Экономическое развитие стран за послдение 5 лет на примере Украины Белоруссии Казахстана и Узбекистана

–PAGE_BREAK–С точки зрения структурных реформ, Казахстан выбрал сингапурский вариант развития: быстрые экономические реформы, но неспешные реформы политические. Осуществление в 1995-1997 гг. правительством страны ряда экономических реформ и ускорение приватизации позволило в основном стабилизировать экономическое положение. Таким образом ключевые промышленные активы были приватизированы, и появился мощный индустриальный каптал. Для поддержания стабильного конкурентоспособного государства был необходим консенсус элит. Был выстроен «жесткий треугольник»: сильные финансово-промышленные группы, сильный президент и сильное государство.
Таким образом уже в 1996 году темп роста ВВП стал положительным и к концу 90х гг экономическая ситуация стабилизировалась. Основная ставка была сделана на резкое увеличение добычи нефти и ее экспорта за рубеж. Для этого у страны были все условия – разведанные еще в советское время крупные нефтяные месторождения и подкрепленные гигантскими финансовыми ресурсами предложения со стороны грандов мирового нефтедобывающего бизнеса. При этом, Казахстан не стал делать ставку на представителей какой-то одной страны, наоборот сейчас на казахстанских месторождениях работают как американские, британские, французские, китайские специалисты, так и российские.
Таким образом, проведенные жесткие, но результативные реформы позволили придать экономике страны поступательный характер. Если в 1995 году ВВП на душу населения составлял 1 052 доллара США, то уже по итогам 2005 году этот показатель составил 3 620 долларов. Средний темп роста ВВП за 200-2004 гг составил 10,3%. По итогам 2005 года – 9,4%. Трансформационный спад казахстанской экономики после развала СССР составил, как и в России, примерно 40%. А в 2004 году ВВП Казахстана превысил уровень ВВП 1991 года. В рейтинге экономической свободы, опубликованном в январе 2006 г., страна занимает 113 место, опередив Россию (122 место). Тем не менее, в обозримом будущем экономика Казахстана сохранит зависимость от работы топливно-энергетического сектора. Если в 2001 году доля ТЭКа в ВВП составляла 25,4%, то уже в 2005 году она превысила 50%. Поэтому, еще в 2002 году была поставлена задача сменить приоритеты в экономической политике и принять активные меры по диверсификации экономики, развитию производств с высокой добавленной стоимостью. Была разработана Стратегия индустриально-инновационного развития, которая выбрала 23 наиболее перспективных сектора экономики: нефтехимия, нефтегазовое машиностроение, переработка сельхозпродукции; планируется создание металлургические кластеров, центров переработки хлопка и других инновационных проектов.
Что же касается отношений Казахстана с Россией, то для России особенно важным оказывается вписаться в выбранную Казахстаном экономическую модель развития. Поэтому экономически оправданные инвестиции России в экономику Казахстана вполне оправданны. Тем более, что у России есть все шансы повлиять на развитие экономики Казахстана и изменить ее характер изотропного на анизотропный, в котором России будет отдано предпочтение. Первые шаги на встречу уже сделаны: Казахстан и Россия подписали учредительные документы о создании трёх совместных предприятий в области атомной энергии. Достигнуты договоренности об условиях закупки «Газпромом» казахстанского газа. Недавно в ходе официального визита Владимира Путина в Казахстан 9-10 мая 2007 года были обсуждены варианты транспортировки среднеазиатского газа в Европу. Москву не устраивает проект транскаспийского газопровода (импорт нефти и газа из юго-восточной зоны, в том числе из Казахстана и Азербайджана через Украину в Польшу и дальше в направлении Германии), который минует территорию России. Если Путин убедит коллег рассмотреть альтернативный вариант трубопровода, Москва существенно усилит геополитические позиции в регионе. В Астане также был подписан российско-казахстанский план действий на 2007-2008 гг., соглашения о создании международного ядерного центра и о создании в регионах торговых представительств двух стран. Были также обсуждены и вопросы, связанные с расширением казахской газотранспортной системы, совместные проекты по оптимизации маршрутов транспортировки природного газа. В РАО ЕЭС твердят о грядущем дефиците электроэнергии в России, компания анонсирует феноменальные инвестиционные планы по строительству новых станций. Но ведь у нас «под боком» — 2 ГВт свободной мощности экибастузской ГРЭС-1 и недостроенная ГРЭС-2 проектной мощностью в 4ГВт. Поэтому у России есть все мотивы и перспективы для развития стратегически партнерских отношений с Казахстаном.
1.3.         Экономика Украины
1.3.1. Общая характеристика страны
Украина – государство Восточной Европы. Граничит с Россией, Белоруссией, Румынией, Молдовой, Польшей, Венгрией, Словакией. После принятия 24 августа Акта провозглашения независимости Украина стала самостоятельным государством. Государственный строй Украины – республика, с 28 июня 1996 года действует Конституция. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Единым органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная рада Украины, кабинет Министров Украины является высшим органом в системе исполнительной власти, высшим судебным органом является высший Конституционный Суд Украины. Территория Украины делится на отдельные части — административно-территориальные единицы. Такими единицами являются 24 области, Автономная Республика Крым и два города центрального подчинения Киев и Севастополь с численностью населения около 2.7 миллионов человек и 390.1 тысяч человек соответственно. Киев является столицей Украины. Государственный язык – украинский, национальная валюта – гривна. Общая численность населения Украины составляет около 46 миллионов 590.4 тысяч человек, территория Украины — 603.7 тыс. кв. км. 80% жителей Украины составляют украинцы, остальные – русские, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки и др. Основной религией является христианство, но исповедуются также иудаизм и мусульманство.
