Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.РобинсонАвтор книги Джоан ВайолетРобинсон 1903 1983 закончила Кембриджский университет, став одним извидных представите лей и продолжателей учения школы А. Маршалла . Должностьпрофессора в этом же университете занимала с 1965 по 1971 г. Она относится кчислу тех авторов в экономической науке, кому мировую известностьпринесла работа, написанная
в самом нача ле творческого пути, если учесть, что Экономическая теория не совершенной конкуренции вышла из-под ее пера ввозрасте всего 30 лет.Сущность несовершенной конкуренцииГлавная идея книги заключается в выявлениирыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях,существо вания которых и между которыми в связи с нарушением равнове сия вэкономике является, на ее взгляд, несовершенной а по тер минологии
Э.Чемберлина монополистической . Как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит передсобой исходную задачу вы яснить механизм установления цен в ситуации, когдапроизводи тель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е.почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купитьтовар по установленной продавцом цене, при носящей ему монопольную прибыль. Нодальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениямиЭ.
Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конку ренциюувязывал с одной из характеристик естественного состо яния рынка в равновесии,то Дж. Робинсон, говоря о несовершен ной конкуренции, видела в ней преждевсего нарушение и потерю нор мального равновесного состояния конкурентнойхозяйственной сис темы и даже эксплуатацию наемного труда.Основные теоретические положенияКак видно из содержательной части
Теории несовершенной конкуренции , сущность монополии рассматривается в нейнега тивно, как фактор, дестабилизирующий социально-экономичес кие отношениярыночной среды. Поэтому в этой работе можно выделить следующие основныеположения.Во-первых, по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершен нойконкуренции предприниматели меньше заинтересованы в мо нополизациипроизводства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельныефирмы не могут достичь оптимальных раз меров, функционируют неэффективно, и поэтому монополист имеет возможность не
только повысить цены на своюпродукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путемсовершенствования организации производства в отрасли 26.Во-вторых, на взгляд Дж. Робинсон, кроме того, что монопо лиятребует заметной обособленности продукции от товаров-суб ститутов или, говоряпо-другому, дифференциации, необходи мо и дополнительное условие, всоответствии с которым фирма-монополист должна характеризоваться размерами,превышающими оптимальные .
В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершен нойконкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуа ция, требующаявыяснения, каким будет количество покупаемой продукции, если рассматриватьрынок, состоящий не из бесконеч но большого числа конкурирующих между собойпокупателей, а из единичного объединения покупателей 28. Этуситуацию концен трации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов иодин-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополиейпокупателей.
В-четвертых, завершая собственное теоретическое исследова ние, Дж. Робинсон приходит к заключению, чтопреобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции спо собствуетвозникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливаетсяблагодаря образованию крупных объе динений, поглощающих многие преждеконкурировавшие между собой фирмы 29, что увеличение размеровединицы управления обя зательно способствует еще большей несправедливости враспределе нии богатства 30.Дилемма
об эффективности и справедливостиИсходя из этих и других суждений всвязи с проблемами моно полизации производства Дж. Робинсон указывает нанеобходимость решения дилеммы эффективность или справедливость. По еемне нию, чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточнопоказать, что она способствует повышению эффек тивности производства 31.Однако, как заметил М. Блауг, вера в то, что эффективность и справедливость могут быть каким-то образом разделены, представляет
собой однуиз наиболее давних иллюзий экономической науки 32.Робинсон вполне могла бы сделать и другие логические выводы, в том числе оконкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью уст ранениявыявленных ею противоречий несовершенной конкурен ции. Обстоятельноеобоснование таких мер предложил спустя три года после выхода в свет книги Дж.Робинсон другой ученый так же представитель Кембриджской школы и один изучеников
А. Маршалла Дж. М. Кейнс33.Вопросы и задания для контроля1. Каковы историко-экономическиепредпосылки возникновения теорий о рынке с несовершенной конкуренцией?2. Как характеризуетЭ. Чемберлин суть монополии?3. Что такое дифференциация продукта ? Приведите примеры.4. Какие неценовыефакторы конкуренции обусловливают дифферен циацию продукта ?5. Чем подтверждается феномен избыточной мощности в условиях монополистической конкуренции?6.
Какразличает Дж. Робинсон условия совершенной и несовершен ной конкуренции? 7. Какие негативные признаки присущи, помнению Дж. Робинсон, фирме-монополисту? 8. Что называет Дж.Робинсон монопсонией? 9. Экономическая мысль в ретроспективе.
М. Дело Лтд 1994.Робинсон Дж.Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. Прогресс, 1986.Селигмен Б. Основныетечения современной экономической мыс ли. М. Прогресс, 1968.Фридмен М.Методология позитивной экономической науки THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству.М. Экономика, 1992.Чемберлин Э. Теориямонополистической конкуренции
Реориентация теории стоимости . М. Экономика,1996.