Экономические реформы в Польше

Оглавление
Введение
Глава 1. Углубление кризиса в Польше
Глава 2. Стабилизационные программы Польши
2.1 Программа реформ в 1990-1995 годов
2.2 Структурные реформы, либерализация и приватизация
2.3 Результаты «шоковой терапии»
Глава 3. Современная Польша
3.1 Национальный план развития на 2004 — 2006 гг.
3.2 Экономика Польши в 2006-2008годах
Заключение
Список использованных источников илитературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Польша была первой из стран сплановой экономикой, приступившей к реализации полноценной программыэкономических преобразований в конце 1989 года. Ухудшение экономическогоположения Польши, как и других социалистических стран, произошло в результатекраха системы централизованного планирования. Первая стабилизационная программа1990 года («План Бальцеровича») и последующие программы в основномразработало правительство Польши, и они были поддержаны парламентом. Радикальностьпольских реформ заключалась в проведении жесткой фискальной политикипосредством фиксирования валютного курса и введения прогрессивной ставкиналогообложения, которые должны были смягчить гиперинфляционные ожидания. Дополнительнок пакету мер по макроэкономической стабилизации были проведены структурныереформы, включавшие в себя либерализацию внутренней и внешней экономическойдеятельности и приватизацию государственных компаний. Польша стала первой изстран Центральной и Восточной Европы, а также стран бывшего СССР, чьяэкономическая программа была поддержана Международным валютным фондом. Рольмеждународных финансовых организаций и правительств иностранных государствсостояла в финансовой поддержке деятельности правительства Польши, направленнойна достижение оговоренных с ними целей. В целом относительный успех польскихреформ очевиден, как очевидна и необходимость дальнейших серьезных структурныхизменений в экономике, особенно в сфере государственных финансов.
Актуальность данной темыподтверждается тем, что наряду с другими радикальными экономическими реформамив разных странах существуют одновременно и неотложная необходимость исправитьситуацию в стране.
Целью данной курсовой работыявляется рассмотрение экономических реформ, проводимых в ходе мирового развитияи трансформации Польши в мировом хозяйстве, а также модернизации, итоговпроведенных реформ и перспектив дальнейшего развития стран.
Цель данной работы определила ихарактер задач:
рассмотреть причинынеобходимости проведения экономических реформ;
подвести итоги экономическихреформ Польши;
дать оценку современнойэкономики Польши.
Во введении определяется цель,характер задач и структура курсовой работы.
В первой главе объясняетсянеобходимость в составлении и реализации национальных экономических программ,так как они являются одним из наиболее действенных способов реформированияэкономики Польши.
Во второй главе освящаются итогипроведенных реформ. Одним из наиболее значительных итогов признается результатумеренного роста ВВП, улучшения показателей производительности, эффективности,издержек и соотношения качества и цен. Одной из перспектив является вступление Польшив ЕС. Это, безусловно, принесло ряд полезных результатов, например, в видепрямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к кредитным ресурсам.Однако стоит указать на возможные краткосрочные трудности. Одна из них связанас высокими финансовыми затратами на внедрение различных стандартов ЕС.
В заключении подводятся итогиданной работы.
Глава 1. Углубление кризиса в Польше
1980-1989 гг. в Польше можносчитать периодом окончательного развала экономики, краха системыцентрализованного планирования и монопартийного политического режима. В концедесятилетия стала происходить постепенная трансформация политической системы,сопровождавшаяся радикальными экономическими преобразованиями. Глубокий кризис,в котором оказалась экономика, ускорил проведение радикальных реформ.
Польша, как и другие страны сплановой экономикой, пережила экономический рост 50-60-х годов, вызванныйзначительными инвестициями в тяжелую промышленность и перемещением рабочей силыиз сельскохозяйственного сектора. Неэффективность социалистической экономики,ставшая очевидной в начале 70-х годов, а также экономический спад вынудилипольские власти запустить программу инвестирования. Однако накоплениявнутреннего капитала были недостаточны для финансирования крупномасштабныхинвестиционных проектов, поэтому приходилось привлекать инвестиционный капитализ-за рубежа. Излишки по счету движения капитала финансировались из дефицитовпо счету текущих операций и достигали 10% ВВП в 1975 г. К концу 70-х годоввнешний долг вырос с 0 до 40% ВВП.
Традиционно низкие и фактическиотрицательные в реальном выражении мировые ставки процента начиная с 1972 г. возникаливследствие депонирования на счета международных банков, функционирующих вЕвропе, доходов от продажи нефти странами-экспортерами после первого нефтяногокризиса. Расширение евродолларового рынка открыло развивающимся странам, в томчисле и Польше, доступ к кредитам. Антиинфляционные программы, осуществлявшиесяФедеральной резервной системой США, привели к тому, что мировые ставки процентарезко выросли. Так, уровень суточных депозитов США в долларовом выражении выросдо 14,28% годовых в 1979 г. с 5,08% в 1972 г. и 6,25% в 1976 г. В то же времяцены на сырьевые продукты падали, вследствие чего и произошел второй нефтянойкризис (1978-1979 гг.). Польша серьезно пострадала от роста мировых ставок,несмотря на поставку энергетических ресурсов (нефти и газа) из СССР по ценамниже мировых и значительное финансирование работ по разведке внутреннихэнергетических ресурсов, прежде всего угля. Перед августом 1982 г. Польшаоказалась в ситуации долгового кризиса, после того как Мексика отказаласьвыполнять свои обязательства.
Дефолт по долгам совпал повремени с политическими и экономическими санкциями, введенными западнымистранами в отношении Польши. В обществе происходили серьезные экономические иполитические трансформации, например, сокращение потребления и инвестиционныхрасходов, что выражалось в падении ВВП на 10% и 5% в 1981 и 1982 гг. соответственно.Рост инвестиционных и потребительских расходов в объеме 4-5% произошел только в1983-1986 гг.
Однако экономический рост не былничем подкреплен. Промышленный сектор не мог экспортировать товары вдостаточном объеме, поэтому его производство оказалось в состоянии стагнации. Темне менее, росло потребление энергетических и сырьевых материалов, чтоотражалось в росте соотношения капитал/выпуск и более энергоемком производстве.Польские власти предприняли попытки частично реформировать системуцентрализованного планирования с целью децентрализации процесса принятиярешений в сферах производства, инвестиционного планирования, внешней торговли иоплаты труда. [1] Предпринятые меры подецентрализации не способствовали восстановлению польской экономики, так как небыли созданы рыночные стимулы (ВВП вырос только на 4% в 1987 г., на 2% в 1988 г.и на 0,3% в 1989 г). Эти меры не способствовали изменению относительных цен,необходимому для устранения дефицита товаров и услуг, и только ухудшалиситуацию. Например, неконтролируемые действия в области формирования заработнойплаты привели к тому, что в начале 80-х годов и в 1987-1989 гг. произошелзначительный рост заработной платы, что по времени совпадало с возрастающимнедоверием населения к коммунистическому режиму в Польше. Рост реальнойзаработной платы был не результатом повышения производительности и избыточногоспроса, а следствием политики, проводимой государством в сфере ценообразования.Помимо этого децентрализация сопровождалась привычной бюрократической волокитойи непрозрачностью принимаемых правил, из-за чего предприятия вынуждены былиторговаться за субсидии, обменный курс и государственные контракты.
