Содержание
Введение
Глава 1. Характеристикаэкологического воспитания
1.1 Формирование экологическоговоспитания
1.2 Экологическое и эстетическое воспитание
1.3Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания
Глава 2. Экологическое воспитаниенеслышащих людей (на примере Брянского регионального отделения ВОГ)
2.1 Характеристика Всероссийскогообщества глухих
2.2 Экологическое воспитаниенеслышащего населения на примере Дома культуры Всероссийского общества глухихг. Брянска
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
экологическое воспитаниеглухой
Введение
В настоящее время экологическаяпроблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческогообщества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Вусловиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическоевоспитание как составная часть эстетического и нравственного воспитаниячеловека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много экологических проблемне только в России, но и во всем мире. В большей мере это происходит потому,что школа всегда очень мало уделяла внимания эстетическому, нравственному иэкологическому воспитанию учащихся.
Формирование экологического сознания- важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культурынеизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметитьвзаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, этокомплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе вединстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственнонравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьниковэстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природекак ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами “природногосодержания” учебного познания, влияния самой природной среды, конкретныхприродных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействиемнравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной наприродные объекты.
Природа должна быть раскрыта нетолько как материальная среда человеческого существования, но и как духовная,входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя,предмет и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственноговосприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природногообъекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде.Без этого невозможна его правильная оценка, решение определенныхпознавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.
Вопросами нравственного иэкологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф.Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д.Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.
Целью работы являетсяизучение экологического воспитания неслышащего населения.
Объект исследования:неслышащее население.
Предмет исследования:экологическое воспитание неслышащего населения.
В соответствии с цельюможно выявить задачи работы:
– датьхарактеристику формированию экологического воспитания,
– охарактеризоватьэкологическое и эстетическое воспитания,
– описатьэкологическое воспитание как составную часть нравственного воспитания,
– рассмотретьхарактеристику Всероссийского общества глухих,
– изучитьэкологическое воспитание неслышащего населения на примере Домы культурыВсероссийского общества глухих г. Брянска
Глава 1. Характеристикаэкологического воспитания
1.1 Формирование экологическоговоспитания
Слово «экология» и егопроизводные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическимвоспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составнаячасть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь,очень сомнительны.
В формированиимировоззрения личности важную роль играет окружение, социальная и культурнаясреда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Формирование личности, еесоциализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своемподрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека,которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данномобществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучениеми самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессеформировании личности влияют: природа и родной язык; общение в семье, в школе,окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство,литература; образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые онвыполняет в микросреде.
В исследованияхпсихологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания.Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ребенка исодействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальнойкультуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признаниииндивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности обществаза реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение вобщении.
В настоящее время каждыйчеловек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован иэкологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оцениватьпоследствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Еслив деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самоеглавное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическаякультура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» этосистема знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемыерешения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культурыличности должны стать: экологические знания, экологическое мышление,экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурнаяличность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии иэкологии родного края (краеведению), то есть [7, 143]:
– иметь правильноеопределение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых всовременной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование,естественные (природные) ресурсы и т.д.;
– знать ожизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольшийвклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э.,Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
– знатьорганизации, движения и общества, которые занимаются природоохраннойдеятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природыи природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
– знать природусвоего родного края, а именно: местные природные условия; природныеособенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат ит.д. и т.п.; местные, охраняемые природные объекты; животных местной фауны;местных птиц; видов рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры;памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурнаяличность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильноанализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблеми прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведениеличности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др.,которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должновключать соблюдение следующих принципов.
1.2 Экологическое воспитание и эстетическое воспитания
В своей статье “Экологияличности” Б.Т. Лихачев [13, 19-21] раскрывает содержание понятия “Экологияличности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единствосоответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядромтакого сознания особым образом ориентированная умственнаяаналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно обоснованноевключение в природу, жизнь общества, имел в виду сохранения их равновесия.Эстетическое воспитание обеспечивает познание природы во всей ее естественной иэстетической целостности. Воображение выступает как психический прогресспредвидения последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствованиеосновано на созидательно-бессознательном стремлении единению с природой. Всодержание экологического сознания включается и утилитарно-практическоеповедение. Должным образом направленная воля предполагает способность крешительному отказу от намеченных действий в случае возможности непредсказуемыхпоследствий.
Экологическая культурачеловека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами,она возникает как новое психическое образование. Естественнонаучнаяобразованность обеспечивает познание закономерностей природы, связей между неюи человеком. Философская — дает возможность осмыслить назначение человека.Политическая — обеспечивает должное равновесие между хозяйственнойдеятельностью и природными ресурсами. Правовая — удерживает в рамках законарегулируемые взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отношения.Эстетическая — создает возможность для переживаний восторга и наслаждения.Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в руслоприродоохранной целесообразности.
