Курсовая работа
по экономической теории
на тему: «Экологические проблемы РеспубликиКазахстан»
Алматы 2011г.
Содержание
Введение
1. Экологическая обстановка в Республики Казахстан
2. Проблемы воды и продуктов питания в бассейне Аральского моря
2.1 Проблема Арала
2.2 Возникновение и развитие экологической трагедии Арала
2.3 Принятие неотложных мер по спасению Арала
3 «Ядерная трагедия Казахстана»
3.1 Семипалатинский полигон — зона экологического бедствия
3.2 История СИЯП
3.3 Экономическое решение охраны здоровья населения,
пострадавшего от ядерных испытаний
3.4 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду
4 Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне
4.1 “Стратегии-2030” Республики Казахстан “Улучшение питания, чистотыокружающей среды и экологии”
4.2 Международные экологические конвенции
Заключение
Список использованных источников
экологический ядерный охранаокружающая
Введение
На пороге нового тысячелетия человечество, подводя итог прошлому иглядя в будущее, признавая достижения цивилизации, не может не осознавать глобальностьэкологических проблем и не планировать свою деятельность с учетом необходимостиих решения и продвижения по пути устойчивого развития.
Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинскомиспытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающейприродной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территорияСемипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанскойи Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.
Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний,которые передаются из поколения в поколение.
Проблема Аральского моря давно беспокоит, уже всю планету. На настоящиймомент положено много сил на восстановление жизненно необходимого водного ресурса.
Вступая в новый век, Республика Казахстан, как и большинство государств,столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решениевозведено в ранг государственной политики. В “Стратегии-2030” Республики Казахстан“улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии” является одним из приоритетныхнаправлений.
Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемыКазахстана и изучить программы их решения.
1. Экологическая обстановка в РеспубликиКазахстан
В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не тольконеблагоприятная, но и катастрофическая.
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающимидеградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильныйтранспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферыи окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в не прежде всегопоступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества.
Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствияупотребления огня, которым он пользовался весь этот период были незначительными.
Что представляет собой атмосфера? Окружающий нас воздух — это смесьгазов или, иначе говоря, атмосфера, окутывающая наш земной шар.
Поступление различных поллютантов а атмосферу от стационарных промышленныхисточников в настоящее время составляет более 4 миллионов тонн в год.
В атмосферу над Казахстаном выделяется значительное количество высокотоксичныхгазообразных и твердых веществ. Если сопоставить количество выбросов от различныхстационарных источников, то примерно 50 процентов выбрасывается теплоэнергоисточниками,а 33 процента — предприятиями горной и цветной металлургии. Наибольшее количествовыбросов различных поллютантов происходит в Восточном Казахстане — 2231, 4 тыс.т/год, что составляет 43 процента от общего количества выбросов по всему Казахстану.На втором месте по количеству выбросов состоит Центральный Казахстан — 1868 тыс.т/ год или 36 процентов. Меньше всего загрязняется атмосфера в Северном Казахстане363, 2 тыс. т/год (7 процентов) и Южном Казахстане 415, 1 тыс. т/год, что составляет8 процентов. Наиболее мобильными, с обширным радиусом действия, являются окислыазота и серы. Они переносятся на значительные рассмотрения и оказывают сильное влияниена гибель, особенно сельскохозяйственных культур.
Значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна и других компонентовокружающей среды вносит автотранспорт республики. Его выбросы, особенно в городах,составляют от 25 до 50 процентов. По загрязненности атмосферы выхлопными газамиавтомобилей на первом месте стоит Алматы 75 процентов, затем Актюбинск — 47, 1,Семипалатинск — 46,6, Жамбыл — 43,1, Усть-Каменогорск- 41,4 процентов. Меньше всеговыхлопных газов содержится в атмосфере Жезказгана — 14,8 Петропавловска-26,3 и Лениногорска- 27,6 процентов. Однако самая высокая загазованность атмосферного воздуха, какни странно установлена в таких городах, как Костанай — 84, 7 процента и Уральск- 81, 7 процента, где промышленных предприятий и автотранспорта сравнительно меньше,чем в вышеназванных городах. Автомашины являются главными загрязнителями воздухаи, до известной степени, почвы и воды. Как свидетельствует статистика, на миллионс лишним алматинцев сегодня приходится более 200 тысяч автомашин.
Загрязнение атмосферы городов твердыми и газообразными поллютантамиуменьшает интенсивность солнечного света, засоряет воздух значительным количествомтвердых частиц, которые служат ядрами концентрации, способствующими возникновениютуманов и смогов. Высокое содержание вредных примесей в атмосфере в твердом и газообразномсостоянии оказывает влияние на тепловые свойства атмосферы.
Под действием солнечного света, в результате фотохимических реакцийобразуется эффект суммации, что способствует появлению новых, более токсическихвеществ, которые вызывают смоги.
В Уголовном кодексе Республики Казахстан в главе 11 Об экологическихпреступлениях, предусмотрена ст. 282. Загрязнение атмосферы, которая гласит: Нарушениеправил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок,сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменениеприродных свойств воздуха — несут ответственность по уголовному законодательству.
Другим весьма важным, абсолютно незаменимым для жизни естественнымкомпонентом окружающей среды, природы и биосферы является вода.
