Экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную

–PAGE_BREAK–Систематизацию экспертиз принято проводить по областям науки или общественной практики, общности научно-практических знаний. По этому критерию выделяются такие виды экспертиз, как воинские, политические, социологические, технические, экономические, криминалистические, медицинские, искусствоведческие, товароведческие, экологические и др. Каждая область знания, имея собственную теоретическую базу, формирует для экспертизы свой специфический набор методических, технических и научно-правовых положений.
Для таможенного дела и товароведение наиболее актуальны следующие виды:
Товарная экспертиза — оценивание главных характеристик товаров, а
также их трансформаций при товародвижении для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основные параметры товара: ассортиментный, качественный, количественный, стоимостный или их части.[[7]]
Экспертная оценка — процесс выбора одной или нескольких характеристик товара, определения их реальных значений и подтверждения соответствия требованиям или предоставленной информации. При этом требования могут устанавливаться не только нормативно-правовыми актами, но и самими экспертами. Предоставленная товарная информация подразумевает наличие сведений маркировки, сопроводительных документов и других профильных источников.
Экспертной оценке подлегают единичные экземпляры, упакованные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность единичных экземпляров или упаковочных, объединенных общностью признаков: временем выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.
Товароведная экспертиза — оценка потребительских свойств товаров по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик, осуществляемая экспертами путем проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.
Санитарно-гигиеническая экспертиза — оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.
Ветеринарная экспертиза — оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям.
Экологическая экспертиза — оценка экологических свойств товаров; проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду.[[8]]
Кроме указанных видов товарной экспертизы иногда выделяют технологическую и документальную экспертизу, однако они являются либо частью товарной экспертизы, либо используют ее результаты для комплексной оценки.
Товароведная экспертиза является обязательной, в то время, как другие только дополняют ее.
Количественная экспертиза в отличие от приемки товаров по качеству проводится независимыми экспертами, что обеспечивает ее большую достоверность; результаты экспертизы должны приниматься как окончательные и поставщиком, и покупателем. Эксперты при проведении этой экспертизы должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ (ст. 465, 466, 483, 521). Предварительно эксперт должен ознакомиться со всеми необходимыми документами: договорами на поставку товаров или договорами купли-продажи, товарно-сопроводительными документами и др. При проведении экспертизы упакованных товаров необходимо учитывать, что их количественная характеристика включает массу самого товара (нетто) и упаковки (тары), а также количество упаковочных единиц. Поэтому при количественной экспертизе надо учитывать массу: брутто, нетто и тары.
Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованных сторон. В этом случае назначается контрольная экспертиза, которая может подтвердить или опровергнуть результаты первичной экспертизы. В случае опровержения результатов первичной экспертизы новые результаты должны быть аргументированы.
Качественная экспертиза это оценка качественных характеристик товара экспертами для установления соответствия их требованиям нормативных документов. Проводят эту экспертизу с целью определения качества товара в товарной партии при сдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытых технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке образцов новых товаров перед постановкой их на серийное производство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только по органолептическим показателям называется дегустацией.
В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.
На основе исторического опыта проведения различных торговых операций купли-продажи возник следующий поэтапный вид экспертиз:
 – при поиске товара (услуги) и выборе поставщика проводится экспертиза типовых образцов;
— при заключении договора (контракта)- экспертиза договора (контракта) на соответствие типовым требованиям и требованиям Гражданского кодекса РФ;
— при отгрузке товара – предотгрузочная экспертиза;
— при транспортировке товара до границы РФ и таможенной очистки экспертиза информации о товаре;
— приемка товара покупателем – приемочная экспертиза;
— реализация товара – экспертиза по потребительским характеристикам и инспекционный контроль.
