Экономическая природа ивиды прибыли
Процесс материального производства завершается доведение готовогопродукта до потребителя, т.е. актом реализации и представляет собой завершениепоследней стадии кругооборота средств производства, в которой товарнаястоимость вновь превращается в денежную.
Выручка представляет собой сумму денежных средств, поступивших насчет предприятия за реализованную продукцию. Она является экономическойкатегорией, т.к. выражает денежные отношения между поставщиками и потребителямитоваров и основным источником формирования собственных финансовых ресурсовпредприятия.
Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ,услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по мерепоступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, апри расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу), либо по мереотгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предоставления покупателю(заказчику) расчетных документов.
Выручка формируется в результате: 1) текущей (основной), 2) инвестиционнойи 3) финансовой деятельности предприятий.
Первая выступает в виде выручки от реализации продукции, вторая ввиде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценныхбумаг других предприятий и третья — от размещения среди инвесторов облигаций иакций предприятия.
Реализованной продукцией считается либо отгруженная (методначислений), либо оплаченная (кассовый метод) продукция, в зависимости отучетной политики предприятия.
В РФ, в отличие от развитых стран, в основном используется второйметод, т.к. отсутствуют развитые фондовый и денежный рынки, с которых можнобыло бы привлекать денежные средства для страхования от неплатежей.
Предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности могутосуществлять планирование выручки.
Различают годовое планирование, которое эффективно при стабильнойэкономической ситуации (при известном соотношении спроса и предложения,неизменном налоговом, кредитном и др. законодательстве), квартальное иоперативное, используемое для контроля за своевременностью поступления денег заотгруженную продукцию на счета предприятий.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает выручку отреализации продукции промышленного и непромышленного характера.
Для определения выручки необходимо знать объем реализациипродукции в действующих ценах без налога НДС, акцизов, торговых и сбытовыхскидок и экспортных тарифов.
Выручка определяется исходя из объема выполненных работ исоответствующих расценок и тарифов двумя методами.
1. Методом прямого счета, который основан на гарантированномспросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится напредварительно оформленный пакет заказов. План выпуска и объема продукциизаранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент иструктура выпуска, установлены соответствующие цены. В этом случае выручкаопределяется как:
В = РП х Ц
Где:
В – выручка; РП — объем реализованной продукции; Ц — цена единицыпродукции.
В настоящее время эти условия трудно выполнимы и поэтомуиспользуют второй метод.
2. Расчетный метод, основой которого является объем реализованнойпродукции, корректируемый на входные и выходные остатки, позволяет определитьвыручку следующим образом:
В = Он + Т — Ок
Где:
В – выручка; Он — нереализованная остатки готовой продукции наначало планируемого периода; Т — товарная продукция, предназначенная к выпускув планируемом периоде; Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конецпланируемого периода.
На величину выручки от реализации влияют следующие факторы,зависящие от деятельности предприятия:
а) в сфере производства — объем производства, его структура,ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции,ритмичность производства;
б) в сфере обращения — уровень применяемых цен, своевременноеоформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемыеформы расчетов.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, можноотнести: нарушение договорных условий поставки материально-технических ресурсов,перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вследствиенеплатежеспособности покупателя.
Поступление выручки представляет собой завершение кругооборотасредств, а ее использование — начало нового кругооборота.
Выручка используется на оплату счетов поставщиков сырья,материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасныхчастей для ремонта. Из нее выплачивается заработная плата, возмещается износосновных фондов, формируется прибыль.
Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовыерезультаты деятельности предприятия.
Для установления цены необходимо:
— собрать информацию для ценообразования;
— определить структуру рынка;
— выяснить фазу развития рынка;
— проанализировать влияние издержек производства наформирование цен;
— проанализировать влияние прибыли на формирование цен;
— определить какой метод установления цены будет применяться;
— дать оценку инфляционного ожидания.
В настоящее время в РФ в основном применяются свободные цены,величина которых определяется спросом и предложением. Переход к свободномуценообразованию сопровождался значительными инфляционными явлениями. Но дляузкого круга товаров, производимых естественными монополиями (энергоносители,транспорт и т.д.), используется государственное регулирование цен.
Различают оптовые цены (предприятия, промышленности), отпускные ирозничные.
Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыльпредприятия. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям илиторгово-сбытовым организациям.
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, НДСи акцизы. По оптовым ценам промышленности продукция реализуется за пределыотрасли. При определении цены целесообразно применять цены-франко, чтоозначает, до какого пункта покупатель свободен от расходов по доставке.
Отпускная цена предприятия включает оптовую цену плюс акциз наподакцизные товары.
По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю — населению. Сущность, функции и виды прибыли, ее планирование распределение ииспользование
Прибыль – это денежное выражение основной части денежныхнакоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Какэкономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательскойдеятельности предприятия и выполняет воспроизводственную, стимулирующую иконтрольную функции.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающимэффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояниепроизводительности труда, уровень себестоимости. Прибыль важный источникрасширения производства и других внутрихозяйственных потребностей. Частьприбыли используется для материального стимулирования работающих иудовлетворения их социальных запросов.
