Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике

РЕФЕРАТ
по курсу «Природопользование»
по теме: «Экономический механизмприродопользования в условиях перехода к рыночной экономике»

1. Основные положенияи сущность экономического механизма охраны окружающей среды
Результатом господстваадминистративно-командного хозяйствования в России явилась беспрецедентная дляэкономически развитых стран напряженность экологической обстановки. Занявведущее место в мире по масштабам эксплуатации природных ресурсов и нарушениюсреды обитания (добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, водопотребление,площадь сельскохозяйственных угодий, выбросы вредных веществ в окружающую средуи т.п.), по величине дохода на душу населения наша страна оказалась далеко позадистран с развитой рыночной экономикой.
Мировой опыт показывает,что рыночные механизмы обеспечивают более благоприятный «климат» дляприродосбережения, нежели жесткое административное принуждение. Онинесовместимы с «дешевизной природных ресурсов, культивируемойадминистративно-командной системой. Законы рынка диктуют более высокий,отражающий степень их естественной ограниченности уровень цен на природныересурсы относительно цен конечной продукции. Рыночный механизм расширяетграницы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом ихдефицитности, чем и объясняются достижения стран с развитой рыночной экономикойв области снижения природоемкости общественного производства.
Вместе с темэкологические блага, и в первую очередь чистота окружающей среды, имеют важнуюособенность, предопределяющую необходимость централизованного управленияприродоохранной деятельностью. Эти блага, по сути, являются коллективнопотребляемыми: в отличие от других ресурсов они либо доступны всем, либонедоступны никому. Невозможна собственность любого вида на экологические благакак таковые, и не может существовать рынок, например, чистого воздуха, подобныйрынку нефти, автомобилей, капитала и т.д. Более того, конкурентная борьба нарынках традиционных благ заставляет предпринимателей приносить в жертвуэкологические блага, экономить на природоохранных затратах ради полученияприбыли.
Поэтому вполнезакономерно, что по мере обострения экологических проблем, начиная с 60-х гг.XX в., во всех странах с развитой рыночной экономикой стали создаваться иусиливаться централизованные административные системы управления охранойокружающей среды.
Цель новогоэкономического механизма природопользования и охраны окружающей среды — обеспечение выполнения заданий долгосрочной Государственной экологическойпрограммы с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов путемсоздания максимально благоприятного «экономического климата» дляприродоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий на основедостижений НТП. Для выполнения этой цели необходимо решение следующих задач:
четкое разграничениеисточников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережениюприродных ресурсов между предприятиями и централизованными (местными,областными и республиканскими) источниками, обеспечение надежности идостаточности этих источников в рыночных условиях хозяйствования;
формирование рынкаэкологических услуг, в рамках которого должно быть обеспечено финансирование икредитование мероприятий по оздоровлению окружающей среды, воспроизводству иулучшению природных ресурсов за счет средств предприятий-природопользователей,специализированных предприятий и организаций геологоразведки, лесногохозяйства, мелиорации и т.п., а также банковских кредитов;
создание системы платежейза природные ресурсы и экологических налогов, стимулирующей оздоровлениеэкологической обстановки, воспроизводство и рациональное использованиеприродных богатств, социально справедливое и экономически эффективноераспределение рентных доходов от этих ресурсов. Ведущим звеном в системеэкономических регуляторов природопользования в условиях рыночногохозяйствования должны стать платежи за природные ресурсы.
В основу экологическойэкономики входят как постоянно действующие институты, так и новая совокупностьпризнаков, возникшая на базе перехода к рыночным отношениям.
Постоянно действующиеинституты: природные кадастры; меры по материально-техническому и финансовомуобеспечению; платежи за использование природных ресурсов; платежи зазагрязнение окружающей природной среды; льготы по кредитованию,налогообложению; освобождение от обложения налогами.
К новым экономическимстимулам относятся: экологическое страхование, установление повышенных нормамортизации основных природоохранных производственных фондов, введениепоощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологическинеблагоприятную, формирование банка экологических услуг, совершенствованиедоговорных отношений, где видное место занимает экономический механизмрегулирования — договоры на комплексное природопользование, аренду, передачу ипостоянное использование объектов, охрану памятников природы и т.д.
2. Источникифинансирования природоохранных мероприятий
Основными источникамифинансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являютсябюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов,областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятсяФедеральный и территориальный экологические фонды, собственные средствапредприятий.
Анализ действующихправовых документов, в той или иной мере отражающих проблему финансированияприродоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системыРоссийской Федерации активную роль начинает играть сфера природопользования иохраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляютсясоответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природнымиресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной частисредства, согласно законодательным актам Российской Федерации, предполагаетсяцелевым назначением использовать на финансирование природоохраннойдеятельности.
Средства в региональный иместный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраныприроды. Законодательством Российской Федерации также установлено, что избюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации,субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестированиеприродоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ «Осубвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям,автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу» для реализации инвестиционныхэкологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенцийиз федерального бюджета и внебюджетных фондов.
3. Платежи заиспользование природных ресурсов
Введение платежей заиспользование природных ресурсов — прямое следствие преобразованияприродоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установлениетакой платы стало возможным после отмены исключительной государственноймонополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и другихресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установленииплатежей за использование природных ресурсов ставились следующие задачи:
повышениезаинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсови земель;
повышениезаинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;
получение дополнительныхсредств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Законом РФ «Об охранеокружающей природной среды» предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:за право пользования природными ресурсами и за загрязнение окружающей природнойсреды.
Плата за использованиеприродных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты засверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты навоспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за землюпроизводится в трех формах: земельный налог, арендная плата, нормативная ценаземли.
Плата за использованиенедр имеет три формы; право на поиск и разведку месторождений полезныхископаемых и их добычу; использование недр для иных целей, не связанных сдобычей полезного сырья.
Плата за пользованиеводными объектами. Существует две формы оплаты: за право пользования воднымиобъектами и на восстановление и охрану вод.
Формы платы запользование лесными ресурсами установлены Основами лесного законодательстваРоссийской Федерации в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фондывоспроизводства, охраны и защиты леса.
Плата за пользованиерастительными ресурсами регламентируется Основами лесного законодательства РФ,правительственными постановлениями, нормативными актами Министерства природныхресурсов России. Она определяется местными органами управления и отчисляется вместный бюджет района или города.
Плата за ресурсыживотного мира предусматривается в виде разнообразной платы за пользованиеживотным миром в виде охоты, отлова животных, использование продуктов их жизнедеятельностии т. д. Другой формой платы служит арендная плата за право пользованияохотничьими угодьями. Размер платы за право пользования животным миром, включаяохоту и ловлю рыбы, определяется местными исполнительными органами совместно сорганами охоты и рыболовства. Поступающие платежи перечисляются в местныйбюджет и используются на улучшение ведения охотничьего хозяйства,воспроизводство рыбных запасов.
Плата за загрязнениеокружающей природной среды имеет три значения: компенсационное, стимулирующее иэкологическое.
Правовое регулированиеплатежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающейприродной среды» и постановлением Правительства РФ, в которых утвержден порядокопределения оплаты за загрязнение окружающей среды и ее предельные размеры.
Законом предусматриваетсятри вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределахустановленных лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных нормлибо без разрешения компетентных органов; плата за размещение отходов.
Порядок установленияплаты состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы,дифференцированных ставок, конкретных размеров платы за загрязнители.
Базовые нормативыопределяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум,электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей средыи здоровья населения.
Базовые нормативыпредставлены в двух видах — за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределахустановленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределахутвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

