Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических организаций и движений

СОДЕРЖАНИЕВведение 3 Теоретический вопрос 1. Развитие института экологических прав и обязанностей 4 2. Экологические права и обязанности граждан 8 3. Экологические права и обязанности общественных экологических организаций и движений 12 Заключение 15 Практическое задание 16 Список использованных источников 19

Введение
На сегодняшний деньпроблема экологии – одна из важнейших после банковского кризиса в США, падениемдоллара и президентских выборов. Дабы получить огромную выгоду, многие (в т.ч.крупные заводы и комбинаты, а так же и сами люди как физические лица)пренебрегают охраной и сохранением экологии.
За последние десятилетиямного появилось на свет детей-уродов, продолжительность жизни человеказначительно сократилась, погибло много растений и животных (как наземных, так иподводных), в конце концов – изменился и сам климат на Земле.
Нередко в новостныхпрограммах мы слышим об очередном экологическом бедствии. Возникает вопрос:«Почему за последнее время так часто произошло и происходит экологических катастроф?».Ответ напрашивается сам собой – если бы люди реально представляли последствиясвоих действий, а не редко и бездействий, если бы был ужесточен контроль задеятельностью предприятий и людей в области предотвращения загрязненияокружающей среды, а также применение более жестких санкций за причинение вредавсей экологии в целом, тогда, возможно экологическая ситуация была бы не стольплачевна.
Одно радует – с принятиемКонституции РФ в 1993году закрепилось право на благоприятную окружающую среду,а так же Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002года№7-ФЗ, в котором указаны права и обязанности граждан и общественныхэкологических организаций и движений, в последнее время все чаще и чаще сталопривлекаться внимание к данной проблеме, виновные в совершение правонарушений вобласти экологии стали нести наказание, правда, это мало чего дает ужезагрязненной окружающей среде.
В своей контрольнойработе мною будет рассмотрен вопрос о правах и обязанностях граждан иобщественных экологических организаций и движений.