Такое широкое пониманиекультуры личности, продиктованное реалиями конца XX столетия, предполагает развитиеряда смежных научных направлений. Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, какэкологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. Перваянайдет свой специфический предмет в изучении становления и развития психическихсостояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы,формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющеевзаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически ориентированнойпедагогики как особой научной дисциплины, направления поиска, максимально отвечающихпринципу природосообразности в его современном звучании. На их базе могут бытьразработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолениюкризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия. Педагогиговорят о необходимости экологической терапии и разработки путей и средстввозвращения ребенка в биологически и психологически благоприятную среду обитания,предложить специальные игровые, творческие, деловые ситуации общения идеятельности, снимающие напряжение, возрождающие нормальное функционированиепсихики и организма в целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическоесознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоконравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственнаянаправленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств исостояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой илюдьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторонудобра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней.Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения,переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного [19, 21].
Педагоги отмечают, чтоэкологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности,которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идето создании надежной психологической установки на экологически обоснованноевключение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно сразвитием природы самого ребенка, его способностей, физических иинтеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения,предприимчивости и хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной изащитительной, психо- и физиотерапевтической деятельности, в областизоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения. Естественнойосновой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся вразличные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детейдошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательнойоснове. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущаютсебя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениямиустанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенокоткрыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений,превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура всовременных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она можетрассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующийобразованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
1.3 Экологическое воспитание — составная часть нравственноговоспитания
Экологическое воспитание – это единство экологическогосознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологическогосознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическиепредставления формируются на уроках окружающего мира.
Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится набазе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных иэкологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается нарешении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критериемсформированности ответственного отношения к окружающей среде являетсянравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методывоспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и нравственновоспитанную личность.
Еслиформирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологическогоповедения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной ивнешкольной работе.
Ответственное отношение к природе — сложная характеристикаличности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека,проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропагандеидей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительноотражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организациявзаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленнойна изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения кокружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цельэкологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1.образовательных — формирование системы знаний обэкологических проблемах современности и пути их разрешения;
2.воспитательных — формирование мотивов, потребностей ипривычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здоровогообраза жизни;
3.развивающих — развитие системы интеллектуальных ипрактических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей средысвоей местности; развитие стремление к активной деятельности по охранеокружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологическихситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности) [10, 35].
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекаютиз нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из пониманияуникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как частьприроды, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценностьдля человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися вих различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процессастимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельнаяработа с различными источниками информации позволяет накопить фактическийматериал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятияцелесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вкладв изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [14, 69].Методы и приемы экологического воспитания мы подробно охарактеризуем во второйглаве.
Глава 2. Экологическое воспитаниенеслышащих людей (на примере Брянского регионального отделения ВОГ)
2.1 Характеристика Всероссийскогообщества глухих
Всероссийское общество глухих (ВОГ) является общественным объединением граждан Российской Федерации, имеющих нарушения слуха, образованным на добровольных началах на основе Конституции РФ, и строит всю работу на демократических принципах под руководством своих выборных органов.
Всероссийское общество глухих действует в рамках Законов Российской Федерации и настоящего Устава.
Целью Всероссийского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Всероссийское общество глухих обладает правом законодательной инициативы, вносит проекты законов и решений по проблемам граждан с нарушением слуха в Верховный Совет РФ, местные органы власти и другие общественные организации.
Для достижения целей, предусмотренных статьей 2 Устава, Всероссийское общество глухих выполняет следующие задачи:
· способствует государственным структурам в создании условий для всестороннего развития личности граждан с нарушением слуха, приобщению членов ВОГ к общественной жизни, обеспечению их широкого участия в деятельности Общества;
· осуществляет профессиональное и производственное обучение, переподготовку и повышение квалификации инвалидов по слуху для предприятий ВОГ;
· содействует членам ВОГ в получении профессии для работы на предприятиях других форм собственности, повышении квалификации в целях практического осуществления ими законодательного права на выбор профессии и трудового устройства в соответствии с медицинскими рекомендациями;
· организует производство продукции и товаров на учебно-производственных предприятиях;
· совершенствует технологию, осваивает новые виды продукции с учетом специфики применения труда инвалидов по слуху;
· производит работу по перепрофилированию и совершенствованию производства, выпуску качественной продукции применительно к требованиям рыночной экономики. Организует и внедряет научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и технологические разработки по созданию и освоению новых технологических процессов и видов продукции, доступной труду инвалидов по слуху;
· строит новые производственные и вспомогательные объекты, осуществляет техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства в целях создания новых и совершенствования действующих рабочих мест для инвалидов по слуху и создания оптимальных условий их труда; содержит и модернизирует основные производственные фонды;
· способствует государственным структурам в повышении уровня жизни лиц с нарушением слуха. Обеспечивает благосостояние работников Всероссийского общества глухих; совершенствует и периодически повышает оплату их труда;
· организует культурно-просветительную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу; финансирует расходы по содержанию арендуемых помещений и сооружений для этих целей, а также объектов и помещений, состоящих на балансе предприятий;
· строит жилые дома и объекты культурного назначения для инвалидов по слуху и работников системы ВОГ; осуществляет их содержание; создает условия для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре, производственным зданиям и сооружениям культурно-бытового назначения; обеспечивает транспортное обслуживание инвалидов по слуху;
· организует лечение и отдых инвалидов по слуху и членов их семей, для чего создает и содержит дома и базы отдыха, пансионаты;
· закупает и выдает с учетом материального положения и вклада в Общество бесплатно либо по льготным ценам путевки в санатории, дома отдыха и пансионаты других форм собственности;
· содействует инвалидам по слуху в приобретении приборов, облегчающих обучение, труд и быт членов Общества; приобретает за счет средств Общества и выдает бесплатно или на льготных условиях сурдотехнические средства;
· поддерживает постоянные связи с детскими дошкольными и учебными учреждениями для глухих, высшими и средними специальными учебными заведениями, где обучаются лица с нарушениям слуха;
· оказывает шефскую помощь школам-интернатам для глухих детей;
· содействует органам образования и семьям в воспитании и обучении детей с нарушением слуха и речи, внедрении передовых методов сурдопедагогики;
· обеспечивает содержание дома-интерната для неслышаших одиноких инвалидов I и II группы и престарелых граждан;
· создает фонды социальной защиты и оказания материальной помощи малообеспеченным инвалидам с нарушением слуха, пенсионерам по возрасту и ветеранам ВОГ;
· организует изучение и развитие мимико-жестовой речи глухих, создает условия для овладения этой речью гражданами, подготовки сурдопереводчиков и повышения их квалификации.
Для осуществления уставных задач Всероссийское общество глухих:
· ведет учет и вовлекает в члены ВОГ граждан Российской Федерации с нарушением слуха и речи, привлекает специалистов для работы в организациях Общества;
· образует первичные организации Общества по производственно-территориальному принципу и областные, краевые, республиканские (республик в составе РФ), городские, межрайонные, районные организации ВОГ с учетом административно-территориального устройства Российской Федерации;
· создает органы управления, учебно-производственные предприятия (объединения) и другие организации для профессионального обучения и трудового устройства граждан с нарушением слуха, а также учреждения культурного, спортивного, оздоровительного и бытового назначения;
· осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
· совместно с органами здравоохранения, образования выявляет детей с нарушением слуха и речи, способствует их устройству в дошкольные и школьные учреждения;
· принимает участие в организации групп глухих в высших и средних специальных учебных заведениях;
· содействует государственным органам, министерствам, ведомствам, общественным организациям, местным органам власти в осуществлении мероприятий, направленных на улучшение образования, условий труда, отдыха, лечения, быта и социальной реабилитации граждан с нарушением слуха;
· проводит работу по правовому, нравственному воспитанию граждан с нарушением слуха, организует культурно-просветительную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу независимо от места работы, учебы или рода занятий членов Общества;
· содействует органам здравоохранения в пропаганде медицинских знаний по профилактике заболеваний органов слуха;
· издает публицистический и научно-популярный журнал, газеты, бюллетени и другие печатные издания по вопросам деятельности Общества;
· использует все средства массовой информации, печать, радио, кино, телевидение, выставки для популяризации деятельности ВОГ.
Проводит свою работу в сотрудничестве с государственными, общественными органами и представительствует в них по делам Общества и его членов в лице своих выборных органов.
Участвует в мероприятиях Всемирной федерации глухих и Международного спортивного Комитета глухих, международных организаций, работающих над проблемами глухоты, устанавливает и поддерживает связи с ассоциациями, обществами и союзами глухих зарубежных государств.
Члены ВОГ, их права и обязанности
Членами ВОГ могут быть граждане Российской Федерации с нарушением слуха, достигшие 14-летнего возраста, а также граждане с нормальным слухом, зарекомендовавшие себя активным участием в его работе и признающие Устав ВОГ.
Руководящие работники и другие специалисты предприятий, организаций и учреждений ВОГ обязаны овладеть жестовым языком в объеме, достаточном для выполнения служебных функций. Общество содействует их обучению.
Прием в члены ВОГ производится первичной организацией ВОГ или местным правлением по личному заявлению граждан.
Порядок учета членов ВОГ и их переход из одной организации в другую определяется инструкцией, утверждаемой президиумом ЦП ВОГ.
Члены Всероссийского общества глухих имеют право:
Избирать и быть избранными во все выборные органы Общества, выдвигать и свободно обсуждать вопросы деятельности ВОГ, участвовать в выработке решений.
Участвовать в работе выборных органов ВОГ, обращаться с заявлениями, предложениями и критическими замечаниями в любой орган Общества и требовать от них ответа.
