Содержание Введение 1. Экология в Челябинской области 1. Перспективы юга Челябинской области в устойчивом развитии региона 2. Челябинске и автозаправочные станции 3. Челябинский бор 2. Челябинской области и ядерная промышленность 1. Экологические штрафы с предприятий 2. Один из объектов экологического кризиса – озеро
Сарыкуль 13 Заключение 15 Литература 16 Введение XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные
экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий. Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические
возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям. Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их
доля в загрязнении воздуха постоянно растет; в России — более 30%, а в США — более 60% от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха регионов нашей страны — машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Больше половины добываемых в европейской части страны углей содержат свыше 2, 5% серы. Поэтому ежегодно в атмосферу в результате промышленной деятельности человека попадает
примерно 75*106 т окиси серы, 53*106 т окиси и двуокиси азота, 304*106 т окиси углерода, 88*106 т углеводородов (предельных, альдегидных и пр.). Время, когда природа казалась неисчерпаемой, миновало. Грозные симптомы разрушительной деятельности человека с особой силой проявились пару десятилетий назад, вызвав в некоторых странах энергетический кризис.
Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. Это также относится и ко всем другим полезным ископаемым. 1. Экология в Челябинской области 1. Перспективы юга Челябинской области в устойчивом развитии региона Исторически в Челябинской области выделились и сосуществовали две зоны с разной направленностью природопользования:
горнозаводская и сельскохозяйственная. Это разделение было заложено еще в конце 17 века, когда начались разработки уральских месторождений меди и железной руды на демидовских рудниках. Заводы и рудники концентрировались в северной и северо-западной частях области, а сельскохозяйственный юг снабжал горнозаводские районы продуктами питания и лесом. Лес шел на производство древесного угля, необходимого при выплавке металла.
Таким образом, уже к середине 18 века можно говорить об экологическом кризисе региона. А к настоящему времени он приобрел катастрофический характер. «Наибольшие экологические нарушения наблюдаются в горнозаводской зоне. Достаточно сказать, что здесь находится комбинат «Маяк», на котором создавался ядерный потенциал Советского Союза Авария на «Маяке» 1957 года приравнивается специалистами к 6 Чернобылям». Если посмотреть на карту области, то вся она покрыта значками, обозначающими предприятия
черной и цветной металлургии. А отсюда загрязнение окружающей среды и низкая продолжительность жизни. Юг области тоже нельзя назвать благополучным с экологической точки зрения, но это связано с нерациональным ведением сельского хозяйства. Горнозаводская и сельскохозяйственная зоны отличаются и по степени изученности их природных комплексов. Больше внимания уделяется северу области. Туда же уходит большая часть средств на реабилитационные мероприятия.
В 1987 году на юге Челябинской области археологами Челябинского государственного университета был открыт уникальный памятник эпохи бронзы – протогород Аркаим. Открытие Аркаима было не рядовой находкой, а поворотным моментом в изучении жизни людей той эпохи. Аркаим привлек к себе внимание ученых всего мира. Юг области стал активно изучаться учеными различных направлений.
На территории Аркаима был создан музей-заповедник с комплексом проводимых на его базе научных исследований. Активно ведется изучение флоры и фауны заповедника, исследуются почвы. В 1995-1996 гг. были проведены исследования по созданию здесь национального природно-культурного парка В процессе активного изучения природы музея-заповедника научному коллективу стало ясно, что для эффективного решения экологических проблем необходим комплексный подход.
