Федеральноеагентство по образованию
САРАТОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Кафедраметодики преподавания биологии и экологии
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Научный руководитель:
Заведующий кафедрой:
Саратов 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Историко-педагогическийаспект проблемы экологического воспитания
1.2 Многообразиеэкологического воспитания
1.3 Проблемысовременного экологического воспитания
2. ТЕОРИЯЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Сущностьэкологического воспитания
2.2 Цели и задачи воспитанияэкологической культуры
2.3 Методы и формы экологическоговоспитания
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Развития эстетического отношенияк природе
3.2 Внеклассная работа как одна изформ экологического воспитания в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда передчеловечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природеи обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Основой как национального, так и мирового развития общества должна статьгармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармониис природой, возможно, его существование на планете Земля.
Человечество подошло кпорогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новыйменталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать ивоспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, еезаконами и принципами. Экологическое образование должно охватывать всевозрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственнойдеятельности (Популярный экологический словарь, 1999).
Задачаобщеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформироватьопределенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыковнаучного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощиприроде.
Одной из эффективных формработы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходекоторой происходит непосредственное общение обучающихся с природой,приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность,пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной обстановкепозволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучениюприродных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологическихконкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениватьсярезультатами исследований через современные телекоммуникационные средства.
Экологические знания иумения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Настало времявключать ее в учебно-воспитательный процесс школы.
Успешное экологическое воспитаниешкольников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляетсяцеленаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуютсемья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активнойдеятельностью родителей в том же направлении.
Целью данной работы быловыяснение роли и задач экологического воспитания в системе школьногообразования и практическое его применение в школьной практике 6 класса. Длядостижения цели ставились следующие задачи:
— по литературнымисточникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
— теоретически обосноватьи доказать возможность широкого использования сведений экологического характераво внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования удетей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже наначальном этапе обучения.
Объект исследования:процесс организации внеклассной работы по экологическому воспитанию совместно ссемьями учащихся.
Предмет исследования:возможности организации экологического воспитания при осуществлении внекласснойработы с привлечением для активного участия в этом процессе семей учащихся.
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Историко-педагогическийаспект проблемы экологического воспитания
Экология имеет точнуюформальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза ДарвинаЭрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку оботношениях организмов с окружающей средой». Само слово «экология» в переводе сгреческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает сутьдела: дом – окружающий нас мир, знание устройства дома – это наука, изучающаявзаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Однакофакт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом –«отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрениябиологов, и без своего названия наука как система знаний фактическисуществовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означаетнемедленного формирования соответствующей научной дисциплины. В 1972 году вСтокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только наэтом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современнуюрасширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можновести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это времяэкология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственныеобъекты и методы исследования, а также собственный концептуальный аппарат.
Большой вклад вформирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведскийестествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон.Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоологаН.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли трудывеликого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателяучения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев,Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, ктоосуществил экологический эксперимент.
Если в период своеговозникновения экология была составной частью биологии, то современная экологияохватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целымрядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика,математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология – этоуниверсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большоепрактическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – это наукабудущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогрессаэтой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должноначинаться с раннего детства, с начальной школы.
Проблемавзаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей,т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобнопроцессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великаядидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет всесвободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природаразвивается по определенным законам, а человек — это часть природы,следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общимзакономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения ивоспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образованиечеловека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннемвозрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. Идоказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существатаковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится,если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если деревомаленькое. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал долженизучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет впередпостепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляетсяс годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего икончает наиболее особенным». То есть Коменский вывел дидактическиепринципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновываетсяпринципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Ян АмосКоменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Ужев те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связичеловека и природы, о их неотделимости друг от друга (Старостин, 1990).
Педагогическуюценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали итакие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократА.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагогиговорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение егооблагораживающего влияния на человека.
Ж.-Ж. Руссо вкниге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей в дали отиспорченной цивилизации на «лоне природы». Воспитание должнопроисходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенкасовершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоццив работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания — развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлятьестественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принципвоспитания — согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскуюприроду, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против узкогопрактицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношенияк ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А.И. Герцен (1844 г.), Н.А. Добролюбов (1858 г.), Д.И. Писарев (1861 г.), Н.Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний оприроде, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности,которые определяют поведение детей в природе.