Обращаться за помощью и получать содействие со стороны организаций ВОГ:
— в воспитании, получении образования детей с нарушением слуха;
— в профессиональной подготовке и обучении, в повышении квалификации и трудоустройстве;
— в решении при необходимости различных жизненных, социальных вопросов и проблем, включая получение денежных пособий, путевок и др.
Члены Всероссийского общества глухих обязаны:
1. Состоять на учете в первичной организации или в районном, межрайонном, городском (местного подчинения) правлении Общества, активно участвовать в работе своей организации и своевременно уплачивать членские взносы.
2. Беречь и приумножать собственность Общества как основу материальной базы ВОГ и социально-культурного обслуживания его членов.
3. Прекращение членства во Всероссийском обществе глухих производится:
4. По письменному заявлению члена ВОГ.
5. За нарушение требований Устава — по решению собрания первичной организации или местного правления Общества.
6. За неуплату членских взносов в течении двух лет.
Организационное строение и демократические принципы Общества
Всероссийское общество глухих строится по производственно-территориальному признаку и имеет следующую структуру: первичные организации, районные, межрайонные, окружные, городские, областные, краевые, республиканские (республик в составе РФ), Московское городское, Санкт-Петербургское и Центральное правления.
Для выполнения задач, определенных Уставом ВОГ, президиумы Центрального и республиканских (в составе Российской Федерации), краевых, областных, Московского городского и Санкт-Петербургского правлений ВОГ имеют или создают учебно-производственные и другие предприятия, подсобные хозяйства, конструкторские и проектные организации, учебные заведения, театры, Дома культуры и клубы, спортивно-оздоровительные комплексы, пансионаты, базы отдыха, санатории, дома отдыха, дома интернаты для престарелых и инвалидов, общежития, жилые дома, издательства и другие учреждения и организации, являющиеся собственностью Общества.
Предприятия, учреждения и организации Общества, выполняя уставные задачи ВОГ, действуют на основании Уставов и положений, утверждаемых органом, их создавшим.
Высшим руководящим органом организаций ВОГ соответственно является:
1. Общее собрание — для первичных организаций, объединяющих менее 100 членов.
2. Конференция — для первичных организаций, объединяющих более 100 членов, а также для районных, межрайонных, городских (местного подчинения), областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московской городской и Санкт-Петербургской организаций ВОГ.
3. Съезд — для Всероссийского общества глухих.
Общее собрание, конференция, съезд избирают соответственно бюро первичной организации, правление местной организации, Центральное правление, которые являются их руководящими органами и руководят работой соответствующих организаций ВОГ в период между собраниями, конференциями, съездами.
Высшим органом Всероссийского общества глухих является съезд ВОГ. Очередные съезды созываются по решению Пленума Центрального правления ВОГ, но не реже одного раза в пять лет. Созыв съезда Общества и порядок дня объявляется Центральным правлением ВОГ не позднее чем за два месяца до съезда.
Внеочередной съезд ВОГ может созываться Центральным правлением по собственной инициативе, по предложению Центральной контрольно-ревизионной комиссии ВОГ или по требованию не менее 2/3 местных правлений Общества.
Съезд Всероссийского общества глухих:
1. Заслушивает и утверждает отчеты Центрального правления и Центральной контрольно-ревизионной комиссии.
2. Пересматривает, дополняет и утверждает Устав ВОГ; по предложению президиума ЦП ВОГ изменения в Устав ВОГ может вносить пленум Центрального правления.
3. Определяет направления дальнейшего развития ВОГ и решает важнейшие вопросы его деятельности.
4. Избирает председателя ЦП ВОГ и председателя ЦКРК ВОГ из числа лиц с нарушением слуха, одновременно избирая их соответственно членами Центрального правления ВОГ и Центральной контрольно-ревизионной комиссии. Председатель ЦП ВОГ одновременно избирается председателем и членом президиума ЦП ВОГ.
5. Избирает членов Центрального правления и членов Центральной контрольно-ревизионной комиссии.
Центральное правление Всероссийского общества глухих:
1. Является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно съезду Общества.
2. В период между съездами является высшим руководящим органом ВОГ, созывает свои пленумы не реже 2 раз в год.
3. Пленум Центрального правления в период между съездами имеет право вводить в свой состав новых членов Центрального правления вместо выбывших с учетом квоты, установленной съездом ВОГ.
4. Организует осуществление решений съездов ВОГ и задач, предусмотренных Уставом Общества.
5. Вносит в соответствующие государственные органы проекты законов и предложения об издании или пересмотре нормативно-правовых актов по вопросам, касающимся деятельности ВОГ.
6. Утверждает состав и направляет деятельность постоянных общественных комиссий при Центральном правлении.
7. Избирает первого заместителя, заместителей председателя по кандидатурам, предложенным председателем ЦП ВОГ, они одновременно избираются членами президиума и входят в состав руководства президиума и рабочего аппарата ЦП ВОГ.
8. Утверждает главных редакторов своих печатных органов преимущественно на конкурсной основе.
