П л а н:
1. Дания – страна со смешанной экономикой (вступление)
1.1.Дания. Природные ресурсы. Политика
1.2.Экономический потенциал. Результаты экономического развития по 2004 году
1.3. Госбюджет (результаты эффективной финансовой иналоговой политики государства)
1.4.Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация. Развитиепредпринимательства
1.5. Государственнаясоциальная политика. Трудовые ресурсы. Государственные проекты и инвестиции
2. Дания иЕС
3. Дания иБеларусь
4. Дания:проблемы и перспективы
5. Использованныеисточники
1. Дания – страна сосмешанной экономикой (вступление)
В своем докладе ясобираюсь дать характеристику экономической системе Дании и доказать, что Данияявляется страной со смешанной экономикой, где в функции государственного регулирования входитосуществление жесткой налоговой политики, управление эмиссией денег и ставкамирефинансирования для осуществления эффективной социальной политики и стимулированияпредпринимательства. А так же показать, что в стране имеется какгосударственный, так и частный капитал – предприятия государственной инегосударственной форм собственности, причем последние преобладают, в ихотношении проводится политика стимуляции активности.
Кроме того, будутосвещены внешнеэкономические и иные отношения Дании со странами Европы иБеларусью.
1.1. Дания.Природные ресурсы. Политика
Королевство Дания относится кчислу малых европейских государств как по численности населения — 5,3 млн.чел.,так и по размерам территории — 43,1 тыс.кв.км. Средняя плотность населения122 чел. на 1 кв.км. Крупнейшие города – Копенгаген (столица), Орхус, Оденсе,Ольборг. В состав Дании входят на правах автономий острова Гренландия (2175тыс.кв.км.) в Северной Атлантике и Фарерские острова (1400 кв.км.),расположенные к северу от Шотландии.
Дания ведет добычу нефти (запасов на 10 лет) и газа (запасовна 20 лет)на своей части шельфаСеверного моря и является «нетто-экспортером» углеводородного сырья. Имеютсятакже небольшие запасы бурых углей, торфа, калийных солей, высококачественныхглин, мела и известняка, а также инертных материалов для строительнойиндустрии. Геологические исследования на Гренландии выявили крупныепромышленные запасы урановых и цинковых руд, молибдена и тория, а также каменногоугля. Данные последней геологической разведки показывают, что у береговГренландии больше нефти, чем во всем Северном море, а в самой Гренландии — богатейшие месторождения золота и алмазов.
Воды экономической зоны Дании, Гренландии и Фарерских островов богаты рыбнымиресурсами.
Административно территория страны делитсяна 14 губерний (амтов) и 275 коммун. Подавляющеебольшинство населения – датчане (95%). 85% населения страны проживают вгородах. Государственный язык – датский, близкий к норвежскому и шведскомуязыкам. Значительная часть населения владеет английским языком. Национальныепраздники – 16 апр., День рождения Королевы Маргрете II, и 5 июня, ДеньКонституции Денежная единица – датская крона (DKK), ее средний курс 10 DKK= 1,5823 USD, = 1,3398 Euro (25/11/2005).
Государственная религия –евангелическо-лютеранская (87%). Вместе с тем, отношение к религии не более чемдань традиции.
Дания – конституционнаямонархия. Глава государства – Королева Маргрете II. Однако фактическиисполнительную власть в стране осуществляет Государственный совет иправительство. Королева лишь скрепляет своей подписью решение совета и принятыепарламентом законы.
Высший законодательный орган– однопалатный парламент (фолькетинг) состоит из 179 парламентских мест, четыреиз которых зарезервированы для представителей Фарерских островов (2) иГренландии (2). Члены парламента избираются сроком на 4г. на основе всеобщего,прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы впарламент прошли в ноябре 2005г.
Правительство формируется попоручению Королевы лидером одной партии или представителем коалиции партий.
