Экологический паспорт школы: назначение, методика составления

СмоленскийГосударственный Университет
Контрольнаяработа по методике преподавания экологии
На тему:
«Экологическийпаспорт школы: назначение, методика составления».
Студентки 4 курсазаочного отделения экология
Базановой АнастасииАлександровны
Преподаватель: ЧистяковаТатьяна Николаевна.

Смоленск 2010

План
1Что такое экологический паспорт школы
2Назначение, методика составления паспорта школы
3Пример паспорта школы Верхнеднепровской СОШ №1

Теоретическаячасть
Основная цельработы — создать систему школьного мониторинга и оценить экологическуюкомфортность пришкольного участка и школьного здания для проведения учебныхзанятий. Для достижения этой цели нами была разработана структураэкологического паспорта школы, выявлены основные направления работы. Составлениеэкологического паспорта школы позволило нам обобщить уже имеющиеся данныеэкспериментов по экологической оценке школы и пришкольной территории исоставить план дальнейшей работы.
Организм человекаприспособлен к определённому качеству физических, химических и биологическихфакторов окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях,значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, могут произойтинарушения, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью. Каждый из нас имеетправо знать обо всех экологических изменениях, происходящих в окружающей среде.
В настоящее времявопросам экологии во всем мире придается большое значение. Создаютсямеждународная научно-образовательная программа, единая государственная системаэкологического мониторинга (ЕГСЭМ). Но не у всех сформировано правильноеэкологическое сознание и экологическое поведение. Человеческое общество можетжить и развиваться только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимознать законы природы и её реакцию на вмешательство человека.
Гипотеза:
1. Разработка экологическогопаспорта школы, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшитьэкологическую ситуацию в школе.
2. Привлечение большогочисла учащихся к работе над данным проектом сформирует более правильноеотношение к индивидуальному и общественному здоровью, к экологическомусостоянию окружающей среды.
Метод проведенияисследования.
Поставленные задачи решалисьпутем постепенного привлечения учащихся к работе. В школе уже сформировалосьнекое общество, которое изучает вопросы, связанные с экологической обстановкой,разрабатывает методы и пути решения проблем, составляет рекомендации и т.д.Например, в работе над пришкольным участком основную функцию выполнял 6 класс,физкультпаузы в начальной школе проводили учащиеся 7-8 классов, озеленением школы,уходом за растениями и аквариумами занимаются учащиеся начальной школы.
План выполненияисследования.
Для проведенияисследований выделен следующий ряд последовательных этапов:
1. Подготовительный- изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выборметодики исследований.
2. Экспериментальный- проведение опытов и наблюдений.
3. Камеральный- обработка полученных данных эксперимента.
4. Аналитический- выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.
5. Информационно-практический- ознакомление администрации, заинтересованных органов власти, экологическихслужб с полученными результатами. Подготовка докладов на конференции ипредставление творческой работы на конкурс.
Экологический паспортсодержит:
1. Титульныйлист
2. Сведенияо разработчике экологического паспорта
3. Содержание
4. Общиесведения о природопользователе
5. Экологическо-экономическиепоказатели
6. Сведенияо выпуске продукции
7. Краткуюхарактеристику производств
8. Сведенияо потребителе электроносителей
9. Экологическиепроизводственные показатели
10. Сведенияо землепользовании
11. Сведенияо разрешении на природопользовании и природоохранную деятельность
12. Планприродоохраняемых предприятий
13. Списокиспользованных источников информации
Для документального описанияЭколого-экономических объектов природоохранной деятельности территории,территорию производственных комплексов и хозяйственных объектов служитэкологическая аттестация и паспортизация.
Экологический паспортразрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающуюсреду и анализа вклада различных производственных процессов в общуюприродоемкость.
Экологический паспортдает возможность осуществления экологическую аттестацию того или иногохозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельнодопустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.