Не остался встороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следуетотметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологическихсвязей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надорассматривать как необходимое условие формирование у школьников основдиалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучениеэкологических связей играет важную роль в развитии у ребят логическогомышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы — естьсамое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно,состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основныхзвеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условиемстановления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывалрасширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, чтовоспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике». В книгахУшинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое вниманиевоспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. Вучебнике «Родное слово» ребята знакомятся с насекомыми, дикими идомашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителямиприроды; при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Во второйчасти «Детского мира», в отдел I, который называется «Изприроды», Ушинский дает систематизацию животных и растений, описываетотдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность илиопасность для человека).
Вот какраскрывается логика природы паука: «Паука нельзя назвать красивымживотным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у негоразбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы,паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество нашихкрылатых мучителей — комаров и мух». Кроме насекомых в книге повествуетсяо морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах,грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчиваетсярассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логикеприроды: «Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и,пожирая премудрые создания божьи, не подозревала, сколько премудростей вкаждой, самой маленькой травинке». Идеи Ушинского о воспитании средствамиприроды в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами. (Капулова,1990).
Проблемойэкологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII — XVIII веках,хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина«экологическое воспитание».
1.2 Многообразиеэкологического воспитания
Характерно, что природа вдеятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявлениясоответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектомзаботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметомцеленаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках идома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – взанятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественногоизображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельномискусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формированияотношений учащихся к действительности, школа организует трудовую,познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую,туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей средиприроды. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средойналагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфераобщения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения,общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий насознание учащегося его формирование во многом зависит именно отцеленаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразныеприемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практическойдеятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемыубеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведениюи вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование иличный пример воспитателя. Как актуальная социально – педагогическая задачаформирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должнопронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы:в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейнополитической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовкиучащихся.
Среди объективныхпредпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего,свойства и явления естественной среды. Другой объективной предпосылкойвыступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников.Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащаетиспользование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающейсреды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознаютнеобходимость заботиться о ее сбережении. Третья предпосылка формированияотношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходекоторого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями.Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде являетсяцеленаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование иорганизация общественно – полезных действий. Они помогают школьникам овладеватьколлективными формами деятельности среди природы, выработать продуманныепозиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственнаядеятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются целиличности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе иобществу. Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников кокружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания иосмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды воптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии свнешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять своипотребности и стремления. Природоохранительная деятельность определяется знаниямио природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии ифизики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад илесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, ксбережению растительности и животных, приумножению природных богатств (Клепинина,1987)
В совокупность ихпрактических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие ввоспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках,полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируютсянавыки рационального природопользования. Нравственная сторонаприродоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защитуокружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности,полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения ксреде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водныхисточников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносятущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должныприводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений.Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождатьстремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что наотношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, местожительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редкодевочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможностьпознакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. Есть различия вотношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мереосознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям.Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятсяк природе более прагматично. Рост образованности родителей способствуетустановлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данныепоказывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразныхсоциальных факторов на отношения к окружающей среде. Особую роль вовзаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательностьсознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей средыодного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда. Частьдетей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу стоварищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы,эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы ичеловеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережноеотношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охранысреды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизмуокружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в тоже время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизми патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится кприроде сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней еговоспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – универсале, которыйглубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитанияотношений к природе и людям (Дерябо, Ясвин 1996г).
1.3 Проблемы современногоэкологического воспитания
Происходящее в последниедесятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающейчеловека среды привело к природному дисбалансу, экологическим катастрофамтехногенного характера, разрушению экотопов в глобальном масштабе. Эти явленияпредставляют собой не что иное, как последствия утилитарно-прагматическогоотношения человечества к природе, проявлений антропоцентрического типаэкологического сознания Обострение экологической обстановки в мире вызвалоповышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления.Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, помнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование новоготипа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним изосновных социокультурных институтов, призванных к разрешению выше обозначеннойпроблемы, является школа. Существует несколько подходов по данному вопросу:экологизация всей образовательной системы, включая учреждения дошкольного идополнительного образования; изучение учебной дисциплины «Экология», начиная сосреднего звена в общеобразовательной школе.(Богданова 1980г).
