Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
 
Выполнила:студентка 33 группы
ПудовкинаАлена Вадимовна
Научныйруководитель:
ВолковаТатьяна Евгеньевна
Ростов
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Главаl. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1Общая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2Особенности деятельности дошкольника
Главаll ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР ВЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Глава lll ВИДЫ ИГР
3.1 Виды игр
3.2 Методика обучения игре
Глава lV ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХСИТУАЦИЙ РАЗНОГО ТИПА
4.1 Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
4.2 Игровые обучающие ситуации с использованием литературныхперсонажей
4.3 Игровые обучающие ситуации типапутешествий
ГлаваV РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Экологическиепроблемы являются всеобщими проблемами населения Земли.Утончениеозоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слояпочвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременноинтенсивный рост народонаселения планеты – вот итог отсутствия правильноговзаимодействия человека с природой. Не понаслышке знаютроссияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этомуспособствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чеголюди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухомс большой примесью выхлопных газов.
Кплохой среде обитания особенно чувствительны дети. Дети России находятся вособо неблагоприятных условиях.
Экологическиепроблемы непосредственно связаны с процессом образования населения: необходимостьих преодоления породили новое направление в образовании — экологическое: всемнеобходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какиев природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права ихигнорировать. Обретение экологической культуры, экологическогосознания — это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Цельюданной работы является раскрыть возможности игровой деятельности как средство экологическоговоспитания детей младшего дошкольного возраста. В работепоставлены следующие задачи: показать значение и вполнеобоснованную возможность использования сюжетно-ролевой игры в рамкахэкологического воспитания; дать конкретные образцы игровых обучающих ситуаций ираскрыть механизм их применения в практике работы с детьми. Объектомисследования является игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Как начальное звено, экологическоевоспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение длявсего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры вчеловеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительнаячасть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания иродители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизациисознания и мышления. Два последних десятилетия — это периодстановления экологического образовательного пространства. В этот периодосуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаютсятехнологии обучения и воспитания детей и молодежи. Непрерывное экологическоеобразование — это необходимость, осознание которой уже имеется не только успециалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасатьпланету: нужны разумные организации и управление. И понимать это надо сдетства.

l. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
 
1.1 Общая характеристика дошкольноговозраста
В дошкольном возрасте ребёнок быстро растёти увеличивается в весе. Темпы роста в этот возрастной период неравномерны. Всвязи с удлинением туловища и конечностей изменяются пропорции тела.Увеличивается мышечная масса, дошкольники становятся более мускулистыми ихудощавыми, чем младшие дети.
Интенсивно процессы окостененияскелета. Однако в дошкольном возрасте они ещё не завершаются.Совершенствуется деятельность опорно-двигательного аппарата, это выражается вповышении скорости и скоординированности деятельности мышц — ловкость иуверенность движений. экологическое воспитаниедошкольный игра
К концу возрастного периода завершается миелинизациянервных волокон, что повышает пластичность и устойчивостьнервно-психической деятельности и в целом защитные силы организма. Поведениедошкольника принимает более организованный регулируемый характер.
В личностном плане дошкольникстановится более самостоятельным и независимым. Таким образом, продолжаетсяавтономизация от взрослого. Но при этом связи со взрослыми обогащаются,становятся более разнообразными. Это связано с увеличением числа социальныхфункций, которые становятся посильны дошкольнику. Дошкольный возрастхарактеризуется появлением следующих новообразований:
1. происходит стремительное развитиепсихических свойств, которое время от времени прерывается. Во время этихостановок ребёнок воспроизводит достигнутое.
2. выделяются и оформляются внутренниеумственные действия и операции.
3. появляется личная жизнь впознавательной и эмоционально-мотивационной сферах.
4. воображение, мышление и речь соединяютсяв единый процесс, то есть возникает синтез внешних и внутренних действий.Появляется творческий процесс.
5. завершается процесс формирования речикак средства общения.
6. происходит усвоение нравственныхнорм, правил поведения, возникают личностные качества.
7. вершина развития дошкольного возраста— развитие самосознания и индивидуальности ребёнка, что позволяет говорить онём как о личности.