В 1988 г. коммунистический режимпредпринял последнюю попытку восстановить контроль над государственнымифинансами. Были отменены субсидии и проведена либерализация цен. Закон «Обэкономической деятельности», принятый в декабре 1988 г., разрешилосновывать частные компании, а уже в марте 1989 г. власти легализовали теневойвалютный рынок с целью извлечь выгоды из ситуации, когда происходило бегство отпольского злотого. Результатом этой политики стало распространение такогосоциального феномена, как отсутствие социальной поддержки реформ, из-за чегопроисходила индексация заработной платы и формирование спирали «заработнаяплата — цена — обменный курс». В 1989 г. эта спираль ввергла польскуюэкономику в гиперинфляцию, сопровождавшуюся ускоренным ростом индексапотребительских цен (ИПЦ) с 8% в марте до 55% в октябре и составившую по итогамгода 64,3%.
Частичные реформы, предпринятыев середине 80-х годов, ознаменовались повсеместным дефицитом, расцветом черногорынка, падением выпуска, скрытой безработицей, подавляемой инфляцией иухудшением стандартов уровня жизни. Наследие социализма, как и в других странахс централизованным планированием, обременяло польскую экономику. В численегативных последствий можно отметить сверхиндустриализацию в таких областяхтяжелой промышленности, как сталелитейная, угольная и химическая; сохранениепредприятий в государственной собственности, недостаточное развитие сферыуслуг, малых и средних предприятий; бартерные соглашения в сфере международнойторговли со странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ); гарантированныесоциальные льготы. Специфика Польши заключалась также в существовании крупногои неэффективного сельскохозяйственного сектора, направление развития которого вусловиях свободного рынка еще следовало определить.
Глава 2. Стабилизационные программы Польши2.1 Программа реформ в 1990-1995 годов
В 1980-е годы передсоциалистической Польшей встала задача реформирования экономики. Правительствоослабило контроль за деятельностью предприятий. В то же время предприятияпродолжали настаивать на выделении государством субсидий и других формподдержки. Власти, не имевшие возможности финансировать более высокий уровеньрасходов за счет налоговых поступлений, были вынуждены прибегать к эмиссии. Врезультате правительство Мазовецкого, пришедшее к власти в сентябре 1989 года,столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией.
Новое правительство состояло изтехнократов, полностью посвятивших себя формированию основ рыночной экономики вПольше. Сразу после прихода к власти правительство опубликовало меморандум спрограммой экономических реформ, который в основном был адресован МВФ. Программабыла названа по имени Л. Бальцеровича, заместителя премьер-министра и министрафинансов, а также главного автора пакета реформ, и охватывала целый спектрпроблем, для решения которых предлагала ряд краткосрочных и долгосрочных мер. Этимеры были оговорены позднее в соглашении о резервировании и соглашении орасширенном кредитовании. План Л. Бальцеровича представлял собой радикальныйподход к преобразованию плановой экономики в рыночную и по-другому называлсяеще «шоковой терапией» («shock therapy») или «большимскачком» («big bang»). Фактически он представлял собойнеортодоксальную стабилизационную программу, в которой основной упор делался нажесткую фискальную политику. Ее ключевыми элементами являлись фиксированныйобменный курс и прогрессивное налогообложение доходов, необходимое длясдерживания роста заработной платы. Фиксация курса злотого по отношению кдоллару наряду с ограничением роста номинальной заработной платы смягчалиинфляционные ожидания и рассматривались в качестве двух ключевых пунктовпрограммы.
Правительство было обеспокоенотем, что трансформация польской экономики должна была происходить в чрезвычайно«враждебных» экономических условиях. Уровень жизни достиг самойнизкой отметки за прошедшие десять лет, что стало основной причинойраспространения бедности. Ситуация характеризовалась также макроэкономическойдестабилизацией (гиперинфляция, финансовый кризис, падение производства) иэкологическим кризисом во многих частях страны.
Тремя главными элементами такойжесткой программы были:
• денежная и ценоваястабилизация;
• структурная перестройка;
• уменьшение внешнего долга ирасчет на экономическую помощь из-за рубежа.
Всех этих целей следовалодостигнуть одновременно и быстро, ибо они являлись залогом стабилизации, безкоторой, по мнению авторов программы, невозможно было рассчитывать на успешноеразвитие экономики. Радикализм и скоротечность согласовывались с цельюправительства уменьшить период болезненного «примирения» общества сжесткими и радикальными мерами. Кроме того, неудачный опыт частичных реформ в 80-хгодах лишний раз убеждал сторонников «шоковой терапии» внеобходимости ее проведения.
Меры, направленные на достижениеденежной и ценовой стабилизации, включали в себя ограничение доступаправительства и предприятий к кредитам и выравнивание относительных цен. Вкраткосрочной перспективе ожидалось, что «корректирующая инфляция» будетустранять присутствующие в экономике ценовые искажения. Предполагалосьосуществить меры как краткосрочного, так и долгосрочного характера, которыевключали в себя:
• значительное сокращениесуществующих источников роста денежного предложения, включая сокращениебюджетного дефицита, «дорогие кредиты» Центрального банка, изменениеформул индексации и усиление контроля над заработной платой;
• унификацию обменного курса (вначалепредполагавшую проведение девальвации официального обменного курса) иконвертируемость валюты;
• ликвидацию субсидирования иналоговые льготы в отношении экспортных производителей;
• резкое снижение внутреннихсубсидий и установление соответствия между внутренними и мировыми ценамипосредством унификации обменного курса;
• установление рыночныхпроцентных ставок на кредитных рынках (использование на практике положительныхреальных ставок процента);
• политику в сфере доходов,направленную на удержание уровня заработной платы ниже уровня инфляции во времяпериода сокращения субсидий и ухудшения финансового состояния предприятий;
• улучшение положения в сфересобираемости налогов;
• фундаментальную реформуналоговой системы в следующем году;
• повышение ставок оплатыжилищно-коммунальных услуг;
• конверсию обороннойпромышленности;
• ликвидацию и/или ослаблениеценового контроля. [2]
Структурная перестройка должнабыла поддержать развитие частных компаний, приватизацию значительной частигосударственных предприятий (на тот момент государственные предприятиясоставляли 90% общего числа несельскохозяйственных предприятий) и способствоватьликвидации неэффективного производства. Проект налоговой реформы предполагалсоздание благоприятных условий для развития частного сектора и рынка капитала идолжен был улучшить распределение финансовых средств. Эти цели были достигнутыпутем проведения следующих мероприятий:
• упрощения системыналогообложения и снижения предельных ставок налогообложения, как дляюридических, так и для физических лиц;
• унификации обменного курса исвободной конвертируемости;
• ликвидации импортного иэкспортного лицензирования;
• создания фондовых бирж;
• создания банковской системы спривлечением частного капитала и обеспечения условий для вхождения на рынокбанковского капитала иностранных участников;
• быстрого прохождения законов,касающихся приватизации, которые позволяли осуществлять продажу активов вразличной форме; особые права по приобретению активов были предоставлены тем,кто был, непосредственно затронут приватизацией (это было принято под влияниемпрофсоюзов), и включали различные планы приватизации для сотрудников;
• улучшения работыгосударственных предприятий, в частности путем устранения мягких бюджетныхограничений и внедрения банковских процедур при одновременном усилении ролиантимонопольных органов;
• развития инфраструктуры (телекоммуникации,защита окружающей среды, НИР, здравоохранение);
• активного привлечениямеждународного капитала.