Однако, существованиеогромного количества экспериментальных образовательных программ, учебников,методических материалов по экологическому обучению и воспитанию учащихся, неприносит ощутимых результатов. До сих пор реальна проблема низкой экологическойкультуры, как взрослого населения, так и учащейся молодежи. Социологические ипедагогические исследования, проводимые с целью диагностики экологическойвоспитанности школьников младшего и среднего звена показывают, что уровеньсубъектного отношения к миру природы, начиная с младшего школьного возраста кстаршему подростковому, резко снижается. Таким образом, проблемаактуализируется сохранением субъектного отношения к природе у подростков, и наего основе формирование компонентов экологической культуры, т.е. ихэкологического воспитания (Старостин 1990г).
Не менее актуальнымвопросом в отечественной системе экологического образования учащихся являетсявыбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процессаприродоохранного воспитания. По мнению большинства ученых и педагогов,практических работников системы образования, увеличению результативностиданного процесса способствует народная педагогика, основа народного воспитания.Поэтому без учета традиций народного воспитания, экологичных по своей сути ивключающих, кроме того, и нравственные компоненты, без изучения педагогическогоопыта народов, с нашей точки зрения, не может быть эффективно организованоэкологическое воспитание учащихся, в целом, и подростков, в частности.
В настоящее времяобщество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания иобразования. Человек – единственный зоологический вид на планете, которыйпытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем изощрённееон становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях.Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планетесовершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, чтодревние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением онилучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания,люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть?чем обогреться?) и над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на этивопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Избранныеэкологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой,с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и средуот таких контактов не уберечь. Экологическую грамотность, заключающуюся вкультуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь неостается времени. Разрушение природных комплексов возрастает.
В наши дни отношение кприроде привело социальную значимость, стало нравственным принципом.Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ееуровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую средутакие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям вэкологическом и биологическом смысле. Важность экологического воспитания длядетей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблемаохраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологическогообразования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшнейпедагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того,насколько экологически грамотными будут дети.
Острота современныхэкологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьнойпрактикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитаниемолодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе,защиты и возобновления природных богатств (Кнященко, Лейзеров, Каган и др., 1983).
Экологические вопросыдолжны прослеживаться на всех уроках и во внеклассной работе, экологическоевоспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее времякачество и результативность школы в области экологического образования нельзясчитать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского:«Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике»(Волков, 1991)
В свое время философ Д.Дидро писал: «Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Нашичувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и в душе нашейзвучит чудная музыка». (Боровская, 1991). Гуманному восприятию природы, всочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г.Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие. К.Д. Ушинскийсчитал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о еевлиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единениес ней: «Все это помогает, – отмечал К.Д. Ушинский, – возгореться искрами любвик Отечеству» (Букин, 1991). Разумная деятельная любовь к природе – одна изграней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать еекрасоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства сраннего детства. «Школьное экологическое образование призвано решить одну изважнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образоммышления и типом поведения – экологическим» (Василькова, 1999).
2. Теория экологического воспитания
2.1 Сущностьэкологического воспитания
На нашвзгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать сопределения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание — составнаячасть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаемединство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Наформирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания иубеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.Для этого мы дополнили действующий учебник экологическими вопросами. Во времяпреобразующего эксперимента мы формировали следующие представления: — почемуполе, лес, луг называют природными сообществами; — для чего существуютразличные элементы природных сообществ; — как должен вести себя человек,находясь в этих природных сообществах.
Этиэкологические знания на протяжении ряда уроков переводили в убеждения,доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии сприродой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическоеповедение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний,конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, накоторые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитиипроходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием,удовлетворение).
