ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ

ЕГЭ ИКАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГЭ
 
План
1.        Суть ЕГЭ.
2.        Задачи ЕГЭ.
3.        Процедура иправила проведения ЕГЭ.
4.        Бланки ЕГЭ.
5.        Проверка части С.

1.        Суть ЕГЭ
ЕГЭ предусматриваетсовмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классовобщеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие учебные заведения(вузы) и средние специальные учебные заведения (ссузы).
Результаты ЕГЭ признаютсяобщеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной(итоговой) аттестации, а вузами и ссузами — в качестве результатоввступительных испытаний.
К сдаче ЕГЭ допускаютсявыпускники 11-х классов всех аккредитованных общеобразовательных учреждений,освоивших программу среднего (полного) общего образования, независимо от формыполучения образования.
Выпускники с ослабленнымздоровьем, имеющие право на щадящий режим при проведении государственной(итоговой) аттестации, допускаются к сдаче ЕГЭ при отсутствии противопоказанийпо состоянию здоровья для сдачи экзаменов в такой форме.
Участие выпускников в ЕГЭявляется добровольным.
Сроки, форма ипродолжительность проведения ЕГЭ определяются Министерством образованияРоссийской Федерации.
Экзаменационные работыЕГЭ оцениваются баллами (в стобалльной шкале) и отметками (в пятибалльнойшкале).
Порядок и шкалу переводабаллов в отметки, на основе которых выставляются отметки в аттестат, ежегодноустанавливает Министерство образования Российской Федерации по итогам сдачи ЕГЭпо каждому общеобразовательному предмету.
Оценка за ЕГЭ в100-балльной шкале заносится в СВИДЕТЕЛЬСТВО о результатах единого государственногоэкзамена, которое выпускник может отправить в один или несколько вузов илиссузов города Москвы или других городов Российской Федерации, участвующих вЕГЭ. Результаты ЕГЭ будут рассматриваться наравне с результатами экзаменов техабитуриентов, которые сдавали вступительные экзамены в традиционной форме. Дляэтого в вузе (ссузе) те и другие результаты будут переводиться в единую шкалу.
Выпускникам — участникамЕГЭ в аттестат ставится отметка, которую определяют с учетом годовой отметки.При этом в аттестат выставляется:
более высокая отметка приразнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
среднее арифметическоегодовой и экзаменационной отметок — при разнице между итоговой отметкой иотметкой по ЕГЭ более чем один балл; округление производится в пользу ученика(в сторону более высокого балла).
Всем выпускникам, сдавшимЕГЭ, выдаются: аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство орезультатах ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамкахЕГЭ.
В Интернете на порталеинформационной поддержки единого государственного экзамена — www.ege.edu.ru размещены нормативные документы по проведению ЕГЭ, демонстрационные вариантызаданий прошлых лет и много другой полезной информации.
ЕГЭ — это набор тестов побазовым учебным предметам, состоящий из трех частей. Вопросы каждой (иначе ихеще называют «контрольно-измерительные материалы» — КИМ) отличаются посодержанию и уровню сложности и оцениваются соответствующим количеством балловза правильный ответ. В части «А» ученик должен выбрать один из четырехвариантов ответа, в части «B» — вписать недостающее слово или цифру, в части«C» — дать развернутый ответ на вопросы. Общее число вопросов по каждомупредмету разное и колеблется от 30 (математика) до 80 (география). После тестированиязакодированные экзаменационные листы каждого ученика категории «А» и «В»обрабатывает компьютер. Развернутые ответы на вопросы из части «С» такжеоцениваются анонимно, но уже независимыми, специально подготовленнымиэкспертами.
В приемные комиссиивыпускник представляет не аттестат, а свидетельство о сдаче ЕГЭ, в которомуказаны его результаты по 100-балльной шкале. Каждый вуз обрабатывает всепоступившие заявления и обязан принять абитуриентов с более высоким баллом ЕГЭв первую очередь. Таким образом, после обработки всех заявлений становитсяясно, какой балл ЕГЭ будет «проходным» для данного вуза. Если выпускник порезультатам своего ЕГЭ никуда не поступил, пересдать экзамен он уже не сможетникогда.
