Египет в мировой экономике

Египет в мировой экономике Выполнила: студентка 3 курса, группа 316 Беликова А.А. г. Краснодар 2008 Содержание. I. ГЛАВА. Факторы, способствующие становлению современного Египта. I. Общие сведения о Египте. II. Нефтегазовая промышленность. III. Энергетика. 5 I.IV. Нил. V. Сельское хозяйство.

I. Экономика. II. Промышленность. III. Финансы и банковская система. IV. Экономические отношения с соседями. V. Экономические связи с Россией. 18 Список литературы. I. ГЛАВА. Факторы, способствующие становлению современного Египта. I. Общие сведения о Египте. Арабская республика

Египет (АРЕ) — ключевая страна Арабского Востока, обладает значительным экономическим потенциалом и трудовыми ресурсами. Расположена на северо-востоке Африки и частично в Азии (Синайский полуостров). Граничит с Израилем, Палестинской национальной автономией (сектор Газа), Суданом и Ливией. На севере омывается водами

Средиземного моря, на востоке — Красного моря. Площадь 1001,4 тыс. км2. По территории Египта проходит Суэцкий канал (173 км) — кратчайший морской путь из Средиземного моря в Индийский океан. Столица: город Каир. Порты: Александрия, Асуан, Асьют, Порт-Саид, Суэц, Думьятт, Мерса-Матрух, Бур-Сафага, Эль-Гурдака.

Численность населения 79 млн. чел. Египет является республикой. Конституция принята в 1971. Глава государства — президент. Законодательный орган — однопалатное Народное собрание. Исполнительная власть принадлежит президенту, который формирует Совет министров и назначает премьер-министра. Территория

АРЕ делится на 26 мухафаз (губернаторств). Приблизительно 96 процентов территории Египта – пустыня. Недостаток лесов, лугов и пастбищ увеличивают нагрузку на пахотные земли, которые составляет приблизительно 3 процента территории страны. Есть природные ископаемые. В стране ведется добыча нефти, фосфатов, марганца, железной руды. Так же имеются разведанные запасы хрома, урана и золота.
Египет, являясь членом ВТО, имеет благоприятные, правовые условия для обеспечения доступа своих товаров на внешние рынки и может использовать достаточно эффективный механизм урегулирования торговых споров, который не только дает возможность оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий. II. Нефтегазовая промышленность. Нефтегазовая промышленность является одной из ведущих отраслей.

В ней занято 57 тыс. человек. Нефть является главным продуктом экспорта Египта. По состоянию на июль 2008 года объемы доказанных запасов нефти и газа в Египте выросли до рекордного для страны уровня, говорится в докладе комиссии по нефтяным ресурсам, который публикуют в понедельник египетские СМИ. На конец финансового года (30 июня 2008 года) запасы нефти в стране составили 4,189 миллиарда баррелей, говорится в документе.

Это самый высокий показатель с начала добычи углеводородов в Египте. Что касается природного газа, то его запасы увеличились на 10%, достигнув 2,15 триллиона кубометров. Беспрецедентный рост мировых цен на нефть практически вдвое увеличил стоимость египетских нефтяных запасов, которые являются богатством нынешнего и будущих поколений египтян. Увеличить объемы доказанных запасов углеводородов в

Египте позволили активные геологоразведочные работы на суше и на море в рамках заключенных ранее международных соглашений, а также внедрение новых технологий на уже разрабатываемых месторождениях. Основные районы добычи нефти — Суэцкий залив, Западная пустыня, Синай, Восточная пустыня, шельфы Средиземного моря. Все 8 действующих НПЗ принадлежат госкомпаниям: Alexandria
Petroleum, Ameria Petroleum Refining, Assyout Petroleum Refining, Cairo Petroleum Refining (заводы в Каире и Танте), Suez Petroleum Procesing, El Nasr Petroleum. Их мощность оценивается в 30 млн.т. в год. Газодобывающая промышленность. Добыча природного газа относится к одному из наиболее быстро развивающихся секторов экономики.

