Экономические аспекты убыточности предприятия

Министерствообразования Республики Беларусь
Минскийинститут управления
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
предмет: «Финансы предприятий»
Тема: «Экономические аспектыубыточности предприятия»
Минск
2009

Содержание
Экономические аспекты убыточности предприятия
Список использованных источников

Экономические аспекты убыточности предприятия
Рост конкурентной борьбы и ужесточениеусловий хозяйствования для отечественных организаций как на внутреннем, так ина внешнем рынках предъявляют к ним особые требования. Только эффективнодействующая коммерческая организация способна на выживание и развитие вусловиях достаточно развитой конкуренции. Основным показателем, измеряющимэффективность, становится конечный финансовый результат деятельности.Закономерно возникает вопрос: что такое финансовый результат.
Разница между выручкой от реализациипродукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов изатратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называетсяваловой прибылью от реализации.
Общий финансовый результат (прибыль,убыток) на отчетную дату, который называют также балансовой прибылью, получаютпутем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и неосновнойдеятельности предприятия. В балансовую прибыль включают: прибыль (убыток) отреализации продукции, работ, услуг; прибыль (убыток) от реализации товаров;прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов;прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств; доходы ипотери от валютных курсовых разниц; доходы от ценных бумаг и другихдолгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество другихпредприятий; расходы и потери, связанные с финансовыми операциями;внереализационные доходы (потери) [6, с.141].
Традиционнов экономической литературе освещается показатель прибыли, отражающий величинуположительного финансового результата, т.к. главным побудительным мотивомосуществления любого вида бизнеса, его конечной целью является ростблагосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста иявляется полученная прибыль.
Достаточнопопулярным определением прибыли является выражение Дж. Кейнса: «капиталприносит в течение периода своего существования выгоду сверх своей стоимости.Эта выгода и есть прибыль».
Убытокже является величиной, характеризующей снижение выгоды, благосостояниясобственников. Таким образом, отрицательная прибыль является своего родаштрафом за бизнес, за неудачное проявление своей предпринимательскойинициативы.
Чтобы прогнозировать значения прибыли,управлять ею, необходимо проводить объективный системный анализ ееформирования, распределения и использования. Такой анализ важен как длявнутренних, так и для внешних партнерских групп, поскольку рост прибылиопределяет рост потенциальных возможностей предприятия, увеличивает размерыдоходов учредителей и собственников, характеризует финансовое состояниепредприятия.
Основные задачи анализа финансовыхрезультатов по традиционной методике включают в себя оценку динамикипоказателей прибыли и рентабельности за анализируемый период; анализ источникови структуры балансовой прибыли; выявление резервов повышения балансовой прибылипредприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов; выявлениерезервов повышения различных показателей рентабельности.
С целью выполнения этих задачпроводятся: оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли,рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение ихдинамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение еединамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ееструктуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализациипродукции (работ и услуг); рассмотрение состава внереализационных доходов,оставляемых в распоряжении предприятия, и убытков, возмещаемых за счетбалансовой прибыли; определение влияния внереализационных доходов и потерь набалансовую прибыль; выявление факторов, влияющих на рентабельность продукции ипроизводства; выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств,направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь ирасходов; выявление резервов повышения рентабельности [10, с.391].
Дляоценки размера финансового результата, неважно, представлен он положительнойлибо отрицательной величиной, существуют 2 основных взаимодополняющих подхода,представляющие собой:
— динамическую концепцию, согласно которой финансовый результат — это разницамежду доходами и расходами организации за отчетный период. На базе этойконцепции выстраивается модель, в соответствии которой доходы — это потоксредств, втекающих в предприятие, а расходы – поток средств, вытекающих изпредприятия; прибыль (убыток) — это разность, которая образуется между ними;
— статическую концепцию, следуя которой, финансовый результат от деятельностиорганизации в отчетном периоде определяется как изменение стоимостисобственного капитала в течение данного отчетного периода. При этом прибыль(убыток) — это положительные (отрицательные) изменения собственного капитала(чистых активов) хозяйствующего субъекта за отчетный период, которые являютсярезультатом хозяйственных операций и событий, не связанных с личным капиталомвладельцев фирмы.