1.3.2. Экономико-теоретичекий анализ развития страны за последние 5 лет
Во времена существования Советского Союза Украина обладала мощным промышленным потенциалом, основу которого составляли хорошо развитые машиностроение, металлургия и металлообработка, а также ряд других отраслей. В период с 1992-1999 в украинской экономике наблюдалось падение производства во всех отраслях, а реальный ВВП страны сократился на 55.4%. И только в конце 1999 года был отмечен положительный рост экономики и с этого момента экономика Украины демонстрирует устойчивый рост.  В 2000 году ВВП возрос на 5.9%, в 2001 году – на 9.2%, в 2002 году – на 5.2%. По мнению руководства Минэкономики Украины, динамика основных макроэкономических показателей в 2002 году замедлилась почти вдвое по сравнению с предшествующим годом. Это обусловлено в первую очередь неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой рынка и низкими темпами модернизации экономики. В Украине были проведены экономические реформы либерального характера, но они не дали ожидавшихся позитивных результатов. Либерализация, приватизация, финансовая стабилизация в части монетарных и бюджетных ограничений не привели к повышению украинской экономики, к появлению новых факторов эффективного роста. Прирост промышленного производства в 2002 году составил около 7.0% (в 2001 году – 14.2%). При этом около 60% общего роста промышленности обеспечили отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Так, наибольший рост наблюдается на предприятиях по производству кокса и продуктов нефтепереработки, что обусловлено стабильной работой нефтезаводов после продажи пакетов акций инвесторов, в частности российским. Далее следует деревообрабатывающая промышленность и машиностроение. На последнем месте металлургическая и легкая промышленность.  Начиная со второго полугодия 2002 года улучшилась ситуация на внешних рынках. Украинские экспортеры получили конкурентные преимущества на мировых рынках ввиду девальвации гривны в условиях дефляции в Украине при значительном росте цен в странах – торговых партнерах. Кроме того, продолжался процесс диверсификации внешней торговли Украины и переориентации рынков сбыта. В частности, доля США и России в украинском экспорте сократилась, в то время как страны Азии, Африки и ЕС увеличили свою часть в структуре экспорта. Прирост экспорта товаров составил 7.9%, данное увеличение осуществлялось за счет улучшения внешних условий на рынках металлов и увеличения экспорта зерновых. В 2002 году практически не поднимались тарифы на электроэнергию, газ и коммунальные услуги, что стало одной из причин дефляции, которая составила 0.6%, несмотря на то, что в 2001 году инфляция составила 6.1%. Одной из основных причин дефляции Минэкономики Украины считали снижение цен на продовольственные товары на 2.3%, что было вызвано административным влиянием в начале года на местные органы для контроля за динамикой цен и ростом цен на сельскохозяйственную продукцию на 10%.
Президентские выборы, состоявшиеся в октябре — декабре 2004 года на Украине, несмотря на наличие многочисленных кандидатов, в принципе стали политической битвой между действующим (на момент выборов) премьер-министром Виктором Януковичем и бывшим премьер-министром и лидером оппозиции Виктором Ющенко. Выборы проходили в крайне тяжелой обстановке, характеризовавшейся массовыми нарушениями избирательного законодательства, обвинениями в подлогах и фальсификациях, запугиванием избирателей, крайней предвзятостью СМИ и даже попыткой отравления одного из основных кандидатов — Виктора Ющенко.
Согласно официальным данным второго тура, объявленным 23 ноября, выборы выиграл Янукович, однако Ющенко и его сторонники, как и многие западные наблюдатели, заявили о фальсификации результатов. Это привело к серьёзному политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим название «Оранжевая революция». В результате Верховный суд Украины аннулировал результаты выборов и постановил провести повторно второй тур выборов в котором победил Виктор Ющенко. Янукович, занимавший пост премьер-министра Украины с 2002, пользовался поддержкой действующего президента Леонида Кучмы, а также Российской Федерации и её Президента Владимира Путина. Ющенко же считали прозападным кандидатом, которого поддерживали Евросоюз и США. Осень-зиму 2004 года связывают с политическим кризисом в Украине, в который были вовлечены не только ведущие политические и общественные деятели, политические партии и все ветви законодательной, исполнительной и судебной власти, но и также практически все население страны. Также в это время была проведена политическая реформа: внесение изменений в конституцию, которые ограничивали полномочия президента и передавали их парламенту с 1 января 2006 года. На протяжении всего 2005 года Украина испытала ряд шоков: помимо политического также имели место бензиновый, мясной, сахарный, реприватизационный. Вследствие этого в 2005 году отмечался спад в промышленности Украины, замедление темпов роста экономики, ухудшилась ситуация почти во всех отраслях промышленности. ВВП составил только 2.6% а промышленный рост только 3%. Ухудшилась ситуация с экспортом металлургической промышленности. Усилилась переориентация импорта с инвестиционных товаров на товары потребительского назначения. Но, несмотря на это, в 2006 году тенденции стали обратными. Усилился внешний спрос на мировых рынках, ускорился приток иностранных инвестиций. ВВП составил 7%, а промышленный рост 6%. Важно отметить, что с 1 февраля 2006 года, по решению США, Украина является страной с рыночной экономикой, что благоприятно повлияет на ее внешнеэкономические связи с другими странами. Черная металлургия – одна из стратегических отраслей для Украины, обеспечивающая наполнение торгового баланса. В последние годы черная металлургия демонстрирует рост, за последние 5 лет выручка в среднем на металлургических предприятиях увеличилась на 158%. На это в первую очередь повлиял рост цен на мировом рынке. Необходимо заметить, что в СНГ  цены не всегда следуют за мировыми. Динамика цен в Украине не показательна и часто реагирует не на экономические, а на политические события в стране. В металлургическом секторе работают 14 металлургических комбинатов и заводов. Несмотря на огромное значение для страны, черная металлургия еще не раскрыла свой потенциал. В итоге в 2005 году металлургические предприятия заработали около 1 млрд. $ и эта цифра растет с каждым годом.  Интересно также отметить, что Украина имеет огромный потенциал практически всех видов возобновляемых источников энергии. При желании в ближайшие 10 лет можно решить вопросы электроэнергии и теплоснабжения за счет энергии солнца, ветра, гидроэнергетических ресурсов и т. д.