Таможенную экспертизу информации о товаре удобно проводить до того, как товар пересек таможенную границу Российской Федерации. В настоящее время подобные экспертизы проводят Центральные таможенные лаборатории и Федеральная таможенная служба с целью выдачи Предварительного Классификационного Решения (о присвоении кода Товарной номенклатуры ВЭД). Однако, экспертные заключения об отнесении товара к определенной группе номенклатуры внешнеэкономической деятельности могут быть выданы и независимыми экспертами.
Каждый класс может включать экспертизы разного рода, которые характеризуются общими признаками: предметом, объектом, методикой и задачами экспертных исследований.
В свою очередь, внутри одного рода экспертиз может происходить их распределение на виды и подвиды, которые определяются изменением одного или нескольких характерных признаков рода.
Например, если в технической экспертизе документов исследуются разные объекты, предметы, относятся разные задачи, применяются разные методики, то в этом случае имеют место разные виды и подвиды технической экспертизы документов.
По очередности проведения экспертизы делятся на первичные и повторные (в случае ненадлежащего качества или полноты вывода эксперта может быть предназначенная повторная экспертиза, проведения которой поручается другому эксперту).
По масштабности решаемых задач — на основные и дополнительные. По количеством исследуемых объектов — на малообъектные и многообъектные. По количеству экспертов и способам их работы — на единоличные и коллективные (комиссионные) и т.п.
В данное время существуют самые разнообразные организационные формы осуществления экспертизы: общественные, приватно-кооперативные, цеховые (ведомственные), государственная, международные, робота в которых проводится комиссионно ли единолично, на постоянной ли временной основе.
При этом Центральная таможенная лаборатория осуществляет научно-методическое руководство таможенными лабораториями регионов.
Экологическая таможенная экспертиза
В ходе таможенной экспертизы товара производится идентификация товара, определение страны производства, фиксируется его состояние, отбираются образцы для испытания, проводится экспертная оценка качества и цены товара. При этом учитываются стандарты, применимые к товару.
Стандартизация товара – это установление единых норм и требований, предъявляемых к выпускаемому товару, что позволяет создать единую систему обслуживания, упростить функционально-управленческую структуру фирмы, стандартизировать маркетинговые усилия.[[9]]
Сертификат соответствия ГОСТ Р – это документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям качества и безопасности, установленными для нее действующими государственными стандартами и правилами (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ТУ и пр.). Сертификат соответствия ГОСТ Р выдается соответствующими органами по сертификации, аккредитованными при Госстандарте. Сертификат соответствия также иногда называют синонимами: сертификат качества, сертификат безопасности, сертификат РосТест, таможенный сертификат, и т.д.
Соответствие нормам стандартизации учитывается и при проведении экологической экспертизы.
Экологическая таможенная экспертиза — установление соответствия ввозимой продукции экологическим требованиям и определение допустимости потребительского использования объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий товаров на здоровье человека, окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий потребительского использования объекта экологической экспертизы.[[10]]
Основными принципами проведения экологической экспертизы являются:
— презумпция потенциальной экологической опасности любой проверяемой продукции;
— комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду продукции и последствий ее потребительского использования;
— обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
— достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
— независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
— научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
— гласность и участие общественных организаций, учет общественного мнения.
Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экологической экспертизы является в некоторой степени их субъективный характер и трудности с количественной интерпретацией изучаемых экологических параметров среды. Анализ неоднородности экспертной комиссии, получение групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия той или иной деятельности на экологию осуществляется путем математико-статистического системного анализа и прогноза, которые являются информационным обеспечением экологической экспертизы и ОВОС.
Общественная эко экспертиза, являясь частью экологической экспертизы, на сегодняшний день менее всего изучена. Она декларирована законодательством, но практически не реализуется на территории РФ. Для решения этой проблемы необходимы тщательный анализа и разработки соответствующих нормативно-методических актов.
Экологические свойства товаров характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации.
