Экономическая безопасность, техногенные катастрофы

Содержание
Вопрос1.                                                                                       3
Тест 1.                                                                                             9
Тест 2.                                                                                             11
Тест 3.                                                                                             11
Тест 4.                                                                                             11
Вопрос2.                                                                                       12
Списокиспользованной литературы                                            17

Вопрос 1.
Основные угрозы экономической безопасности в Российской Федерации. Иххарактеристика
Экономическаябезопасность — совокупность качественных характеристик (свойств) состояния инаправления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость,стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов(ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновениикак внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, атакже при воздействии неблагоприятных экономических факторов. См. Субъектэкономической безопасности, Экономические интересы, Корпоративные ресурсы.
Экономическаябезопасность государства. Высокий уровень экономической безопасности определяетсятем, что оно:
·          проводитнезависимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществляеткрупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой илииной помощи из-за рубежа;
·          поддерживаетстабильность действующих в стране эконо­мических нормативов, прежде всего вчасти, касающейся уровня жизни населения, их соответствие стандартам,общепринятым в мировой практике или директивно утвержденным на конкретныйпериод времени;
·          ограниченнореагирует на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкиегеополитические изменения в мире и быстро восстанавливает утраченное равновесиев подобных случаях;
·          имеет возможностьоказать помощь другим странам, в частности, сопредельным, в случае, когдасложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативноотразиться на экономических интересах государства.
Экономическойбезопасности напрямую зависит не только от экономической безопасности регионов,но также от экономической защи­щенности граждан, их социальных организаций.
Вызовы иугрозы экономической безопасности как цивилизационной общности: обесценениеручного труда; нищенский уровень заработной платы широких слоев населения;несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий; усиление имущественно­горасслоения населения; ограничение доступа людей с низ­кими доходами к системеохраны здоровья, образованию, культуре; недоверие населения к экономическойполитике го­сударства; рост безработицы; люмпенизация населения; ликвидациясоциального сектора экономики, деградация учреждений социальной сферы; утратауникальных специалистов (например, специалистов по ядерным реакторам)вследствие хронического отсутствия потребности в их труде; изменениестереотипов экономического мышления, экономического по­ведения, формирование«экономической идеологии криминального типа»; хроническая востребованностьуникальных специалистов и их утрата весьма вероятна вследствие экономическойнестабильности в стране, недостаточного финансирования отрасли.
Основнымиобъектами экономической безопасности. как системы, управляющей экономикойстраны, являются: экономическая независимость, уровень производства в стране,структура и конкурентоспособность экономики, военно-промышленный комплекс,отечественная валюта, налоги, состояние малого и среднего бизнеса, конкурентноеповедение участников рынка, инфраструктуры рыночной экономики.
Вкачестве вызовов и угроз экономической безопасности как системы, управляющейэкономикой страны, следует рассматривать: утрата эко­номической независимостистраны; освобождение внутренних цен; падение производства в стране; низкаяконкурентоспособность экономики; сокращение удельного веса наукоемких видовпродукции; высокий уровень монопо­лизации экономики; широкое распространениенедобросовестной конкуренции. Сюда относятся, в частности, демпинг,злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация иреклама, копирование (имитация) продукции, производимой конкурентом, нарушениекачества, стандартов и условий поставок товаров и услуг, создание тайныхкартелей, тайный сговор на торгах, фиктивный экспорт, обман потребителей,переманивание специалистов, махинации с деловой отчетностью и др.; возрастаниемасштабов криминальной конкуренции; отсутствие динамики в развитии малого исреднего бизнеса; массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;снижение налоговых поступлений до уровня, не покрывающего минимальнонеобходимых расходов государства; структурная деформация экономики и дальнейшаяструктурная ее деградация; негативные результаты проведенной ваучернойприватизации; развал военно-промышленного комплекса; неустойчивостьнациональной валюты; «долларизация» экономики; низкая инвестиционнаяактивность; инфляция и гиперинфляция; нарушение межотраслевого баланса вэкономике; сокращение запасов топлива ниже нормативного уровня; слабостьинфраструктуры рыночной экономики; рост числа решений о банкротствепредприятий-должников; значительные экономические потери от чрезвычайныхситуаций, аварий и катастроф.
В числеобъектов экономической безопасности как административной структуры:экономические отношения центра с субъектами Федерации; система государственныхучреждений в сфере экономики; правовая и договорная дисциплина в сфереэкономики; уровень экономического и социального развития; производственно-технологическиесвязи между предприятиями.