 
1.2 Особенности деятельности дошкольника
Ведущей деятельностью дошкольникаявляется игра. Игру называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). Приумелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого вразвитии ребёнка. Игра — средство многостороннее:
l этосамостоятельная деятельность, способствующая развитию личности;
l этосредство сплочения детской общности;
l этометод организации других видов деятельности;
l этоспособ общения.
Игра оказывает существенное влияние наинтеллектуальное развитие — дети учатся обобщать предметы, сравнивать их,развивая тем самым умственные операции. Самостоятельность детей всюжетно-ролевой игре — одна из её характерных черт. Дети сами выбирают темуигры, определяют линии её развития. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурныекомпоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжеты игр разнообразны. Условно ихделят следующим образом:
û бытовые(игры в семью, детский сад)
û производственные,отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин)
û общественные(игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку).
На протяжении историичеловечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи.

ll. ТЕОРИТИЧЕСКИЕПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Успехв экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всегопониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этоговозраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослымпрактическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливыйтон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Ведущимфактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретныйобраз предмета, действия с ним. Слова должны следовать за действиями — тогдаситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует,что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младшихдошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследованиепредметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, чтоможно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитательвключает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи,фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как онискрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждоеощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
Взаимосвязь игры(ведущей деятельности дошкольников) с процессом накопления представлений оприроде — вопрос малоисследованный, но перспективный. Можно предположить, чтонахождение оптимальных путей включения элементов сюжетно-ролевых игр в процессеобучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станетэффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствование методикидошкольного природоведения; обогатит содержание и способы самостоятельнойигровой деятельности младших дошкольников.Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детейбережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, чтоактуально для решения вопросов экологического воспитания малышей.
В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольниковобращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Д.Б. Эльконинымвскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры ввозрастном развитии ребёнка. Исследователем установлено влияние игровойдеятельности на психическое развитие дошкольника, в частности наинтеллектуальное, нравственно-волевое развитие.
Вжизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошемрасположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей сприродой в большой степени зависит от их эмоционального отношения квоспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения ипрактическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент,который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой),заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность исоздать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного»содержания.
Второйзначимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамкахэкологического воспитания является конечным результатом. Психологирассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенкаположительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, чтонравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной иликакой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческийсюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представленияоказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались вотношение, которое ее и спровоцировало.
Всвою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания,не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательногоотношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания,вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру,станут ее содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишьинтеллектуальную сферу.
Играи экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игрыребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, откоторых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е.он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы,взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтомунакладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природыигровым способом должны строиться по определенным правилам.
Идея включения игры впроцесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский и многиедругие ведущие педагоги неоднократно подчёркивали легкость, с которой детиусваивают знания, если их сопровождать игрой. Позиция пониманияцелесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраставывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых —обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыкови умений. С помощью дидактических игр также решаются различные учебные задачи:формирование навыков умственной деятельности детей, умений использоватьприобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формойорганизации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитаниянравственно-волевых, коллективистских качеств.
Два момента —необходимость получения детьми знаний о природе и овладение способами ихреализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием.Р.И.Жуковская увидела прямую связь знаний и игры. Она выявила необходимостьпроведения специальных игр-занятий, которые были обучающим этапом в становлениисамостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. Включение в содержаниезанятия по инициативе взрослого различных структурных элементов игры(обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета,ролевых действий и отношений) будет служить для детей игровым образцом,своеобразной формой обучающей игры.
Можно не сомневаться,что чем чаще воспитатель будет использовать игру на занятиях, чем удачнее иразнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется их влияние насамостоятельную игровую деятельность.
Анализ игр,рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразныпо форме и содержанию. Существуют игры сюжетные и без определенного сюжета. Впоследних более отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетнойигры составляет фабула каких-либо событий, для воспроизведения которых детинаделяются соответствующими ролями. Примером могут служить такие игры:«Овощи-фрукты», «Семена», «Цветы», «Овощехранилище». В этих играх дети получаютроли продавцов, покупателей, рабочих.
Экологическоевоспитание также можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевойигры в процесс обучения младшихдошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям иживотным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения ипредметам, изготовленным из них.
Совместное исследованиес И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевойигры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровыеобучающие ситуации. Они создаются педагогом для решения конкретныхдидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.