Положительные темпы роста ВВП Дании наблюдаются с 1987г.По уровню конкурентоспособности экономики она находится на четвертом месте вмире, уступая только Финляндии, США и Швеции. Одним из наиболее значимыхфакторов достижения Данией такой высокой конкурентоспособности является умелоеиспользование международного разделения труда.
Член ЕС с 1973г.
На прошедших 8 фев. 2005г. очередных парламентских выборах,партии сложившейся в 2001г. правительственной коалиции — «Венстре» и консерваторы— вместе с поддерживающей их «Датской народной партией» получили 95 из 179 мандатови, таким образом, остаются у руля исполнительной власти на ближайшие 4г., чтоозначает сохранение курса на следование «Лиссабонским стратегиям» (высокаяконкурентоспособность; создание динамической экономики, основанной на знаниях;увеличение занятости; лучшие рабочие места и социальное единство; лучшаяокружающая среда) при особом внимании социальным составляющим.Премьер-министром страны остается Андерс Фог Расмуссен.
1.2. Экономический потенциал. Результаты экономического развития по2004 году
Основой экономического потенциала Дании являются развитаяпромышленность и высокоэффективное сельское хозяйство. Дания наряду с этимявляется крупной рыболовной державой, а также располагает одним из самыхбольших в мире морских торговых флотов. По результатам 2004г. Дания сталакрупнейшей судоходной державой в Европе. Датчане имеют разветвленную сетьтранспортно-экспедиторских и торгово-промышленных компаний по всему миру, чтов значительной степени определяет успехи в продвижении датского экспорта.
Экономические результаты страны в 2004г. можно охарактеризовать какположительные. Экономическая и валютно-финансовая политика правительстваполучили высокую оценку КЕС и ОЭСР. По таким экономическим показателям, какположительное сальдо платежного и внешнеторгового баланса, управляемыйгосбюджет и сдерживание безработицы, КЕС называет Данию «самым образцовымчленом Евросоюза». Эти успехи особенно ощутимы ввиду сохраняющихся негативныхвнешних факторов, таких как: необычайно низкий курс доллара США по отношению кевро и датской кроне (снижение курса с 2002г. составило 32%) и общая рецессияна основных рынках сбыта датской продукции в Западной Европе.
Датские специалисты подсчитали, что если бы курс доллара по отношению кдатской кроне оставался на уровне 2000г., то число занятых в Дании в наст.вр.было бы на 60 тыс.чел. больше (это более треть от общего числа безработных встране). Инфляция в 1,1% в 2004г. является самой низкой с1958г. Объяснением этомупослужило то, что общий уровень цен в Дании в 2004г. снизился на 0,5%, а безучета роста цен на энергоносители — на 0,9%, однако при этом стоимость услугвозросла почти на 3%, что вкупе привело к довольно низкой инфляции.Экономический рост Дании в натуральном выражении, в % Физический рост
2001 2002 2003 2004
Производство………………………………………….2,9……..1,2………2,1………2,4
Промышленныйэкспорт…………………………2,6……..4,2………6,2………5,7
Инвестиции впроизводство……………………….0 ……-0,2…………0 ………..4
Производительность……………………………….3,4……..3,3………2,3………2,3
По всем основным экономическим показателям в 2004г.в Дании отмечен умеренный рост, за исключением частного потребления ибрутто-инвестиций, по которым рост составил соответственно 4,1 и 4,5%.
Экономическиепоказатели Дании, млрд.долл.