2.        Задачи ЕГЭ
В постановленииправительства от 16.02.2001 № 119 «Об организации эксперимента по введениюединого государственного экзамена» никакого обоснования эксперимента опять женет. Есть только утверждение, что введение единого государственного экзаменаобеспечит «совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний дляпоступления в образовательные учреждения высшего профессиональногообразования».
Более подробноеобъяснение того, в чем правительство видит смысл замены привычных экзаменов,есть в справке, подготовленной для коллегии Министерства образования в 2001году. В ней читаем: «Введение ЕГЭ позволит решить следующие проблемы:
1.Обеспечить реальнуюэквивалентность государственных документов о полученном среднем (полном) общемобразовании.
2.Восстановитьпреемственность между высшим и общим образованием на этапе перехода с однойступени на другую. Реально превратить конкурс в высшие учебные заведения в конкурсзнаний.
3.Зачислять в вуз наоснове конкурса документов. Эта мера в сочетании с введением предусмотренныхпланом действий правительства социальных и экономических мер повыситдоступность качественного высшего образования для талантливой молодежи из малообеспеченныхсемей и отдаленных от вузовских центров местностей.
4.Обеспечитьгосударственный контроль качества общего образования путем создания независимой,более объективной системы оценки подготовленности выпускниковобщеобразовательных учреждений.
5.Создать технологиюобъективной оценки подготовленности выпускников, которая могла бы использоватьсяв деятельности, предусмотренной Законом РФ «Об образовании независимой службыаттестации образовательных учреждений».
3.        Процедураи правила проведения ЕГЭ
По замыслу, процедураэкзамена должна быть защищена от возможности посторонней помощи или подтасовкирезультатов. Для этого придуманы следующие меры.
При проведении единогогосударственного экзамена на территории всей страны применяются однотипныезадания и единая шкала оценок. Задания ЕГЭ разрабатываются разными авторами, участникамиконкурса и утверждаются специальной комиссией при Министерстве образования.Огромное количество вариантов заданий должно исключать возможность «вычислить»вероятный «свой» вариант и заранее заготовить решение. КИМы рассылаютсясекретной почтой, хранятся в сейфах с выполнением всех требований режимасекретности. При кодировании вариантов используются штрих-коды. Пакетывскрываются в день проведения экзамена в присутствии выпускников, членов государственнойэкзаменационной комиссии и общественных наблюдателей.
Сам экзамен долженпроводиться в чужом для выпускников здании. К его проведению привлекаютсяпредварительно назначенные преподаватели, не являющиеся специалистами по сдаваемомупредмету и учителями данных школьников. Они выполняют функции организаторов.Для контроля за правильным соблюдением инструкций Министерством образованиясоздаются специальные экспертные комиссии, формирующиеся из других регионовстраны.
Порядок проверки заданийтакже должен исключить возможность нарушений. Задания типа «А» и «В»проверяются компьютерной программой, а задания «С» — независимыми экспертами,дублирующими работу друг друга. После проверки заданий вся информация вводитсяв компьютер и направляется по выделенной линии в Центр тестированияМинистерства образования. Там происходит автоматический подсчет баллов длякаждого закодированного ученика и сохранение этих результатов в своднойобщероссийской базе данных.
Все, разумеется, должнысоблюдать правила сдачи экзамена, в противном случае его результаты могут бытьаннулированы.
Но это теоретически.Практика же показала, что процедурные требования легко обходятся.
Официальные инспектораМинистерства образования, контролирующие ЕГЭ, неспособны обеспечить проведениеэкзамена по инструкции. Во-первых, их очень мало: в 2003 году было 600 человекна 47 регионов России, или 10—15 инспекторов на область. На одного инспектораприходится один пункт проведения экзамена, а это десятки аудиторий, коридоров иукромных местечек. Находиться в них одновременно на протяжении всего экзаменаодному человеку просто немыслимо. Во-вторых, инспекторов легко нейтрализуютразличными способами: где административными действиями, где взятками.В-третьих, по большому счету никто из задействованных в проведении ЕГЭ незаинтересован в объективности оценки. Школьникам и их родителям нужна необъективная, а максимальная оценка. Школа также кровно заинтересована взавышении оценок: из-за плохих показателей могут снизить разрядность, непродлить контракт с директором школы, урезать финансирование.