1.      Развитиеинститута экологических прав и обязанностей
Рассматривая эволюциюинститута экологических прав и обязанностей, необходимо обратить внимание нато, что тема экологических прав и обязанностей не обсуждалась в научныхисследованиях 60-х годов двадцатого столетия. В законах об охране природы,принятых в союзных республиках в период 1957 — 1963 гг., в том числе в ЗаконеРСФСР «Об охране природы в РСФСР»[1], принятом 27 октября 1960года, об экологических правах и обязанностях в сфере «общество-природа» неупоминалось.
Формирование институтаэкологических прав и обязанностей началось с права человека на благоприятноесостояние окружающей природной среды.
Впервые в историиправовой науки эта тема на монографическом уровне была затронута О.С.Колбасовым в 1976 г.[2]. Рассматривая правочеловека на благоприятное состояние окружающей природной среды, О.С. Колбасовуказал, что «это право не нашло еще достаточно полного позитивного правовогозакрепления ни в международных правовых документах, ни в законодательствеотдельных стран» [3].
Первым документом,заложившим основы современного института экологических прав, О.С. Колбасовназвал Декларацию ООН о правах человека (далее — Декларация о правах человека)[4],принятую в декабре 1948 года. Той же точки зрения придерживался В.В. Петров в1995 г.[5] В этой декларации ненашло отражения право на благоприятное состояние окружающей среды, однако в статье3 говорилось о смежном с указанным праве человека на жизнь.
Впервые на международномуровне проблема права человека на благоприятную окружающую среду была обсужденав ходе Стокгольмской конференции ООН 1972 года, результатом проведения которойявилось принятие 16 июня Декларации по окружающей среде (далее — Стокгольмскаядекларация). О.С. Колбасов назвал Стокгольмскую декларацию вторым по значимостидокументом для развития института экологических прав[6]
Следующим документом, помнению Ю.С. Шемшученко, стал одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 годудоклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию под названием«Наше общее будущее», в котором было закреплено право человека на жизнь вблагоприятных условиях окружающей природной среды[7].
В.В. Петров и М.М.Бринчук особо отмечают значение для становления института экологических правМеждународной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию 1992года, которая подтвердила незыблемость права человека на здоровую иблагоприятную среду[8].
В конце 80-х годов ученыеединодушны во мнении о необходимости прямого закрепления права, гарантирующегочеловеку проживание в экологически благоприятных условиях, на законодательномуровне. Ю.С. Шемшученко отметил назревшую необходимость непосредственногозакрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции ибудущем Законе СССР об охране окружающей среды [9]. А. Тарнавский в 1988 г.предложил закрепить в Общесоюзном акте об охране природы право граждан наохрану и благоприятное состояние природного окружения[10],позднее (в 1990 г.) — право граждан на благоприятную окружающую среду [11],а С.А. Боголюбов в 1990 г. указал на обязательность закрепления права гражданна благоприятную окружающую среду в Конституции.
Наряду с преобладающимпонятием права на благоприятную окружающую среду в этот период в научныхисследованиях появляется понятие права на здоровую окружающую среду.
Г.Н. Шеварнадзе в 1985 г.раскрыла понятие этого права через право человека жить в здоровой окружающейсреде, пользоваться чистым воздухом, чистой водой, иметь благоприятное дляздоровья и гармоничного развития личности естественное окружение. Особенностьюэтого права является то, что своим действием оно распространяется на будущиепоколения[12]. Причем онарассматривала это право как составную и существенную часть права граждан наохрану здоровья.
В.В. Петров выделил тривида (аспекта) прав человека, связанных с окружающей средой: право человека наблагоприятную окружающую среду; право человека на охрану здоровья отнеблагоприятного воздействия окружающей среды; право человека и его обязанностькак гражданина участвовать в охране окружающей природной среды; причем ученыйотметил, что «все три аспекта экологических прав человека находятся взачаточном состоянии»[13].
С начала 90-х годовдвадцатого столетия под влиянием кардинальных перемен в правовой системе страныпроисходят изменения в отраслях права, связанные с переосмыслением и изменениемих основополагающих принципов, норм, институтов. Одним из ярких примеров можетслужить рассматриваемый институт экологических прав, содержание которого былоподвергнуто большим изменениям.
Например, М.М. Бринчук в1998 г. говорил об институте экологических прав как об «одной из наиболеесущественных новаций развивающегося российского законодательства»[14].
Изменения, произошедшие сначала 90-х годов с указанным институтом, в первую очередь, были связаны спринятием 19 декабря 1991 года Закона РСФСР «Об охране окружающей природнойсреды», во втором разделе которого были закреплены право граждан на здоровую иблагоприятную окружающую среду, полномочия граждан и общественных экологическихобъединений в области охраны окружающей природной среды, гарантии экологическихправ граждан и общественных объединений (статьи 11 — 14).
Во вторую очередь,произошедшие изменения были связаны с принятием в декабре 1993 года КонституцииРоссийской Федерации, которая, продолжая идеи международных документов,«провозгласила право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещениеущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[15].
В 2002 году был принятФедеральный закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ.

2.      Экологическиеправа и обязанности граждан
Экологические права иобязанности граждан — один из важнейших институтов  экологического права.
Центральное место средипринципов экологического права, занимает приоритет охраны жизни и здоровьячеловека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологическогоправа является становление и развитие института экологических прав граждан вкачестве одного из определяющих в его системе.
Основные права гражданРоссийской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Статья 42провозглашает одно из неотъемлемых прав человека — право на благоприятнуюокружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с нимэкологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей средыи на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическимправонарушением[16].
В соответствии со ст. 18Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственнодействующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления иобеспечиваются правосудием[17].
Вместе с тем нормыКонституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что каждыйгражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействияокружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий,катастроф, стихийных бедствий[18].
Это право обеспечивается[19]:
— планированием инормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращениюэкологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды,предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
— социальным игосударственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживаниянаселения;
— предоставлениемреальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни издоровья окружающей природной среды;
— возмещением в судебномили административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результатезагрязнения окружающей природной среды, последствий аварий и катастроф;
— государственнымконтролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдениемприродоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц,виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасностинаселения.
Право на охрану здоровьяот неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется черезреализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды,содержание которых раскрывается в Федеральном законе «Об охране окружающейсреды»[20], Основах законодательстваоб охране здоровья граждан[21], Федеральных Законах «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[22],«О радиационной безопасности населения»[23], «Об экологическойэкспертизе»[24]и других нормативныхактах.
В соответствии с нормамиуказанных законов граждане РФ имеют право:
— создавать общественныеобъединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающейприродной среды;
— принимать участие всобраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающейприродной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросамв компетентные органы;
— требовать отсоответствующих органов предоставления своевременной, полной и достовернойинформации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны;
— требовать вадминистративном или судебном порядке отмены решений о размещении,проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов,ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;
— ставить вопрос опривлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять всуд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу гражданэкологическим правонарушением;
— выдвигать предложения опроведении общественной экологической экспертизы и получать информацию орезультатах ее проведения;
— осуществлять другиеправа в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.
Данным правамсоответствуют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002года №7-ФЗ «Об охранеокружающей среды»):
— сохранять природу иокружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
— принимать участие вохране окружающей природной среды;
— соблюдать требованияэкологического законодательства и нормативы качества окружающей природнойсреды;
— повышать своюэкологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающегопоколения.