1999 2000 2001 2002 2003 2004
Частноепотребл….…….87,3.………77,6………75,9….……84……… 102,2 ..…….117
Обществ.потребл….……44,9.………40,3..…….41,2 .…….45,2..………57,8.………64,2
Бруттоинвестиции..……35,8…………35 ………34,2 .…….36,9..………45,4.………52,2
Частн.инвестиции………25,4….……..25 ..………25 .……..27,2..………34,4.………39,2
Инвест. вгоссектор…..…2.9….……..2,8….…….2,8………..2,9…..………3.7…..………4,3
Инвест, вжилье………..…7,4…………7,4..………6,3……….7,4…..………9,8…………11,4
Платежныйбаланс………2,9….……..2,5….……..4,1…..……3,6…….…….4,4…..………7,2
Госбюджет,выполн……+58,3….…+53,5……….+52,4 ….…+54,5………..+66,6………+75,3
Сальдо…………………….-57…….…-49,7….……-49,7….…..-52,9……..….-64,6…..……-73,5
…=1,3……….=3,8………. =2,7….…..=1,6………….=2,0……..….= 1,8
Бруттогосдолг……….……106.……..87,9……….83,5 ..…..…90 ….……..105 ..……….115
Внутр.госдолг……….……92,9………77,2..……..73,4 ……..79.3…..…….92,4 ..……….101
Внешнийгосдолг…………12,9.……10,53..……..10 7 .…..…10,6………….13…………….14
Источник: минфин Дании, 2004 г
1.3.Госбюджет (результаты эффективной финансовой и налоговой политики государства)
Врезультате жесткой финансовой политики, проводимой правительством Дании впоследние годы, бюджет исполняется с профицитом, сокращается внутреннийи внешний госдолг. Безработица в 2004г. составила 6,2% от всего трудоспособного населения(значительно ниже средней цифры ЕС). 60% расходов государственного бюджета идетна социальные цели.
Изменения в доходной и расходной частях государственного бюджетаотражают как общее состояние экономики по сравнению с предшествующим периодом,так и основные ориентиры государственной политики во всех важнейших сферахжизни датского общества.
В целом правительство Дании с 2002г. проводит линию на жесткую экономиюс тем, чтобы снизить налоговое бремя. Такая политика в 2004г. привела кскромному, но, тем не менее, положительному результату — налоговое бремяснизилось с 49,3 до 48,9%.
Потребительские цены в Дании по данным минфина снизились в 2004г. на0,5% (за 2003г. — возросли на 2,4%), а без учета роста цен на энергоносители — на 0,9%. При этом рост цен на услуги составил 3%. Все это привело к довольнонизкому уровню инфляции в Дании в 1,1% (в 2003г.-2,1%), т.е. самому низкомууровню с 1958г.
Основными факторами сокращения инфляции в 2004г. стали: ситуация вмировой и европейской экономике (низкий курс доллара США по отношению к евро идатской кроне), растущий «дешевый» импорт из стран Юго-восточной Азии,некоторое ослабление налогового бремени и иные меры правительства Дании. Втекущем 2005г., как ожидает правительство и ряд ведущих датских банков (Nordea), рост инфляции составит 2,1%.
Валютные резервы Дании на 31 дек. 2003г. составили 217,6 млрд.кр. или(по текущему курсу USD/DKK5,4676) 39,79 млрд.долл.(на 31.12.2003 — 224,1 млрд.кр., а на31.12.2002 — 193,9 млрд.кр.).
Структуравалютных резервов на конец года, в млрд.дат.кр.
Дек.2000 2001 2002 2003 2004
Золотойзапас………………………4,567……4,682……4,976……5,194……….5.3
Иностранныеактивы……………116,1……135,7……183,3……213,7….…208,1
Иностранныепассивы………….-3,14……-3,75……-3,32..…..-2,97……. .-3 1
Требования кМВФ………………..4,78……..8,31…….8,89………..8 ………..5,9
Валютныерезервы, всего……..122,3……..145 …..193,9….…224,1..….217,6
Данные пассива баланса Датского национального банка.
Дания в значительной степени интегрирована в мировуюэкономику. Доля экспорта составляет 42,2% ВВП. 80% внешнеторгового оборотаприходится на европейские страны, в т.ч. на скандинавские — 20%.
