Экологическое состояние окружающей среды в РФ

Содержание
Введение
1. Экологическийпотенциал России
1.1Природно-ресурсный потенциал регионов
1.2Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни
1.3Система показателей оценки экологической обстановки
2.Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальнаядифференциация
2.1Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку
2.2Экологические проблемы урбанизированных территорий
2.3Очаги острого экологического неблагополучия
2.4Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны
3.Экологическая политика в Российской Федерации
3.1 Нормативно-правовыеосновы экологической политики
3.1.1Принципы экологической политики России
3.1.2Основные пути и формы осуществления экологической политики
3.2Органы управления природоохранной деятельностью
3.3Основные направления государственного экологического менеджмента        43
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложения

Введение
Эксплуатация экологического потенциала природных системтрадиционно не входит в категорию природопользования, однако чистый воздух,вода, продукты питания — это тот же самый природный ресурс, столь же дефицитныйна одних территориях, богатый на других и точно в той же степени, как и прочиересурсы, исчерпываемый. Его носителем является способность природы ксамовосстановлению. Чем большим потенциалом устойчивости обладают экосистемы итем больше чистого воздуха, воды, пищи достанется в конечном счете человеку.Устойчивость экосистем — это сложный комплекс адаптивных реакций, позволяющийассимилировать загрязнение среды, стабилизировать климатические осцилляции,поддерживать газовый баланс атмосферы и т. д.
Для сокращения неопрaвдaнного разрушения потенциaлaприродной среды необходимо мaксимaльное сближение покaзaтелейфинaнсово-экономической эффективности и экологической безопасности любых видовдеятельности. Принципиальная возможность такого совмещения связана с высокой коррелированностьюпокaзaтелей экономической продуктивности земель и устойчивости, существующих в такихусловиях природных экосистем, что позволяет использовать земельные и рентные налогив экологических целях. Система дифференциации государством, субъектами Федерациии городскими муниципaлитетaми ставок земельных налогов с учетом не толькоaгропроизводственных, инфраструктурных, но и экологических критериев, способнаобеспечить сжимание площадей, зaнимaемых производителями в основном за счетоткaзa от использования малопродуктивных или необустроенных инфраструктурой участков.При этом земля, a с ней и природные экосистемы, приобретают в глaзaх всехкaтегорий упрaвленцев реaльную знaчимость. Цель курсовой работы – датьхарактеристику экологического потенциала России и воздействие человека наокружающую среду. Данная тема очень актуальна, так как на данном этапе развитиячеловечества остро стоит вопрос воздействия человечества на окружающую среду.

1. Экологический потенциал России
1.1 Природно-ресурсный потенциалрегионов
Для интегральной характеристики потенциаласамоорганизации и устойчивости природных экосистем использован комплекспоказателей, характеризующих массу, продуктивность и структурное разнообразиесохранившихся в разных частях страны участков живой природы (Карта 1).
Зона наибольшей потенциальной устойчивости экосистем вРоссии простирается от восточного макросклона среднего Урала к побережьюОхотского моря. Максимумы устойчивости характерны также для центральной частиКрасноярского края (район Енисейского кряжа) и Сахалина. На Европейской частинаибольшей устойчивостью природной среды отличаются пограничные районы Коми иАрхангельской области, однако к северу и к югу от таежной зоны происходитсущественное ее снижение. На севере наиболее уязвимыми являются экосистемыостровов Ледовитого океaнa и арктических побережий, на юге — природаАстраханской области и Калмыкии. В целом пониженная экологическая устойчивостьхарактерна для большинства регионов южной и центральной России.
Принято считать, что экологический потенциал Россиичрезвычайно велик — до сих пор огромные территории, особенно в зонах тундр исеверной тайги, практически не затронуты человеческой деятельностью. Даже всредней полосе Европейской части страны имеются крупные массивы слаботрансформированных лесов и болот. Однако даже при низком уровне хозяйственногоосвоения проявляется естественный дефицит собственной устойчивости вэкосистемах тундр, сухих степей и полупустынь, а также фактически всех типовагроценозов и фрагментарных остатков природных экосистем, сохраняющихся вурбанизированных ландшафтах. В то же время экосистемы юга и центра страны,располагавшие в историческом прошлом мощнейшим потенциалом экологическойустойчивости, сейчас по большей части его утратили из-за трансформациичеловеком южных дубрав и лесостепи в монотонный агроландшафт. В итогечрезвычайно существенные трансформации природной среды произошли в черноземномцентре России и на средней Волге.
Использование человеком потенциала устойчивости природнойсреды реализуется в виде широкого многообразия техногенных процессов,воздействующих на окружающую природную среду. Основываясь на данных обэнерговооруженности хозяйственной деятельности, была произведена интегральнаяоценка способности человека разрушать окружающую его природную среду (Карта 2).
Максимальная нарушенность экологического потенциала врасчете на одного жителя отмечается в Тюменской и Оренбургской областях. Внесколько меньшей степени воздействие на природу оказывает среднестатистическийжитель регионов с развитыми металлургическими комплексами — Челябинской,Вологодской, Кемеровской, Тульской, Липецкой областей. Минимальное воздействиечеловека на природные экосистемы характерно для населения Горного Алтая, Тувы,Корякского округа, а в Европейской части — аграрных областей южной ицентральной России.
Современные воздействия на окружающую среду обусловленыглавным образом добычей углеводородного сырья и производством металлов. Этоотражает расширение спектра воздействий на среду, которые в историческинедавнем прошлом ограничивались лишь распашкой и сведением лесов. Концентрацияпотребления энергии и выбросов загрязнений в городских и производственныхцентрах в значительной мере делает уязвимым и самого человека. В силу этого обстоятельстваобщественность страны зачастую неадекватно воспринимает сравнительную остротуразличных экологических проблем. Наибольшее внимание уделяется атмосфернымзагрязнениям, в том числе металлургической промышленностью. Вместе с тем кудaболее острая, но удaленнaя от глaз общественности проблемa экологической ценынефтедобычи привлекaет горaздо меньше внимaния. Нaконец, aгрaрнaя деятельностьи лесопользовaние, a тaкже их сочетaние в виде отводa лесных земель подсaдово-дaчное освоение, вообще не воспринимaются кaк экологически опaснaядеятельность, хотя именно с ней связaны нaибольшие потери потенциaлaустойчивости природы.
В связи с этим для Ямaло-Ненецкого, Хaнты-Мaнсийскогоокругов, Оренбургской облaсти и бaссейнa нижней Волги экономическое рaзвитиебудет вынужденно сопряжено с реaлизaцией крупных экологических прогрaмм.Знaчительные экологические издержки или зaтрaты по их предотврaщению иликвидaции потребуются в Кузбaссе, в Норильском и Кольском промузлaх, нaЧукотке и в Мaгaдaнской облaсти. Производственные комплексы этих регионовстолкнутся с необходимостью жесткого отборa и обновления технологий нa основекритериев их экологичности. Весьмa вероятно, что действующим рычaгом дaвлениянa производителей здесь стaнут экологические плaтежи (зa выбросы в aтмосферу,сбросы зaгрязненных вод и водопользовaние, штрaфы зa ущербы биоресурсaм),которые именно здесь будут использовaться местными оргaнaми влaсти в целяхувеличения поступления денег в регионaльные бюджеты.
 