Средиугроз экономической безопасности как административной структуры необходимовыделить: недостаточность контроля со стороны государства за процессамиэкономических преобразований; увеличение разрыва в уровне жизни по регионам ирегионализация потребительского рынка; натурализация хозяйственных связей;дезорганизация системы расчетов и платежей; усиление проявлений экономическогосепаратизма на местах; криминализацию экономики (развитие теневой экономики);рост масштабов рублево-долларовых спекуляций; увеличение масштабов нелегальныхпоставок за рубеж военной техники; рост коррупции в структурах управленияэкономикой; нецелевое использование иностранных кредитов; — нецелевоеиспользование бюджетных средств; местничество, неисполнение Конституции страныи федеральных законов; резкий количественный рост чиновничества; снижениекачества товаров, невыполнение стандартов по условиям их производства (преждевсего продовольственных) вследствие ослабления контроля со сторонысанэпидемстанций, лабораторий качества, органов пожарной охраны и т.д.; низкаяправовая дисциплина в области экономики; массовое невыполнение договор­ныхобязательств; неисполнение государственными структурами собственныхобязательств по заключенным контрактам; высокая степень воздействиярегионального и отраслевого лоббирования на принятие решений в областиэкономики; усиление территориальной дифференциации уровня экономического исоциального развития регионов; нарушение производственно-технологических связеймежду предприятиями; деформация экономических отношений центра с субъектамФедерации; несанкционированная центром денежная эмиссия в регионах; низкийуровень заработной платы государственных служащих; несоответствиезаконодательства потребностям практики управления рыночной экономикой;несогласованность действий центральных экономических ведомств; бесконтрольныйвывоз из страны стратегически важных сырьевых товаров; избыточность системыгосударственных учреждений, осуществляющих управление экономикой,неоптимальность их организационного построения.
Важнейшимиобъектами экономической безопасности как субъекта геополитики являются:экономическая независимость страны, экспортно-ориентированные отраслиэкономики, транспортная инфраструктура экспортно-импортных операций, денежноеобращение, отечественная валюта, структура экспорта.
Косновным угрозам в сфере экономической безопасности как субъекта геополитикиотносятся: рост внешнего долга государства; большой размер долга коммерческихбанков (прежде всего «системообразующих») перед иностранными партнерами;зависимость страны от импорта продовольственных товаров, лекарств, некоторыхвидов продукции стратегического назначения, товаров первой необходимости;финансовая блокада со стороны международной банковской системы; свободная купля- продажа валюты; проникновение иностранного капитала в экономику страны,завоевание им ключевых позиций в ряде отраслей; подавление отечественногопроизводителя товаров в конкретных отраслях экономики; дискриминационные мерынекоторых иностранных государств в отношении российских товаропроизводителей;запрет на поставки в страну передовой технологии некоторых товаров, выдачукредитов; закрытость многих секторов мирового рынка для отечественнойпродукции; потеря традиционных рынков сбыта за рубежом; неразвитостьтранспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций; преобладание сырья вроссийском экспорте; недостаточное финансирование армии и военно-морскогофлота; отказ производителей поставлять продовольствие армии и во­енно-морскомуфлоту в долг; нелегальные поставки российской военной техники за рубеж;осуществление товарной интервенции импортного продовольствия по демпинговымценам под видом гуманитарной помощи.
Особуюзначимость для экономической безопасности во всех его ипостасях имеетнекомпетентность экономических элит.
Экономическиепотери от стихийных бедствий — землетрясений, наводнений, тайфунов, изверженийвулканов и т.д., а также от техногенных катастроф значимы также для всехаспектов для экономической безопасности.
Общиеобъекты безопасности на уровне государства: суверенитет, независимость,государственная и территориальная целостность, иные национальные интересы.
Науровне государства к числу частных объектов экономической безопасности, помимособственно экономики, следует относить: производительные силы ипроизводственные отношения, систему их защиты; политический и общественныйстрой; общественное сознание; систему управления обществом; экономический курс(направление экономического развития), признанный обществом; систему управленияэкономикой; экономические интересы государства на международной арене.
Сюдатакже можно отнести: движимое и недвижимое имущество, находящиеся враспоряжении государства; акции государственных предприятий и иные ценные бумаги;золотой запас; валютные ресурсы экономическое положение предприятий,контрольный пакет акций которых находится в руках государства; интеллектуальныйпотенциал общества;
информацию,составляющую государственную тайну; имеющуюся в распоряжении государстватекущую информацию, характеризующую экономическое положение в мире;экономический рейтинг государства.