1.4. Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация.Развитие предпринимательства
Дания традиционно привержена идеям свободного рынка и напрактике последовательно выступает за либерализацию международной торговли, впервую очередь, в рамках Европы. Оптимальной формой экономическогосотрудничества в Европейском Союзе и с третьими странами, по мнению датскихофициальных лиц, является открытость рынков, снятие всякого родапротекционистских барьеров и ограничений во взаимной торговле. Дания намеренаи в дальнейшем следовать этой линии и продолжить работу по либерализацииторговли как в рамках существующих соглашений ЕС, так и вне них. В то же время,Дания строит свою торговую политику с третьими странами, в т.ч. с Россией, исходяиз обязательств, связанных с ее членством в ЕС. В Дании во внутреннеезаконодательство инкорпорировано 99% директив КЕС, в т.ч. и по вопросамрегулирования внешней торговли.
Прогнозы на 2005г. Большинство оценок и прогнозов экономического ростав мире по 2005г., в т.ч. в среднем по ЕС и зоне евро были в конце 2004г.несколько скорректированы в сторону уменьшения. В дек. 2004г. ЕЦБ снизилоценки экономического роста в Еврозоне в 2005г. до 1,9-2,9%. Вслед за вялымразвитием экономической ситуации в Западной Европе в целом, прогнозы роста ВВПв Дании в 2005г. были уменьшены специалистами DanskeBankдо 2,5%; банка Nordea — до 2,3%; правительством Дании — до 2,4%.
Специалисты МВФ, в своем докладе IMFGlobalEconomicOutlook,предвещая в 2005г. общемировое снижение темпов роста производства и услуг до4,3% (в 2004г. — 5%), считают, что в Дании рост ВВП сохранится на уровне2004г., т.е. 2,5%. По последним прогнозам датских экспертов в 2005г. в Данииожидается рост частного потребления на уровне 2004г., т.е. 4,1%, рост экспортана 3,1%, импорта — на 5,4%. Инфляция в 2005г. ожидается в 1,5%.
Присутствие госкапитала в активе крупнейших датских компаний положительновлияет на успешное претворение в жизнь решений, принимаемых направительственном уровне. Датское государство владеет акциями 20 компаний, в 10из которых ему принадлежит контрольный пакет.
Однако в настоящее время правительство Дании готовится к частичной либополной приватизациии целого ряда компаний, принадлежащих государству.Целью программы приватизации является получение дополнительных средств — до20 млрд.кр. (более 3,3 млрд.долл.) — для значительного усиления государственнойподдержки научных исследований как фундаментального, так и прикладного характера(значения).
Датское правительство активно поддерживало идею диверсификации деятельностинефтегазового концерна Dongза счет внедрения на рынокэлектроэнергетики, т.к. это значительно повысило бы капитализацию Dong,принято решение продать 49% (из 100%) акций в частные руки.
Готовится приватизация 25% акций Почты Дании (PostDanmarkA/S). Среди наиболее вероятныхкандидатов на приобретение данного пакета акций — DeutschePostиголландская TPG. В данном случае целью правительства является нестолько получение свободных средств (выручка может составить 250 млн.долл.),сколько привязка почтовой службы к мощному стратегическому партнеру.
Наряду с Датской почтой и телеканалом TV2, обсуждается приватизация(в 25% акций) Датских государственных железных дорог — компании, владеющейсетью железных дорог и поездами/электричками, имеющей 8 тыс. служащих пригодовом обороте в 8,5 млрд.дат.кр. (1,2 млрд.долл.), а также датской частиакций скандинавской авиакомпании SAS.
Правительство стимулирует развитие малого и среднегопредпринимательства. Его льготы, гарантии делаются для МСП с объемомоборота до 15 млн.дат.кр. (выплата НДС с рассрочкой в 40, а не 25 дней,облегченные административные выплаты при открытии нового предприятия, некоторыельготные платежи при «смене поколений руководителей»). Важным шагом правительстваДании в целях стимулирования экономического развития и преодоления спада сталоснижение с 6.12.2002г. центральной ставки рефинансирования на 0,5% до 2,95%,вслед за аналогичным шагом ЕЦБ в начале дек. 2002г. – до 2,75%. В июне 2003г.центральная ставка рефинансирования была снижена до 2%.