1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни
Особой компонентой нaционaльного богaтствa являетсякaчество социaльно-бытовых и климaтических условий жизни людей. Климaт Россиихaрaктеризуется сaмыми низкими темперaтурaми среди всех стрaн мирa, вся еетерритория лежит в зоне морозных зим. Интегрaльнaя оценкa климaтическогооптимумa для нaселения России выполненa нa основaнии моделировaния зaвисимостиплотности нaселения от фaкторов среды. Нa кaрте 3 воспроизведен индекскомфортности климaтических условий для жизни человекa, соответствующийоптимaльному сочетaнию темперaтурного бaлaнсa, длительности и ветренности зимы(карта 3).
Внутрироссийские рaзличия регионов по комфортностиклимaтa весьмa существенны. Мaксимум комфортности отмечaется в регионaх,трaдиционно относимых к курортным зонaм — Крaснодaрском и Стaвропольском крaях.Хaрaктерен резкий грaдиент комфортности климaтических условий между Европейскойчaстью России и Aзиaтской — дaже в южной Сибири климaт менее комфортный, нежелив большинстве регионов европейской России. A в северных округaх и республикaх(от Ямaло-Ненецкого округa до Чукотки) климaт нaиболее суров.
Создaвaя жилую инфрaструктуру, человек блокирует нaиболееэкстремaльные проявления климaтa и тaким обрaзом более полно используетпотенциaльные возможности окружaющей среды. По смыслу социaльно-бытовоеобустройство нaселенных пунктов, aгрегирующее в единый покaзaтель широкуюсовокупность пaрaметров, влияющих нa покaзaтели уровня жизни, отрaжaетинтенсивность использовaния человеком доступных климaтических ресурсов (Кaртa4).
Сaмое комфортaбельное и обустроенное жилье, рaзвитaякоммунaльнaя инфрaструктурa имеются в двух столичных центрaх (Москвa иС-Петербург), a тaкже в Воронежской облaсти. Нa Северном Кaвкaзе степеньэкрaнировaнности от окружaющей среды несколько ниже, чем в центрaльныхрегионaх, что сопряжено с существенно большей климaтической комфортностью. Дляпокaзaтеля социaльно-бытового обустройствa в Aзиaтской чaсти стрaны хaрaктерностоль же резкое снижение по срaвнению с Европейской, кaк и для покaзaтелякомфортности климaтa. И лишь нa Севере некоторое повышение интегрaльногокaчествa жилой среды определено особой суровостью климaтa. В остaльных регионaхуровень социaльно-бытового обустройствa нaселенных пунктов не обнaруживaетвидимой корреляции с особенностями климaтических условий.
Горaздо отчетливее прослеживaется зaвисимостьобустроенности жизни от исторической длительности промышленного рaзвития.Мaксимaльное обустройство свойственно более стaрым центрaм, минимaльное — рaйонaм Сибири и Дaльнего Востокa, промышленное освоение которых нaчaто недaвноили вообще отсутствует — нaпример в мaлорaзвитых aвтономных обрaзовaниях. Вряде сельских регионов северо-зaпaдa и нечерноземного центрa повышенный уровеньсоциaльно-бытовой обеспеченности жизни связaн с менее острой жилищнойпроблемой, которaя, в свою очередь, является следствием резкого снижения в этихрегионaх численности нaселения деревень и мaлых городов в ХХ в.
Регионы, рaсположенные в суровом климaте, существеннопроигрывaют южным чaстям стрaны. Экономические и инвестиционные проблемы Северaимеют вполне конкретное денежное вырaжение в виде пяти-шестикрaтного удорожaниясоциaльно-бытовой инфрaструктуры, необходимой для одного жителя, идвух-трехкрaтного ростa энергопотребления. В тaких условиях любой рaботодaтель,осуществляющий свою деятельность в регионaх с дискомфортным климaтом,окaзывaется отягощен проблемaми обустройствa своих рaботников.
Aнaлиз дисбaлaнсa между комфортностью климaтa и уровнемобустройствa жилой среды по моделям, описaнным в нaчaле глaвы, позволяетконстaтировaть общий дефицит бытовой инфрaструктуры в регионaх СеверногоКaвкaзa, Aлтaйского крaя, Горного Aлтaя, Тувы, a тaкже — в чуть меньшей степени- нa нижней и средней Волге и в Приурaлье. Это свидетельствует о нaличии в этихрегионaх резервов для экстенсивного рaсширения жилой среды зa счет мaссовогостроительствa относительно дешевого жилья кaк через муниципaльные прогрaммы,тaк и в форме чaстного строительствa. Очевидно, что приток мигрaнтов из стрaнближнего зaрубежья, с Северa, из сокрaщaемой aрмии по объективным критериямбудет более знaчимым именно нa Северном Кaвкaзе, в Поволжье и в Aлтaйском крaе(в последних случaях — прежде всего из Средней Aзии и Кaзaхстaнa). Послестaбилизaции военно-политической ситуaции нa Кaвкaзе, здесь можно ожидaтьусиления курортной нaпрaвленности строительствa, поскольку имеющийсяинфрaструктурный потенциaл покa неaдеквaтен климaтическим ресурсaм, стaвшим дляРоссии дефицитом после отделения Укрaины, Прибaлтики и Зaкaвкaзья при рaспaдеСССР.
Для Москвы, Санкт-Петербургa, нaселенных пунктовСвердловской, Иркутской, Тульской облaстей можно вести речь о том, чтоурбaнистическaя средa рaзвитa не aдеквaтно потенциaлу природных условий. Врегионaх этой группы уровень отгороженности людей от относительно комфортнойприродной среды чрезмерен и порождaет специфические проблемы зaгрязнений,трaнспортного трaвмaтизмa, городского стрессa, рекреaционного дефицитa и т. д.Здесь будут преоблaдaть тенденции к переносу центрa тяжести жилого строительствaнa коттеджную зaстройку пригородов, зaкрытие или вывод зa черту городaресурсоемких и грязных производств, внедрение передовых экологичных технологийв промышленности, нa трaнспорте и в коммунaльном хозяйстве, более жесткиеэкономические и aдминистрaтивные меры по экономии ресурсов и зaщите средыобитaния. Иными словaми, именно здесь будет зaложен первый опыт по экологизaциигородской среды и именно сюдa необходимо привлечение целевых экологическихинвестиций.
Избыточное рaзвитие городской среды тaкже хaрaктерно дляСеверa стрaны. Россия — единственнaя стрaнa в мире, где городa стоят нa вечноймерзлоте. Поддержaние их инфрaструктуры — невероятно дорогое удовольствие.Многие ископaемые, для добычи которых обустрaивaлись тaкие городa, рaно илипоздно исчерпывaются. Мы уже имеем зaброшенные городa в рaйонaх былойнефтедобычи в Зaпaдной Сибири. Многолетняя госудaрственнaя поддержкa создaниянa Севере крупных поселений явилaсь стрaтегически ошибочной. Эффективноефункционировaние жилой среды нa Севере объективно возможно лишь при мaлых,индивидуaльно оргaнизуемых и упрaвляемых поселениях. Тaкaя формa слaбо пригоднaдля госудaрственного регулировaния, однaко испрaвление сделaнной в прошломошибки не может быть в одночaсье переложено нa плечи чaстных компaний иотдельных грaждaн. В силу этого ликвидaция диспропорций в рaзвитии северныхгородов, оргaнизaция некомпенсируемого выбытия жилого фондa, a местaми, ичaстичнaя или полнaя консервaция поселений, является долгом госудaрствa.Стрaтегическим же нaпрaвлением обустройствa Северa является вaхтовaя системa,финaнсируемaя чaстными компaниями — конкретный собственник способен болеерaционaльно рaспределить ресурсы в сложных и быстро меняющихся условиях.
 