Государственнаястратегия экономической безопасности Российской Федерации одобрена УказомПрезидента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.
Экономическаябезопасность физического лица. Признаками высокого уровня Экономическаябезопасность физического лица являются следующие:
·          возможностьсохранять стабильный уровень жизни при резком падении курса отечественнойвалюты,
·          возможностьвосстановить необходимое для привычного ритма жизни имущество, утраченное врезультате стихийного бедствия, техногенной катастрофы, квартирной кражи и другихподобного рода форс-мажорных обстоятельств;
·          способность втечение длительного времени поддерживать привычный жизненный уровень в случаепотери работы;
·          способность осуществлятькрупные приобретения, не прибегая к кредиту;
·          возможностьсубсидировать образование детей в желаемом объеме;
·          оказаниематериальной помощи детям, и родственникам, и близким связям;
·          личная экономия.

Тест 1. Решение мировых глобальных проблем в 21 веке преимущественнойсвязано:
Ответ:4. С развитием науки, техники и технологии
Вдискомфортный период человек полностью зависел от окружающей природы, боялсяее, потому относился к ней с почтением, обожествлял ее.
Споявлением у него первых комфортных технологий, с переходом к домашнему образужизни и ведению сельского хозяйства (а это всего 7-10 тыс. лет тому назад)человек стал активно отгораживаться от природы, приспосабливать ее к своимнуждам.
Возможностичеловека в этом плане неизмеримо возрастали по мере объединения людей всообщества и создания государственных образований, которые становились формойвыживания и вместе с тем орудием покорения окружающей среды. Наконец, благодарятехническому прогрессу человек настроил массу защитных оболочек (одежда, щит,дом, город и т. д.), создал искусственное окружение, которое, казалось бы,гарантирует ему безопасность и комфортное существование.
Однакоблагие пожелания, связанные со стремлением к лучшей, безопасной и комфортнойжизни, обернулись сегодня для людей обратной стороной. Пытаясь защититься отодних опасностей, человек неизменно создает для себя новые, порой еще большие.Так, объединившись в сообще­ства и государства, которые образовывались каксистемы, способные выполнять защитные функции жизнеобеспечения людей, человекпопал в среду, где опасности и угрозы исходят уже со стороны их членов, самогогосударства, других государств.
Общийпрогресс приводил к росту комфорта, совершенствовались системы жизнеобеспечения(качество жилищ, обогрев, водопровод, канализация, дороги, транспорт и др.), ноодновременно утрачивались приобретенные способности и навыки общения человека сприродой, от которой он все дальше отдалялся. Одновременно человек отдалялся отче­ловека. У него происходила деградация врожденного чувства опасности,инстинкта самосохранения, закреплялись самоуспокоенность, беспечность, ощущениепревосходства над природой. Он старался забыть неприятное, что не так уж исложно, поскольку сама система памяти направлена на исключение плохого.
Жизнедеятельностьчеловека направлена на преобразование природы и создание комфортнойискусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызываетнепредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогрессасоздают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей.Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенногохарактера.
Наконец,немалую провоцирующую и стимулирующую роль в амбициях человека по отношению кприроде сыграли технический прогресс, особенно бурный в Х1Х-ХХ столетиях,интенсивное развитие промышленно-энергетического потенциала, что привело ксущественному повышению материального уровня жизни людей, ее комфортности.Следует отметить, что до последнего времени редко кто задумывался над опасныминеобратимыми последствиями этого процесса. Поставив перед собой задачупокорения природы, пользования благами все новых и новых технических достиженийза счет ее нещадной эксплуатации, человечество, по существу, вступило нагибельный путь и пока еще продолжает по нему идти, несмотря на предостережения.Первый звонок-предостережение земляне получили в 1912 г. с гибелью«непотопляемого «Титаника»», второй — в 1986 г. (Чернобыльская катастрофа).Но в поведении человека этот сигнал тревоги ничего не изменил к лучшему.Остается ждать третьего звонка, но как бы он не стал и последним. Незащищенностьчеловечества во всех функционирующих структурах системы жизнеобеспечения,складывавшейся тысячелетиями, становится угрожающей.