В 2007 году за период с января по март реальный ВВП составил 8%, а номинальный ВВП – около 132252 млн. грн. ВВП на душу населения на конец 2006 года составил 6810$ США.  Наибольший прирост валовой добавленной стоимости наблюдался в перерабатывающей промышленности – на 14.4%, строительстве – на 14.2%, торговле – на 14.1%. В первом квартале 2007 года прирост производства в промышленности составил 12.5%. Объем экспорта внешней торговли за январь-март составил 6618.2 млн. $ США. Среди главных торговых партнеров экспортные поставки больше всего выросли к Российской Федерации, Венгрии, Турции, Беларуси, Италии, Польше и Германии. Основу товарной структуры внешней торговли Украины составляют недрагоценные металлы и изделия из них, минеральные продукты, продукция химической отрасли, механическое и электрическое оборудование, транспортные средства и путевое оборудование. Объем импорта за январь-март 2007 года составил 7998.2 млн. $ США. К странам СНГ был экспортирован 34% всех товаров, к другим странам 66%, в том числе к странам ЕС – свыше 31%. Из стран СНГ импортирован 49% всех товаров, из других стран – 51%, в том числе из стран ЕС – почти треть. Российская Федерация остается наибольшим торговым партнером Украины. На 21 мая 2007 года курс официальный гривны к доллару США составляет 505.00 гривен за 100 долларов, к евро – 680.5885 гривен за 100 евро, к российскому рублю – 1.9536 гривен за 10 рублей.
Существующая экономическая модель обеспечивала в течение последних 5 лет динамичный экономический рост, однако во многом была сориентирована на использование имеющихся резервов, прежде всего свободных производственных мощностей, ценовой конкурентоспособности, особенно на протяжении 2004 года, и мировой экономической конъюнктуры. Однако эти резервы в настоящее время уже в основном исчерпаны. На пути дальнейшей трансформации Украине необходимо преодолеть долговой характер экономики, как во внутренних, так и во внешних экономических отношениях. В особенности неблагоприятным фактором является большая долговая зависимость Украины от внешних кредиторов (по состоянию на 31 декабря 2006 года общий объем государственного долга составил 66,897 миллиарда гривен), проведение таких политических реформ, которые позволят достичь стабильных темпов экономического роста в среднесрочной перспективе. Основной стратегической задачей на 2006-2010 года является восстановление основных показателей человеческого развития путем повышения занятости, оплаты труда, увеличения затрат на образование, здравоохранение. Также на период 2010-2020 года общество должно обеспечить выравнивание показателей социально-экономического развития Украины и стран Европейского Союза, а по некоторым показателям, в том числе показателям научно-технического развития, вполне возможно и опережение, поскольку сегодня по некоторым из них Украина отстает почти незначительно. Основными целями внешнеэкономической политики  Украины являются вступление в ближайшее время в ВТО, а затем и в ЕС.
В 1990-е годы Россия, по существу, оказалась в зависимости от Украины с точки зрения своего энергоэкспорта, поскольку именно через украинскую территорию пролегал единственный газопровод из России в Западную Европу. Компания «Нафтогаз Украины», осуществлявшая транзит российского газа через украинскую территорию, накопила гигантскую задолженность перед «Газпромом» и занималась несанкционированным отбором российского газа. Для того, чтобы избавиться от транзитной зависимости от Украины, был осуществлён проект строительства газопровода Ямал — Европа в обход Украины — через Белоруссию и Польшу. В конце 1999 он был открыт. Российско-Украинские отношения осложнились тем фактом, что В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Недавно был согласован план действий межгосударственной комиссии Путин-Ющенко на 2007-2008 года, где стратегической задачей в отношениях дух стран было и остается обновление так называемого Большого Договора о сотрудничестве Украины и России, подписанный десять лет тому назад, в 1997 году. За истекший период накопились некоторые проблемы. В рамках комиссии Путин-Ющенко существует Экономический комитет, который, собственно, и должен заниматься подобными проблемами.
Также было обращено внимание на то, что российско-украинский товарооборот сегодня смотрится достаточно скромно на фоне общих для каждой страны показателей: 5,95% в 2005 году и 5,5% в 2006-м. Это связано с проблемой продажи мясомолочной продукции Украины в Россию, но несмотря на это Россия все равно остается главным торговым партнером Украины.