Среднегодовой сток рек в Республике Казахстан сравнительно невелики составляет всего 101,9 км. В год, тогда как сток воды в одной, например Амазонкесоставляет 220 км в год. Из этого количества на территории республики формируетсяоколо половины речного стока — 57 процента или 58,4 км. Остальные водные ресурсысоставляют 43,5 км и поступают из сопредельных территорий (Китай, Узбекистан, Кыргызстан).Располагаемые к использованию в народном хозяйстве ресурсы поверхностных вод оцениваютсяв объеме всего 46 км. В пределах Казахстана насчитывается свыше 85 тыс. рек и временныхводотоков, в том числе 11,5 тыс. длиной свыше 10 км 3447 озер, 4500 прудов и водохранилищ.
Наиболее крупными реками являются Иртыш, Урал, Ишим, Тобол, из безсточныхрайонов Южного и Центрального Казахстана реки Сырдарья, Или, Нура, Сарысу. Крометого, в пределах Казахстана расположены такие крупные замкнутые водоемы как Аральскоеморе и озеро Балхаш.
Наряду с характерным дефицитом водных ресурсов, обусловленным в большейстепени природными факторами формирования вод, влияние на качественный состав поверхностныхвод суши оказывает также антропогенная деятельность, проявляющаяся в интенсивномразвитии сельского хозяйства, водного транспорта, промышленности, энергетики и коммунальногохозяйства. Основными загрязнителями воды являются промышленность и сельское хозяйство.Кроме того, все большее влияние на качество воды оказывают диффузные источники загрязнения,это ядохимикаты и удобрения, смываемые с сельскохозяйственных угодий. Значительноухудшают качество воды, делают ее токсичной промышленные и бытовые стоки. В городахи промышленных центрах сточные воды составляют примерно 15-20 процентов от общейнагрузки водоема загрязняющими ингредиентами.
Негативные действия на качество и количество поверхностных вод оказываютмеры, связанные с увеличением площадей орошаемых земель, в особенности в регионахнедостаточного и неустойчивого увлажнения, которых в Казахстане немало. Основнымиводопотребителями в республике являются такие отрасли, как сельское хозяйство, промышленностьи теплоэнергетика.
Наиболее острый дефицит воды ощущается на западе и на юге республики.Основными водопотребителями являются орошаемое земледелие (72%), промышленность(29%) и коммунальное хозяйство (6,0%). В орошаемом земледелии отмечается перерасходводы в 1,5 — 2 раза. Удельное водопотребление на 1 га орошаемых земель в среднемпо республике составляет 10 тыс. м\га. Важным направлением охраны и рациональногоиспользования водных ресурсов является улучшение качества поверхностных и подземныхвод. Под антропогенным воздействием существенно изменился гидрохимический, гидрологическийи санитарный режим практически всех рек и водоемов Казахстана Поэтому необходимысоздание экономических и правовых механизмов, разработка экологических норм и нормативов,системы мониторинга воды, почв и производства сельскохозяйственной продукции.
2. Проблемы воды и продуктов питания в бассейне Аральского моря
2.1 Проблема Арала
В Казахстане и Средней Азии насчитывается примерно 50 ‑ 60 млн.га земель, пригодных для орошения. В то же время водных ресурсов хватает толькона орошение 8 ‑ 10 млн. га. В таких условиях нужно правильно выбрать путиразвития орошаемого земледелия, не допустить необратимого процесса разрушения экосистемы.
Подробней остановимся на проблеме, имеющей непосредственное отношениек судьбе Аральского моря. Анализ динамики обмеления Арала и опустынивания прилегающихтерриторий приводит к удручающему прогнозу полного исчезновения моря к 2010 г. Новаяпустыня Аралкумы сольётся с существующими Каракумами и Кызылкумами и станет соперничатьс Сахарой, которая, кстати, всего 150 ‑ 200 тыс. лет назад была покрыта буйнойрастительностью.
Забор воды главным образом на орошение из двух крупнейших рек, впадающихв Арал, привёл к тому, что их ежегодный сток, составлявший в 1980 г. 60 км3, уменьшилсядо 4 км3. Сырдарья в настоящее время не доходит до моря, заканчивая свой путь наполях, а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. В результате площадьакватории сократилась более чем на 1/3, береговая линия в ряде мест отступила на90 м., а объём воды в море уменьшился на 60%. Вследствие этого средняя солёностьвод возросла в 2.5 раза, и всё живое в нём умирает. Осушенное дно моря становитсяисточником пыли и солей, разносимых на очень большие расстояния. Уже сейчас приблизительно50 ‑ 60 млн. т. солей и пыли ежегодно поднимается в воздух и разносится намногие километры на плантации хлопка и риса. Арал стал самым крупным поставщикомпыли в пределах бывшего СССР. Деградация экологической системы приводит к ужесточениюи без того резко континентального климата Приаралья.
Что же привело к таким результатам? Орошаемые земли не оснащены необходимойинженерной оросительной сетью, не имеют эффективного дренажа. Поэтому, чтобы недопускать их засоления, приходится повышать нормы полива. С целью получения высокихурожаев в почву вносились гигантские количества удобрений ‑ до 600 кг на 1га пашни, а количество используемых ядохимикатов в 15 ‑ 20 раз превышало ПДК.После промывки почв в таких условиях воды не только сильно минерализуются, но ипрогрессивно насыщаются токсичными веществами. Эти же воды в больших количествахсбрасываются в Амударью и Сырдарью и ниже по течению вновь используются для орошения,а также для бытовых нужд, и в регионе создались чрезвычайно неблагоприятные условиядля обитания человека и плюс к этому тяжёлая эпидемиологическая ситуация.
Что касается проблемы обмеления Арала, то наши учёные предлагают толькоодин путь решения, т.е. уменьшить количество вод, выделяемых на орошение земель.
