Реферат по педагогике студентки III курса МГЛУ 304 а/в факультета ГПН Яншиной Марии Экологическая педагогика Становление экологической педагогики
Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в отечественной психологии в середине 90-х гг. исследований по экологической психологии. Ее данные позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования, что открывало возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания. Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке – экологической психопедагогики.
Экологическая психопедагогика – это методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики.
Экология обусловливает общую проблематику, порождаемую ситуацией экологического кризиса, на основе которой экологическая психопедагогика вырабатывает конкретное содержание экологического образования: сумму знаний, умений и навыков, которую необходимо усвоить.
Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления этим процессом.
Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической психопедагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологического образования. Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологического образование.
Цели экологического образования с позиций экологической психопедагогики.
С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности. Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическом типом экологического сознания. Как уже говорилось, экоцентрической тип экологического сознания характеризуется тремя главными особенностями: 1) психологической включенностью человека в мир природы, 2) субъектным характером восприятия природных объектов,
3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Соответственно, эти же особенности являются и характеристикой экологичной личности.
1. Для экологичной личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанность и мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения.
а) Человек не стоит изолированно над природой, а включен в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей – любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной. б) Отходы человеческой деятельности, “выброшенные в природу”, не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически умеренной. в) Мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним. г) Не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие общества, иными словами, она стремится быть экологически активной.
2. Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:
а) природные объекты относятся ею к сфере “человеческого”, равного ей в своей самоценности и , соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т. д.
б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям. в) природные объекты могут выступать для нее в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.
3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах: а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов. б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, довольствием от самого процесса познания.
в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо “полезный продукт”, а потребность в общении с ними.
г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями “дальнего прагматизма” (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее смой.
Задачи экологического образования с позиции экологической психопедагогики
Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:
1) Формирование адекватных экологических представлений. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир природы, которая свойственна экологической личности.
Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы. 2) Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъективный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности субъектной модальности субъективного отношения к природе. 3) Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Для того, чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое свойственно экологичной личности. поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является организация такой деятельности личности, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой.
Такое понимание задач экологического образования вытекает из анализа тенденций развития общественного экологического сознания, который показывает, что антропоцентрический тип господствующего общественного экологического сознания является психологической “базой”, основой экологического кризиса. Альтернативой, позволяющей найти пути разрешения экологических проблем, является экоцентрический тип экологического сознания, который как раз и характеризуется психологической включенностью человека в мир природы, субъектным характером восприятия природных объектов и стремлением к непрагматическому взаимодействию с ними. Методологические особенности экологической психопедагогики
Постановка таких задач требует принципиального изменения ориентации экологического образования. Как уже говорилось, одним из дискуссионных вопросов о стратегиях экологического образования является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: “природная Среда” (“окружающая Среда”) или “мир природы”.
Базой для такой дискуссии является объективно двоякое положение, в котором выступают природные объекты. С одной стороны, они являются элементами окружающей человека Среды, с которой он взаимодействует как с единым, нерасчленимым целым. А с другой, каждый природный объект может быть для человека представителем мира природы, воспринимающимся им безотносительно к природной среде (например, восприятие собаки в доме никак не связано с восприятием природной Среды за окном).
Природный объект, выступающий в качестве элемента природной Среды, можно сравнить с отдельным кирпичом в большой кирпичной стене. Для человека, смотрящего на эту стену, он практически ничем не отличается от остальных и может быть с успехом заменен любым другим кирпичом, – он вообще неразличим как нечто самостоятельно существующее. Именно в этой роли, как правило, выступают, например, для городского жителя деревья на улицах: каждое конкретное дерево является скорее даже не “деревом”, т. е. отдельным живым организмом, а лишь одним из элементов окружающей Среды, наряду с тысячами других, оно как бы “растворяется” в среде. Но если человек сам, по собственной инициативе посадил дерево, то окружающей Среды: человек станет четко выделять его из в всех остальных, постоянно следить за его развитием, переживать, если оно вдруг заболеет, и т. д.
Таким образом, при восприятии природы как “Среды” каждый отдельный природный объект не имеет самостоятельной ценности, является взаимозаменяемым другими аналогичными природными объектами. Поэтому для специалистов по охране природы, подходящей к ней как к “природной среде”, важно сохранение тех или иных популяций животных и растений, а не отдельных конкретных организмов. При восприятии природы именно как “мира природы” – каждый отдельный природный объект принципиально уникален и неповторим, так же как и любой человек, со всеми вытекающими из этого последствиями. В этом случае усилия по охране природы направлены на совершенно конкретных животных и растения, отдельные организмы, а не их популяции.
Такое двойственное положение, в котором природные объекты могут выступать во взаимодействии с человеком, приводит к двойственному пониманию природы: с одной стороны, она – “природная Среда”, а с другой – “мир природы”. Как правило, в психолого-педагогической литературе эти два понимания смешиваются, вследствие чего понятия “природа”, “мир природы”, “природная Среда”, “окружающая Среда” используются как полные синонимы. Но их значения принципиально различаются, в чем можно легко убедиться, сравнив, например, фразы “пробуждение природы”, “пробуждение мира природы” и “пробуждение природной Среды”, тем более “пробуждение окружающей Среды” (последнее вообще невозможно представить) Двойственность понимания природы нашла свое отражение и в экологическом образовании, в котором реализуются обе ориентации: на “природную среду” и на “мир природы”. В первом случае экологическое образование направлено на формирование системы представлений, отношения и стратегий и технологий взаимодействия с природной средой, во втором – с миром природы. Первая ориентация воплощается в так называемой инвайронментальной педагогике. С позиции этого подхода, в процессе экологического образования необходимо формирование, во-первых, системы представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека как биологического вида, во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения к ней и, в-третьих, стратегий и технологий рационального природопользования.
Вторая ориентация воплощается в экологической психопедагогике. С позиций этого подхода, в процессе экологического образования необходимо формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с ними.
При этом экологическая психология не заменяет “природу как среду” на “мир природы”, а дополняет им экологическое образование. Литература.
1. С. Д. Деребо, В. А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996 2. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. М. , 1980
3. Экологическое образование школьников (Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной). М. , 1983