1.4.         Экономика Белоруссии
1.4.1.                                Общая характеристика страны
Республика Беларусь расположена в центральной части Восточной Европы, в западной части Восточно-Европейской равнины. Граничит на северо-западе с Литвой, на северо-востоке – с Латвией, на северо-востоке и востоке – с Россией, на юге- с Украиной, на западе – с Польшей. Общая длина границ около 2969 км. Выхода к морю страна не имеет. Общая площадь Белоруссии составляет 207,6 тыс. кв. км. Столицей Белоруссии является Минск. Белоруссия—унитарное демократическое социальное правовое государство. Глава государства — президент. избираемый на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Государственная власть в стране осуществляется на основе разделёния её на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата – Палата Представителей (110 депутатов), верхняя — Совет Республики (64 члена). Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет министров Белоруссии. Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституция — основной закон Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза, путем референдума. На 1 января 2007 года в стране проживало 9.714.200 человек. 81% жителей Белоруссии – белорусы, 19% населения представляют более 140 национальностей, в том числе: 11%-русские; 3,9%-поляки; 2.,45-украинцы; 0,3%-евреи. Окол 80% населения исповедуют православие, 14% — католики, 2% — протестанты.Административно- территориальное деление: Беларусь имеет 6 областей с центрами в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве. Каждая область делится на районы, города и другие территориальные и административно-хозяйстве нные единицы.
1.4.2. Экономико-теоретичекий анализ развития страны за последние 5 лет
Белорусская экономика со времен СССР зиждилась на крупных специализированных предприятиях, которые выпускали в основном конечную продукцию и тесно зависели от кооперационных связей с предприятиями, расположенными в других регионах Советского Союза. После распада СССР у них была чрезвычайно высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов, узость национального рынка, проблемы конверсии ВПК, занимающего высокую долю в промышленном производстве.
Но помимо проблем есть и факторы благоприятствующие динамичному развитию экономики страны. Это ее выгодное геоэкономическое положение, поскольку через Белоруссию проходят сухопутные транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказья с Европой. Кроме того, в республике сохранились относительно развитая коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий научный потенциал. Также у них развитый агропромышленный сектор. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.
В 1993 году Белоруссия столкнулась с экономическим кризисом. После некоторых реформ и политических расчетов экономическое взаимодействие с Россией приносит свои первые плоды. В 1996-1997 гг. начался процесс стабилизации ситуации в белорусской  промышленности, когда впервые после 1991 года был отмечен положительный прирост ВВП, что способствовало общему экономическому росту страны.
Особенно впечатляют результаты экономического развития Белоруссии в 1997 году. Помимо 10-процентного роста валового внутреннего продукта рост промышленного производства составил почти 18%, капитальных вложений — 19,5%, жилищного строительства — 26,6%. На треть снизилась безработица, госбюджет практически бездефицитен, обеспечена почти полная собираемость налогов, незначителен внутренний долг, а внешнего почти нет. В целом макроэкономические показатели Белоруссии в 1997 году оказались самыми благоприятными из всех стран СНГ. В результате объем промышленного производства в Белоруссии в 1997 году составил 76%.
Макроэкономическая политика страны после 2001 года оказалась более здоровой и благоприятной для устойчивого роста, чем когда-либо прежде. Этот период сопровождался более высоким уровнем инвестиций и чуть большим элементом реструктуризации предприятий. Однако изменение политики в области оплаты труда и доходов — переход от сдерживания доходов и заработной платы к активному стимулированию внутреннего спроса, который стал существенным фактором экономического роста, — имеет и негативную сторону. По словам старшего экономиста Всемирного Банка Льва Фрейнкмана, рост зарплаты и других затрат подрывает конкурентоспособность экономики.
По мнению известного белорусского экономиста Валерия Дашкевича, один из факторов экономического роста в Белоруссии заключается в том, что республика не спешила с реформами и смогла нарастить спрос на свои товары на крупных рынках России, Украины, Казахстана. По оценке ЕБРР, Белоруссия занимает последнее место среди 29 стран с переходной экономикой по глубине проведенных рыночных реформ.
Таким образом, уже в 2003 году по данным Международного Валютного Фонда ВВП на душу населения Белоруссии почти вдвое превышал показатели Украины и на 15—20% опережал Казахстан и Россию.
Благодаря экономической интеграции с Россией экономика Белоруссии в 2004 году выросла на 6,4%, а в 2005 году — на 7,8%. В настоящее время 12-18% ВВП Белоруссии обеспечивает Россия посредством  низких цен на энергоносители, реэкспорта нефти, таможенного союза и т.п.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2005 год, на Россию приходится более 80% экспорта товаров из Белоруссии и более 90% импорта среди стран СНГ и 36% экспорта и 61% импорта от внешней торговли со всеми странами.
На 2005 год рост промышленной продукции составил 11%. Однако прогнозируется снижение данного показателя из-за возникающих проблем со сбытом у белорусских предприятий. Причиной этому стала чрезмерная государственная поддержка, протекционизм, преференции российско-белорусского союза, которые не способствовали адекватной адаптации предприятий к условиям рыночной экономики. Ведь 80% экономики принадлежит госсектору.