2.2 Возникновение и развитие экологической трагедии Арала
Проблема возникла в результате интенсивного освоения пустынь и расширенияплощадей орошаемых земель без учета экологических нужд окружающей среды, а такжепотребностей сохранения самого Аральского моря. За период c 1960 по 1990 годы площадьорошения в бассейне Аральского моря выросла с 5,6 до 7,4 миллиона гектаров. За 40лет (1960-2000) Аральское море недополучило почти 950 км 3 речных вод,в результате уровень моря снизился, объем сократился на три четверти, а площадьзеркала воды – более чем наполовину. Площадь моря разделилась на несколько самостоятельныхводоемов, море отошло от берегов местами на 100-150 км и продолжает расчленяться.
Сегодня стало очевидным, что сохранить Аральское море в целостном виденевозможно. Северная часть Аральского моря, называемая Малым Аралом, отделиласьот основной части в 1990 году и в настоящее время она на шесть метров выше уровняводы Большого моря. Высыхание Аральского моря и обнажение более 30 тыс. км2дна создало глобальную проблему загрязнения атмосферы мелкодисперсными частицамисолей, и как следствие, распространения солей на тысячи километров.
2.3 Принятие неотложных мер по спасению Арала
В целях решения возникших проблем прибрежные страны начали объединятьусилия. В 1992 году была создана Межгосударственная координационная водохозяйственнаякомиссия (МКВК) и ее исполнительные органы – бассейно-водные организации «Сырдарья»и «Амударья», научно-исследовательский центр МКВК и его Секретариат. В этом же годуПрограмма ООН по окружающей среде (ПРООН) с помощью ученых и специалистов Россиии государств Центральной Азии подготовили отчет «Диагностическое изучение разработкиплана действий по спасению Аральского моря». В нем сделан принципиальный вывод:в отношении экологических, социально-экономических последствий Аральское море –одно из самых страшных в мире бедствий ХХ века.
В связи с продолжающимся обострением экологической и социально-экономическойобстановки в прилегающем к Аральскому морю регионе, Казахстан осуществляет неотложныемеры по защите местного населения от последствий Аральской катастрофы. Принят рядзаконодательных актов по нормализации санитарно-эпидемиологической, социально-экономическойобстановки, коренному улучшению оздоровительной и профилактической работы средижителей Приаралья. Разработана государственная программа спасения Аральского моряи восстановления экологического равновесия в регионе.
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по системам питьевоговодоснабжения в Аральском и Казалинском районах Кызылординской области ПравительствомСША была оказана безвозмездная техническая помощь на четыре млн. долларов. Средствабыли направлены на реконструкцию и восстановление Арало-Сарыбулакского групповоговодопровода. Заменены насосно-силовые агрегаты 32 водозаборных скважин, а такжеосуществлена поставка лабораторного оборудования. Франция выделила грант около 1млн. долларов США для поставки трех малых опреснительных установок и одной станциипо очистке питьевой воды в Кызылординскую область. Опреснительные установки французскойфирмы «СФЕК» смонтированы в хозяйствах им. Абая и «Уркендеу» на самоизливающихсяскважинах и в больнице Казалинского района. Водоочистительная станция фирмы «Деграмон»установлена на береговом водозаборе Кызылорды и обслуживает поселок Тасбугет.Сырдарья.
В настоящее время реализуется первый этап проекта «Регулирование руслареки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря». Финансирование осуществляетсяза счет средств займа Всемирного Банка (64.5 млн. долларов США) и из бюджета РКв сумме 21,29 млн. долларов США. Зона проекта охватывает территорию бассейна рекиСырдарьи от Шардаринского водохранилища до Аральского моря.
Важным событием стало перекрытие 7 августа перешейка Аральского моряплотиной, которая строится с участием российских предприятий и специалистов. Плотинадлиной около 13 километров поднимет уровень воды на четыре метра и вода зальет обнажившеесяморское дно. На первом этапе предполагается накопить 11 кубокилометров воды благодарятому, что последние годы характеризуются высоким уровнем зимнего притока влаги.На втором этапе с дальнейшим укреплением и подъемом плотины надеемся восстановитьМалый Арал в прежних берегах,. Стоимость этого проекта около 120-130 миллионовдолларов США.
Вслед за плотиной малого Арала протяженностью 13 км готовится строительствогидроузлов Аклак и Айтек с реконструкцией головного сооружения на протоке Караозеки узла сооружений каналов Айтек, Сорколь и Елтай. Намечена реконструкция Кызылординскогои Казалинского гидроузлов, противопаводковых защитных дамб.
Окончательное завершение проекта ожидается в августе 2007 года. Егореализация даст значительный экологический и социально-экономический эффект. Так,строительство плотины в северном Аральском море позволит при повышении уровня водыдо отметки 42 м. покрыть водой 870 кв.км осушенного морского дна, увеличить объемводы в Малом Арале на 11,5 км3; снизить минерализацию воды с 23 до 17 г/л. Соответственноувеличатся запасы местных видов рыб и будут созданы благоприятные условия для разведенияосетровых пород. Промышленный лов рыбы возрастет с 0,4 до 11,7 тыс. тонн.
Благодаря реконструкции гидроузла Аклак пропускная способность сооружениябудет увеличена с 60 до 400 м3/с. Возрастет водоприток к дельте реки Сырдарья ив северное Аральское море, площадь обводненных озерных систем достигнет 6260 га,сенокосов – 7000 га. Примерно такие же результаты ожидаются с выполнением предусмотренныхработ на гидроузле Айтек.
К наиболее важным ожидаемым результатам реализации проекта в целомтакже следует отнести создание новых рабочих мест, улучшение социально-экономическогоположения населения Приаралья, улучшение режима работы Шардарьинской ГЭС, максимальновозможное сокращение сброса воды в Арнасайское понижение.
