–PAGE_BREAK–1.1 Кризис взаимоотношений общества и природы.
Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддерживания в ней биологического равновесия.
Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине XXв. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколения людей.
Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она проявляется практически во всех отраслях материального производства (особенно в сельском хозяйстве, химической промышленности, черной и цветной металлургии, атомной энергетике), имеет отношение ко всем регионам планеты.
1.2 Масштабы угрозы и пути решения экологических проблем.
Экологические проблемы являются одними из важнейших глобальных проблем. Они затрагивают основы существования человеческой цивилизации. Загрязнение окружающей среды имело место и в прошлом. Но сегодня оно достигло угрожающих масштабов. Об этом свидетельствуют следующие данные:
а) ежегодно в результате сжигания топлива в атмосферу поступает около 20 млрд. т. двуокиси углерода;
б) в реки сбрасывается примерно 160 куб. км. промышленных стоков;
в) в почвы вносится более 500 млн. т. Минеральных удобрений и около 3 млн. т. ядохимикатов, 1/3 которых смывается поверхностными стоками в водоемы;
г) объем промышленных отходов составляет 4 млрд. т. в год, к 2000г. он увеличится примерно до 10 млрд. т. ;
д) объем загрязненной воды может возрасти к 2000 г. в 10 раз.
Окружающая нас природа серьезно больна.
Угрожающие размеры приняло уничтожение лесов. По некоторым оценкам во время возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн. км2 суши, а с учетом кустарников и перелесков 75 млн. км2 или 56% всей её поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн. км2, а средняя лесистость до 30%. В наши дни ежегодно уничтожается более 20 тыс. км2 леса. Особенно угрожающее положение сложилось в зоне тропических лесов, где по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в середине 80-х годов ежегодно с лица Земли исчезало 11 млн. га лесов, а в начале 90-х годов примерно 17 млн. га лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Идет быстрое уничтожение двух главных мировых массивов тропических лесов – Амазонии и Юго-Восточной Азии. В Амазонии ведутся массовые вырубки под пастбища, развивается и целлюлозно-бумажное производство. В Юго-Восточной Азии ценная древесина заготавливается для экспорта. Все это ведет к уничтожению уникального генофонда тропических лесов, нарушению водного режима огромных районов, снижению их роли как «легких планеты». Интенсивно вырубаются леса и умеренных широт.
Параллельно идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства около 6 млн. га земель. Особенно сильно процесс опустынивания проявляется в Сахельских странах Африки, расположенных на границе Сахары и саванны. Следующие одна за другой необычайно жестокие засухи, поразившие эти страны в70 – 80-е гг., явились эхом неправильных и экстенсивных методов эксплуатации почв в условиях африканских тропиков. Негативную роль сыграли также перевыпас скота и уничтожение и без того скудной растительности с целью заготовки дров. Сахельские засухи принесли смерть миллионам африканцев.
Многие страны мира сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами, которые заключаются не только в количественной нехватке воды, но и в дефиците чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Среди наиболее загрязненных рек и озер мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, Балхаш и др.
На каждого жителя планеты ежегодно добывается около 20 т минерального сырья, 97 – 98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Масса отходов и загрязняющих веществ, поступающая в окружающую среду, достигла примерно 40 млрд.т. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. Например, загрязнение двуокисью серы и окислами азота породило такое явление, как кислотные дожди, отравляющие почву и водоемы, губящие леса. Эти загрязнения переносятся на большие расстояния воздушными массами и вместе с осадками выпадают далеко от источников загрязнения.
Другая причина деградации мировой экологической системы – загрязнение её отходами производственной и непроизводственной деятельности человека. Количество этих отходов очень велико и в последнее время приняло размеры, угрожающие существованию человеческой цивилизации. Отходы делятся на твердые, жидкие и газообразные.
В настоящее время не существует единой оценки количества твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека. Не так давно для всего мира они оценивались в 40-50 млрд. т. в год, с прогнозом увеличения до 100 млрд. т. и более к 2000 году. По современным подсчетам к 2025 году объем таких отходов может возрасти в 4-5 раз. При этом также стоит учитывать, что в настоящее время только 5-10% всего добываемого и получаемого сырья переходит в конечную продукцию и 90-95% его в процессе переработки превращается в прямые отходы.