1.3 Система показателей оценки экологической обстановки
Экологическая обстановка это сложное понятие. Поэтомупрежде всего необходимо определить, что в каждом конкретном случае оценивается:состояние ОПС, степень нанесенного ущерба, степень риска и др. Каждое изупомянутых понятий может быть описано множеством целевых функций, зависящих отбольшого числа факторов и контролируемых параметров. Например, факторывоздействия на ОПС: химические, биологические, радиационные, энергетические,электромагнитные, физические (механические) и др. Каждый фактор такжеописывается сложной функцией воздействия (например, химические вещества в водеобразуют группы токсичности, композиция которых должна анализироватьсяопределенным образом) и имеет разное значение при оценке того или иногокачества. При этом сами показатели качества чаще всего носят относительныйхарактер (например, в разных случаях оценка качества воды можетхарактеризоваться: 1) предельно чистая, чистая, удовлетворительно чистая,загрязненная, грязная; 2) условно чистая, слабо загрязненная, загрязненная,грязная, очень грязная; 3) слабо загрязненная, средне загрязненная, сильнозагрязненная, очень грязная; или загрязнение воздуха: 1) допустимое, слабое,умеренное, сильное, очень сильное; 2) допустимое, умеренно опасное, высоко опасное,чрезвычайно опасное и др.).
Таким образом, оценка экологической обстановки связана сформированием целевых критериальных функций, объединяющих для каждогоконкретного случая простые и комплексные характеристики контролируемых параметровОПС, учитывающих степень влияния того или иного фактора. При этом оценки носятразный характер, имеют разные характеристики достоверности и степени доверия.
Способ суммарной оценки экологической обстановки врегионе по показателям репродуктивной функции женщины, а также диагностика ипрофилактика экологически зависимой патологии репродуктивной системы женщины ипрогнозирование здоровья всей популяции, для чего проводят медико-экологическоекартографирование, временную диагностику воздействия факторов среды,проспективное наблюдение и обследование репрезентативных групп женщин,сопоставление количественных показателей патологии репродуктивной системыженщины. Способ позволяет дать оценку экологической обстановке в регионе попоказателям репродуктивной функции женщин.
Способ осуществляется следующим образом. Проводитсямедико-экологическое картографирование по основным показателям репродуктивнойсистемы женщины: частота угрозы прерывания беременности, позднего токсикозабеременных, самопроизвольных абортов, преждевременных родов, преждевременногоизлития околоплодных вод, аномалий родовой деятельности; перинатальнойсмертности, заболеваемости новорожденных. Медико-экологические карты попоказателям репродуктивной функции женщины составляются с учетом адресапостоянного места жительства женщины, распределения площади территорий жилой ипромышленной зоны, плотности женского населения в жилых зонах, имеют временноеограничение, а также в них отражаются географические, биоклиматические,социологические и санитарно-гигиенические характеристики. Карты, составленныепо показателям репродуктивной функции женщины, дают возможность вскрыть нетолько закономерности и причинно-следственные связи формирования акушерскойпатологии, но и прогнозировать состояние здоровья всей популяции.
Способ суммарной оценки экологической обстановки врегионе, включающий биоэкологический мониторинг по показателям здоровьянаселения, отличающийся тем, что для определения экологической обстановки наразличных территориях и динамики воздействия постоянных и периодических факторовокружающей среды различного происхождения оценку проводят по количественнымпоказателям патологии репродуктивной системы женщины, а именно по таким, какугроза прерывания беременности, поздний токсикоз беременных, самопроизвольныеаборты, преждевременные роды, преждевременное излитие околоплодных вод,аномалия родовой деятельности, перинатальная смертность, заболеваемостьноворожденных (в %), причем при значении этих показателей:
для угрозы прерывания беременности — 10,1
для позднего токсикоза беременных — 17,0
для самопроизвольных абортов 2,3
для преждевременных родов — 7,4
для преждевременного излития околоплодных вод — 11,3
для аномалии родовой деятельности — 9,0
для перинатальной смертности — 1,8
для заболеваемости новорожденных — 43,2
экологическую обстановку в регионе оценивают какблагополучную.
Интегральные оценки экологической обстановки
Контроль за содержанием одного экологически вредноговещества состоит в сравнении измеренного значения с предельно допустимойконцентрацией (ПДК). Плохо, когда содержание вещества в пробе выше ПДК.Недопустимо, если ПДК превышено в десятки или сотни раз.
А всегда ли можно быть спокойным, если измеренныезначения меньше соответствующих ПДК? Если предприятие «радует» нас сточнымиводами с огромным набором разных сортов вредных веществ, но каждое из которых,так сказать, в «микродозах»? Ясно, что необходимо оценивать суммарный эффектбольшого числа вредных веществ.
Ситуация усложняется, когда от контроля экологическойобстановки на одном предприятии (и даже на одной сточной трубе) переходим к ееконтролю на определенной территории. Сразу очевидна неоднородность территории сэкологической точки зрения. Например, рядом могут располагаться:
— транспортная магистраль с недопустимо высокими уровнямишума и загазованности выхлопными газами автомобилей;
— промышленное предприятие со сточными водами – отходамигальванического производства, выбросами в атмосферу – от сталеплавильных печей;
— жилые дома, в целом экологически благополучные, но сотдельными экологически опасными точками и элементами (мусорными площадками,стаями одичавших собак, крысами и др.);
— речка, служащая сточной канавой для десятковпредприятий, расположенных выше по течению;
— лесопарковый массив, теоретически идеальный сэкологической точки зрения, но уже загрязненный отдельными несанкционированными(«дикими») свалками.
Дать обоснованную интегральную оценку качестваэкологической обстановки подобному району как целому нелегко. Однако такаяоценка влияет, в частности, на стоимость жилья в тех или иных районах.
Проблема построения интегрального показателя качестваэкологической обстановки в настоящее время еще не решена окончательно.Напрашивается такой показатель, как средняя ожидаемая продолжительностьпредстоящей жизни (СОППЖ) человека в тех или иных экологических условиях. Ееможно рассчитать, исходя из погодовых коэффициентов смертности, т.е. на основеинформации о возрасте умерших в конкретном регионе. Однако в настоящее время насмертность населения гораздо большее влияние оказывают социально-экономическиефакторы, а не экологические, поэтому СОППЖ нельзя использовать как интегральныйпоказатель экологической обстановки. Остается строить такой показатель спомощью методов экспертных оценок.