В целях достижения эффективного результата от реализации первой фазыпроекта Комитет по водным ресурсам РК в 2006 году приступит к разработке ТЭО повторой фазе. Предполагается продолжить строительство защитных дамб, а также водозаборныхсооружений для обводнения озерных систем.
Немаловажной проблемой для Аральского региона остается обеспечениенаселения качественной питьевой водой. За период реализации программы по Приаральювыделено из республиканского бюджета на реконструкцию, ремонт водопроводных сетейи сооружений около 3 миллиардов тенге.
Введены около 800 км магистральных водопроводов и внутрипоселковыхраспределительных сетей, что позволило обеспечить 29 населенных пунктов регионацентрализованным водоснабжением.
Укрепляется материально-техническая база медицинских учреждений. Построеныи введены в эксплуатацию диагностический центр на 600 посещений в смену в Кызылорде,центральная районная больница на 175 коек с поликлиникой на 200 посещений в сменув пос. Теренозек, поликлиника на 150 посещений для ветеранов ВОВ и труда в Новоказалинскеи другие сельские медицинские учреждения. Таким образом, Государственная программав решении проблем обеспечения качественной питьевой водой в той или иной мере находитпрактическое решение.
В условиях расположения части территории в нижнем течении р.Сырдарьи,для Казахстана очень важным является вопрос рационального использования водных ресурсовэтой реки. Чрезвычайно важно наладить совместное использование их с сопредельнымигосударствами на принципах международного водного права и на основе взаимного уваженияи доверия, конструктивного сотрудничества.
3. «Ядерная трагедия Казахстана»
3.1 Семипалатинский полигон зона экологического бедствия
Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинскомиспытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающейприродной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территорияСемипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанскойи Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.
Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний,которые передаются из поколения в поколение.
Ликвидация этих последствий требует осуществления специальной государственнойпрограммы и комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защитенаселения и социально-экономическому развитию территории.
3.2 История СИЯП
Юрия Куйдина «Ядерная трагедия Казахстана», так он назвалСемипалатинский полигон. Он же написал его короткую, но очень драматичную историю.
«Семипалатинский ядерный полигон был создан по решению Совета МинистровСССР от 21 августа 1947 года. В июле 1948 года на полигон стали прибывать воинскиечасти, в основном строители. С этого момента в условиях строжайшей секретности здесьначалось широкомасштабное строительство жилого городка, который сначала называлсяМосква-400. Возводились корпуса лабораторно-экспериментальной, производственнойбаз, сооружались опытные площадки. Для ядерных экспериментов из народнохозяйственногооборота было изъято 18500 кв. км земель. Полигон раскинулся на территории Семипалатинской,Павлодарской и Карагандинской областей. Тысячи семей коренных казахов, проживающихна землях, отданных под полигон, были переселены в другие районы. Для первого атомногоиспытания военные строители готовили «опытное поле» размером в 300 кв.км. В эпицентре поля в верхней части 30-метровой металлической башни был установленядерный заряд мощностью 20 килотонн. Вокруг возведены железобетонные укрепления,бронированные башни и доты
Во многих сооруженных убежищах были размещены подопытные животные — овцы, свиньи, собаки, крысы. Немного дальше был построен целый городок — трехэтажныежилые дома, промышленные предприятия, отрезок подземного метро, железнодорожныйи автомобильный мосты, на которых стояли цистерны с горючим. По полю были расставленычучела, одетые в военную форму, ящики с продовольствием. Все это было подготовленодля исследования мощности разрушительной силы ядерного взрыва
29 августа 1949 года на Семипалатинском ядерном полигоне было проведенопервое испытание. Л. Берия лично отвечал перед Кремлем за успех эксперимента. Имбыло подготовлено два списка. Один — о предоставлении к награде Орденами ученыхи испытателей, если бомба сработает, и другой — о расстреле, если постигнет неудача
С этого дня ВПК СССР повел необъявленную войну против жителей Казахстана.Это было началом ядерной трагедии Казахстана, которая продолжалась более 40 лет.Почти вся республика превратилась в ядерный полигон — испытания проводились во всехобластях, от Каспия до Алтая. Первые успехи вдохновили советских ядерщиков. В угодувоенному промышленному комплексу они стали еще интенсивнее вести работы по совершенствованиюатомного оружия. 12 августа 1953 года было проведено испытание термоядерного оружия,а 22 ноября 1955 года мир узнал о сверхмощной советской водородной бомбе, которуюсоздал академик А.Сахаров. Сразу же после испытания таких зарядов на полигон и наприлегающие к нему территории выпали локальные радиоактивные осадки
За 40 лет испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне былопроведено 470 взрывов, из них в период с 1949 по 1963 гг. 118 наземных и воздушныхвзрывов мощностью до 100 килотонн
В 1963 г. участники ядерного марафона СССР, США, и Великобритании подписалидоговор о запрещении атомных испытаний в атмосфере, на земле и под водой. С этоговремени испытания разрешалось проводить только под землей, но несмотря на запреты,военные и физики придумали «взрывы в народнохозяйственных целях», создаваяискусственные озера, хранилища газа
Этот город не был обозначен ни на одной географической карте. Из-заособой секретности он часто менял свои имена: Москва-400, Семипалатинск-21, Конечная,а с недавних времен стал Курчатовым
Семипалатинский полигон расположен в густонаселенном районе. Территорииприлегающих к нему поселков сотни раз подвергались загрязнениям продуктами деления,а жители — воздействию ионизирующей радиации. Сейчас невозможно объективно оценитьущерб, нанесенный здоровью людей. В первые 14 лет на полигоне проводились открытыевоздушные и наземные взрывы урановых, водородных и плутониевых бомб. Среди населения,жившего вблизи полигона. в этот период, участились случаи онкологических, сердечно-сосудистыхзаболеваний, лейкозы, расстройства центральной нервной системы. Увеличилась смертность