Удвоив за 10 лет (1996—2005 гг.) свой ВВП, Белоруссия ставит задачу утроить его к 2010 году. 2005 год для Беларуси начался благоприятно. По сравнению с началом 2004 года валовой внутренний продукт увеличился на 8,9%; производство промышленной продукции на 10,5%; производство сельскохозяйственной продукции – на 10,1%; производство потребительских товаров на 10,2%; рост инвестиций в основной капитал составил 119,1%; объем внешней торговли товарами и услугами увеличился на 10,6%, в том числе экспорт товаров и услуг возрос на 19,5%. Впервые за последние годы Беларусь достигла положительного сальдо во внешней торговле товарами в размере 294,4 млн. долларов США.
ВВП на душу населения в 2006 году составил 7 903 доллара США и, согласно официальным данным, на 2007 год планируется рост ВВП на 9% при инфляции 6-8%.
Главными задачами развития являются повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, выравнивание показателей человеческого развития со странами ЕС.
В 1996 году  был создан Договора о Сообществе Беларуси и России. А уже через год, в 1997 году был подписан всеми известный Договор о Союзе Беларуси и России. для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. С 8 декабря 1999 официальное название Союза — Союзное Государство России и Белоруссии.
Среди основных программ сотрудничества России и Белоруссии можно выделить следующие направления:
·                  Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года;
·                  Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники;
·                  Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды (второй этап) на 2003-2006 годы;
·                  Развитие швейного машиностроения
·                  Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации;
·                  Развитие дизельного автомобилестроения;
·                  Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание программно-прикладных комплексов на их основе;
·                  Наукоёмкие компоненты общемашиностроительного применения;
·                  Организация серийного производства оборудования для выпуска химических волокон;
1.5.         Экономика Узбекистана
1.5.1. Общая характеристика страны.
Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии, граничит с Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном на юго-западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизией на северо-востоке, на северо-западе омывается Аральским морем. Узбекистан занимает площадь, равную 448,900 кв. км. На конец 2006 г, население Узбекистана составило 26,4 млн. человек. Валюта: узбекский сом (UKS). Узбекистан — многонациональная страна, 74,5% населения составляют узбеки, на долю русских приходится менее 6,5%, казахи — 4,1%, таджики — 4,8 и другие национальности. Почти все узбеки и другие среднеазиатские народы – мусульмане-сунниты. Русские и другие славянские группы населения принадлежат к православию. Имеются также небольшие еврейские общины.
В качестве основных административных единиц в границах Узбекистана выделены 12 областей, город Ташкент и Каракалпакская автономная республика (Каракалпакстан). Во главе администрации каждой из этих единиц стоит губернатор (хаким), которого назначает президент страны.Самый крупный город Узбекистана – Ташкент, столица страны, с населением 2,3 млн. человек.
В соответствии с Конституцией, принятой 8 декабря 1992 года, Узбекистан — суверенная демократическая республика. После провозглашения независимости началась перестройка государственного аппарата и формирование новой государственной системы. Высший государственный представительный орган – Олий Мажлис (Верховный Совет)–, осуществляющий законодательную власть, включающий 250 членов, избираемых по одномандатным округам. Олий Мажлис состоит из двух палат – Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса– пять лет.
Исполнительная власть сосредоточена в руках главы государства- президента, избираемого всеобщим голосованием на семь лет, глава правительства — премьер-министр.Законодательная власть: однопалатное Верховное Собрание (250 мест; члены избираются всеобщим голосованием на пять лет).Судебная власть: Верховный суд, судьи назначаются президентом и утверждаются парламентом.
1.5.2. Экономико-теоретичекий анализ развития страны за последние 5 лет
На момент обретения независимости экономика республики обладала рядом благоприятных факторов и условий. Помимо высоколиквидного на мировом рынке хлопка (чье производство было хорошо развито в годы СССР), страна занимала четырнадцатое место в мире по запасам природного газа, занимала седьмое место в мире по запасам урана (разведанные запасы – 55-80 тыс. тонн, прогнозные ресурсы, по данным МАГАТЭ, — 230 тыс тонн), имела значительные запасы золота, месторождения серебра, меди, свинца, цинка, вольфрама, угля и нефти. Поэтому вопреки ожиданиям., результаты экономического роста в Узбекистане в 1992-2001 гг., несмотря на проводимую в стране политику поэтапных преобразований, были лучшими по сравнению с результатами реформ в странах бывшего Советского Союза. В частности, первоначальный спад в экономике Узбекистана был наименьшим среди стран бывшего Советского Союза (18% к уровню предреформенного 1991 года), который закончился довольно рано, а, начиная с 1996 г., рост ВВП составлял в среднем 4% в год.
После распада Советского Союза стало очевидным стремление Узбекистана критически осмыслить мировой опыт и общепринятые рекомендации международных финансовых институтов в экономической политике для стран с переходной экономикой, Рассматривая их в контексте внутренних условий и потребностей, правительство Узбекистана избрало политику постепенных преобразований экономики. Несмотря на то, что приватизация жилья и малых предприятий была завершена в короткие сроки, а либерализация цен произошла в течение нескольких лет, государство все еще сохраняло контроль за распределением основных видов ресурсов в экономике и внешнеэкономическими связями. Приватизация крупных предприятий проводилась поэтапно, причем государство зачастую продолжало играть активную роль в регулировании деятельности крупных предприятий даже после их формальной приватизации.