Выявив всущности экологического воспитания две стороны: первая — экологическоесознание, вторая — экологическое поведение; мы пришли к выводу о необходимостирассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так какдля этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. Аэкологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько вовнеклассной и внешкольной деятельности.
Такимобразом, определяя сущность экологического воспитания можно выделить,во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формированиеэкологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в)формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработканавыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихсяпотребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4)скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологическогоаспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2)формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов иустановок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков ипривычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целейэкологической деятельности. (Богданова, 1980).
Поэтомуформирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинатьс младшего школьного возраста.
2.2 Цель изадачи воспитания экологической культуры
Созданиенового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическаяи техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитыватьэкологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное нанеразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачистановится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле словапонимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Цельэкологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающейсреде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагаетсоблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропагандуидей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своейместности.
Сама природапонимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает всебя человека.
Отношение кприроде тесно связано с семейными, общественными, производственными,межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную,политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую,правовую.
Ответственноеотношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает пониманиезаконов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдениинравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательнойдеятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования,в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условиемтакого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной,нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критериемсформированности ответственного отношения к окружающей среде являетсянравственная забота о будущих поколениях.
Цельэкологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемахсовременности и пути их разрешения; воспитательных — формирование мотивов,потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности,здорового образа жизни; развивающих — развитие системы интеллектуальных ипрактических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей средысвоей местности; развитие стремление к активной деятельности по охранеокружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологическихситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Нужныконкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения набазовом уровне экологического образования. Этому способствует определенноесодержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии(человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) (Деряпин,1996).
Содержаниеэкологического воспитания включает в себя систему норм (запретов ипредписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихсяот господствующих.
Страдиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает меройвсех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительскоеотношение к природе.
В противовесновая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценностиприроды. При этом человек рассматривается как часть природы, а прихарактеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Выявляетсямеждисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можносгруппировать в четыре компонента — научный, ценностный, нормативный идеятельностный.
Научный — ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природнуюсреду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем какобъектов использования и охраны.
Ценностный — экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели,идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности;понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат,необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный — система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретовэкологического характера.
Критериемэффективности экологического воспитания и образования могут служить как системазнаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшениеокружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников (Коменский,Локк 1989).
2.3 Методы иформы экологического воспитания
Содержаниеэкологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
Каждая изформ организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательнойдеятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источникамиинформации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности,позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем,пропаганду ценных идей.
На первыхэтапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируютсложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы ипотребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности,учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакцииучащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапеформирования экологической проблемы особую роль приобретают методы,стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачинаправлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, наформирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепцииизучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуяпроявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальнымиместными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. (Захлебный,1984).
На этапетеоретического обоснования способов гармонического воздействия общества иприроды учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научныеосновы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторовглобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельностьстимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которыеобобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развиваютинтересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выраженииэстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ,стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее числологических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход кдействительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изученияи охраны природы.
Средствомпсихологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациямвыступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Ряд методовимеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерениювеличин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальноеизучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующиеколичественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяетуспешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение кним как к лично значимым.
Стремясьвызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательностьбезответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказаниерассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.
Если данныеметоды воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетомпсихологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, тоучитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность (Измайлов,1987).
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Развитияэстетического отношения к природе
Деятельность ребят,организуемая учителями, порождает и развивает личные впечатления и чувства,убеждения и интересы. Отображение в сознании природных явлений возникает вдеятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей изадач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать заданиепо восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов. Перевод учащихся отнаблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям во времясельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем кнаблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогическийприем целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Егоприменение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за красотой помере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственныхсвязей со средой. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе трудаи осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначевоспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельностииначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы. Как известно,деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Онаявляется системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий иприемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру,которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так желичными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. Вструктуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаютсяустойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия.Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. Вравной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование вовзаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественнойопределенности (Бунин 1991г).
Не всякая деятельностьспособна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобынаучиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрастыцвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства ивремени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно — логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюденияза свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховоеи зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственныевпечатления и оценки.