Причем, имеется в виду не только комплексность в исследованиях, но и комплексность в разработке и в реализации программы реабилитации природной среды. Как уже говорилось вначале, леса сельскохозяйственной зоны начали усиленно вырубать еще при Екатерине II, а сейчас от них осталось около 30%. Таким образом, в этой зоне идет сукцессия от лесостепи к степи. Она находится на начальном этапе. Как установили специалисты, работающие на «Аркаиме», в окрестностях
заповедника гнездятся лесостепные птицы, растительность еще не полностью изменилась на чисто степную, встречаются лесные почвы. После изучения результатов исследований возникла идея о повороте сукцессии вспять и восстановлении исторического ландшафта. Ученые в своих исследованиях доказывают целесообразность применения исторической модели для создания программы экологической реабилитации среды. В качестве таких моделей выбраны системы природопользования, наиболее долгое время существовавшие в
регионе и на прилегающих территориях – подвижное животноводство и комплексное хозяйство эпохи бронзы. В настоящее время эти модели более углубленно изучаются- выявляются не только их качественные, но и количественные параметры. Работы, выполняемые в заповеднике, вносят значительный вклад в процесс разработки и реализации программы устойчивого развития юга Челябинской области, Уральского региона в целом. Более того, уже практически отрабатываются некоторые аспекты реализации
такой программы. Так, например, решены вопросы взаимодействия с прилежащими хозяйствами, с администрациями населенных пунктов, со специалистами государственной службы природоохраны и природопользования. Разработаны направления, приемы и методы экологического образования самых разных слоев населения. Поскольку планируемый национальный природно-культурный парк не является традиционным, то в плане подхода к практической реализации замысла разработан способ сохранения большой части земель в хозяйственной
деятельности. На остальной части предполагается восстановление природных сообществ до оптимальных пределов. Разработан способ установления таких пределов, способствующий существенной экономии материальных средств на реабилитационные мероприятия. Реализация имеющихся и ведущихся разработок позволит уже в ближайшие десятилетия на юге Челябинской области получить достаточно устойчивую систему «человек – природопользование – природная среда». По мере становления такая система может быть распространена на прилежащие территории.
Возможно, музей-заповедник «Аркаим» станет в будущем тем островком чистой природы, от которого возьмет начало процесс возрождения природы Урала. 1.2. Челябинске и автозаправочные станции В последние годы в Челябинске и других городах области появилось много небольших, с виду уютных автозаправочных станций – удобные подъезды, навесы, эстетический вид, красочная информация, аншлаги и т. д. Одним словом, европейский стиль. Но кроме европейского внешнего вида ничего от
Европы в этих АЗС больше нет: наши доморощенные проекты и наше же исполнение. В этом и заключается проблема – проблема экологическая. АЗС такого «европейского типа» – реальная экологическая опасность для города. Прежде всего, связанная с загрязнением грунтовых вод – единственного резервного источника питьевого водоснабжения Челябинска. Во-первых, технические решения, принятые в типовых проектах этих доморощенных
«европейских» станций, не дают гарантии, что под действием химической и электрической коррозии или при появлении дефектов сварных швов подземных резервуаров грунтовые воды не подвергнутся загрязнению нефтепродуктами. Во-вторых, само строительство ведется настолько некачественно и «на скорую руку» (зачастую качество сварных швов, их прочность и плотность не соответствуют СНиПу), что все огрехи проектирования неизбежно выльются в экологические
ЧП. Опасность же возможных утечек нефтепродуктов в том, что визуально их невозможно зафиксировать. Нефтепродукты накапливаются годами и постепенно загрязняют подземные горизонты. В связи с этим Челябинский зональный комитет по экологии при рассмотрении проектов размещения АЗС начал требовать от заказчиков обязательного сооружения сети скважин для контроля за качеством подземных вод. Однако, до сих пор приемка в эксплуатацию АЗС такого типа проводится с нарушением природоохранного
законодательства – без участия специалистов Челябинского зонального комитета по экологии 1.3. Челябинский бор Челябинский бор занимает площадь 1216 гектаров и должен принимать в сутки не более 25 тысяч любителей лесных прогулок. Однако, каждый день бор посещает более 200 тысяч горожан. Это ведет к преждевременному усыханию бора. Из года в года все больше оголяются корни сосен, вытаптывается подлесок. Прохожие – взрослые и дети, велосипедисты, а то и моторизованные экипажи, сдирают, словно
кожу, последние сантиметры почвы. Разумеется, работники лесничества ежегодно планируют и организуют подсыпку земли на особо истоптанных участках, но последние три года денег на это вообще не выделяется. И надо бы иметь в бору «зоны покоя», установить участки бора, которые несколько лет были бы закрыты для прогулок. Однако, для этого нужна охрана, патрули «зеленых», но денег на охрану сегодня тоже нет, а «зеленые» не проявляют инициативы. Недалек сезон повышенной пожароопасности.