Выявлены три типа ИОС,использование которых обладает различными дидактическими возможностями. ЭтоИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающихлитературные персонажи, различных вариантов сюжета «Путешествие».
Первый тип ИОС — использование игрушек-аналогов, изображающих различныеобъекты природы. Существует огромное количество игрушек-животных и оченьограниченное количество игрушек-растений. Главный смысл использования такогорода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка вэтом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного иреалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработкевозможности правильно действовать с живым объектом или предметом. Последняяхарактеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточныйматериал, что особенно важно для младших дошкольников.
Следует специальнообратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта.Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) фокусируетна себе внимание ребенка, в равной степени является содержательным элементомобучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий междуигрушкой и живым объектом. Использование игрушки на занятии должно быть вполном соответствии с ее функциональным назначением: помогает создавать игровыеситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.
Итак, исследованияпоказывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическуюфункцию в эколого-образовательном процессе дошкольного воспитания. Онастановится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания оживотных и растениях.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажейлитературных произведений, хорошо знакомых детям. Воспитатели часто используютсюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка,Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей кдидактической цели занятия. Но роль игровых персонажей в обучении очень мала:они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев мешаютрешению программных задач занятия.
Было сделанопредположение, что куклы-персонажи некоторых сказок на основе их литературнойбиографии могут быть с успехом использованы на занятиях по изучению природы.Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажейне случаен.
Чипполино оченьсимпатичен детям и нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. Ктому же его сходство с луковицей помогает ребятам глубже осознавать разницумежду натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знаетоб овощах, и ребята всегда рады встрече с ним, так как уверены, что Чипполинорасскажет им что-то интересное.
Карлсон — в некоторомсмысле противоположный персонаж. Он знаком ребятам как большой хвастунишка,баловник и весельчак.
Незнайка носит свое имянеслучайно. Он много хвастает своими способностями, на самом же деле ему частонедоступно решение даже самых простых вопросов.
Предполагалось, чтоданные сказочные персонажи будут использованы на занятиях не с целью развлечь,а как условия, обеспечивающие решение дидактических задач.
Таким образом,литературный герой, привнесенный на занятие, — это не просто симпатичнаяигрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером иформой выражения. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации онпроявляется своими типичными особенностями, то есть действует в своем «амплуа».Именно поэтому Карлсон и Незнайка постоянно попадают в такие ситуации, когданеобходимы знания и помощь ребят. Такие моменты особенно хороши тем, что детименяют свою позицию в обучении: из обучаемых они превращаются в обучающих.Смена позиций выступает как положительный фактор обучения — активизируетсяумственная деятельность ребят. Использование куклы-персонажа на основе еголитературной биографии — это косвенная форма обучения детей, целиком основаннаяна достаточно сильной игровой мотивации младших дошкольников.
Третий тип ИОС — это различные варианты игры в путешествие: «Поездка навыставку», «Экспедиция в Африку (или на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад»,«Путешествие к морю» и многое другое. Во всех случаях это сюжетно-дидактическаяигра (или ее фрагменты), присутствующая на занятиях, в наблюдениях, труде. Посуществу всевозможные путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роликоторой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.
В каждом конкретномслучае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места,знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников,экскурсантов, туристов, посетителей т.д. Воспитатель, взяв на себя рольэкскурсовода, рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чегоотправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь сможет оказать атрибутика ввиде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей.
Все обозначенные типыигровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумываниясюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приёмов создания иподдержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение сиспользованием ИОС может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени —это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настройу детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

lll. ВИДЫ ИГР
 
3.1 Виды игр
В ознакомлении детей сприродой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольноговоспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правиламии творческие игры.
Игры с готовымсодержанием и правилами. Из этой группы игрв ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.
Ди д а к т и че с к и е и г р ы — игры с правилами, имеющие готовое содержание. Впроцессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у нихпредставления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этомигры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детейприменять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразныеумственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения игратьвместе. Игры дают возможность малышам оперировать самими предметами природы,сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игрыподводят младших дошкольников кумению обобщать и классифицировать.
Дидактические игрыможно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их сучетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний иразвития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часыдосуга, на занятиях и прогулках.