С самого начала реформправительство сознавало, что крупномасштабное распределение рабочей силыпотребует частичной ее переквалификации и развития системы компенсационныхвыплат, необходимых для минимизации социальных издержек. Географическаямобильность капитала должна была быть улучшена посредством упорядоченияпроцедуры продажи домов, что достигалось благодаря адаптации рентных ставок крыночному уровню и введению соответствующих налогов.
Техническая и финансовая помощьтребовалась для проведения реформ и ослабления долговой нагрузки в течениеследующего года, а также для общего снижения будущих долговых обязательств. Финансоваяи техническая помощь были оговорены в соглашении о резервировании с МВФ. Заемна структурную перестройку предполагалось получить от Всемирного банка. Помощьтакже включала в себя стабилизационный заем от стран «большой семерки»и поддержку международных резервов Польши. Кроме того, польские властидекларировали курс на объединение с Европейским союзом. В течение первыхмесяцев стабилизации правительство рассматривало также вопрос о необходимостипоставок продуктов питания в форме международной помощи.
Согласованность реформ былатщательно спланирована до конца 1991 г. Первая волна реформ включала всестабилизационные мероприятия, направленные на борьбу с гиперинфляцией. Впоследующие периоды действия правительства были сконцентрированы в сфересокращения инфляции и проведения фискальных мероприятий. С самого началазапуска программы также рассматривались вопросы осуществления институциональныхизменений.
Первые достижения конца 1989 г. быливполне убедительны. Совокупный бюджетный дефицит был снижен на 30%, чтосоотносилась с величиной, предусмотренной в плане. Кредитованиенегосударственного сектора было уменьшено на 60% в реальных величинах ипримерно на такую же величину было сокращено реальное предложение денег. Ростзаработной платы был существенно ограничен (прежде всего, посредствомпрогрессивной ставки налогообложения). В реальном выражении она выросла на 10%(в сравнении с 15% в 1988 г). Благодаря быстрой девальвации польского злотогомежду курсом черного рынка и официальным был уменьшен до 40% по сравнению с 300- 400% в 80-х годах. Зарубежная помощь в форме продуктов питания также помоглаликвидировать дефицит, возникший вследствие падения производства. И, тем не менее,инфляция к концу года достигла 640%. Несмотря на это, ключевой пакет реформ,запущенный 1 января 1990г., был подкреплен созданием стабилизационного фонда вразмере 1 млрд. долл., предоставленного странами «большой семерки» дляподдержания злотого на протяжении 1990 г.2.2 Структурные реформы, либерализация иприватизация
Либерализация польской экономикиначалась летом 1989 г. Она включала, прежде всего, либерализацию цен насельскохозяйственную продукцию, что в условиях дефицита привело к гиперинфляции.Меры правительства, большинство которого составляли представители движения«Солидарность», в 1989 г. перед началом реализации стабилизационнойпрограммы включали сокращение субсидий угледобывающим предприятиям, рядапродовольственных субсидий и инвестиции в сельскохозяйственное производство.
Стабилизационный пакет 1990 г. отражалважность структурных реформ, которые проводились одновременно с основнойпрограммой. Меры по стабилизации, предпринятые в 1990 г., были направлены наустранение неэффективного распределения ресурсов, что в первый период реформбыло достигнуто за счет ценовой либерализации. Все остававшиеся под контролемцены были «отпущены», и только 3 — 5% совокупной стоимостипотребительских товаров и услуг (рентные ставки, цены на жилищно-коммунальныеуслуги и тарифы на пользование общественным транспортом) оставались под контролемгосударства. Кроме того, основные изменения коснулись цен на энергоресурсы (например,400% -ный рост цен за пользование ими для домашних хозяйств в январе 1990 г). Минимальныегарантированные цены, которые выплачивались государственными снабженческими организациямипроизводителям сельскохозяйственной продукции, были отменены.
Либерализация также охватывала иэкономическую деятельность. Новый закон «О предпринимательскойдеятельности» предполагал недискриминационное развитие государственного ичастного секторов, устранял барьеры для частных предприятий и разрешал частнуюпредпринимательскую деятельность во всех сферах экономики страны. Закон «Обиностранных инвестициях» отменял ограничения на долю акционерногокапитала, которой могли владеть иностранные инвесторы. В банковской системетакже происходили изменения. Одной из первых мер стало превращениегосударственных банков в коммерческие, что было необходимо с точки зренияпредоставления им права вести собственную независимую политику и возможностиготовиться к приватизации.
Польская программа приватизациибазировалась на концепции индивидуальных продаж предприятий (case-by-case saleof enterprises), что называлось также денежной приватизацией (capitalprivatization), поскольку основным правилом при покупке государственных активовв период проведения приватизационных тендеров была их покупка за наличные. Преимуществатакого подхода выражались в транспарентности структуры собственности, посколькутолько отраслевые инвесторы имели желание инвестировать в приватизируемыепредприятия; получении бюджетом значительных финансовых ресурсов в результатепроведенных тендеров; сокращении прямых и косвенных субсидий приватизированнымпредприятиям. В числе недостатков следует отметить достаточно продолжительнуюпроцедуру приватизации, которая длилась, как минимум, девять месяцев, ииздержки ее проведения. Кроме того, продажа государственных активов за наличныепредполагала, что сначала будут приватизированы наиболее перспективныепредприятия. Несмотря на это, приватизация продолжалась и далее, хотя масштабыее уже были незначительны.
Либерализация коснулась такжеотношений реального сектора с бюджетом. С одной стороны, большая часть субсидийгосударственным предприятиям была отменена, с другой — предприятия подверглисьболее жесткому налогообложению. Однако большие государственные предприятияпо-прежнему имели возможность использовать преференции со стороны государства,в частности, прощение части налогов. Также была либерализирована кредитнаяполитика. Так, большинство преференциальных ставок на специфичные кредитныелинии было отменено (за исключением ставок, распространяющихся нажилищно-коммунальную сферу и сельское хозяйство). Использование на практикеположительной реальной ставки процента способствовало более эффективномураспределению кредитных ресурсов. Ограничения на рост заработной платы,существовавшие во многих социалистических странах, служили в качестве одного изантиинфляционных механизмов и, начиная с 1991 г. постепенно отменялись.
Открытость экономики предполагалалиберализацию внешнеэкономических отношений. По этой причине был принят новыйзакон «Об обмене иностранной валюты», что дало возможность создаватьчастные независимые организации, которым было предоставлено право торговатьиностранной валютой и пользоваться относительно неограниченным доступом к ней. Благодаряэтому злотый стал конвертируемым. Большое количество изменений произошло такжев сфере внешней торговли. Все количественные ограничения на импорт, касающиесяконвертируемости валюты, были отменены (за некоторыми исключениями по причинамгосударственной безопасности). Импортные лицензии были либо отменены, либопроцесс их выдачи был существенно упрощен. Были введены единые таможенныетарифы с временными дополнительными налогами на некоторые группы товаров накоммерческий и индивидуальный импорт. Либерализация экспорта, прежде всего,заключалась в 50% -ном сокращении списка товаров, на которые распространялисьэкспортные квоты. Важным изменением была отмена правила обменивать всеэкспортные доходы через структуры денежной власти.