Медикам запрещалось ставить правильный диагноз заболеваний, связанныхс воздействием радиации
В 1957 году ученые медики из Алма-Аты провели первые выборочные обследованиянаселения, проживающего рядом полигоном. Был выявлен специфический комплекс паталогическихсимптомов, связанных с воздействием на организм ионизирующих излучений
Было отмечено, что воздействие радиации вызывает процесс преждевременногостарения организма, увеличения онкозаболеваний, случаев суицида
Согласно статистическим данным, в Семипалатинской области в 1980 годуна 100 000 населения было 158 случаев онкозаболеваний, а уже в 1990 г. эта цифраувеличилась на одну треть. Смертность от рака легкого выросла в три раза, от ракапищевода в 8 раз, а всего от онкологических заболеваний она была на 39 процентоввыше, чем в контрольной группе
Ученые выявили, что 1,5 миллиона человек, проживающих на территорияхСемипалатинской, Карагандинской и Павлодарской областей, примыкающих к полигону,были подвергнуты облучению в дозах более 1 бэра, и свои хромосомные нарушения, полученныепри облучении, они передавали будущим поколениям. Сегодня тысячи пострадавших, живущихна земле. прилегающей к полигону, остались без поддержки государства. И хотя в Казахстанепринят закон «О реабилитации населения, пострадавшего от ядерных испытаний»,в связи с тяжелым экономическим положением в республике он не работает в полнуюмеру .»
Бывший Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) расположенв северо-восточной части Казахстана, в степной и полупустынной зоне, с общей площадью18500 кв. км. Полигон занимает площади Восточно-Казахстанской (54%), Павлодарской(39%) и Карагандинской (7%) областей. Периметр административной границы СИЯП — около600 км. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 172 от 07.02.1996 годаземли бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона переведены в составземель запаса: Карагандинской области – 131,7 тыс.га, Павлодарской – 706 тыс.га,Восточно-Казахстанской – 978,9 тыс.га.
Первый ядерный взрыв на СИЯП был произведен 29 августа 1949 года. 12августа 1953 года на полигоне было испытано первое термоядерное устройство, а 22ноября 1955 года — водородная бомба. За время функционирования полигона (1949-1989годы) на его территории было проведено в общей сложности 468 ядерных взрывов, втом числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательныхядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Испытания проводилисьс устройствами различной мощности, на разных глубинах и в разнообразных горных породах.По оценкам института высоких энергий Академии наук Казахстана, суммарная мощностьядерных зарядов, испытанных в атмосфере и над землей СИЯП, (в населенной местности),в 2,5 тысячи раз превышает мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в1945 году. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземныхвзрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловилирадиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана. Сорокалетниеиспытания ядерного оружия создали экстремальное морально-стрессовое состояние населениярегиона и нанесли непоправимый ущерб здоровью людей.
С 1989 года ядерные испытания не проводятся.
29 августа 1991года Указом Президента Республики Казахстан Семипалатинскийиспытательный ядерный полигон (СИЯП) был официально закрыт. Ровно через 42 годапосле проведения первого ядерного взрыва в СССР, ядерные испытания были прекращенынавсегда. Последовал международный мораторий на испытания ядерного оружия: остановилисьостальные полигоны — Новая Земля (Россия), Невада (США), атолл Мурурод (Франция),Лоб-Нор (Китай).
В 1992 году Казахстан, уже как независимое государство, подписал Лиссабонскийпротокол к Договору СНВ-1, в котором зафиксировал свои обязательства о нераспространенииядерного оружия.
В 1993 году Казахстан одним из первых в СНГ присоединился к Договоруо нераспространении ядерного оружия, и в декабре 1994 года ядерными державами мирабыл подписан Меморандум о гарантиях безопасности нашей стране.
В 1994 году был завершен вывод с территории страны всего ядерного оружия.
В 1995 году уничтожен последний ядерный заряд на бывшем Семипалатинскомполигоне.
1996 год – Казахстан стал участником Договора о всеобъемлющем запрещенииядерных испытаний.
1997 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об оказаниипомощи регионам Казахстана, пострадавшим от ядерных испытаний.
В 2000 году была уничтожена последняя штольня для ядерных испытанийна Семипалатинском полигоне.
/>3.3 Экономическое решение охраны здоровья населения пострадавшего отядерных испытаний
Последствия ядерных испытаний трагичны. Здоровью населения районов,прилегающих к Семипалатинскому региону, нанесен непоправимый вред. Средняя продолжительностьжизни здесь не превышает 40-50 лет. Радиационное воздействие привело к резкому ослаблениюиммунитета, что увеличивает количество заболеваний, обостряет течение и длительностьболезней. У пострадавших от радиоактивного облучения значительно чаще встречаютсязлокачественные образования. Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушенияартериального давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психическиезаболевания, суициды – все это печальное наследие полигона.
В настоящее время отмечается тенденция ухудшения показателей здоровьянаселения, проживающего в зоне влияния СИЯП.
Так, по Каркаралинскому району Карагандинской области произошло снижениечисленности населения с 70800 человек в 1990 году до 47026 человек в 2004 (снижениена 66,4 %); рождаемость на 1000 человек снизилась с 26,23 в 1990 году, до 11,6 в2004 году (44%); наблюдается рост числа детей с врожденными пороками — от 3 случаевза 1990 г до 12 за 2004 г, показатель врожденных аномалий составляет за 2004 г80,8 на 100 тыс.населения при областных показателях – 67,7; возросла заболеваемостьонкологическими заболеваниями: от 122, 1 на 100000 населения в 1990 году до 129,7-в 2004.