Объем добычи газа составляет более 16 млрд.куб.м. в год. С открытием новых месторождений на побережье Средиземного моря (дельта Нила) и в Западной пустыне разведанные запасы природного газа значительно увеличились. Дельта Нила уже в течение продолжительного времени рассматривается как газовый бассейн крупного значения. Главным производителем газа в АРЕ является International

Egyptian Oil (IEOC), созданная с участием итальянской ENI. IEOC в первую очередь направляет свои усилия на исследования и обустройство месторождений природного газа в районе дельты Нила. Предполагается, что добыча газа на этом месторождении может достигнуть 56,6 млрд.куб.м. в год и что газ будет потребляться на местном рынке. Весьма перспективными считаются месторождения в

Западной пустыне: «Обейд» и «Халида». Месторождение «Халида» (участок «Салям») должно давать до 5,5 тыс.куб.м. в день. О транспортировке нефти и газа по территории АРЕ. Благодаря своему географическому положению, Египет играет стратегически важную роль в вопросе транспортировки нефти и газа из Персидского залива в Европу. За последние годы доходы египтян от прохода Суэцкого канала нефтеналивными судами снизились, так как альтернативный трубопроводный транспорт и морской

маршрут вокруг мыса Доброй Надежды стали пользоваться относительно большой популярностью. III. Энергетика. Удельный вес энергетики в производстве ВВП составляет примерно 1,8%. Производство электроэнергии равнялось 62,7 млрд.квт.ч. (19,1% было выработано гидроэлектростанциями, в основном ГЭС Высотной Асуанской плотины, и 80,9% — тепловыми станциями), 4% электроэнергии было потреблено в сельском хозяйстве и более 42% — в промышленности.
Рост потребности в электроэнергии в АРЕ составляет 5-7% в год. В целях обеспечения необходимых средств, правительство прорабатывает планы частичной приватизации электроэнергетической отрасли, расширения иностранных инвестиций. Для более динамичного расширения производственных мощностей правительство планирует использовать схему «строительство-владение-управление-перед ача» (BOOT, Build-Own-Operate-Transfer). Финансирование по этой схеме позволяет сооружать электростанции и другие

объекты инфраструктуры без увеличения внешней задолженности, так как частные инвесторы получают возможность компенсировать затраты на строительство объектов, владея и управляя ими в течение фиксированного периода времени. По истечении этого периода объект передается в собственность государства. Первый проект, сооружение которого производится по такой схеме, это ТЭС в Сиди Керир. Также планируется реализовать проект объединения сетей

Египта, Иордании, Сирии, Турции и Ирака. Название проекта — Five Country. Ежегодно в строительство новых и в развитие ранее построенных энергетических объектов инвестируется около 1,6 млрд.долл. Значительные суммы выделяются международными финансовыми организациями, а также в рамках оказания экономической помощи Египту со стороны США. За последние 15 лет американские вложения в энергетическую область составили 1,9 млрд.долл.

Основу гидроэнергетики АРЕ составляет Асуанский гидроэнергетический комплекс, сооруженный при экономическом и техническом содействии СССР. Первые три агрегата комплекса пущены в 1967 г подписание декларации о сдаче ГЭС в эксплуатацию состоялось 15.01.1971 г. Кроме того, принято решение о строительстве в течение 5 лет пятой ГЭС на Ниле. Ожидаемая производительность 41 млн. квт.ч. в год. С использованием опыта западноевропейских стран, в
АРЕ начато проектирование принципиально новой гидроаккумулирующей ГЭС в районе Суэцкого залива. Атомная энергетика. В конце 50-х гг. при техническом содействии СССР был создан исследовательский атомный центр (АИЦ) в Иншасе (пригород Каира). Советские организации поставили и пустили в эксплуатацию легководный реактор. Затем, после длительного перерыва, вызванного известными политическими разногласиями между нашими странами,

уже в конце 80-х годов советские организации в счет взноса СССР в МАГАТЭ приняли участие в создании комплекса по очистке радиоактивных отходов АИЦ Иншаса. В АИЦ Иншаса при содействии Аргентины построен и запущен в эксплуатацию ядерный реактор бассейнового типа на обычной воде мощностью 22 мвт. (тепловых) стоимостью 350 млн.ф. Реактор был сдан в эксплуатацию 31 января 1998 года.

