Экономические основы гражданского общества

–PAGE_BREAK–2.1.          Частная собственность.
Для нас пожалуй, интересно то, что относится к частной собственности.   Как было сказано выше, наверное покажется, что причины возникновения каждого конкретного гражданского общества имеют частный характер. Это, однако, далеко не так. Частные причины (даже при их множественности) не привели бы к созданию такой огромной общественной сферы (системы), каковой является гражданское общество. Следовательно, существуют общие причины, питающие процесс создания и развития гражданского общества, очевидно, достаточно серьезные. Их немало, но существуют три главные, основополагающие.

Первая причинасвязана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения — частные собственники. Разумеется, представители крупного бизнеса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жизни их семей является частная собственность. Это — частные предприятия (в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, в добывающих отраслях и др.), земля, недвижимость, сдаваемая в аренду, ценные бумаги, приносящие доход, денежные средства, приносящие проценты, интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники и т.д. Им не просто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного — источника средств для жизни. Поэтому неудивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энергичные усилия ее обладателей. Таким образом, частная собственность, будучи наиболее развитым институтом демократического общества, является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Именно частная собственность во всем многообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

Ее абсолютизация привела ко многим перекосам в проведении реформ, в частности, к обострению социального расслоения между кучкой сверхбогачей, соотносимых с так называемыми олигархами, и бедными массами, уровень которых крайне низок. Получилось так, что частная собственность не играет той роли «объединителя» гражданского общества, которая издавна ей приписывалась. Это не означает, что частная собственность утратила все свое значение; скорее для нашего разговора важно другое, а именно: ответ на вопрос, что еще сегодня способствует формированию гражданского общества? -Национальные (общегосударственные), духовные интересы? Гражданское общество может проявить себя и тогда, когда решаются вопросы устройства государства.

Соотношение государства и гражданского общества — особая тема для нашей встречи. И очень хорошо, что юристы и философы имеют возможность услышать и понять друг друга. Стоит, например, еще раз вернуться к теории общественного договора. Идея такого договора приобретала очень много сторонников на переломных этапах развития России, в частности в период разработки Конституции Российской Федерации 1993 г. При этом подразумевалось, что государство выступает как исполнитель воли общества и в этих целях наделяется соответствующими инструментами управления делами общества. Гражданское общество располагалось как бы над государством, выполнявшим его заказ.

Но именно российская история убедительно показывает, что подобная модель носит умозрительный характер. Отнюдь не принижая роль и значение гражданского общества, а это явно расходится с целями нашей встречи, хотелось бы восстановить реальный баланс отношений. Государство всегда — и до появления гражданского общества, и в нынешние времена, — выступает как сильный, самостоятельный и активный участник, более того, как инициатор и организатор больших и малых мероприятий. Вопрос о том, кто кого ведет — государство или общество — решается в большинстве случаев в пользу государства. Это распространяется и на кардинальные преобразования в стране.

Разумеется, сами преобразования зарождались и вызревали в обществе, откуда пробивали себе дорогу. Свое воздействие оказывали многие факторы исторического развития. Но государственная власть могла поддержать реформы или блокировать их проведение, расширить или сузить их рамки, ускорить или отложить их начало. Весьма содержателен и поучителен в этом отношении опыт перестройки и реформ 90-х годов. Государству надо отдать должное как за достижения, так и за провалы преобразований. Но такие подсчеты не должны сказываться на общем выводе. Характерно, что авторитет государства не снижался при общем подъеме демократических начал в обществе. Сегодня об отношениях в рамках двуединства «гражданское общество — государство» хотелось бы поговорить подробнее. Курс на укрепление государства, принятый в России — это курс на то, чтобы приспособить наше государство к условиям XXI века, когда складываются условия для информационного, технотронного, высокотехнологического общества, эффективно управлять делами которого можно, только существенно модернизировав организацию и деятельность государства. Управление должно быть рациональным, результативным, быстродействующим, перспективным. Но как раз в этих условиях должны укрепляться взаимосвязи государства и гражданского общества. Демократия также не может стоять на месте, выражаться только в формах и методах, унаследованных от прошлого. Иначе возникает противоречие между обновленным государством и застывшим гражданским обществом.

Крайность гражданского объединения людей посредством исключительно государственной власти сменилась другой крайностью — их социальным разобщением и полным уходом в сферу частных интересов.

Однако ни то, ни другое не являются в точном смысле слова гражданским обществом. Последнее охватывает собой преимущественно публичную сферу жизни человека в обществе, причем в той мере, в какой она перестает быть монополией властных элит и становится открытой, доступной для всех членов общества. Гражданин — это человек, добровольно взявший на себя функцию политика или хотя бы общественного деятеля, свободно и совместно с другими участвующего в обсуждении и решении всех важнейших общественных дел, живущего не только частным, но и общим интересом. В отличие от профессионального политика он политик не по должности, на которую избран или назначен, а по сознанию своего гражданского (или общественного) долга. Гражданское общество представляет собой сферу именно общественного взаимодействия людей по поводу их общих целей и задач. Оно возникает не в силу законов рынка, на котором каждый сам за себя, и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности различных групп и объединений лично свободных людей, которые потому только и могут называться гражданами. Гражданское общество нуждается, разумеется, и в рынке, и в государстве, но не сводится к ним: последние могут существовать и без него, лишь обретая с его утверждением иные формы и способы своего функционирования.