В связи с повсеместной, и продолжающейся до сих пор оптимизацией здравоохранения,количество койко- мест с 770 в 1990 году снизилось до 120- в 2004.
По Лебяженскому району Павлодарской области рождаемость на 1000 человекснизилась с 25, 3 в 1990 г. до 13,1 в 2004 году (на 52 %), а количество онкологическихбольных возрастает. Если в 1990 г. зарегистрировано 131,5 случая то в 2004 – 194,3.И при этом снижается обеспеченность населения района больничными койками, врачамии средними медицинскими работниками.
По Восточно-Казахстанской области: согласно статистки количество детейрожденных с врожденной патологией увеличился с 187,7 в 1990 году, до 326,4 в 2004году ( 58%), рождаемость на 1000 населения с 17,1 человек в 1990 снизилась до 13,3в 2004 году (27%). Обеспеченность региона больничными койками, врачами и среднимимедицинскими работниками, квалифицированным медицинским обслуживанием, так же каки в других регионах СИЯП, остается открытой.
Принятая государственная Программа медицинской реабилитации населения,пострадавшего вследствие ядерных испытаний на бывшем СИЯП в 1949-1990 годах, практическине реализована. Установленные сроки, по созданию Единого Государственного медицинскогорегистра Казахстана (1997 — 1999 г .), продлены на неопределенный срок. Одной изпричин является отсутствие должного финансирования.
Этой же Программой предусмотрено создание Межрегионального медицинскогореабилитационного центра в г. Семипалатинске, и его филиалов, на базе областныхбольниц. Однако, финансирование должно осуществляется за счет внебюджетных средств(инвестиции, гранты, спонсорские благотворительные гранты).
3.4 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду
С точки зрения воздействия на окружающую среду выделяются два этапаядерных испытаний:
1 этап – проведение ядерных взрывов в атмосфере в период с 1949 по1962 гг.
2 этап – проведение подземных ядерных взрывов в период с 1961 по 1989гг.
Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать следующим образом:
— наземные взрывы – характеризуются выпадением активности на территорииполигона;
— воздушные взрывы – характеризуются выносом активности за пределыполигона, её разбавлением в атмосфере и вкладом в глобальные атмосферные выпадения;
— подземные взрывы – характеризуются сосредоточением активности в котловыхполостях. Исключением являются взрывы на выброс и взрывы с нештатной радиационнойситуацией, которые приводят к загрязнению поверхности.
Наземные ядерные взрывы сформировали на местности долговременное радиоактивноезагрязнение в виде длинных «радиоактивных следов», уходящих далеко запределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигонасформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытноеполе» СИЯП 24 декабря 1962 года.
После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерныхиспытаний в трех средах (в космосе, воздухе и воде), подписанного 10 октября 1963в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться толькоподземные взрывы.
На сегодняшний день на территории СИЯП ведется сельскохозяйственная,горнодобывающая и геологоразведочная деятельность. Территория полигона не огороженаи не обозначена на местности, нет никаких знаков, предупреждающих об опасности.
Население имеет свободный доступ на территорию бывшего полигона, включаяособо опасные с радиологической точки зрения участки- эпицентры ядерных взрывовна испытательных площадках полигона. Министерства и ведомства, ответственные затерриторию бывшего СИЯП, не располагают данными о пригодности к использованию земельполигона. Государственные органы, проводящие радиоэкологические исследования наСИЯП, никогда не предоставляли исполнительным органам и населению информацию о расположениинепригодных к использованию загрязненных территорий полигона.
4. Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне
4.1 “Стратегии-2030” Республики Казахстан “Улучшение питания, чистотыокружающей среды и экологии”
Вступая в новый век, Республика Казахстан, как и большинство государств,столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решениевозведено в ранг государственной политики. В “Стратегии-2030” Республики Казахстан“улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии” является одним из приоритетныхнаправлений. С 1998 года началась реализация долгосрочной стратегии Республики Казахстандо 2030 года – “Экология и природные ресурсы”. Ее первый этап — Стратегический планразвития республики на 1998-2000 гг. — уже практически получил свое осуществление.
Постановлением Правительства Республики Казахстан в марте 1999 г. одобренаконцепция зонтичного проекта “Улучшение окружающей среды для устойчивого развитияАкмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей и городаАстаны. Разработан зонтичный проект “Улучшение окружающей среды вдоль шелковогопути для устойчивого развития южного региона республики Казахстан”. Проекты, егосоставляющие, предусматривают приоритетные действия на всех уровнях, включая международный,национальный и местный, по обеспечению жизнедеятельности населения, транспортныхинфраструктур, развитию производства, торговли, туризма. Ведется работа по подготовкемеждународной экологической программы Каспийского региона.
В соответствии с инициативой Республики Казахстан и решением 53 сессииГенеральной Ассамблеи ООН, идет реализация Программы реабилитации Семипалатинскогорегиона, пострадавшего от ядерных испытаний. Согласно Программе, предполагаетсяосуществление ряда проектов экологической, медицинской, гуманитарной, экономическойи информационной направленности, в том числе, создание международного центра поизучению последствий деятельности Семипалатинского полигона на здоровье населенияи природную среду, разработка устойчивой стратегии землепользования, гуманитарнойпомощи населению региона. Это будет способствовать консолидации всех здоровых интеллектуальныхи антивоенных сил всего мирового сообщества.