Дальнейшая либерализацияторговли была стимулирована международными соглашениями с Ассоциацией свободнойторговли в центрально-европейских странах (CEFTA) и Европейской ассоциациейсвободной торговли (EFTA) соответственно в марте и ноябре 1993 г. В то же времябыли предприняты некоторые действия противоположного свойства. В феврале 1994 г.Европейский совет одобрил дальнейшее снижение импортных пошлин и увеличениеквот. Также в июле 1993 г. Польша повысила уровень эффективности защитынекоторых конечных продуктов и товаров, произведенных в стране, снизив среднюювеличину торгового тарифа на 1% (до 11,6%). Тем не менее, некоторые факты (такие,как участившееся использование преференциальных тарифных квот на ресурсы,налога на товары, содержащие сахар, лицензирования требований к некоторым видамсельскохозяйственной продукции) вносили определенного рода искажения в процесслиберализации. [3]
Процесс либерализации не обошелстороной и сферу экспорта. В 1994 г. правительство начало рассматривать меры поего расширению. Они включали в себя налоговые льготы, преференциальные кредиты,преференциальные инвестиционные скидки, привлекательные кредитырефинансирования институтам, которые финансируют экспорт, а такженезначительную рекапитализацию (равную примерно 15 млн. долл) Корпорации пострахованию экспортных кредитов.
Развитие конкурентных отношенийпроисходило посредством расформирования нескольких крупных монополий в такихобластях, как мясоперерабатывающая промышленность, рафинирование сахара,фрахтовые перевозки, угольная и сталелитейная промышленность, продажасельскохозяйственной техники. Впоследствии был организован Антимонопольныйкомитет, наделенный полномочиями вести судебные дела в отношении нарушенийправил конкурентного поведения и осуществлять демонополизацию предприятий. В товремя как помощь МВФ была сконцентрирована в сферах, от которых зависелистабилизация экономики и осуществление некоторых институциональных изменений,Всемирный банк вместе с другими международными организациями поддерживалструктурную перестройку. Уже в феврале 1990 г. Польша получила два займа отЕвропейского банка реконструкции и развития в размере 360 млн. долл. Всемирныйбанк в начале 1990 г. предоставил Польше два кредита на сумму 260 млн. долл.,которые должны были быть инвестированы в развитие промышленного иагропромышленного комплексов. Общее финансирование по шести проектам (семьзаймов) в 1990 г. составило 1081 млн. долл., в частности направленных наинституциональные преобразования в сфере развития государственногожелезнодорожного транспорта, добычи природного газа, а также на консервациювнутренних энергоресурсов и сохранение окружающей среды. В целом наосуществление структурных преобразований было израсходовано 300 млн. долл. иззайма, одобренного в июле 1990 г. В 1990 г. Международная финансовая корпорация(IFC) также выделила из своих средств более 60 млн. долл. Кроме того, Всемирныйбанк одобрил заем на перестройку промышленного и финансового секторов, средстваиз которого направлялись на рекапитализацию и приватизацию коммерческих банков,находящихся в собственности государства. К 31 января 1994 г. Всемирный банкодобрил займы на общую сумму 3,6 млрд. долл.2.3 Результаты «шоковой терапии»
В 1990 году, вначалефункционирования нового правительства, министр Бальцерович поручил пятинезависимым институтам проведение исследований, целью которых была объективнаяоценка состояния польской экономики. Эксперты пришли к выводу, что заметныйэкономический рост, достигнутый в предыдущие годы, является результатомгипертрофированного увеличения объемов потребления, главной причиной которогоявляется необоснованное повышение заработной платы в сочетании с бесконтрольнойдеятельностью коммерческих банков на внутреннем рынке. Частично виновата в этомбыла также остающаяся у поляков привычка к бедности.
По мнению экспертов, к факторам угрожающимэкономической стабильности можно было причислить также ускорение ростапотребления по сравнению с ростом объема ВНП. Эксперты также отметили, чтообъем денежной массы продолжает расти несмотря на принятые Национальным Банкоммеры по ограничению процентных ставок, весьма скромный рост капитальных затрати низкий уровень внешнеторгового дефицита. Существующая тенденция обозначаетриск валютного кризиса, который имел место в Мексике, Юго-Восточной Азии иЧешской Республике.
Меры, введенные польским правительствомс целью «охлаждения» потребительского бума и ограничения текущегодефицита, были весьма позитивно приняты экспертами ООН и ОБСЕ (данные «EconomicForecasts» изданный ООН и ОБСЕ в декабре 1997 года). В соответствии сэтими прогнозами, после резкого повышения объема потребления в 1996 и 1997 гг.(соответственно 8,6% и 6,6%), в 1998 году величина эта составит 4,5 — 5% (бюджетпредусматривает 4,2%), а в 1999 году достигнет безопасного значения 3,7%. Изпредставленных данных следует, что недосформированный кабинет должен посвящатьбольше усилий обузданию потребительских страстей с помощью реструктуризацииэкономики (монетарной политики). Реализация такой политики не представляетсложности, хотя может вызвать временное замедление роста ВНП.
Валовый Национальный Продукт. С1992 года наблюдается ежегодный рост Валового внутреннего продукта. В 1992 годуон составил 2,6%, к 1995 году вырос до 7,0%, после 1998 года снова началснижаться, достигнув к 2000 году отметки в 4,0%, в 2001 упал до 1,0%, а затем снованачал расти, преодолев в 2003 отметку 3,7% (приложение 1).
Инфляция. Польша переживалапериод высокой инфляции в 1989 и 1990 годах. Либерализация цен освободилаогромную денежную лавину, накопленную при предыдущем режиме, которая обрушиласьна денежный рынок. С 1 февраля 1988 года цены на основные продукты питанияповысились в среднем на 30%, квартплата и коммунальные услуги — на 50%. Однакосуровые антиинфляционные меры, включая резкое увеличение процентных ставок,повышенное налогообложение прироста фонда заработной платы постепенно привели кснижению уровня продолжала оставаться относительно жесткой и в последующиегоды, несмотря на призывы к проведению более решительной политики в областиподъема экономики. В результате годовые темпы роста инфляции постепенноснизились с 70% в 1991 году до 28% в 1995, 10% в 2000 и 1,7% в 2003.
Безработица. В социалистическойПольше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1миллиона человек или 6,3% экономически активного населения страны.
К 1993 году безработицасоставляла уже 18%, затем она начала снижаться, и к 1997 году достигла 12%.
Однако затем начинаетсяэкономический спад и новая реформа, направленная на повышениеконкурентоспособности предприятий и повышение производительности труда. Врезультате безработица снова растет, и к 2002 году достигает 20%.
3,2 миллиона поляков не имеютработы. Из них более половины не могут устроиться на работу больше года. Большуюгруппу безработных составляют выпускники ВУЗов (приложение 2).
Средняя зарплата. Официальносредняя зарплата составляет 2201 злотых (около 570 долларов). Самые высокиесредние заработки — 3816 злотых — в горнодобывающих отраслях.
