I. Предпринимательство, как особая форма экономической активности: 1.1 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в России и его основные виды 4-1.2 Государственная поддержка предпринимательства 9-II. Состояние предпринимательства в Российской Федерации: 2.1 Специфические условия современной экономической ситуации 11-13 2.2
Типы предпринимателей 2.3 Экономические ориентации предпринимателей как выбор сферы деятельности 15-III. Гендерная специфика российского предпринимательства_IV. Потребитель как субъект предпринимательской деятельности: 4.1 «Суверенитет» потребителя 19-4.2 Особенности потребительского поведения на современном рынке 21-4.3 Роль потребителя в процессе предпринимательской деятельности 23-24
Заключение 25 Библиография 26 Введение. В числе основных факторов производства современная экономическая наука выделяет наряду с землей, трудом, капиталом, также и предпринимательство. Наличие свободного предпринимательства служит одним из определяющих признаков рыночной экономики. В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где
никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и других явлений. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции,
которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.
Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся
экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя. В соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей. То есть предприниматель вынужден делить свое время между различными целями и таким образом предпринимательские ориентации неизбежно принимают форму выбора, который зависит в первую очередь от сложившейся ситуации, а также от особенностей личности.
Поддержка малого и среднего бизнеса выгодна потому, что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов; что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса
неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития. И это привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Непременным условием успеха в развитии малого предпринимательства является положение о том, что малое предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке.
Она осуществляется в различных формах, я первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, создания информативно-консультационных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ, что и было сделано в 1996-1997 годах, когда проводилась массовая
Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Именно на социальную и финансовую помощь государства ориентированы предприниматели современной России. Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику мелкому и среднему предпринимательству, выявить тенденции, которые характерны для него. А также выделить те факторы, которые играют наиболее значимую роль для предпринимателей в процессе выбора сферы экономической деятельности.
I. Предпринимательство, как особая форма экономической активности. Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации ), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. Понятие предпринимательства в современном обществе трактуется не через понятие долга как это было в культуре «модернити» некоторых
Западных стран (соответствующей становлению и расцвету индустриального капитализма), а рассматривается как личностное проявление, как способ самовыражения. Инновации – сложный процесс взаимодействия науки, технологии и рынка, в результате которого научное открытие или изобретение доводится до коммерческого успеха, реализуется в виде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса. Предпринимательская среда – условия и факторы, определяющие характер
и направленность развития предпринимательства. Это определенная общественная ситуация, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпри¬нимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зре¬ния, будет наиболее эффективным, действенным и максималь¬но прибыльным. Экономическая деятельность – форма социальной деятельности, которая внутренне мотивированна, а его
субъект соотносит свое поведение с действиями других людей, ориентируется на эти действия, ожидая определенной ответной реакции (последнее выражается не только в наблюдаемом поведении, но и в мысленной деятельности или даже в отказе от всякого действия). Мотивы экономической активности выходят за пределы экономических целей, и это продукт функционирования социальных общностей (социальных групп, национальных общностей, организационных структур), а не предпочтений изолированного индивида.
Экономическая активность – представляет собой форму уча¬стия индивида в общественном производстве и способ получе¬ния финансовых средств. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно¬сти, впоследствии принимающей материализованную форму. 1.1 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в
России. Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в
России уже в 17-18 вв. Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались АО, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась ориентация не столько на экономические, сколько на административные методы.
Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более общими задачами развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.
Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через вытеснение крепостного вотчинно – дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой – фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были: • единоличные (частно-индивидуальные) фирмы; • торговые дома; • акционерно-паевые общества (частно – групповые или частно – коллективные). Паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей
промышленной продукции (включая также базовые отрасли дореволюционной России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а их общее число достигло 1300. А в отраслях же, дававших оставшуюся 1/3 промышленной продукции, господствовал, за некоторым исключением единоличный бизнес. Единоличное предпринимательство играло ведущую роль, в частности, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной
промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми обществами практически во всех отраслях российской промышленности. Об удельном весе и роли различных форм предпринимательства в российской экономике начала ХХ в. можно судить по таблице 1: Удельный вес акционерно-паевых и других предприятий в сумме валового производства (%) Отрасли промышлен-ности АО Паевые товари-щества
Торговые дома Единолич-ные фирмы Резиновая 87,7 7,4 – 2,9 Хлопчатобумажная 19,5 60,3 4,5 15,7 Металообрабаты –вающая 64,8 8,3 3,9 3,0 Цементная 42,4 29,5 10,6 17,5 Химическая 38,9 16,0 8,8 36,3 Мукомольная 16,3 6,7 19,9 72,1 Стекольная 33,5 4,1 8,7 53,7 Бумажная 26,3 35,3 1,0 37,4 Шерстяная 18,9 19,6 14,3 47,2
Льняная 21,0 48,5 6,5 34,0 Наиболее доходным в России начале ХХ в. был Акционерный капитал, помещенный в сфере торговли, в сфере кредита и в хлопчатобумажном производстве. Наиболее убыточными (высокое процентное отношение убыточных предприятий к общему их числу и высокий средний процент убыточности у таких предприятий) были золото – платиновые, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. Экспорт капитала не практиковался российскими предпринимателями.