Изданных определений следует, что финансовый результат — это разница междудоходами и расходами компании, непосредственно воздействующая на величину еесобственного капитала.
Вследствиечего возникают убытки? Какова их экономическая природа? Такие явления необходимонапрямую связывать с деятельностью организаций в условиях рыночной экономики.Так, возникновение прибыли является сигналом о том, что общество хотело бырасширить данную отрасль. Фактически же вознаграждение в виде прибыли являетсяне столько стимулом к расширению отрасли, сколько финансовыми средствами, спомощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственныемощности.
Потериже, в свою очередь, сигнализируют о желании общества свернуть «больные»отрасли. Предприятия, которым не удалось приспособить свою производственнуюдеятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочитаемых потребителем,несут значительные убытки. Таким образом, убыток — это своеобразное «наказание»для хозяйствующего субъекта за неэффективное осуществление предпринимательскойдеятельности [8, с.63].
Следуеттакже подчеркнуть, что существуют различия в уровне прибыльности не толькосреди отраслей, но и среди организаций одной отрасли, т.е. конкурентами. Этосвязано со многими факторами. Известно, например, что каждая фирма в своемразвитии проходит фазы возникновения, подъема и упадка. Для каждой из этих фазхарактерен определенный уровень рентабельности. Казалось бы, в данных условияхдолжен возникнуть отток капиталов в более рентабельные направления бизнеса, ноэтого не происходит, т.к. конверсия организации (смена специализации) или егопродажа могут оказаться убыточными. Поэтому собственники и руководителидействующих организаций нередко соглашаются с низкой и даже отрицательнойрентабельностью и продолжают функционировать, подыскивая при этом выход изсоздавшегося положения.
Внедрениеновых технологий, или диверсификация производства, может быть одним из такихпутей выхода из сложившейся ситуации. Данным процессам сопутствуют сокращениеобъемов производства и реализации, а иногда даже частичное замораживаниедеятельности. Вследствие чего полученной выручки может не хватать для покрытияпостоянных расходов предприятия (арендной платы, расходов на содержаниеуправленческого персонала, амортизацию оборудования). Поэтому в данном случаетакже возможно временное возникновение отрицательной прибыли.
Врезультате появления отрицательной прибыли фирма может столкнуться с рядомосложняющих обстоятельств, которые, в свою очередь, могут вызвать затруднениякак в процессе осуществления хозяйственной деятельности, так и поставить подвопрос и само существование убыточной организации. Поэтому можно выделитьправовые и экономические последствия убыточности. Среди правовых последствиймогут быть:
1)ликвидация коммерческой организации по решению хозяйственного суда. Всоответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11«Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращениядеятельности) субъектов хозяйствования» это может произойти в случаях:
— наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией в течение 3 месяцев по окончаниифинансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинахвозникновения убытков;
— уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатамвторого и каждого последующего финансового года ниже установленногозаконодательством минимального размера уставного фонда. Следует отметить, чтоснижение стоимости чистых активов происходит одновременно с получениемотрицательной прибыли, поскольку уменьшается размер собственного капиталаорганизации;
2)возникновение угрозы банкротства. В соответствии с Законом Республики Беларусьот 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»экономическая несостоятельность (банкротство) — это неплатежеспособность,имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом,или правомерно объявленная должником. Неплатежеспособность, в свою очередь,является следствием отрицательного чистого денежного потока, который зачастуюгенерируется убытками организации. Хотя угроза банкротства может возникнуть и вусловиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использованиинеоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; принедостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочихравных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состоянияпри высоком потенциале генерирования прибыли. У организаций с отрицательнойприбылью резко падает доля высоколиквидных активов (утрачиваетсяплатежеспособность), снижается доля собственного капитала при соответствующемувеличении объема используемых заемных средств (снижается финансовая устойчивость),расходуются ранее сформированные резервные финансовые фонды [4, с.206].
