Экономические
проблемы городов
К ним относятся
использование ЭГП, значение которого заметно возрастает при рыночных
отношениях. Одна из важнейших проблем экономического развития городов –
трансформация функциональной структуры. Ее цель – более рациональное
использование народнохозяйственного потенциала и установление большего
соответствия функциональной структуры города его ЭГП и месту в системе
расселения страны и региона. Трансформация имеет характер естественного
процесса, в ходе которого город последовательно освобождается от ставших
неуместными для него производств. Можно также сказать, что город покидают те
производства и виды деятельности, которые уже не выдерживают затрат, необходимых
при пользовании городскими ресурсами (по мере роста города это затраты
естественно возрастают, ресурсы становятся все дороже).
Трансформация –
это и «обогащение» народнохозяйственной (функциональной) структуры города путем
образования в ней новых блоков. Переход от однофункциональных городов к
многофункциональным означает, во-первых, более полное и рациональное
использование городских ресурсов. Во-вторых, это придает городу большее
социальное разнообразие. Он меняет не только свой производственный профиль, но
и среду.
Типичен такой
способ трансформации, как внедрение в горнопромышленные центры предприятий
легкой промышленности и машиностроения, проектных и научно-исследовательских
организаций, обычно связанных с ведущей отраслью, средних специальных и высших
учебных заведений и других видов деятельности.
Это позволяет
вовлекать в производство свободные трудовые ресурсы (преимущественно женщин),
расширяет возможности выбора работы и профессии, делает город более
привлекательным для молодежи, решающей вопросы своего будущего после окончания
школы.
Примером
успешной трансформации центров тяжелой промышленности в депрессивном угольном
районе служит развитие городов Рура в Германии. Почти все ведущие центры этого
района испытали существенную, подчас радикальную структурную перестройку. Резко
сократилась доля угледобычи, черной металлургии, химии, тяжелого
машиностроения. Их заметно потеснили автомобилестроение, электротехника,
приборостроение, легкая промышленность. Одновременно была проведена
значительная планировочная реконструкция: построены новые автомагистрали,
которые образовали транспортный каркас региона. В широких масштабах
рекультивированы нарушенные земли – выработанные карьеры, отвалы пустой породы.
На их месте созданы парки – места рекреации. Это привело к оздоровлению
окружающей среды. В городе Бохуме основан университет, для которого построены
впечатляющие здания и сооружения. Расширение экономической базы городов Рура
повысило их экономическую устойчивость к колебаниям экономической конъюнктуры.
Обогащение
функциональной структуры, сулящее жителям города многие материальные и
социальные блага, делающее город менее подверженным спадам производства, – на
практике непростое решение. Например, город-курорт, в силу своей
монофункциональности имеющий социальные изъяны и в случае неблагоприятной
ситуации оказывающийся в весьма неустойчивом положении, заинтересован в
расширении своей градообразующей базы путем привлечения новых видов
деятельности, например, промышленности.
Но это
негативно скажется на его окружающей среде, уменьшит привлекательность. Кроме
того, промышленность вызовет рост населения. Возникнет эффект мультипликатора.
Его раскрывает модель Лоури (рис. 43). Для новых жителей потребуется
дополнительная территория под жилищное строительство. А в курортных городах,
чаще всего приморских или горных, обычен большой дефицит территории. В
результате емкость города по отношению к отдыхающим и лечащимся снизится.
Дополнительно разместить какое-то число рекреантов уже не удастся, так как их
место в городе уже занято. Подсчитано, что увеличение численности постоянного
населения города-курорта на одного человека лишает возможности отдыха и лечения
12 человек (при стандартном месячном пребывании).
Привлекательность
шахтерских городов для других видов деятельности невелика вследствие специфики
угледобычи (занятие территории отвалами, просадки грунта, загрязнение водоемов
шахтными водами, рассеченность территории подъездными путями).