Задача учителя, которыйразвивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается,прежде всего, в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой иорганизовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработатьсистему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать рядэстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать,осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д.На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобыпробудить отношение именно к ним. Одновременно нужно глубже продумыватьвозможности педагогического воздействия на эстетические восприятия, чувства исуждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего спознанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических)свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбнаяловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поискуместных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявитьэстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделатьсоставной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, вдеятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Онобеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного,трудового, эстетического, физического воспитания. Таким образом, при воспитанииэстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителемвстает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическуюдеятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой– нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любуюдеятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формируетиные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формированияумения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачиставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическоевосприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должныучаствовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп. Чем младшешкольники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. Вподростковой группе на первый план выступает опытническая, поисковая,краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую рольполучают труд, изучение науки и искусства. Разнообразное художественноетворчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов. В разномвозрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своихсвязей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения,происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которыераньше не привлекали особого внимания. В среднем возрасте ученики предпочитаютзаниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют вэкскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного рельефа, изучениеживотных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход задеревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственныхрастений.
Еще ниже стоят оценкинаблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а так же уходу за домашнимирыбками. Здесь эстетические отношения подростков к природе обнаруживают свою неразвитость. В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимыедействия выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду иогороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтениестихов, пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градациясвязаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества.Педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок.Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаютсяболее, а чем менее охотно. В предпочтениях одних дел другим, как и в оценкахкрасоты природных явлений, избирательно проявляется внутренняя позицияшкольников, сквозь нее преломляются любые педагогические воздействия наотношения к природе и отражаются в сознании и поведении соответственно еесодержанию. Понятно, что результаты эстетического воспитания будут успешнее,когда оно тесно связано ни только с общественно важной, но и с предпочитаемойучениками деятельностью и тем самым – с их избирательными, сознательными,индивидуальными связями с природой. Эстетическое отношение к природе возникаети развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующиеэто отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность еготворческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют данныенекоторых психолого-педагогических экспериментов. Приемы косвенного влиянияпедагогов на деятельность не способствуют сосредоточению внимания всехшкольников на эстетических свойствах природы. Часть учащихся наименеевосприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайнымявлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза имало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений. Подобные приемы недостаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков,позволяющих оценить явление как красивое или безобразное. Важна стимулирующаяроль соревновательного поиска для познания красоты природы. Познавательнаязадача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы водно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знанием, чтовокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различныхприродных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизныявлений, как их красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетическихсвойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такоекрасота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления отнекрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д.
Не только эстетическоевосприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникаютне автоматически. Формирование тех и других требует специальной педагогическойработы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учитель ставитьперед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда иохраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического иприродоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода. Двапути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания кпрактике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны влюбой школе. Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируютответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средстваискусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения олитературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Подруководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершаютэкскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно дляшкольников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы(Клепинина1987г)
3.2 Внеклассная работакак одна из форм экологического воспитания в школе
Педагогическийэксперимент проводился во время прохождения практики в МОУ «СОШ №14г. БалашоваСаратовской области» в 2009 г. Для реализации форм экологического воспитания вшкольной практике было проведено внеклассное мероприятие со школьниками 6класса с целью выяснения их эстетического отношения к природе. Формоймероприятия была выбрана игра, соответствующая возрасту учащихся 6 класса.
Перед проведением игрыставились следующие задачи:
1. Изучитьпсихолого-педагогическую, методическую литературу и справочные пособия поэкологии и биологии с целью отбора материала для организации внекласснойработы.
2. Выявить уровеньэкологических и природоохранных знаний учащихся в форме беседы.
3. Выявить возможностирасширения круга экологических знаний при осуществлении внеклассной работы втесном сотрудничестве с семьями школьников.
Игра – турнир:Путешествие по лесной тропинке
Цель: формированиеэкологических знаний подростков; воспитание любви к природе, Родине, самомусебе, развитие наблюдательности, внимания.