3.      Экологическиеправа и обязанности общественных экологических организаций и движений
Экологические права иобязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так ичерез участие в общественных экологических объединениях.
Хотелось бы немногоостановиться на общественных объединениях.
Общественноеобъединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересовдля реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[25].
К числу целейсоздания общественных экологических объединений можно отнести охрану здоровьяграждан, защиту их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтовпри осуществлении природоохранной деятельности, подготовку населения кпреодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф,оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий, защитуживотных, охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов итерриторий и другие[26].
Общественныеэкологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правахюридического лица с момента государственной регистрации в установленном закономпорядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляетсяорганами юстиции[27].
Общественноеобъединение может функционировать и без государственной регистрации, неприобретая прав юридического лица.
Какучредителями, так и членами общественных экологических объединений могут бытьфизические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности.
Общественным организациямпредоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраныокружающей природной среды. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» они вправе:
— разрабатывать ипропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права иинтересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать надобровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
— за счет своих средств идобровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводствуокружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе сэкологическими правонарушениями;
— рекомендовать своихпредставителей для участия в государственной экологической экспертизе,проводить общественную экологическую экспертизу;
— требовать вадминистративном или судебном порядке отмены решений о размещении,строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении,приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
— требоватьпредоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязненииокружающей природной среды и мерах ее охраны;
— организовыватьсобрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить спредложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охранеокружающей природной среды;
— ставить вопрос опривлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде искио возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическимправонарушением[28].
Государство гарантируетэкологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологическиефункции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраныокружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Государственные органы,их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественнымобъединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей,принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований ворганизации природоохранительной деятельности[29].

Заключение
Изучив данный вопрос япришла к выводу, что – это конечно замечательно, когда за тобой закрепленыопределенные права и обязанности, но этого не достаточно для изменения подобнойситуации с экологией.
Необходимо наладитьмеханизм работы «граждане – общественные экологические организации и движения –государство».
Если бы наше государствобыло бы более заинтересовано в улучшении состояния окружающей среды, то оноболее жестко следила за соблюдением норм и правил в области экологии.
Еще один не маловажныйфакт в данной проблеме – это латентность. Многие нарушения и произошедшие некрупные чрезвычайные события остаются не замеченными или тщательно скрытыми.
Когда все человечествопоймет, что экология – это важный фактор в будущем нашей страны, семьи,человеке, тогда и начнут относиться к данной проблеме более внимательно.
Все сегодняшниекатастрофы – это настоящие и будущие трагедии.
Я считаю, что еслигражданам и общественным организациям и движениям даны определенные права иобязанности, то ими непременно нужно пользоваться, чтобы хоть каким-то образомповлиять на будущее – СВОЁ БУДУЩЕЕ!