4. Виды особоохраняемыхприродных территорий
Одной из центральныхпроблем выживания человечества в современной биосфере является сохранениебиологического разнообразия, что недостижимо без создания особо охраняемыхприродных территорий (ООПТ). Главное место в системе особо охраняемых природныхтерриторий занимает природно-заповедный фонд. Это совокупность природныхобъектов, имеющих экологическое, правоохранительное, научное, культурноезначение, полностью или частично изъятых из хозяйственного и иногоиспользования с целью сохранения генетического фонда растений и животных,типичных или редких ландшафтов, эталонов природной среды.
Структураприродно-заповедного фонда России постоянно развивалась и совершенствовалась.Наряду с традиционными формами заповедования, столь характерными для нашейстраны, стали возникать новые формы в виде национальных природных парков,памятников живой и неживой природы. В настоящее время структура фонда РФвключает пять видов объектов: заповедники, заказники, парки, памятники природы,редкие, исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Их объединяет трипризнака: они государственные, природные и заповедные.
5. Сущность и типыособоохраняемых природных территорий
Особо охраняемыеприродные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушногопространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющиеособое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное,оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной властиполностью или частично из хозяйственного использования и для них установленрежим специальной охраны.
В России важнейшимзаконодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны ииспользования ООПТ, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природныхтерриториях», принятый Государственной Думой 15 февраля 1995 г.
В зависимости отназначения ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, амогут являться региональной или даже муниципальной собственностью.
Если заглянуть в историюохраны некоторых объектов природы, то еще Петр I издал указ о запрещенииотстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии. Однако современная система ООПТберет начало с создания в США первого в мире национального парка «Йеллоустон»(1872). В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет.Одним из первых был Баргузинский заповедник, основанный на Байкале в 1916 г. Кконцу 1998 г. в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка,около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.
Государственный природныйзаповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой территориальнойохраны природы. Он представляет собой, во-первых, территорию, полностью изъятуюиз хозяйственного использования, а во-вторых, научно-исследовательскиеучреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природныхпроцессов и явлений. В заповедниках разрешена только научная, охранная иконтрольная деятельность, а в исключительных случаях — организацияучебно-экологических маршрутов. Иногда запрещается даже уборка поваленных исухостойких деревьев, нарушающая естественное развитие природных процессов.
Из общего числа заповедниковособо выделяются биосферные, входящие в международную систему биосферныхрезерватов и осуществляющие глобальный экологический мониторинг. В России такиммеждународным статусом обладают около 20% заповедников, в том: числеПриокско-Террасный, находящийся недалеко от Москвы.
Кроме территорий,полностью закрытых для посещения, необходимо и создание территорий, доступныхдля контролируемого посещения. Мировой опыт говорит, что главное для охраныприроды сейчас — это воспитание экологически грамотных людей, особенноподрастающего поколения.
Национальный парк — этообширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров),включающих как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные дляотдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. Однимиз известных национальных парков в России является Лосиный Остров (Москва).
Памятники природы — этоотдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное иливоспитательное значение. Ими могут быть необычный родник, водопад, овраг средкими видами растений, очень старые деревья, бывшие «свидетелями» каких-либоисторических событий, например дубы в усадьбе Коломенское (Москва),сохранившиеся со времен Ивана Грозного.
Заказник — это природныйкомплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов приограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками,постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности.Например, запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к нарушениюландшафта, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьизаказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видовживотных.
Заказники и памятникиприроды хотя и играют положительную роль в деле поддержания экологическогоравновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишьсистемные природные совокупности, а не отдельные компоненты.