Оборудование: Плакаты сизображениями грибов, трав, кустарников, деревьев, цветов (роза, лилия, калла,незабудка, мак, тюльпан, хризантема), животных, гербарный материал крапивы,одуванчика, ромашки, подорожника, ландыша, картофеля
Подготовительная работа:
Образовать 2 команды по 6 учащихся.
Подготовить название, эмблему, девиз
Подготовить сообщение «А знаете ли вы что …»(необычное, интересное о животных)
Подготовка выставки «Пусть всегда будет солнце»,рисунки цветов.
От команды по 3 загадки о природе.
Вспомнить песни с названиями растений. На стенахкласса были вывешены плакаты:
«Не замедляй шагов. Нерви цветов и тогда цветы будут следовать за тобой всю дорогу» Р. Тагор.
«Счастье – это быть сприродой, видеть ее, говорить с ней» Л.Н. Толстой.
«Чтобы жить, нужнысолнце, свобода и маленький цветок» Х.К. Андерсен.
«Мы хозяева нашейприроды, а она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. И охранятьприроду значит охранять Родину» М. Пришвин.
Ход игры:
Ребята, сегодня мы с вамиотправляемся в заочное, интересное, познавательное путешествие по нашим милым,дорогим тропинкам. Вам пригодятся знания, смекалка, дружба, находчивость,быстрота и аккуратность выполнения задания. Помогайте друг другу, действуйтедружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Команды отправляются в путь.
Кто стоит на старте унас?
I тур
Слово приветствияпредоставляется команде «Лесные робинзоны»
Соперников наших мызнаем, Юность – пора золотая!
Удачи желаем мы им. Давайтетворить и дружить!
Но твердо жюри заверяем:
В обиду себя не дадим! Мыбудем бороться на равных. Пора наши шпаги скрестить.
Просьба к соперникамнашим – Мы видим болельщиков славных
Ответы точнее давать! Жюри,уж судить, так судить!
А если неточность,утешим,
Позвольте за васдосказать. Мы ждем, не дождемся сраженья
И баллов тревожных счет.
Цель нашей «схватки»простая – Не бойтесь друзья пораженья,
Дружбу в бою закалить. Насв бой капитан поведет.
Слово приветствияпредоставляется команде «Берендеи»
Мы – ребята не простые, Навопросы все мы будем,
Остроумны, веселы. Попорядку отвечать.
Если только захотим
Мы достанем до луны.
Жюри наше дорогое!
Мы просим очень вас:
Но сегодня мы решили
Не судите очень строго,
До луны не доставать, Пожалейтевы хоть нас.
И пришли на праздник мы,
Чтобы силу показать. Мысейчас вам заявляем
И не в шутку, а всерьез:
Мы смекалку очень любим, Еслитолько проиграем —
Ей готовы жизнь отдать, Потекутручьи из слез.
II тур
А теперь слово участникамкоманд (капитанам)
«А знаете ли вы что …?»
Они расскажут нам что-тонеобычное о животных.
III тур
Оглянитесь! Сколькознакомых и неизвестных растений вокруг. Я предлагаю вам принять участие внеобычном конкурсе – аукционе «Аптека бабы Кати». Собираем лекарственные травы,отгадывая их названия по стихам. Кто сможет собрать больше.
Начинаем аукцион
Ах не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)
1. Рос шар бел,дунул ветер – шар улетел. (одуванчик)
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечкозолотое, что это такое? (ромашка)
2. А это что зарастение? На тропинке, по дорожке – всюду чудная трава, привязал листок кнарыву, день – другой пройдет – и диво, ты здоров без докторов, вот простойлисток каков. (подорожник)
3. Даже ночьюмуравьишка не пропустит свой домишко: пусть дорожку до зари освещают фонари, набольших стеблях подряд лампы белые висят. (ландыш)
4. Цветок –напрасный, плод – опасный, а поле все засеяно. (картофель)
5. На плечах Игнашкисорок три рубашки, все из ткани отбеленной, а поверх – пиджак зеленый.(капуста).
А какие лекарственныерастения вы знаете?