Казалосьбы, по мере развития цивилизации опасности и угрозы существованию человечества,странам и народам, лично каждому будут ослабевать. Но происходит обратное.Человек, оставаясь существом разумным, и человечество, обладая коллективнымразумом, оказались неспособными осознать складывающиеся реальности, адекватносреагиро­вать на новые угрозы в силу легкомыслия, беспечности, отсутствияинформации или других обстоятельств. Именно собственным поведением людейобъясняется катастрофичность нынешней ситуации в мире, подошедшем к роковойчерте, когда перед цивилизацией встал выбор: либо погибнуть, либо, используянакопленный потенциал, выйти на принципиаль­но иные решения относительно своегосуществования и развития. За беспечность надо расплачиваться. И в этом планекатастрофы являются не только предостережением, но и возмездием за неразумное,безнравственное поведение.
Тест 2. Во время телевизионной музыкальной программы передачи на экраненаблюдаются пульсации света с резонансной частотой 4 – 8 герц. Как влияетпульсация на здоровье зрителя?
Ответ:2. Может вызвать те же психические расстройства, что и инфразвук.
При этомможет возникнуть проблема с ориентацией в пространстве, появиться необъяснимыйстрах, а также могут отличаться картины, создаваемые левым и правым глазом ит.д.
Тест 3. К экобиозащитной технике относятся:
Ответ:1. Пылеулавливающее оборудование.
Например:циклон пылеуловитель, абсорбер, адсорбер, электрический фильтр, пыле- игазоотсасывающие устройства, осаждение пыли (аэрозолей) в акустическом,электрическом полях, гидро- и пневмотранспортировка веществ, герметизацияоборудования и т.д.
Тест 4. У пострадавшего ожог 2 степени. Ваши действия ипоследовательность оказания первой медицинской помощи:
Ответ:3. Наложить неадгезивную (не прилипающую) асептическую повязку.
Приожоге, согласно правилам оказания первой медицинской помощи, нельзя удалять сместа ожога предметы, одежду. Если участок ожога открыт, нужно наложитьповязку, но не прилипающую.
Вопрос 2.Опишите и проанализируйте 1-2 хорошо известных Вам из жизненной практикисобытия, связанные с техногенными опасностями.
1. Авариии катастрофы на водном транспорте. Под флагами более чем 130 стран мира водыМирового океана бороздят свыше 55 тыс. крупнотоннажных и 200 млн. мелких судов(туристские и прогулочные катера, парусные яхты). Около 4/5 транспортныхперевозок на земном шаре осуществляется по Мировому океану. Ежесуточно в моряхи океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают 1 млн. человек.Вполне понятно, что при таком огромном количестве судов, несмотря насовершенство их конструкции и оснащение новейшими средствами судовож­дения,нельзя полностью избежать аварий и катастроф. По данным известного лондонскогоклассификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет350-400 судов общим тоннажем 600-800 тыс. брутто-тонн, т.е. ежедневно в среднемгибнет одно судно. Как утверждает известный исследователь моря французский врачА. Бомбар, в результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс.человек. Кроме того, в течение года на7000-8000 судов случаются серьезныеаварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.
Принятаследующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:
♦  кораблекрушение — гибель судна илиего полное конструктивное разрушение;
♦  авария — повреждение судна или егонахождение на мели не менее 40 ч (пассажирского — 12 ч);
♦  аварийное происшествие.
Ккатастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения иаварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.
Большинствокрупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии(ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются надве группы: допущенные при проектировании и строительстве судна и происшедшие входе его эксплуатации. Они приводят к столкновению и опрокидыванию судов,взрывам и пожарам на борту, посадке на мель, наездам на айсберги и ледянойпокров или другие морские препятствия.
Так,вследствие грубых ошибок в судовождении в 1986 г. в районе Новороссийскапароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном. Оба судна потерпеликораблекрушение, а «Адмирал Нахимов» затонул, унеся с собой 430 жизней.
16февраля 1985 г. теплоход «Михаил Лермонтов», совершавший туристический круиз вводах Новой Зеландии, получил обширную пробоину и затонул. К счастью, благодаряумелым действиям экипажа все 408 пассажиров были спасены.
Кнаиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах на водном транспортеможно отнести:
♦  взрывы опасных грузов, приводящие кгибели пассажиров и экипажей судов, работников портов, пристаней, к разрушениюи потоплению судов, повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;
♦  пожары на грузовых, пассажирских,промысловых и особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;
♦  разлив нефтепродуктов, образованиекрупных нефтяных пятен на акватории побережья, уничтожение пляжей, нанесениеогромного экологического ущерба окружающей среде;
♦колоссальный материальный урон морскому, речному и промысловому флоту.
Ктяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасныхгрузов.
