выявлены их сильные, и слабые стороны, особенности, предметная ориентация и возможности развития. На основе исторического анализа сформирована эволюция развития логистических концепций. В ходе последовательного рассмотрения уже известных понятий «логистическая сеть» и «логистический
канал», раскрыто содержание трех уровневого логистического канала с прямыми связями, состоящего из трех множеств контрагентов: поставщиков, производителей и потребителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общепринятое определение логистической системы гласит: логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких: подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Логистическая система, используемая фирмой для выработки стратегии в таких видах деятельности, как
планирование и про-изводство, взаимодействует с функциональными областями: про-изводство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование. Логистическая система находит все более широкое использование в практической деятельности фирм и различных предприятий. Она рассматривается в высших эшелонах управ-ления корпорациями как эффективный мотивированный подход к управлению материалопотоком с целью снижения издержек производства.
При разработке логистической системы учитываются многие факторы, оказывающие на нее влияние. Рассматривая проблемы оценки эффективности логистических систем, будем исходить из условия, что она может быть представлена как организационно-управленческая система, направленная на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания клиентов. Одновременно, логистическая система будет характеризоваться вероятностью выполнения логистических операций.
Стремление обеспечить эффективное управление логистическими системами обычно вступает в противоречие со стремлением обеспечения надежности системы с целью минимизации общих затрат. Предлагаемый подход позволяет обеспечить системное взаимодействие связей фирмы с внешней средой – ресурсами – бизнес-процессами – результатами. Логистическая система способна адекватно реагировать на изменения рынка с одновременной оптимизацией структуры ресурсного потенциала в конкурентоспособный потенциал.
Через этот механизм обеспечивается устойчивое и долговременное конкурентное развитие фирмы на основе принятия компромиссных решений. Умелая организация логистических систем приносит предприятию следующие выгоды: – повышение эффективности производства. Материалы должны быть на рабочем месте в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени – дополнительная экономия. – при правильной организации логистических систем на предприятии удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность
производства. – снижение потерь материалов. Любое перемещение материалов (как между предприятиями, так и внутри предприятия) неизбежно ведет к увеличению потерь. – лучшее использование производственных площадей. При должной организации логистических систем (транспортировки, складирования) можно значительно сократить или перепрофилировать производственные площади. При организации на производстве логистической системы, необходимо в каждом конкретном случае максимально полнее проанализировать особенности предприятия,
характер производственного цикла, его тип производства, систему снабжения основного производства и подачи материальных ресурсов на рабочие места, систему норм, параметры эффективности использования ресурсов и т.д. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений 6-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 г.
2. Джонсон Д Вуд Д Вордлоу Д Мерфи-мл. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 3. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002 г. 4. Козловский В.А Кобзев В.В Савруков Н.Т. Логистика: Конспект лекций/СПб. гос. техн. ун-т.
Чебоксарский ин-т экономики и менеджмента. -СПб.: Политехника, 1998 г. 5. Логистика. Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд перераб. И доп М.: ИНФРА-М, 2005г. 6. Лаврова О-В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций Саратов: Саратовский государственный технический университет,
1995 г. 7. Михайлова О. И. Введение в логистику. Учебно- методическое пособие М.: Издательский дом «Дашков и К°», 1999 г. 8. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов 3-е изд перераб. и доп М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. 9. Основы логистики. Учебник для вузов/ В.А. Гудкова, Л.Б. Миротин, С.А. Ширяев М.: Горячая линия –
Телеком, 2004 г. 10. Семененко А.И Сергеев В.И Логистика. Основы теории: Учебник для вузов СПб.: Издательство « Союз», 2003 г.