Экономическиепоследствия убыточности могут включать:
1.Снижение величины чистого денежного потока фирмы и даже возникновение чистогоденежного оттока. Это может привести к:
— расторжению договоров и контрактов с ключевыми контрагентами по инициативепоследних вследствие невыполнения договорных условий (задержки платежей,поставок) либо к применению ими штрафных санкций, что в общем итоге ведет кувеличению расходов организации;
— несвоевременной выплате заработной платы персоналу организации, что можетповлечь за собой потерю ценных сотрудников;
— несвоевременной уплате обязательных отчислений в бюджет, в результате чегомогут возникнуть дополнительные крупные размеры штрафных санкций.
2.Социальные последствия для менеджеров, которые не являются собственникамипредприятия, убыток — сигнал неэффективности их деятельности. Появлениеотрицательной прибыли снижает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказываетсяна уровне их личной заработной платы. Кроме того, систематическое снижениеуровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к плачевным результатам вличной карьере менеджеров, уровне получаемых доходов, возможностях последующеготрудоустройства.
Дляостального персонала появление убытков также является достаточно серьезнымдезорганизующим фактором, особенно при наличии на предприятии программы участиянаемных работников в прибыли. Следует учитывать, что при появлении убытков(особенно в небольших организациях) ничто не может гарантировать их дальнейшуюзанятость.
Еслиприбыль по окончанию года подлежит распределению, в т.ч. и на выплату доходовсобственникам (дивиденды и пр.), то в результате получения организацией прибылис отрицательной величиной это может привести к выходу некоторых собственниковиз состава ее участников. Это в свою очередь, является причиной сниженияразмера собственного капитала и возрастания доли заемного капитала,привлеченного на условиях платности.
Снижениеразмеров источников для инвестиционной деятельности. Хозяйственная деятельностьс отрицательной прибылью в течение длительного периода времени может статьпричиной не только невозможности расширенного воспроизводства, но даже ипростого. Таким образом, возникает ситуация, когда основные средства полностьюизношены, а финансовых ресурсов для приобретения новых (замены старых) нет.
Вконечном итоге отрицательная прибыль является главной причиной снижениярыночной стоимости предприятия, потому что увеличение стоимости капиталаобеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е.ее направления на прирост его активов. Поэтому чем ниже сумма и уровенькапитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени снижаетсястоимость его чистых активов, а, соответственно, и рыночная стоимостьпредприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и др.
Такимобразом, убыточная деятельность может представлять собой замкнутый круг: содной стороны, доходов, получаемых организацией, не хватает на покрытие всехрасходов, с другой — наличие убытков порождает дополнительные расходы в видепроцентов за дополнительно привлеченный заемный капитал и в виде штрафныхсанкций со стороны как контрагентов, так и контролирующих органов.
Причинывозникающих убытков лучше всего изучать с помощью применения приемов факторногоанализа. В его основе лежит, во-первых, построение факторной модели (в нашемслучае — модели финансового результата). Факторы в экономическом анализе — этопричины появления той либо иной экономической величины. Факторная модельфинансового результата представляет собой функциональную зависимость уровняэтого финансового результата от таких показателей, как объем продаж, уровеньцен, уровень переменных затрат и т.п. Причины возникновения убытка для производственногопредприятия можно определить, используя следующую факторную модель:
П(У) = (К * Уд * (Ц — ПЗ) — ПР + ОП + ВП) * (1 — Кно ) – РННО (1)
гдеК — объем реализованной продукции;
Уд- удельный вес i-го видапродукции в общем объеме продаж;
Ц- средневзвешенная цена;
ПЗ- переменные затраты на единицу продукции;
ПР- постоянные расходы;
ОП- сальдо операционных доходов и расходов;
ВП- сальдо внереализационных доходов и расходов;
Кно — коэффициент налогообложения прибыли;
РННО- расходы, не участвующие в налогообложении [2, с.305].