Напротив, иностранный капитал активно инвестировался и играл значительную роль в экономическом развитие России. Все зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность России, ориентируясь прежде всего на внутренний рынок Российской империи, а лишь затем на внешние рынки. Они реинвестировали значительную часть полученных в нашей стране прибылей.
Поэтому существующее мнение об искусственном происхождении, искусственном характере частного предпринимательства, рыночных отношений в России; о решающей (определяющей) роли иностранного капитала в экономическом развитие страны в дооктябрьский период; о вложении зарубежных капиталов не столько в обрабатывающую, сколько в добывающую промышленность России и обслуживании ими прежде всего внешних рынков не имеют под собой никаких оснований и относятся по большей части к насаждавшейся в прошлом (и частично в настоящем) пропаганде.
Послеоктябрьский период характеризуется навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночной экономике, антирыночных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Однако даже на тех этапах, когда антирыночный по сути экономический курс проводился наиболее активно (включая эпоху «военного коммунизма»), руководству страны полностью не удалось «отменить» рынок со всеми его атрибутами. На протяжении рассматриваемого периода действовали, пусть в усеченном или теневом виде,
такие атрибуты хозяйства, как банковская система, денежная система, функционировал ряд совместных предприятий. Антирыночная практика разрушала и деформировала порой неузнаваемо, рыночные отношения, обусловливая их стихийно-уродливые и теневые проявления. Искусственное создание абсолютной, практически стопроцентной государственной монополии на средства производства и рабочую силу вкупе с «директивизацией» хозяйственной жизни и объявлением предпринимательства вне закона крайне сузили возможности предпринимательской деятельности
даже в теневой экономике, не говоря уже об официальной. Разрушающее воздействие антирыночной практики было более сильным в сфере непосредственного производства, а также в сфере распределения, менее сильным – в сфере обмена и потребления. В период НЭПа наметился определенный отход от антирыночной политики «военного коммунизма», пересматривались устоявшиеся теоретические представления об администрировании экономики.
Государственные предприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения, свертывались дотации, закрывалось неэффективное производство, развернулось трестирование государственной промышленности – концентрация производства на лучших предприятиях. Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расширило возможности активизации предпринимательской деятельности. Таким образом, в период НЭПа были, предприняты шаги, которые способствовали определенному оживлению
частнопредпринимательской деятельности, однако следует признать, что были сняты далеко не все ограничения на подобную деятельность, более того, подобная цель и не ставилась. Но и принятые решения благоприятствовавшие некоторому развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно или вовсе не были реализованы. Возвращение к товарно-денежным инструментам и оживление частнопредпринимательской деятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами такой политики,
как неприятное, вынужденное и временное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности, частного предпринимательства, рыночной организации хозяйства. В развитие современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой «открытия заслона» коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер в определенной мере подрывавших заслоны предпринимательской деятельности, установленные еще в период первых пятилеток.
Среди таких мер – переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них фондов экономического стимулирования, введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или не установленное оборудование, сокращение директив, идущие на предприятия с центра. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства в официальной экономике.
Однако ее ограниченность и отсутствие предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели к началу 70-х гг фактически к ее свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно и, что нашло продолжение в образе теневой экономики. Такое состояние экономической жизни страны продолжалось до начала 90-х годов.
В России частная собственность и частнопредпринимательская деятельность были восстановлены в правах прежде всего в результате принятия 25 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и 24 октября 1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР». В них были предусмотрены развитие АО, ООО, малых предприятий, о демонополизации экономики и т.п.