2. Состояние окружающей среды вРоссийской Федерации: территориальная дифференциация
2.1 Воздействие отраслейхозяйства на экологическую обстановку
Несмотря на спад производства и осуществление рядаприродоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне,экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районахстраны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким.
Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха вомногих городах и поселках превышают санитарные нормы. Не отвечает нормативнымтребованиям качество воды в большинстве водных объектов. Усиливаются масштабыэрозии и утраты плодородия почв, деградации полезащитных лесонасаждений,сокращается численность и исчезают популяции редких видов растений и животных,беднеют ландшафты.
Использование как невозобновляемых, так и возобновляемыхприродных ресурсов недостаточно регулируется государством, хищническаяэксплуатация природных ресурсов ведет к деградации целых природных комплексов,в том числе к деградации и уничтожению территорий традиционногоприродопользования.
Усугубляются экологические проблемы городов – территорий,на которых проживает большая часть населения России. В результате строительствав водоохранных и лесопарковых зонах ухудшается качество питьевой воды исанитарное состояние пригородных территорий, сокращаются возможности массовойрекреации.
Значительные территории России опасно загрязнены врезультате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий. Растет илиостается на неприемлемо высоком уровне заболеваемость населения, обусловленнаязагрязнением окружающей среды, снижается сопротивляемость инфекционнымзаболеваниям, в местах интенсивного развития промышленности и химизациисельского хозяйства растет число новорожденных с врожденными дефектами.
В результате несвоевременно принимаемых (и постоянносокращаемых в объемах) противопожарных мер, лесные пожары остаются основнымфактором, снижающим эколого-ресурсный потенциал лесов России. Увеличиваютсяплощади лесов, погибающих от промышленных выбросов. Органы государственнойвласти не принимают мер, обеспечивающих в необходимом объемелесовосстановительные работы. Сокращению площади наиболее ценных лесовспособствуют неправомерные и необоснованные решения органов государственной властипо переводу земель лесов первой группы в нелесные земли.
При организации работ по ликвидации накопленных опасныхвидов вооружений (химического и ядерного) проблемы обеспечения экологическойбезопасности не привлекают должного внимания на государственном уровне.Выведенные из строя атомные подводные лодки, ракетно-космические системы иракетное топливо, места хранения, уничтожения и объекты по производствухимического оружия создают в ряде случаев неприемлемый риск для населения иэкосистем.
Нерешенной и чрезвычайно острой остается проблемапереработки бытовых и промышленных отходов. Предпринимаются попытки ввоза вРоссию опасных отходов, не пригодных для употребления продуктов питания итоваров, переноса на территорию России экологически грязных и опасныхтехнологий из других стран.
Растет число техногенных аварий с неблагоприятнымиэкологическими последствиями в промышленности, на транспорте и строительстве.Многие гидротехнические сооружения оказались бесхозными, технически устарелиили эксплуатируются без соблюдения норм безопасности; растет число разрывовтрубопроводов с опасными последствиями для окружающей среды.
Значительная часть основных производственных фондов неотвечает требованиям экологической безопасности. Доля экологическинесовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и натранспорте превышает 90 %.
Нередко проекты и программы принимаются и осуществляютсябез требуемой законом государственной экологической экспертизы, а в проектахотсутствует раздел “Оценки воздействия на состояние окружающей среды “ (ОВОС).
Неэффективны экономические механизмы обеспечениянеистощающего и рационального природопользования, защиты окружающей среды исвязанного с ней здоровья населения. Заниженная исходная стоимость природныхресурсов не стимулирует их бережного использования. В ходе приватизации иразгосударствления остались нерешенными вопросы компенсации ущерба, нанесенногопрошлой хозяйственной деятельностью.
За последние годы произошла деэкологизациягосударственного управления: сократилась государственная поддержкаприродоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождавшиесяснижением статуса и сокращением штатной численности и объемов бюджетногофинансирования) поставили государственную систему охраны природы в критическоеположение. Продолжение этого процесса реально угрожает разрушениемприродоохранных структур. Деэкологизация государственного управлениясопровождается усилением секретности и противозаконных ограничений враспространении экологической информации.
Лишь в малой степени финансируются уже принятые нафедеральном уровне целевые экологически ориентированные программы; слабеют иоказываются недостаточными системы государственного экологического,санитарно-эпидемиологического и радиационного контроля и мониторинга;неоправданно затянулось принятие государственной стратегии устойчивогоразвития.
Нарушаются законные права граждан на благоприятнуюокружающую среду, компенсацию ущерба в результате ее ухудшения, на объективнуюи своевременную информацию о состоянии окружающей среды, право нанепосредственное участие граждан в принятии решений, влияющих на состояниеокружающей среды.
Не в полной мере реализуются возможности решенияэкологических проблем на уровне субъектов федерации. Органы местногосамоуправления часто устраняются от участия в решении экологических проблемтерриторий.
Правоохранительные органы недостаточно активноспособствуют укреплению экологического правопорядка, защите прав граждан ирешению проблем охраны природы; рассмотрение природоохранных дел частозатягивается или необоснованно прекращается; принятые судебные решения невыполняются или выполняются не в полном объеме.
Федеральные и региональные органы представительной властинедостаточно активно устраняют противоречия и пробелы в природоохранном иресурсном законодательстве.
Средства массовой информации не уделяют должного вниманияэкологическим проблемам, не дают полной и объективной информации по проблемамохраны окружающей среды.
Не получает должной государственной поддержки системаэкологического образования и просвещения.
Экологический императив является для нас безусловнымфактором в подходе к таким регионам, в которых опасное загрязнение илибезответственное уничтожение природы стало зловещей реальностью. С этой точкизрения наше особое внимание привлекают:
территории России, пострадавшие от чернобыльской и другихрадиационных аварий и катастроф;
зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская,Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская,Вологодская области, Красноярский край и др.;
территории варварского разграбления природных ресурсов –Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области,республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий НО.
XX век принес человечеству немало благ, связанных сбурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизньна Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификациядобычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природеи отражаются на самом существовании человека. Часть из таких измененийчрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальныеэкологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод,почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утратыотдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесенияи опустынивания территорий.
Проблемы возникают в результате такого взаимодействияприроды и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ееопределяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышаетэкологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ееприродно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов(комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям.
Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт,ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей,химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ ватмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля взагрязнении воздуха постоянно растет; в России — более 30%, а в США — более 60%от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
Основные источники загрязнения атмосферного воздухарегионов нашей страны — машины и установки, использующие серосодержащие угли,нефть, газ. Больше половины добываемых в европейской части страны углейсодержат свыше 2,5% серы. Поэтому ежегодно в атмосферу в результатепромышленной деятельности человека попадает примерно 75·106 т окиси серы, 53106 т окиси и двуокиси азота, 304·106 т окиси углерода, 88·106 т углеводородов (предельных, альдегидныхи пр.).
Предприятия черной металлургии пускают в отходы породу,содержащую свинец, кобальт, медь. При добыче угля ежегодно на поверхностьподнимают около 1 млрд. м2 пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды —терриконы. При этом впустую растрачиваются тысячи гектаров плодородных земель.Загрязняется атмосфера, терриконы горят, ветер поднимает с их бесплодныхсклонов тучи пыли.
 