Увеличениезначений показателей, отраженных в факторной модели со знаком (+), ведет ксокращению величины убытка, со знаком (-) — к его увеличению. При этом спорнымимоментами модели являются показатели переменных и постоянных расходов, которыев отечественном бухгалтерском учете не исчисляются. Показатель переменныхзатрат зачастую заменяется показателем себестоимости единицы продукции, а кпостоянным расходам в торговых организациях относятся только нераспределяемыеиздержки обращения, а в производственных — иногда общехозяйственные расходы (вслучае использования усеченной себестоимости). Указанные ограниченияискусственно искажают результаты использования анализа. Поэтому при возможностирекомендуется на основании данных управленческого учета применять показателиименно переменных и постоянных затрат для более глубокой оценки причин убыткаорганизации.
Сальдооперационных и внереализационных доходов и расходов, например, могут бытьсвободно заменены другими, более удовлетворяющими требованиям организации.Например, вместо операционных доходов и расходов возможно использованиефинансовых результатов от:
— реализации основных средств;
— реализации прочего имущества;
— инвестиционной деятельности;
— финансовой деятельности;
— сдачи имущества в аренду и пр.
Основнымпринципом такой градации должно быть выделение основных сфер деятельности. Ноизлишнее увлечение аналитикой может привести к «размыванию» конечныхрезультатов анализа и сформулированных на их основе выводов.
Наличиеубытка не всегда говорит о том, что предприятие утратило все шансы навыживание. Следует внимательно изучить «качество» убытка, т.е. разбить его наотдельные составляющие. Если фирма является многопрофильной, то целесообразноопределить размер финансового результата по видам деятельности. Часто бываеттак, что прибыль одной сферы деятельности полностью поглощается убытками,полученными и в других сферах.
Вслучае отрицательного финансового результата деятельности организации можнорассматривать два варианта дальнейших управленческий решений либо о закрытиипроизводства, либо о совершенствовании технологического процесса с цельюзначительного снижения уровня переменных затрат на единицу выпускаемойпродукции. Такого снижения можно добиться следующими путями:
— увеличением производительности труда рабочих;
— приобретением более эффективного технологического оборудования;
— снижением норм расхода сырья на единицу выпускаемой продукции;
— снижением удельных затрат на фасовку, упаковку продукции и т.п.
Следуеттакже проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации поотдельным видам продукции, величина которой зависит от трех факторов первогопорядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
ДП= УРН • (Ц. — С) (2)
гдеДП — изменение суммы прибыли от реализации отдельных видов продукции;
УРН- объем продаж вида продукции;
Ц. — среднереализационная цена определенного вида продукции;
С. — себестоимость отдельного вида продукции [2, с.306].
Чтобыуправлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализформирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявитьрезервы её роста. Такой анализ представляет интерес, как для внутренних, так ивнешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальныхвозможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличиваетразмеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое состояниепредприятия.
Ростприбыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенноговоспроизводства, решения проблем социального и материального поощренияперсонала. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системеоценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надёжности ифинансового благополучия, как партнёра.

Списокиспользованных источников
1.Асейнов Р.С., Набиев Р.А., Семенов В.М. Финансы предприятий. М.: Финансы истатистика, 2007. — 240 с.
2.Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. М.: Книжный мир, 2006. — 617 с.
3.Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
4.Василевская Т.И., Вуколова Т.И., Жук И.Н., Зайцева М.А., Заяц Н.Е. Финансыпредприятий. Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — 528 с.
5.Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). М.: КноРус, 2007.- 608 с.
6.Добросердова И.И., Попова Р.Г., Самонова И.Н. Финансы предприятий. СПб.: Питер,2008. — 208 с.
7.Заскока С.А. Шпаргалка: Финансы предприятия. Экзаменационные ответы. М.:Буклайн, 2008. — 40 с.
8.Кислов Д.В. Все об убытках. М.: Налог Инфо, 2008. — 120 с.
9.Кондратьева Т.Н. Финансы предприятий. В схемах и таблицах. Мн.: Вышэйшая школа,2007. — 238 с.
10.Лапуста М., Мазурина Т. Финансы предприятий: учебное пособие. М.: Альфа-Пресс,2009. — 640 с.
11.Ленгдон К., Бонхем А. Финансы. М.: Эксмо, 2007. — 240 с.