Казахстан активно входит в процессы международного сотрудничества,Страна стала участницей 12 международных договоров и других соглашений в областиокружающей среды, ведется подготовка по присоединению и ратификации к ряду приоритетныхдля нее конвенций. Началось выполнение обязательств страны по многим международнымдоговорам, в том числе по Рамочной конвенции по изменению климата, Венской конвенциии Монреальскому протоколу в отношении озоноразрушающих веществ, Конвенциям по биоразнообразиюи опустыниванию.
Координацию деятельности в области экологии осуществляет Министерствоприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. В тесном контактес ним работает Национальный экологический центр устойчивого развития РеспубликиКазахстан, в структуру которого входит Комитет международных экологических конвенций,Комитет подготовки проектов, Комитет мониторинга проектов, Комитет по проблемамКаспия и нефтегазовых загрязнений.
Комитетом подготовки проектов ведется большая работа по проектам национальногоуровня, в частности, по проектам “Трансграничное управление бассейном реки Иртыш”,“Управление водными ресурсами бассейна рек Нура — Ишим”, “Развитие возможностейдля более эффективного использования энергии в снабжении теплом и горячей водойв Казахстане”, “Регулирование русла реки Сырдарьи и северной части Аральского моря”и многих других проектов. Комитетом мониторинга проектов сформирована база данныхпрограмм и проектов, регулярно проводится анализ и оценка программ и проектов покритериям соответствия приоритетам Стратегического плана.
Остро стоят проблемы Каспия и нефтегазовых загрязнений в связи с продолжающимсяподъемом уровня Каспийского моря и затоплением нефтепромыслов и других объектов.Правительствами пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россияи Туркменистан) совместно со Всемирным Банком, ПРООН и ЮНЕП разработана и реализуетсяКаспийская экологическая программа (КЭП) при поддержке ГЭФ, ЮНЕП, ТАСИС. Приоритетдействий в рамках КЭП направлен на обеспечение устойчивого проживания населенияи хозяйственной деятельности в условиях изменения уровня Каспийского моря; ликвидациюзагрязнения и улучшение качества окружающей среды Каспия и его биоресурсов; оздоровлениеи восстановление экосистем Каспийского моря и сохранение биоразнообразия; обеспечениеэкологической безопасности в регионе и сохранение качества окружающей среды дляустойчивого человеческого развития.
4.2 Международные экологические конвенции
Важную роль в улучшении экологической ситуации в глобальном масштабепризваны сыграть международные экологические конвенции. В Республике Казахстан онинаходятся в ведении Комитета международных экологических конвенций НЭЦ УР, деятельностькоторого связана с подготовкой к ратификации природоохранных конвенций, участиемв их реализации.
Одной из глобально значимых конвенций, ратифицированных в 1995 годуРеспубликой Казахстан, является Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Казахстанявляется активным участником общемирового процесса стабилизации и уменьшения количествапарниковых газов в атмосферу, при этом позиции специалистов и официальных властейполностью совпадают. В 1992 году, после конференции в Рио-де-Жанейро по окружающейсреде и развитию, РК подписала, а в 1995г. — ратифицировала Рамочную конвенцию обизменении климата. Для реализации целей Конвенции развитые страны и ряд стран спереходной экономикой взяли на себя обязательства к 2000 г. вернуться к уровнямвыбросов парниковых газов 1990г. В августе 1998 г. Казахстан принял решение о подписанииКиотского Протокола, а в марте 1999г. он был подписан Президентом Назарбаевым Н.А.С учетом серьезности глобальных последствий изменения климата и исходя из общемировыхприоритетов этой проблемы, Казахстан полагает, что необходимо продолжить процессратификации Киотского Протокола и получения РК статуса страны РКИК, как правовойосновы для участия во всех механизмах Киотского Протокола и привлечения внешнихсредств и новых технологий. В настоящее время в РК планируется продолжить работыв этом направлении, опираясь на помощь мирового сообщества, тем более, что Казахстанрассчитывает не только на нее, но и выполняет некоторые самостоятельные исследовательскиеработы в этом направлении. В стране проводились и продолжают проводиться исследованияуязвимости экономики и природных ресурсов к изменению климата, а также оценка возможныхмероприятий по адаптации к ожидаемым изменениям климата.
Казахстаном ратифицирована Венская конвенция об охране озонового слоя,и Монреальский протокол к Венской конвенции. В связи с этим Правительство Казахстанапредприняло серьезные шаги для организации работ по защите озонового слоя на национальномуровне, в плане подготовки Национальной программы по изъятию озоноразрушающих веществиз использования и реализации конкретных проектов. Основные направления политикии возможные меры по ограничению потребления озоноразрушающих веществ в Казахстанесформулированы в Стратегии, которая является составной частью Национальной программы.
В соответствии с целями и задачами Конвенции ООН по борьбе с опустыниваниеми “Стратегией 2030” Республики Казахстан, активно разрабатывается Национальная стратегияи план действий по борьбе с опустыниванием.
В феврале 1999 года прошла презентация Национальной стратегии и Планадействий по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия.В этом же году Президентом Республики Казахстан подписан указ о присоединении кКонвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися подугрозой исчезновения.
В 1998 году Казахстаном подписана Орхусская конвенция о доступе к информации,участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам,касающимся охраны окружающей среды. Вся многомасштабная деятельность по предотвращениюэкологической катастрофы не приведет к реальным результатам, если широкая общественностьне будет иметь открытый доступ к экологической информации и возможность влиять напринятие экологически важных решений. Это условие — необходимый элемент правовогомеханизма охраны окружающей среды. Без активного участия общественности устойчивоеразвитие окажется невозможным, а принимаемые хозяйственные решения не будут по настоящемукомплексными, взвешенными, экологически безопасными. Во всем цивилизованном миреуже давно строительство ни одного промышленного комбината, завода, полигона отходов,автомобильной или железной дороги, а тем более гидро — или атомной станции, не начинаетсябез согласования его с местными жителями.