IV тур
Люди ходят в лес поягоды, по грибы, по орехи, а мы отправляемся в лес по загадки. (Командызагадывают друг другу загадки)
1. Какое растениедает лучший след? (липа)
2. Куда зайцуудобнее сбежать с горы или в гору? (в гору, т.к. у него передние лапы короче,чем задние)
3. Какие звери летают?(летучие мыши, белки – летяги)
4. Что делает зимойеж? (спит)
5. Какой цветокназывают цветком влюбленных? (ромашка)
6. Кто из обитателейболота слыл женой царевича? (лягушка)
7. В когопревращался гадкий утенок? (в лебедя)
8. Какие грибынаиболее ценные по питательности? (белые)
9. Какая птицаподражает голосам многих птиц? (скворец)
10. Почему подсоснами в лесу можно увидеть елочки, а под елями сосну не увидишь? (ели –тенелюбивые, а сосны – светолюбивые)
Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)
11. Растет ли деревозимой? (нет)
V тур
Прочтите русскуюпословицу по первым буквам слов.
Учитывается быстрота иправильность составления пословицы, и объяснение смыслового значения
Робинзоны — змея, ананас,кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облако, мухомор, нарцисс, енот, хамелеон,одуванчик, дельфин, иголка, слон, туча, осьминог, пальма, огурец, рябина,ослик, морж. (за комаром не ходи с топором)
Берендеи – петух, улитка,горох, арбуз, носорог, ы, й, зебра, акула, ястреб, цыпленок, индюк, подсолнух,ель, незабудка, ь, корова, ананас, белка, огурец, иголка, тигр, страус, яблоко.(пуганый заяц и пенька боится)
VI тур (для болельщиков)
А сможете ли вы войти влес другом?
Проведем викторину:«Умеешь ли ты общаться с природой?»
1. Перечислитезаповеди поведения в лесу? (не рвать, не ломать, не играть, не шуметь, нерубить, не мусорить, не разорять гнезда, не загрязнять воду, не убиватьнасекомых и птиц)
2. Почему нельзядотрагиваться до яиц в гнезде? (чужой запах отпугивает птицу и она покидаетгнездо)
3. Как правильнособирать грибы, ягоды, цветы? (не повреждая веток, грибы не сбивают, букетысобирать из цветов, выращенных человеком)
4. Почему нельзярубить деревья и кустарники в лесу? (куст растет 5 – 8 лет, дерево 15 – 18 лет)
5. Причиной чегоможет стать разбитая в лесу банка или бутылка? (осколки собирают солнечныйсвет, может случиться пожар)
6. Что нужносделать, покидая место привала в лесу? (костер залить водой, заложить дерном,мусор сжечь, консервные банки закопать)
VII тур
Какой же привал безпесни?
Каждая команда за 3минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений. Песнипоются по очереди, Выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню,повтор песен запрещен.
VIII тур
Попробуйте за 10 минут изпустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса.
Ребята! Давайте всегдапомнить, земля по которой мы ходим, на которой растем, живем, радуемся иработаем – это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь ее.
Дети, несмотря на то чтоэто все таки была развлекательная игра очень серьезно отнеслись к этомумероприятию, тщательно продумывали свои ответы и действия. В отличии отобычного урока они вели себя очень активно как будто каждый из них, уже былготов кинуться в бой чтобы сберечь и сохранить, хоть маленький кусочек своейпланеты.
По итогам игры былпроведен краткий 10 минутный опрос, в ходе которого я поняла, что у учащихся 6класса уже сформированы самые главные понятия, что наука «Экология» несет засобой серьезное значение и предполагает:
– потребности общения сприродой, интереса к познанию ее законов и явлений;
– установок и мотивовдеятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
– убеждение внеобходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
– потребности участия впрактической деятельности по изучению и охране природы, пропагандаэкологических знаний.
Цели внеклассногомероприятия были достигнуты. После проведенного мероприятия учащиеся классаответили на ряд вопросов анкеты, которая должна выяснить отношение учащихся к природеи экологическим проблемам.
Таблица№1. Вопросыанкеты.1. Чем для вас является природа?
а. самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись
б. источником полезных ископаемых и прогресса
в. областью интересов
г. не думал об этом
д. другое 2. Обсуждаете ли вы экологические проблемы в семье?
а. часто
б. иногда
в. никогда
г. другое 3. Знаете ли вы о наличии в вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности?