Все больше загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. Из-за этого резко возрастает степень значимости экологических свойств (например, для муки, крахмала, стирального порошка надежны транспортные средства, упаковка). Все товары в разной степени загрязняют окружающую среду на различных этапах товародвижения. Так, наибольшее загрязнение окружающей среды отмечается при производстве товаров или сырья, материалов или полуфабрикатов. Показателями экологических свойств товаров служат различные виды загрязнений, которые ухудшают безопасность окружающей среды. В Федеральном законе «О техническом регулировании» безопасность населения и окружающей среды объединены в безопасность для жизни, здоровья потребителей, животных и растений, для имущества юридических и физических лиц.
Безопасность — очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров, процессов, услуг, а так же окружающей среды. Поэтому в ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» дано обобщенное определение:
«Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Это отсутствие риска для жизни, здоровья, при эксплуатации товаров».[[11]]
Безопасность товаров относиться к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами. Этим качеством должны обладать все потребительские товары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности:
1) химическая безопасность — отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичными веществами. (Токсичные элементы — соли тяжелых металлов, запрещенные пищевые добавки, красители для упаковки, мышьяк, ртуть, медь, железо);
2) рациональная безопасность — отсутствие вреда, которые могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифр, цемент);
3) механическая безопасность — отсутствие вреда, который может быть нанесен вследствие ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары — одежда, обувь);
4) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность — отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары, например, печи);
5) термическая безопасность (температура увеличивается) — ею должны обладать нагревательные приборы;
6) санитарно-гигиеническая безопасность (биоповреждения): а) заболевания вызывают микроорганизмы; б) насекомые, грызуны — зоологические повреждения;
7) противопожарная безопасность — отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате возгорания или самовозгорания.
Экологическая экспертиза, как процедура выявления источник экологической опасности товара включает в себя: отбор проб товаров, их консервацию, доставку в лабораторию, химический, радиационный, микробиологический анализ.
При химическом анализе проверяется степень содержания тех или иных химических веществ (органического и неорганического происхождения) в товаре, в зависимости от его типа. Экологическая безопасность товара определяется отсутствием или минимально допустимым содержанием вредных (токсичных) веществ в товарах.
Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.
В отношении радиоактивности существует очень много норм — нормируется буквально все. Во всех случаях проводится различие между населением и персоналом, т.е. лицами, чья работа связана с радиоактивностью (работники АЭС, ядерной промышленности и т.п.). Вне своего производства персонал относится к населению. Для персонала и производственных помещений устанавливаются свои нормы.
 Будем говорить только о нормах для населения — той их части, которая прямо связана с обычной жизнедеятельностью, опираясь на Федеральный Закон “О радиационной безопасности населения” № 3-ФЗ от 05.12.96 и “Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.054-96”.
Для вдыхаемого воздуха, воды и продуктов питания нормируется содержание как техногенных, так и естественных радиоактивных веществ. В дополнение к НРБ-96 в этом случае используются “Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96)”.
Для стройматериалов нормируется содержание радиоактивных веществ из семейств урана и тория, а также калий-40 (в соответствии с НРБ-96).
Удельная эффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов в строительных материалах, используемых для вновь стоящихся жилых и общественных зданий (1 класс), Аэфф = АRa +1,31АTh + 0,085АК не должна превышать 370 Бк/кг, где АRa и АTh — удельные активности радия-226 и тория-232, находящиеся в равновесии с остальными членами уранового и ториевого семейств, АК — удельная активность К-40 (Бк/кг).
Микробиологический анализ товаров призван определить из санитарно-гигиеническую безопасность. После его проведения определяется наличие микроорганизмов и болезнетворных бактерий в товаре. Обязательным является наличие санитарно-эпидемиологического заключения.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Также для отдельных групп товаров проводятся измерение параметров электромагнитных полей и акустическая экспертиза.[12]
Санитарно-эпидемиологическое заключение (иногда называют синонимами: гигиенический сертификат, гигиеническое заключение или «гигиена») — это документ, подтверждающий соответствие продукции установленным гигиеническим нормам (ГН) и санитарным правилам (СанПиН). Гигиеническое заключение выдается органами Роспотребнадзора (СЭС, ЦГСЭН) после проведения экспертизы продукции (условий производства, ТУ) на основании протокола испытаний и предъявленных документов.