I.IV. Нил. Река Нил – это главная питательная артерия страны. Она находится в постоянной эксплуатации. Так же постоянно вводятся все новые и новые проекты по увеличению отдачи от использования ресурсов Нила. В связи с такой мощной эксплуатацией река постепенно начинает истощаться. Следует отметить «Нильский манифест», опубликованный в феврале 1996 году в Женеве, содержащий аналитические данные об угрожающем

Нилу высыхании в течение 20 лет, что, как считают авторы «Манифеста», приведет к дальнейшему опустыниванию Египта, Судана, Эритреи и северо-западной части Эфиопии. Также говорится, что в ближайшем будущем потребности Египта и Судана в нильской воде возрастут, и даже при наличии доброй воли и сотрудничества между странами бассейна, для реализации планируемых ирригационных проектов объема водных ресурсов

Нила будет недостаточно. Отмечая «катастрофический» недостаток внимания к проблеме рационального распределения вод Нила со стороны государств бассейна «перед лицом грядущей засухи», в «Манифесте» указывается, что чистоте нильской воды угрожают экологически несовершенные каирские системы очистки сточных вод и контроля за состоянием вод Нила. В «Манифесте» также отмечается, что существует большая вероятность возникновения острого конфликта между Суданом, Эфиопией и Эритреей, предотвратить который может только объединение
международных усилий под эгидой ООН, направленных на решение проблемы возрастающего дефицита водных ресурсов. О реализации ирригационного проекта «Салям». В рамках данного проекта осуществляется переброска вод Нила на Синай, что позволит оросить 260 тыс.га земли по обе стороны Суэцкого канала. На этой территории предполагается расселить 1,5 млн.человек.

Эта проблема, актуальная для всего мира (1,4 млрд.человек испытывают нехватку воды, пригодной для питья, а к 2025 г. это число увеличится до 4 млрд.), имеет особое значение для АРЕ и других арабских стран с учетом специфики их климатических и природных условий. Потребление воды на душу населения в арабском мире возросло во второй половине XX века в 4 раза, при этом число жителей увеличилось в 3 раза.

Все большее количество воды требуется для освоения и орошения земель, развития производства. Все это при ограниченности водных запасов арабских государств может уже в близкой перспективе резко обострить проблему водоснабжения в регионе, превратив ее в источник конфликтов и потрясений. I.V. Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве АРЕ занято 5 млн. чел. В среднем на трех фермеров приходится 1 га обрабатываемых земель.

Возделываются пшеница, кукуруза, рис, бобы, хлопок, сахарный тростник, овощи и фрукты. Несмотря на то, что для сельского хозяйства пригодно всего 3% земли, его доля в товарной структуре египетского экспорта составляет 20%. Выращивание сахарного тростника, риса и отдельных сортов хлопка осуществляется под контролем государства. В 1994г. правительство отменило все субсидии на удобрения, семена и на борьбу с вредителями, однако электричество для сельскохозяйственных нужд предоставляется
по сниженным тарифам. Работы по ирригации и дренажу осуществляются за счет государства. АРЕ является крупнейшим в мире импортером продовольствия. Так, в страну ежегодно поступает 6,5 млн.т. пшеницы. Разведением крупно-рогатого скота занимаются в основном мелкие фермеры. Поголовье стабильно и составляет 6,2 млн. голов. После отмены государственных субсидий на корма в 1990г.

ситуация стала ухудшаться. В птицеводстве положение несколько лучше, хотя также зависит от импортных поставок. В 1997г. был снят 9-летний запрет на импорт мяса птицы, в то же время для защиты местного производителя была введена импортная пошлина в 80%. Доля в ВВП сельского хозяйства за последние 10 лет снизилась с 20 до 15,7%, а процент занятой в нем рабочей силы — с 50 до 29,5%. Наиболее динамично развивается растениеводство (71% сельскохозяйственной

продукции). Далее идут животноводство (21,8%), рыболовство и рыбоводство (7,1%). Важнейшими сельскохозяйственными культурами являются хлопок, особенно длинноволокнистые сорта, пользующиеся спросом на мировых рынках (400 тыс.т.), пшеница (5,9 млн.т.), кукуруза (5,8 млн.т.), рис (4,9 млн.т.), овощи (17,1 млн.т.), в том числе лук (1,4 млн.т.). Наибольшей проблемой в этой отрасли является нехватка пригодных для сельскохозяйственной обработки