В структуре твердых отходов преобладают промышленные и горно – промышленные отходы. В целом на душу населения они особенно велики в России, США, Японии. По душевому показателю твердых бытовых отходов лидерство принадлежит США, где на каждого жителя приходится 500-600 кг мусора. Несмотря на всё расширяющуюся утилизацию твердых отходов, во многих странах мира она либо находится на начальной стадии, либо отсутствует.
Жидкими отходами загрязняется, прежде всего, гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объём сточных вод в начале 90-х годов достиг 1800 км3. в итоге деградации водной среды в наши дни приняла глобальный характер. Примерно 1,3 млрд. человек пользуются в быту только загрязненной водой, что служит причиной многих эпидемических заболеваний. В силу загрязнения рек и морей снижаются возможности рыболовства.
По некоторым подсчетам, только в 1950-1990 г.г. мировой объём выбросов углерода вырос в 4 раза, достигнув 6 млрд. т или 22 млрд. т углекислого газа. Основную ответственность за эти выбросы несут экономически развитые страны: США – 25%, страны ЕС – 14%, страны – члены СНГ – 13%, Япония – 5%.
Одним из главных последствий экологического кризиса на планете является оскудение её генофонда, уменьшение биологического разнообразия. Биологическое разнообразие Земли оценивается в 10-20 млн. видов, в том числе на территории бывшего СССР – 10-12% от общего количества. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезли 900 тыс. видов растений и животных. во второй половине XXв. процесс сокращения генофонда резко ускорился. В результате ученые пришли к выводу, что при сохранении существующих тенденций в 1980 – 2000 г. возможно исчезновение 1/5 всех биологических видов, населяющих нашу планету.
Таким образом, в условиях НТР значительно возросли масштабы и интенсивность вмешательства человека в природные процессы. Это повлекло за собой загрязнение окружающей среды при отсутствии соответствующих ему природоохранных мероприятий.
К крупнейшим межправительственным организациям относятся ЮНЕСКО, ЮНЕП, ЮНИДО, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация. Ведущей из них является ЮНЕП, в работе которой принимают участие около 90 государств мира. Основными направлениями ее деятельности являются:
1) оценка состояния окружающей среды;
2) природоохранная деятельность (в конкретных областях);
3) вспомогательная деятельность (просвещение по вопросам охраны природы, использование средств массовой информации, техническая помощь развивающимся странам).
К неправительственным международным организациям относятся Международный совет научных союзов (естественные науки), Всемирный фонд диких животных. В работе данных организаций участвуют сотни ученых и специалистов из разных стран мира.
На основе смешанного подхода функционирует Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
В 1983 г., в соответствии с решением ООН, была создана Всемирная Комиссия по окружающей среде и развитию. Она является независимым органом, рассматривает любые экологические проблемы, представляет свои рекомендации мировой общественности. В Комиссию входят представители всех регионов мира.
На исходе XXв. общество не может ориентироваться на остаточный принцип финансирования мероприятий по охране окружающей среды. В каждой стране должен разрабатываться и исполняться «экологический бюджет». Он должен представлять национальный вклад в решение глобальных экологических проблем.
Во взаимоотношениях человека с природой нарастают противоречия. Природа реагирует на деятельность человека двояким образом: во-первых, природные ресурсы при рациональном их использовании открывают неограниченные возможности для экономического роста; во-вторых, при отмеченных выше экологических проблемах природа создает пределы для экономического и демографического роста.
Как предсказывал в начале века академик В.И.Вернадский, антропогенные факторы (вызванные деятельностью человека) привели к возникновению экономических границ роста. Экономическое развитие больше не может базироваться на возрастающих объемах используемого сырья и энергии. Это ведет к избыточным нагрузкам на природные ресурсы. А их надо защищать от нерационального использования в интересах сохранения жизни на Земле и дальнейшего социально-экономического прогресса. Вот почему перед человечеством стоит задача формирования новой технологической культуры, которая по своей сути должна стать экологической. Становление экологически чистых технологий предполагает:
1) развитие безотходных технологий. С их помощью можно ликвидировать антагонизм между человеком и природой, снять ограничения экономического роста, рационально использовать природные ресурсы. Отходы производства не являются неизбежностью, они представляют результат несовершенства технологического процесса;
2) развитие биологических технологий и генной инженерии (севообороты, сидеральные удобрения, биологические приемы борьбы с вредителями вместо ядохимикатов);
3) распространение передовых технологий. Оно снижает материалоемкость и энергоемкость национального дохода, превращает отходы в ценный первичный материал в новых технологических процессах;
4) внедрение передовых технологий требует дополнительных затрат. Эти затраты окупятся в будущем. А сейчас они жизненно необходимы. Научно обоснованные экологические затраты должны рассматриваться как фактор влияния на структуру воспроизводства, как его объективное социальное условие.