До официального санкционирования частнопредпринимательской деятельности в 1990-91 гг. всплеск ее в официальной экономике был связан с развитием совместного предпринимательства, внешнеэкономической деятельностью современных предприятий, а так же с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств. Осознание необходимости перехода к рынку и изменение основ законодательства РФ, открывают и расширяют возможности коммерции и предпринимательства в
России. Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства в России различных организационно-правовых форм: • кооперативы; • частные, совместные предприятия; • фермерские хозяйства; • малые предприятия, учрежденные государственными предприятиями и организациями. Важную роль в развитии предпринимательства играют инновационные процессы, тогда оно сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование
рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. 1.2 Государственная поддержка предпринимательства Глубокие изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х годов, затрагивают в первую очередь
экономику и хозяйственную культуру, где происходят принципиальные изменения, характер которых свидетельствует об определенной преемственности с социалистической и с дореволюционной хозяйственной культурой. Современная хозяйственная культура характеризуется резкой активизацией индивидуальных практических и предпринимательских ориентаций. Именно с освобождением частной инициативы связываются надежды на обновление экономики и всей общественной жизни в целом. Важно заметить, что специфические условия переходного периода,
необходимость учета сложившейся традиции, а также опыт модернизации многих стран Востока и Запада требует переоценки представлений о рыночной экономике как непременно максимально свободной от государственного регулирования. Так на примере развития экономики США мы видим, что традиционные ценности индивидуализма, свободного предпринимательства, полностью не зависимого от контроля со стороны государства, свободной конкуренции, ориентации на прибыль оказались
неадекватными высокотехнологичному и информационному развитию. Свободное индивидуальное предпринимательство, даже очень крупное, оказалось не в состоянии обеспечивать необходимый уровень научных разработок в сферах информационных технологий, а ориентация на максимальную прибыль без учета государственных и общественных интересов привела к ущемлению позиций американских предпринимателей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Тогда как японские предприниматели, действуя при мощной финансовой и протекционистской поддержке государства, ориентированы в первую очередь на интересы нации. Именно отказом японских предпринимателей от теории и практики свободного предпринимательства и от свободной торговли объясняется экономические достижения Японии. Но отказ от системы свободного предпринимательства ставит проблему смены самой модели экономической
деятельности и базовой системы ценностей. Однако смена ценностных ориентиров происходит медленно и трудно, культурные ценности и стереотипы оказываются устойчивыми. Государство, в базовых принципах которого изначально не заложена забота о частном бизнесе, неохотно идет на введение протекционистских мер и оказание финансовой поддержки. Что же касается собственно России, то на данном этапе важнейшей проблемой российской хозяйственной
культуры продолжает оставаться соотношение индивида/ коллектива и государства в экономике. Представители либерального крыла реформаторов отстаивают необходимость ухода государства из экономической жизни, в то время как «государственники» – представители широкого спектра политических взглядов от умеренно-либерального до коммунистического – выступают за ту или иную степень государственного регулирования экономики. Реально проводимые сверху реформы не могут не направляться государством, не могут не опираться
на сознательную экономическую политику. Кроме того исторически сложилось так, что спор между государством и личностью за хозяйственное лидерство в эпоху социализма всегда решался в пользу государства. В силу сверхцентрализации экономики, господства плана, что подавляло, собственно, инициативу работника. Хозяйственные функции отчуждались от него и превращались в прерогативу государства и администрации. Предпринимательство как социальная группа, признанная обществом выделилась сравнительно недавно и поэтому
проходит пока только начальные этапы своего становления. Но следует сказать, что в нашем обществе уже наметились определенные тенденции, и идет разработка мер поддержки предпринимательства. Таким образом, предприниматели современной России ориентированы именно на финансовую и социальную помощь государства, ведь только оно может создать механизм гарантий, необходимый малому предпринимательству.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены: • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции; •
Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; • Лекарственных препаратов и медицинской техники; • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения. В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях.
Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых
институтов – фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Планировалось: • развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, • создание новых рабочих мест; • формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на: • создание механизмов гарантий малым предприятиям, • формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, • поддержку наиболее
эффективных видов производственной деятельности и т. д. В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а
также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. II. Состояние предпринимательства в Российской Федерации. Под термином «экономические ориентации предпринимателей» в современной
России, мы будем понимать – умение предпринимателей (их способность и возможность) направлять свою деятельность (ее развитие) в условиях сложившейся экономической ситуации. Ротация – обновление состава и функций организации, предприятия, административных органов для исключения возможности бюрократии. Экономическое действие как форма социального действия. Экономическое действие представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными
методами в целях удовлетворения своих потребностей. Социальное действие – это форма деятельности, которая содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство и соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. То есть оно внутренне мотивированно, а его субъект ожидает от других людей определенной ответной реакции (последнее выражается на только в наблюдаемом поведении, но и в мысленной деятельности или даже в отказе
от всякого действия) . 2.1 Специфические условия современной экономической ситуации. (* Все данные, приведенные в этой главе, являются предварительными итогами, установленными Госкомстатом России). В настоящее время сектор малого предпринимательства представляет собой в экономике страны достаточно мощную экономическую и политическую силу. На 01.01.1997г. в Российской Федерации функционировало более 842 тысяч малых предприятий с численностью
постоянно занятых свыше 6 миллионов человек. В течение 1996 года количество малых предприятий увеличилось на 5 %. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43 %), строительства и промышленности (по 16 % от общего количества малых предприятий). Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников, на одном предприятии в среднем работали 7 человек постоянно занятых. В 1996 году на долю малых предприятий приходилось 10 % от численности постоянно
работающих на предприятиях Российской Федерации. В 1996 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции только по основному виду деятельности на сумму 300 трлн. руб. На их долю приходится пятая часть подрядных строительных работ. Товарооборот малых предприятий составил почти 500 трлн. руб. Малые предприятия дают 7 % всей прибыли в промышленности.