Возрастает роль прибыли в формировании бюджетных, внебюджетных иблаготворительных фондов.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основныхфакторов:
— себестоимости продукции,
— объема реализации;
— уровня действующих цен на реализуемую продукцию.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятийпредставляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами напроизводство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственныхопераций. Она является объектом распределения и использования. Подраспределением понимается направление ее в бюджет и по статьям использования напредприятии.
Различают следующие виды прибыли: прибыль от реализации, валовую(балансовую) прибыль, прибыль от внереализационных операций, налогооблагаемую ичистую прибыль.
Прибыль (убыток) от реализации определяется как разница междувыручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов изатратами на ее производство и реализацию.
Валовая прибыль является объектом налогообложения при уплатеналога на прибыль и слагается из финансового результата от реализации продукции(работ, услуг), основных средств и имущества предприятия и доходов отвнереализационных операций, уменьшенных на расходы по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и имуществапредприятий определяется как разница между выручкой от реализации этогоимущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью, скорректированной накоэффициент инфляции.
Финансовый результат от внереализационных операций определяетсякак доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационной деятельности.
К внереализационным доходам относятся: доходы от долевого участияв деятельности других предприятий; проценты и дивиденды по ценным бумагам,принадлежащих предприятию; доходы от сдачи в аренду имущества; присужденные илипризнанные должником штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственныхдоговоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительныекурсовые разницы и доходы от других операций, непосредственно не связанных спроизводством и реализацией продукции.
В состав внереализационных расходов включаются: затраты поаннулированным производственным заказам; затраты на содержаниезаконсервированных производственных мощностей; не компенсируемые виновникамипотери от простоев по внешним причинам; потери от уценки производственныхзапасов и готовой продукции; судебные издержки и арбитражные расходы;присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственныхдоговоров; убытки о списания дебиторской задолженности, по которой истек срокисковой давности; некомпенсируемые убытки от пожаров, аварий и другихчрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытки от хищений,виновники, которых не установлены; отрицательные курсовые разницы и другие.
Налогооблагаемая прибыль равна валовой прибыли, уменьшенной насумму:
— отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, созданиекоторых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов неболее 25 % уставного фонда, но не свыше 50 % прибыли, подлежащейналогообложению);
— рентных платежей в бюджет;
— доходов по ценным бумагам и от долевого участия вдеятельности других предприятий;
— доходов от казино, видео салонов и пр.;
— прибыли от страховой деятельности;
— прибыли от отдельных банковских операций и сделок;
— курсовой разницы, образовавшейся в результате изменениякурса рубля по отношению к котируемым Центральным банком РФ иностраннымвалютам;
— прибыли от производства и реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственнойпродукции.
Все эти виды доходов, исключаемые из валовой прибыли являютсяобъектами самостоятельного налогообложения и для избежания двойногоналогообложения исключается из ее состава.
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в егораспоряжении, используемая им самостоятельно и направляемая на дальнейшееразвитие самого предприятия и его деятельности определяется как разность междуналогооблагаемой прибылью и суммой налога на прибыль, рентных платежей, налогана экспорт и импорт. Чистая прибыль направляется на:
— финансирование НИОКР;
— работы по разработке новых технологий и опытных образцов;
— модернизацию оборудования;
— на пополнение собственных оборотных средств;
— уплату некоторых видов налогов;
— на уплату различных штрафов и санкций;
— на пополнение различных фондов.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондови резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развитиясоциальной сферы.
При изучении всех аспектов прибыли было выявлено, что прибыльисчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результатахозяйственной деятельности. Это привело к разграничению двух взаимосвязанныхпонятий: бухгалтерская прибыль и экономическая прибыль.
Первая является результатом реализации товаров, работ, услуг.
Вторая является результатом «работы» капитала.
Взаимосвязь между бухгалтерской и экономической прибылью
Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости(оценки) активов в течение отчетного периода _ Внереализационные изменениястоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды +Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие)отчетные периоды = Экономическая прибыль
Планирование прибыли
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования иважный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируютраздельно по видам деятельности предприятия. В современных условиях реальнымявляется планирование не годового, а квартального размера прибыли.
Основной целью планирования прибыли является определениевозможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранногометода ее начисления.
Планирование прибыли осуществляется тремя методами: прямого счета,аналитическим и смешанным.
Метод прямого счета означает, что размер плановой прибыли отреализации товарной продукции исчисляется по каждому виду изделия как разностьмежду выручкой от реализации товарной продукции по действующим оптовым ценам иплановой себестоимостью этих изделий. Полученная по каждому изделию прибыльсуммируется в целом по предприятию. Для исчисления общего размера плановойприбыли необходимо к прибыли от реализации товарной продукции прибавить прибыльот прочей реализации и внереализационные доходы.