9. Утверждает бюджет Всероссийского общества глухих и отчет о его исполнении, заслушивает информацию о расходах, не предусмотренных сметой за истекший год.
10. Утверждает присвоение звания «Почетный член ВОГ» и принимает решения о занесении в Книгу Почета членов ВОГ и организаций Общества.
11. Совместно с ЦКРК утверждает нормативные документы деятельности организаций, учреждений и предприятий ВОГ.
Контрольно-ревизионные комиссии ВОГ
Центральная контрольно-ревизионная комиссия (ЦКРК), контрольно-ревизионные комиссии (КРК) областной, краевой, республиканской (республик в составе РФ), Московской городской, Санкт-Петербургской, районной, межрайонной и городской (местного подчинения) организаций ВОГ и председатели контрольно-ревизионных комиссий избираются на съезде ВОГ или конференции соответствующей организации.
Контрольно-ревизионные комиссии избираются в количестве, устанавливаемом съездом или соответствующей конференцией. Заместители председателей ЦКРК и КРК областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московской городской и Санкт-Петербургской организаций ВОГ избираются на заседаниях ЦКРК и КРК по представлению председателя контрольно-ревизионной комиссии.
Комиссии руководствуются Уставом ВОГ и Положением о КРК, самостоятельны в своей деятельности, подотчетны съезду или конференции соответствующей организации.
Контрольно-ревизионные комиссии:
1. Осуществляют контроль за выполнением Устава ВОГ, решениями съезда ВОГ или конференции соответствующей организации, за соблюдением коллегиальности, гласности, демократических принципов в деятельности Центрального правления, его органов, областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московского городского и Санкт-Петербургского правлений, опротестовывают их решения, если они не соответствуют уставным положениям, действующему законодательству.
2. Контролируют исполнение бюджета ВОГ, ревизуют финансово-хозяйственную деятельность Центрального правления, областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московского городского и Санкт-Петербургского правлений, их учреждений, предприятий.
3. Проверяют правильность прохождения дел, соблюдения установленного порядка рассмотрения писем и заявлений трудящихся.
4. Рассматривают поступающие в их адрес обращения трудящихся, вносят предложения по устранению выявленных недостатков.
5. Привлекают в случае необходимости к своей работе специалистов для участия в проведении ревизий и консультаций.
6. Проводят по мере необходимости заседания, но не реже двух раз в год, а также по требованию одной трети членов КРК.
Члены контрольно-ревизионных комиссий участвуют с совещательным голосом в работе пленумов Центрального правления и соответствующих организаций, а председатели и их заместители – в заседаниях президиумов ЦП ВОГ и областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московского городского и СанктПетербургского правлений.
Контрольно-ревизионные комиссии ведут работу гласно, систематически информируют о своей деятельности Центральное правление и соответствующие организации.
IX. Взаимоотношения между местными правлениями ВОГ и УПП (УПО) ВОГ
Местное правление всю свою работу осуществляет в тесном контакте с учебно-производственными предприятиями и объединениями ВОГ, находящимися на одной административной территории с местным правлением.
Местное правление ВОГ оказывает помощь в организации на УПП (УПО) социальной реабилитации, создании необходимых условий труда и быта, трудового устройства лиц с нарушением слуха, в том числе с сопутствующими заболеваниями, повышении их общеобразовательного уровня и квалификации, проведении культурно-массовой, политико-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы.
Отношения между местными управлениями и УПП (УПО) строятся на основе их уставов и положений, а по оказанию содействия в работе культучреждений и шефской помощи школам-интернатам для глухих и слабослышащих детей — на договорных началах.
2.2Экологическое воспитаниенеслышащего населения на примере Дома культуры Всероссийского общества глухихг. Брянска
Адрес: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, дом 13, Брянское отделение ОООИ ВОГ, код 8- 4832, т:74-29-75, ф: 74-28-20.
Ф.И.О.председателя: БурминЕвгений Владимирович
ОГРН: 1023200000780
Численность: 1564.
2 марта в Брянске прошелкруглый стол на тему «Реализация прав инвалидов в Брянской области в периодкризисной ситуации в экономики России». Участниками обсуждения стали: депутатБрянской областной Думы Людмила Комогорцева, начальник отдела по реабилитацииинвалидов при Управлении социальной защитой населения Брянска и Брянскойобласти Марина Кабанихина, депутат городского Совета Сергей Курденко,председатель Брянского отделения Всероссийского общества слепых АлександрСычев, руководитель Брянского отделения Всероссийского общества инвалидовНиколай Баннов, руководитель Брянского отделения Всероссийского общества глухихЕвгений Бурмин, генеральный директор Брянского учебно-производственногопредприятия Игорь Иванов, большинство работников которого – инвалиды по зрению.На заседании также присутствовали представители Общероссийской молодежнойобщественной организации «Лига справедливости», являющиеся организаторамивстречи, и лидер молодежного движения «Лига справедливости» Дмитрий Пакка.Поводом для проведения круглого стола был приезд в город Алены Орловой — советника по делам инвалидов Председателя Совета Федераций Сергея Миронова.