В Д. 97% от общего количества компаний являются малыми и среднимипредприятиями, на которых работают 3/4 всех занятых в частном секторе.Поскольку важность создания соответствующих условий для участия МСП в межд. разделении труда очевидна, то одной из основныхцелей межд. сотрудничества является ликвидация барьеров во внешнеэконом.деятельности таких предприятий. Гос. политика стран региона в областирегулирования деловой активности МСП должна создавать все необходимые условиядля свободного сотрудничества и свободного принятия решений по использованиюрыночных механизмов. Такие условия включают в себя свободный доступ ктехнологиям и венчурному капиталу. Таким образом, важное значение приобретает развитиеевропейского рынка венчурного капитала.
Выделение финансовых ресурсов на уровне международных организаций, ЕС ииз национальных бюджетов стран-участниц (в т.ч. Дании) на отдельные проекты ипрограммы помощи, в частности, странам ЦВЕ (Датско-белорусское идатско-российское сотрудничество в обл. охраны окружающей среды, ТА-СИС, ЮНИДОи др.) является важной составляющей государственного регулирования экономикиДании.
1.5. Государственная социальная политика. Трудовые ресурсы.Государственные проекты и инвестиции
Дания — страна с высокоразвитой экономикой. По производству ВВП на душунаселения — 31,2 тыс.долл. — Дания, по данным WorldBankAtlas2004, входит в пятерку самых развитых стран мира.
После двух лет растущей безработицы, правительство Дании 16апр. 2004г. выступило с важнейшей финансово-политической инициативой запоследние десять лет. Ее целью являлось создание в общей сложности 44 тыс.новых рабочих мест до конца 2005г. Среди намеченных мер — серьезное ослаблениеналогов, начавшееся уже с 1 июня 2004г. Было отложено (на 2006г.) началообязательных выплат датчанами 1% зарплаты в дополнительные пенсионныенакопления (SP-fonden).
Только за счет этих мер, датская среднестатистическаясемья с общим годовым доходом в 520 тыс.кр. (брутто) получила напотребительские расходы дополнительно 11,2 тыс.кр. (1,8 тыс.долл.) уже в2004г. Таким образом правительство Дании надеялось за счет роста потреблениявызвать оживление в экономике страны и, только благодаря этому, сокращениечисла безработных уже в 2004г. на 5,5 тыс.чел., а в 2005г. — еще на 5 тыс.чел.
Правительственное предложение не ограничилось только вышеуказаннымимерами. Уже в 2004г. было начато выполнение проектов в социальной сфере и вобл. здравоохранения, запланированных на 2006 и последующие годы. На этицели было выделено 570 млн.кр. Вместо 2006-07гг., уже в 2004г. были начатыинвестиции в капитальное строительство на 1,3 млрд.кр., в основном встроительство жилья в аренду для молодых семей. В 2004г., также ранеезапланированных сроков, был начат ряд проектов в расширение и улучшениеавтомобильных и железных дорог, строительство лабораторий и клиник, повышениеэффективности канализационных сетей, повышение пожаробезопасности музеев.
Неправительственные, общественные, благотворительныеорганизации играют важную роль в социально-политической жизни страны. Этоопределяется датскими традициями, социальной направленностью самого«государства всеобщего благосостояния». В Д. существует несколько крупных,связанных с благотворительностью, неправит. организаций, опирающихся намассовое членство и весьма солидную финансовую базу. К их числу относятся«Датский Красный Крест», «Датская церковная помощь», «Каритас Денмарк» и «КеарДенмарк». Спектр решаемых ими на межд. арене задач очень широк: оказание гум.помощи в районах стихийных бедствий и военных конфликтов, предотвращениестихийных бедствий, эконом. поддержка и тех. помощь сельскому хозяйству,направление мед. персонала в районы эпидемий и подготовка иностранных кадров,экспертная помощь тем странам, где сложилась неблагополучная ситуация в сфереэкологии, прием и устройство беженцев, проведение операций по разминированию.