В 1996 году инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. (причем 67 % пришлось на частные инвестиции), 7 % всех инвестиций в развитие экономики и социальной сферы России. Развитие малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет увеличения промышленного производства малыми и совместными
предприятиями в промышленности произошел рост производства на 0,8 %. Анализируя показатели деятельности малых предприятий, можно с полной уверенностью утверждать, что сегодня – это, самый динамично развивающийся сектор экономики. Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий и составляет 89 %. Наибольшее число малых предприятий частной формы собственности наблюдалось
в торговле и общественном питании – 93 %, наименьшее в отрасли финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение – 52 %. Малые предприятия формируют устойчивую базу налоговых поступлений. В 1996 году бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб в том числе федеральный бюджет – 15,4 трлн. руб. Однако, для страны таки масштабов, как Россия, малый бизнес не может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим
звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых – торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. Считается, что рост предпринимательства связан с динамическим развитием и расцветом, а между тем всплеск предпринимательства куда чаще оказывается проявлением кризиса. В период устойчивого роста, освоения обильных ресурсов, потребность в предпринимательских наклонностях ограничена, инновации (новые комбинации факторов производства) перестают быть острой проблемой.
В период же экономического спада и кризиса организации оказываются перед необходимостью технологического и структурного обновления, вынуждены заниматься поиском новых хозяйственных возможностей. Одновременно удешевляется часть ресурсов, которые становятся доступными для вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса. В настоящее время наша страна находится в условиях глубокого экономического и социального кризиса, который отражен в следующих характерных тенденциях: • ограниченность стратегического
поведения; • упадок производства и общества в целом; • рост безработицы; • обострение социальных противоречий, • отсутствие у государства средств на поддержку науки и культуры, • интенсивное насаждение целым рядом влиятельных СМИ ценностей жестокого индивидуализма (быстрого успеха, богатства и завышенного потребления). Все это обусловило то, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе, а также с использованием
криминальных методов в предпринимательской деятельности. Это обстоятельство сформировало в среде предпринимателей соот¬ветствующие социально-психологические установки, стереотипы мышления и поведения. Что не могло не повлиять на выбор сферы деятельности предпринимателей. 2.2 Типы предпринимателей. В развитии предпринимательства в России можно выделить 4 периода и соответственно 4 типа предпринимателей , характерных для каждого периода:
«Старая гвардия» (29%) . До 1988 года: дореформенный период, который характеризуется постоянным нарастанием неизбежности перемен. Руководители этого периода не осознавали еще степень их радикальности. Здесь используется термин «руководители» потому, что большинство людей не являются прирожденными предпринимателями (это бывшие хозяйственники). Часто приходится менять не только место работы и жительства, но и профессии, порывать с накопленным дорогой ценой опытом. Масса «вынужденных» предпринимателей подталкивается к
этому стимулами негативного свойства. Не последнюю роль среди них играют неудовлетворенность своей прежней работой, ее содержанием и связанными с ней перспективами или просто угроза ее потери. Одной из причин массового ухода в предприниматели стала «теснота» возникшая в определенных сегментах рынка труда. Она подталкивала высококвалифицированных специалистов к созданию собственных технологических, информационных и консультативных фирм, а малоквалифицированных работников – к открытию своего небольшого
дела в сфере торговли и бытового обслуживания. Влияла на этот процесс и угроза безработицы. Так что, можно сказать, многие из сегодняшних предпринимателей начали поиск новых путей приложения своих сил, отнюдь, не от хорошей жизни. «Первопроходцы» (13,5%). (1989-1991). Активные реформы в условиях слабой институциональной и правовой обеспеченности, «золотой век» спонтанной приватизации. Легализация теневых капиталов, интенсивное создание собственного бизнеса, легализация
предпринимателей в глазах общественного мнения (в традиционных обществах, в том числе и в нашем обществе, в силу исторических условий, предпринимательство фактически никогда не относилось к числу благородных занятий. Напротив, предприниматели располагались ближе к нижним ступеням социальной лестницы.). «Массовый набор» (39%). (1992-1995). Массовая приватизация, институализация отношений предпринимателей и властей, формализация отношений легального бизнеса и криминального мира. «Новобранцы» (18,5%). (1996-1999).