Игры-занятия проводятсяпо определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущаяроль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет впроцессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всехвозрастных группах.
Дидактические игры похарактеру используемого материала делятся на предметные игры,настольно-печатные и словесные.
Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы(листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можноназвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», ит.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаютсяпредставления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Младшим детям хорошо даватьнесложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же поцвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой,поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметовпо качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики,развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью.Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.
Настольно-печатные игры— это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки(«Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши»,«Растения», «Подбери листок» и т.д.).
В этих играхуточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях,животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либопредваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируетсяумение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции имобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих ииспользуются в повседневной жизни. В младшей группе дети чаще всего подбираюткартинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животныхпопарноили на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где детиклассифицируют предметы и делают обобщения.
Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания исамо слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признакахтех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обогащаются исистематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность,быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?»,«Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно— не нужно» и т.д.
П о д в и ж н ы е и г ры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, ихобразу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играмотносятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик»,«Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляютзнания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса кприроде.
Творческие игрыприродоведческого содержания.Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные сприродой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятийи повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются ипроводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Вовремя игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа наптицеферме, в свинарнике, теплице и т.д.), идёт процесс осознания значениятруда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Самостоятельныйхарактер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их какметод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявитьстепень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.
Воспитатель долженприглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знаниядостаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.
При обеденномсодержании игр педагог обогащает знания о труде взрослых на экскурсиях,прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры младших дошкольников оказывают рассказы взрослых о своейработе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствуетобогащению содержания игр. Кроме этого, необходимо создавать определённыеусловия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: вгруппах должны быть специальные наборы игрушек — животные, овощи, фрукты,сельскохозяйственные машины и т.д.
Одним из видовтворческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок,снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства икачества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель,руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощьюпоисковых действий.
Строительные игры могутслужить основанием для постановки опытов, которые организуются с цельюразрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а вдругих — нет? Почему вода бывает жидкой и твёрдой? Почему лед и снегпревращаются в воду в теплом помещении?
В каждой возрастнойгруппе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во всевремена года. Это песочные дворики, столы, резиновые фигурки людей и животных,фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлическиекаркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин»на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.
Ценность природногоматериала — в возможности его разнообразного использования, что помогаетоткрывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог долженпомочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

3.2 Методика обученияигре
Воспитательосторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрастесюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью,поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомыеобразы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическоесодержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба»,«Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Ссамого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группахмногократно рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огородехорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в егоогороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомитдетей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать ик детям в целом относится доброжелательно.
Темудомашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», укоторых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия«приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козес козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этихоперациях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров икоз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает ихигровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Каждой новой игре детейнужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.
В младших группах на первомэтапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры онсообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрыванияхсообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключаетсяиз активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям,направляет игру. Натретьем этапе дети играют самостоятельно.Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников. Когда интерес к игрепропадает, педагог дает новый ее вариант.
Технологияэкологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
•разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой,декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущимирастениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений ипозволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
•ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которыесопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) иодеванием картонной куклы;
•участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются вспециальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение1-2 недель в разгар зимней подкормки;
•проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста:наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю)воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
•совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу закомнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям ипониманию их значения для живых существ;
•рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций вкнигах;
•проведение экологических занятий один раз в две недели;
•проведение экологических досугов.
lV. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ИИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ РАЗНОГО ТИПА
 
4.1 Игровые обучающие ситуации сигрушками-аналогами
 
1. «Рыбки живые и игрушечные:сравнение внешнего вида». ИОС может бытьиспользован в ясельной — средней группах.
Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях еетела.
Дети рассматриваютрыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова?Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Чтоесть у рыб?
Воспитатель раздаётвсем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушкупальчиком по контуру. Показать и обвести по очереди все части тела. Воспитательуточняет: «Голова спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке.Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жаберные крышки». Спрашивает,чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самимпоиграть с рыбками.
2. «Рыбки живые иигрушечные: сравнение поведения». ИОСдля младшей — старшей групп.
Дидактическая цель: выявить с детьми главные различия: живые рыбы живут в воде,самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки — неживые, они стоят наполке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.