Внутри страны основное внимание эти органы уделяют наиболее уязвимымгруппам населения – престарелым, инвалидам, психически больным людям,бездомным, уличным детям, лицам с алкоголической зависимостью и т.д. С этойцелью организуются службы по посещению на дому, ночлежки, столовые, пунктымедобслуживания.
Гражданам новых стран ЕС, желающим иммигрировать в Данию, (кромеКипра и Мальты) в течение 2 лет придется пережить переходные условия (могутбыть продлены до 7 лет). До получения вида на жительство в датскойиммиграционной службе приступать к работе нельзя. Чтобы оно оказалось на руках,требуется предъявить конкретное предложение о трудоустройстве либо заключенныйс работодателем трудовой договор. Разрешение распространяется только на туконкретную работу, на которую оно выдано. При смене места необходимо обратитьсяза новым видом на жительство. По истечении срока занятости оно аннулируется.Вид на жительство каждый раз выдается на срок не более года. Иммигранта вправесопровождать члены семьи, если он располагает местом для проживания,соответствующим общим датским стандартам.
С 1 июля 2002 года в Дании действуют особые правила, распространяющиесяна сферы занятости, где ощущается нехватка рабочей силы (в некоторых секторахтехнических отраслей, естественных наук и технологических знаний, в областиздравоохранения — врачи, инженеры, специалисты в области ИТ, сборщики-консультанты,спортивные тренеры и спортсмены, музыканты, артисты). Это означает, чтоиностранцы, желающие трудоустроиться в строго определенных сферах, разрешениена работу могут получить незамедлительно, а вид на жительство — на целых 3 годас возможностью ходатайства о разрешении на постоянное проживание через 7 лет. Имнужно отправить заявление в ближайшее посольство Дании, в службу иммиграции илиместное отделение полиции этой страны.
Правительство начало финансирование целого ряда проектов, направленныхна активизацию предпринимательства среди молодежи, а такжепрофессиональную подготовку и переподготовку лиц в возрасте до 25 лет, нигде неработающих и получающих финансовую помощь государства. Таких лиц в стране 12тыс.чел., в основном это иммигранты во втором поколении. Данная инициативаправительства действительно привела к оживлению экономики и получила высокуюоценку ОЭСР. ВВП Дании в 2004г. возрос на 2,5% (в 2003г. — 0,38%) и составил1459,2 млрд. дат.кр. (243,5 млрд.долл.).
Экономический рост Дании и cпрогнозным на 2005г., в %
2001 2002 2003 2004 2005
ВВП… 1 … 2,1… 0,38… 2,5… 2,5
Частное потребление… 0,8… 2,4… 2,2… 4,1… 2,2
Инвестиции… 3 … 1,5… 2,7… 4,5… 6,3
Экспорт… 3,7… 2,8… 3,8… 3,8… 3,6
Импорт… 4,3… 3,2… 4,3… 8,1… 4.7
Инфляция … 2,4… 2,4… 2,1… 1,1… 2,1
Безработица…………………5,0….6,1…6,0…5,7
Источник: минюстДании, 2004г.
Государством рассматривается вопрос создания фонда поддержки научных исследований изприбылей государства от добычи нефти и газа в датском секторе Северного моря.Наполнение «Фонда Северного моря для развития высоких технологий» будетосуществляться в 2005-12гг. по 2 млрд.кр. в год, т.е. до 16 млрд.кр. Наподдержку научно-исследовательских работ государство сможет расходоватьдополнительно 800 млн.кр. в год.
Развитиетранспортной сети. Нынешнее правительство уже выделило на развитие автотранспортныхартерий по всей территории Дании 7 млрд.дат.кр. по плану, рассчитанному до2012г. (что на 2 млрд.дат.кр. больше суммы, выделявшейся прежнимправительством на 9 лет). Ожидается, что всего на план по транспорту будетвыделено 15-18 млрд.дат.кр. Предполагаются дополнительные расходы на развитиеинфраструктуры (энергетических объектов, водоснабжения, телекоммуникаций,жилья для престарелых), а также на уже действующие проекты, в т.ч. по переправечерез пролив Фемерн между Данией и Германией (приблизительная стоимость — 30 млрд.дат.кр., кроме того в 10 млрд.дат.кр. обойдется строительство иоборудование наземных вспомогательных сооружений и прилегающих транспортныхсетей — всего 6,7 млрд.долл.). Строительство предполагается за счетчастных инвестиций. КЕС заявила о готовности поддержать проект, выделив неменее 20% от суммы общих расходов.