Период с определенными правилами игры, когда состав основных игроков уже устоялся, это время «закрытия» верхнего слоя предпринимательского корпуса и интенсивной ротации его нижних слоев. 2.3 Экономические ориентации предпринимателей как выбор сферы деятельности. Ориентируясь на приведенную типологизацию, можно выявить отраслевые предпочтения предпринимателей разных «призывов». Таблица 2: Принадлежность предпринимателей к отрасли в зависимости от «стажа», % к числу
ответивших. Отрасль «Старая гвардия» «Первопроходцы» «Массовый набор» «Новобранцы» Промышленность 32 28 18 7 Строительство, транспорт, связь 21 13 15 7 Оптовая торговля 8 6 27 12 Розничная торговля, общепит, бытовое обслуживание 44 27 38 48 Финансы, кредит, страхование 5 14 9 13 Наука, медицина, культура, туризм 15 24 26 15 Другое 19 17 9 15 Судя по приведенным данным, отраслевые предпочтения предпринимателей разных “призывов”
явно выражены. В целом в качестве “дебютной отрасли” все реформенное десятилетие лидировала торговля, однако концентрация дебютантов в торговле была особенно высокой в 1996-1997 гг. первая половина 90-х годов характеризовалась постепенным размыванием отраслевых приоритетов входа на рынок, но в 1996 году ситуация резко изменилась. По сути, розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание становятся основным отраслевым сегментом входа на рынок для “новобранцев” (48%).
Это связано с тем, что уже закончился период “легких денег”, рейтинги бизнесменов в большинстве отраслей уже определились. Образно говоря, если “первопроходцы” наступали по всей линии фронта, то “новобранцы” сконцентрировали все свои усилия преимущественно на его узком участке. Барьеры входа в остальные отрасли оказались непомерно высоки для стартующих в последние годы. Не последнюю роль сыграло и то, что отраслевая принадлежность фирмы в значительной степени определяет
пропорции теневой и легальной бизнес-деятельности. Уход предпринимательства в “тень” обусловил приоритетное развитие отраслей, где теневая деятельность имеет укоренившуюся традицию. Чем позднее пришел в мир бизнеса, тем меньше вероятность концентрации его усилий в сферах промышленности, строительства, транспорта и связи. Так, среди руководителей еще дореформенного периода почти каждый третий возглавлял промышленное предприятие,
тогда как среди пришедшх в предпринимательство в течении последних двух лет, доля промышленников составила всего 7% (табл. 2). Производство, в отличие от коммерции, оставляет предпринимателям существенно меньший диапазон маневренности, поскольку в силу объективных причин производственные структуры не могут с определенной регулярностью закрываться и открываться под новым названием. Вместе с тем к концу 90-х годов отмечен стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение,
физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% – в 1997 г на 12,1% – в 1998 г.). Операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжает сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли “наука и научное обслуживание” (на 6,2% и на 11,4%). Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли
и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием. О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России, приведенные в таблице 3. Таблица 3: Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 –
1999гг. (тыс. ед. на конец года в % к общему числу МП). Предприятия 1.01.96 г. 1.01.97 г. 1.01.98 г. 1.01.99 г. Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Всего 877,3 100,0 828,0 100,0 861,1 100,0 868,0 100,0 В том числе: Промышленные 128,5 14,65 129,3 15,62 135,2 15,7 136,1 15,7 Строительные 145,5 16,58 137,0 16,54 136,1 15,8 137,5 15,8
Торговли и общепита 374,6 42,70 353,1 42,65 386,3 44,5 386,1 44,5 Коммерческие 42,4 4,83 35,0 4,23 34,4 4,0 35,2 4,0 Науки и научного обслуживания 48,8 5,56 46,0 5,55 38,74 4,5 38,8 4,5 Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.
Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 1998г. представлена в таблице 4. По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах – Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в
Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях. В 1998 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% – в 1997 г на 9,1% – 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-
Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%) районах. Анализируя таблицу 4 можно заметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации
малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов. Таблица 4: Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г. Экономические районы Количество предприятий Тыс. ед. %, к общему числу Российская Федерация 868,0 100,0
Северный 20,7 2,4 Северо-западный 129,3 14,8 В том числе г. Санкт-Петербург 111,8 12,9 Центральный 266,1 30,7 В том числе г. Москва 175,2 20,2 Волго-вятский 27,2 3,1 Центрально-чернозёмный 26,2 3,02 Поволжский 78,0 8,9 Северо-Кавказский 79,4 9,1 Уральский 85,5 9,8 Западно-
Сибирский 75,8 8,7 Восточно-Сибирский 35,5 4,1 Дальневосточный 35,1 4,0 Калининградская область 9,2 1,1 Кроме того отдельно следует сказать об экономических ориентациях предпринимателей в среде этнических меньшинств. Их представители, по крайней мере поначалу, ограниченны в выборе рыночных ниш. Большинство из них открывают дело в рыночной торговле и сфере услуг (кафе, рестораны). И лишь незначительная часть оказывается в производственных отраслях (исключая, пожалуй, строительство).
Труднодоступными, как правило, остаются такие сферы как: финансы, крупная оптовая торговля. Такие тенденции среди этнических меньшинств обусловлены несколькими причинами: 1. Чужая культурная среда; 2. Языковые барьеры; 3. Прохладное отношение коренного населения; 4. Для большинства – нелегкая коренная смена занятий. Таким образом, можно сказать, что стремясь к материальному благополучию, реализации собственных возможностей
и идей, человек вынужден делить свое время между различными целями, поэтому предпринимательские ориентации неизбежно принимают форму выбора. А выбор есть ни что иное, как действие, предполагающее затрату времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели, предполагающее тем самым, что они не будут использованы для достижения другой цели. Также следует сказать, что процесс выбора всегда есть переменная, зависимая в первую очередь от ситуации, а также от особенностей личности.
III. Гендерная специфика российского предпринимательства. Гендер – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. В социальном смысле гендер должен применяться тогда, когда вопрос касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто – к женщинам . Гендерная специфика российского бизнеса – особенности полового разделения предпринимателей по отраслям
экономики. В странах с развитой традицией женского предпринимательства имеются «традиционные женские отрасли». Это: • Общественное питание; • Бытовое обслуживание; • Розничная торговля; • Гостиничное хозяйство. В России отраслевая специфика «женского бизнеса» также оказалась ярко выраженной. По данным опроса проведенным Центром политических технологий оказалось, что наименее «освоены» женщинами – строительство и транспорт.
«Второй эшелон» женского предпринимательства – промышленность, сельское хозяйство, бытовая торговля, деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансовая сфера, где доля женщин-предпринимателей составляет от 13% (в промышленности) до 20% (финансы). Наиболее активно женщины осваивают розничную торговлю, сферу обслуживания (в том числе и общественное питание), науку, культуру, здравоохранение, здесь доля женщин-предпринимателей составляет от 39% (в
розничной торговле) до 56% (в науке). Причины того, что женский бизнес более всего распространен в сфере обслуживания и торговли заключаются в следующем: 1) Выбор данных сфер связан с предыдущим опытом, навыками и знаниями; 2) Женщины реже имеют техническое образование, что препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства;
3) Женщинам труднее найти заемный капитал, а именно «нетрадиционные» для женщин отрасли требуют больший объем первоначального капитала. 4) Женщины отдают предпочтение «домашним» отношениям с коллегами. IV. Потребитель как субъект предпринимательской деятельности. Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям
и следуют за ними. Потребность – это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. Объективный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность. Объективный социальный интерес – это объективно оптимальный
путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Осознанный интерес – это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении. Осознанный интерес проявляется в двух психологических состояниях. (1) Внимание – это психологическая направленность субъекта без перестройки системы его ценностных
ориентаций. (2) Стремление – это психологическая направленность субъекта, вызывающая перестройку системы его ценностных ориентаций, в результате чего данная вещь, явление становится базовой ценностью. Реализуемый интерес – это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему. Товар – это разновидность интереса. Он представляет собой способ удовлетворения потребности, путь к
ней. Есть товар как объективно оптимальный способ удовлетворения потребности и товар, который кажется покупателю таковым. Покупается не самый оптимальный товар, а тот, который кажется таковым покупателю. Товар как интерес носит многоуровневый характер. Товар редко предлагается изолированно. Обычно он является звеном большой цепи. Покупатель, правда, может не осознавать, что он выбирает не отдельный интерес, а целый комплекс интересов. 4.1 «Суверенитет» потребителя.