Результаты ЕГЭпривязываются к государственному именному финансовому обязательству (ГИФО).Через ГИФО предполагается осуществить «плавный» переход к всеобщему платномувысшему образованию и опять же обеспечить доступ к нему малообеспеченных.
Те, кто сдаст ЕГЭ навысший балл, будут учиться на полном государственном обеспечении. Но если баллниже, то недостающую сумму должны заплатить родители.
В целях обеспечениянадлежащего порядка передачи и хранения экзаменационных материалов,направляемых в субъекты Российской Федерации для проведения ЕГЭ, сообщаемследующее.
Орган управленияобразованием субъекта Российской Федерации получает от Центра тестированияМинобразования России экзаменационные материалы, обеспечивает их ответственноехранение и организует выдачу уполномоченным лицам для доставки в пункты проведенияЕГЭ (далее – ППЭ).
Во время проведенияэкзамена ответственность за хранение экзаменационных материалов лежит наруководителе ППЭ.
После окончания экзаменаруководитель ППЭ передает:
1) заполненные бланки ЕГЭпо акту (форма 14-ППЭ Инструкции по проведению единого государственногоэкзамена в 2004 году от 11.04.2004) уполномоченным представителям государственнойэкзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации для отправки их нахранение и обработку в ППОИ или РЦОИ;
2) контрольныеизмерительные материалы, бланки черновиков, а также испорченные инеиспользованные в ходе проведения ЕГЭ экзаменационные материалы по акту (форма14-ППЭ Инструкции по проведению единого государственного экзамена в 2004 годуот 11.04.2004) на хранение в орган управления образованием субъекта РоссийскойФедерации.
В исключительных случаяхдопускается передача вышеуказанных экзаменационных материалов в ППОИ и РЦОИвместе с заполненными бланками ЕГЭ.
После завершенияпроцедуры обработки бланков ЕГЭ экзаменационные материалы передаются по акту(форма 14-ППЭ Инструкции по проведению единого государственного экзамена в 2004году от 11.04.2004) уполномоченными представителями ППОИ и РЦОИ на хранение ворган управления образованием субъекта Российской Федерации. В исключительныхслучаях экзаменационные материалы передаются в муниципальные органы управленияобразованием.
Копии вышеуказанных актовнаправляются в Центр тестирования Минобразования России. В срок до 15.08.2004орган управления образованием субъекта Российской Федерации готовит инаправляет в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки своднуюсправку об использовании экзаменационных материалов ЕГЭ в 2004 году поприлагаемой форме.
Экзаменационные материалыхранятся до 01.04.2005 как документы строгой отчетности, затем подлежатуничтожению по соответствующему акту.
Организация РЦОИ
Региональный центробработки информации единого государственного экзамена (далее — Центр)создается с целью обеспечения информационной поддержки проведения экспериментапо введению единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) в субъекте Федерации.Центр может создаваться в структуре существующей государственной организации,может функционировать также в рамках созданной организации в качествесамостоятельного юридического лица в организационно-правовой формегосударственного учреждения.
Центр действует наосновании нормативных, организационных, технических и методических документовМинистерства образования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Центр возглавляетруководитель Центра. Назначение на должность и освобождение от должностируководителя Центра осуществляется администрацией субъекта Федерации илируководителем учреждения, на базе которого создан Центр. Руководитель Центраорганизует работу Центра, представляет его интересы и несет ответственность заего деятельность в установленном порядке.Функции РЦОИ
Функциями Центраявляются:
— обеспечениеинформационного сопровождения проведения ЕГЭ;
— создание и ведениерегиональных баз данных образовательных учреждений;
— cоздание и ведение баз данныхучастников ЕГЭ;
— организация обработкиданных с бланков ЕГЭ;— создание и ведение баз данных результатов ЕГЭ по субъектуФедерации;
— информационноеобеспечение работы региональных государственных экзаменационных комиссий,органов управления образованием, образовательных учреждений в части подготовки,проведения и анализа результатов ЕГЭ;
— обеспечение информационного взаимодействия региональных ГЭКс федеральными организациями, ответственными за проведение эксперимента повведению ЕГЭ;
— организационно-технологическое сопровождение проведенияЕГЭ;
— управлениедеятельностью и обучение персонала первичных пунктов обработки информации субъектаФедерации.