Особый случай –
перепрофилизация горнодобывающих центров, которым необходимо «сменить
профессию» после исчерпания запасов в месторождениях. Она должна готовиться
заранее, обеспечивая постепенность в смене профиля, эластичный переход к «новой
профессии» и, следовательно, в занятиях жителей. Подобные мероприятия
осуществлены в угольных городах Московского бассейна, возникших на ограниченных
по запасам месторождениях.
В результате
градообразующая база таких городов была существенно расширена. В то же время
проявилась и характерная особенность, о которой не предполагали плановики и
проектировщики: шахтеры не проявили склонности к переходу в другие отрасли
промышленности, что потребовало бы от них переквалификации, и предпочли после
закрытия шахт искать работу в других центрах угледобычи. А на новые предприятия
приходилось дополнительно привлекать население из сельской местности, что
привело к ухудшению и без того тяжелого ее состояния.
И совершенно
особая ситуация возникает с ресурсными городами Крайнего Севера, в районах,
отличающихся экстремальными природными условиями. Здесь перепрофилизация,
дающая «вторую жизнь» ресурсному городу, возможна лишь в отдельных случаях.
Чаще всего число городов для территории, которая уже отдала свои ресурсы,
оказывается чрезмерным. Размещать же какие-то производства, не связанные с
окружающим районом, лишь для того, чтобы как-то использовать городскую
инфраструктуру и, следовательно, обрекать людей на жизнь в экстремальных
условиях суровой природы, нецелесообразно. Поэтому определенная часть ресурсных
городов Крайнего Севера России испытает судьбу городов-эфемеров, рассчитанных
только на срок эксплуатации соответствующего месторождения.
Использование
городской территории и проблемы территориального роста города. Рациональное
использование высокоценной городской территории должно основываться на ее
комплексной экономической оценке, определяющей платежи за землю. Городские
земли вследствие разных причин сильно дифференцированы по своей ценности, в
зависимости от местоположения того или иного участка, характера его
использования, оснащенности транспортными и инженерными сетями, особенностей
природных условий. Поэтому градостроителям-проектировщикам нужен экономический
механизм, позволяющий определять ценность разных частей городской территории и
учитывать ее в своих решениях.
Эту задачу
решает комплексная экономическая оценка территории, концепция которой
разработана С.И.Кабаковой. Определяется и сравнивается ценность городских
территорий на основе учета затрат, необходимых на их освоение или переосвоение,
и социально-экономический эффект, получаемый в результате освоения. Оценка
дается по трем категориям показателей.
Первая
охватывает затраты на инженерное освоение для строительства. При этом
учитываются средства, как ранее вложенные на создание инженерного освоения, так
и требуемые. Во вторую категорию входят затраты, обусловленные изменениями
функционального использования территории (например, учитывается ущерб от
занятия сельскохозяйственных земель, лесов, рекреационных угодий), а также
вызываемые сносом зданий и сооружений, перемещением коммуникаций. Показатели
третьей категории отражают различную социально-экономическую ценность
территории: ее удобство для разных видов строительства, природные условия,
определяющие санитарно-гигиеническую обстановку, транспортную доступность,
эстетические достоинства.
Зафиксированные
на плане или карте показатели позволяют выделить разные по уровню интегральной
оценки зоны, что создает основу для решения ряда градостроительных задач
(целесообразные размеры сноса зданий при реконструкции, определение оптимальной
этажности, вывод промышленных предприятий из данного района, выбор лучшего
варианта реконструкции л др.). На рис. 44 показаны выявленные на основе такого
подхода границы зон оценки на территории Москвы.
Определение
цены на землю необходимо для хозяйствования в условиях рыночных отношений. О
разной стоимости земли в разных частях города свидетельствуют устанавливающиеся
стихийно, т.е. естественным образом, цены на жилую площадь.
Цена на землю
должна заметно повлиять на перестройку функциональной структуры городов,
которую в условиях командно-административной системы управления хозяйством
осуществить не удалось (например, вывести из города ставшие для него
неуместными промышленные предприятия). Теперь вытеснение неэффективных и
экологически вредных для него производств, несомненно, ускорится.
