–PAGE_BREAK–
3. Основания возникновения и прекращения
права природопользования
Субъективное право природопользования, то есть обеспеченная
законодательством возможность гражданин или юридического лица осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов, приобретается и прекращается в соответствии с основаниями, предусмотренными законом и при наступлении юридических фактов.
Основаниями возникновения права природопользования признаются не все
юридические факты. Право природопользования возникает только на основании правомерных юридических фактов — действий.
Предоставление права природопользования производится в соответствии с
установленным законом порядке, включающим проведение необходимых согласований и оформление документов.
Право землепользования приобретается, например, на основании
предоставления земельных участков в пользование компетентным
государственным органом или местной администрацией либо первичным
землепользователем, имеющим по закону такое право.
Наиболее значимыми основаниями возникновения права землепользования
является также приобретение права собственности (или оперативного
управления) на строение или сооружение, находящееся на обособленном
земельном участке, переход права собственности за землю, приобретение ее в
собственность (купля), в аренду, по наследству в пожизненное пользование.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным
государственным разрешением в виде лицензии- документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр.
Права пользования водными объектами приобретаются на основании
лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договором пользования водным объектом.
Основаниями приобретения права водопользования являются переход его в
порядке правопреемства в случае смерти водопользователя – гражданин или
реорганизации водопользователя- юридического лица.
При переходе права пользования водными объектами от одного лица к
другому в случаях, предусмотренных законом, основанием приобретения права водопользования является распорядительная лицензия.
Водный сервитут устанавливается водным законодательством или договором
при его регистрации государственными органами.Предоставление в пользование участков лесного фонда производится посредством прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Организует и проводит их районная (городская) администрация. В них принимают участие местные подразделения государственного органа управления лесным хозяйством.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании
специальных разрешительных документов – лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета, содержание которых по лесному законодательству выражаются в следующем.
Лицензия — документ, удостоверяющий право ее владельца на долгосрочное
пользование участками лесного фонда (аренду). К ней прилагаются соглашения об условиях лесопользования, заключенные между владельцем лесного фонда и лесопользователем.
Государственные органы на конкурсной основе выдают лицензии на право
пользования объектами животного мира.
Основанием возникновения права пользования атмосферным воздухом для
выброса в него загрязняющих веществ или осуществления отдельных видов
вредного физического воздействия на атмосферный воздух является разрешение специально уполномоченных на то государственных органов.
Лимиты на природопользование являются формой права природопользования
и одновременно одной из разновидностей его нормирования.
Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений
антропогенных, и, прежде всего, техногенных воздействий на природную среду по территориям.
Лицензия определяется как разрешение компетентного государственного
органа на осуществление определенной деятельности владельцем лицензии.
Основаниями полного или частичного, постоянного или временного
прекращения права природопользования могут быть правомерные или
противоправные действия, бездействия и события.
К общим для всех природопользователей основаниям прекращения права
природопользования можно отнести:
– изъятие предоставленного в пользование природного объекта для
государственных или муниципальных нужд;
– источник сроков, установленных в разрешительных документах на
пользование природным объектом;
— возникновение предусмотренных в этих документах условий, исключающих дальнейшее осуществление пользования предоставленными природными объектами;
— систематические (более двух раз или более двух раз в год либо
неоднократные, что конкретно устанавливается в поресурсных законах)
нарушения природопользователем правил пользования природными объектами (лесным, водным фондом и т.д.), нанесшие существенный вред лесному фонду либо без такового;
— возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных
действий и других); если природопользователь в течении установленного в разрешительном
документе срока не пользуется или не приступил к пользованию природным
объектом в предусмотренных объемах; ликвидация как субъекта хозяйственной деятельности предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому природные объекты были предоставлены в пользование;
— систематическое (более двух раз или с нарушением сроков и иных
условий) не внесение установленных платежей за пользование природными
объектами.
Основаниями прекращения права землепользования, например, являются
прекращение права собственности или оперативного управления на строение или сооружение, расположенное на обособленном земельном участке; отсутствие надобности в земельном участке и ликвидация предприятия, организации, учреждения. К числу оснований прекращения права пользования земельным участком граждан относятся: добровольный отказ от пользования этим участком; прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был представлен земельный надел в пользование, за исключением случаев, предусмотренных законом (выход на пенсию, инвалидность, полученная при исполнении служебных обязанностей, и т.д.).
Право недропользования прекращается, например, по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца ее от
предоставленного ему права пользования недрами; при возникновении
определенного, зафиксированного в лицензии условия, с наступлением которого прекращается право недропользования и по другим установленным законом основаниям.
Основаниями долгосрочного прекращения права недропользования являются
возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение им правил пользования недрами; если он в течении установленного лицензией срока не приступил к использованию недр в предусмотренных объемах; возникновение чрезвычайных ситуациях; ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности; инициатива владельца лицензии.