Во время, не связанное сподготовкой и проведением ЕГЭ, Центр проводит работы по решению задач,связанных с оценкой качества образования в соответствии с региональнымипрограммами.Управление и организация работы РЦОИ
Кроме руководителя в штатЦентра входят заместители руководителя по информационно-программному иметодическому обеспечению работы и работники, исполняющие обязанностисистемного администратора комплекса средств автоматизации. Должностные инструкцииработников Центра разрабатываются на основе нормативных и методическихдокументов Министерства образования Российской Федерации с учетом местныхособенностей проведения эксперимента по введению единого государственногоэкзамена. На период проведения ЕГЭ и мероприятий по подготовке проведения ЕГЭ квыполнению работ привлекаются дополнительные работники на основании срочноготрудового договора в соответствии с примерным перечнем, представленным вследующей таблице:Должности по общероссийскому классификатору профессий, должностей и тарифных разрядов Технологическое наименование работника Функции, выполняемые работником инженер — программист оператор сканирования Сканирование бланков техник информационно- вычислительного центра, техник помощник оператора сканирования Обеспечение работы оператора сканирования инженер — программист верификатор Контроль качества заполнения и распознавания бланков инженер — программист старший верификатор Организация работы верификаторов инженер — программист диспетчер Информационное обеспечение работы предметных комиссий
Для обработки бланков вовремя проведения ЕГЭ в Центре рекомендуется работать в две или в три смены.Количество дополнительных работников определяется руководителем Центра на основеинструктивных материалов Министерства образования Российской Федерации с учетомсхемы участия, объемов обрабатываемой информации и местных особенностейсубъекта Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ.Технические средства РЦОИ
Перечень оборудованияЦентра приведен в приложении 2. Количество и общая площадь помещений Центрадолжны обеспечить размещение оборудования и работу сотрудников Центра всоответствии с санитарными нормами и требованиями по установке и эксплуатациисредств вычислительной техники. Помещения Центра должны быть компактнорасположены и изолированы от остальных помещений организации, иметь единыйобщий вход. Все помещения должны быть защищены от несанкционированного доступа,оборудованы системой сигнализации.
Примерный составпомещений Центра:
1.        Помещения дляруководства и штатного персонала Центра (общая площадь не менее 20 кв.м.).
2.        Помещение длячетырех серверов (не менее 15 кв.м, должно быть оснащено системой кондиционированияи принудительной вентиляции).
3.        Помещение длявысокопроизводительного сканера и трех ПЭВМ сканирования (не менее 30 кв.м.,должно быть оснащено системой принудительной вентиляции).
4.        Помещения дляПЭВМ верификации (общая площадь не менее 12 кв.м. + 6 кв.м./компьютер должнобыть оснащено системой принудительной вентиляции).
5.        Помещение дляхранения документов.
6.        Подсобныепомещения.
7.        Помещения дляработы предметных комиссий (не менее 3кв.м./чел.).
8.        Помещение дляработы представителей ГЭК (прием материалов) (30 кв.м.).
Помещения п.п. 7-8необходимы только в период проведения ЕГЭ.
Все помещения должны бытьобеспечены электропитанием и соответствующими условиями по освещенности,отоплению, вентиляции и пожарной безопасности. Должен быть обеспечен вводэлектрической сети, реальное заземление, три раздельные фазы (бытовые приборы,компьютерная система и система вентиляции). Пиковая мощность нагрузки не менее30-35 кВт (из расчета 30 ЭВМ, 4 сервера, сетевое оборудование, системывентиляции, бытовые приборы, аварийный запас мощности). Управление питаниемдолжно быть выведено на единый щит с раздельным управлением и защитой отперегрузок по каждой фазе и каждому помещению. Должно быть предусмотренорезервное автономное электропитание (на случай аварийного отключения).