земель, составляющих всего около 1% территории страны. Климатические условия и наличие воды для орошения, накапливаемой в водохранилище Асуанской плотины, позволяют на одной и той же площади собирать 2, а то и 3 урожая в год. Коэффициент использования обрабатываемых земель составляет около 1,8. Проблема нехватки сельскохозяйственных земель решается за счет ввода в сельскохозяйственный оборот пустынных
земель путем строительства систем искусственного орошения. Сельское хозяйство АРЕ не в состоянии полностью обеспечить потребности страны в продовольствии. Среднегодовые темпы прироста производства в сельском хозяйстве до недавнего времени отставали от темпов прироста населения, и лишь в 90-х годах тенденция изменилась. Решение продовольственной проблемы во многом осуществляется за счет импорта продуктов питания, ежегодный

ввоз которых составляет около 3 млрд.долл. II Глава. Современный Египет. II.I. Экономика. По численности населения АРЕ занимает 1 место среди арабских стран, а по развитию экономики уступает только Саудовской Аравии. Согласно данным Всемирного Банка, среднегодовые темпы роста ВВП в 2007 году составили 7,1%. Объем ВВП, по данным

Министерства пранирования АРЕ, в 2006 году составил 109,484 млрд. долларов. По официальным данным, безработица составляет 9,1%, по оценкам независимых экспертов – 15-25%. Минимальная зарплата составляет 25 долл. в месяц при 42-часовой рабочей недели. 20-30% населения живут за чертой бедности. Формирование валютных резервов страны происходит главным образом за счет выручки, полученной от экспорта нефти (3,7 млрд. долл.), доходов от эксплуатации

Суэцкого канала (2 млрд. долл.), денежных переводов египтян, работающих за границей (3 млрд. долл.), и доходов от туризма (4,3 млрд. долл.). Сокращение валютных резервов страны вызвано отчасти снижением доходных поступлений из данных источников на общем фоне замедления темпов развития мировой экономики, отчасти из-за массивных валютных интервенций ЦБЕ по поддержанию курса национальной валюты, в результате которых египетский фунт «спасти» так и не удалось, хотя темпы инфляции в стране были замедлены.
По данным Всемирного Банка, внешняя задолженность АРЕ на 30 июня 2007 года стоставила 29,2 млрд. долл. В начале 90гг. правительство АРЕ для покрытия бюджетного дефицита активно использовало практику внутренних заимствований посредством выпуска казначейских векселей и облигаций. Крупнейшим финансовым донором АРЕ являются США. Размер ежегодной экономической помощи составляет 735

млн. долл военной помощи – 1,3 млрд. долл Крупнейшим торговым, партнером АРЕ является ЕС. В апр. 1999г. правительство АРЕ утвердило план социально-экономического развития страны, расчитанный на 20 лет. Приоритетной задачей является освоение Синая и Южной Долины Западной Пустыни. К 2017г. планируется освоить до 30% площади этих районов (промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура). Другой важной задачей является развитие частного сектора экономики,

который в дальнейшем будет обеспечивать до 75% всех инвестиций. Планируется также увеличить темпы роста ВВП, ежегодно создавать 550 тыс. новых рабочих мест и увеличить темпы роста в промышленности с 9 до 11%. Вступление АРЕ во ВТО в июне 1995г ее участие в зоне свободной торговли Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) с июня 1998 года, подписание соглашения с

ЕС о вступлении в ассоциацию, объединяющую страны ЕС и страны Средиземноморского бассейна, а также практика заключения соглашений с отдельными странами о создании зоны свободной торговли, получившая широкое распространение, существенно способствуют укреплению и развитию экономики страны. Строительство. Иностранная финансовая помощь в начале 80гг. при реализации крупных строительстных объектов позволила достичь и сохранить высокие среднегодовые темпы роста в строительстве
на уровне более 20%. В июне 2000г в целях устранения отрицательного эффекта юго-восточного экономического кризиса на экономику АРЕ, правительство приняло первый закон об ипотечном кредитовании. Все необходимые для капстроительства материалы производятся в АРЕ. Производство цемента в АРЕ составляет 25 млн.т. в год, импорт – 5 млн.т. 20-летняя программа социально-экономического развития страны предусматривает строительство 44 новых