Основаниями прекращения права водопользования являются отказ
водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока
предоставления в пользование водного объекта; смерть водопользователя –
гражданина; прекращение деятельности водопользователя – юридического лица; прекращение особого пользования водными объектами; естественное или искусственное исчезновение водных объектов; переход права пользования водными объектами в порядке, предусмотренном законодательством.
Принудительное прекращение права водопользования допускается только в
случаях не использования объектов в течении трех лет; не использования в
течении одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; использование водных объектов не в соответствии с целями их предоставления; возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; запрещения использования водных объектов.
Право лесопользования может быть досрочно прекращено органом власти,
принявшим решение о предоставлении участков лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством, например, в случаях возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.
В качестве оснований для прекращения промысла живых ресурсов
континентального шельфа законом установлены:
— добровольный отказ заявителя (так называют заявителя лицензии –
пользователя живыми ресурсами от их промысла);
— истечение срока действия лицензии на промысел;
— повторное нарушение правил промысла в течении календарного года или
превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов;
— нарушение закона о континентальном шельфе и международных договор;
— не внесение в установленный срок платы за пользование живыми
ресурсами, штрафов и сумм в возмещение ущерба;
— непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объема
вылова и районам промысла;
— снижение продуктивности и ухудшения качественного состава видов
живых ресурсов;
— систематическое загрязнение вод, покрывающих континентальный шельф,
по вине пользователя.
Право пользования (потребления) атмосферного воздуха для
производственных нужд, например, может быть не только ограничено,
приостановлено, но и запрещено органами государственного контроля за
охраной атмосферного воздуха, в случае, когда это приводит к изменениям
состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир.
Судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав природопользования
осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с
подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством.
Наиболее четко правовая регламентация приведенных гарантий
осуществлена в поресурсных законах, и, в частности, в Водном кодексе.
Основными гарантами реализации и защиты права природопользования являются органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, а также контрольные органы в сфере природопользования.
Право собственности на природные ресурсы
Двойственность положения природных объектов как объектов
хозяйствования и составных частей окружающей природной среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы объявляются основой жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и вместе с тем объектами частной, государственной форм собственности (экономический аспект).
Экологические и экономические признаки в институте собственности
находятся во взаимодействии.
Сочетание в одном объекте экономического и экологического признаков
порождает ряд новых, дополнительных признаков, характеризующих этот
институт: овеществленность, «неотделимость», «отсутствие стоимости».
По признаку овеществленности отсеиваются те природные ресурсы,
которые будучи составными частями природной среды, не могут быть по своим объективным качеством предметом присвоения и обращения в собственность (атмосферный воздух, климатические ресурсы, солнечная энергия).
По признаку неотделимости объектов природы и собственности от
окружающей природной среды проводится разница между природными и социальными объектами. Природный объект остается одновременно объектом природы и собственности и он неотделим от окружающей среды. Потеря такой экологической связи ведет к прекращению состояния собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Признак неотделимости в ряде случаев используется для обоснования собственности одного природного ресурса в силу принадлежности его в составе другого объекта или ресурса ( например: право собственности на животный мир как природный объект вытекает из принадлежности права собственности на другой объект природы -леса, воды.
Отсутствие стоимости как совокупности затрат общественно необходимого
человеческого труда, результат эволюционного происхождения природных
объектов. Однако, как уже подчеркивалось, отсутствие стоимости не снимает
денежной оценки земли и других природных объектов, платности всего
природопользования.
Согласно Конституции Республики Казахстан1 земля и другие природные
ресурсы могут находится в частной и государственной формах собственности.
Частная собственность стоит на первом месте. Эта форма предстает в двух
видах — индивидуальная и коллективная. Земельное законодательство называет
8 оснований, по которой индивидуальная собственность граждан признается
государством: ведение крестьянского хозяйства, АПХ, садоводство,
животноводство, дачное, гаражное строительство, предпринимательская
деятельность.
Коллективная форма частной собственности на землю представлена в
законе двумя видами: долевой и совместной. Такая форма возникает как среди
граждан, так и среди юридических лиц – колхозов, акционерных и других
хозяйствующих сообществ и товариществ.
Государственная форма собственности на землю и на другие природные
ресурсы лишались своего монопольного положения, своей исключительности.