6. Требования корганизации особоохраняемых природных территорий
Громадное число видов и целыхэкосистем уже потеряно безвозвратно. За неполные 400 лет, в течение которыхведутся описания животного и растительного мира, полностью исчезли более 60видов млекопитающих и более 90 видов птиц, а также множество видов растений инасекомых. Для регистрации и принятия, экстренных мер по сохранению редкихвидов создаются международные и национальные Красные книги. В 1983 г. вышлопервое издание Красной книги РСФСР. В нее были занесены 65 видов и подвидовмлекопитающих, 109 видов птиц, 533 вида и подвида растений, а также многиенасекомые, рыбы и рептилии.
С образованием в 1988 г.системы природоохранных органов функция ведения Красной книги России перешла вМинприроды России. Научное обеспечение ее ведения осуществляют Российскаяакадемия наук и Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы.
В 1997 г. в Министерствеюстиции России за № 1435 было зарегистрировано второе издание Красной книгиРоссийской Федерации. По многим видам список исчезающих животных и растенийувеличился, особенно по рыбам (51) и насекомым (95). К сожалению, процесс этотбудет продолжаться. Для его остановки потребовалось бы превратить в заповедниквсю территорию Земли. Однако замедлить его, отодвигая наступлениекатастрофических для человека изменений в биосфере, вполне возможно приправильном выборе территорий, размеров и организационных форм ООПТ.
В настоящее времяорганизация заповедного дела в России получила широкое международное признание.На конец XX в. 21 заповедник России имел международный статус биосферногорезервата ЮНЕСКО, 5 находилось под юрисдикцией международной Конвенции обохране всемирного культурного наследия, 2 получили дипломы Совета Европы.Однако, если взять прошлые годы, государственные природные заповедники жили унас в бедности, а в условиях современного экологического кризиса уровень ихфинансирования снизился более чем в 20 раз.
Очень большую опасностьпредставляет хозяйственное освоение прежде заповедных территорий по решениюместных властей. Все это требует принятия неотложных мер, прежде всего,экономических, для предотвращения развала существующей системы ООПТ в России.
7. Ответственность занарушение режима особо охраняемых природных территорий
Исходя из общего понятияэколого-правового нарушения, можно сказать, что экологическое правонарушениевыражается в совершении виновными противоправных действий, нарушающихэкологическое законодательство и причиняющих вред (или создающих угрозутакового) особо охраняемой природной территории или природному объекту.
В числе экологическихправонарушений законодательство предусматривает: загрязнение окружающейприродной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека,растительному и животному миру; порчу, повреждение, уничтожение природныхобъектов, взятых под особую охрану государства; невыполнение обязательных мерпо восстановлению нарушенной окружающей природной среды и по воспроизводствуприродных ресурсов.
Однако мерыответственности за причинение вреда комплексам природных объектов, находящихсяпод особой охраной государства, пока еще, к сожалению, не находят должногоотражения в законодательстве. Ситуация меняется с выходом нового Кодекса обадминистративных правонарушениях (КоАП) РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002г., и то только на уровне административной ответственности. В Уголовном кодексеРФ эта проблема пока не решена. Но об этом поговорим в следующей лекции поорганизационным и правовым основам охраны окружающей среды.

Литература
1.    Авраменко И.М. Вводный комментарий кЗемельному кодексу РФ. Ростов-на-Дону, 2007.
2.    Авраменко И.М. Природопользование.Белгород, 2007.
3.    Арустамов Э.А. Природопользование.М., 2006.
4.    Боголюбов С.А. Экологическое право.М., 2009.
5.    Закон РФ «Об охране окружающейприродной среды» // Российская газета. 2002. Январь.
6.    Комментарий к Закону РФ «О животноммире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2002.
7.    Коробкин В.И. и др. Экология.Ростов-на-Дону, 2006.
8.    Реймерс Н.Ф. Природопользование:Словарь-справочник. М, 2008.