продолжение
–PAGE_BREAK–2. Экономика: техносфера и потребление природных ресурсов.
Главный контур системы ЧЭБС (человек, экономика, биота – живая природа, среда) замыкает современное человеческое хозяйство – экономика. Именно в ней коренятся современные экологические проблемы и угрозы глобального кризиса. Угнетение и вытеснение биосферы техносферой быстро приближается к точке необратимости. Главную опасность в этой ситуации представляет сохранение взаимного стимулирования роста человечества и потребления природных ресурсов. Необходимо рассмотреть становление техносферы как эксплуатирующей природу экономики и ту часть ее природоемкости, которая обусловлена техногенным изъятием природных ресурсов.
2.1 Техногенез и экономика.
В истории цивилизации техногенез – это нарождение техники, создание человеком все более совершенных способов, орудий и устройств для воздействия на окружающий материальный мир с целью получения благ. Техногенез с экологической точки зрения – это порождение техники и технологии – последний по времени этап земной эволюции, обусловленный деятельностью человека и вносящий в биосферу вещества, силы и процессы, которые изменяют и нарушают ее равновесное функционирование и замкнутость биотического круговорота.
Разрушительное действие достижений научно-технического прогресса на окружающий мир показано в таблице №2 Приложения.
Главными слагаемыми техногенеза являются технический прогресс и экономический рост. В XXв. техногенез приобрел глобальный характер и качественно новую форму техносферогенеза, способствуя быстрому расширению и распространению техносферы – того пространства Земли, которое находится под воздействием производственной деятельности человека и ее продуктов.
2.2 XX век: экономический рост.
Экономический рост характеризуется обычно увеличением производства продукции и услуг для целей потребления и накопления на национальном уровне. Глобальные оценки экономического роста считаются мало информативными. Однако достаточно точную косвенную оценку экономического роста можно получить с помощью энергетического подхода. В экономике количественные соотношения, имеющие смысл энергоемкости, могут быть приписаны всем материальным потокам, начиная с элементарной производственной операции и кончая связью между потреблением энергии и уровнем благосостояния целых стран. Поэтому энергетика разносторонне контролирует экономику. Используя энергетические критерии, можно рассчитать несущую мощность экономики. Это тем более важно, что энергетика является наиболее точным общим мерилом антропогенного давления на природу и окружающую человека среду.
В течение ряда десятилетий наблюдалась тесная связь между экономическим ростом и развитием энергетики. Она видна по одинаковым темпам прироста валового мирового продукта (ВМП) и энергопотребления. Энергоемкость ВМП в последние 20 – 30 лет колебалась около 10 кВт/долл. США. Округленные средние периоды удвоения: для энергетики – 26 лет, для ВМП (без учета инфляции) – 21 год. Одно из слагаемых экономического роста: это рост населения. Но и рост среднего душевого потребления тоже происходил экспоненциально. Только за последние 2 десятилетия он несколько замедлился. Экспоненциальный рост экономики характерен и для ведущих индустриальных стран. Так, ВНП США, составляющий сейчас около 27% ВМП, с 1939 по 1989 гг. увеличивался, удваиваясь в среднем каждые 8,5 лет. Разумеется, показатели экономического роста и особенно роста душевого потребления в разных странах резко различаются. Экспоненциальный рост мировой экономики однозначно свидетельствует об экспоненциальном росте изъятия природных ресурсов и техногенной деградации среды.
Некоторые данные о росте техносферы и утратах биосферы в XXв. представлены в таблице №3 приложения.
В минувшем столетии вместе с демографическим взрывом произошел мощный подъем техногенеза. Он обусловлен приростом реализуемых материалов, мощностей и материально- энергетических потоков, приходящихся в среднем на каждого жителя планеты. Общий масштаб этихпотоков стал сопоставим с масштабом природных процессов.
