Реферат: Экологическийкризис и его роль в политике развивающихся стран
Мучительно преодолевая инерцию мышления и поведения,человечество начинает осознавать необходимость поиска новых формвзаимоотношений с природой в рамках устойчивого развития. Последнеепредполагает, что страны мира должны стремиться удовлетворять потребностинынешнего поколения, не ущемляя будущих поколений, на основе социальноориентированного экономического развития наряду с заботой о сохраненииокружающей среды и защитой ее ресурсной базы. Тем не менее способность мировогосообщества упредить наступление экологической катастрофы, признаки которой вряде случаев проявляются с очевидностью, вызывает сомнение. Теоретическиобоснованная стратегия устойчивого развития может оказаться еще одной неудачнойпопыткой трансформировать мир, если в ее реализации не будут заинтересованы всежители планеты. Ведь этап стихийной адаптации человечества к экологическойвызовам завершился. Будущее планеты зависит от того, насколько интересыобеспечения экологической безопасности найдут отражение в реализуемой ужесегодня стратегии развития.
Ухудшение экологической ситуации как результат обострениявзаимоотношений между обществом и окружающей средой в процессе хозяйственнойдеятельности человека – явление, сопутствующее развитию человеческого обществана протяжении длительного исторического периода. Сегодняшняя ситуацияотличается тем, что экологические проблемы приняли глобальный характер, что идает основание говорить о возникновении планетарного экологического кризиса иего генетической связи с развитием техногенной цивилизации и ее нынешнимадептом – постиндустриальным обществом. Хотя, безусловно, с большей долейвероятности можно говорить об экологическом кризисе применительно к кризисуиндустриального мира.
Обострение экологических проблем стало закономернымрезультатом развития индустриального общества с присущими ему ценностнымиориентациями, идеями и установками, которые, по мнению социологов, определяютсодержание «доминантнойсоциальной парадигмы» (ДСП), направляющей развитие общества на каждом историческом отрезкевремени1.Следуя своей ДСП, индустриальное общество из «общества всеобщего благоденствия» трансформировалось в «общество всеобщего риска», не способное контролировать распространение порожденныхим экологических и техногенных рисков как на индивидуальном, так и на общественномуровне2.Дальнейшее существование такого общества с его ориентацией на непрерывноенаращивание материальных благ в ущерб природе стало источником постояннойэкономической, социальной и экологической угрозы. А само наращиваниематериальных благ стало уже наталкиваться в ряде случаев на ограниченностьбиоресурсов планеты.
Но парадоксальность современнойситуации заключается в том, что развитые индустриальные страны, которые и несутосновную ответственность за появление и разрастание глобального экологическогокризиса, не в состоянии ограничить пространственные границы егораспространения. Глобальный экологический кризис предстает как результатсовокупного антропогенного воздействия всех государств и народов мира наприроду и сводить причины его появления лишь к развитию одной, пусть дажеэкономически доминирующей части планеты, было бы неверно. Тем более, что центрэкологической напряженности перемещается в развивающийся мир, который даже сучетом таких параметров как динамика экономического развития и численностьнаселения будет определять развитие глобальной экологической ситуации вближайшей, а тем более отдаленной перспективе. 90% прироста мирового населенияпадает на развивающиеся страны. Если в настоящее время на их долю приходитсявсего 35% мирового энергопотребления, то к 2025 г. – 60%. В то время какежегодный прирост ВНП в странах, входящих в Организацию экономическогосотрудничества и развития, прогнозируется в пределах 2–3% в течение 2001–2010 гг.,то для развивающихся стран Азии – 5–6%3.
Именно углубление экологического кризиса в странах третьего мира, ставшеерезультатом осуществления программ форсированной экономической модернизации,ориентированных на западную модель экономического роста, и побудило мировоесообщество искать пути решения проблемы в рамках концепции устойчивогоразвития. Развивающиеся страны при проведении своей политики индустриализациине только переняли позитивный опыт западных стран в решении экономическихпроблем, но и повторили допущенные ими экологические просчеты, которыеприумножились в странах третьего мира в силу их исходной экономическойотсталости и большой численности населения.