Однако, многие поляки сегодня немогут найти работу с заработком более 1000 злотых (260 долларов), что дляПольши, учитывая стоимость жизни, совсем не много.
Международная торговля. Ростмеждународного торгового оборота сыграл большую роль в процессе оздоровленияпольской экономики. В период между 1992 и концом 1997 года экспорт возрос почтина 53% и, в пересчете на доллары США, составил 24,4 миллиарда. За это времяимпорт вырос на 50%, достигая величины 34,4 миллиардов долларов США. Торговыйдефицит увеличился с 1,8 миллиарда долларов в 1994 году до десяти миллиардов в1996. В 1997 году дефицит также существенно возрос из-за повышения уровнявнутреннего потребления и инвестиций, стимулирующих импорт, а также из-заамортизации обменного курса и медленного роста экспорта в ключевых экспортныхобластях (приложение 3).
Зарубежные инвестиции. Объемпрямых зарубежных инвестиций возрос с 4,3 миллиардов долларов США в конце 1994года до 20,6 миллиардов долларов в конце июня 1997. Наибольший удельный весимеют инвестиции США около 23,1%, немецкие инвестиции составляют 13%,транснациональные корпорации вложили 11,3% общей суммы, Италия — 10,2%, Франция- 8,4% (приложение 4). В основном иностранный капитал направляется впромышленное производство; 3 миллиарда долларов было направлено в производствопродуктов питания, напитков и табачную промышленность.
Внешняя задолженность. Десятилетиянеэффективного управления экономикой коммунистическими режимами наградилиПольшу значительной внешней задолженностью. Долговое бремя было немногооблегчено благодаря двум соглашениям. В марте 1991 года Парижский клубкредиторов согласился списать 50% задолженности в два приема (30% в 1991 году и20% в 1994). В марте 1994 года Лондонский клуб кредиторов также был вынужденсогласиться с предложением сократить долг почти на 50%. Несмотря на это, долг вразмере 44 миллиарда долларов (на 2003 год) по-прежнему лежал тяжелым бременемна польской экономике.
На пути в Евросоюз. Последовательноевнедрение экономических реформ, успехи процессов реструктуризации, а такжеположительные макроэкономические показатели, достигнутые в результате целенаправленнойэкономической политики, осуществляемой государством, помогли Польше избежатькризисов, переживаемых многими странами мира. Благодаря этому Польша все чащевоспринимается в мире как страна успеха. Это мнение нашло свое отражение и воценках, выдаваемых международными экономическими организациями и финансовымиинститутами, и в мировой экономической публицистике.
Процессы преобразованияэкономики, расширяющейся либерализации и широкого внедрения рыночных механизмовсопровождались в Польше также существенными изменениями во внешнеэкономическойполитике. Осуществлен ряд изменений в торговой политике, результатом которыхбыла значительная либерализация товарооборота в соответствии с принципамиВсемирной Торговой Организации. Изменения во внешнеэкономической политикеПольши отразились также на главных направлениях экономического сотрудничества иторговли.
Стратегической целью этойполитики стало членство Польши в Европейском союзе. Польша реализуетЕвропейский договор от 1 февраля 1994 года, устанавливающий ассоциацию Польши сЕвропейскими сообществами. Страны ЕС являются главными торговыми партнерамиПольши, на их долю приходилось в 2000 году 70% всего польского экспорта и 62%импорта. Продолжается процесс приспособления польской экономики структурамЕвропейского Союза, и перспектива вступления Польши в ЕС становится все болеереальной. Системные изменения, свободный выход польских товаров на мировойрынок и повышение их конкурентоспособности стимулировали рост внешнеторговогооборота Польши за последние годы. Экономические отношения Польши с большинствомстран Центральной и Восточной Европы основаны на соглашениях о свободнойторговле.
Оценивая результаты, достигнутыев польской экономике в период 1999-2000 годов, следует обратить внимание насохраняющуюся тенденцию экономического роста в пределах 5% (ВВП) по отношению кпредыдущему периоду. Снизился также уровень годовой инфляции, который по даннымдостиг 9,5%. Однако, ее уровень выше предсказываемого в начале 2000 года (менее7%). Особенно возрос объем реализованной промышленной продукции (около 9% посравнению с 1999 годом), главным образом за счет улучшения конъюнктурыперерабатывающей промышленности, а также жилищного строительства. Во всемобъеме промышленного производства выросло значение отраслей, относящихся кносителям технического прогресса. Увеличилось количество квартир, сданных вэксплуатацию.
В области сельского хозяйстваследует отметить повышение закупочных цен на основные зерновые культуры,убойный скот, а также коровье молоко. Одновременно наблюдалось снижениезакупочных цен на картофель и птицу. В целом за 2000 год вырос объем розничнойпродажи товаров. Возросла также реальная начисленная месячная зарплата впроизводственном секторе. Заметно увеличилась выручка с экспорта, по сравнениюс расходами на импорт. Следовательно, уменьшился дефицит торгового балансастраны.
Однако за это период отмеченодальнейшее снижение занятости в производственном секторе, в том числе впромышленности. Увеличилось число зарегистрированных безработных. В конце 2000года уровень безработицы превысил 14%. Несмотря на усилия правительства в 2001году не удается снизить этот важный для экономики страны показатель ввидунедостаточного предложения рабочих мест. В этой связи Польша оченьзаинтересована в инвестициях, повышающих занятость в регионах с излишкамирабочей силы, в особенности в сельскохозяйственных регионах.
Несмотря на перечисленные вышетрудности, существуют все предпосылки для того, чтобы Польша и дальшепринадлежала к числу стран с самыми высокими темпами экономического роста. Однимиз важнейших факторов этого роста будет, как и прежде, расширениевнешнеэкономического сотрудничества, и дальнейшее увеличение внешнеготоварооборота.
Глава 3. Современная Польша3.1 Национальный план развития на 2004 — 2006 гг.
Вступление Польши в Европейскийсоюз и связанные с этим новые вызовы для экономики Польши заставилиправительство подготовить Национальный план развития (НПР). Этот документ,принятый Советом Министров 11 февраля 2003 г., определялсоциально-экономическую стратегию страны в 2004-2006 гг., т.е. в первые годычленства в ЕС.
Национальный план развития давалхарактеристику социально-экономической ситуации в Польше и ее регионах накануневступления в ЕС, формулировал цели и содержал описание стратегии, нацеленной надостижение общественной, экономической и пространственной интеграции состранами и регионами Сообщества, давал приблизительную оценку результатовпланируемой интервенции государства и ее влияния на ход процессов развития,указывал направления и объемы планируемого вовлечения средств из фондов ЕС (структурныхи Фонда сплочения — cohesion fund), а также определял способ координации иосвоения средств структурной помощи.
Стратегической целью НПР являлосьразвитие конкурентоспособности экономики, опирающейся на знания ипредприимчивость, способной к долговременному, гармоничному развитию,обеспечивающей рост занятости населения и улучшение общественной, экономическойи пространственной интеграции с Европейским союзом на региональном инациональном уровнях.