Результаты экономических преобразований обусловили формирование так называемой «загадки экономического роста Узбекистана», что было использовано даже в названии исследования МВФ в 1999 г (Zettelmeyer, 1999). К 2001 году ВВП Узбекистана превышал уровень 1989 года на 3%. Это позволило Узбекистану первой из бывших союзных республик преодолеть трансформационный спад и восстановить дореформенный уровень производства.
Согласно официальным статистическим данным к 2000 г негосударственный сектор экономики производил 72,6% ВВП и обеспечивал 76% занятости (Министерство экономики Республики Узбекистан, 2002 г.). Однако правительство, по-прежнему сохраняло значительный контроль над крупными предприятиями, как государственными, так и формально приватизированными, а также производством хлопка и зерна, К концу 2001 года Узбекистан, имея рыночно-ориентированный частный сектор, все еще продолжал следовать стратегии развития, основанного на государственном регулировании.
В 2004 году произошел скачок темпов роста – с 4 до 7,7%. Фактором ускорения стала отмена административного нерыночного курса сума, вызвавшая вместе с конъюнктурным подъемом мировых цен на основные экспортные товары страны (золото, медь, хлопок) быстрый рост экспорта.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В 2006 г. ВВП вырос на 7.3%. В основном экономический рост поддерживается за счет потребительского бума. Спрос потребителей растет почти вдвое большим темпом, чем экономика в целом. Вклад государственного потребления и чистого экспорта в номинальном выражении очень высок.
Узбекская республика исторически является агроиндустриальной страной. Доля сельского хозяйства в ВВП (28%) превышает долю промышленности (21%). Хотя и говорится, что данное соотношение постоянно меняется: доля промышленного производства и транспорта постоянно увеличивается, сельского хозяйства – сокращается…
Узбекистан занимает пятое-шестое место в мире по производству (1,15 млн. тонн в год) и второе место в мире (после США) по экспорту хлопка-волокна. Сейчас ставится задача стимулирования текстильного производства внутри страны с тем, чтобы перейти к преимущественному экспорту готовой текстильной продукции, а не сырья. Помимо стимулирования производства с большей добавленной стоимостью это позволило бы частично решить проблему занятости, так как это весьма трудоемкая отрасль. Основные экспортные рынки для узбекского хлопка находятся в Азии, в Россию направляется не более 10%.
При добыче природного газа примерно 60 млрд кубометров в год более 80% используется на внутренние нужды, экспортируя более 11 млрд кубометров. Сказывается и наличие серьезной промышленности (в частности химической) и мощного сектора ЖКХ – главных внутренних потребителей газа. Кроме того, расширение экспортных поставок газа Узбекистаном, а следовательно, и инвестиции в добычу в расчете на экспорт серьезно ограничены дефицитом траснпортных мощностей. Для кардинального наращивания экпорта газа надо строить новые газопроводы, а это требует многомиллиардных инвестиций. Однако же в конце 2006 года наметилось и заметное ускорение роста инвестиций: они увеличились на 10%  по сравнению с 6.9% годом ранее, в частности, за счет роста объемов строительных работ. Рост инвестиций связан с завершением ряда ключевых проектов в цветной металлургии. В частности завершено строительство комплекса золотодобычи «Тигр» с технологией интенсивной гравитации, налажено производство рулонной полосы из меди и ее сплавов на АПО «Узметкомбинат», электрифицирован железнодорожный участок Арысь-Узбекистан. Завершен ряд проектов в текстильной промышленности (в том числе «Рамэл текстиль» в г. Ташкенте, СП «Маргилан-текс», ООО «Асртекс» в Бухарской области и др.).
Вся пятнадцатилетняя экономическая история Узбекистана есть образчик активной импортозамещающей промышленной политики государства с очень высокими таможенными тарифами. За 2006 г темпы роста выпуска промышленной продукции выросли на 9.2%. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в пищевой промышленности (29.8% г/г), а также в машиностроении и металлообработке (24.6%) за счет увеличения выпуска автомобилей (32.7%). Хотя даже этот факт не скроет того, что продавать машины за 4-5 тыс. долларов при себестоимости в 10-11 тыс. долларов долгое время нельзя. Поэтому сейчас сохраняются лишь крайне ограниченные точечные государственные инвестиции в химическую и добывающую отрасли. В то же время важные с точки зрения доли в совокупном объеме выпуска отрасли промышленности – топливная промышленность (при росте производства сжиженного газа на 7.2%) и цветная металлургия – остаются в ряду «аутсайдеров». Увеличение добычи в связи с высоким уровнем мировых цен должно стимулировать рост в этих отраслях.
В 2006 г. в структуре экспорта наибольший удельный вес занимал экспорт хлопка (около 26.7%), энергетических товаров (11.7%), металлов (10.1%), машин и оборудования (7.7%) и продуктов питания (3.8%). Почти четверть экспорта составляет статья «другие товары». В структуре импорта наибольший удельный вес у машин и оборудования (41.6%). В основном в структуре экспорта и импорта предприятий с иностранным участием преобладают машины и оборудование.
В Узбекистане сохраняется значительное регулирование внешнеэкономической деятельности. В частности, сохраняется регистрация экспортно-импортных контрактов в Министерстве внешнеэкономических связей. В Законе о внешнеэкономической деятельности устанавливается возможность государственной монополии на торговлю отдельными видами товаров, а также запрета на экспорт-импорт товаров, в частности, в целях поддержания платежного баланса.