Причем чрезвычайно важным моментом процесса является вовлечение общественностина самом раннем его этапе – планировании и определении места строительства, технологийи его будущего влияния на природу и человека, при этом принимаются во внимание мнениясамых разных представителей общественности.
В Республике Казахстан работают многочисленные экологические НПО поразличным направлениям, таким как экологическое образование, сохранение природыКазахстана, по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, социальнымвопросам, антиядерному движению, разработке технологий, гуманитарной помощи жителямСемипалатинского региона, Арала, северного Прибалхашья, разработке планов, проектови программ на региональном и местном уровне. В апреле 1999 года в г. Темиртау Карагандинскойобласти состоялась встреча рабочей группы Экофорума НПО Республики Казахстан с цельюусиления роли и возможности экологических НПО в решении проблем охраны окружающейсреды в Казахстане. На Экофоруме разработан план действий НПО на национальном уровне,а также принято обращение к международному сообществу, открытое письмо к средстваммассовой информации, протокол намерений по подготовке и проведению параллельнойсессии НПО на встрече Министров “Окружающая среда для Европы” и другие документы.
В свете Орхусской конвенции информирование населения по вопросам окружающейсреды призвано сыграть важную роль в экологическом образовании населения. В условияхперехода Республики Казахстан на модель устойчивого развития экологическое образованиеи воспитание приобретают приоритетное значение. Эти проблемы занимают главное местов долгосрочной программе развития Республики Казахстан — “Стратегия 2030”. В программеэкологического образования Республики Казахстан указано, что “решение глобальныхпроблем возможно лишь при всеобщей реализации непрерывного экологического образованияи воспитания. Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводитьи совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех егоэтапах и уровнях. Кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастутпоколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленной “экологизации”, ине оставляет времени на длительные эксперименты. Только экологическое образование,поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современногочеловека — гражданина ХХI века, способного к всесторонней деятельности в условияхнапряженной социально-экологической действительности”.
Деятельность многих экологических НПО направлена на экологическое образованиенаселения. Наряду с экологическим образованием и другими направлениями деятельностиНПО, следует уделить внимание таким жизненно- важным аспектам, как разработка иреализация программ и планов действий на местном уровне, включая остро стоящую проблемукачества питьевой воды, участия в планировании размещения промышленных объектови автозаправок в жилых кварталах, сохранению биоразнообразия и лесных массивов,озеленению городов и других населенных пунктов.
В тексте Орхусской конвенции сказано: ”Мы признаем и поддерживаем критическуюроль, которую играют в обществе экологические НПО, в качестве важного канала дляформулирования мнения экологически обеспокоенной общественности. Вовлеченная, критическинастроенная и осведомленная общественность является существенно важным элементомздоровой демократии. Предоставляя отдельным гражданам и экологическим НПО возможностьиграть активную роль в разработке природоохранной политики и в повышении информированностиобщественности, Орхусская Конвенция будет способствовать росту экологической ответственностиграждан и позволит всем членам общества выполнить свой долг, как индивидуально,так и в союзе с другими, по защите и улучшению среды обитания на благо нынешнегои будущих поколений”.
Заключение
Необходимы значительные усилия, чтобы прийти к новому качеству жизни,безопасному для человека, и уверенно думать о будущем наших детей и сохранении природнойсреды. В условиях экономической нестабильности, реорганизации управленческих структур,необходимы крупные инвестиции для решения насущных экологических проблем, особенноважных на первоначальном этапе реализации экологической стратегии. Таких средствв Казахстане сейчас недостаточно, поэтому для реализации экологической стратегиинужна финансовая и техническая поддержка стран и организаций-доноров на первом этапеработы. Национальный План действий по охране окружающей среды предусматривает, чточерез некоторое время Казахстан сумеет создать механизмы, которые позволят поддерживатьэкологическую программу за счет собственных ресурсов.
Ядерная эпоха планеты подходит к концу. Казахстан, страна, о котороймногие развитые страны толком узнали только после развала Союза, играл в этом Союзероль большого ядерного полигона. Семипалатинск — был лишь одним из таких полигонов
Пришли другие времена. Казахстан стал абсолютно самостоятельным. Имы будем бороться за нашу здоровую экологическую обстановку.
Список литературы
1 Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративнаяантропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с.
2 Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека: Избранные лекции.— М.: Экоцентр, 1994. — 225 с.
3 Маркович Д. Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1991. — 176с.
4 Одум Ю. Основы экологии. — М.: Мир, 1975. — 740 с.
5 Прохоров Б. Б. Экология человека: Социально-демографические аспекты/ Отв. ред. А. Г. Вишневский. — М.: Наука, 1991. — 122 с.
6 Калиев С. Воздействие ГМК на окружающую среду // Промышленность Казахстана.– 2002. — № 12. – С.12-14.
7 Правила охраны поверхностных вод РК РНД 1.01.03-94 – Алма-Ата, 1994.25 с.
8 Состояния окружающей среды Восточно-Казахстанской области. 2001год// Экология Восточного Казахстана: проблемы и решения: Усть-Каменогорск: Изд-воВКГУ, 2002. с. 4-28.
9 «Техника-Молодёжи» № 5 1994 г.
10 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.Под редакцией Супруновича Б.П. Москва 1990 г.