Санитарно-эпидемиологическое заключение является обязательным документом при таможенном оформлении ввозимых на территорию России товаров.
Немаловажным моментом оценки товара остается и характеристика отходов, остающихся после его потребительского использования, возможность их переработки.
На экологичность производства полимерных материалов (ПМ) и изделий из них влияют потребление энергии, расход технологической воды, объем воздуха и объем воды, расходуемые на 1 кг ПМ для снижения концентрации вредных веществ в воздухе или в воде до допустимого законом уровня, а также другие факторы.
Новая система оценки экологичности вариантов упаковок (в первую очередь – пленочных упаковок) из различных ПМ или их сочетаний с другими материалами позволяет охарактеризовать безразмерную весовую долю вышеперечисленных экологических параметров для каждой конкретной упаковки по сравнению с другими упаковками, определить их общий экологический индекс и выбрать оптимальный вариант.

Глава 3. Экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации
3.1. Таможенное дело, как объект, способствующий реализации экологической политики Российской Федерации
Таможенное дело — полиструктурное явлением, включающее в себя: порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и других предметов; таможенное регулирование, связанное с установлением и взысканием таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и оформление, борьбу с контрабандой и нарушениями требований таможенного кодекса, направленных на реализацию таможенной политики. Таможенное дело есть составной частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, где придерживаются признанной в международных отношениях системы классификации и кодирования товаров, единой формы декларирования экспорта и импорта товаров, таможенной информации, других международных норм и стандартов.
Но этим не ограничивается содержание таможенного дела. В таможенное дело также включается таможенная статистика и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, профилактика выявления и прекращения контрабанды и других нарушений таможенного законодательства, рассмотрение дел про их нарушение, сотрудничество с таможенными органами других стран. Кроме этого при выполнении своих непосредственных обязанностей таможенные органы связаны с другими правоотношениями: международно-правовыми, гражданско-правовыми, внешнеэкономическими и т.п. Соответственно каждый из пересчитанных направлений имеет свое содержание, свою специфику и инструментарий осуществления. В ряде случаев осуществления таможенного дела выходит за пределы компетенции самых таможенных органов. Так, основы таможенного дела, в том числе размеры налогов и собрания и условия таможенного обложения, специальные таможенные зоны и таможенные режимы на территории Российской Федерации, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Российской Федерации запрещается, устанавливаются исключительно законами и этим таможенным кодексом.
Основополагающая роль полагается на таможенные органы и в сфере реализации экологической политики Российской Федерации. Ее принципами является открытость, соответствие экономического и экологического развития общества, обеспечение безопасности здоровья граждан и окружающей среды.
Функции экологической политики подразумевают экологическое прогнозирование, планирование и контроль.
Таможенные органы отвечают всем вышеперечисленным принципам и функциям экологической политики Российской Федерации. Главным образом они занимаются отслеживанием качества ввозимой продукции на таможенной территории государства. Путем проведения экспертиз товаров, вызывающих подозрения, как это было описано выше, определения их экологических характеристик. И если они соответствуют российским стандартам, то товары свободно ввозятся на территорию государства посредством прохождения всех таможенных процедур.
В соответствии с территориальной юрисдикцией таможенная территория Российской Федерации устанавливает сферу действия таможенного суверенитета государства.
Территория Российской Федерации, занятая сушей, территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения, которые создаются в исключительной морской экономической зоне Российской Федерации, на которые распространяется исключительная юрисдикция Российской Федерации, составляет единую таможенную территорию государства. Вообще таможенная территория совпадает с государственной границей Российской Федерации. В то же время таможенная территория не совпадает с государственной территорией, поскольку кое-где из таможенной территории могут изыматься участка государственной территории, или наоборот, включаться участка, которые находятся вне границ государственной границы.