Наиболее характерные черты всемирного техногенеза в XXв. можно представить следующим образом:
1. За 100 лет мировое потребление энергии увеличилось в 14 раз. Суммарное потребление первичных энергоресурсов за период превысило 380 млрд т условного топлива. Это означает, что мировая энергетика росла вдвое быстрее, чем численность населения. На протяжении последующих 10 лет душевое потребление энергии росло медленнее – до 71 ГДж в 1995 г.
2. В структуре топливного баланса большинства стран мира произошел переход от преобладания дров и угля к преобладанию углеводородного топлива – нефти и газа (до 65%), а также к заметному вкладу гидроэнергетики и ядерной энергетики (в сумме до 9%). Некоторое хозяйственное значение приобретают альтернативные энергетические технологии. С 1950 по 1995 г. в 2 раза возросло преобразование топлива в электроэнергию. Среднее душевое потребление электроэнергии достигло 2400кВт. ч/год.
3. Многократно увеличилась добыча и переработка минеральных ресурсов – руд и нерудных материалов. Производство черных металлов возросло за столетие в 8 раз и достигло в начале 1980-х годов 850 млн. т/год. Еще интенсивнее был рост производства цветных металлов, в основном за счет выплавки алюминия, составившей к концу 1980-х годов 14 млн. т/ год. В 1940-х годах началась и стремительно возросла промышленная добыча урана. Производство цемента за 90 лет выросло почти от нуля до 1 млрд. т/год.
4. В XXв. значительно вырос объем и изменилась структура машиностроения в связи со станкостроением, развитием техники двигателей внутреннего сгорания, электротехники и автоматизации.
2.2.1 Земля. Земельные ресурсы.
Как уже отмечено, производственной деятельностью человека и продуктами труда в той или иной мере охвачено все пространство планеты. В 1980-х годах на основе аэрокосмических данных была оценена площадь земель, не затронутых хозяйственной деятельностью. Оказалось, что их осталось всего около 38 млн. кв. км (28%), не считая материковых льдов. Площадь земель, не затронутых хозяйственной деятельностью, по материкам показана в таблице №4 приложения.
2.2.2 Влияние природных ресурсов на экономику.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозятся преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Такое положение дел порождает две проблемы: зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию многих развивающихся государств.
Неравномерность обеспечения стран природными ресурсами, а также потребление их выдвигает ряд закономерностей в экономическом развитии разных стран.
Первая из них связана с необходимостью поиска путей более рационального использования природных ресурсов в условиях их нехватки. Особенно остро эта проблема стоит для развитых стран. Собственно говоря, их вариант промышленного развития в последние десятилетия (экономия ресурсов) и есть ресурсосберегающий путь экономического развития. Природные ресурсы, как известно, делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Особенно бережно следует относиться к невозобновляемым ресурсам. Необходимо также принимать действенные меры в отношении возобновляемых ресурсов (пресная вода, лес, почва), восстанавливать их первоначальное состояние. Многие страны мира активно используют вторичное сырье и отходы производства, сберегая таким образом «кладовые» природы. Наконец, следует всемерно стремиться к созданию максимального количества малоотходных и безотходных предприятий и технологий.
2.2.3 Рента.
Рента как экономическая категория представляет собой доход от природных ресурсов. В экономике наибольшее значение имеют земельная и горная рента, т. е. доход от сдачи в аренду земельных угодий и месторождений полезных ископаемых.
Величина земельной ренты зависит как от общественных, так и от природных условий. В сельском хозяйстве величина ренты тем больше, чем плодороднее земля, лучше географическое положение и обустроенность вследствие проведения соответствующих мероприятий на арендуемом участке земли. Таким образом, здесь рентные отношения представляют собой отношения по распределению дохода между собственником земли и арендатором. Сама по себе земельная рента возникает вследствие того, что земельный собственник передает своё право пользования землей предпринимателю.
Рента существует и в добывающей промышленности. Это горная рента. В хозяйственной жизни она обычно представлена теми специальными налогами (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство материально-сырьевой базы и др.), которые добывающая компания платит главному собственнику природных ресурсов – государству.
2.2.4 Экологические проблемы современной экономики.
Природные ресурсы являются важным фактором развития производства. От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, богатства недр во многом зависят темпы роста производства и благосостояния людей. Степень доступности природных ресурсов влияет на уровень производительности труда: она тем выше, чем богаче и доступнее природные ресурсы, чем меньше следственно затраты труда, необходимые для производства конечного продукта.