Одним изважных проекта, который успешно был реализован в 2009 году – это организация ипроведение для инвалидов по слуху обучающих курсов по обучающей программе «Мирбезграничных возможностей», разработанной специалистами корпорации Майкрософт.
Обучающиезанятия проводят высококвалифицированные преподаватели, при помощисурдопереводчиков.
Обучающиекурсы для людей с ограниченными возможностями реализуются в рамках проекта«Открытый мир информационных технологий» («Information Dissemination and EqualAccess», IDEA).
Данный проектнаправлен на развитие информационной грамотности и культуры населенияроссийских регионов, повышение качества образования и уровня социального икультурного развития, а также улучшение качества жизни людей, находящихся вневыгодном социально-экономическом положении.
Реализацияпроекта для людей с ограниченными возможностями здоровья стала возможнаблагодаря некоммерческой корпорации «Прожект Хармони Инк.» США) при финансовойподдержке программы «Мир безграничных возможностей» корпорации Майкрософт(Microsoft Unlimited Potential).
В 2009 годудальнейшее развитие получил партнерский проект с финской ассоциацией глухих — «Профилактика наркозависимости, развитие наркологических услуг для глухих врегионах России», поддержанный Министерством Иностранных Дел Финляндии. Цельпроекта — сделать наркологические услуги более доступными для глухих России, атакже активизировать профилактическую работу по наркозависимости среди детей имолодежи в школах и общественных организациях.
В Брянскеработа по проекту была направлена на создание модели помощи глухим и ихродственникам, которые имеют проблемы с алкогольной и иной зависимости:
1.Индивидуальное консультирование зависимых и членов их семей. Консультирование вформе совета.
2. Созданиемодели социально-психологической помощи глухим людям. Понимание что нужносделать, если у человека есть зависимость, игровая, алко или другая. Созданиемодели через работу на местах.
3. Внедрение3-х летней программы помощи детям.
В течении2009 года БРО ВОГ совместно РООИ «Перспектива» (Москва) при поддержке АгентстваМеждународного Развития США (USAID\Russia) успешно реализовало проект«Юридическая защита прав инвалидов в действии», который был направлен напоощрение полного включения людей с инвалидностью в жизнь общества путемувеличения защиты их прав и продвижения правового подхода к инвалидности взаконодательстве и политике. Этот проект расширил и значительно усилилдеятельность, осуществляемую БРО ВОГ по правовой защите инвалидов.
В Брянске был проведентурнир четырех по футзалу среди команд общества глухих. Открытый городской турнир по футзалу(он же мини-футбол) среди инвалидов по слуху прошел в ДК имени Кравцова.
В турнире приняли участиечетыре команды Всероссийского общества глухих: основная команда ВОГ, ветераныВОГ, учащиеся школы для глухих и слабослышащих №68 и ветераны ВОГ из белорусскогоГомеля. Соперничающие команды играли по круговой системе, и каждой футбольнойдружине пришлось провести по шесть матчей. Квалифицированное судействообеспечили арбитры Брянской областной федерации футбола.
Постоянного участникаобластных и корпоративных соревнований по футболу — команду Брянского отделенияВОГ — на протяжении всех матчей в этом турнире соперники одолеть так и несмогли. Одержав в четырех поединках победы, а игру с гомельскими ветеранамисведя к ничьей, брянские «воговцы» набрали 14 очков и стали победителямитурнира. На втором месте, уступив более подвижным и молодым товарищам, с 12очками оказалась многоопытная команда ветеранов Брянского отделения ВОГ. В двухматчах с ветеранами из Гомеля юные футболисты из школы №68 одержали важныепобеды и в итоге завоевали бронзовые награды. Что же касается гостей избратской Беларуси, то они при низкой результативности своих нападающих — всегошесть забитых мячей против 12 пропущенных — смогли набрать лишь два очка изамкнули квартет участников.
Общее руководствоорганизацией и проведением этого спортивного мероприятия осуществлялосьКомитетом по физической культуре и спорту Брянской городской администрациейсовместно с Брянским отделением Всероссийского общества глухих.
Вноябре 2008 г. Проводился фестиваль художественного творчества детей-инвалидов«Мне через сердце виден мир» в Брянском доме культуры слепых,сообщили «Интерфаксу» в региональном управлении культуры.
Собеседник агентства уточнил, чтоучредители фестиваля — региональные управления культуры и соцзащиты,региональные общественные организации инвалидов и «Брянский областнойметодический центр „Народной творчество“.
»В фестивале принимают участиедети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие проблемы со зрением ислухом, инвалиды вследствие общего заболевания. Они будут петь, танцевать,читать стихи, разыгрывать сценки и пантомимы. В фойе дома культуры развернутавыставка их рисунков, вышивок, поделок из меха, глины, дерева”, — рассказали в управлении.