Нет человека, который бы не выступал в роли потребителя товаров и услуг. Под ним подразумевают того, кто имеет намерение заказать или приобрести, либо заказывающего или использующего товары (работы, услуги) для удовлетворения своих потребностей. Потребительское поведение как фактор, влияющий на предпринимательскую деятельность, представляет несомненный интерес в данной работе. Потребительское поведение есть ни что иное как процесс формирования спроса
потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках. Механизм взаимоотношений производителя и потребителя действует по принципу обратной связи, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления. В рыночной экономике существует «суверенитет потребителя», который означает, во-первых, что каждый потребитель принимает абсолютно самостоятельные решения относительно объема и направления покупок, во-
вторых, деньги потребителей – единственный источник дохода производителей. Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора, то есть никто не должен решать за потребителя, какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие – нет. Ограничение свободы потребительского выбора разрушает обратную связь между производством и потреблением, ведет к тому, что одних товаров производится больше, других меньше.
В реальной жизни существуют некоторые ограничения свободы потребительского выбора. Монополист-производитель сам господствует над потребителем. Неполнота информации дает продавцам возможность до некоторой степени управлять потребностями своих покупателей с помощью рекламы. При чрезвычайных обстоятельствах устанавливаются нормы потребления товаров по карточкам. Производство и продажа некоторых товаров подвергается запрету с целью уберечь потребителей
от вредных для здоровья последствий. Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы экономического, социального, личного и психологического порядка. Существуют различные теории, раскрывающие поведение потребителя. Одна из них – теория относительного дохода (на решение потребителя влияние оказывают покупки его ближайших соседей). То есть все потребители тратят свои деньги для того, чтобы быть на равных с теми, у кого выше
доход. В теории жизненного цикла (1954) говорится, что все потребители стремятся так распределить покупки в ходе своей жизни, чтобы потребление оставалось постоянным из года в год. В целом поведение индивидуальных потребителей зависит от того, как удовлетворяются их потребности, какую полезность приносит тот или иной товар. 4.2 Особенности потребительского поведения на современном рынке. Поведение потребителя и его экономическая среда в условиях переходной экономики
России имеют свои особенности. Потребление в конце 80-х представляло собой одну сплошную и непрерывную трудность, выразимую одним роковым вопросом: Где достать? Вместе с рыночными реформами произошли изменения в потреблении, сейчас на рынке много продавцов разнообразных товаров, в том числе и импортных, появились доселе неизвестные нашему покупателю товары. Появилось реальное право потребителя – право на выбор, создается чувство собственной потребительской
полноценности. Монополия государства на торговлю и обслуживание ушла в прошлое. Как и в рыночной экономике, на спрос потребителя влияют различные факторы: • Цены • Доходы • Структура населения • Цены на другие товары • Потребительские предпочтения • Экономическая политика государства. В современных условиях выбор потребителя ограничен высокими ценами и его скромным бюджетом.
Общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (хлеб, картофель, крупы и т.д.), на приобретение продуктов питания и вещей первой необходимости тратится большая часть доходов средней российской семьи. А предпринимательство как наиболее мобильный слой общества в первую очередь реагирует на изменения потребительского спроса. И как результат: увеличение % предпринимателей в сфере розничной торговли за 1995-1999г. с 38% до 48%
(см. табл. 2). С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. В отличие от прошлых лет сегодня намного быстрее происходят перемены в увлечениях людей, стиле жизни, моде. Так, множество людей предпочитают тратить свободное время на занятия спортом, а это означает повышение спроса на одежду, обувь, спортивный инвентарь .
В современных условиях значительное воздействие на поведение потребителя оказывают как фирмы, так и государство. Фирмами воспитывается у потребителя «преданность» изделиям данной фирмы, ее торговой марке. Это достигается с помощью хорошего качества продукта, четко организованного технического обслуживания, с помощью рекламы, расширения ассортимента продукции, продажи в рассрочку, маневрирования ценами. Сложились новые формы связи между производителями и потребителями продукции через посреднические организации,
товарные биржи, ярмарочную торговлю, выставки. Происходит ориентация на торговые структуры, осуществляющие мелкооптовую и розничную продажу товаров потребителям нуждающихся в небольших количествах, развивается деятельность потребительских коопераций, создается действенная система информации о товарах и услугах, обслуживающая всех хозяйствующих субъектов. В экономике России больше поводов для вмешательства государства в экономику и регулирования рынка, чем в тех странах,
где достигнут относительно высокий уровень развития производительных сил. Денежные пособия, которые государство выплачивает малоимущим слоям населения, увеличивают спрос на товары, потребляемые этой группой населения. С другой стороны, регулирование рынка потребительских товаров ограничивает сферу действия рыночного механизма функционирования экономики. Подавляя трудовую мотивацию и инициативу, пособия порождают иждивенчество.