Природные условия, конечно, сами по себе ничего не создают, но они в той или иной мере используются обществом на известных стадиях развития. Важно, чтобы все виды природных ресурсов эффективно применялись для развития производства и процветания общества. Взаимоотношения общества и природы складываются так, что все факторы экономического роста – трудовые ресурсы, средства производства, природная среда – в комплексе используются обществом для развития производства. Растущее применение природных ресурсов в связи с повышением потребностей может постепенно приводить к их истощению и, одновременно, к увеличению поступления отходов производства в окружающую среду.
В связи с этим возникают две проблемы. Во-первых, при увеличении потребностей в природных ресурсах важно определить пути наиболее экономного их использования, замены дефицитного вида ресурсов менее дефицитным, развития безотходного производства, применение вторичного сырья. Во-вторых, следует переходить от открытой к закрытой системе воспроизводства, без остатка перерабатывать добываемое сырье.
продолжение
–PAGE_BREAK–3. Проблемы экологии в России.
Принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочих причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления– экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсивных факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.
Необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Ещё в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ- в способности познавать её законы и правильно их применять.
Сейчас очевидна острая необходимость в сохранении и улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения в масштабах и глубине энерговещественного обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением нарушенных экологических связей. Деградирующая природа препятствует нормальному ходу воспроизводства, как общественного продукта, так и рабочей силы, ухудшая условия хозяйствования.
Загрязненные воздух, вода, почва ускоряют физический износ средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на20-30%. Годовой ущерб основных фондов от загрязнения среды достигает0,8% их стоимости. Вследствие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с1930 по1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов2,7 ц./га, по овощным— 32,3, по кормовым-41,4 ц./га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственных районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на20-25%.
Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия существования людей, кроме того, обусловливает, и прямые потери рабочего времени – невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные- общество вынуждено отвлекать часть рабочей силы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.
Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает менее трети вовлекаемых в народно-хозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% – в процессе транспортировки и хранения и 40%— у потребителя. По оценкам одного из руководителей японского «мозгового треста» «Торей» Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.
Защита окружающей среды – проблема общегосударственная. Но конкретные практические меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для отслеживания обстановки и принятия мер. За «центром» остаются научное обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных климатических зон и освоенности территорий, экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.
продолжение
–PAGE_BREAK–3.1 Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки.
Важнейшее направление работы органов экологической службы
-содействие созданию и стимулированию деятельности предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.
Отрицательное воздействие на окружающую среду может быть полностью или в значительной степени нейтрализовано путем;
-переработки отходов в товарную продукцию с применением экологически чистых технологий;
-повышения степени использования природных ресурсов; небольшие объемы отходов и недоиспользованных сырьевых ресурсов могут быть успешно освоены малыми и средними предприятиями. Например, отравляющие вещества можно перерабатывать в чистый мышьяк. Заместитель начальника управления Министерства РФ по сотрудничеству с государствами- членами СНГ по проблемам финансирования Ал. Цыганков утверждает, что «если нас с этим мышьяком пустят на мировой рынок, мы завалим им всю электронную промышленность планеты. Но на создание опытной установки необходимо как минимум20 млрд. рублей.» Другой пример
-производство чистой питьевой воды. Можно организовать серийный выпуск недорогих очистных установок. В России есть хорошие опытные образцы такой техники. В экологии немало направлений, способных принести доход.
Для успешного содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые предусмотрены для малого бизнеса независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных налогов. Только при такой поддержке малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, следует создавать региональные фонды поддержки предпринимательства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных вэкологической чистоте среды обитания.
Помимо финансовых льгот, непременным условием широкого привлечения предпринимательства к природоохранной деятельности является создание в регионе экологического информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.
Мало освоена, но перспективна в нашей стране такая сфера деятельности как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем. Местные власти выделяют на своей территории несколько промышленным предприятий, представляющих наибольшую экологическую угрозу. Они должны выплачивать страховой компании определенную сумму. Деньги начинают работать, и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии. Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. Поэтому в компании должен быть солидный уставный капитал. Страхование является одним из немногих способов, позволяющих выйти из финансового кризиса, в котором находится российская экология. Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких областей, которые никогда не принесут прибыли.