Вариант 6
В пределах охранной зонырасположенного на территории Татарстана памятника природы «Семиозерский» былпроизведен ряд землеотводов под дачное строительство и сады.
Представителиобщественных природоохранных организаций Татарстана, обеспокоенные дальнейшейсудьбой этого уникального природного комплекса, обратились в республиканскуюпрокуратуру, а также в Генеральную прокуратуру РФ с требованием о проверкезаконности подобных землеотводов.
Каким образомустанавливаются охранные зоны памятников природы?
Какого рода ограниченияустанавливаются в пределах территорий, отведенных под охранные зоны памятниковприроды?
1.      Памятникиприроды — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурноми эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного иискусственного происхождения[30].
Природныеобъекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, атерритории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориямифедерального значения Правительством Российской Федерации по представлениюорганов государственной власти субъектов Российской Федерации[31].
Основной целью объявленияприродных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их вестественном состоянии.
Природные объекты икомплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории,занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значениясоответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации[32].
Органы государственнойвласти Российской Федерации и органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охранытерриторий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятниковприроды и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформлениеохранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специальноуполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в областиохраны окружающей природной среды[33].
Изменения границ и режимаособой охраны территорий памятников природы осуществляются в том же порядке,что и их первоначальное установление.
2.      В соответствии сп.1 ст.27 Федерального закона «Об особоохраняемых природных территориях», натерриториях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранныхзон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранностипамятников природы[34].
         Использованиепамятников допускается лишь в следующих целях:
·         Научных(мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистеми их компонентов),
·         Эколого-просветительских(проведение учебно-познавательных экскурсий, снятие видеофильмов,фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции),
·         Рекреационных (транзитныепрогулки),
·         Природоохранных(сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитанияредких и исчезающих видов растений и животных),
·         Иных, непротиворечащих основной цели объявления природных комплексов и объектовпамятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.
Допустимые видыиспользования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от егохарактера и состояния и указываются в паспорте памятника природы. Режимомособой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могутбыть предусмотрены сезонные или иные ограничения.
Ответ на поставленнуюзадачу.
В соответствие с п.3ст.95 Земельного кодекса РФ, на землях памятников природы запрещаетсядеятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов иобъектов. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменениецелевого назначения участков или прекращение прав на землю для нужд,противоречащих их целевому назначению, не допускается[35].
Согласно п.7 ст.95Земельного кодекса РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, запрещаетсяпредставление садоводческих и дачных участков[36].
Следовательно, Генеральная прокуратура РФ вынесет определение с удовлетворением требованийистца о проверке законности подобных землеотводов и в дальнейшем постановлениепо данному факту о незаконности вышеуказанных землеотводов.

Списокиспользованных источников
1.        Конституция РоссийскойФедерации: офиц.текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года].-М.: Проспект, 2008.-31с.
2.        Земельный кодексРоссийской Федерации: офиц.текст: [принят Государственной Думой 28 сентября2001года. с изм и доп на 10 февраля 2008года].- М.: Проспект, 2008.-104с.
3.        Лесной кодексРоссийской Федерации: офиц.текст: [принят Государственной Думой 08 ноября2006года].- М.: Проспект, 2008.-59с.
4.        Об охране природыв РСФСР: Закон РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 586.
5.        Об охранеокружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.1991года №2060-1 / Консультантплюс: Информационная система:[Электронный ресурс] М.: Консультант плюс, 2007.-I CD-диск
6.        Об охранеокружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002года №7-ФЗ / Консультант плюс:Информационная система:[Электронный ресурс] М.: Консультант плюс, 2007.-I CD-диск
7.        Об особоохраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995года №33-ФЗ сизм.на 04.12.2006года / Консультант плюс: Информационная система:[Электронныйресурс] М.: Консультант плюс, 2007.-I CD-диск
8.        Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от30.03.1999года №52-ФЗ / Консультант плюс: Информационная система:[Электронныйресурс] М.: Консультант плюс, 2007.-I CD-диск
9.        О радиационнойбезопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 года №3-ФЗ /Консультант плюс: Информационная система:[Электронный ресурс] М.: Консультантплюс, 2007.-I CD-диск
10.     Об экологическойэкспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995года №174-ФЗ / Консультант плюс:Информационная система:[Электронный ресурс] М.: Консультант плюс, 2007.-I CD-диск
11.     Основызаконодательства об охране здоровья граждан: [Электронный ресурс] /Правозащитная сеть.-М, 2008.-Режим доступа: www.hro.org/docs/rlex/health/index_2.php
12.     Колбасов О.С.Экология: политика-право / О.С. Колбасов.- М.: Наука, 1976. -364с.
13.     Международноепубличное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 460 – 464.
14.     Петров В.В.Экологическое право России: учеб. для вузов / В.В.Петров М.: БЕК, 1995. -414с.
15.     Тарнавский А.Г.Право граждан охранять природу // Советская юстиция. 1988. N 20. С. 21.
16.     Тарнавский А.Г.Право граждан на благоприятную окружающую среду // Советское государство иправо. 1990. N 9. С. 103 — 110.
17.     Шеварнадзе Г.Н. Охранаправа граждан СССР на здоровую окружающую среду // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11.Право. 1985. N 6. С. 22.
18.     Шемшученко Ю.С.Правовые проблемы экологии / Ю.С. Шемшученко  Киев: Наукова думка, 1989. -216с.
19.     Экологическоеправо (право окружающей среды): учеб.для вузов / Под.ред. М.М.Бринчук.-Изд.3-е, перераб.и доп.- М.: Юристъ, 1998. -496c.