Реализация стратегической целиосуществлялась поэтапно, путем достижения промежуточных целей, которые былиответом на вызовы глобальной конкуренции, перед лицом которых Польша стоялавместе с другими странами ЕС. Промежуточные цели определялись исходя из анализаслабых и сильных сторон польской экономики, а также шансов и опасностей,стоящих перед ней. На период 2004 — 2006 гг. в НПР формулируется пять такихпромежуточных целей:
1. Достижение и сохранение вдолговременной перспективе высокого роста ВВП (до 6% в 2006 г). Реализация этойзадачи требовала сохранения макроэкономического равновесия и финансовойстабилизации, упрочения тенденции к снижению инфляции и сокращению дефицитабюджета, продолжения процесса приватизации, ограничения административных иправовых барьеров в развитии предпринимательства и ведении хозяйственнойдеятельности, а также направления государственной помощи на поддержку наиболееэффективных и конкурентоспособных фирм.
2. Повышение уровня занятости иобразования: уровень безработицы, по прогнозам BAEL (исследование экономическойактивности населения) должен был сократиться с 19,9% в 2001 г. до 15% в 2006 г.Должна повыситься степень охвата образованием на уровне средней и высшей школы- до 72% и 13% соответственно.
Реализация этой задачи требовалавнедрения механизмов снижения производственных издержек, устраненияадминистративных и институциональных барьеров, увеличения гибкости,территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы (особенно сельскогонаселения), а также концентрации социальной политики на наиболее Динамичныхгруппах действующих и потенциальных работников.
3. Включение Польши вевропейскую сеть транспортной и информационной инфраструктуры посредством динамичногорасширения сети автострад и скоростных дорог, модернизации железных дорог, атакже трехкратное увеличение доступа к Интернету.
Реализация этой задачи требовалаосуществления мер правового и институционального характера, состоящих вупрощении правил инвестирования в инфраструктуру, в ограничении негативноговлияния на окружающую среду и принятии беспрецедентной инвестиционной программы(дороги, железнодорожный транспорт, порты, информационные сети, и т.д.),нацеленной на включение Польши в систему европейской экономики.
4. Интенсификация процессаувеличения в структуре экономики доли секторов с высокой добавленной стоимостьюи развитие технологий информационного общества: до 2006 г. предусматривалаувеличение доли работающих в секторе услуг на 1,6 проц. пункта и рост расходовна НИОКР до 1,5% ВВП.
Реализация этой задачи требовалапродолжения процессов реструктуризации и эффективной поддержки занятости. Предусматривалось,в частности, ограничение занятости в сельском хозяйстве и ее рост в сфере услуг(в т. ч. в туристических), а также увеличение доли секторов с высокойпродуктивностью и производительностью труда (в частности, строительства) всоздании ВВП и реструктуризация традиционных отраслей промышленности.
Для реализации этой задачипотребовалось увеличить расходы на НИОКР, особенно в тех областях, где ихрезультаты могут быть использованы непосредственно для повышения динамикиразвития предприятий, а в более длительной перспективе — для созданияфундамента новой экономики путем развития технологий информационного общества. Этобыла одна из основ интенсификации процесса структурных изменений и обеспеченияконкурентоспособности польской экономики.
5. Поддержка участвующих впроцессах развития и модернизации изо всех регионов и социальных групп. Она состоялав постепенном сокращении межрегиональных различий как в уровне безработицы, таки в производстве ВВП на одного жителя.
Достижение этой цели требовалопротиводействия растущей диспропорции между отдельными регионами иобщественными группами. Это связано как с необходимостью координации мер,направленных на развитие на региональном уровне и проведением государствомактивной и комплексной региональной политики, так и с поощрениемпрофессиональной и общественной интеграции групп, стоящих перед угрозой социальнойдеградации.
Политика преодоления слабыхсторон польской экономики и достижения стратегических целей должна былаопираться на эффективное использование шансов, вытекающих из членства вЕвропейском союзе, создание благоприятных макроэкономических условий при помощисоответствующей фискальной и денежной политики, правового регулирования, атакже на правильное определение направлений вмешательства государства в ходпроцессов развития.
Реализацию вышеуказанныхпромежуточных целей следует рассматривать комплексно и взаимосвязано. Достижениекаждой из них было обусловлено прогрессом в осуществлении других промежуточныхцелей. Финансовые средства, предназначенные для поддержки намеченных в НПРцелей шли из бюджета Европейского союза (структурные фонды и Фонд сплочения), атакже из отечественных источников (государственного бюджета, бюджетов органовтерриториального самоуправления, целевых фондов). Основой и принципом ихрасходования была экономическая эффективность, а также предварительный анализ,доказывающий положительное влияние проекта на достижение намеченных целей. Одновременнореализация НПР была подчинена принципам политики общественно-экономическойгармонизации в рамках ЕС, т.е.:
• принципу концентрацииинтервенционной деятельности на ограниченном числе проектов, согласно степениважности поставленных задач;
• принципу координации политикиотдельных секторов и региональной политики в целом, а также теми мерами врамках НПР, которые не финансируются из структурных фондов;
• принципу «дополняемости»,который означает, что средства ЕС будут не заменять, а дополнятьгосударственные субсидии;
• принципу партнерства,основанному на обеспечении равных возможностей и широком участиизаинтересованных институтов и организаций на всех этапах реализации НПР.
Расходы, осуществляемые в рамкахНПР, касались прежде всего:
• предприятий (преимущественномалых и средних);
• инфраструктуры (прежде всеготранспортной и защиты окружающей среды);
• человеческих ресурсов (в т. ч.образования и активной политики на рынке труда).
Национальный план развития на2004-2006 гг. внедрялся в рамках семи операционных программ — пяти программ дляотдельных секторов (повышение конкурентоспособности экономики, развитиечеловеческих ресурсов, реструктуризация и модернизация продовольственногосектора, а также развитие сельской местности, рыболовство и переработка рыбы,морское хозяйство), интегрированной операционной программы региональногоразвития, а также программы технической помощи. Финансовые средства,предназначенные на осуществление этих программ — с разбивкой на средства изструктурных фондов ЕС и из собственных источников — были представлены в пунктеШ.4. В структуре финансирования акцент делался на развитие регионов,конкурентоспособность экономики, а также развитие человеческих ресурсов исельской местности. [4]3.2 Экономика Польши в 2006-2008 годах
Экономика Польши с 2006 годуросла более высокими темпами, чем от нее ожидали. По данным польского бюростатистики, в прошлом году ВВП вырос на 5,8% — значительный подъем по сравнениюс показателем 2007 года (3,5%). Результат оказался более высоким, чемконсенсус-прогнозы. Так, опрос 15 экономистов агентством Bloomberg еще воктябре предсказывал рост всего в 5,6%.
Подъем с 2006 году выглядитособенно впечатляющим на фоне низких темпов роста (всего 1,3%) в началенынешнего десятилетия.
Ускорение роста стало возможнымза счет роста экспорта, благодаря чему компании смогли нанять больше персонала.По предварительным данным, в 2006 году экспорт (включая экспорт услуг) вырос на16%, опередив рост импорта (13%). Одновременно с этим произошло снижениепроцентных ставок, что позволило компаниям привлекать больше кредитов дляинвестиций. «Рост оказался более высоким благодаря хорошим показателямпоследнего квартала, во время которого внутренний рынок рос из-за роста зарплати снижения инфляции», — отметил в своем отчете о состоянии польскойэкономики Аркадиуш Кшесняк, главный экономист офиса Deutsche Bank в Варшаве.