городов и населенных пунктов к 2017г. Во вновь освоенные районы Суэцкого канала, северо-западного побережья, Южной Долины, Красного моря. Синайского полуострова, а также районы вблизи озера Насера планируется переселить 6 млн. чел. Связь и коммуникации. Модернизация, развитие и либерализация рынка телекоммуникационных услуг и его инфраструктуры является

одним из основных направлений развития страны. Правительство АРЕ объявило о выделении на эти цели 1,1 млрд. долл. в течение 3 лет. За последние несколько лет была полностью модернизирована телефонная система. Бурно развивается рынок информационных технологий. На рынке работают 64 компании, предоставляющие доступ в

Интернет. Число пользователей Интернета составляет около 900 тыс. чел Туризм является одним из основных источноков поступлений инвалюты. Доля туризма в ВВП Египта составляет 16,1%. Однако развитие туризма во многом определяется как политической стабильностью в стране и регионе, так и текущим состоянием экономики в странах, обеспечивающих основной поток туристов в АРЕ. Число туристов из стран Западной и

Южной Европы и стран Ближнего Востока в 2001г. составило 4,4 млн. чел. Туризм создает рабочие места для 2,2 млн. египтян. Среди всех отраслей экономики АРЕ следует выделить 5 наиболее развитых, в которых создается 60% ВВП страны. Это торговля и финансовые услуги (21%), промышленность (38,2%), сельское хозяйство (13,8%), транспорт (9%) и строительство (6%). II.II. Промышленность.
В этой сфере занято 2,5 млн. чел. В последние годы отмечается четкая тенденция к повышению ее удельного веса в экономике АРЕ. В основном это связано с бурным развитием нефте- и газодобывающей промышленности. В настоящее время в государственном секторе отмечается снижение объемов производства, в то время как в частном секторе вследствие проводимых правительством АРЕ процессов приватизации и либерализации – повышение.

Основными промышленными товарами являются хлопковая пряжа, шелк, готовая одежда, легковые и грузовые автомобили, автобусы, стиральные машины, промышленные холодильники, аллюминий, цемент, фосфаты, фосфатные и азотные удобрения, мыло. С начала 70гг в качестве одной из форм развития промышленности, правительство АРЕ активно занимается созданием новых свободных промышленных зон. В настоящее время на территории АРЕ действуют 8 свободных промышленных зон.

В горнодобыче преобладает добыча сырой нефти. Основные месторождения нефти находятся в Западной Пустыне недалеко от ливийской границы, в оффшорной зоне Средиземного моря и на Синайском полуострове. Добыча осуществляется при содействии иностранных компаний и регулируется соглашением о разделе продукции. Для наращивания экспорта нефти правительство АРЕ поощеряет использование природного газа в электроэнергетике.

С этой целью оно планирует заключить франчайзинговое соглашение с четырьмя частными компаниями по газификации страны. Активно ведется работа по созданию «Арабского регионального газопровода» длиной 850 км и стоимостью 700 млн. долл Газопровод должен соединить египетский г.Эль Ариш и иорданский порт Акаба в обход Израиля, северную часть Иордании, Сирию и Турцию. Затем из Сирии можно будет пустить газовую ветку в
Ливию и на Кипр. Основные запасы каменного угля находятся на Синайском полуострове и оцениваются в 50 млн.т Однако, вследствие того, что уголь по своему химическому составу бедный, его разработка считается экономически нецелесообразной. В оазисе Бахария (Западная Пустыня) ведется добыча железной руды, а на Красном море (Бур Сафага и Кусейр) – известняка и фосфатов.