Кроме того, необходимо утвердить систему штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических требований. По данным контроля за окружающей средой на нарушителей установленных правил налагаются сейчас различные штрафные санкции. Однако в существующей форме они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических процессов. Предприятиям обычно проще уплатить предусмотренный штраф, чем идти на значительную реконструкцию производства. Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи относятся на себестоимость продукции и не влияют на прибыль предприятия.
продолжение
–PAGE_BREAK–3.2 Финансирование природоохранных мероприятий в Российской Федерации.
В условиях децентрализации управления природоохранной деятельностью, углубления процесса суверенизации субъектов РocсийскойФедерации, перехода к рыночным отношениям, дефицита в бюджете процесс гарантированной финансовой поддержки природоохранной деятельности на территории страны осложняется.
Сегодня основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды является республиканский бюджет России, бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей, автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.
3.2.1 Бюджетное финансирование.
Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающий проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности. В1995 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий -71,4 млрд. руб.; программ и инвестиций эколого-ресурсного комплекса— 42,6 млрд. руб., что составляет соответственно 1,8%, 0,38% и0,22% в общих расходах республиканского бюджета.
Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу» на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом. За период1987-1992 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней имеет тенденцию к снижению. Так, если в 1987-1988 гг. они составляли100% в общем объеме инвестиции, то с1989 г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7%, в1991 г.— до38,5%. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от13% (в Ивановской области) до 83% (в Пензенской).
3.2.2 Внебюджетные фонды.
Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:
-воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-воспроизводства, охраны и защиты лесов;
-восстановления и охраны водных объектов.
Новым элементом современного экономического механизма природопользования являются и внебюджетные экологические фонды. Последние созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др. Федеральный, республиканские, краевые, областные и местные экологические фонды образуют единую систему внебюджетных фондов, формирующихся за счет средств предприятий-природопользователей (платежи за загрязнение окружающей природной среды, штрафы и возмещение по искам за ущерб вследствие нарушения природоохранного законодательства.
В период, характеризуемый экономической нестабильностью, сокращением централизованных инвестиций из бюджета, экологические фонды превращаются в важный источник финансирования природоохранной деятельности. Анализ формирования и использования средств этих фондов в1992 г. показал, что большинство регионов использует средства по целевому назначению в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств экологических фондов. Так в упомянутом году из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам— 3,5 млн.руб. (46% средств фонда); Чукотском АО на оплату коммунальных услуг— 1 млн., Омской области на строительство мостовых переездов— 1,7 млн. руб. и т.д. Это обусловливает необходимость четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных органов Минприроды РФ за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов. Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими фондами, придав им, статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции и правления фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь24% территориальных фондов).
Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов. Объем капиталовложений, используемых на строительство природоохранных объектов, составил в 1993 г. примерно1,4% общего объема инвестиций за счет всех форм собственности, в1992 г.— 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов. Однако сложное экономическое положение предприятий, снижающее их платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие длительного промежутка времени между начислением платежей, их поступлением и использованием, низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных объектов за счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования природоохранных мероприятий составила в1993 г. в Саратовской области32,5%, Иркутской- 22,6%, Брянской— 16%.
3.2.3 Собственные средства предприятий.
В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятии, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Например, по данным территориальных комитетов по охране природы, финансовое обеспечение реализации экологических программ в г. Фокино Брянской области, в городах Шахты, Белая Ка-питва и Таганрог Ростовской области полностью осуществляется за счет собственных средств местных предприятий.
Доля средств предприятий и организаций в общем, объеме капиталовложений, направляемых в природоохранную деятельность имеет тенденцию к увеличению.В 1989 г. она составляла34,3%, а в1991 г.— 56,3%. Наибольшая их доля наблюдалась в Архангельской области(88%), Самарской(82,5%), Тюменской и Челябинской (79,2%). Для сравнения: в США частный сектор финансирует около половины ассигнований на природоохранные мероприятия.
Конечно, на практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом координируются, и это ведет к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.
По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1993 г. объём капиталовложений на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования составил592,8 млрд. руб., примерно столько же в1992 г. Против1990 г. эти объёмы сократились на20%. На уменьшение объёма этих вложений повлияла дестабилизация бюджетно-финансовой системы РФ, неплатежеспособность предприятий, рост инфляции, сокращение производства, а также процесс становления и упорядочения деятельности территориальных экологических внебюджетных фондов.
продолжение
–PAGE_BREAK–