В прошлые годы бороться с огнем в лесу помогали лесникам подразделения милиции и, разумеется, городская пожарная охрана. В этом году милиция и пожарные требуют оплату «за услуги». Это немалые деньги, а бор-то у нас бесплатный. Двести тысяч посетителей не оставляют в кассе лесничества ни копейки. Проблемы финансирования челябинского городского лесничества должна решать администрация. Это логично и очевидно. Начать сбор денег в фонд здоровья бора, организовать пожарную, милицейскую,
административную охрану проще и дешевле, чем восстанавливать после пожаров, после хулиганских порубок и поломок участки в нашем уникальном Челябинском бору. 2. Челябинской области и ядерная промышленность До недавнего времени экологическая обстановка в закрытых городах – Челябинске-65, Челябинске-70, Златоусте-36 – для населения области оставалась почти неизвестной, не считая информации о залповых или аварийных выбросах в водоемы и воздух.
Хотя в этих городах и созданы комитеты по экологии и природопользованию, комплексно обследовать объекты и провести анализ экологической ситуации не так просто . И вот впервые, по просьбе администрации города Снежинска (Челябинск-70) бригада специалистов-инспекторов облкомэкологии совместно с местным комитетом обследовала объекты Российского Федерального ядерного центра ВНИИТФ, детально ознакомилась с проводимой экологической работой
на производствах и в лабораториях ВНИИТФ. «В результате обследования обнаружены нарушения природоохранного законодательства. Материалы проверки явились предметом анализа и разбора на совещании руководящего персонала института» . Будем надеяться, что устранение выявленных недостатков позволит вести природоохранную работу более целенаправленно и результативно. На очереди подобные проверки в Озерске (Челябинск-65), Трехгорске (Златоуст-36) и других закрытых территориях.
2.1. Экологические штрафы с предприятий Отныне все предприятия и организации области обязаны заранее рассчитывать размер годовых платежей за вред, нанесенный природе. Правила расчета определены специальным постановлением главы областной администрации. Размеры платежей согласовываются с комитетом по экологии и природопользованию и направляются в Федеральный (10 процентов), областной (30 процентов), и городские (60 процентов) экологические фонды.
Полученные таким образом средства органы самоуправления вправе использовать на решение экологических проблем. В частности, в 1993 году за счет этого создавалась городская система экологического мониторинга областного центра. На сегодня установлены и действуют стационарные посты контроля загрязнения атмосферы в четырех точках Челябинска: в районе Першино, улицы Доватора, близ театра ЧТЗ и в Ленинском районе. «Внедрение платного принципа природопользования постепенно
меняет экологическое мировоззрение руководителей предприятий. Большинство из них начинает понимать, что природа не может быть бесплатной и выгоднее организовать экологически чистое производство, чем платить штрафы за загрязнение окружающей среды» . 2.2. Один из объектов экологического кризиса – озеро Сарыкуль Сарыкуль в переводе с тюркского – Желтое озеро.
Площадь – 103 кв. км. Расположено на административной территории Еткульского района. В последние годы озеро стало, пожалуй, столь же популярным для многих южноуральцев, как, скажем, для англичан – озеро Лох-Несс. Однако, десятки совещаний и публикаций в местной прессе, бурные дебаты и взаимные обвинения различных сторон посвящались, в отличие от лохнесской истории, не мифическому чудищу, а вполне реальной проблеме – быть озеру или не быть. «Малахит» также неоднократно
обращался к этой непростой истории, тем более, что она прямо связана с экологией прилегающих к озеру значительных территорий Еткульского района и Еманжелинска, а также расположенных здесь предприятий – Красногорского свинокомплекса, филиала завода «Сигнал» и других. Позиция экологов в незатихающих спорах остается достаточно определенной. Ее высказал на очередном совещании в администрации
Еманжелинска первый заместитель председателя облкомэкологии С. Н. Малышев: прежде чем восстанавливть озеро, необходимо выполнить все требования экологического законодательства, то есть разработать ТЭО, проектную документацию, провести экспертизу и только при условии положительного заключения экологов и ученых предпринимать практические шаги по восстановлению Сарыкуля до уровня, который не вызовет опасных последствий.