Предоставление земель – комплексный институт земельного права,
сочетающий в себе административные и земельные отношения. Предоставление земель в собственность имеет место тогда, когда по тем или иным объективным причинам не применяются рыночные способы приобретения права собственности. Представление земель базируется на определенных принципах, выработанных законодательной практикой. К их числу относятся: компетентность органа государства, принимающего решение о наделении землей; законность – это означает строгое соблюдение законов при вынесении решений и соблюдение прав и интересов граждан в реализации их права на получение земельного участка в частную собственность; целевое предоставление земель означает, что полномочный орган, принимающий решение о предоставлении земель, должен и может предоставить земельные участки только в соответствии с их целевым назначением.
При предоставлении земель должен соблюдатьс приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения
могут использоваться только для сельского хозяйства.
Предоставление земель осуществляется на основе решения администрации,
принимаемого после изучения документов заявителя или по итогам конкурса или аукциона. В пределах установленной нормы земельные участки предоставляются гражданам бесплатно, а сверх этой нормы – за плату по договору купли-продажи.
Наряду с административными способами регулирования отношений земельной
собственности повышается удельный вес гражданско – правовых средств
приобретения права земельной собственности.
Земельные участки в пределах нормы предоставляется бесплатно, сверх
установленной нормы – по договору купли – продажи. Продажа земельных
участков производится на основе договора, заключаемого между собственником земли и покупателем, по результатом конкурса или аукциона.
Договоры заключаются по типовой форме и подлежат нотариальному
удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным
ресурсам и землеустройству.
Помимо договора, заключаемого непосредственно между продавцом и
покупателем, права на землю могут быть приобретены в результате
проведенного конкурса или аукциона. Стороны оформляют договор, нотариально удостоверяют его и регистрацию проводят по ценам конкурсного или аукционного отбора.
Устанавливаются следующие основные положения этого вида приобретения
права собственности на землю: а) правом приобретения пользуются все субъекты земельных отношений, включая иностранных граждан и юридических лиц.
б) приобретение земельных участков собственность оформляются
договором купли продажи.
в) договор купли-продажи приватизируемого участка земли заключается в
месячный срок со дня подачи заявления продавцу.
г) продажа земельного участка собственником приватизированных
предприятий для расширения и дополнительного строительства производиться на конкурсной или аукционной основах за счет земель, не обремененных правами пользователей или арендаторов.
д) в правилах приватизации земельного участка значится запрет на
продажу земель общего пользования в городах, земель заповедников,
памятников природы, других особо охраняемых объектов и территорий, а также земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства и использования недр.
Основания прекращение права собственности на землю и другие ресурсы
природы предусматриваются в природоресурсовых законах – Указе «О земле». Указе «О недрах и недропользовании, Лесном и Водном кодексе, законе »Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира” и др.
В земельном законодательстве предусматривается 14 оснований
прекращения права собственности на землю. Они могут быть распределены на три группы. К первой относятся случаи прекращения по объективным
основаниям: ко второй – из-за нарушений условий использования земель, Третьей — из-за нарушения земельного законодательства. К случаям прекращения по объективным основаниям относятся добровольный отказ от земельного участка, продажа его, мена, дарение, переход по наследству, смерть собственника либо прекращение деятельности предприятия, организации.
Следует назвать изъятием земель для государственных надобностей. Оно
хотя и ущемляет права собственника земли, но делает это в интересах
общественного блага.
В числе необходимых условий пользования землей Указ называет
обязанность освоения участка в течение установленного срока, рационального
использования земельных угодий, уплаты земельного налога или арендной
платы. Невыполнение названых требований дает основание администрации ставить вопрос о прекращении прав на землю.
Собственник сельскохозяйственных земель обязан в течение года принять
меры к ее освоению. Для остальных земель подобный срок освоения установлен в два года. Невыполнение данного требования без уважительных причин может повлечь за собой прекращение прав на землю с изъятием земельного участка. Обязанность рационального использования земель применительно к землям сельскохозяйственного назначения состоит с обеспечении в течение последних 5 лет уровня урожайности сельскохозяйственных культур не ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель.
Уплата земельного налога – непременная обязанность собственника,
владельца и пользователя земель. Систематическое невыполнение данной
обязанности в течение 2-х лет и непогашенные задолженности в течение
последующего года закон рассматривает в качестве основания прекращения
земельных отношений.
Основы земельного законодательства выделяют три вида нарушений,
которые способны оказать влияние на положение собственника земли, а также ее владельца или пользователя: не целевое использование земель,
использование земельного участка способами, приводящими к снижению
плодородия почв, к ухудшению экологической обстановки.
Целевое использование земельного участка указывается при выделении
земли собственнику, владельцу или пользователю. Собственник не вправе
совершать действий, направленных на изменение целевого предназначения
земли. В этом одно из ограничений прав собственника в интересах
рационального использования земель как достояния всех народов.
Использование одних объектов природы не должно причинять вреда другим
природным объектам и окружающей природной среде в целом. Данное правило, вошедшее в принцип экологического права. продолжение
–PAGE_BREAK–