1.Организационно – массовая работа.
За отчетныйпериод было проведено 4 Заседания Правления БРО ВОГ, на которых былорассмотрено свыше 20 вопросов. Согласно плану проводились заседания бюро иобщие собрания. На заседаниях бюро и общих собраниях обсуждались вопросы,касающиеся социально–реабилитационной, физкультурно-оздоровительной икультурно–просветительной работы среди членов ВОГ.
Во всехместных отделениях были проведены мероприятия согласно планам на 2009 год.
2. Социально — реабилитационная работа.
25 марта 2008года утверждено новое положение о порядке предоставления услуг посурдопереводу, по которому инвалиды по слуху получают услуги сурдопереводасогласно их заявкам. Всего в Центр переводческих услуг поступило 2945 заявленийдля получения услуг сурдоперевода при обращении за медицинской помощью,социальными услугами, профессиональной подготовке, трудоустройстве, в улучшенииматериальных, жилищных и бытовых условий, юридическими консультациями, а такжепри вызове в суд, милицию и другие организации. Данные услуги оказывают 20сурдопереводчиков.
Некоторыеинвалиды имели возможность отдохнуть по путевкам, выданным Фондом социальногострахования РФ в санаторно–курортные учреждения «Дружба» (Геленджик) – 7человек, «Маяк» (п. Лазаревское) – 1, и другие санаторно-курортные учреждения –21 человек.
Ежегодно вместных отделениях для членов ВОГ проводится бесплатная подписка на местныесредства информации за счет привлеченных средств от коммерческих предприятий. В2009 году была оформлена подписка газет более чем для 200 инвалидов по слуху.
3.Культурно-просветительная работа.
На балансеБрянского регионального отделения ВОГ находятся учреждения культуры: Центрподдержки и социально–творческой реабилитации инвалидов (ДК ВОГ).
За 2009 год уучреждениях культуры БРО ВОГ проведено 55 различных культурно–массовыхмероприятий для молодежи и ветеранов, которые посетили 1638 человек.
Культурно–просветительнаядеятельность среди членов ВОГ была проведена согласно планам, утвержденнымбюро, практически все намеченные мероприятия выполнялись и обязательно повозможности с привлечением спонсоров. Так чаепитие ветеранов ВОГ в днипразднования дня Победы и вечер, посвященный Дню пожилых людей, удалисьблагодаря выделенным продуктам питания за счет благотворителей.
По всемпроводимым вечерам отдыха и конкурсам составлялись сценарные планы. Проводилисьвечера отдыха: День Победы, День пожилых людей и Всероссийской декадеинвалидов, Международному Дню глухих, Новый год. Ко дню защитника Отечества проводилсяконкурс «Самый лучший мужчина», ко дню 8 Марта конкурс — «Самая лучшая леди».Организовано 5 чаепитий для ветеранов ВОГ.
4.Физкультурно-оздоровительная работа
Физкультурно-оздоровительнаяработа набирает темп массовости среди членов МО по боулингу, который началразвиваться с 2003 года.
Кроме того,среди членов Местных отделений ВОГ регулярно проводятся соревнования и турниры:
— турнир пострельбе из пневматической винтовки – Февраль (День защитника Отечества)
— турнир побоулингу «Двинская кегля» — март месяц
— шахматно-шашечный турнир – (День Победы) — май
— турнир понастольному теннису на переходящий Кубок МО ВОГ
Сентябрь(День глухого человека)
— межрегиональныйтурнир по боулингу «Оранжевый шар 2009»
— турнир«Осенний дартс» (октябрь).
В рамкахпроекта «Навстречу здоровью» в Брянское региональное отделение было закупленоспортивное оборудования для занятия спортом и физической культурой, чтопозволило начать подготовку спортсменов для участия во Всероссийскихсоревнованиях
Итогом 2009 годастало проведение в дни декады инвалидов (5-7 декабря) Спартакиады глухих потаким видам спорта как боулинг, дартс, настольный теннис, шахматы и шашки,стрельба из пневматического оружия. Финансирование Спартакиады прошло за счетсредств Комитета по физической культуре, спорту и массовым мероприятиямАрхангельской области.
5.Профессиональная ориентация и трудоустройство.
В отчётныйпериод этого года трудоустроены 60 человек. В центре занятости населениясостоят два молодых человека по специальностям: программист и инженер.
Мы хотели бырассмотреть отдельно экологическое воспитание детей с нарушением слуха напримере программы «Экология до экологии». Данная программа осуществлялась снеслышащими детьми при помощи сурдопереводчика.
Условиямиразвития основ экологической культуры выступают: содержание программы«Экология до экологии», диагностические методиккультурно-экологические средства (календарь, заклинки, загадки, сказки),используемые в специально организованных эколого-культурных видах деятельности,развивающие методы — экспериментирование, моделирование, сочинительство, опытысимволизация, игровые, имитационные, внешняя и внутренняя экологическая средадошкольного учреждения (сад, парк, тропа; вертикальная экологическая картина — стена — панорама, горизонтальная — макет, интегрированная культурно — экологическая Мини среда).