Определить различныеспособы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбами: игрушечных можно брать вруки, по-разному с ними играть (кормить понарошку, укладывать спать, катать, заних разговаривать). Живых рыб вытаскивать из воды нельзя — они погибнут. Ихнадо кормить, чистить для них аквариум, за ними можно наблюдать.
Воспитатель предлагаетдетям понаблюдать за аквариумными рыбами, спрашивает, где они живут (в воде, ваквариуме). Сообщает, что в детском саду живут другие рыбки. Предлагает ихнайти, рассказать, какие это рыбки и где их место обитания (игрушечные, живутна полках в шкафу, в игровом уголке).
Все наблюдают за рыбамив аквариуме. Воспитатель просит рассказать, что делают рыбы. Предлагаетвыяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Наливают в таз воды, пускаютигрушки, наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде:они не могут плавать самостоятельно, так как неживые — игрушечные.
Затем кормят аквариумныхрыб, наблюдают, как они поедают корм. Воспитатель предлагает также покормитьрыб в тазу, сыплют корм игрушкам, наблюдают. Педагог уточняет: они не едят,потому что не могут есть по-настоящему, они — неживые. Но их можно покормитьпонарошку — сварить для них в кукольном уголке кашу. С ними можно поиграть —они игрушки. Их можно держать в руках (ведь это предметы) и не беспокоиться заих жизнь: они неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя: на них можносмотреть, им можно сыпать корм, но не вытаскивать их из воды: они живыеживотные — могут умереть.
Воспитатель отпускаетдетей, говорит, что они могут поиграть с игрушечными рыбками или самостоятельнопонаблюдать за живыми рыбками.
3. «Сравнение живых изаводных рыб» — ИОС дляподготовительной группы.
Дидактическая цель: уточнить с детьми понимание, что живые рыбы — это существа,животные.
У них есть потребностьв пище, воздухе, они приспособлены жить в воде — имеют гладкое, обтекаемое,вытянутое тело, покрытое чешуей; голова впереди заострённая, переходит втуловище (нет шеи); на теле много плавников, помогающих передвигаться в воде;рыбы дышат воздухом, который есть в воде, при помощи жабр. Они размножаются,рождая мальков или откладывая икру. Рыбы могут чувствовать — видеть, слышать,на расстоянии обнаруживать преграду. Рыбы ведут себя по-разному: отыскиваюткорм, плавают быстро и медленно, затаиваются, отдыхают, иногда дерутся.Заводная рыбка — неживая, она сделана из искусственного материала, не можетесть, чувствовать, плавать, производить потомство. Она может плавать, если еёзаведут: люди придумали механизм, который позволяет игрушке двигаться в воде.
Воспитатель сначалапредлагает за аквариумными рыбами, затем демонстрирует заводную рыбку в тазу сводой. Просит сравнить рыб: сказать сначала, чем они различаются, потом — чемпохожи. За каждый правильный ответ дети получают фишки. После того, как детиисчерпали все знания, воспитатель подводит итог: «Самое главное: в аквариумеживут живые рыбы. Это животные. Они питаются, плавают, приносят потомство, онихорошо приспособлены к жизни в воде. В тазу плавает неживая рыбка, красиваямеханическая игрушка. Это предмет, который изготовил человек. Игрушка ничего нечувствует и не может самостоятельно, без завода что-нибудь делать».
После поисков признаковсходства воспитатель уточняет: «Живые и заводные рыбки похожи только внешне (поформе, строению и плаванию)».
В заключение детиподсчитывают фишки, выстраиваются в порядке их уменьшения по очереди заводят изапускают игрушку. Первым это делает ребёнок, у которого больше всего фишек.
 
4.2 Игровые обучающиеситуации с использованием литературных персонажей
У младших дошкольников много любимых, широко известных героевсказок и книг. Ряд из них — это ещё и герои мультфильмов. Биографическиеособенности таких литературных персонажей могут быть использованы вприродоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить илирасширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным — кживой природе. Разрабатывая ИОС, важно задействовать самое характерное вповедении сказочных героев. С этой целью даётся их краткая характеристика,которая поможет воспитателю создать свои ИОС.