Обострение экологической ситуации в развивающихся странах так или иначесвязано с их вступлением в эпоху индустриального развития. Связь в системе «общество – окружающая среда» приобретаетчрезвычайно сложный характер и отличается многообразием форм проявления,отражая наличие существенных различий в уровне развития стран «третьего мира», противоречивость инеоднозначность происходящих там социально–экономических и политическихпреобразований, что дополняется и усугубляется воздействием демографическогофактора на процессы развития и модель потребления.
Характер использования природных ресурсов сложился вусловиях, когда развивающиеся страны, вставшие на путь экономическоймодернизации и предпринимавшие первые попытки преодолеть экономическую отсталость,имели крайне слабую материально–техническую базу развития. Единственнымиресурсами, которыми они обладали, кроме дешевой рабочей силы, были природные.Их освоение и интенсивное использование и обеспечило основу экономическогоразвития. Последствия же этого проявляются в истощении природных ресурсов,подрыве устойчивости экосистем, нарушении водного баланса, деградации почв,сокращении биологического разнообразия, обезлесение.
Продвижение развивающихся стран по пути экономическоймодернизации сопровождается увеличением доли «грязных», энерго– и ресурсоемких отраслей в производственнойструктуре. Загрязнение окружающей среды в странах АТР растет со скоростью,превышающей в два раза темпы роста их экономического производства4.0 масштабах экологической деградации зачастую можно судить лишь по показателямразвития индустриального сектора экономики, воздействие которого наэкологическую ситуацию определяется не только объемом и структурой промышленногопроизводства, но и его пространственным размещением. Например, в Индонезиипромышленное производство локализуется в пределах лишь 10% территории страны.Сходные процессы обнаруживаются и в Арабском мире.
Концентрация промышленных объектов, жилых построек,транспортных средств в сочетании с предельно высокой плотностью населенияповышает степень экологического риска, связанного с ростом городских, и преждевсего столичных районов. Если в 1990 г. большинство населения развивающегосямира проживало в сельской местности, то к 2030 г. ситуация изменится:численность городского населения в два раза превысит сельское. С учетомдинамики роста населения было бы логично объяснить ухудшение экологическойситуации в городах демографическими процессами. Не отрицая значениядемографического фактора для дестабилизации экологических процессов, следует,однако, учитывать, что негативный характер его воздействия на окружающую средупроявился и обострился в период осуществления стратегии форсированнойэкономической модернизации. Крупные города и, прежде всего, столичные обязанысвоим ростом программам промышленного развития, в ходе которых они и обрелисвой статус торгово–промышленных и финансовых центров и стали местом притяжениядля переселенцев из других районов страны.
Стратегия ускоренного экономического развития во многихразвивающихся странах усиливает дестабилизационные процессы в природе,поскольку не сопровождается плавной интеграцией всего населения в новыесоциально–экономические отношения, обостряет социальное неравенство испособствует, таким образом, росту числа беднейших слоев населения в глобальноммасштабе. Углубление кризиса во взаимоотношениях между обществом и природойпроисходит на стадии «разлома»общества, в результате его ускоренной трансформации. Это переходное состояниеобщества вызывает эффект его двойного давления на окружающую среду. Природастановится объектом интенсивной эксплуатации со стороны государства и новых хозяйственныхструктур, для которых использование природных ресурсов является наиболее легкими доступным источником роста доходов, и со стороны нищего населения, котороесвоей массовой примитивной хозяйственной деятельностью вызывает их истощение.При сохранении устойчивых темпов роста числа беднейших слоев, особенно всельских районах, есть все основания полагать, что разрушительные процессы вприроде будут нарастать. Процесс урбанизации, хотя и способствует частичномуослаблению экологической напряженности в сельской местности, однако, с другойстороны, обостряет проблему в городах, создавая в них свою зону отсталости, чтов общенациональном масштабе вызывает усиление воздействия фактора бедности наокружающую среду.
