Экологическое право (Контрольная)

Вариант 3.
          При проверке деятельности акционерногообщества “Тракторный завод” органами охраны окружающей среды было установлено,что данное общество систематически осуществляет сброс сточных вод в водоем.Проверка показала, что содержание загрязняющих веществ в сточных водахпревышает установленные нормативы ПДС (предельно допустимых выбросов исбросов). По данному факту на директора акционерного общества был наложен штрафи предъявлен иск в суд о возмещении ущерба в связи с загрязнением водоема.Директор акционерного общества от уплаты штрафа отказался, мотивируя это тем,что он регулярно и в соответствии с установленными тарифами вносил платежи зазагрязнение.
Вопросы:
1.     Является ли отказ директораакционерного общества от уплаты штрафа обоснованным?
2.     Каков порядок платы зазагрязнение окружающей среды?
3.     Является ли обоснованным искорганов охраны окружающей среды о возмещении ущерба, и какие меры ответственностимогут применяться в данном случае.
Решение.
1. Акционерноеобщество «Тракторный завод» осуществляло сброс сточных вод в водоем,содержащих загрязняющие вещества, что разрешено на основании ст. 45, п. 3,закона «Об охране окружающей природной среды», при условии наличияразрешения и при условии, что концентрация вредных веществ в сточных водах небудет превышать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов. Приосуществлении такого рода деятельности должна взиматься плата за загрязнение наоснове ст. 20, п. 3, закона «Об охране окружающей природной среды», ив данном случае плата за пользование водным объектом, что тоже устанавливаетст. 20, п. 1,2, закона «Об охране окружающей природной среды».
          Мотивация отказа от штрафа, тем, что предприятие постоянновносило платежи за загрязнение в соответствии с установленными тарифами, неправильна, т. к. предприятие вносило платежи за пользование водным объектом иза сброс сточных вод в водоем содержащих загрязняющие вещества, не превышающихустановленных нормативов. За превышение установленных предельно допустимыхвыбросов и сбросов ст. 81 и 84, закона «Об охране окружающей природнойсреды» предусмотрена административная ответственность. В соответствии сост. 84, закона «Об охране окружающей природной среды» на акционерноеобщество налагается штраф, в административном порядке. Как записано в п. 2 этойже статьи размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф идля предприятий и учреждений он составляет от 50 до 500 руб.
          Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанностивозмещения причиненного вреда.
          Итак, отказ от уплаты штрафа директора акционерногообщества не является обоснованным.
          2. Плата за загрязнение окружающей природной среды — этоформа частичного возмещения экономического ущерба, возникающего приосуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и инойдеятельности в пределах установленных нормативов негативного воздействия накачество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно непривело к значительным экологическим последствиям, требующим специальногорасследования, оценки, немедленной ликвидации и добровольного либо по решениюсуда возмещения вреда окружающей среде в полном объеме.
          Порядок платы за загрязнениеокружающий природной среды определен в постановлении правительства от 28. 08.92, № 632 «ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ И ЕЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗАЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ, ДРУГИЕ ВИДЫВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ». Постановление предусматривает взимание платы заследующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
· выброс в атмосферу загрязняющих веществ отстационарных и передвижных источников;
· сброс загрязняющих веществ в поверхностные иподземные водные объекты;
· размещение отходов;
· другие виды вредного воздействия (шум, вибрация,электромагнитные и радиационные воздействия).
          Устанавливается два вида базовыхнормативов платы:
а)за выбросы,  сбросы загрязняющихвеществ,  размещение отходов, другие видывредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды  вредного  воздействия в пределах установленных лимитов
(временносогласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются  покаждому  ингредиенту загрязняющеговещества (отхода),  виду вредноговоздействия  с учетом степени  опасности их  для  окружающей природной  среды  и здоровья населения.
Для  отдельных   регионов   и  бассейнов   рек устанавливаются
коэффициентык  базовым нормативам  платы, учитывающие  экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально- культурных объектов.
          Дифференцированныеставки  платы определяются  умножением базовых  нормативов платы на коэффициенты, учитывающиеэкологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей природной среды вразмерах, не превышающих установленные природопользователю  предельнодопустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем  умножения
соответствующихставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата  зазагрязнение  окружающей природной  среды в пределах установленных  лимитов  определяется путем умножения соответствующих ставок платы  на  разницу между  лимитными  и предельно допустимыми выбросами,  сбросами  загрязняющих   веществ,  объемами  размещения отходов,  уровнями  вредного воздействия  и  суммирования полученных произведений по видамзагрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающейприродной  среды определяется  путем  умножения  соответствующих   ставок платы   за загрязнение впределах  установленных лимитов на  величину превышения фактической  массы выбросов,  сбросов  загрязняющих веществ, объемов размещенияотходов  уровней вредного  воздействия над  установленными лимитами, суммированияполученных произведений по видам загрязнения и
 умножения этих сумм на пятикратный повышающийкоэффициент.
Средства, полученные за пользование и загрязнениеводных объектов распределяется следующим образом:
· федеральный бюджет 10%
· бюджет субъекта РФ 30%
· местный бюджет 60%

          3. Органы охраны окружающей среды вданном случае должны предъявить не иск о возмещение ущерба, а произвести расчети предъявить плату за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды илив пределах установленных лимитов.
          Иски о возмещении ущерба, причиненногогосударству загрязнением  окружающейприродной среды предъявляются органами Госкомэкологии России в случаеаварийного (залпового) сброса загрязняющих веществ в водоем.
          Кроме платы в пределах установленныхлимитов, штрафных санкций на руководителей предприятий и должностных лиц, ст.84 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматриваетналожение штрафа в административном порядке на предприятие в суммах от 50 до500 руб.

24.04.99