Одна изсамых больших трагедий на море произошла 6 декабря 1917 г. в порту Галифакс(Канада) в результате взрыва французского судна «Монблан», имевшего на бортутысячи тонн пикриновой кислоты, тринитротолуола, пороха и бензола. Погибли 1963человека, около 9000 получили ранения, 25 тыс. жителей города лишились крова.
Запоследние 20 лет вследствие роста танкерного флота резко возросло количество аварийи катастроф на нефтеналивных судах. Особенно опасны столкновения танкеров,вызывающие взрывы, гигантские пожары и разлив десятков и сотен тысяч тонн нефтии других нефтепродуктов.
В марте1978 г. супертанкер «Амоко Кадис» затонул неподалеку от французского портаБрест. Около 230 тыс. т сырой нефти всплыло на поверхность воды и образовалосамое большое нефтяное пятно в истории судоходства; более 360 км побережья былозагрязнено, погибли сотни тысяч морских птиц.
Вфеврале 1979 г. в Босфоре греческое судно столкнулось с румынским танкером.Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, продолжавшийся28 суток.
Аварии(катастрофы) могут произойти в порту (на пристани) или при передвижении судовпо реке, акватории озера или водохранилища. Так, например, 5 июня 1983 г. наВолге, вблизи Ульяновска, на пассажирском теплоходе «Александр Суворов»произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами — погибло 175 человек.
2.Аварии катастрофы на железнодорожном транспорте.
Железныедороги являются ведущим видом транспорта. На долю железных дорог СНГ приходитсяболее 50 % мирового грузооборота и 25 % пассажирских перевозок. Средняянагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз — посравнению с другими развитыми странами.
Основнымипричинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являютсянеисправность пути, подвижного состава, технических средств управления, ошибкиработников, отвечающих за безопасность движения поездов, и т. д. Более 40 %железнодорожных аварий и катастроф происходит по вине путейских рабочих.
Средикатастроф и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения,наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в подвижном составе наперегоне или станции.
По видуподвижного состава выделяют транспортные происшествия с пассажирскими поездами,грузовыми поездами, одновременно с обоими поездами, крушения поездов вметрополитене.
Следствиемаварий и катастроф на станциях и перегонах являются:
♦  взрывы опасных грузов, приводящие кразрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;
♦  пожары подвижного состава,станционных построек и других сооружений;
♦  разлив и выброс в атмосферуагрессивных и ядовитых веществ;
♦  поражение железнодорожных работникови пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;
♦  значительный материальный ущербжелезнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.
Так, 6июля 1981 г. в Индии пассажирский поезд сорвался в реку Багмати, в результатечего погибло 800 человек.
Еще однастрашная катастрофа произошла 3 июня 1989 г. на перегоне Аша-Улу-Теляк(магистраль Москва—Владивосток, в 100 км от Уфы). Из-за скопления вжелезнодорожной выемке большого количества газа, вытекавшего из трубопроводавблизи железной дороги, произошел чудовищной силы взрыв, вызвавший пожар. Вдвух раздавленных и объятых огнем пассажирских поездах (37 вагонов) находилосьоколо 1200 пассажиров. Только спустя две недели удалось установить количествопострадавших (871 человек) и погибших (331 человек).
2 мая 1978г. произошла железнодорожная катастрофа с человеческими жертвами в окрестностяхгорода Минска, когда столкнулись два электропоезда.
Особуюопасность представляют аварийные ситуации при перевозках опасных грузов,особенно СДЯВ. Примерами таких железнодорожных ЧС могут служить аварии сутечкой серной кислоты на станции Минск, с параксилолом на станции Жлобин.
Взависимости от численности пострадавших различают пять категорийжелезнодорожных катастроф: I — до5 человек, II — 6—15 человек, III — 16-30 человек, IV — 31-50 человек, V — более 50 человек.

Список использованной литературы
1.  Безопасность жизнедеятельности. Л.А.Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Старостенко, 2006 г.
2.  Безопасность жизнедеятельности. Ю.В.Микрюков, 2006 г.
3.  Маньяков В.Д. Безопасность общества ичеловека в современном мире: Учебное пособие. – СПб.: Политехника, 2005. – 551с.
4.  Охрана труда. А.А. Раздорожный, 2007г.
5.  Одинцов, А.А. Экономическая иинформационная безопасность: Справочник/ А.А. Одинцов. – М.: Издательство«Экзамен», 2005. – 576 с.
6.  Экономическая и национальнаябезопасность. Е.А. Олейников, 2005 г