Вступление Польши в Евросоюз в2004 году повысило спрос на польские товары, благодаря чему компании смоглинанимать больше персонала и повышать зарплаты. Вступление в ЕС поддержаловысокий уровень прямых иностранных инвестиций. В 2005 году в Польшу было инвестировано6,7 млрд. долларов, в 2006−м — 9,4 млрд. долларов, в 2007 — м — 11,8 млрд.долларов. За последние семь лет накопленные прямые иностранные инвестициисоставили 51,5 млрд. долларов — 1 350 долларов на душу населения. Несмотря наэкономический рост и повышение зарплат, в Польше сохраняется самая высокая в ЕСбезработица. Благодаря росту и отъезду сотен тысяч поляков на работу вБританию, Ирландию и другие страны ЕС, безработица в 2007 году составила 15%.
Хотя этот показатель удалосьсократить с уровня 20% в 2003 году, большинство экономистов полагают, чтоПольше потребуются годы высоких темпов роста, прежде чем безработица снизитсядо среднего по ЕС показателя. В 2009 году экономический рост в Польше ожидаетсявсего 4,1% ВПП.
Заключение
В 1989 г. Польша запустилапрограмму радикальных реформ с расчетом, что она будет поддержанамеждународными финансовыми организациями и правительствами развитых стран. Стабилизационныйфонд злотого, пополненный в результате двух первых программ МВФ (соглашения орезервировании и расширенном кредитовании), являлся базой для достижениямакроэкономической стабилизации. Относительный успех первых реформ дал поводначать переговоры с Парижским клубом о списании части долга, что, в своюочередь, было беспрецедентно и могло считаться выражением доверия польскимвластям. Все это позволило добиться снижения долга в 1994 г., когдакоммерческие кредиторы были уверены в успехе польских реформ и финансовойустойчивости ее экономики, что для них являлось залогом выплат по новому долгу,определенному в результате переговоров.
Политика экономических реформ вПольше была направлена на преобразование плановой экономики в рыночную, чтонашло отражение в первом Меморандуме польских реформаторов. Вопросы, рассмотренныев этом документе, были адресованы, прежде всего, МВФ и служили базой длязаключения последующих соглашений о резервировании и расширенном кредитовании.
Польские реформы решали триосновные задачи. Поскольку Польша боролась в 1989 г. с гиперинфляцией, «ПланБальцеровича» предполагал достижение денежной и ценовой стабилизации вкачестве главного ориентира краткосрочных мер. После этого считалась возможнойглубокая долгосрочная структурная перестройка. Третья задача сводилась кполучению международной экономической помощи и уменьшению размеров внешнегодолга, что было необходимо для облегчения перехода к рынку и выходу Польши намеждународные финансовые рынки.
Денежная и ценовая стабилизациябыла необходима для контроля над гиперинфляцией. Она должна была способствоватьсозданию эффективных денежных рынков и выравниванию относительных рыночных цен.Жесткие меры, предпринятые в области денежного регулирования, такие, какфиксированный и унифицированный обменный курс злотого по отношению к доллару,ограничение роста номинальной заработной платы и доступа предприятий к кредитамправительства (элементы жесткой фискальной политики), служили в качествеантиинфляционного якоря. Значительная либерализация цен и быстрое уменьшениеобъема внутренних субсидий, сопровождавшееся скачком инфляции в первые месяцыреформ, позволили существенно нивелировать ценовые диспропорции в экономике. Введениеположительной реальной ставки процента, устанавливаемой под действием спроса ипредложения, было первым шагом по созданию в Польше эффективного денежногорынка.
Структурная перестройказатрагивала три основных процесса: либерализацию; существенное расширениечастного сектора; формирование институтов рыночной экономики и развитиеинфраструктуры.
Либерализация предполагала:
• в сфере торговли — ликвидациюимпортного и экспортного лицензирования, унификацию обменного курса и свободнуюконвертируемость валют, устранение или ослабление ценового контроля заисключением продовольственных товаров и услуг;
• в сфере бизнеса — упрощениеналоговой системы и снижение предельных ставок налогообложения для юридическихи физических лиц, недискриминационное отношение ко всем экономическим агентам,выражавшееся, в частности, в отмене мягких бюджетных ограничений дляпредприятий общественного сектора, более эффективном применении процедурыбанкротства, а также устранении барьеров входа и выхода.
Расширения частного секторапредполагалось достичь посредством: • предоставления различного рода поддержкисоздающимся и развивающимся частным компаниям;
• быстрой приватизации;
• создания частной банковскойсистемы и условий для привлечения международного банковского капитала.
Формирование рыночных институтови развитие рыночной инфраструктуры были необходимы для осуществленияэффективной поддержки рыночных реформ и включали:
• создание частных фондовых биржи антимонопольных органов;
• развитие системы социальногострахования и рынка недвижимости (с помощью этих мер создавались болееблагоприятные условия для мобильности труда);
• перераспределение ресурсов из тяжелойпромышленности в сферу услуг, производство потребительских товаров игражданское строительство.
Действия, предпринятые в рамкахрешения третьей основной задачи — получения международной экономической помощии уменьшения размера внешнего долга, предполагали более тесное сотрудничество смеждународными организациями по таким направлениям, как подготовка и реализацияреформ (техническая и финансовая помощь), наряду с ведением переговоров спольскими кредиторами в отношении понижения суммы внешнего долга.
Успех польских реформ 1990-1995гг. был результатом радикального подхода со стороны правительства к минимизациисоциальных издержек, возникающих во время перехода к рыночной экономике, иширокой политической (и социальной) поддержки со стороны Европейскогосообщества. Независимо от политических событий и частых смен кабинета в 1990-1995гг. правительство всегда имело поддержку большинства парламента. В то же времясо стороны правительства не было намерения пересматривать общий ход реформ. Этопозволяло говорить, что сотрудничество с МВФ носило в основном экономический, ане политический характер. Аналогичным образом кооперация с другими финансовымиинститутами, такими, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции иразвития, происходила в направлении проведения реформ, намеченных польскимправительством. Все это давало МВФ основания для предоставления Польшеподдержки, прежде всего по причине готовности польского правительства и всегообщества в целом проводить экономические преобразования.
Список использованных источников и литературы
1.   Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие.4-еизд. перераб. и доп. // СПб.: Маркетинг., 1999. — с.189.
2.   Ломакин В.К. Мировая экономика / ЮНИТИ, 2008. — с.671.
3.   Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник.2-ое изд. // СПб.: ИздательствоМихайлова В.А., 2001. — с.492.
4.   Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мироваяэкономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношенияна современном этапе». — М.: Юриспруденция, 1999. — 160 с.
5.   Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики: Учебное пособие длявузов.2-е изд., перераб. и доп. // Издательство: КноРус, 2009. — с.416.
6.   Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Чеников, Д.А. Черникова.- М.: Дрофа, 2003. — с.432.
7.   А. Бессуднов «Лешек Бальцерович: „Шоковая терапия“ банковскойсистемы невозможна» / журнал Эксперт, Северо-Запад — № 39 (100) — 21.10 2002.- с.45-47.