Ухудшениесостояния окружающей среды в большинстве развивающихся стран в условияхпроявившегося в 80–х годах спада экономического производства стало результатомтесной взаимосвязи между бедностью, увеличением численности населения иэкологической деградацией. Демографический рост при низком уровнеэкономического развития, не способного удовлетворить даже базовые потребностинаселения, вызывает ухудшение экологической ситуации, как проявляющийсярезультат чрезмерной эксплуатации природных ресурсов. При этом, например,экологические последствия индустриализации стран третьего мира выходят за рамкиих национальных границ прежде всего вследствие усиления воздействиядемографического фактора на характер потребления природных ресурсов, котороеинтенсифицируется в условиях их слаборазвитости и приобретают нередко большеезначение, чем экологические последствия, обусловленные технологическимифакторами, характерными для развитого мира.
Последние исследования в области глобальной экологиипоказали, что разрастание экологического кризиса в развивающихся странахследует относить в первую очередь за счет тактических ошибок, допущенныхправительствами этих стран при проведении программ экономической модернизации,что и усугубило воздействие демографического фактора на природную среду.
Несмотря на существование непосредственнойсвязи между отсталостью материально–технической базы развития и разрастаниемдеградационных процессов в природе, основную причину последних следует искатьвсе же в другом – в приоритетной установке на экономический рост. На том этапеэкономического развития, на котором находились развивающиеся страны припереходе к модели индустриального развития, потребности экологической защитыпротиворечили интересам экономического роста. Наоборот, игнорированиеэкологических интересов имело явные экономические преимущества, создаваяусловия для привлечения инвестиций, и прежде всего иностранного капитала, наразвитие экологически опасных «грязных» производств. Например, доля «грязных» предприятий в экономике Таиланда за период с 1987 г. по1989 г. возросла с 25% до 55%, что связано с преимущественным развитиемобрабатывающей промышленности и привлечением в эту отрасль частного капитала.
Осознание развивающимися странами необходимости охраны окружающей средыпришло тогда, когда кризис зашел уже довольно далеко. К середине 80–х – началу90–х годов относится создание в большинстве развивающихся странинституциональной и правовой основы экологической деятельности. Но это негарантирует от экологических рисков, провоцируемых неконтролируемым развитиеминдустриальной экономики и ростом численности населения, что повышает опасностьих интернационализации. В этом процессе ведущая роль принадлежит энергоресурсам.
Ускоренное экономическое развитие многих развивающихся стран, и в первуюочередь Индии и Китая, сопровождается ростом их энергопотребностей, удвоениекоторых происходит каждые 12 лет, превышая общемировые показатели в два раза.(За период с 1965 г. по 1989 г. ежегодный рост энергопотребления в странах снизким уровнем дохода составлял 264%, со средним – 187, с высоким – 123%).Такое бурное (социально–экономически детерминированное) развитиеэнергетического сектора в развивающихся странах вызывает вполне обоснованнуютревогу за будущее климата на планете. За период с 1990 г. по 1995 г. выбросыдвуокиси углерода в развивающихся странах выросли на 21,3% по сравнению с 3,8%в странах ОЭСР5. В отсутствие адекватных мер по ограничениюпроизводства парниковых газов в развивающихся странах, доля которых вобщемировом объеме выбросов этих газов должна возрастет с 20–25% в 1990 г. до50% в начале следующего столетия, односторонние действия по обеспечениюглобальной экологической безопасности, предпринимаемые постиндустриальныммиром, теряют всякий смысл. Согласно прогнозам, к 2030 г. развивающиеся страныбудут загрязнять атмосферу больше, чем Япония, Западная Европа и США, вместевзятые.