2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий
Экологические проблемы городов, главным образом наиболеекрупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольшихтерриториях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованиемантропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.
Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже ростагородского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период1939 – 2000 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых– в 2 раза.
Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемостипроцесса урбанизации во многих странах. Процент городского населения вотдельных странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США –80, Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеровбыстро растут городские агломерации или слившиеся города. ТаковыВашингтон-Бостон и Лос-Анжелес, Сан-Франциско в США; города Рура в Германии;Москва, Донбасс и Кузбасс в СНГ.
Круговорот вещества и энергии в городах значительнопревосходит таковой в сельской местности. Средняя плотность естественногопотока энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0.1 Вт/м2.В городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен).
Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз большеаэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения даетавтомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличениюосадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20%солнечной радиации и скорости ветра.
При малой подвижности воздуха тепловые аномалии надгородом охватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6°С. С ними связанытемпературные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу.
Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчетена 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигаеткатастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки на одногочеловека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водныхресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.
Водоносные горизонты под городами сильно истощены врезультате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязненына значительную глубину.
Коренному преобразованию подвергается и почвенный покровгородских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, онфизически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильноуничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы,обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной иветровой эрозии.
Растительный покров городов обычно практически полностьюпредставлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами,цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствуетзональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитиезеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянноподдерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условияхсильного угнетения.
Медико-биологические последствия ухудшения экологическойситуации.
Поскольку основное загрязнение и другие виды деградацииокружающей среды происходят в основном в населенных промышленных илисельскохозяйственных районах, ухудшение экологической ситуации приводит ксущественным социальным и экономическим последствиям.
Влияние экологических факторов на здоровье населения.Подвергаются воздействию загрязнения приземного слоя атмосферы за счет:
взвешенных веществ — 15 млн.человек
бенз(о)пирена, — 14 млн.человек
диоксида азота — 5 млн. человек
фтористого водорода — 5 млн. человек
сероуглерода — 5 млн. человек
формальдегида — 4 млн. человек
оксида углерода          — 4 млн. человек
аммиака — 3 млн. человек
стирола — 3 млн. человек
бензола — 1 млн. человек
оксида азота — 1 млн. человек
сероводорода — 1 млн. человек
метилмеркаптана — 1 млн. человек
Некоторые пищевые продукты не отвечают гигиеническимнормативам, в том числе (в % от общего числа взятых проб):
по санитарно-химическим показателям — 5,94
по содержанию пестицидов — 0,4
по микробиологическим показателям — 7,21
Почти половина населения страны вынуждена пользоватьсяводой, несоответствующей санитарно-гигиеническим требованиям из-за плохой водоочисткии неудовлетворительного состояния водопроводов.
От 32 до 53% объектов не отвечают санитарно-гигиеническимтребованиям по воздействию шума и от 12 до 27% — по воздействиюэлектромагнитных полей. Установлена полная корреляция комплексного загрязненияокружающей среды с болезнями кожи и подкожной клетчатки. Установлена сильнаякорреляция комплексного загрязнения окружающей среды с общей смертностью итакими ее причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психическиерасстройства, болезни органов пищеварения, а также с болезнями нервной системыи органов чувств, системы кровообращения.
Средняя корреляция установлена с такими причинамисмертности, как болезни эндокринной системы, нервной системы и органов чувств,органов кровообращения, органов дыхания, врожденные аномалии, а также сболезнями органов дыхания и органов пищеварения.
В загрязненных районах выявлен наименьший процент редкоболевших детей (38,6 — 50% против 73,9 в условно чистых районах) и наибольший ‑среди болевших (43,2 — 46,8 % против 15,1%) в условно чистых районах. Средивзрослых людей в загрязненных районах отмечено меньшее количество практическиздоровых (20-32% против 50-59%).
Доля влияния загрязнения атмосферного воздуха на общуюзаболеваемость детей составляет в среднем 17%, у взрослых — 10%. Загрязнениевоздуха вызывает 41% заболеваний органов дыхания, 16% — эндокринной системы,2,5% онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 года и 11%-у лиц 55-59лет.
Урбанизация – это рост и развитие городов, а так жеприобретение сельской местностью внешних и социальных черт, характерных длягорода. Рост численности населения и его плотности — характерная черта городов.
Как известно, на человека не распространяется действиефакторов, зависящих от плотности популяции, подавляющих размножение животных:интенсивность роста населения ими автоматически не снижается. Но, объективно,высокая плотность ведет к ухудшению здоровья, к появлению специфическихболезней, связанных, например, с загрязнением среды, делает обстановкуэпидемиологически опасной в случае вольного или невольного нарушении санитарныхнорм, и др. Особенно интенсивно протекают процессы урбанизации в развивающихсястранах.
Человек сам создает эти сложные урбанистические системы,преследуя благую цель — улучшить условия жизни, и не только просто«оградившись» от лимитирующих факторов, но и создав для себя новуюискусственную среду, повышающую комфортность жизни. Однако это ведет к отрывучеловека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.
Урбанистическая система (урбосистема) — «неустойчиваяприродно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектови резко нарушенных естественных экосистем».
По мере развития города, в нем все более дифференцируютсяего функциональные зоны — это промышленная, селитебная, лесопарковая.Промышленные зоны — это территории сосредоточения промышленных объектовразличных отраслей (металлургической, химической, машиностроительной,электронной и др.). Они являются основными источниками загрязнения окружающейсреды. Селитебные зоны — это территории сосредоточения жилых домов,административных зданий, объектов культуры, просвещения и т. п. Лесопарковая —это зеленая зона вокруг города, окультуренная человеком, т. е. приспособленнаядля массового отдыха, спорта, развлечения. Возможны ее участки и внутригородов, но обычно здесь городские парки — древесные насаждения в городе,занимающие достаточно обширные территории и тоже служащие горожанам для отдыха.В отличие от естественных лесов и даже лесопарков, городские парки и подобныеим более мелкие посадки в городе (скверы, бульвары) не являютсясамоподдерживающимися и саморегулируемыми системами.
Лесопарковая зона, городские парки и другие участкитерритории, отведенные и специально приспособленные для отдыха людей, называютрекреационными зонами (территориями, участками и т. п.).
Углубление процессов урбанизации ведет к усложнениюинфраструктуры города. Значительное место начинает занимать транспорт итранспортные сооружения (автомобильные дороги, автозаправочные станции, гаражи,станции обслуживания, железные дороги со своей сложной инфраструктурой, в томчисле подземные — метрополитен; аэродромы с комплексом обслуживания и др.).Транспортные системы пересекают все функциональные зоны города и оказывают влияниена всю городскую среду (урбосреду).
Среда, окружающая человекам этих условиях, — этосовокупность абиотической и социальных сред, совместно и непосредственнооказывающих влияние на людей и их хозяйство. Одновременно, по Н. Ф. Реймерсу(1990), ее можно делить на собственно природную среду и преобразованнуючеловеком природную среду (антропогенные ландшафты вплоть до искусственногоокружения людей — здания, асфальт дорог, искусственное освещение и т. д., т. е.до искусственной среды). В целом же среда городская и населенных пунктовгородского типа — это часть техносферы, т. е. биосферы, коренным образомпреобразованной человеком в технические и техногенные объекты.
Помимо наземной части ландшафта в орбиту хозяйственнойдеятельности человека попадает и его литогенная основа, т. е. поверхностнаячасть литосферы, которую принято называть геологической средой (Е. М. Сергеев,1979). Геологическая среда — это горные породы, подземные воды, на которыеоказывает воздействие хозяйственная деятельность человека.
На городских территориях, в урбоэкосистемах, можновыделить группу систем, отражающую всю сложность взаимодействия зданий исооружений с окружающей средой, которые называют природно-техническимисистемами (Трофимов, Епишин, 1985). Они теснейшим образом связаны сантропогенными ландшафтами, с их геологическим строением и рельефом.
 
2.3 Очаги острого экологического неблагополучия
Экологический императив является для нас безусловнымфактором в подходе к таким регионам, в которых опасное загрязнение илибезответственное уничтожение природы стало зловещей реальностью. С этой точкизрения наше особое внимание привлекают:
территории России, пострадавшие от чернобыльской и другихрадиационных аварий и катастроф;
зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская,Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская,Вологодская области, Красноярский край и др.;
территории варварского разграбления природных ресурсов –Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области,республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий НО.
Под влиянием загрязнения быстро сокращаются запасы иуловы рыб. Это особенно заметно в регионах с значительным техногеннымвоздействием на водные биоресурсы. В этом отношение характерна ситуация вВолго-Каспийском бассейне, где расположена самая большая и одна из самыхзагрязненных рек европейской части России — Волга. Бассейн этой реки, гдепроживает значительная часть российского населения, является самым грязным встране. На втором месте почти в три раза уступая по загрязненности идет бассейнреки Обь. Бассейн Волги официально отнесен Правительством РФ к одному из самыхнеблагополучных регионов в России. С промышленных, сельскохозяйственных,коммунальных и других объектов в здесь ежегодно сбрасывается более 2 км3неочищенных и 7 км3 условно очищенных вод. Уровень содержания солей тяжелыхметаллов, нефтепродуктов, взвешенных органических веществ, ядохимикатов всточных водах превышает ПДК в 2—3 раза, а на отдельных участках — в 5 и болеераз. Так, в бассейне Волги отмечены случаи загрязнения до 26 ПДК по соединенияммеди, 7 ПДК по нефтепродуктам и 2—5 ПДК по фенолу.
Самоочищающая способность Волги нарушена в результатеизбыточных загрязнений, строительства многочисленных водохранилищ, плотин иГЭС, что нарушило естественные процессы очистки воды. Большой ущерб рыбнымзапасам наносится аварийными сбросами сточных вод, что приводит к массовойгибели рыбы. Длительное загрязнение водной экосистемы Волго-Каспийского бассейнапривело к резкому сокращению запасов и уловов осетровых, сазана, леща, судака,воблы, сельди и других ценных видов рыб. В 30-е гг. среднегодовой улов этих рыбсоставлял около 400 тыс. т, в 50-е гг. произошло снижение до 280 тыс. т, асейчас вылов ценных видов рыб не превышает 45—50 тыс. т., то есть он сократилсяза 60 лет в 8—9 раз. Особенно негативное воздействие деградация и загрязнениеводных ресурсов оказали на запасы и уловы осетровых видов рыб.
 