Доктор Айболит
С образом Айболита удошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных изаботится о них. В каждом д/с имеется кукла Айболит со знаменитым чемоданчиком,в котором множество докторских принадлежностей. Этот персонаж легко может бытьвключен в разнообразные игровые обучающие ситуации с детьми разного дошкольноговозраста.В рамках игровых действий «врача-специалиста» Айболит можетвыполнять очень важную (для экологического воспитания) функцию — давать образецправильного осмотра своих пациентов (то есть растений и животных — обитателейуголков природы), постановки диагноза (то есть определение состояния живыхсуществ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписываярецепты с разного рода рекомендациями.
Большую роль вразвёртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика ИОС: сама кукла должна бытьсредних размеров, в белом халате и колпачке, желательны очки и борода,символизирующие учёность и доброту. Чемоданчик Айболита кроме традиционногонабора содержит рецепты (чистые бумажки небольшого размера), ручку, палочку длярыхления почвы, водный термометр, вату, пластмассовые ножницы, безопасный нож идр. При Айболите должна быть машина скорой помощи с зелёными крестами по бокам(символизирующие помощь природе). Авторитет Айболита для детей (в силу частых)очень велик, поэтому ИОС с Айболитом целиком поглощают внимание любыхдошкольников. Занятия с игрой проходят лучше, если привлекается второйвзрослый, разыгрывающий роль Айболита.
«Айболит осматриваеткомнатные растения».
Дидактическая цель: учить детей внимательно осматривать растения, находитьпризнаки нездорового их состояния, делать вывод о недостатке каких-либоусловий, находить способ оздоровления воспитывать бережное отношение крастениям, понимание, что они живые организмы, которым нужны хорошие условияжизни.
Воспитатель сообщаетдетям, что в детский сад приехал Айболит, который ходит по группам иосматривает растения. Предлагается убрать игрушки, навести порядок, чтобывстретить гостя. Раздаётся стук, Айболита привозят на машине. Он здоровается,сообщает, что наступила весна, многие растения за зиму ослабли. Поэтому, онсчитает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как правильно ухаживатьза растениями. Воспитатель просит детей присутствовать при осмотре растений ипомочь ему. Говорит: «Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят.Вы будете называть их, а я проверять почву, их листочки, стебли, скажу, здоровыли они. Если будет надо — выпишу рецепты». Айболит внимательно осматриваеткаждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещённости, указываетпризнаки неблагополучия. Может вытряхнуть растение из горшка, осмотретькорневую систему. Выясняет, как часто и какой водой поливают цветы, делается лиопрыскивание, рыхление, подкормка. По каждому растению делает рекомендации.
Колобок
Колобок как геройзнаменитой сказки интересен двумя моментами: тем, что он на своём путивстречает разных лесных животных, и тем, что он — хлебное изделие, испечён измуки.
«Колобок вникает вжизнь лесных обитателей: начало путешествия». ИОС для младшей группы.
Дидактическая цель: дать детям первоначальные представления об особенностяхжизни зайца и волка в лесу.
Воспитатель обращает внимание детей нато, что в группу пришел гость — красивый румяный Колобок. Гость здоровается,хочет сказать ребятишкам важную вещь: «Девочки и мальчики, вы конечно знаете,что меня много раз ела лиса. Мне это уже надоело, я решил стать умным — большене сажусь к ней на нос. Оказалось, что от нее можно укатиться так же, как и отдругих — стоит только спеть песенку до конца. Давайте вместе споем:
Я, Колобок, Колобок:
По амбару метён, по сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.
Я от зайца ушёл и от волка ушёл.
Я от медведя ушёл и от тебя, лиса, ятоже уйду!
Я покатился и покатился, лиса менятолько и видела! Вот так я стал умным и начал задумываться: как так все в лесуживут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришел к вам.Знаю, что все воспитательницы маленьким ребятам про всё рассказывают».
Воспитатель предлагает детям показатьКолобку картину про зайца в лесу и рассказать, как он там живёт, что ест, чтоделает зимой, летом. Все рассматривают картину, воспитатель побуждает ребят квысказываниям, дополняет их ответы короткими пояснениями, обращаясь главнымобразом к Колобку.