В последние годы состояние платежного баланса позволяет постоянно наращивать валютные резервы Центрального банка примерно на USD 400 млн в год. Около 65% притока прямых иностранных инвестиций приходится на покрытие дефицита по торговле предприятий с иностранным участием, которое в основном формируется за счет ввоза импортных машин и оборудования. Одновременно с этим почти половина положительного сальдо от торговых операций идет на погашение внешнего долга, который оценивается в 45–50% ВВП. По оценке, по итогам 2006 г. в силу роста положительного сальдо торгового сальдо резервы могут увеличиться на USD 600 млн.
Ожидается, что в Узбекистане рост экономики составит около 7% с 2007 по 2008 год на основе благоприятных цен на природный газ и экспорта неуглеводородных товаров. В 2006 году рост ВВП в Узбекистане составил 7,3% на основе увеличения экспорта, денежных переводов от лиц, работающих за рубежом и роста производительности в сельском хозяйстве. Данный показатель гораздо выше среднего уровня роста в 5,2% в 2000–2005 годах.
Кроме того, отмечалось, что проводимая взвешенная бюджетно-налоговая политика обеспечила сбалансированность доходной и расходной частей бюджета, при одновременном сокращении налогового бремени на хозяйствующие субъекты, экономический рост, развитие предпринимательства расширило налогооблагаемую базу, что позволило обеспечить рост доходов госбюджета по сравнению с прогнозными параметрами текущего года.[1].
Однако, необходимо понимать реальное положение в Узбекистане. Так называемый рост – это фикция, известная в истории многократно. Так, еще в древнем  Китае, шелк давал деньги верхушке и шел на роскошь, при этом ВВП рос, а люди беднели. Узбекистан в этом отношении – классическая иллюстрация неравенства меджу социально-экономическим потенциалом и уровнем жизни: восточная «элита» с дворцами, и 72 % населения, живущих менее чем на 2 доллара в день (в России – 8 %).

Часть 2.              Статистический анализ развития всех 4 стран за последние 5 лет
2.1.         Актуальность статистического анализа
Страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. По данным ООН в 2006 году в СНГ – самый быстро развивающийся регион в мире. Поэтому является актуальным изучение экономического состояния и тенденций дальнейшего развития ближайших «соседей» — стратегических партнеров Российской Федерации. Для анализа показателей развития стран применим различные статистические показатели и методы.
2.2.        Статистический анализ экономического развития Казахстана за последние 5 лет
Для статистического анализа возьмем  основные показатели социально-экономического развития (в % к предыдущему году), отражающие развитие экономики Казахстана за период с 1995-2006 года.
Таблица 1[2].
На основе  таблицы 2 рассчитаем динамику по каждому из шести показателей.
Как видно из расчетов темпов темп прироста ВВП Казахстана (см. Таблицу 2), с 1998 года наблюдается положительный рост. В 2001 году рост достиг 13.5%, что явилось наибольшим показателем за период. Дальше заметно небольшое снижение и в 2006 году: прирост составил 10.6%. Продукция промышленности также демонстрирует положительный рост с 1998 года, наиболее высокий рост приходится на период с 2000-2002 года, а в последующие 4 года рост нестабилен, что связано с низкой конъюнктурой внешнего рынка и с сильным давлением государства на промышленный сектор экономики. Сельское хозяйство в Казахстане развивалось неравномерно, о чем свидетельствуют сначала высокий темп прироста в 1999 году (28%), затем была отмечена отрицательная динамика в 2000 и 2004 годах на 4.0% и 0.5% соответственно. Максимальный прирост инвестиций в основной капитал был зафиксирован в 2000 году и составил 49.0%, чему способствовало установление стабильной экономической и политической ситуации в стране, а также интенсивное развитие промышленности Казахстана в этот период.
 
Таблица 2.
Розничный товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Динамика этого показателя была положительная с 1995 года, только в период с 1999-2000 года было отмечен снижение темпов прироста, что связано с увеличением цен на товары и услуги. Индекс потребительских цен (далее ИПЦ) – это отношение стоимости определенного набора товаров или услуг в денежных единицах в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде. В Казахстане максимальный ИПЦ был в 1995 году. А минимальный прирост отмечен в периоде с 2001-2002 года.
По данным таблицы 3 проведем корреляционно-регрессионный анализ и выявим зависимость между двумя показателями – экспортом и ВВП Казахстана. За факторный признак Х возьмем экспорт, а за результативный У — ВВП. И рассмотрим, как объем экспорта влияет на объем ВВП.
Показатели экспорта и ВВП Казахстана ( в млн. $ США)[3]
Года
Экспорт
ВВП
1995
5250.2
20546.87
1996
5911
21035.36
1997
6497
22165.93
1998
5334.1
22135.25
1999
5871.6
16870.82
2000
8812.2
18291.99
2001
8639.1
22152.69
2002
9670.3
24636.60
2003
12926.7
30833.69
2004
20096.2
40743.19
2005
27849
57123.7
2006
38250.3
80414.80

Таблица 3.
График 1
На основе построенного нами корреляционного поля зависимости можно сделать первоначальное предположение о существовании связи между ВВП и экспортом Казахстана.
r(ху)-парный коэффициент корреляции
0.987135528
tнабл-наблюдаемое значения критерия
19.523922
tкрит.