Таможенный режим соответственно Российской Федерации — совокупность норм, установленных законами Российской Федерации по вопросам таможенного дела, которое в зависимости от заявленной цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации определяют порядок такого перемещения и объем таможенных процедур, которые при этом осуществляются. Эти положения касаются порядка оформления товаров, взыскания таможенной пошлины и предоставления льгот, определения границ прав физических и юридических лиц относительно распоряжения товарами и транспортными средствами, которые ввезенные на территорию Российской Федерации или идут через нее транзитом. Таможенный режим устанавливается с целью упрощения и гармонизации таможенных процедур относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу.[[13]]
Соответственно цели перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации вводятся такие виды таможенного режима:
1) импорт;
2) реимпорт;
3) экспорт;
4) реэкспорт;
5) транзит;
6) временный ввоз (вывоз);
7) таможенный склад;
8) специальная таможенная зона;
9) магазин беспошлинной торговли;
10) переработка на таможенной территории Российской Федерации;
11) переработка за пределами таможенной Российской Федерации;
12) уничтожения или разрушения;
13) отказ в пользу государства.
Таможенный режим, не предусмотренный Таможенным Кодексом, может устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений в него.
Предметы, запрещенные к ввозу в РФ
— оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
— наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия или гашиша;
— произведения печати, аудиовизуальные материалы и другие носители информации, которые могут принести вред безопасности государства, здоровью и нравственности населения.
Особое место в системе экологической политики при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации занимает сертификация товаров и экспертиза продуктов питания и продовольственного сырья. О них речь пойдет дальше. Но, следует, отметить, что речь идет о больших, промышленных партиях товара, проходящего таможенный контроль.
3.2. Сертификация ввозимой продукции
Сертификация продукции – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.[[14]]
Нормативными документами на продукцию, представляемую к обязательной сертификации являются — Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности продукции и услуг. Нормативный документ — документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизации правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.
Каждый товар при переходе таможенный зоны должен сопровождаться определенным набором сертификатов. Отсутствие сертификатов может свидетельствовать о плохом качестве товара или даже контрабанде и послужить основанием для проведения экспертизы.
Перечислим основные виды сертификатов.
Сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства — экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.
Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»). Декларант (лицо, заполняющее декларацию на ввозимый товар) может также заполнить декларацию о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям сертификации (Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»).
Держателем сертификата соответствия является организация или индивидуальный предприниматель, на чье имя выдан сертификат соответствия полученный им после прохождения процедуры сертификации.
Фитосанитарный сертификат — международный документ, выдаваемый органами по карантину и/или защите растений стран-экспортеров, удостоверяющий фитосанитарное состояние товаров, который должен прилагаться к транспортным документам, сопровождающим товары, и выдается на груз отдельно на каждую транспортную единицу (вагон, автомашину, судно и т.п.).
Ветеринарный сертификат — санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемого скота (живого и битого), птицы (живой и битой), продуктов их переработки и подтверждающий, что они происходят из незараженных районов.
При импорте продукции животного происхождения для ввоза и дальнейшего таможенного оформления необходимо ветеринарное свидетельство.
Сертификацию выполняет третье лицо, организация, получившая аккредитация на данный вид деятельности. При этом проводится инспекционный контроль.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия, цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Особое место в экологической политике Российской Федерации является контроль ввоза продуктов питания, строительных материалов и автотранспорта, как наиболее распространенных статей импорта, представляющих потенциальную экологическую опасность.

3.3. Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья
На экспертизу отправляется продукция, потенциально являющаяся некачественной или опасной. К такой приравнивается:[[15]]
— продовольственная продукция, несоответствующая требованиям качества и безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, государственным
стандартам или нормативно-технической документации;
— обладающая четко выраженными признаками недоброкачественности;
— не имеющая сопроводительных документов, сертификатов происхождения и соответствия, оформленных в установленном порядке;
— продукты питания и продовольственные товары, свойства которых, не соответствуют указанным в сопроводительных документах виду и наименованию товара или маркировка которых отличается от требований нормативной и технической документации;
— с истекшим или неустановленным сроком годности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению некачественной и опасной пищевой продукции.