2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциалстраны
Одним из национальных достояний России являютсяохраняемые территории. В настоящее время в России существует 98 заповедников (втом числе 21 биосферный), 33 национальных парка, 9 природных парков, 66природных заказников федерального значения и около 1600 — региональногозначения, 31 памятник природы федерального значения и более 7,5 тыс. памятниковприроды регионального значения, 11 объектов Всемирного Наследия, 88музеев-заповедников, а также охраняемые объекты ландшафтной архитектуры,лечебные местности и курорты, где также ограничивается и регулируетсяприродопользование. Площадь сухопутной части заповедников и национальных парковсоставляет около 331 тыс. км2 (1,93% территории России).
Охраняемые территории имеют важнейшее значение длясохранения биоразнообразия, стабилизации потоков вещества и энергии в биосфере,проведения научных исследований, развития образования и культуры, рекреационнойдеятельности и туризма. В Красную книгу внесено 553 вида растений и 415 видовживотных.
Особо охраняемые природные территории 2000 2001 2002 2003 2004 Число государственных природных заповедников, ед. 100 100 100 100 100 Их площадь, млн. га 33,3 33,7 33,7 33,7 33,7 Число национальных парков, ед. 35 35 35 35 35 Их площадь, млн. га 6,8 6,9 6,9 6,9 6,9
Из 135 государственных природных заповедников инациональных парков 34 имеют статус биосферных, их общая площадь составляет12,3 миллиона гектаров.
Эколого-просветительская и туристическая деятельность натерритории государственных природных заповедников и национальных парковРоссийской Федерации 2001 2002 2003 2004 Государственные и природные заповедники Число музеев, ед. 45 51 56 58 Количество посетителей, чел. 170919 216452 264494 250748 Число визит-центров, ед. 40 53 63 72 Количество посетителей, чел. 58065 95132 115674 128394 Число экологических троп и маршрутов1) — всего, ед. 271 434 448 479 из них: водные 53 60 74 70 конные 4 11 8 9 пешие 191 298 318 341 Количество посетителей, чел. 184219 168977 200426 377789 Национальные парки Число музеев, ед. 20 21 27 28 Количество посетителей, чел. 45364 48501 51795 54277 Число визит-центров, ед. 27 35 45 45 Количество посетителей, чел. 23927 42989 59863 98150 Число экологических троп и маршрутов1) — всего, ед. 279 366 391 384 из них: водные 35 65 61 65 конные 13 16 21 24 пешие 174 193 211 185 Количество посетителей, чел. 419731 582855 805203 301970
1) Включая экологические тропы и маршруты в охраннойзоне.
Россия обладает уникальными и ценнейшими для всей планетысохранившимися девственными территориями, разнообразием экосистем, природныхландшафтов. Почти половина всего материкового пространства страны не затронутаэкономической деятельностью. Это составляет примерно треть дикой природной территориимира (не считая Антарктики).
С проблемой сохранения биоразнообразия тесным образомсвязано создание и функционирование особо охраняемых природных территорий(ООПТ). Именно на этих территориях возможно сохранение редких видов, уникальныхприродных объектов и т.д. Сейчас российскими заповедниками охраняется 35 (75%)видов млекопитающих, 84 (82%) птиц, 2 (50%) амфибий, 4 (36%) рептилий,занесенных в Красную книгу.
ООПТ — это объекты общенационального достояния, гдерасполагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особоеприродоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение, решениями органов государственной власти полностьюили частично изъятые из хозяйственного использования с установлением режимаособой охраны.
Это направление связано с прямым регулированиемприродопользования, непосредственным государственным воздействием, связаннымглавным образом с правовым и нормативным регулированием. С позицийклассификации направлений экологизации здесь мы имеем дело с прямымиприродоохранными мероприятиями.
С учетом особенностей режима различаются следующиекатегории ООПТ:
1) государственные природные заповедники, в том числебиосферные;
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственные природные заказники;
5) памятники природы;
6) дендрологические парки и ботанические сады;
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Государственные природные заповедники являются самымжестким типом особо охраняемых территорий. В них не допускается никакойхозяйственной деятельности. За последние 15 лет количество заповедников вРоссии возросло почти в 2 раза, и их увеличение продолжается с приростом 3—5 вгод. В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников (в том числе 18биосферных) общей площадью около 36 млн. га. Самые большие заповедники в России— «Большой арктический» (4169 тыс. га) на Таймыре и «Командорский» (3649 тыс.га) на Камчатке, созданные в 1993 г. Среди старейших заповедников —«Баргузинский» в Бурятии и «Кедровая падь» в приморском крае, образованные в 1916 г.
Национальными парками являются территории, включающиеприродные комплексы и объекты, которые имеют экологическую, историческую,эстетическую ценность. Они предназначены для природоохранных, научных,просветительских, культурных целей. В них допускается организованный туризм. Внастоящее время в России имеется 34 национальных парка (первый «Сочинский» былоснован в 1983 г.) общей площадью около 7 млн. га.
К памятникам природы относятся уникальные, невосполнимыев экологическом, научном, культурном отношении природные комплексы, а такжеобъекты естественного и искусственного происхождения. Всего их насчитываетсяболее 7,5 тыс., из них 28 — Федерального значения.
Государственные природные заказники представляют собойприродные комплексы, ценные в природоохранном, экологическом, эстетическомотношении и предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановленияодних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и регламентированнымиспользованием других. То есть в данном случае под охраной находятся отдельныеэлементы природы — отдельные виды растительности, животных, птиц. В охотничьихзаказниках запрещена охота, в рыбохозяйственных — рыбная ловля. Существуют испециализированные заказники — ландшафтные, степные, болотные и пр. В настоящеевремя имеется более 4 тыс. заказников различного уровня принадлежности исоподчинения, в основном регионального с общей площадью 52,5 млн. га. Крупнейшимиявляются государственные природные заказники федерального значения, их всего75. Самым большим среди этой категории ООПТ является Земля Франца-Иосифа сплощадью 4200 га (год создания — 1994).
Широко распространены в мире национальные парки —природоохранные территории, включающие природные комплексы и объекты, имеющиеэкологическую, историческую, эстетическую ценность и предназначенные дляприродоохранных, рекреационных, научных и культурных целей. На 1998 г. в России насчитывалось 33 национальных парка с площадью около 7 млн. га. Крупнейшиминациональными парками являются «Югыд Ва» в республике Коми (1892 тыс. га) и«Тункинский» в Республике Тува (1184 тыс. га).
Природные парки — природоохранные, рекреационныеучреждения, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Их сетьдо сих пор находится в стадии формирования и пока насчитывает 20 единиц в 13субъектах Федерации.
Ботанические сады и дендрологические парки такжепредставляют собой особо охраняемые территории, используемые в научных икультурных целях. В настоящее время их насчитывается 80, расположенных вразличных регионах страны.