В помещениях п.п. 1-4 должна быть подготовлена структурированнаякабельная система, которая выполняется коробами и размыкаемыми плинтами, единымкабелем без сращиваний и спаек, с разделением слабо и сильноточных цепей.Каждое рабочее место должно иметь не менее одного разъема RJ-45 5 категории (соединено спатч-панелью), не менее двух евророзеток с заземлением компьютерной электросетии не менее одной розетки бытового назначения. Необходимы 4 входные линии связителефонии и Интернет (минимум 128 Кб, постоянный IP — адрес).
4.        Бланки ЕгЭ
Бланки ЕГЭ являются документами строгой отчетности, имеютстепень защиты и штрих-коды.
Бланк регистрации
Бланк регистрации размером195  210 мм печатается на белой бумаге плотностью  80 г/м2.Фон бланка – оранжевый цвет (пантон № 165).
Бланк состоит из трехосновных частей.
В верхней части бланкарегистрации имеются вертикальный и горизонтальный штрих-коды, образец написаниясимволов при заполнении бланка, поля для указания следующей информации: кодрегиона; код образовательного учреждения, в котором обучался выпускник; номер ибуква класса; код пункта проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ);номер аудитории в пункте проведения ЕГЭ; дата проведения ЕГЭ; код предмета;название предмета; номер варианта; служебная отметка; поле для подписиучастника ЕГЭ.
В средней части бланкарегистрации указываются сведения об участнике ЕГЭ: фамилия, имя, отчество;серия и номер документа; пол; поля для служебного использования, факт выхода изаудитории во время экзамена.
В нижней части бланкарегистрации расположены поля, заполняемые по желанию участника ЕГЭ в случаеимеющихся у него замечаний по процедуре проведения ЕГЭ.
Бланк ответов № 1
Бланк ответов № 1размером 245  210 мм печатается на белой бумаге плотностью  80г/м/>. Фонбланка – малиновый (пантон № 184). В верхней части бланка ответов № 1 имеютсявертикальный и горизонтальный штрих-коды, образец написания символов призаполнении бланка, пропечатан номер варианта и указываются: код региона; код икраткое название предмета, по которому проводится ЕГЭ; поле для подписиучастника ЕГЭ.
В средней части бланкаответов №1 расположены поля для записи ответов на задания типа А с выборомответа из предложенных вариантов. Максимальное количество таких заданий – 60.Максимальное число вариантов ответов на каждое задание – 5.
Ниже этого приведены полядля замены ошибочных ответов на задания типа А и поля для служебногоиспользования. Максимальное число замен ошибочных ответов – 9.
Далее размещены поля длязаписи результатов выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме (словоили число). Максимальное количество кратких ответов – 12. Максимальное количествосимволов в одном ответе – 17.
В нижней части бланкаответов № 1 предусмотрены поля для замены ошибочных ответов на задания типа В.Максимальное количество замен ошибочных ответов – 2.
Бланк ответов № 2 формата«А4»
Бланк ответов № 2размером 210 мм  297 мм печатается на белой бумаге плотностью 80 г/м/>сводяными знаками. Фон бланка – бежевый (пантон № 164).
В верхней части бланкаответов № 2 имеются вертикальный и горизонтальный штрих-коды и указываются: кодрегиона; код предмета; название предмета; номер варианта; поле без указания названия.
Поле для ответов на заданияразлиновано пунктирными линиями «в клеточку». Ниже заголовка бланка по всемуполю размещено изображение сетки, принятой для ценных бумаг.
Проверка ЕГЭ
Структура и составпредметной комиссии
Предметная комиссиясоздается по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭв данном субъекте Федерации. В исключительных случаях допускается создание территориальныхотделений предметной комиссии.
В состав предметнойкомиссии входят председатель комиссии, заместитель(и) председателя и эксперты.
Численный состав комиссииопределяется, исходя из количества выпускников и поступающих, которые будутсдавать ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году, атакже с учетом установленных сроков и нормативов проверки заданий с развернутымответом, выполненных на бланках ответов № 2, по данному общеобразовательномупредмету.