В результате
будет рационально использоваться земля, особенно в центральных районах города,
что и подтверждается практикой зарубежного градостроительства. В то же время
органы управления должны строго контролировать этот процесс. В «Генеральной
схеме расселения на территории РФ», разработанной Гипрогором, предлагается,
чтобы ценные городские земли были отнесены к территориям, находящимся в
федеральной и муниципальной собственности. Как показывает опять-таки зарубежный
опыт, частная собственность на землю чрезвычайно затрудняет решение проблем
городов.
Развитие
рыночных отношений, несомненно, приведет к более глубокому социальному
расслоению населения, углублению его социально-пространственной дифференциации.
Расширение рынка жилья вызовет заметные сдвиги в распределении населения по
территории города на основе большего следования закономерностям его
пространственно-временной самоорганизации.
Таким образом,
должны произойти изменения как в территориальном распределении мест приложения
труда, так и в размещении населения, а также в использовании им всего
пространства города.
Пороговый
анализ территориального роста городов. Польский урбанист Б.Малиш создал теорию
порогов и на ее основе – методы порогового анализа территориального роста
города, которые стали использоваться как инструмент городского и регионального
планирования”. Развитие города представляет собой последовательность
дискретных состояний, для которых и анализируется будущая пространственная
организация городской территории. В процессе территориального роста город
сталкивается с определенными ограничениями, оказывающими существенное влияние
на постадийный процесс развития. Б.Малиш выделяет четыре группы ограничений,
связанных с: разнообразием (и особенностями) природной среды; существующими
системами землепользования; особенностями инфраструктуры; инерцией в развитии
существующих структурных элементов города.
Таким образом,
возникает задача преодолеть ограничения, созданные заболоченностью или
пересеченностью рельефа, необходимостью перехода на противоположный берег и
строительством для этого моста, изъятием ценных сельскохозяйственных земель и
т.д. Однако это потребует дополнительных капиталовложений. Удельные затраты (в
расчете на единицу площади или на одного жителя) повысятся по сравнению с теми,
которые делаются в обычных условиях. Городу приходится время от времени
останавливаться в территориальном росте до тех пор, пока не окажется
целесообразным идти на дополнительные затраты, требующиеся для преодоления
возникших ограничений. Для оценки этих дополнительных затрат и вводится понятие
пороговых издержек. Их размеры зависят от тех особенностей местности, на
которые указывалось выше. Варианты территориального развития города можно
представить в виде пороговой кривой, что позволяет сравнивать их экономическую
эффективность. Если затраты возрастают особенно сильно и высота «порога»
становится весьма значительной, возникает критический порог. Он не исключает
дальнейшего роста города, а лишь указывает на то, что необходимо сменить
тактику градостроительства. Возможно, что вместо расширения города понадобится
переустройство его отдельных частей: изменение их функционального профиля,
планировочной структуры, повышение плотности застройки.
Таким образом,
пороговый анализ позволяет оценить все приемлемые варианты расширения или
реконструкции территории города и выбрать наиболее эффективный, принимая во
внимание пороговые ограничения. Пороговому анализу не подвергаются промышленные
площадки, участки, обладающие исторической ценностью, и другие, не подлежащие
застройке. Анализируемые земли исследуются в отношении: а) особенностей
природы; б) существующей системы землепользования (при этом учитываются
необходимые при изменении землепользования издержки); в) возможного создания
необходимой инфраструктуры.
На схеме города
и его окружения земли, требующие определенных улучшений, разграничиваются
пороговыми линиями, которые показывают изменение уровня необходимых затрат.
Пороговый анализ позволяет найти наиболее целесообразные пути последовательного
освоения прилегающих к городу территорий, определить таким образом стратегию
развития города, а также установить уровень, превысив который, компактный город
превращается в рассредоточенный. Этот анализ приложим также и для сравнения
возможностей развития разных городов. Рис. 45 показывает, как возрастает
величина пороговых затрат при включении в использование определенных «порций»
градостроительных ресурсов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/