Впервые термин«экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002году. Разработка экологического паспорта природопользователе началась в Россиис 1991 года после принятия ГОСТ 17.0.0.04.-90 «Экологический паспортпромышленного предприятия. Основные положения». В 1995 года был разработан вкачестве рекомендатального документа экологический паспорт сельско-хозяйственногопредприятия. В 2000 году взамен него был принят ГОСТ 17.00.06.-2000«Экологический паспорт природопользователя. Основные положения»
Экологический паспортшколы»
МОУ ВерхнеднепровскаяСОШ №1 215750 ул. Советская д. 1 п. Верхнеднепровский Дорогобужского районаСмоленской области.
Организм человекаприспособлен к определённому качеству физических, химических и биологическихфакторов окружающей среды. В настоящее время важно научиться оцениватьсостояние окружающей среды ближайшего природного окружения – класса, двора,улицы, пришкольного участка, вносить свой практический вклад в сохранение иулучшение богатств и красоты природы. Поэтому в рамках нашей школы мы решилипровести экологическое исследование школы и составить экологический паспорт школы.
Цель нашей работы — составление экологического паспорта школы путем обобщения данные, полученныхпри выполнении ряда экспериментов по экологической оценке школы, ее помещений ипришкольной территории.
Задачи:
1. составитьхарактеристика экологического состояния территории населенного пункта (уровеньзагрязнения воздуха, водных объектов, потребляемых продуктов питания);
2. определитьконкретные условия расположения школы: характеристика микрорайона, в которомнаходится школа (центр с напряженным автомобильным движением; коттеджнаязастройка и т.п.);
3. определитьзапыленность, полезную площадь и объём некоторых классных помещений.
Методика исследования.
1.Исследование воздухана содержание твердых примесей (пыли) используя липкую ленту
2. Исследование загрязнениявоздуха транспортом
3.Выявлениесоответствия площади и объема помещения санитарно-гигиеническим нормам.
4.Проверка соответствияуровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам.
Школа находится впоселке Верхнеднепровский. Посёлок Верхнеднепровский расположен в верхнемтечении Днепра на правом его берегу, в 12 км. к северо-западу от г. Дорогобуж.Школа расположена в центре поселка, на правом берегу реки. Через поселокпроходит дорога, соединяющая автодороги М1 «Беларусь» и Р134 «Старая Смоленскаядорога», с оживленным движением автотранспорта. На территории посёлка находитсяпромышленное предприятия: завод минеральных удобрений, Дорогобужская ТЭЦ, заводкотельного машиностроения «Дорогобужкотломаш», завод кровельных игидроизоляционных механизмов, которое значительно загрязняет воздух и реку-Днепр. Загрязнение воздуха в поселке происходит главным образомавтотранспортом и заводом сложных минеральных удобрений. Исследованиезагрязнения воздуха автотранспортом и ЗАУ проводилось у школы по улице Комсомольская.О воздействие транспорта на окружающую среду в нашем поселке можно также судитьпо состоянию снега на обочинах дорог – на снегу оседает много сажи.
— Вокруг школы естьпришкольный участок, который используется для выращивания деревьев, кустарников,декоративных растений и создает своеобразный микроклимат на пришкольнойтерритории. Весной, летом и осенью вокруг школы много цветов. На это обращаютвнимание многие местные жители.
 – Установили степеньзагрязнения бытовыми отходами территории нашего поселка. Наблюдается улучшениев уборке мусора. В поселке появились контейнеры для мусора, специальная машинапо вывозке мусора и специальная служба в местном поселении.
Для окончательногоразрешения «мусорной» проблемы надо начать сортировать мусор, установить урнына автобусных остановках, возле магазинов и повышать экологическую культуру внашем окружении.
— Составилиэкологический паспорт трех кабинетов школы путем обобщения данных, полученныхпри выполнении ряда экспериментов по экологической оценке помещений — определили запыленность, полезную площадь и объём некоторых классных помещений,уровень вентиляции на примере одного классного помещения.
— Кабинеты нашей школы,рекреации, соответствует санитарно-гигиеническим нормативам по обследуемымпараметрам. В школе чисто, уютно и светло. Постоянно проводится влажная уборкапомещений.
Эта работа носитприкладной характер и требует хороших теоретических знаний и может принестиреальную пользу. Работа по составлению экологического паспорта длительная икропотливая. К этой работе привлечены старшеклассники, которые углубленнозанимаются естественнонаучными дисциплинами, что является для них хорошейшколой применения теоретических знаний. Работа будет продолжаться. С ней ужеознакомлены родители на родительском собрании школы.