Разрабатываются проекты по усовершенствованию сетки метро в Копенгагенеобщей стоимостью в 12,9 млрд.кр (12 лет на реализацию).
2.Дания и ЕС
Данияявляется членом ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОЭСР, ОБСЕ, СГБМи ряда других международных организаций. На позициюДании по отношению к европейскому интеграционному процессу влияние оказывает еечленство в таких организациях, как ЕС (Европейский Союз), Совет Европы, ОБСЕ(Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе), ВТО (Всемирная ТорговаяОрганизация), ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), ЕАСТ(Европейская Ассоциация свободной торговли), СГБМ (Совет государств Балтийскогоморя), Северный Совет и Совет министров северных стран, Совет Баренцева иЕвроарктического региона, а также в других институтах, занимающихся вопросамиторгово-экономического регулирования и определяющих роль Дании в международномразделении труда и интеграции на европейском континенте.
Законодательство Даниисоответствует нормам ЕС, в т.ч. по вопросам доступа на внутренний рынок иусловий предпринимательства. Во внутреннее законодательство Данииинкорпорировано 97% директив КЕС по внутреннему рынку, что касается в первуюочередь вопросов правил торговли, в т.ч. внешней и внутренней, регулирования изащиты внутреннего рынка (в Италии, Франции, Бельгии, Германии, Австрии –90-92%) и всего 99% директив КЕС. В целом законодательство не делаетзначительных различий между датскими и иностранными компаниями.
Весьма важны высказыванияпремьер-министра и министра иностранных дел о том, что Дании требуетсяболее тесная интеграция с ЕС и что правительство будет бороться за отмену такихоговорок членства страны в Евросоюзе, как отказ от участия в созданиисовместных вооруженных сил и отказ от сотрудничества по некоторым правовымвопросам (частично). Правительство может взять реванш и по вопросу участия вевро.
Расстановка сил в мировойэкономике, а также обострение экономического соперничества явно подсказывают, что«да» на референдуме 28 сентября 2000г. (евро) было бы более разумным исказалось бы положительно на экономическом будущем Дании. Экономические условия«выживания» объективно становятся более жесткими, и усиление европейскойинтеграции, в т.ч. валютной, весьма необходимо. Так или иначе, правильностьрешения на референдуме оспаривается. Скорее всего, Дании придется прикладыватьбольше усилий для поддержания собственной валюты, помимо помощи со стороны ЕЦБ.
Остаетсяоткрытым и вопрос о Европейской конституции (этот вопрос решаться будет,скорее всего, еще долго из-за своего фундаментального значения для Европы).
3.Дания и Беларусь
Экономическоесотрудничество
С2004 года проводится совместнаядеятельность по содействию осуществлению и взаимной защите инвестицийв рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и ПравительствомКоролевства Дания о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций,подписанного в г. Минске 31 марта 2004 года. Соглашение предусматриваетсоздание эффективной правовой основы инвестиционной деятельности, благоприятныхусловий для инвестиций в обоих государствах, а также для сотрудничества междуинвесторами обоих государств в целях продуктивного использования ресурсов. Соглашениезакрепляет государственные гарантии, предоставляемые инвесторам,действующим на территории другого государства. В частности, в Соглашении определеныпорядок и условия проведения национализации, экспроприации. Предусмотреныкомпенсация, которая должна соответствовать рыночной стоимости и рассчитыватьсяв свободно конвертируемой валюте, а также возможность рассмотрения делапострадавшего инвестора, оценки его инвестиций и выплаты компенсации судебнымиили другими компетентными и независимыми органами.