8.    Dabrowski M. Polityka gospodarcza okresu transformacji / PWN. — Warsaw,1995.
9.    Memorandum on Economic Reform Program / IMF. — S. l., Sept.23, 1989.
10. Poland — Requestfor Stand-By Arrangement / IMF. — S. l., Dec.22, 1989. — (Letter of Intent).
11. Poland — Requestfor Extended Fund Facility / IMF. — S. l., Apr.23, 1991. — (Letter of Intent).
12. Poland — Requestfor Stand-By Arrangement / IMF. — S. l., July 15, 1994. — (Letter of Intent).
13. Republicof Poland — Staff Report for the 1989/IMF. — S. l., Jan.18, 1990. — Art.4Consultation.
14. Republicof Poland — Staff Report for the 1991/IMF. — S. l., Apr.4, 1991. — Art.4Consultation.5.8. Republic of Poland — Staff Report for the 1992/IMF. — S. l.,July 9, 1992. — Art.4 Consultation.
15. Republicof Poland — Staff Report for the 1994/IMF. — S. l., March 11, 1994. — Art.4Consultation.
Приложение 1
Таблица 1. Структураи динамика валового национального продукта (ВНП) /> 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 ВНП, в том числе: 107,0 106,8 104,8 104,1 104,0 101,0 Добавочная стоимость брутто, в том числе: 106,7 105,3 106,4 104,7 103,7 103,7 100,8 Сельское хозяйство, охотничий промысел, лесопромышленность 110,4 102,4 101,1 105,9 99,4 91,8 92,3 Промышленность 110,4 107,6 110,3 104,3 103,0 106,5 99,4 Горная промышленность 101,5 104,7 95,7 89,2 98,4 101,7 95,3 Перерабатывающая промышленность 113,7 108,8 114,4 107,5 104,2 107,0 99,2 Снабжение газом, водой и электроэнергией 102,1 103,5 100,6 98,8 98,5 106,7 104,2 Строительство 105,8 102,8 113,6 109,3 103,5 100,0 92,4 Услуги в том числе: 105,0 106,0 104,3 105,0 106,3 104,1 103,2 Рыночные услуги 104,4 105,2 104,4 104,8 106,3 104,2 103,9 Торговля 105,0 106,1 108,1 105,0 107,1 103,9 104,7 Транспорт, и связь 102,3 105,4 105,6 106,3 110,5 103,2 99,2 Обслуживание фирм и недвижимости; наука 105,8 100,9 99,3 103,4 97,4 104,6 100,7
Приложение 2
Таблица 2. Уровеньбезработицы в 1990-2004 годах (зарегистрированная безработица) I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII 1990 0,3 0,8 1,5 1,9 2,4 3,1 3,8 4,5 5,0 5,5 5,9 6,5 1991 6,6 6,8 7,1 7,3 7,7 8,4 9,4 9,8 10,5 10,8 11,1 12,2 1992 12,1 12,4 12,1 12,2 12,3 12,6 13,1 13,4 13,6 13,5 13,5 14,3 1993 14,2 14,4 14,4 14,4 14,3 14,8 15,4 15,4 15,4 15,3 15,5 16,4 1994 16,7 16,8 16,7 16,4 16,2 16,6 16,9 16,8 16,5 16,2 16,1 16,0 1995 16,1 15,9 15,5 15,2 14,8 15,2 15,3 15,2 15,0 14,7 14,7 14,9 1996 15,4 15,5 15,4 15,1 14,7 14,3 14,1 13,8 13,5 13,2 13,3 13,2 1997 13,1 13,0 12,6 12,1 11,7 11,6 11,3 11,0 10,6 10,3 10,3 10,3 1998 10,7 10,6 10,4 10,0 9,7 9,6 9,6 9,5 9,6 9,7 9,9 10,4 1999 11,4 11,9 12,0 11,8 11,6 11,6 11,8 11,9 12,1 12,2 12,5 13,1 2000 13,7 14,0 14,0 13,8 13,6 13,6 13,8 13,9 14,0 14,1 14,5 15,1 2001 15,7 15.9 10,1 16,0 15,9 15,9 16,0 16,2 16,3 16,4 16,8 17,4 2002 18,1 18,2 18,2 17,9 17,3 17,4 17,5 17,5 17,6 17,5 17,8 18,1 2003 18,7 18,8 18,7 18,4 17,9 17,7 17,7 17,6 17,5 17,4 17,6 18,0 2004 20,6 20,6 20,5 19,9 19,5 19,4 19,3 19,1 18,9 18,7 18,7 18,7
Приложение 3
Таблица 3. Внешний товарооборотпо данным NBP в 1991 — 2002 годахГод в млн USD
Динамика
предыдущий год =100 Экспорт Импорт Сальдо Экспорт Импорт 1991 12 760 12 709 51 117,5 146,9 1992 13 997 13 485 512 109,7 106,1 1993 13 598 16 080 -2 482 97,1 119,2 1994 17 024 17 919 -895 125,2 111,4 1995 22 878 24 790 -1 912 135,0 138,3 1996 24 453 32 632 -8 179 106,8 131,6 1997 27 229 38 549 -11 320 111,3 118,1 1998 30 122 43 842 -13 720 110,6 113,7 1999 26 347 40 727 -14 380 87,5 92,9 2000 28 256 41 424 -13 168 107,2 101,7 2001 30 275 41 950 -11 675 107,1 101,3 2002 32 945 43 297 -10 352 108,9 103,2
Приложение 4
Таблица 4. Прямыеиностранные инвестиции в Польше по странам происхождения капитала на 31.12.2004(в млн. USD) № пп. Страна Капиталовложения Инвестиционный план Число инвесторов Сумма Участие в% 1 Франция 10.220,8 19,2 1.707,8 87 2 США 7.806,0 14,7 1.916,8 125 3 Германия 7.138,3 13,5 1.201,2 207 4 Голландия 4.584,6 8,6 518,3 74 5 Италия 3.501,4 6,6 1.163,4 61 6 Великобритания 2.667,0 5,0 290,9 40 7 Международные Организации 2.465,7 4,6 763,5 18 8 Швеция 2.312,1 4,3 350,5 57 9 Корея 1.618,7 3,0 20,0 4 10 Россия 1.286,4 2,4 2 11 Бельгия 1.162,1 2,2 71,8 22 12 Ирландия 1.041,2 2,0 1,5 3 13 Дания 915,0 1,7 180,9 38 14 Кипр 914,8 1,7 0,0 2 15 Швейцария 904,8 1,7 320,7 22 16 Aвстрия 818,8 1,5 80,8 8,8 17 Норвегия 546,3 1,0 173,9 15 18 Япония 517,5 1,0 111,0 12 19 Греция 501,5 0,9 4,0 2 20 Португалия 493,1 0,9 66,6 4 21 Финляндия 424,1 0,8 50,8 18 22 Испания 380,2 0,7 0,0 9 23 Kанада 250,2 0,5 37,4 13 24 Хорватия 173,0 0,3 16,0 2 25 Турция 100,1 0,2 58,0 4 26 Другие 408,5 1,0 410,5 27 Всего инвестиций более 1 млн. USD 53.152,2 100,0 9.817,3 906 Оценочные инвестиции менее 1 млн. USD 3.681,3 Всего в Польше 56.833,5