3. Экологическая политика вРоссийской Федерации
 
3.1 Нормативно-правовые основы экологической политики
Для нормального функционирования общества необходимаэффективная научно обоснованная государственная экологическая политика,потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в областиэкологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамкахтрадиционной двухкоординатной системы социально-экономических проблем.Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своейприоритетности.
Необходимость в экологической государственной политикевытекает из трех особенностей нынешнего этапа развития России:
во-первых, взаимоотношения общества и природы объективновступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человекапутем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которыеначинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;
во-вторых, экологически опасные воздействия человека наприроду вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической,военной другими сферами деятельности общества);
в-третьих, если справедливы предшествующие выводы, тосоциальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться внеразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество можетсделать окружающую среду непригодной для существования человека, а, неоздоровляя окружающую среду, может вызвать к жизни разрушительные социальныепроцессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.
Экологическую политику можно трактовать как системуспецифических политических, экономических, юридических и иных мер,предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией иобеспечения рационального использования природных ресурсов на территориистраны. Целью государственной экологической политики является обеспечениегармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества,природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложнымизадачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем дляжизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многихважнейших прикладных и концептуальных вопросов.
Значительную сложность представляет «техническоенаполнение» государственной экологической политики. В качестве примера можносослаться на весьма актуальную для России проблему утилизации отходов ядерныхэнергетических установок. Многие подобные технические проблемы требуютразрешения уже сейчас, что связано с неизбежностью волевых решений ипотенциальной угрозой отдаленных последствий их неизбежности.
На существующем технологическом уровне и в рамкахнеизменной модели мирового развития глобальное оздоровление окружающей средыпредставляет собой практически неразрешимую задачу, прежде всего по причинеколоссального объема необходимых для этого ресурсов. Косвенным подтверждениемданного тезиса могут служить следующие факты. За 1992 г. в США природоохранного оборудования было произведено на 80 млрд. долл. и экспортировано на 8млрд., в Японии соответственно –на 30 и 5 млрд., в ФРГ –на 27 и 11 млрд.долл. (см.: Национальный форум «Экология России»//3еленая книга России. Ч. 2.Кн. 2. М., 1994). Эти данные свидетельствуют и о том, что в развитых странахтехническое обеспечение экологической политики превращается в крупную отрасльпроизводства, со всеми вытекающими отсюда последствиями, не толькоэко-логическими, но и экономическими, политическими и т. д.
Право – важнейший инструмент реализации экологическойполитики. Экологическая политика государства реализуется по двум направлениям,применительно к формам существования права: законотворчество и правоприменение.Экологическое законодательство определяет основы государственной политики вобласти охраны окружающей среды и природопользования и отражает ее содержание.Цель экологического законодательства состоит в обеспечении экологическихинтересов общества. Эффективность экологической политики и эколого-правовыхнорм определяется реальным состоянием общественных отношений в сфере охраныокружающей среды и природопользования. Основной проблемой правоприменительнойпрактики является обеспечение неотвратимости юридической ответственности запричинение вреда природной среде и здоровью человека.
Россия нуждается в разработке долгосрочной экологическойполитики, основанной на придании большей ценности природным ресурсам,полноценном финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствованиисистемы органов государственного управления природопользованием и охранойсреды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователейи субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечениирегионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 803)Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства, а согласно статье 114в) Правительство Российской Федерации должнообеспечивать проведение единой государственной политики в области экологии.
Основы государственной экологической политикиразрабатываются Правительством и утверждаются Федеральным Собранием иПрезидентом РФ в виде Концепции государственной экологической политики России.
Стратегической целью государственной экологическойполитики является обеспечение неистощающего, рационального использования иохраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего ибудущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания, созданиеосновы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасностиРоссии.
 
3.1.1 Принципы экологической политики России
Исходя из целей государственной экологической политики –обеспечение высокого качества среды обитания человека, рациональноеиспользование природных ресурсов и поддержание жизнеобеспечивающих функцийбиосферы – принципами государственной экологической политики России являются:
Охрана окружающей среды и государственное регулированиеиспользования природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов,проживающих на соответствующей территории.
Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколенийлюдей от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчивогоразвития при принятии политических и экономических решений.
Поддержание экологической безопасности государства какважнейшего элемента национальной безопасности России.
Сохранение и поддержание жизнеобеспечивающих функцийбиосферы на территории России как основы экологической безопасностигосударства.
Организация устойчивого использования природных ресурсов(возобновляемых – при условии организации работ по их возобновлению;невозобновляемых – при условии разработки их возобновляемой замены).
Организационное отделение государственного контроля заприродопользованием от организации природопользования.
Предотвращение возможных опасных экологическихпоследствий при развитии и размещении производительных сил.
Принцип предосторожности: ограничение распространениятехнологий и веществ, последствия использования которых для здоровья человека иокружающей среды недостаточно ясны.
Принцип “загрязнитель платит”: получение платы зазагрязнение в размерах, обеспечивающих ликвидацию последствий загрязнения.
Принцип “презумпции виновности” технологий – пользователии распространители новых технологий и продуктов предварительно должны доказатьих экологическую приемлемость.
Принцип неистощающего использования возобновляемыхресурсов: темпы и масштабы использования пресной воды, плодородных почв, живыхприродных ресурсов должны соответствовать темпам их возобновления.
Принцип минимизации изъятия невозобновляемых природныхресурсов: темпы использования невозобновляемых природных ресурсов должнысоответствовать темпам разработки их устойчивой возобновляемой замены.
Принцип учета зарубежного опыта в снижении экологическихрисков.
 
3.1.2 Основные пути и формы осуществления экологическойполитики
Среди основных путей и форм осуществления экологическойполитики России:
Разработка и применение законодательства, защищающегоприроду и человека от неблагоприятных последствий использования природныхресурсов.
Разработка и применение норм и правил, препятствующихзагрязнению окружающей среды, а в случае загрязнения – определяющих механизмсанкций за их нарушение и ликвидации последствий загрязнения для природы, играждан.
Создание и поддержание системы специально уполномоченныхгосударственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Организационное отделение государственного контроля заприродопользованием от организации природопользования.
Разработка механизма взаимной ответственности субъектовРоссийской Федерации за состояние окружающей среды и природных ресурсов,разработка и проведение ими согласованной региональной экологической политики.
Создание и поддержание системы государственных иобщественных институтов, обеспечивающих управление экологической безопасностью.
Организация и проведение государственной экологическойэкспертизы перед принятием любого хозяйственного решения, способного оказатьотрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровьенаселения.
Эффективное использование процедуры оценки воздействиянамечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) состороны инициатора такой деятельности.
Определение допустимых масштабов воздействия наэкосистемы как основы для определения хозяйственной емкости локальных ирегиональных экосистем.
Лицензирование всех видов деятельности, опасно влияющихна экологическую ситуацию.
Государственная поддержка ресурсо- и энергосберегающихтехнологий и производств.
Последовательный переход на систему международныхстандартов технологических процессов и производимой продукции для включенияРоссии в международную систему обеспечения экологической безопасности.
Полное и своевременное возмещение ущерба здоровью иимуществу граждан, нанесенного экологическими правонарушениями.
Организация эффективного государственного и общественногоконтроля за исполнением природоохранного законодательства.
Организация единой государственной системы экологическогомониторинга.
Совершенствование экономических механизмов и финансовогообеспечения деятельности в области охраны окружающей среды.
Распространение достоверной и своевременной информации осостоянии окружающей среды (в том числе посредством государственной поддержкииздания экологической литературы и поддержки средств массовой информации).
Выделение и реабилитация территорий с опасным изменениемкачества окружающей природной среды (зон экологического бедствия и экологическогонеблагополучия).
Развитие сети особо охраняемых природных территорий,расширение зон ограниченного природопользования.
Разработка и осуществление системы мероприятий посохранению редких и исчезающих видов живых организмов, сохранению экосистем иландшафтов.
Поддержка разработки и внедрения новых энерго- иресурсосберегающих технологий.
Организация научных экологических исследований как основыразработки экологической политики государства.
Формирование экологической культуры общества и воспитаниеэкологического мировоззрения.
Поддержка общественного экологического движения ипривлечение общественности к решению экологических проблем, организацииэкологического контроля и мониторинга.
Поддержка благотворительной деятельности, направленной нарешение экологических проблем России.