В отдельных случаях, пищевая продукция, обладающая явными признаками недоброкачественности, уничтожается до проведения экспертизы.
При этом способ утилизации исключает возможность загрязнения окружающей среды или последующее использование продукции в пищу.
Некачественная и опасная пищевая продукция на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении, подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ. Пищевая продукция, помещаемая на временное хранение, подлежит строгому учету.
Взятие проб продовольственной продукции на экспертизу, для лабораторных исследований проводится лицом, уполномоченным органами государственного контроля и надзора в присутствии владельца товара. Владелец продукции также берет на себя все расходы, связанные с транспортировкой некачественной и опасной пищевой продукции, ее хранением, экспертизой, использованием или уничтожением.
В ходе исследований проводится комплексная экспертиза пищевой и продовольственной продукции – товароведческая, санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, экологическая. Также проводится оценка сопроводительных документов, их соответствие нормативной и технической документации, результатам визуального исследования продукции, состоянии упаковки и маркировки товаров. Выясняются условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.
Вредные вещества пищи условно могут быть разделены на две группы.[[16]]
Первая группа — это собственно природные компоненты пищевых продуктов (специфичные именно для определенного вида продукта растительного или животного происхождения), которые при обычном или излишнем использовании могут вызвать негативные реакции организма. Она представлена большим перечнем биологически активных и токсических элементов, которые в свою очередь разделяются на группы, различающиеся по строению и механизму действия. К ним относятся: антивитамины, алкалоиды, вещества, угнетающие усвоение минеральных веществ, алкоголь, цианогенные гликозиды и др. Это вещества, о вредном воздействии которых известно, как правило, заранее (например, о том, что нельзя есть зеленый картофель, так как он содержит соланин).
Вторая группа представлена веществами, не свойственными пищевым продуктам и попадающими в пищу из окружающей среды. Как правило, это химические вещества, вносимые в пищу специально для достижения технологического эффекта, или загрязнители пищи химической или биологической природы.
Загрязнители пищевых продуктов, попадающие из окружающей среды, представляют наибольшую опасность для здоровья, особенно если речь идет
о детях. В свою очередь истинные загрязнители пищевых продуктов делятся
на вещества природного (биологического) и химического происхождения.
Биологические загрязнители пищевых продуктов:
— бактериальные токсины;
— ботулинические токсины;
— микотоксины (токсины микроскопических грибов);
— токсины одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Химические загрязнители пищевых продуктов:
— металлы — к ним относятся ртуть, свинец, хром, мышьяк, кадмий, кобальт, олово, никель;
— пестициды и продукты их метаболизма: органические инсектициды, метилбромид и др.;
— нитраты, нитриты, полициклические ароматические соединения, стимуляторы роста сельскохозяйственных животных и др.;
— радиоизотопы (изотоп какого-либо элемента, который испускает радиоактивное излучение во время его превращения в другой элемент). Основным путем загрязнения пищевых продуктов радиоизотопами является почва, там их впитывают растения, и далее они с продуктами растительного происхождения попадают в организм человека. Наибольшую опасность для здоровья представляют стронций 90 и цезий 137.
Насыщение потребительского рынка импортным продоволь­ствием, ввоз пищевой продукции, не всегда имеющей сырьевой или технологический аналог на российском таможенном пространстве, создают определенные сложности в методологии экспертной деятельности по идентификации наименования в соответствии с ТН ВЭД, по установлению страны происхождения на основе анализа соответствующих сертификатов в связи с поставками через посредников — государства ближнего зарубежья, по товароведной и соответственно стоимостной оценке объекта для обоснования расчетных схем и размеров ставок таможенной тарификации.
    продолжение
–PAGE_BREAK–