Для освоения фосфатного месторождения в Абу Тартур правительство АРЕ приняло решение найти частного инвестора, который должен будет компенсировать ему расходы на освоение месторождения в 1,5 млрд. долл а также примерно 3 млрд. долл. за создание инфраструктуры. В АРЕ есть также запасы марганца, золота, цинка, олова, свинца, меди, углекислого калия и урана. Однако удаленность этих месторождений, высокая стоимость работ по их добыче, а также транспортные расходы

препятствуют их освоению. II. III. Финансы и банковская система. Финансовое положение Египта продолжает оставаться сложным. Несмотря на регулярные оптимистические заявления правительства о способности стабилизировать курс национальной валюты, все остается прежним. Много вопросов вызывают утверждения главы египетского кабинета, что насыщение внутреннего валютного рынка долларовой наличностью будет путем регулярных интервенций

ЦБ из средств специального стабилизационного фонда (ССФ), образованного за счет заимствований из различных внешних источников. Представители западных доноров в Каире не скрывают своего удивления тем, что Глава правительства АРЕ говорит о формировании ССФ как о решенном вопросе. По их данным МВФ пока лишь «в принципе» обещал оказать финансовую поддержку египтянам.

Однако объемы этой помощи до сих пор не определены. Кроме того, насколько известно, эти средства предназначены для реформирования финансовой системы АРЕ, а не «аварийного» обеспечения плавучести курса египетской национальной валюты. Египет остается одной из самых зависимых от внешней помощи стран мира. Только США за последние 25 лет представили АРЕ с учетом военной составляющей 50 млрд. долл.
В этой связи ряд местных экспертов высказывает сомнение относительно способности нынешнего кабинета справиться с экономическими трудностями даже за счет массированных внешних финансовых вливаний. Хотя они признают, что без внешней поддержки правительству никак не удается решить триединую задачу в финансовой сфере: обеспечить достаток долларовой наличности для стабилизации курса национальной валюты, продолжать осуществлять необходимые импортные закупки, а также закрывать бюджетные бреши, образовавшиеся

в результате падения доходов от туризма, экспорта нефти и эксплуатации Суэцкого канала в условиях неблагоприятной международной и региональной конъюнктуры, лишь за счет внутренних золотовалютных резервов. Отмывание денег. В октябре 2003г. Египет был вновь внесен в список стран, не борющихся с отмыванием денег. В этой связи был заявлен официальный протест, и для ознакомления с банковской системой

Египта приглашены эксперты Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По действующему в этой области в АРЕ законодательству египетские банки обязаны располагать информацией о своих клиентах, знать источник происхождения средств владельцев счетов и располагать информацией о бенефициаре. Запрещается открывать неименные счета и счета на предъявителя.

Все банковские документы должны хранится до 5 лет. Банкам предписывается обращать особое внимание на крупные денежные переводы с последующим обналичиванием, на факты регулярного внесения на счета наличных денег, на несоответствие декларированной деятельности владельца счета с характером банковских операций, на открытие документарных аккредитивов, несоответствующих роду деятельности владельца счета. Учету подлежат платежи, по которым конечными бенефициарами являются
неизвестные банку иностранные лица, и предоставление кредитов по банковским операциям, которые не имеют к клиентам отношения. Египетские банки обязаны представлять в соответствующие органы информацию обо всех необычных банковских операциях владельцев счетов, а также в случаях, если сумма банковской операции превышает 0,5 млн.ег.ф. (110 тыс.долл.). Государственные банки. На начало 2003г. египетская банковская система включала 4 государственных банка,

28 акционерных банков с участием госкапитала, 30 частных и иностранных банков и 2 банка «Араб Интернешнл» (Arab International Bank) и «Нассер Сошиэл» (Nasser Social Bank), которые учреждались на основании межправительственных соглашений и не подлежат контролю со стороны ЦБ Египта. II.IV. Экономические отношения с соседями. О египетско-ливийских отношениях. Объем ливийских инвестиций составлял на начало 1999 г.

3,7 млрд.ф. Ливийцы заинтересованы в участии в реализации проекта Новая Долина путем создания «инфраструктурных оазисов», включающих в себя гостиницы, конференц-залы, сеть бензоколонок и мастерских. Стороны договорились провести изучение проекта по прокладке 360 км. газопровода для экспорта египетского природного газа в Ливию с перспективой его дальнейшей продажи в Европу.