Отсюда следует, что переход к рынку и к гражданскому обществу — разные задачи, не совпадающие друг с другом. К рынку можно перейти и посредством авторитарной власти, к гражданскому обществу — никогда. Смешение этих задач является, на мой взгляд, причиной многих наших промахов и неудач в процессе экономического реформирования общества и его демократизации. Отождествив переход к демократии и гражданскому обществу с переходом к рынку, тем более капиталистическому (а многие наши правые радикалы, стоявшие при Ельцине у истоков экономической реформы, откровенно предпочли последнее первому), мы по существу признали если не превосходство, то совпадение частнособственнических инстинктов и интересов с гражданскими добродетелями. Право каждого гражданина на собственность трактуется порой в том смысле, что только частная собственность делает человека гражданином (а как быть тогда с подавляющим числом неимущих, владеющих только своей рабочей силой?). Полный уход в частную жизнь не только препятствует становлению гражданского общества, но и заставляет постоянно возвращаться к исходному пункту — авторитарному типу власти.
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2.          Рынок
Вторая причинатесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное — противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.

Как показывает мировой опыт, рыноки государство могут быть в пассиве, так и активе бизнеса (банковского, в частности). Чтобы они были в активе, за это нужно бороться. Необходимы групповые, ассоциированные усилия.

Только в сочетании с парламентской формой правления рынок становится экономической основой гражданского общества, а не просто конкурентной борьбой частных лиц, озабоченных собственным выживанием и обогащением. Сам по себе рынок может сочетаться с любой формой власти. На рынке действуют не граждане, а люди, целиком подчиненные власти денежного расчета и выгоды. Не подкрепленная гражданскими добродетелями, такая активность легко становится источником криминального бизнеса и теневой экономики. Предоставленный самому себе рынок социально опасен, несет в себе элементы дезорганизации и анархии. Недаром говорят о рыночной стихии. Противостоять ей при отсутствии гражданского общества может только авторитарная власть с мощным бюрократическим аппаратом. Но и она в этих условиях подвержена угрозе коррупции, прямого сращивания с мафиозными структурами. Короче, за пределами гражданского общества с его представительной формой власти, рынок становится диким, а власть излишне бюрократизированной и централизованной. Переходу к гражданскому обществу наши правые предпочитают переход к рынку с опорой на сильную власть. И сегодня наши крайне правые сходятся с крайне левыми в своем неприятии парламентской демократии (только одни во имя рынка, тогда как другие во имя безрыночного государства).

Основные механизмы саморегулирования гражданского общества, в которых проявляется принцип формального равенства, — это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и демократия (политический механизм) и разрешение конфликтов, возникающих в обществе, посредством независимого правосудия (судебно-правовой механизм).

Свободный рынок естественным образом ведет к монополизму, разрушающему механизмы саморегулирования. Там, где эти механизмы были развиты недостаточно, «сращивание» социальной власти монополий с государственным аппаратом привело к авторитарному подавлению гражданского общества и даже к возникновению менее жестких (в сравнении с социализмом) тоталитарных режимов (Италия, Германия). Но там, где механизмы саморегулирования оказались достаточно сильными, государство стало интенсивно вмешиваться в сферу гражданского общества и противодействовать социальной власти монополий. Так, в западноевропейских странах общий вектор политики государства изменился в направлении к этатизму. Точнее, произошел переход от преимущественно либеральной политики к умеренному этатизму. Это не авторитарный этатизм, а демократический государственный интервенционизм, выражающий интересы большинства социальных групп. Он означает конец свободного рынка в его классическом либеральном понимании, переход к государственно-регулируемому рынку. Последний приходит на смену свободному рынку не потому, что он эффективнее, а потому что свободный рынок исчерпал свои возможности. Государственно-регулируемый рынок возможен лишь тогда, когда ему предшествует свободный рынок. Так, в посттоталитарном обществе переходного типа, которое не знало свободного рынка, не может быть и государственно регулируемого рынка. Вместо него получается лишь авторитарно-бюрократическая имитация рынка, при которой господствуют властные субъекты экономических отношений.
2.3.          Демократия
Третья причинанеобходимости возникновения и функционирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающиеся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство не может иметь информацию о всех этих интересах. Значит, необходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества.

   В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого культурного значения. Сюда же относятся многочисленные движения (например, в связи с протестом против осуждения невиновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масштабов. Управляемая демократия — не столько научный и логический нонсенс (демократия и есть род, форма, способ управления), сколько капитуляция зародившегося общества перед вновь воцарившейся бюрократией — криминализированной, криминогенной и тем более опасной, вредоносной, чуждой идеям свободы и прав человека и гражданина.
2.4.          Многообразие интересов

 Таким образом, третья главная причина, делающая необходимым возникновение и развитие гражданского общества, — это исключительное многообразие интересов граждан демократического общества. Важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которое данное общество предоставляет своему народу.По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений. В гражданском обществе юридически независимые граждане — через рынок труда, товаров, капиталов — выступают в качестве свободных производителей и столь же свободных потребителей, обладающих правом нестесненного распоряжения своей собственностью, свободного создания добровольных объединений и организаций. Здесь действуют механизмы, определенным образом согласовывающие интересы личностей и групп.

В нем не могут не быть разные слои и группы — социальные, профессиональные, региональные, этнические и др. Причем у каждого слоя, каждой группы могут быть свои собственные интересы, свои цели. Гражданское общество хорошо тогда, когда такие интересы сопоставляются, сталкиваются, отстаиваются, но степень общности такова, что противоборство ведется в рамках единства общества, не разрушая его

    продолжение
–PAGE_BREAK–