Но если факт истощения энергоресурсов планеты в обозримомбудущем, пока не подтверждается, то иная перспектива ожидает водные и почвенныересурсы планеты. При оценке перспектив устойчивого развития в большинстве странмира исходят из приоритетной важности решения проблемы водообеспечения,обострение которой может свести на нет все попытки достичь экономического исоциального прогресса в 88 странах мира, на долю которых приходится 40%населения планеты. Ситуация может заметно усугубиться в случае потепленияклимата, что повлечет за собой обострение соперничества за доступ кограниченным источникам пресной воды. Водный кризис, хотя и не приобрелобщемирового характера, ограничиваясь пределами отдельных районов, тем не менееможет заметно повлиять на глобальную безопасность. О его возможных последствияхможно судить хотя бы по развитию ситуации на Ближнем Востоке, который, судя потому, что лишь пять из девятнадцати стран региона будут обеспечены водой кначалу следующего столетия, превращается в зону постоянного не толькоэкономического, но и политического риска.
Просчитываются и связанные с ростом населения, улучшениемего материального положения и ухудшением экологической обстановки перспективыобострения продовольственной ситуации в мире. Поддержание и в будущем высокихтемпов прироста производства продовольственной продукции, достигнутых, восновном, за счет интенсификации сельскохозяйственного развития в странахтретьего мира, – весьма проблематично. И одно из объяснений тому – деградацияпочвенного покрова. По данным ООН, к 2000 г. из сельскохозяйственного оборотавыпадет 18% земель, если не будут приняты срочные меры по предотвращению такогоявления, как эрозия почв. В то время как потребность в сельскохозяйственнойпродукции возрастает, темпы ее прироста снижаются, в том числе и за счетупомянутого явления.
Последствием увеличения спроса на продовольствие в одномтолько Китае (в результате быстрого прироста населения и повышения его доходов)при нереальности его удовлетворения за счет внутренних резервов ростасельскохозяйственного производства может стать предпосылкой кризиса мировойполитической и экономической системы. При этом в число первых «жертв» возросшего спроса Китая на продовольствие попадают страны развивающегосямира, в которых тенденция к росту зависимости от импорта продовольствиянабирает силу. По прогнозам института Всемирного наблюдения, импорт зернаЕгиптом за период с 1990 по 2030 гг. возрастет с 8 до 21 млн. тонн, апотребности стран Тропической Африки возрастут в 10 раз и достигнут 250 млн.тонн к 2030 г. 6
Экологический кризис в развивающихся странах в условиях ускорения темповглобализации экономических и политических процессов превращается в факторобщемирового экологического и экономического риска. С учетом динамикипроисходящих в развивающихся странах экономических и демографических процессовперспективы истощения биоресурсного потенциала планеты выглядят вполнереальными. Увеличение антропогенного воздействия на биосферу может превыситьдопустимые пределы ее устойчивости и привести к необратимым изменениям.
Разрешение этой кризисной ситуации видится в создании основы будущейэкологической модернизации развивающихся стран, условием обеспечения которойявляется укрепление правовой и институциональной системы экологическогорегулирования, развитие энерго– и ресурсоемкой модели производства,распространение экологического образования и просвещения. Одним словом,средства достижения устойчивого развития – общие для развитых и развивающихсястран. Отличие лишь в том, что если у постиндустриального общества переход кэкологической модернизации подготовлен предыдущим этапом развития и обеспечен(хотя бы частично) соответствующей технической базой, то совершенно иначеобстоит дело в развивающемся мире, который не имел возможности накопить факторыперехода к этапу соблюдения экологических требований.
На примере развивающихся стран можно проследить процесс формирования вобществе идеи экологической безопасности. Осознание ее необходимости, аглавное, способность государства ее реализовать, как правило, проявляется наопределенной стадии развития – в период стабилизации и роста экономическогопроизводства, модернизации социально–политических отношений. Но большинствостран третьего мира находится на том этапе развития индустриального общества,когда экологические потребности не могут быть осознаны как приоритетные дляобеспечения личной, групповой и национальной безопасности в силу складывающейсяв зависимости от уровня развития каждой страны иерархии потребностей. Сегодняже речь идет о том, чтобы побудить развивающиеся страны, независимо от уровняих экономического благосостояния, при формировании своих стратегий развития иих практической реализации руководствоваться интересами экологическойбезопасности.