С датской стороной обсуждаются вопросы, связанные с перспективами развития двустороннегосотрудничества и отношений Беларуси с Евросоюзом.
Беларусь и Дания приложат максимум усилий для активизации двустороннего
торгово-экономического сотрудничества. Договоренность об этомдостигнута по итогам состоявшихся переговоров в Минске заместителя министраиностранных дел нашей страны Александра Михневича с Чрезвычайным и ПолномочнымПослом Королевства Дания в Республике Беларусь (по совместительству) ЛарсаВиссинга (31. 03. 2004г.). Стороны признали, что состояние белорусско-датскихторговых отношений не соответствует потенциалу двух стран. Было принято решениепровести работу по расширению номенклатуры взаимной торговли. По словамзаместителя министра, значительные перспективы взаимодействия Беларуси и Даниисуществуют в сфере медицины, науки и техники, легкой промышленности иэнергосберегающих технологий.
В последние годы наметилась тенденция активизации белорусско-датскогосотрудничества в торгово-экономической сфере. В 2003 году произошел скачокв развитии внешнеторговых отношений Дании и Беларуси: экспорт в Даниюувеличился в 4 раза, на 25,4% увеличился импорт и впервые сложилосьположительное сальдо в размере 65,4$; в 2,5 раза увеличился общий товарооборот,составив 146,2$. В настоящее время внешнеторговые отношения набирают оборот поинтенсивности, стоимостный объем растет, положительное сальдо увеличивается.
Основубелорусского экспорта в 2003 году составляли нефтепродукты (69,1%), приборы иустройства, применяемые в медицине, мебель и прочие ее части, костюмыспортивные текстильные, лесоматериалы продольно-распиленные, нити комплексныесинтетические.
Уменьшение(сохранение – импорт) % датского импорта/экспорта в 2004 году при увеличенииего стоимостного объема, очевидно, свидетельствует об общем увеличенииинтенсивности международной торговли Беларуси со странами Европы и мира в 2004году.
Внешняя торговля Дании и Беларуси
(млн. $ // % от совокупного экспорта/импорта,кроме стран СНГ)
2000
2002
2003
2004
Экспорт в Д.
19,5 / 0,7
26,5
105,8 / 2,3
131,1 / 2,0
Импорт из Д.
55,4 / 2,2
32,2
40,4 / 1,2
54,4 / 1,2
Сальдо
— 35,9
— 5,7
65,4
76,7
Общий товарооборот
74,9
58,7
146,2
185,5
Дания и Беларусь совместно участвуютв разнообразных международных выставках:
· «Будпрагрэс»(строительныематериалы),
· INTERTEXTIL BALTICUM 2003(международнаявыставка текстиля и кожевенных изделий),
· ProfilEXPO(строительные и отделочные материалы, архитектура и дизайн — Латвия),
· «Нефтьи Газ» (Межд. выставка нефтегазовой промышленности – Киев).
ВБеларуси работают датские негосударственные организации в рамках программы развития ООН для Беларуси(COWICONS, EuropeanHouse).
Совместная научно-исследовательская работа
Беларусь и Дания (совместно с Россией) участвуют вМеждународном исследовательском проектепри поддержке Европейской Ассоциации INTAS. Работаетсовместная Научно-исследовательская лаборатория “Нанотехнологии”.
Сотрудничествов области экологии
В1998 году на 4-ой Конференции министров «Окружающая среда для Европы», котораяпроходила в г. Орхусе, Дания, Республика Беларусь подписала Конвенцию о доступек информации, участии общественности в процессе принятия решений о доступе кправосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция).Орхусская конвенция была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14декабря 1999 г№726. Главным положением конвенции является установление взаимодействиямежду общественностью и государственными органами в демократическом контексте.Орхусская конвенция предоставляет гражданам определенные права и налагаетопределенные обязанности на государственные органы в области обеспечениядоступа к экологической информации и участия общественности в принятииэкологически значимых решений. Конвенция также обеспечивает доступобщественности к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Указанныеположения составляют так называемые три «постулата» Орхусской к