АРЕ и Ливия планируют поднять уровень торгового обмена до 1 млрд.долл. в год (сейчас его объем оценивается в 300 млн.долл.). Предложено создание арабского координационного органа, формируется совместная группа по проработке вопроса единой денежной системы. На совместных министерских заседаниях в Каире оценены результаты процесса создания единой энергетической системы, рассматривались перспективы ливийских инвестиций в сельскохозяйственные проекты в
Египте. Будет собрана египетская экспертная группа для изучения возможностей мелиорации на Великой реке в Ливии. Решено преодолеть проблему взаимных задолженностей. Договорились также о создании общей информационной базы по промпроектам, вырабатываются меры по унификации стандартов и применению системы «единого качества» промышленной продукции. Подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве.

Обсуждена идея строительства аэропорта на египетско-ливийской границе. Отношения со странами Персидского залива. Активное сотрудничество с заливными странами в экономической области по-прежнему имеет для египтян первостепенное значение в связи с возможностью доступа к значительным финансовым ресурсам, в том числе в рамках инвестиционного сотрудничества. Немаловажное значение для АРЕ имеет и арабский туризм, объем которого составляет 33% от общего числа

туристов, посещающих Египет. КСА вкладывает 1 млрд.долл. инвестиций в туристические проекты Египта. Устранение таможенных барьеров должно способствовать ускоренному росту межарабской торговли, объемы которой составляют 38,5 млрд. долл. в год, при том, что суммарный внешнеторговый оборот арабских государств превышает 306 млрд.долл. Следующим шагом в направлении формирования АОР должна стать унификация действующих в отдельно взятых странах систем мер и стандартов, что в свою

очередь позволит приблизиться к запуску экономической кооперации на двусторонней и многосторонней основе. Средиземноморье. ЕС в своей политике в отношении южного и восточного Средиземноморья руководствуется растущей взаимосвязью Европы со странами данного региона. Учитывается влияние складывающейся в них внутренней обстановки не только на экономические интересы ЕС, но и на безопасность на европейском континенте, на формирование
оборонной политики Европы и усилия европейцев по контролю за демографической ситуацией. Отсутствие четкой политики по поддержке экономического развития стран южного и восточного Средиземноморья приведет к тому, что разрыв в их доходах, по сравнению с государствами Европы в 1998 г. составлявший 1 к 12, к 2010 г. возрастет до 1 к 20. Подобное соотношение неизбежно вызовет рост иммиграционных потоков в страны

Европы и обострение здесь социально-экономической, демографической и криминогенной обстановки. При этом общая численность населения стран южного и восточного Средиземноморья в 2010 г. будет насчитывать более 300 млн.человек (в 1995 г. — 220 млн.человек). ЕС исходит также из того, что эти страны обеспечивают 20% энергетических потребностей, поставляют в Европу половину своей экспортируемой продукции (в случае североафриканских государств — 2/3) и закупают

у него половину своего импорта. II.V. Экономические связи с Россией. Интенсивный график российско-египетских встреч в верхах привел к росту торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, заявил президент Египта Хосни Мубарак. “Визиты на высшем уровне придали мощный импульс сотрудничеству” сказал Мубарак накануне своей поездки в Москву. Он напомнил, что

Владимир Путин посетил Египет в 2005 году, а в 2006 году состоялся российско-египетский саммит в Москве. Эти встречи “способствовали росту торгового оборота с 1,4 миллиарда долларов до 2,1 миллиардов долларов в 2007 году”. Мубарак особо отметил, что по итогам прошлого года Россия заняла первое место по количеству туристов, посетивших Египет, число которых достигло 1,5 миллиона человек. ”

Есть огромные возможности для расширения сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, энергетики, туризма между нашими странами” добавил египетский президент. Он указал, что в Каире с успехом прошло шестое заседание Российско-египетской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (март 2008). Усилия российской стороны на переговорах были направлены на устранение причин, сдерживающих
развитие российско-египетских торгово-экономических отношений. Стороны договорились о принятии необходимых мер для заключения межправительственных соглашений о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки, обсудили возможность заключения соглашений о сотрудничестве в области мирного использования космического пространства и в области выставочно-ярмарочной деятельности, а также защите интеллектуальной собственности.