В комиссию в качествеэкспертов включаются, как правило, учителя общеобразовательных учреждений,методисты, преподаватели учреждений профессионального образования по профилю комиссии,прошедшие специализированный курс обучения технологии проверки экзаменационныхработ в рамках ЕГЭ. В состав каждой комиссии рекомендуется включатьпредставителей общеобразовательных учреждений и учреждений профессиональногообразования на паритетных началах.
Полномочия, функции иорганизация работы предметной комиссии
Предметная комиссиясоздается в целях организации и осуществления проверки заданий с развернутымответом, выполненных на бланках ответов № 2.
Предметная комиссия осуществляетсвою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестациивыпускников общеобразовательных учреждений (далее – выпускников) и вступительныхиспытаний в ссузы и вузы.
Предметная комиссияразмещается в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях,позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режимаинформационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
Для веденияделопроизводства к предметной комиссии может быть прикомандирован техническийсекретарь.
Протоколы предметнойкомиссии хранятся органами управления образованием субъекта Федерации какдокументы строгой отчетности в течение одного года.
Предметная комиссия врамках эксперимента по введению ЕГЭ:
·         принимает крассмотрению по соответствующему общеобразовательному предмету задания сразвернутым ответом, выполненные на бланках ответов № 2 установленногоМинобразованием России образца;
·         осуществляетпроверку и оценивание заданий с развернутым ответом, выполненных на бланкахответов № 2, в соответствии с установленными требованиями и инструкциями;
·         составляет инаправляет в РЦОИ и ГЭК протоколы результатов проверки заданий с развернутымответом, выполненных на бланках ответов № 2 (по формам Центра тестирования);
·         составляет инаправляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии.
Предметная комиссиявправе:
·         запрашивать врамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ и, в случае необходимости,в Центре тестирования;
·         готовитьпредложения по содержанию заданий с развернутым ответом, выполняемых на бланкахответов № 2, требованиям и критериям оценивания ответов и передавать ихруководству ГЭК для направления в уполномоченный федеральный органисполнительной власти в сфере образования;
·         готовить информациюо типичных ошибках в ответах выпускников и рекомендуемых мерах, посовершенствованию подготовки обучающихся по соответствующемуобщеобразовательному предмету и передавать ее руководству ГЭК для направления ворган управления образованием субъекта Федерации.
Об установлении шкалы перевода баллов в отметки припроведении ЕГЭ
Установить следующуюшкалу перевода баллов в отметки для результатов по иностранным языкам(английский язык, немецкий язык, французский язык) в 2004 году:
0 — 33 баллов – отметка” 2″;                            34 — 61 баллов – отметка “3”;
62 — 88 баллов –отметка “4”;                           89 -100 баллов – отметка «5».
Установить следующую шкалуперевода баллов в отметки для результатов по литературе в 2004 году:
0 — 34 баллов – отметка«2»;                    35 — 50 баллов – отметка “3”
51 — 66 баллов –отметка «4»;                  67 и более баллов – отметка«5».
Установить следующую шкалуперевода баллов в отметки для результатов по обществознанию в 2003 году:
0 — 25 баллов – отметка«2»;                    26 — 50 баллов – отметка “3”;
51 — 70 баллов –отметка “4”;                  71 и более баллов – отметка «5».
Установить следующую шкалуперевода баллов в отметки для результатов по русскому языку в 2004 году:
0 — 31 баллов – отметка«2»;                    32 — 50 баллов – отметка “3”;
51 — 69 баллов –отметка «4»;                  70 и более баллов – отметка«5».
Установить, чторезультаты ЕГЭ по алгебре и началам анализа для выставления отметок в аттестатопределяются на основании следующей шкалы перевода первичных баллов завыполнение заданий по данному курсу в пятибалльную систему:
0 – 5 – отметка «2»;                                 6 – 11 – отметка «3»;
12 – 19 – отметка «4»;                             20 – 32 – отметка «5».
Рекомендовать следующуюшкалу перевода баллов в отметки по математике в 2004 году для использованияприемными комиссиями образовательных учреждений высшего и среднего профессиональногообразования:
0 – 37 баллов – отметка«2»;                            38 – 55 баллов – отметка «3»;
56 – 74 баллов –отметка «4»;                75 и более – отметка «5».