4.3 Игровые обучающие ситуации типапутешествий
Традиционным для дошкольников являетсясюжет игры в путешествие, многочисленные варианты которого приемлемы для детейразных возрастов. При этом их внимание может быть сосредоточено на разныхмоментах: совершать действия поездки; соблюдать ролевые взаимоотношения вовремя поездки. Внимание играющих может быть сосредоточено на разнообразных, втом числе и новых, впечатлениях, получаемых путешественниками во время поездки.Эту сторону игры можно с успехом использовать в дидактических целяхознакомления детей с природой.
Примеры игр: «Малыши зоопарка»,«Прогулка в лес», «Посещение выставки».
V. РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИМЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольное детство — это период игры.Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими деламиребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие. Вподвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становлениедвигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. Всюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослыхлюдей. В одно мгновение он может стать шофёром, продавцом, врачом, пожарным.Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества ифантазии ребенок воплощает в практику интересной игры. Особенно захватывающимистановятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в нихне только профессиональные действия, но и их взаимоотношения. Существуют и такназываемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу.Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируютмыслительные способности ребят, умения использовать приобретённые знания вновых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры чаще всего —это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и большего количестваучастников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умениестроить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.
Важнуюроль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующиедействия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длинуобъектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку,большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то жесамое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначенословом.
Игра доставляет большую радость ребёнку,потому что она даёт ему возможность активно действовать. Очень нравятсядошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с дошкольниками можнопоиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными ивписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игрявляется возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различныемыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщатьявление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.(«Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Чтотретье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение ипроникновение в мир интересов дошкольника.
С детьми 3-4 лет дидактические игрыцелесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый долженпомнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае,если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будетразвиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багажимеющихся знаний. Детей заинтересуют игры с природными материалами. Гуляя влесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клёна,репейник. Всё это материал для поделок. С помощью фигурок с ребёнком можноразыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.) Такие занятияразвивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературногохарактера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преимущества игрового обучения передтрадиционным просмотров слайдов или рассматриванием картин очевидны: на фонеположительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания оприроде. Дошкольники на практике овладевают способом игры, участвуя в созданиивоображаемой ситуации. Игровые путешествия по лесу, морю, Арктике, выставке —это практическая модель правильного поведения в природе, в залах музея.Последнее обстоятельство имеет особое значение в плане экологическоговоспитания детей. Можно предположить, что чередование такой игры-модели иреальных прогулок в природу с соблюдением одних и тех же правил поможетформированию у дошкольников осознанно-правильного отношения, например, к лесу иего обитателям как единой экосистеме. «Для ребенка на этой ступени егопсихического развития, — пишет А.Н.Леонтьев, — еще не существует отвлеченнойтеоретической деятельности отвлеченного созерцательного познания, и поэтомуосознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающийокружающий его мир, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире». Взглядна игровую деятельность ребенка как на моделирование поведения взрослых в силуневозможности включиться в реальный процесс их деятельности — это взгляд всехведущих детских психологов. С помощью дидактических игр решаются различныеучебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умение использоватьприобретенные знания в новой ситуации. Включение элементов сюжетно-ролевой игрыв процесс формирования у детей представлений о природе, несомненно, создаетэмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоениязнаний. Игра, вызывающая эмоциональную реакцию, формирует у детей положительноеотношение к животному и растительному миру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. НиколаеваС.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. подощк. воспитанию / С.Н. Николаева. – М.:, 1998. – 43 с.
2. НиколаеваС.Н. Актуальностьэкологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – Ниж. Новгород:Академия развития, 1991. – 56 с.
3. КотляковВ. Жить по законам природы / В.Котляков. СПб.: Наука и жизнь, 2000. № 9.
4. БондаренкоА.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. – М.: Наука, 1984. – 86 с.
5. ДрязгуноваВ.А. Как знакомить дошкольников с природой / В.А. Дрязгунова, П.Г. Саморукова.– М.: Воспитание дошкольника, 1997. – 64 с.
6. ЛуличМ.В. Детям о природе / М.В.Лулич. – М.: Просвещение, 1994. – 87 с.
7. Методикаознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. училищ /Под ред. П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение,1998. — 222 с.
8. НиколаеваС.Н. Как приобщить ребенка к природе / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 1996.- 63 с.
9. МухинаВ.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений /В.С.Мухина. – 2-е изд. – М.: Академия, 1998. — 454 с.
10. КозловаС.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.:Академия, 1998. – 432 с.