Стороны отметили важность повышения роли Египетско-Российского Делового Совета и выполнения договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания Совета в сентябре 2000 года, и направленных на развитие сотрудничества российских регионов с Ассоциацией египетских бизнесменов, Федерацией египетских промышленников. В рамках этих договоренностей проводилась работа по реализации проектов создания в

Египте сборочных производств сельхозтехники (совместно с Липецким тракторным заводом) и автомобилей повышенной проходимости (совместно с Ульяновским автозаводом), а также совместной транспортной компании с ОАО «Волгоградвнештранс». Снижение объемов экспорта российской машинотехнической продукции в АРЕ в 2001 еще раз показало, что российские экспортеры машинотехнической продукции для гражданских,

целей постепенно теряют свои позиции и вытесняются с египетского рынка. Это происходит в результате того, что они до сих пор не смогли приспособиться к произошедшим на нем в середине 90гг. изменениям, которые проявились в замещении значительной части импортировавшейся готовой продукции товарами, собираемыми на местных предприятиях в основном из ввозимых в АРЕ комплектующих. Вместе с тем, есть и примеры использования российскими компаниями преимуществ организации
сборки своей техники в Египте. Так, представительство АО «АвтоВаз» в АРЕ подготовило проект соглашения между АО «АвтоВАЗ» и египетской компанией Al-Amal о поставках в Египет кузовов автомобилей ВАЗ с последующей организацией их сборки, начиная с 2002 года, на египетских предприятиях на долгосрочной основе. Соглашение было подписано в марте 2001 г. во время визита в

Тольятти генерального управляющего египетской компании Al-Amal Со Хасана Солимана (см. приложение, таблица 3,4). Рост российского импорта из Египта в 2001 г. произошел главным образом за счет увеличения поставок цитрусовых и риса, а также расширения номенклатуры товаров. Среди других позиций, ввезенных из Египта в Россию, можно выделить растения, используемые в парфюмерии

и фармацевтике, смеси душистых веществ, мыло и синтетические моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, льняное, хлопчатобумажное волокно, облицовочную плитку, мрамор, экстракты и концентраты кофе, инсектициды, гербициды. В настоящее время основным товаром российского экспорта в АРЕ являются черные металлы, на которые в общей сложности приходится около 30% наших поставок. Заключение. Египет очень разносторонняя страна. Если смотреть на нее относительно какого-то одного

фактора, то не возможно составить целостную картину. Факторы становления современного Египта не были благоприятными. Преобладание пустыни на территории Египта, плохие почвы, маленькие ресурсы воды, отсутствие лесных ресурсов. Это далеко не все неблагоприятные факторы. Но есть и положительные стороны. Это географическое положение.

Египет расположен в средиземноморье, а значит, он приближен к странам Европейского союза. Это располагает к благоприятному сотрудничеству между ними. Если рассматривать историю экономики Египта в целом то можно наблюдать как сильные падения, так и взлеты. Сейчас Египет находится в стабильном состоянии и уже может задумываться о развитии. Падения же Египта связаны с неблагоприятными условиями в
Африке, и как следствие неустойчивым социальным положением, которое свойственно всем странам Африки. На данный момент экономика Египта очень зависима от инвестиционных вливаний западных стран, США и ЕС. И когда АРЕ преодолеет это, то встанет на путь стабильного развития. Тем более сейчас проводится реформирование практически во всех плоскостях экономики. Это и денежные реформы, и реформы в инвестициях. Так же наблюдается высокая активность министерства

иностранных дел Египта. Заключаются взаимовыгодные договора о сотрудничестве. Участие в различных конференциях. Также следует отметить, что экономика АРЕ зависима от нефтегазовой промышленности, что является не очень благоприятным фактором для будущего развития. Но это свойственно всем развивающимся странам. Россия так же является не маловажным партнером Египта.

В связи со слабым развитием машиностроения в АРЕ, Российские компании являются крупными поставщиками различного оборудования, сельскохозяйственной техники и прочего. Также прослеживается сотрудничество в сфере мирного исследования атомной энергии. А если смотреть назад, то можно увидеть большой вклад СССР в становление современного Египта. Список литературы.

1. www.egyptvolt.com 2. www.expolink.org 3. www.egtrade.com 4. www.egyptagro.com 5. www.economy.gov.eg 6. www.idsc.gov.eg 7. www.middleeast.org.ua 8. www.nbe.com.eg 9. www.polpred.com 10. www.sis.gov.eg 11. www.us-egypt.org