Что же может повлиять на экологизацию процесса принятиярешений в развивающихся странах? Изменение отношения развивающегося общества кпроблеме экологической безопасности происходит через осознание ее экономическойцелесообразности – первоначально лишь со стороны государства, затем и состороны предпринимательских кругов. В оценке перспектив устойчивого развития иобеспечения интересов национальной безопасности они исходят из отрицательноговоздействия экологического фактора на темпы экономического роста. Осуществлениеже традиционной модели экономического роста чревато не только ухудшениемэкологической ситуации, но и не гарантирует устойчивости экономической системы,ограничивая ресурсную базу экономического роста (как природную, так и людскую.)Соответственно, возрастают и экономические затраты на восстановление этихресурсов. Реальные результаты экономического прогресса обесцениваютсядеградацией окружающей среды. Специалисты Института мировых ресурсовподсчитали, например, что, хотя ВВП Индонезии увеличивался в период 1970–1988 гг.на 7% в год, реальный уровень роста составил не более 4%, если учестьобесценивание природного капитала7.
Уже сейчас нехватка природных ресурсов становитсяограничителем экономического развития отдельных отраслей и отдельных районовразвивающегося мира. Из–за недостатка воды Китай, например, недополучаетпромышленной продукции на десятки миллиардов юаней ежегодно и не добираетежегодно 50 млн. т. зерна. По оценкам МБРР, цена загрязнения атмосферы и воды встране составляет 10% ВНП – наивысший показатель в Азии.
Ситуация усугубляется тем, что расходы на преодолениеэкологических последствий форсированной экономической модернизации ивосстановление разрушенной природной среды, как правило, превышают возможностидаже тех стран, которые демонстрируют высокие темпы экономического роста.Оценки эффективности природоохранных мер подтверждают, что гораздо дешевлеосуществлять предупреждающие действия, чем в дальнейшем преодолеватьпоследствия экологической деградации. Эксперты ВОЗ подсчитали, что использованиев производстве систем контроля за выбросами еще на первых этапахиндустриализации в новых индустриальных странах сократило бы их последующиезатраты в экологической сфере в 15–20 раз8. Оценки такого рода, которыеранее не учитывались при составлении экономических планов, могут ускоритьпроцесс «экологизации» общественного сознания и повлиять на принятие решений винтересах устойчивого развития.
Достижение устойчивого развития предполагает укреплениероли государства как политического института, определяющего выбор направленияразвития и обеспечивающего продвижение общества к экологической модернизации вусловиях, когда экологический интерес не стал доминировать в общественномнастроении и тем более определять производственную деятельность. Экологическихпотерь экономической модернизации в развивающихся странах можно было если неизбежать, то, по крайней мере, минимизировать, будь государство болеецеленаправленным и последовательным в реализации экологической политики,увязывая ее с экономическими и социальными реформами. Осознание государствомдопущенных ранее ошибок при проведении социальной, фискальной, ценовой,аграрной, инвестиционной политики, значительно увеличивших масштаб экологическихзатрат, дает основание надеяться на появление предпосылок для их преодоления впроцессе перехода к экологически ориентированному развитию.
Разрастание экологического кризиса в развивающихся странахсвязано и с тем, что экономические реформы осуществлялись в ограниченномрыночном пространстве. Но и в рамках его не могли быть полностью задействованывсе механизмы рыночной экономики для защиты окружающей среды. Например, вомногих странах за государством сохраняются ключевые позиции в ряде отраслей экономики,преимущественно связанных с экологически грязным производством. В рыночнойэкономике такие предприятия, получая финансовую поддержку от государства,оказываются в привилегированном положении по сравнению с частными структурами,что ограничивает возможность применения экономических рычагов длястимулирования их природоохранной деятельности. Но и частные предприятия нестремятся к соблюдению экологической безопасности.