Сегодня эти условия нарушаются. При этом администрация Еманжелинска, ссылаясь на требования общественности, считает эти нарушения оправданными. Заместитель главы В. А. Цветков на этом совещании без тени смущения заявил: «Я ничего плохого в этом не вижу». Как говорится, закон что дышло Так же вполне серьезно и напористо он предложил участникам упомянутого совещания поддержать предложение о передаче озера
Большой Сарыкуль «из ведения Еткульского района в ведение города Еманжелинска, поскольку администрация города заинтересована в восстановлении нарушенной экосистемы» (а еткульцы, выходит, не заинтересованы?). Это предложение вызвало решительный протест представителя Еткульского района и не нашло поддержки у других участников совещания, кроме еманжелинцев. Примирить стороны попытался заместитель председателя областной
Думы В. Ф. Давыдов, который призвал «жить дружно» и восстанавливать озеро в общих интересах. Подействует ли призыв – покажет время. Пока ясно одно: превращать проблему Большого Сарыкуля из экологической в политическую чрезвычайно опасно. Нельзя безответственно играть с огнем, устраивать передел административных границ и территорий. Такие игры ретивых администраторов не раз доводили до беды.
И все же, несмотря на разногласия, участники совещания сошлись в одном: необходимо дождаться завершения в декабре 1995 года обследования водоема учеными-специалистами Челябинского филиала института водного хозяйства и с учетом их выводов и рекомендаций определить дальнейшие практические шаги по восстановлению Сарыкуля. При этом, по мнению экологов, следует обязательно провести общественную экологическую экспертизу проекта восстановления озера с участием как еткульцев, так и еманжелинцев.
Это позволит исключить разногласия и объединить усилия в общем деле. Заключение Для России и ее регионов ориентация на традиционные экономические показатели в ближайшей перспективе может иметь негативные последствия. Несколько утрируя, быстрее всего роста этих показателей можно добиться, быстро выкачав из недр нефть, газ, добывая руду и уголь поверхностным способом, вырубив леса и пр что, к сожалению, в определенной степени сейчас и происходит.
Экологические последствия такой политики будут самыми катастрофическими. Например, принятые энергетические программы, развитие атомной энергетики, ориентация на увеличение добычи полезных ископаемых позволят повысить валовой внутренний продукт. Однако очевидны и чрезвычайно негативные экологические последствия такого курса для многих регионов страны. В экономике необходима ориентация на конечные результаты, а не на промежуточные валовые показатели.
Но традиционные показатели экономического роста в. этом случае могут быть хуже по сравнению с этими показателями при экстенсивном природоемком развитии. Стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики. И здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных инструментов и регуляторов
благоприятного климата для развития всех сфер бизнеса, способствующего экологизации экономики. Литература 1. «Национальный форум Экология и экономика России-1995. Экология. Экономика. Бизнес. » Москва, 1995г. 2. Бобров А.А. Южный Урал – зона экологического напряжения в центре России. Вестник московского университете. Экономика 1994 №2. 3.
Быстраков Ю. И Колосов А. В. Экономика и экология Москва, ВО «Агропромиздат» 1992 г. 4. Григорьев А.А. Уроки экологических просчетов //География в школе. 1993 №2-3 5. Нестеров, А. П. Нестеров Экономика природопользования и рынок, Москва, 1997г. 6. Новиков О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения Москва, 1991г. 7. Проект дистанционного экологического мониторинга
ЗГНКМ. 1993-1996 гг. 8. Пыльнева Природопользование, Москва, 1997г.