Но отсюда, разумеется, не следуют вывод, что потребитель всегда пассивно ждет решения его проблем от государства или рынка. Напротив, чаще всего человек ищет способ увеличить доход семьи, например, с помощью второй работы. В тех случаях, когда этих доходов не хватает, он ограничивает потребление, идет на вынужденную замену товаров первоначального спроса, либо на вынужденные траты и создание запасов. 4.3 Роль потребителя в процессе предпринимательской деятельности.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо¬действовать с потребителем, а также с государством. И потреби¬тель и государство относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне¬ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис.
1). Рисунок 1: Субъекты предпринимательской деятельности Во взаи¬моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима¬тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы¬полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право
на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го¬товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела¬ния, интересы, ожидания, оценки потребителя. У предпринимателя в условиях рыночной системы отно¬шений нет иного пути воздействия на потребителя,
кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприни¬матель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые поку¬пательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской
активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе “навязывания” ему нового товара. Таким образом, целью предпринимателя выступает не¬обходимость “завоевать’ потребителя, создать круг собст¬венных потребителей. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: • новизна товара и его соответствие интересу потребителя; • качество; • цена, доступность товара; • степень универсальности товара; • внешний вид и упаковка; • позитивные отличительные
характеристики товара от то¬варов других производителей и возможность потребите¬ля ознакомиться с такими отличиями; • возможность воспользоваться услугами послепродажно¬го сервиса; • соответствие общепринятым или государственным стан¬дартам; • престижность и привлекательность рекламы товара и т. д. Так если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы¬ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са¬мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек¬тивности активную
роль играет потребитель, и предпри¬ниматель не может игнорировать этот факт. Учитывая данное обстоятельство, я более подробно и остановилась на проблеме взаимоотношений предпринимателя и потребителя, и на тех факторах, которые влияют на процесс предпринимательской деятельности. Заключение. Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском
и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое. Однако для страны таких масштабов, как Россия, малый бизнес или предпринимательство не может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную
работу крупных промышленных предприятий. Поэтому предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность. Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»:
условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания. Как только среда обитания определена встает вопрос о рыночной нише, определяя
тем самым направленность или специализацию предприятия. Здесь вступают в силу «внутренние» условия предпринимательской деятельности: потребительский спрос и поведение его на рынке, индивидуальные особенности предпринимателя (образование, предпочтения, навыки, социально-психологические установки, поведение, гендерные отличия и т.д.). В своей работе я подробно остановилась только на нескольких условиях («как внешних», так и «внутренних»),
которые влияют на предпринимательскую деятельность: время прихода в малый бизнес, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, потребительское поведение и гендерные особенности предпринимателей. Но на мой взгляд, они в совокупности наиболее ярко характеризуют экономические ориентации предпринимательства в России в конце двадцатого века. Библиография 1. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. –
М.: Магистр, 1998. – 360с. 2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: Инфра –М, 1998. – 608с. 3. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 368с. – (Программа «Высшее образование»). 4. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. –
М.: Пресс-сервис, 1998. – 688с. 5. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. – М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 1992. – 432с. 6. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики, 1996. -N7 С.38-41. 7. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в
России // Социально-политический журнал, 1996 N2. 8. Шибутани Т. Социальная психология. М 1969. 9. Социальная психология / Под ред. Предвечного Г.П Шерковина Ю.А. М 1975. 10. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок// ЭКО, 1999, N12. С 79-88. 11. Барсукова С.Ю. Женщина-предприниматель: гендерная специфика российского
бизнеса// ЭКО, 1999, N1. С 142-150. – 30 – Библиография 12. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Магистр, 1998. – 360с. 13. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: Инфра –М, 1998. – 608с. 14. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций:
Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 368с. – (Программа «Высшее образование»). 15. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Пресс-сервис, 1998. – 688с. 16. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. – М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 1992. – 432с. 17.
Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики, 1996. -N7 С.38-41. 18. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России // Социально-политический журнал, 1996 N2. 19. Шибутани Т. Социальная психология. М 1969. 20. Социальная психология / Под ред. Предвечного Г.П Шерковина Ю.А. М 1975. 21.
Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок// ЭКО, 1999, N12. С 79-88. 22. Барсукова С.Ю. Женщина-предприниматель: гендерная специфика российского бизнеса// ЭКО, 1999, N1. С 142-150.