Для расчета плановой суммы прибыли от реализации товарнойпродукции можно использовать следующую формулу:
Прп = Пн + Пт – Пк,
где:
Пр – прибыль от реализации продукции;
Пн – прибыль в товарных остатках на начало планируемого года;
Пт – прибыль от выпуска товарной продукции;
Пк – прибыль в товарных остатках на конец планируемого года.
Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, чтоисчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции ивыручки от ее реализации по каждому виду ассортимента продукции. Этимобеспечивается точность расчетов, их простота и ясность. Применение методапрямого расчета эффективно на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.Недостатком этого методы является громоздкость расчетов при большомассортименте выпускаемой продукции.
Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлениипоказателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящийгод устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовойприбыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на еевеличину. К таким факторам относятся: объем реализации, уровень себестоимости,цены, налоговые ставки, рентабельность. В расчете применяется методэлиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кромерассматриваемого.
Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий кполученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразноприменять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическимметодом можно использовать для экономического анализа.
Смешанный метод планирования прибыли представляет собой сочетаниеметода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода.
Затраты на производство и реализацию продукции. Себестоимостьпродукции.
Затраты на производство и реализацию продукции представляют собойсовокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство иреализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывностьпроизводства и создают условия для реализации продукции.
По экономическому содержанию они выражают затраты общества,поскольку производство ведется в интересах общества, а продукция производитсякак непосредственно общественный продукт. Затраты различны по составу иструктуре в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Также ониклассифицируются по способу отнесения на себестоимость, связи с объемомпроизводства, степени однородности.
В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции ониделятся на:
— прямые, связанные с производством отдельных видовпродукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость(сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);
— косвенные, связанные с производством разнообразных изделий,которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходына содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную платуинженерно-технических работников и др.).
Они включаются в себестоимость с помощью специальных методов,определенных отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования,учета и калькулирования себестоимости.
В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяют:
— условно-постоянные расходы – это расходы величина которыхсущественно не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска продукции,в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции(затраты на отопление, освещение, заработную плату управленческого персонала,амортизационные отчисления, расходы на административно-хозяйственные нужды идр.);
— условно-переменные расходы величина, которых зависит отобъема производства, они растут или уменьшаются в соответствии с изменениемобъема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, топливо,основную заработную плату производственному персоналу и др.).
По степени однородности затраты подразделяются на:
— элементарные;
— комплексные.
Элементы имеют единое экономическое содержание независимо от ихназначения. Цель группировки по элементам – выявить затраты на производствопродукции по их видам (материальные затраты, амортизационные отчисления ит.д.). Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собойструктуру затрат на производство продукции.
Комплексные затраты включают несколько элементов, а следовательно,разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическомуназначению. Такими затратами являются общезаводские расходы, потери от брака,расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.
Все затраты на производство и реализацию продукции составляютполную себестоимость.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)в настоящее время определяется постановлением правительства.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собойстоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ,услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основныхфондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство иреализацию.
По экономическому содержанию затраты, включаемые в себестоимостьпродукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам: материальныезатраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацияосновных фондов; прочие затраты.
1.Материальные затраты включают:
стоимость покупных сырья и материалов, топлива; основныхвспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару;запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты.
Стоимость материальных ресурсов складывается из цен ихприобретения.
2.Затраты на оплату труда включают: выплату заработной платы;выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие истимулирующие выплаты; стоимость бесплатного питания; единовременноевознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатныхсотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.
В затраты на оплату труда не включаются: расходы на оплату труда ввиде премий выплачиваемых за счет специальных средств; целевые поступления;материальная помощь; беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий; оплатадополнительных отпусков женщинам воспитывающих детей; надбавки к пенсиям;дивиденды по акциям; подписки и приобретения товаров для личных нуждработников; оплата проезда к месту работы; оплата путевок, экскурсий,путешествий; другие затраты производимые за счет прибыли остающейся враспоряжении предприятия.
3.Отчисления на социальные нужды включают отчисления в фондобязательного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственной фондзанятости населения (в настоящее время упразднен), Фонд обязательногомедицинского страхования.
4. Амортизация основных фондов включает амортизационные отчисленияна полное восстановление основных производственных фондов, сумма которыхопределяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации.Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе приводятсяамортизационные отчисления на полное восстановление по собственным иарендованным основным фондам.
Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления встраховые фонды (резервы); вознаграждения за изобретения и рацпредложения;затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию понематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд и др.
Литература
1. АбрамоваМ.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
2. БалабановА.И., Балабанов И.Т. Финансы. — СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
3. БольшаковC.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходногопериода // Финансы. 2008. № 11.
4. БулатоваА.С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.
5. БуретинЛ.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.