2.228138842
Так как tнабл>tкр, то значит коэффициент корреляции признается значимым, т.е. между экспортом и ВВП существует линейная корреляционная связь.
С помощью инструмента программы MS EXCEL «Анализ данных—Регрессия» измерим тесноту корреляционной связи ВВП и экспорта и выявим характер этой связи.

F набл.
381.1835305
F крит.
4.964602701
Так как полученное при наблюдении значение Fнабл > Fкр, то, следовательно, уравнение парной линейной регрессии ВВП от экспорта при уровне значимости 0,05 является статистически достоверным.
Множественный коэффициент корреляции равен 0,987135528, что означает, 99% вариации результативного признака У (ВВП) определяется вариацией факторного признака Х (экспорта). Следовательно, уравнение линейной регрессии у=1,802617105х+8112,591029 признается значимым и означает, что изменение экспорта на единицу ведет к увеличению ВВП на 1,802617105 в абсолютном выражении.

График 2
Данный график еще раз подтверждает, что между экспортом и ВВП Казахстана существует сильная зависимость. С увеличением объема экспорта увеличивается объем ВВП.
Важнейшими показателями экономического развития страны, как известно, является валовой внутренний продукт – это стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за определенный период (год, месяц, квартал). Поэтому построим линию Тренда, чтобы предсказать объем ВВП и тенденцию его развития в следующие 2 года.
ВВП (млн. $ США)[4]
Года
ВВП
1995
20546,87
1996
21035,36
1997
22165,93
1998
22135,25
1999
16870,82
2000
18291,99
2001
22152,69
2002
24636,60
2003
30833,69
2004
40743,19
2005
57123,7
2006
80414,80
ТИП линии Тренда
R^2
Линейный
0,6033
Логарифмический
0,3491
Полиномиальный 2
0,9395
Полиномиальный 3
0,9958
Полиномиальный 4
0,996
Полиномиальный 5
0,9967
Полиномиальный 6
0,9969
Степенная
0,3951
Экспоненциальная
0,665
                               Таблица 4
Как видно из вышеприведенных таблиц, мы построим полиномиальный тип линии Тренда 6 степени, т.к. чем ближе полученные коэффициенты R2 к единице (0,9395), тем точнее линия тренда отображает динамику изменения наших показателей. Но т.к. полином – это все-таки парабола, мы сочли нужным для сбалансированного результата построить также линейный тип.

График 3
По графику можно предположить, что объем ВВП Казахстана будет расти в следующие 2 года по прогнозу как полиномиального, так и линейного типа Тренда. Экономическая и политическая ситуации благоприятствуют экономическому росту экономики. Но мы не можем с полной уверенностью утверждать, что наши предсказания по линии тренда достаточно точно спрогнозируют реальный уровень ВВП через 2 года, так как линия Тренда не учитывает многие посторонние факторы, оказывающие существенное влияние на его изменение. Политическая ситуация в стране, изменение мировых цен на энергоносители могут существенно изменить объем ВВП страны, учитывая также тот факт, что ВВП Казахстана на 58% зависит от экспорта топливно-энергетического комплекса.
2.3.        Статистический анализ экономического развития Украины за последние 5 лет.
Основные показатели социально-экономического развития  (в % к пред. году)[5]
                                                                                              Таблица 5.
На основе таблицы 5 рассчитаем динамику по каждому из шести показателей.
Как видно из расчетов темпов прироста ВВП Украины (см. Таблицу 2) с 2000 года наблюдается устойчивый рост. Именно с 2000 года экономика Украины начала стабилизироваться после почти 10 лет глубокого спада. Наибольший темп прироста ВВП был в 2004 году и составил 12.1%.Затем за период с 2005-2006 гг. наблюдается, что вызвано политическим кризисом в стране. Продукция промышленности начала расти с 1999 года. За период с 1999-2006 года рост был крайне нестабильный, что было вызвано рядом шоков, которые испытала Украина в период с 2001-2005 гг. Наибольший прирост в промышленности был в 2003 году и составил 16%. Продукция сельского хозяйства развивается неравномерно. В последние несколько лет украинские аграрии сокращают площади под сахарной свеклой, что объясняется в первую очередь недостаточностью финансовых средств для приобретения различных удобрений, а также низким качеством сельхозтехники. Наибольший прирост инвестиций в основной капитал был отмечен в 2003 году и темп прироста составил 31%.

Таблица 6.
Объем розничного товарооборота демонстрирует рост с 2000 года. Начиная с 2003 года темпы прироста довольно высокие, что было вызвано снижением цен на продовольственные товары в условиях дефляции в Украине в 2002 году. ИПЦ имеет тенденцию к снижению, так как цены на потребительские товары, на продовольственные товары снизились.
По данным таблицы 6 проведем корреляционно-регрессионный анализ и выявим зависимость между двумя показателями – факторным признаком Х (промышленность) и результативным признаком У (ВВП)Украины.
Показатели промышленности и ВВП Украины (в % к предыдущему году) по табл.6
Года
Продукция промышленности
ВВП
1995
88.00
87.80
1996
95.00
90.00
1997
99.70
97.00
1998
99.00
98.10
1999
104.00
99.80
2000
112.00
105.90
2001
114.00
109.20
2002
107.00
105.20
2003
116.00
109.60
2004
112.00
112.10
2005
103.00
102.60
2006
106.00
107.00
    продолжение
–PAGE_BREAK–