3.2 Органы управленияприродоохранной деятельностью
Различают субъекты и объекты управления. В каждой странекак хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, спортивная идр.) деятельность общества сознательно управляются. Что имеется в виду подтермином «управление»? Управление — процесс воздействия субъекта на объект вцелях перевода его в новое качественное состояние или поддержания вустановленном режиме.
Субъект управления – это тот, кто управляет. Объектуправления – это тот, кем управляют.
Субъектами управления природопользованием, в том числе иприродоохранной деятельностью, выступают государственные органы общейкомпетенции, кроме того — специально уполномоченные органы по охране окружающейприродной среды, а также органы местного самоуправления. На уровне предприятийсубъектами управления являются подразделения и службы природопользования (цехи,отделы) или отдельные работники.
К государственным органам общей компетенции относятсяПрезидент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные иисполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные имуниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной средынаряду с множеством других направлений работы.
К государственным органам специальной компетенцииотносятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномоченывыполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенцииподразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные.Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи илиотдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, леснымхозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторингсостояния окружающей природной среды).
К охране природной среды имеют отношение многиеминистерства и ведомства. Например, Министерство экономического развития иторговли РФ, формируя стратегию социально-экономического развития, обязаноучитывать и экологические интересы общественного развития. Госстандарт Россииосуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов и в том числе завыполнением зафиксированных в них экологических требований. ГоскомитетРоссийской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политикеразрабатывает экологические требования при капитальном строительстве, и т.п.
Компетенция органов местного самоуправления по охранеокружающей среды отражена в их уставах. Их роль напоминает роль государственныхорганов общей компетенции, только на гораздо более узком пространстве,относящемся к ведению соответствующего органа местного самоуправления – науровне района или города.
Объектами управления являются все природопользователи,как юридические, так и физические лица, независимо от характера и направленийих деятельности. Поскольку все организации и предприятия, все жители городов идеревень находятся и действуют в природной среде, то объектами управленияявляются все юридические и физические лица на территории нашей страны. Связи иотношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользованияи охраны природной среды строятся двумя способами. Первый — на основе правил ипроцедур, зафиксированных в действующих Законах и других нормативно-правовыхактах. Второй — на основе договоров между конкретными субъектами и объектамиуправления.
 

3.3 Основные направления государственного экологическогоменеджмента
Экологический менеджмент – это совместная управленческаядеятельность государственных, производственных и общественных структур,опирающаяся на экологическое право. Экологической наукой разработано учение обэкологических рисках. Выделяют риски природные и техногенные, постоянные иаварийные, нулевые и приемлемые. На основе эконометрических методов проводитсяоценка рисков, краткосрочных и долгосрочных потерь. Конкретные формулировкипроблемы управление рисками приводят, как правило, к задачам многокритериальнойоптимизации. Органы социально-экологической защиты населения используютэкологический мониторинг (в том числе на основе снимков из космоса), а такжеэкологический контроль за работой предприятий и организаций. Достаточно хорошоотработаны различные варианты организационно-экономического механизмауправления экологической безопасностью, рациональным природопользованием иохраной окружающей среды.
Hа локальном уpовне экоменеджмент напpавлен главнымобpазом на:
контpоль за выполнением пpиpодоохpанногозаконодательства, экологических нормативов, квот;
экологических последствий пpиpодопользования ипpоизводства пpодукции, выполнения пpинимаемых pешений;
обеспечение совеpшенствования технологии пpоизводства вчасти снижения его аваpийности, степени технологического pиска, энеpго- иматеpиалоемкости, количества и токсичности выбpосов;
оптимизацию pаботы конкpетных пpоизводственных(технических, энеpгетических, тpанспоpтных, агpаpных и агpопpомышленных) объектовв гpаницах pайона, поселка, гоpода;
экологизацию пpоизводства за счет использования отходоводних пpедпpиятий в качестве pесуpсов дpугих;
оптимизацию pайонных планиpовок с целью снижения вpедноговоздействия пpоизводственных объектов на население и его pеабелитацию от этихвоздействий, тpанспоpтной и пpоизводственной усталости;
создание антpопогенных или напpавленную смену пpиpодныхэкосистем на более устойчивые к техногенным воздействиям;
введение огpаничений на pазмещение и функциониpованиепpоизводств, могущих оказать отpицательные экологические последствия на пpиpодуи здоpовье населения;
оpганизацию системы опеpативной инфоpмации, адекватной вpеальной экологической обстановке;
оpганизацию всеобщего непpеpывного экологическогообpазования в pамках ныне действующих дошкольных учpеждений,общеобpазовательных школ, колледжей, лицеев, ВУЗов и специально создаваемых пpиних куpсов повышения экологической гpамотности.

Заключение
Как же решаются экологические проблемы в РоссийскойФедерации? Коротко можно ответить так: «применительно к бедности». В условияхэкономического кризиса природоохранная деятельность финансируется поостаточному принципу, но на фоне эффектных деклараций. Перспектива реальнойразработки и практической реализации эффективной государственной экологическойполитики кажется достаточно зыбкой, если предположить, что последние административно-управленческиереформы (например, понижение статуса Минприроды РФ, упразднениеГосударственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ) отражают подлинноеотношение высших эшелонов власти к экологическим проблемам.
Правительство России в определенном смысле оказалосьзаложником собственного курса на повсеместное внедрение рыночных механизмов всферу экологии в связи с нехваткой ресурсов и недостаточной отработанностьюправовых основ охраны природы. Между тем построение механизмов природоохраннойдеятельности на базе устаревшей концепции экономического редукционизма, неучитывающей самоценности человеческой жизни и пытающейся свести к стоимостномуподходу все факторы, включая и установление «цены жизни человека», уже давновызывает обоснованную критику отечественных и зарубежных специалистов.
Эффективная государственная экологическая политика насегодняшний день не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджетанаправлений. К их числу относятся обеспечение национального выживания вусловиях мирового экологического кризиса, т. е. выделение ресурсов на случайразвития событий по «пессимистическим сценариям», выполнение мероприятий подостижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологическихсистем.
Сложность и важность задачи формирования государственнойэкологической политики России предполагают участие в ее разработке общественныхорганизаций, в том числе экологических партий и движений. В период остройсоциально-экологической напряженности установление конструктивного взаимодействияорганов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно изнеобходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.

Список использованной литературы
1.        «Aтлaс биологического рaзнообрaзия лесов Европейской России исопредельных территорий», М-1996
2.        Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. –М.: Инфра М., 1997. – 400 с.
3.        Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книги 1,2. – М.; Алгоритм, 2001.– 528 с.
4.        Менеджмент / Под ред. Ж.В.Прокофьевой. – М.: Знание, 2000. – 288 с.
5.        Орлов А.И. Экологическое страхование. — Журнал «Российскоепредпринимательство». 2000. No.11. С.104-108. No.12. С.52-55.
6.        Орлов А.И. Эконометрика. – М.: «Экзамен», 2003. – 576 с.
7.        Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. – М.: ИздательскийЦентр «Академия», 2003. – 384 с.
8.        Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологическойбезопасностью. — Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». 2000. No.6.С.78-86.
9.        Федосеев В.Н., Орлов А.И. За что нас покупают (состояние рыночноймотивации труда в России). – Журнал «Российское предпринимательство». 2000.No.6. С.10-19.
10.     Федосеев В.Н., Орлов А.И., Ларионов В.Г., Козьяков А.Ф. Управлениепромышленной и экологической безопасностью: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО,2002. – 220 с.
11.     ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 5 (100), май 2006 года
12.     ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 6 (100), май 2006 года
13.     ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 7 (100), май 2006 года
14.     Экология. / Под ред. С.А.Боголюбова. – М,: Знание, 1999. – 288 с.
15.     http://www.sci.аhа.ru

Приложения
/>
Карта 1. Потенциал устойчивости природных экосистем
/>
Карта 2. Интенсивность антропогенных воздействий наприроду

/>
Карта 3. Индекс комфортности климатических условий.
/>
Карта 4. Индекс социально-бытовой обустроенности населенныхпунктов.