а. да, мне известны такие организации и их деятельность.
б. знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них
в. нет, ничего об этом не знаю
г. другое 4. Принимаете ли вы личное участие в охране окружающей среды?
а. нет
б. хочу, но не знаю как
в. да(если да, то как)
г. другое 5. Как вы относитесь к регулярному проведению субботников и рейдов?
а. они необходимы
б. это бессмысленно
в. другое
Как показал анализрезультатов формирующего эксперимента больше чем у половины учащихсяэкспериментальной группы наблюдается прирост по всем компонентам показателяуровня экологической воспитанности учащихся 6-7 классов. Наглядно этирезультаты представлены (в Таблице №2). Таким образом, результатыопытно-экспериментальной работы подтверждают предположение о том, чтореализация комплекса выделенных педагогических условий повышает эффективностьпроцесса экологического воспитания учащихся 6-7 классов.
Таблица №2Чем для Вас является природа? Ответы школьников в(%) а. самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись 54.5 б. .источником полезных ископаемых и общественного прогресса 16.1 в. областью интересов 16.7 г. не думал об этом 18 д. другое 2.9 Обсуждаете ли Вы экологические проблемы в семье? а. часто 0.1 б. иногда в. никогда 100 г. другое Знаете ли Вы о наличии в Вашем городе природоохранных организаций и движений и об их деятельности? а. да, мне известны такие организации и их деятельность 7 б. знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них 28 в. нет, ничего об этом не знаю 65 г. другое Принимаете ли Вы личное участие в охране окружающей среды? а. нет 46.9 б. хочу, но не знаю как 41.3 в. да (если да, то как) 11.8 г. другое Как Вы относитесь к регулярному проведению экологических субботников и рейдов? а. они необходимы и дадут хорошие результаты 76.2 б. б это бессмысленно, так как они не дадут положительных результатов 23.1 в. другое 7.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, можносделать следующие выводы:
— по литературным источникамвыяснили роль и задачи экологического воспитания;
— теоретически обосновалии доказали возможность широкого использования сведений экологического характераво внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования удетей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже наначальном этапе обучения.
Экологиянаука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранитьприроду и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В нейшироко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, еговлияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как кобъекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скоромвремени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать ихпоследствия.
Сущность экологическоговоспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение — ценности — отношение — поведение, которые являются основными компонентами всей системы.Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определеннуюфункцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организацииэкологического воспитания.
В результатеэкологического воспитания должно быть сформированное экологическоемировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях,отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека иприроды. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшеесяпонятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества врезультате экологического воспитания может способствовать установлениюсоциального порядка.
Экологическоемировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическомвоспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложнойзадачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее имотношение и поведение к природе, человеку, обществу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биологическийэнциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия,1986. – 378 с.
2.Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советскаяэнциклопедия, 1986. – 378 с.
3. БогдановаО.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М.:Просвещение, 1980. – 284 с.
4. БоровскаяЛ.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условияхгорода//Начальная школа. — 1991, N8, С. 46-48.
5.Букин. А.П. В дружбе с людьми иприродой. – М.: Просвещение, 1991-135с.
6. Воспитаниеи развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособиедля учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. — М.: Просвещение, 1981. – 215 с.
7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999. — 308с.
8. ВолковГ.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999. — 167с.
9. Дерим-ОглуЕ.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальнаяшкола. -1990.– N5. – С. 28-34.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. — С36-38.
11. ЗахлебныйА.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.- М.: Просвещение, 1984.
12. ИзмайловИ.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. — М.: Просвещение,1983. – 163с.
13. КлепининаЗ.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. — М.:Просвещение, 1987. – 169 с.
14. КоменскийЯ.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. — М.:Педагогика, 1989. – 347с.
15. ПакуловаВ.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. — М.: Просвещение,1990. – 256с.
16. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.– М.:Устойчивый мир, 1999.-186 с.
17. Старостин В.И. Природа в системеэстетического воспитания. — М… Просвещение, 1990. — 56с.
18. Экологическое образование ивоспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
19. Эстетическая культура иэстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С.Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.