Комплекс экологических задач, стоящих перед государством,начиная от ресурсосбережения в производстве, развития экологическойинфраструктуры, улучшения работы транспортной и коммунальной системы и кончаяучастием в международных экологических соглашениях, может быть реализован,только если будут объединены его усилия с частным бизнесом. Незаинтересованностьпоследнего в увеличении затрат на охрану окружающей среды проявляется впассивном или открытом сопротивлении любым попыткам введения государством болеежесткого экологического регулирования. В результате этого прослеживаетсянепосредственная связь между развитием рыночных отношений в обществе исозданием реальных возможностей для привлечения предпринимательства кприродоохранной деятельности. Это частично могло бы обеспечиваться за счетвведения системы экономического стимулирования природоохранной деятельности. Входе ее реализации могли бы создаваться условия для сближения экологическихинтересов государства и частных структур. Но механизмы экономическогостимулирования природоохранной деятельности могут быть задействованы во всейполноте лишь при определенных условиях: защищенности прав собственности, в томчисле и на природные ресурсы, свободной конкуренции, разгосударствленииэкономики, высокой степени дифференциации в технологическом оснащениипредприятий. Поэтому необходимыми предпосылками рациональногоприродопользования является развитие свободного рынка, прекращение практикисубсидирования отдельных производств и отраслей экономики, проведение политикиприватизации, изменение характера ценообразования. Другими словами, созданию технико–экономическойбазы экологической модернизации должны сопутствовать реформы в экономической исоциальной сферах.
Значение фактора материальной заинтересованностипредпринимателей в проведении природоохранной деятельности повышается по меретого, как происходит подъем жизненного уровня населения. Возросшие требования,которые население предъявляет к условиям жизни, качеству товаров, состояниюокружающей среды заставляют производителей учитывать экологические потребности.Но реальный интерес к рациональному природопользованию в развивающихся странахможет пробудиться только тогда, когда экологические потребности станутвосприниматься во взаимосвязи с интересами конкурентоспособности страны.
Степень заинтересованности стран третьего мира вобеспечении глобальной экологической безопасности определяется уровнем ихинтеграции в мировую хозяйственную систему. На данном этапе реализацииэкологической политики ее наиболее активным субъектом может выступать мировойрынок, который напрямую или через механизм осознания общественной необходимостиспособен воздействовать на формирование нового экологического курса, пробуждатьинтерес к участию в решении глобальных экологических проблем. С возрастаниемзначения экологического фактора в международных отношениях экологическиедействия на национальном уровне имеют шанс получить дополнительный стимул кразвитию. Однако воздействие глобализации экономической деятельности наразвивающиеся страны неравномерно. Многие из них (в первую очередь, наименееразвитые страны) нуждаются в дополнительной поддержке со стороны промышленноразвитых государств в осуществлении собственной экологической политики нанациональном уровне, что является важнейшим фактором обеспечения глобальнойэкологической безопасности, как одной их конечных целей устойчивого развития.
Список источников и литературы
экологический проблема природный ресурс
1 А.И.Халий. Трансформация доминирующих социальныхпарадигм. /Билль о правах человека и природы. М., 1997, с. 107.
2 U. Beck. Risk society toward a new modernity. L., 1992.
3 Oil & Gas. 1996, Dec. 9,p.32.: Far Eastern EconomicReview, 1997, 25 September, p. 124.
4 The Free China Journal, 1998, January 23.
5 Oil & Gas, 1997, Dec. 15, p. 18.
6 World Watch. Washington, September/October, 1994, p. 18.
7 Environment, Employment and Development. Ed. by A.Bhalla, Geneva, 1992. P. 1.
8 Business in the Contemporary World. Berlin, Autumn 1992,p. 152.