Целью разработанной нами программы«Экология до экологии» является развитие у ребенка основэкологической культуры средствами фольклора.
Задачамиявляются:
1.Сформировать представление у детей о культурно — историческихвзаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
2.Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект икак природно-культурную среду его жизнедеятельности и осваиватькультуросообразные способы ее познания и преобразования.
3.Приобщить к нравственным и эстетическим ценностям природы череззнаково-символическую систему культуры, определяющим характеристики народногофольклора.
4. Воспитывать охранительно бережное идейственное отношение к природе родного края (природы вокруг дома, в детскомсаду, в городе, за городом) как, среды жизни ребенка.
5.Развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы.
Болееподробное описание раздела программы «Природа как книга» представлено вприложении.
Заключение
В настоящее время каждыйчеловек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован иэкологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оцениватьпоследствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Еслив деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самоеглавное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическаякультура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» этосистема знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемыерешения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культурыличности должны стать: экологические знания, экологическое мышление,экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Эстетическое воспитаниеобеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической целостности.Воображение выступает как психический прогресс предвидения последствийвмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано насозидательно-бессознательном стремлении единению с природой. В содержаниеэкологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должнымобразом направленная воля предполагает способность к решительному отказу отнамеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекаютиз нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из пониманияуникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как частьприроды, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценностьдля человека.
Всероссийское общество глухих (ВОГ) является общественным объединением граждан Российской Федерации, имеющих нарушения слуха, образованным на добровольных началах на основе Конституции РФ, и строит всю работу на демократических принципах под руководством своих выборных органов. Всероссийское общество глухих действует в рамках Законов Российской Федерации и настоящего Устава.
Целью Всероссийского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе. Всероссийское общество глухих обладает правом законодательной инициативы, вносит проекты законов и решений по проблемам граждан с нарушением слуха в Верховный Совет РФ, местные органы власти и другие общественные организации.
Брянское отделение Всероссийского общества глухих расположено по адресу: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, дом 13. Председатель: Бурмин Евгений Владимирович.
Работа в Брянском ВОГ проводится в различных направлениях и очень разнообразна. Некоторые аспекты проводимой работы посвящены в нашей работе. Но более подробно нами было рассмотрено экологическое воспитание проводимое на базе Брянского регионального отделения Всероссийского общества глухих.
Условиямиразвития основ экологической культуры выступают: содержание программы«Экология до экологии», диагностические методиккультурно-экологические средства (календарь, заклинки, загадки, сказки),используемые в специально организованных эколого-культурных видах деятельности,развивающие методы — экспериментирование, моделирование, сочинительство, опытысимволизация, игровые, имитационные, внешняя и внутренняя экологическая средадошкольного учреждения.
Целью разработанной нами программы«Экология до экологии» является развитие у ребенка основэкологической культуры средствами фольклора.
Список используемой литературы
1. Архангельский Н.В. Нравственноевоспитание. – М., 1999.
2. Базаров В.Г., Лисовский В.А., МорозБ.С. Основы сурдологии и сурдопротезирования. — М., 1994.
3. Бобылева Л.Д. Повышение эффективностиэкологического воспитания // Биология в школе. 2006. №3. С. 57-59.
4. Боскис Р.М. Учителю о детях снарушениями слуха. — М., 1998.
5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащиедети. — М., 1963. С.3-45.
6. Выготский Л.С. О развитии речи глухих// Дефектология. 1994. № 4. С.88-90.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическаяпедагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.
8. Зыкова С. А. Проблемысурдопедагогики. — М., 1997
9. Изучение слабослышащих детей в процессеобучения: Сб. / Под ред. Р.М.Боскис. — М., 1992..
10. Каиров И.А.Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М., 1999.
11. Корсунская Б.Д.Воспитание глухого дошкольника в семье. — М., 1990.
12. Корсунская Б.Д.Обучение речи глухих дошкольников. — М., 1999.
13. Лихачев Б.Т.Экология личности. // Педагогика. 2003. №2. С.19-21
14. Отношениешкольников к природе. / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М., 1998.
15. Старостин В.И.Природа в системе эстетического воспитания. – М., 2001.
16. Сурдопедагогика./ Под ред. М. И. Никитиной. — М., 1999.
17. Сурдопедагогика /Под ред. Речицкая Е.Г. – М., 2004.
18. Хватцев М.Е.,Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника — М., 1991.
19. Шаргаев М.А.Экологическая этика и культура- М., 2003.
20. Эстетическаякультура и эстетическое воспитание. / Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Кагани др. – М., 2003.
21. Яшкова Н.В. Общаяхарактеристика деятельности глухих. / Психология глухих детей. — М., 1971.
Размещено на www.